Кс не усмотрел неопределенности в нормах регулирующих обязанности субъектов при обращении с отходами

Описание

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

  1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

  2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

  3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, отношения в области добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, отношения в области использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I О недрах, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

Читайте также:  Действия в отношении выданных сертификатов соответствия продукции

Разделы сайта, связанные с этим документом

Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом

Оглавление

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

Определение № 2171-О Конституционного Суда по отходам производства и потребления

По мнению одной из экспертов, в отсутствие законодательных ограничений предполагается, что к деятельности по накоплению отходов производства и потребления относится любое их накопление, в том числе предусматривающее последующую передачу отходов населению для использования в хозяйственных целях.

Вторая подчеркнула, что юридическое лицо должно обеспечить обустройство мест временного накопления отходов с соблюдением санитарных норм, чтобы не допустить их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Третий отметил, что Конституционный Суд в указанном определении развивает позицию о том, что вывоз мусора необходимо оплачивать независимо от наличия контейнера.


Конституционный Суд опубликовал Определение № 2171-О от 21 сентября по запросу Павинского районного суда Костромской области о проверке конституционности абз. 4 и 19 п. 1 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления.


В производстве Павинского районного суда Костромской области находятся три гражданских дела по исковым заявлениям прокурора об обязании организовать деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Ответчиками по данным делам выступают МОУ Горкинская основная общеобразовательная школа, МДОУ Детский сад Солнышко и МКУ Служба хозяйственного обеспечения.

В результате деятельности каждого из указанных муниципальных учреждений образуются отходы потребления. Эти отходы учреждения складируют (помещают) в специальные емкости для последующей передачи специализированным организациям (региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами и организации, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов) на основании заключенных с ними договоров.

Образующиеся же в результате деятельности данных учреждений зола от сжигания древесного топлива и пищевые отходы передаются работникам данных учреждений и жителям населенных пунктов для использования в хозяйственных целях (для удобрения почвы и на корм скоту).


По мнению прокурора, каждое из указанных муниципальных учреждений осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно по их накоплению. Это, в свою очередь, влечет необходимость исполнения учреждениями обязанностей, возложенных Законом об отходах производства и потребления на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В ходе рассмотрения данных дел Павинский районный суд пришел к выводу, что подлежащие применению абз. 4 и 19 п. 1 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления являются неопределенными, в связи с чем, приостановив производство по указанным делам, обратился с запросом в Конституционный Суд.

Неопределенность в законодательстве о обращении с отходами

Как отмечается в запросе, в упомянутом законе наряду с понятием обращение с отходами используется понятие деятельность, в процессе которой образуются отходы. Между тем законодательство не устанавливает критериев, позволяющих разграничить обращение с отходами и их образование.

В то же время образование отходов является закономерным результатом любой хозяйственной деятельности, поэтому у субъекта данной деятельности неизбежно возникает необходимость временного накопления (складирования) отходов.

Предусмотренные понятия обращение с отходами и накопление отходов позволяют признавать лицом, осуществляющим накопление отходов, – а значит, и обращение с ними, – любое лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, вне зависимости от того, производит данное лицо самостоятельно их дальнейшую обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение либо передает эти отходы другим лицам.

Оспариваемая практика складирования отходов

Однако, по мнению заявителя, складирование образовавшихся в ходе текущей деятельности юрлица отходов потребления в контейнеры для ТКО и специальные емкости до момента передачи специализированным организациям или гражданам для личных нужд не может расцениваться как накопление отходов и, следовательно, не является деятельностью по обращению с отходами.

В связи с этим Павинский районный суд полагает, что абз. 4 и 19 п. 1 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления не соответствуют Конституции в той мере, в какой они – в силу своей неопределенности – позволяют признавать лицом, осуществляющим обращение с отходами, юрлицо, которое временно складирует образовавшиеся в процессе его деятельности отходы в специально предназначенных для этого местах без цели самостоятельной обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.

Конституционные обязательства в отношении окружающей среды

Изучив запрос, Конституционный Суд напомнил, что предусмотренное Конституцией право каждого на благоприятную окружающую среду неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данная конституционная обязанность носит всеобщий характер и распространяется как на граждан, так и на юридических лиц, что предполагает их ответственность за состояние экологии.

Анализ постановления Конституционного Суда

Эксперты издания проанализировали постановление Конституционного Суда относительно порядка ликвидации несанкционированных свалок. Органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию несанкционированных свалок, так как данная проблема должна решаться на всех уровнях власти.

Судебное пояснение о законе об отходах производства и потребления

Суд объяснил, что законодательство устанавливает правовые основы обращения с отходами с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Закон определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, образованные в процессе производства, работ, услуг или потребления, которые необходимо удалить в соответствии с законом.

