Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Все документы (2494)

Кадастровые и землеустроительные работы (41)

Техническая инвентаризация объектов недвижимости (12)

Государственный кадастр недвижимости (33)

Геодезическая и картографическая деятельность (11)

Разъяснения (письма) Роснедвижимости (2)

Приказы и письма Минэкономразвития России (299)

Приказы и письма Росреестра (656)

Саморегулирование кадастровой деятельности (11)

Законопроект №993592-7 (о порядке уточнения в документах территориального планирования)

Исторически сложилось множество ситуаций, когда в соответствии за данным правилом зафиксировать границы населенных пунктов в ЕГРН невозможно. Законопроектом предлагается добавить ряд положений, позволяющих хоть как-то решать эту проблему.

Например, если пересекаемый земельный участок предназначен для размещения линейного объекта, то предлагается делить его «автоматически» без межевого плана. Если же пересекаемый границей населенного пункта земельный участок сам пересекается с каким-то еще земельным участком, то такой земельный спор может длиться десятилетиями. Поэтому законопроектом предлагается просто игнорировать такие участки с пересечениями, лишь делая пометку о необходимости уточнить границы населенного пункта когда-нибудь потом, когда спор будет разрешен. Также предлагается снизить с 75% до 50% предельное значение площади пересечения, указанное выше. В законопроекте есть и ряд других положений, упрощающих в том числе процедуру актуализации градостроительных документов по данным ЕГРН.

На данный момент законопроект поддержала Национальная палата кадастровых инженеров и Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Росреестром опубликован проект закона № 01/05/02-22/00125052, который упрощает внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (Далее – ЕГРН) о границах территориальных зон, населенных пунктов и земельных участков.

В пояснительной записке сообщается, что на 01. 2022 в ЕГРН внесено 42,3% границ населенных пунктов и 30% границ территориальных зон.

Отметим, что отсутствие в ЕГРН таких границ влияет на градостроительный потенциал муниципалитетов и регионов, возникают земельные споры.

Что такое территориальные зоны читайте в нашей статье: «Что такое территориальные зоны и почему важно о них знать».

Одним из препятствий для внесения сведений является наличие пересечений границ населенных пунктов и территориальных зон с границами земельных участков: частных и муниципальных.

В соответствии с законопроектом предлагается упростить данную процедуру и пересечение границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, на котором располагаются линейные объекты (например, дорога или трубопровод) исключить из числа препятствий для внесения границ в ЕГРН.

Отмечается, что: «устранять пересечения будет орган регистрации прав при государственном кадастровом учете после уточнения границ земельных участков, в том числе для исправления реестровой ошибки».

Росреестр имеет право самостоятельно вносить изменения в сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН, если 75 и более процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны.

Законопроектом предлагается вносить такие изменения, если соотношение будет более 50 процентов земельного участка. В том числе это относится к ситуациям, если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие границы.

«Орган регистрации прав в случае наличия в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и сведений о местоположении границ земельных участков, в соответствии с которыми земельные участки расположены в границах населенного пункта, обеспечивает внесение в ЕГРН сведений о принадлежности земельных участков к категории земель населенных пунктов без представления в орган регистрации прав решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об отнесении таких земельных участков к землям населенных пунктов».

По истечении одного месяца орган регистрации будет вносить изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков без согласия его правообладателя, если не поступят необходимые документы.

С полным текстом документа Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Законы».

Росреестр предложил упростить внесение данных о границах территориальных зон, населенных пунктов и земельных участков в ЕГРН. Такой законопроект опубликован для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Как отмечается в пояснительной записке, по данным на 1 января 2022 года, в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесено 42,3 процента границ населенных пунктов и 30 процентов границ территориальных зон. Отсутствие в ЕГРН границ влияет на градостроительный потенциал муниципалитетов и регионов, создается правовая неопределенность для владельцев земельных участков, возникают земельные споры.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

При этом территориальные зоны — это территории, объединенные возможностью застройки конкретными видами объектов. К примеру, они могут быть жилыми, или производственными. Одним из препятствий для внесения сведений о границах в ЕГРН является пересечение границ населенных пунктов и территориальных зон с границами участков. Сейчас законом запрещено вносить сведения о границах в таком случае.

Согласно законопроекту, пересечение границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, занятого, к примеру, трубопроводом или дорогой, или пересекающиеся по сведениям из ЕГРН участки не являются препятствием для внесения границ в реестр.

Устранять пересечения будет орган регистрации при государственном кадастровом учете после уточнения границ земельных участков, в том числе для ликвидации реестровой ошибки. Данные о внесенных изменениях сообщат органам госвласти и местным властям. Проектом закона предлагается также метод для уточнения границ участка, занятого линейным объектом, которые пересекают границы населенного пункта, муниципального образования и границы между регионами.

• В Госдуме попросят Правительство отчитаться об охране городских лесов
• В ходе строительства дорог по маршруту «Европа — Западный Китай» нашли нарушения
• Суд обязал защищать права граждан на жилье в случае банкротства банков

Росреестр может самостоятельно вносить изменения и сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН, если 75 и более процентов площади участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Законопроектом предлагается вносить такие изменения, если более 50 процентов участка, с границами которого пересекаются границы населенных пунктов или территориальных зон, принадлежит населенному пункту или находится вне его с одновременным изменением границ. В том числе это относится к ситуациям, если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие границы.

Помимо этого, уточняются требования к подготовке межевого плана, содержащего, в частности, сведения о частях участка, в случае, если при кадастровых работах обнаружено такое пересечение границ. Законопроектом также вводится определение понятия «пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка».

Исправлять реестровые ошибки в местоположении зданий и других объектов на земельном участке будет орган регистрации прав, говорится в документе. Предлагается сократить с трех до одного месяца срок, по истечении которого орган регистрации внесет изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ участка без согласия его правообладателя, если не поступят необходимые документы.

Ранее на заседании Совета Федерации одобрили закон, согласно которому разрешается продавать и покупать земельные участки, расположенные у водоемов с питьевой водой.

На портале проектов нормативных правовых актов размещен подготовленный Росреестром проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Законопроект разработан с целью усовершенствования порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав в описании местоположения границ земельных участков (ЗУ), муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, что является причиной пересечения границ земельных участков и муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и лесничеств.

В частности, устанавливается, что допускается изменение границ населенных пунктов без утверждения или изменения документов территориального планирования, в случае если при ведении Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или при установлении границ населенных пунктов и подготовке описания их местоположения выявлены пересечения между границами населенных пунктов и границами ЗУ.

Границы территориальных зон будут приводиться в соответствие с границами земельных участков, если между ними выявлены пересечения.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Если требуется внести изменения в схему территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского или муниципального округа, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков (ЗУ), то проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.

Несоответствие сведений о границах территориальных зон, содержащихся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), описанию местоположений границ таких территориальных зон, содержащемуся в ЕГРН, будет являться основанием для внесения изменений в ПЗЗ.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

В случае поступления от органа регистрации прав уведомлений об изменении описания местоположения границ территориальной зоны или границ населенного пункта в связи с устранением пересечения таких границ с границами ЗУ или в связи с устранением реестровых ошибок орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в ПЗЗ путем их приведения в соответствие со сведениями, указанными в уведомлениях. При этом утверждение изменений в ПЗЗ не требуется.

До внесения соответствующих изменений в ПЗЗ, в схему территориального планирования или генеральный план считаются достоверными сведения о местоположении границ территориальной зоны и населенных пунктов, содержащиеся в ЕГРН.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, кроме случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.

Для уточнения границ ЗУ, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами РФ, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного ЗУ в связи с уточнением местоположения границ такого ЗУ.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на ЗУ.

Устанавливается, что орган регистрации прав устраняет пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Вносить такие изменения будет возможно при условии, что более 50% площади указанного ЗУ находится в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Предусматривается сокращение с трех до одного месяца срока, по истечении чего после направления заинтересованным лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого ЗУ без согласия его правообладателя.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Помимо прочего законопроектом предлагается восемь оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав сделать основаниями для возврата заявления и документов, без рассмотрения.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных пунктов. Общественное обсуждение продлится до 3 марта текущего года.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Другие публикации по теме:

Кто и как сможет получить копии документов из ЕГРН, выражающих содержание сделок

Как изменится порядок предоставления сведений из ЕГРН

В Москве сформирована единая цифровая платформа градостроительной деятельности

Какие изменения вносятся в ГПЗУ

Как пустующие земельные участки вовлекут в хозяйственный оборот

Как расширится перечень случаев, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории

В каких случаях получать ТУ больше не потребуется

Изменены требования к цифровым топографическим картам и планам, используемым при подготовке документации по планировке территории

  • Новости
  • Общие новости

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение ФГБУ «ФКП Росреестра» по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов, сообщает. Пункт 3 статьи 11. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которому границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» (далее – Закон № 141-ФЗ) с 24 октября 2008 года. При этом до 24 октября 2008 года недопустимость пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков была предусмотрена статьей 84 ЗК РФ (в редакции от 25 октября 2001 г. ), согласно которой черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Кроме того, до вступления в силу ЗК РФ статьей 72 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25 апреля 1991 г. , было установлено, что городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта являласьвнешней границей земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяла их от других категорий земель. Таким образом, недопустимость пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов была предусмотрена законодательством и до введения Законом № 141-ФЗ главы 1. ЗК РФ. При этом недопустимость пересечения границ образуемых земельных участков с границами населенных пунктов действовавшим ранее законодательством (до 24 октября 2008 г. ) не была закреплена. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) с 11 августа 2017 года статья 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) дополнена положениями, согласно которым орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН в случае, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам, предусмотренным частями 8-11 статьи 34 Закона № 218-ФЗ. а также случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН. Исключение в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 года, а также земельных участков, образованных до 24 октября 2008 года, пункт 4 части 2 статьи 34 Закона № 218-ФЗ и Закон № 280-ФЗ не содержат. Необходимо отметить, что вышеуказанные положения статьи 34 Закона № 218-ФЗ были введены ЗаконОхМ № 280-ФЗ в том числе в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров (в том числе ЕГРН) и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Учитывая изложенное, полагаем, что неприменение пункта 4 части 2 статьи 34 Закона № 218-ФЗ при внесении в ЕГРН границ населенных пунктов, в том числе установленных до 11 августа 2017 года, в отношении земельных участков. государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 года, а также земельных участков, образованных до 24 октября 2008 года, будет являться нарушением действующего законодательства, а также может привести к неоднозначностиправового режима земельного участка в части отнесения его к той или иной категории земель. Вместе с тем, полагаем целесообразным поддержать предложение ФГБУ «ФКП Росреестра» по дополнению положений Закона № 218-ФЗ определением пересечения границ земельных участков с объектами реестра границ (населенными пунктами, муниципальными образованиями, границами между субъектами Российской Федерации, территориальными зонами). На рассмотрении Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находился проект федерального закона № 993592-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке уточнения в документах территориального планирования и градостроительного зонирования сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон, далее – законопроект). Указанным законопроектом предлагалось установить правомочие органа регистрации прав по разделу земельных участков, занятых линейными объектами, в случае если в соответствии с содержащимися в ЕГРН сведениями о границах таких земельных участков и представленных для внесения в ЕГРН границах населенных пунктов выявлено их пересечение. Указанный законопроект был поддержан Росреестром. Вместе с тем, 8 февраля 2021 года законопроект был снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в связи с отзывом авторами. Представленные ФГБУ «ФКП Росреестра» предложения будут учтены в рамках дальнейшей работы по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Создана: 02. 2021 12:10, обновление 02. 2021 12:59

239 читателей,
145 топиков

Добрый день. Делаю раздел земельного участка. В ЕГРН стоит с площадью 1700 кв. При выгрузке в программу получается 1705 кв. Делю, соответственно, площадь 1705 и получаю приостановку, что сумма площадей образованных зу не совпадает с площадью исходного зу, содержащейся в ЕГРН. Ладно. Переделала так, чтобы сумма площадей образованных давала 1700(тупо чуть уменьшила каждый образованный зу). Получаю вторую приостановку, что сумма образованных теперь не дает 1705 кв. Подскажите, что делать, чтобы удовлетворить палату?

Добрый день, помогите пожалуйста, в 1991 году был выдан земельный участок бабушке, участок состоял из двух участков, в синем свидетельстве просто общая площадь. Бабушка всю жизнь на них сажала картошку. Сейчас дочь вступила в наследство, решила отмежевать, картография отсутствует, смежники согласовали границы, которых не нашли так как деревня глухая согласовали через газету. Росреестр не пропускает, дайте подтверждение что участок двухконтурный. Может у кого была аналогичная ситуация?

Здравствуйте коллеги! Мной производится кадастровый учет в связи с образованием земельного участка и одновременным уточнением местоположения частей границ других смежных земельных участков, которые являются общей частью границ образуемого земельного участка. Регистратор пишет приостановку, в которой требует внести изменения в документ основание, по которому смежный земельный участок был поставлен на кадастровый учет (распоряжение 2017 года). Образуемый зу ставлю на основании распоряжения министерства транспорта. Обоснование наличие ошибки в местоположении границ смежников прописываю в зки. Я же не имею никакого отношения к тем документам на смежник и в нормативно-правовых актах я нигде не нашла, что кадастровый инженер обязан вносить в них изменения. Рассудите, пожалуйста.

Здравствуйте. Пришла приостановка при уточнении местоположения границ и площади земельного участка, участок двухконтурный. Участок раньше стоял на учете с границами, но по решению суда границы были исключены из кадастра (из-за пересечения с ранее учтенным участком, у которого границы были не установлены). Текст из приостановки: «При этом выгрузка сведений о координатах характерных точек границы не осуществляется в связи с содержанием ошибки при выборе необходимых элементов в межевом плане в формате XML при таком виде уточнения земельного участка (из землепользования в многоконтурный). »
Кто-нибудь сталкивался с похожей проблемой? Каким образом это можно исправить и можно ли вообще? Работаю в программе Технокад-Экспресс. Заранее спасибо.

Добрый день, коллеги. При выполнении работ по исправлению реестровой ошибки оказалось, что земельный участок пересекает границу территориальной зоны. Получила Уведомление о приостановлении, регистратор ссылается на ч. 2 ст. 85 ЗК. Администрация МО отказывается вносить изменения в границу территориальной зоны, просит сначала исправить границы ЗУ. Получается такой вот замкнутый круг. Впервые столкнулась с подобной проблемой. Может у кого есть опыт. Как выходили из ситуации? Поделитесь, пожалуйста.

Добрый день. Участок стоит на учете как ранее учтенный. Дата присвоения кадастрового номера 1999 год. В 2008 году в реестр были внесены границы земельного участка на основании Постановления администрации сельского поселения «Об утверждении проекта границ земельного участка». Сейчас сосед начал узаконивать свой дом, и выяснилось что граница смежного участка (который был уточнен в 2008 году) пересекает этот дом. Собственники согласны исправить смежную границу. Подали межевой план. Описала ситуацию про пересечение жилого дома, документы на который были выданы еще в 1998 году. Приостановка в связи с необоснованным изменением конфигурации. Ссылаются на то что ранее граница была внесена в реестр на основании постановления администрации. В таком случае нужно вносить изменение в данное постановление, чтоб изменить конфигурацию участка?

Пришла вот такая приостановка без ссылки на какой либо документ:
«Границы образуемого в счет земельных долей земельного участка 54:27:031001:84: ЗУ1 полностью располагаются в границах Особо охраняемой природной территории, реестровый номер 54:00-6. 19 — Государственный природный заказник федерального значения «Кирзинский» Новосибирской области, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. »
Может быть я что-то пропустил от Росреестра?

  • Что такое территориальные зоны и зачем они нужны?
  • Откуда берутся виды разрешенного использования в ПЗЗ?
  • Как определяются границы территориальных зон?
  • Документ основания подготовки сведений о территориальных зонах
  • Проблемы, возникающие при подготовке документов у пути их решения
  • Заключение

Что такое территориальные зоны и зачем они нужны?

На сегодняшний день в Земельном кодексе Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Ниже даны понятия таких терминов, как градостроительный регламент и правила землепользования и застройки.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующий территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) — размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки – один из документов градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа, а также порядок внесения в него изменений.

Иными словами, территориальная зона – это определенная территория, где действуют те или иные нормы. Границы такой терзоны (территории) установлены органом местного самоуправления.

В определенных случаях могут подлежать изменению, в том числе возможно также внести изменения и в правила землепользования и застройки.

Например, ранее были установлены границы территориальной зоны – зона промышленности.

При этом, при внесении в ЕГРН сведений о такой территориальной зоне выясняется, что в границы терзоны попадает участок с видом разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка. В данной зоне промышленности отсутствует такой вид разрешенного использования как – индивидуальная жилая застройка, и имеется ряд ограничений для собственника такого земельного участка.

Как же могло такое произойти?

Вероятно, при первичном определении границ территориальной зоны – зона промышленности, не были учтены ряд факторов: актуальное кадастровое деление территории, фактическая жилая застройка с имеющимися ранее выданными разрешениями на строительство на таком земельном участке и прочее.

В связи с чем, возникла необходимость внесения в карту градостроительного зонирования в отношении данной зоны изменений в части приведения в соответствии ее границ.

К сожалению, таких случаев на практике более, чем достаточно.

В связи с чем к точности определения границ территориальных зон необходимо подходить с высокой степенью ответственности.

Законом о государственной регистрации недвижимости также предусмотрена обязанность по внесению в ЕГРН сведений о территориальных зонах в случае принятия соответствующими органами решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Внесенная в ЕГРН информация о территориальных зонах в дальнейшем будет доступна для неограниченного круга лиц, наличие информации в выдаваемых выписках из ЕГРН, а также наличие информации о границах территориальных зон на публичной кадастровой карте позволит любому лицу получить необходимые сведения, не предпринимая никаких усилий по поиску актуальных утвержденных правил землепользования и застройки определенной территории: увидеть их можно на публичной кадастровой карте, подключив в слоях карты слой «территориальные зоны»:

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Откуда берутся виды разрешенного использования в ПЗЗ?

На сегодняшний день виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01. 2014 № 540.

Федеральным законом определена обязанность органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа приведения, установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором в срок – до 01. 2020.

Необходимо также учитывать, что с апреля 2019 года классификатор видов разрешенного использования претерпел значительные изменения.

В некоторые виды разрешенного использования внесен ряд изменений, а также добавлен ряд видов разрешенного использования, ранее отсутствующих в классификаторе. Например, появился, такой вид – как размещение общежитий, и зданий временного проживания граждан.

В большинстве случаев органами местного самоуправления проводятся работы по подготовке текстового и графического описания документа, воспроизводящего сведения о территориальной зоне и видах разрешенного использования для их внесения в ЕГРН, на основании уже утвержденных градостроительных регламентов и утвержденных ПЗЗ.

Законодательство не запрещает до 1 января 2020 года вносить в ЕГРН сведения о территориальных зонах с видами разрешенного использования, не соответствующими классификатору. Вместе с тем, органы местного самоуправления активно проводят работу по приведению ПЗЗ в соответствии с действующим законодательством.

Как определяются границы территориальных зон?

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Документы основания подготовки сведений о территориальных зонах

Для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах готовится текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. №650.

Несмотря на то, что вышеуказанным приказом введены новые требования, многие до сих пор считают, что для границ территориальных зон основным документом для внесения в ЕГРН сведений о терзонах является карта план объекта землеустройства.

Однако необходимо учитывать, что территориальные зоны с января 2018 года не являются объектом землеустройства, в связи с чем подготовка карта (плана) объекта землеустройства не требуется.

Какие же все-таки документы необходимы для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах?

Документом – основанием для подготовки документов в отношении территориальных зон являются решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы территориальной зоны. Таким документом является документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны. В качестве документов, необходимых для определения местоположения границ территориальных зон используются также сведения ЕГРН, картографический материал, ортофотопланы и другие сведения:

Документы основания подготовки сведений о границах территориальных зон

Решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны)

Сведения ЕГРН, Единая электронная картографическая основа, картографический материал, ортофотопланы, сведения дистанционного зондирования

Направляемые для внесения в ЕГРН документы должны быть подписаны электронно-цифровой подписью лица, подготовившего документы и лица, принявшего решение об утверждении ПЗЗ.

В случае внесения изменений в ПЗЗ необходимо также готовить и направлять документы для внесения таких изменений в ЕГРН для последующего отражения достоверных сведений в реестре недвижимости.

Проблемы, возникающие при подготовке документов у пути их решения

Существует ряд проблем при выполнении работ по подготовке документов в отношении территориальных зон:

Частично решение данной проблемы разъяснено письмом Росреестра от 17 января 2018 г. № 01-00357-ГЕ/18.

Данным письмом рекомендовано при подготовке документов руководствоваться требованиями, предъявляемыми к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными постановлением от 30. 2009 № 621 и использовать действующую в настоящее время XML-схему, используемую для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении ЕГРН с органами местного самоуправления.

Данная XML-схема – MapPlan_v01 позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01, соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны, а также предельные размеры земельных участков в соответствии с ПЗЗ. Стоит отметить, что внесению в ЕГРН подлежат все виды разрешенного использования, как основные, так и вспомогательные и условно разрешенные.

В связи с чем, при подготовке документов необходимо использовать данный формат XML-схемы. Виды разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны и иные характеристики территориальной зоны указываются в строке “Иные характеристики” раздела “Сведения об объекте землеустройства”.

Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

Учитывая, что часть документов готовится уже по утвержденным картам градостроительного зонирования, которые только схематично отображают контур границ территориальных зон, и которые были в большинстве случае подготовлены без учета сведений о кадастровом делении территории, часто возникает проблема определения контура границ терзоны для ее внесения и отображения в ЕГРН.

Зачастую информация, воспроизводимая с утвержденных карт градостроительного зонирования, содержащих сведения о местоположении границ территориальных зон, не соответствует сведениям актуального кадастрового деления.

При этом, в соответствии с положениями 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» и Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках.

Для решения данной проблемы необходимо проводить тщательный анализ исходных данных, получаемых от органов местного самоуправления, учитывать границы земельных участков, внесенных в ЕГРН, информацию о красных линиях, о линиях магистралей, улиц, проездов, границы населенных пунктов и муниципальных образований, естественных границах природных объектов.

Существует и следующий проблемный момент: большое количество ранее учтенных участков в ЕГРН не имеют сведений о координатах характерных точек границ, а также на любой территории имеются неразграниченные земли, информация о границах которых отсутствует в ЕГРН.

В связи с чем, при установлении границ на данной территории необходимо максимально точно определять контур границы терзоны. В противном случае, в дальнейшем при образовании земельных участков из земель, а также при уточнении границ ранее учтенных земельных участков, могут возникнуть основания для приостановления осуществления кадастрового учета в связи с пересечением границ уточняемых или образуемых участков земли с границами внесенных терзон. Могут возникнуть жалобы со стороны собственников таких участков.

Для того что бы данных проблем не возникало, необходимо при определении границ территориальных зон при наличии неразграниченных земель учитывать сведения о красных линиях, линиях магистралей, улиц, проездов, естественных природных объектах, а в случае при прохождении границ территориальных зон по отсутствующим в ЕГРН границам ранее учтенных земельных участков, при выявлении спорных вопросов по расположению границ земельных участков, непрошедших процедуру кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, при невозможности определения границ картометрическим методом на основании картографических данных, необходимо проводить межевые работы для исключения выявления в последующем ошибок в расположении границ территориальных зон, используя геодезический метод, либо метод спутниково-геодезических измерений.

Одним из самых распространенных и малозатратных методов определения координат характерных точек границ территориальных зон является – картометрический.

Вместе с тем использовать его возможно только при наличии картографического материала определенного масштаба. При отсутствии картографического материала необходимого масштаба, необходимо использовать другие методы, позволяющие определить координаты характерных точек границ.

Что же делать, когда из-за стоящих на кадастровом учете земельных участков невозможно отобразить границы территориальной зоны, отраженные на карте градзонирования?

Например, нередки ситуации, при которых согласно данным карты градостроительного зонирования населенного пункта на определенной территории расположены несколько территориальных зон. Вместе с тем, при анализе местоположения границ территориальных зон с учетом сведений ЕГРН, выявлено пересечение границ этих территориальных зон с земельным участком, который фактически расположен на территории всех этих территориальных зон.

Данное основание в определенных случаях создает невозможность внесения в ЕГРН сведений об установленных территориальных зонах.

В этом случае необходимо вносить изменения в графическую часть правил землепользования и застройки, либо проводить работы по разделу земельного участка, в случае если имеется возможность.

Необходимо также отметить, что это не касается земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, для разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ и прочих объектов.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что только тщательная предварительная работа по изучению исходных данных, запрос, получение и использование картографического и иного материала, использование актуальной информации о границах земельных участков, содержащихся и отсутствующих в ЕГРН, решение спорных вопросов о прохождении границы территориальной зоны с органом, утвердившим правила землепользования и застройки, а также использование корректного метода определения координат границ территориальных зон, позволит подготовить качественный материал, необходимый для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН.

Высококвалифицированные специалисты, в том числе проектировщики, ООО «РКЦ» помогут Вам разобраться в документах территориального планирования, градостроительных регламентах и оказать консультационную помощь в таком сложном вопросе, как внесение в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, а в случае возникновения необходимости внесения изменений в карты градостроительного зонирования и правила землепользования и застройки проведут полный комплекс работ от анализа исходных данных до размещения документов территориального планирования на ФГИС ТП.

Ответы Росреестра на вопросы, заданные в ходе совместного совещания со своими территориальными подразделениями

Уважаемые члены Ассоциации!

20 мая 2022 года Росреестр совместно со своими территориальными подразделениями провел совещание по вопросам, касающимся принятия государственными регистраторами прав решений о приостановлении учетных действий в связи с ошибками, допускаемыми кадастровыми инженерами при подготовке межевых и технических планов.

Предлагаем ознакомиться с ответами ведомства на вопросы, заданные в рамках прошедшего мероприятия (прилагаются).

В рамках совещания были заданы и рассмотрены следующие вопросы:

Первая публикация: 10. 2022 00:10
, Обновление: 10. 2022 00:12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *