Так, уточнены критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденные Приказом Минэкономразвития от 26 октября 2020 г. N 707. В частности:
установлены дополнительные требования к органам по сертификации, выполняющим работы по подтверждению соответствия гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
установлены критерии аккредитации медицинских лабораторий, закреплены перечни документов и сведений, подтверждающих соответствие медицинской лаборатории критериям аккредитации.
Кроме этого, приказом перечень документов, прилагаемых к заявлениям об аккредитации, о расширении области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденный Приказом Минэкономразвития от 29 октября 2021 г. N 657, дополнен сведениями о банковских реквизитах заявителя, аккредитованного лица, необходимыми для заключения договора заявителя, аккредитованного лица с экспертной организацией.
Документом предусмотрены и иные изменения в целях совершенствования законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития от 29 октября 2014 г. N 684 “Об утверждении формы анкеты самообследования соответствия критериям аккредитации”.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Дата публикации на сайте: 21.03.2023
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Зарегистрировано в Минюсте России 16 ноября 2020 г. N 60907
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ
АККРЕДИТАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 и частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2018, N 31, ст. 4851) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые критерии аккредитации и перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее – критерии аккредитации).
2. В отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа, и заявителей до 1 июля 2021 г. соответствие требованиям абзаца третьего пункта 4.1 критериев аккредитации подтверждается наличием у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет.
3. Абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего подпункта 4.1, абзаца третьего подпункта 4.2, пункта 4.3, пунктов 7 – 10, абзаца второго подпункта 24.4, подпункта 24.7.2.3, пункта 25, абзацев первого и третьего подпункта 29.2, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 июля 2021 г., пунктов 12 – 16, 18, 22, 31 – 35 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 января 2022 г., и действует до 1 января 2027 года.
к приказу Минэкономразвития России
от 26.10.2020 N 707
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минэкономразвития России от 30.12.2020 N 877,
от 29.10.2021 N 657)
(п. 1 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 29.10.2021 N 657)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 30.12.2020 N 877)
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №707 от 26.10.2020 г. “Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации” подготовлен в рамках реализации программы “Реформа контрольной и надзорной деятельности”, паспорт которой был утвержден протоколом от 21.12.2016 N 12 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проведение аккредитации лаборатории становится важным шагом на этом пути.
Среди заявленных целей реформы контрольной и надзорной деятельности – снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, а также рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В Послании Президента Российской Федерации от 20.02.2019 была озвучена задача прекратить с 01.01.2021 действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственных региональных приказов, писем и инструкций. Следует обновить нормативную базу и сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям. Одной из таких задач является аккредитация испытательной лаборатории в Росаккредитации.
Для исполнения поставленной задачи Правительством РФ был утвержден План мероприятий (дорожная карта) от 29.05.2019 N 4714п-П36, а также принято постановление Правительства РФ от 30.01.2020 N 65, которым были признаны утратившими силу с 01.01.2021 акты Правительства РФ и их отдельные положения, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Именно поэтому многие сталкиваются с вопросом: что нужно для аккредитации лаборатории?
На основании п.2 указанного постановления Правительства РФ с 01.01.2021 подлежат отмене правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в соответствии с перечнем приложения 2 указанного постановления.
В перечень правовых актов, не отвечающих современным требованиям и подлежащих отмене, включен приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 “Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации”. Здесь возникает необходимость разобраться, какие документы для аккредитации лаборатории становятся необходимыми.
Основные положения обновленных критериев аккредитации.
Критерии аккредитации лабораторий, заметено сократились в части перечня положений, которые ранее предусматривали широкие требования к элементам системы менеджмента качества (СМК) и организации деятельности в испытательных лабораториях (ИЛ). Теперь все положения новых критериев в основном сводятся к обязательному соответствию требованиям установленным в ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее – ГОСТ ISO/IEC 17025-2019). В этом контексте становится актуальной аккредитация лаборатории 17025.
Помимо вышеуказанного ГОСТа, для лабораторий также установлены условия п. 23 Критериев аккредитации, согласно которым, лаборатории должны будут выполнять требования политик ИЛАК в области стандартизации, а также правила к оформлению протоколов испытаний. Это подчёркивает важность процесса аккредитации лаборатории в Росаккредитации.
Критерии заметно расширили и конкретизировали требования к работникам лабораторий. Теперь, чтобы получить право выполнять работы в ИЛ в качестве полноценного специалиста необходимо иметь образование соответствующее профилю области аккредитации и опыт работы не менее двух лет для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области обязательного подтверждения (оценки) соответствия. И не менее одного года для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации. Это указывает на основные шаги процесса аккредитации испытательной лаборатории.
Что это может означать для круга заявителей:
Во-первых, требования к опыту сократились.
Во-вторых, теперь для того, чтобы специалисту лаборатории получить право выполнять работы без надзора наставника и подписывать протоколы испытаний, достаточно иметь подтвержденный опыт работы:
– от двух лет, для специалистов лабораторий, испытывающих продукцию, и которые оказывают услуги по испытаниям для органов по сертификации.
– от одного года для специалистов отраслевых лабораторий, где требование о наличии аккредитации определено сферой деятельности (например СОУТ, где требования к аккредитации определены Министерством труда).
Вместе со сменой условий и требований к квалификации специалистов лабораторий, в прошлое уходит и обязательное требование к наличию в лаборатории должностного лица Менеджера по качеству. Теперь данную функцию по умолчанию необходимо распределить между всеми специалистами лабораторий и назначить ответственных за те или иные элементы системы менеджмента качества.
Работник (работники) лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может (могут) работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории.
Теперь специалисты лабораторий, состоящие в штате своей конкретной лаборатории, не смогут быть оформлены в штат иных лабораторий других юрлиц по совместительству.
Руководитель лаборатории и его заместители должны работать в лаборатории в штате по основному месту работы.
Это означает, что высшее руководство, оформляется на работу в лабораторию только по основному месту работы, то есть если ранее эту должность можно было совмещать, например с должностью директора по маркетингу, то теперь либо руководитель лаборатории, либо Директор по маркетингу.
Право владения и пользования помещениями, испытательным оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами, а также иными техническими средствами и материальными ресурсами, указанными в абзаце первом п.24.4 Критериев, не может быть приобретено на срок менее одного года.
Если ранее некоторые арендодатели обходили стороной необходимость уплаты пошлины и необходимость регистрировать договор аренды в ЕГРН, то теперь, поскольку для ИЛ все договоры аренды необходимо будет заключать на срок не менее 1-го года, такие договоры должны быть зарегистрированы соответствующим образом. Это может существенно отразиться на лабораториях, где арендодатели осознанно отказываются от обязательной регистрации своих договоров.
Так же в прошлое ушли конкретные образцы форм, содержащих сведения об оснащенности лаборатории персоналом, помещениями и оборудованием. Теперь эти формы сведены к понятию «документа» с конкретным перечнем сведений, которые необходимо указывать для помещений, оборудования и персонала соответственно. Стоит так же отметить, что опыт работы специалистов теперь необходимо уточнять в части наименования организации в которой получен опыт и перечислять их все по порядку по отношению к полученному опыту в рамках деятельности, соответствующему заявленной области аккредитации.
Компания Nice Consulting проводит семинары, в том числе выездные, и обучение по индивидуальным программам. Наши семинары позволят получить актуальные новые знания, а также расширить имеющиеся знания специалистам испытательных лабораторий в связи с введением новых Критериев аккредитации.