Разделение деятельности по обращению с отходами

Согласно Конституционному Суду, изначальная версия Закона об отходах производства и потребления включала и образование отходов и деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию и размещению. Однако позднее изменениями в статье 16 Закона об охране окружающей среды была исключена деятельность по образованию отходов из списка видов деятельности по обращению с отходами.

Конституционный Суд подчеркнул, что законодатель разделил понятия образование отходов и обращение с отходами. В настоящее время под обращением с отходами понимается только деятельность по их сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению.

Накопление отходов

Накоплением отходов признается складирование на срок не более 11 месяцев в целях последующей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. Конкретные требования к накоплению отходов устанавливаются другими нормами закона и иными подзаконными актами, регулирующими эту сферу.

Следовательно, соблюдение стандартов и правил обращения с отходами играет важную роль в защите окружающей среды и здоровья людей. Все действия, связанные с отходами, должны осуществляться в соответствии с законодательством и нормами установленными в данной области.

[Post-Translation Note: The original text consisted of legal explanations and definitions related to waste management. I translated and reformatted the content for better readability.]

Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения являются лишь нормами-дефинициями, подлежащими применению во взаимосвязи с иными правовыми нормами, и сами по себе не содержат неопределенности с точки зрения соответствия Конституции в указанном заявителем аспекте. При этом КС обратил внимание, что выяснение в каждом конкретном случае того, осуществляет ли юрлицо, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которого образуются те или иные виды отходов, деятельность в области обращения с отходами и, соответственно, какие именно обязанности, предусмотренные законодательством, оно должно выполнять, составляет прерогативу правоприменительных органов, включая суды, которые при разрешении соответствующих вопросов обязаны учитывать все юридически значимые обстоятельства конкретного дела.

Таким образом, КС признал запрос районного суда не подлежащим дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного ст. 71 ФКЗ о Конституционном Суде итогового решения в виде постановления.

Юрист Юлия Максимкина выразила согласие с выводами КС, поскольку определение понятий «деятельность по обращению с отходами» и «накопление отходов» не противоречит ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 9 и ст. 42 Конституции.

Эксперт отметила, что если рассматривать вопрос по существу, то действительно, исходя из буквального толкования понятий, содержащихся в ст. 1 Закона об отходах, деятельность по обращению с отходами включает в том числе их накопление. В отсутствие законодательных ограничений предполагается, что к деятельности по накоплению отходов относится любое накопление, в том числе предусматривающее последующую передачу отходов населению для личных нужд. Юлия Максимкина подчеркнула, что подтверждение данного вывода можно найти в законодательстве. К примеру, порядок учета в области обращения с отходами в случае передачи отходов V класса опасности (практически не опасных отходов) гражданам определен в Приложении № 3 к Приказу Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Адвокат АП Московской области, член Союза юристов-блогеров Нонна Катаева считает, что затронутая в определении проблема актуальна. Она отметила, что заявителем изложена распространенная позиция, согласно которой, если юрлицо временно складирует образовавшиеся в процессе текущей деятельности отходы потребления для последующей передачи региональному оператору, эта деятельность не может расцениваться как накопление отходов и, следовательно, не является деятельностью по обращению с отходами.

«Законодательством установлены требования, соблюдение которых обязательно при накоплении отходов. В первую очередь, юрлицо должно обеспечить отнесение отходов к тому или иному виду и классу опасности и в зависимости от класса опасности обеспечить обустройство мест временного накопления отходов с соблюдением санитарных норм, чтобы не допустить их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования. Даже отнесение отходов к ТКО предполагает обеспечение со стороны хозяйствующего субъекта соблюдения требований по раздельному накоплению ТКО с целью сокращения количества отходов, размещаемых на полигоне», – резюмировала Нонна Катаева.

Адвокат, управляющий партнер ZHAROV GROUP Евгений Жаров отметил, что суды исходят из того, что «образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека», отходы неизбежно формируются в результате деятельности любого субъекта гражданского права (Определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2016 г. № 309-ЭС15-13978, постановления АС Уральского округа от 17 мая 2022 г. по делу № А71-7113/2021 и Западно-Сибирского округа от 24 марта 2022 г. по делу № А70-2271/2021 и др.). «Поэтому вывоз мусора нужно оплачивать независимо от наличия контейнера. КС в указанном определении развивает эту позицию. Если человек несет отходы в контейнер, это не значит, что он занимается деятельностью по обращению с отходами. Проблема, которую прокурор поставил перед судом, не актуальна», – считает эксперт.

24 июня 1998 г. N 89-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *