Кто имеет право утилизировать аккумуляторы

Материал прочитан 4589 раз и оценен

С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России от 11.06.2021 № 399, устанавливающий обязательные требования при обращении с группами однородных отходов I – V классов опасности», в том числе при обращении с отходами аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств, включенными в следующие группы видов отходов ФККО:
9 20 110 00 00 0 “Отходы аккумуляторов свинцово-кислотных”;
9 20 120 00 00 0 “Отходы аккумуляторов никель-кадмиевых”;
9 20 130 00 00 0 “Отходы аккумуляторов никель-железных”.

В соответствии с новыми правилами:

1) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы аккумуляторов транспортных средств, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы аккумуляторов транспортных средств», в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.

2) Граждане имеют право передавать отходы аккумуляторов транспортных средств следующим лицам:

– юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию и ремонту транспортных средств или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю аккумуляторами и аккумуляторными батареями для транспортных средств, с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы аккумуляторов транспортных средств», при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;

– юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы аккумуляторов транспортных средств», при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;

Читайте также:  Отчетность фгис цс что это

– юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы аккумуляторов транспортных средств», осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.

3) Отходы аккумуляторов транспортных средств, содержащих электролиты, имеющие признаки течи, нарушения целостности или герметичности корпуса аккумулятора, должны передаваться только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы аккумуляторов транспортных средств».

При этом законную деятельность по обращению с отходами аккумуляторов транспортных средств, относящимся к отходам I и II класса опасности, с 1 марта 2022 года на всей территории Российской Федерации могут осуществлять исключительно ФГУП “Федеральный экологический оператор” или иные операторы, заключившие с ним соответствующие договоры на оказание услуг, на основании тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, установленных Федеральной антимонопольной службой.

Заключение договоров на на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года будет являться обязательным для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, в том числе отходы аккумуляторов автотранспортных средств.

Для заключения таких договоров необходима регистрация в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК): https://gisopvk.ru/login

Обсуждается в форуме (1)

Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ.

Каждому отходообразователю необходимо пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, для этого нужно иметь учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронном формате посредством ФГИС ОПВК.

После регистрации во ФГИС ОПВК будет создан Личный кабинет. Формирование заявок на исполнение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности будет осуществляться с использованием функционала ФГИС ОПВК.

Рассмотрим часто задаваемые вопросы, касающиеся новой системы обращения с отходами I и II классов опасности.

Есть ли необходимость передавать отходы ФГУП «ФЭО», если они образуются в малых количествах? Если не передать отходы ФГУП «ФЭО», законодательство будет нарушено?

С 1 марта 2022 г. отходообразователи должны заключать договоры на обращение с отходами I и II классов опасности исключительно с ФГУП «ФЭО» независимо от вида и массы образующихся отходов.

• на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.;

• на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

В какой срок будут приняты отходы у отходообразователя?

Срок вывоза отходов ФГУП «ФЭО» не может превышать 2 месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно и с возможностью сохранения прежней схемы передачи отходов.

С момента подачи заявки до вывоза пройдет до 2 месяцев. Если транспортная партия увеличится, то нужна будет новая заявка?

Данные в заявке не меняют. Нужна будет новая заявка.

Договор будет заключаться с учетом требований Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2021).

На основании какого закона ФГУП «ФЭО» будет проводить конкурс для привлечения оператора?

На основании Закона № 223-ФЗ.

Как транспортировщик узнает, что выиграл конкурс?

После сбора ценовых предложений в Личный кабинет ФГИС ОПВК придет протокол подведения итогов, где будет назначен победитель на определенный вид работ.

Предприятие ведет обращение с отходами I и II классов опасности самостоятельно и имеет лицензию на виды деятельности с этими отходами. Нужно ли предоставлять данные в систему?

У таких предприятий исчезает обязанность только заключать договор с ФГУП «ФЭО», но при этом обязанность по представлению данных в систему сохраняется.

• индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами — в части информации, предусмотренной подпунктами «а»–«г», «з», «л», «м» п. 8 Положения № 1346;

• оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д»–«м» п. 8 Положения № 1346.

На предприятии образуются отходы I и II классов опасности, срок вывоза таких отходов составляет 5–7 дней. Ежегодно образуется более 1000 тонн отходов. Будет ли работа по вывозу отходов с территории предприятия выполняться без задержек?

ФГУП «ФЭО» выбирает транспортировщиков отходов, в рамках заключения договора с контрагентами проводит их технический аудит и дает оценку их способностей по вывозу отходов. В случае сомнений по мощностям договор с контрагентом будет расторгнут, а контрагент будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков и исчезнет с рынка, где осуществляется обращение с отходами I и II классов опасности на ближайшие 2 года.

Будут ли транспортировщики иметь право накапливать у себя принятые отходы в соответствии с лицензией сроком не более 11 месяцев?

Да, с целью накопления транспортных партий.

Возможно ли сохранение клиентской базы у предприятий, которые имеют лицензию на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию отходов I и II классов опасности?

Нет. Клиентской базой будет являться ФГУП «ФЭО», которое займется направлением заявки.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица.

Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, рекомендуется регистрировать в Личном кабинете ФГИС ОПВК отдельно с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами.

Отходы I и II классов опасности образуются от населения в жилых помещениях. Кто должен заключать договор с ФГУП «ФЭО»? Также в муниципалитете имеются экобоксы для приема ртутьсодержащих отходов от физических лиц. Кто должен заключать договор в таком случае? Как работать с населением?

Соответственно, управляющей компании (далее — УК) необходимо организовать место накопления отходов I и II классов опасности. После заполнения отходами места накопления УК должна подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО». Если нет УК, то привлекается муниципальное образование как юридическое лицо.

Отход I и II классов опасности может подпадать под понятие «опасный груз». Соответственно, водитель должен иметь разрешение на транспортирование опасных грузов, так же должен быть ГЛОНАСС-мониторинг. Кроме того, необходимо соблюдать требования к дорожной перевозке опасных грузов.

Нужно ли указывать нормативы образования отходов в системе?

Да, необходимо указать, если они имеются.

В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности разрабатывается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ). Она создается с учетом сведений и информации, содержащихся во ФГИС ОПВК, и включает следующее:

• информацию о видах отходов, об источниках их образования, о нормативах их образования и лимитах на их размещение;

• сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности.

С 1 марта 2022 г. арендаторы сами должны заполнять данные в Личном кабинете и передавать отходы?

Тот, кто является отходообразователем по договору аренды, тот и должен заключать договор с ФГУП «ФЭО».

Сообщит ли ФГУП «ФЭО» при заключении договора о конечном утилизаторе или переработчике отходов?

Да, отходообразователь получит информацию о виде работ, которые были произведены с его отходом.

Кто будет проверять информацию, представляемую во ФГИС ОПВК?

Контроль своевременности и достоверности информации, представляемой поставщиками, осуществляет оператор системы (п. 20 Положения № 1346). Эта функция закреплена за ФГУП «ФЭО».

Нужно ли прикладывать паспорт отходов во ФГИС ОПВК?

Организация транспортирования отходов осуществляется при наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I–IV класса опасности (п. 2 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

Соответственно, паспорт отхода необходимо отсканировать, приложить эту копию в Личном кабинете и указать место накопления отходов. Скан паспорта будет прикрепляться к заявке, которую передадут водителю вместе с комплектом необходимых для транспортирования отходов документов.

Нужно ли покупать специальную тару для транспортирования при упаковке отхода?

Грузоотправитель (отходообразователь) осуществляет упаковку. Лампы ртутные, например, могут транспортироваться в заводской упаковке (в гофрокартоне), а если будут битые, то передавать их необходимо в герметичной упаковке.

При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются применимые к конкретному способу перевозки требования к транспортированию опасных грузов, указанные в таблице.

Таблица. Требования к транспортированию опасных грузов

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020 «Грузы опасные. Упаковка», который предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.

Кто и как будет возвращать тару? Вернется ли она к отходообразователю?

Таким образом, возврат тары может быть урегулирован договором. Транспортный контейнер будет у транспортировщика.

Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в упаковке, соответствующей требованиям, регулирующим перевозку опасных грузов (см. подп. «д» п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363).

Тара от опасных грузов не вернется, т.к. будет утилизирована вместе с отходом.

Кто будет взвешивать отходы: ФГУП «ФЭО» или отходообразователь?

Транспортировщики будут иметь мобильные весы. Также взвешивание может осуществляться на объекте по переработке отходов. Кроме того, можно будет применять расчетные методы определения количества отходов.

Если договором установлено, что отходы остаются и принадлежат СТО, то СТО будет являться отходообразователем и заключать договор с ФГУП «ФЭО» на передачу отходов.

Как будут присваиваться QR-коды для тары?

Право собственности на отходы переходит к ФГУП «ФЭО»?

Типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.

Можно ли получить полезный компонент из отхода, если право собственности остается у отходообразователя?

Да. Возврат полезных компонентов должен быть урегулирован договором в индивидуальном порядке. В тарифе ФГУП «ФЭО» возврат полезного компонента не будет предусмотрен.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

Несмотря на кажущуюся простоту вводимых новых правил, предписывающих переход всех отходов I и II классов опасности под контроль федерального оператора, в жизни такой простоты не получается.

• не являются поставщиком информации об образующихся отходах I и II классов опасности;

• не обязаны координировать свои действия в отношении отходов I и II классов опасности с федеральной схемой обращения с указанными отходами;

• не обязаны заключать договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности и оплачивать его услуги.

У федерального оператора, несмотря на тот факт, что в его ведении находится весь объем отходов I и II классов опасности, также нет никаких обязательств перед гражданами в отношении образуемых последними отходов указанных классов опасности.

Правила № 2314

К потребителям осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), относятся и физические лица (п. 2 Правил № 2314). Для этих потребителей Правилами № 2314 предусмотрен особый порядок обращения.

Порядок обращения

Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп:

• организуются органами местного самоуправления, в том числе и в случаях, когда сами собственники или управляющие компании не имеют возможности определить такое место.

Следовательно, лица, владеющие на любом законном праве помещением в МКД, могут самостоятельно определить место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп при условии, что такое место соответствует требованиям безопасности и надежности, чистоты и невмешательства в конструкции дома, доступности для всех проживающих (включая маломобильных граждан), а также не нарушает права и законные интересы жильцов. Помимо этого, а также в случаях невозможности определения таких мест накоплений в МКД, организацией создания таких мест должны заниматься органы местного самоуправления.

Пока мы видим, что о своих обязательствах и правах граждане и органы местного самоуправления знают мало, т.к. мест накопления образованных населением отработанных ртутьсодержащих ламп в стране не наблюдается.

Осуществление обращения

Обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами осуществляется операторами, которые ведут деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.

Прекращение действия

Таким образом, Правила № 2314 не утрачивают свою силу и не прекращают своего действия, т.к. оператор по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами — это хозяйствующий субъект с лицензией на обращение с отходами I и II классов опасности, а п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ предусматривает работу операторов по обращению с отходами I и II классов опасности наравне с федеральным оператором. Условия взаимодействия таких операторов с федеральным оператором могут быть разными в зависимости от отходообразователя (юридические и физические лица) и от способа организации накопления (образования):

• сбор отходов I и II классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, операторами по обращению с отходами I и II классов опасности допускается при условии заключения указанными операторами с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;

• индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. При этом под хозяйственной и иной деятельностью можно рассматривать огромный спектр активности: от выемки брошенных отходов из собственных контейнеров, установленных в определенных органами местного самоуправления или управляющими компаниями (владельцами помещений в МКД) местах накопления, до покупки отходов у их собственников.

Кстати
Федеральный оператор осуществляет свою деятельность на возмездной основе, при этом физические лица не обязаны оплачивать работы федерального оператора по обращению с образованными ими отходами I и II классов опасности. А управляющие компании вместе с органами местного самоуправления не являются лицами, образовавшими отходы в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, и, следовательно, не обязаны заключать договор и оплачивать работы. Это означает, что если не существует заинтересованного в получении отходов оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, владеющего на любом законном праве объектами обезвреживания и (или) размещения, то места накопления, в частности, отработанных ртутьсодержащих ламп, не будет организовываться, а отходы будут выбрасываться в контейнеры с ТКО. А регоператоры, несмотря на правило, предписывающее им обеспечить извлечение таких отходов в результате обработки ТКО, могут этого не делать. Таким образом, объем отходов I и II классов опасности от населения, несмотря на масштабную кампанию с ежиками и батарейками, останется не охваченным самым главным игроком этой кампании — федеральным оператором.

Требования № 399

В соответствии с положениями п. 4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ были утверждены требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности. Требования № 399 распространяют свое действие на граждан, на хозяйствующие субъекты, образующие отходы от своей деятельности, накапливающих чужие отходы с целью их передачи операторам, имеющие право на обращение с такими отходами, а также на самих операторов по обращению с отходами I–V классов опасности.

Разделы II, III и VII Требований № 339 устанавливают правила при обращении с такими группами однородных отходов, как «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств», «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» и «Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей». В указанные группы входят отходы II класса опасности, деятельность по обращению с которыми должна осуществляться в соответствии с федеральной схемой (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).

Особенности обращения

Для указанных групп однородных отходов установлены следующие особенности обращения:

• не допускается смешивать их с иными отходами производства и потребления, в т.ч. с ТКО;

• сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов;

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Наталья Сергеевна Беляева (генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора), автор и ведущая вебинара, который состоялся 17 мая, продолжает отвечать на вопросы слушателей.

1. Если в журнал движения отходов заносим отходы (металлолом, отработанное масло и др.), то в отчет по форме № 2-ТП (отходы) их не прописываем? Или в журнал тоже не заносим?

В соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; а также все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе и для заполнения формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами (№ 2-ТП (отходы)).

Таким образом, если у вас образованы отходы и они паспортизированы, вы обязаны вести учет в отношении них, отображая все, что с ними происходит, в соответствии с Приложениями № 2, 3 к указанному приказу МПР № 1028, беря впоследствии эти данные в форму № 2-ТПп (отходы).

Если образованные вами материалы отвечают признакам продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной) проследите, чтобы:

– ее коды ОКАЭД были у вас в ЕГРЮЛ;

– ваш Технический регламент описывал процесс ее получения;

– она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах.

Очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

Можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

Себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой, вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и тд.

2. Отхода нет в Декларации, он образован из-за истечения срока давности и больше образовываться не будет. Можно сделать на него паспорт, сдать на утилизацию и не вносить в Декларацию? Нужно отражать его в отчете по форме № 2-ТП (отходы)?

В результате деятельности любой организации образуются отходы, причем отходами они признаются вне зависимости от кратности и регулярности своего образования. При размещении отходов взимается ПНВОС (ст. 1, п. 1 ст. 23 Закона № 89-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается со всех организаций, которые осуществляют, в том числе размещение (хранение, захоронение) отходов (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

При этом законодательство не предусматривает взимание платы за размещение отходов с хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность исключительно на объектах IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370). К таким объектам относятся объекты, оказывающие минимальное НВОС (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Платежной базой для исчисления ПНВОС по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Информация о платежной базе предоставляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, обязанность представления декларации о ПНВОС возложена на лиц, признаваемых обязанными вносить плату. Данный вывод также подтверждается в Письме Росприроднадзора от 20.11.2020 № АА-03-02-32/40618.

В силу п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают соответствующие органы исполнительной власти в области обращения с отходами; порядок статистического учета в области обращения с отходами – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

Как определено п. 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), утвержденных Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (далее – Указания), форму № 2-ТП (отходы) представляют юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, именуемые респондентами. Заполненные формы № 2-ТП (отходы) представляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

В свою очередь, согласно определению, закрепленному ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В рассматриваемых обстоятельствах деятельность банка в области обращения с отходами заключается в накапливании ТКО в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Соответственно, банк является организацией, осуществляющей деятельность по обращению с отходами, и обязан представлять отчет по форме № 2-ТП (отходы).

3. Договор купли-продажи аккумуляторов – как отход или как б/у изделие, не потерявшее потребительские свойства?

Вопрос всегда только в последствиях: если вашим реализованный б/у АКБ был куплен как лом цветных металлов, то это априори неверно, поскольку ломом он не является и станет таковым только после того как в отношении АКБ будут произведены действия, способствующие извлечению металла и доведению его до требований ТУ или ГОСТа.

Если вы продали б/у АКБ как продукцию, которая может еще эксплуатироваться, то в случае если эта сделка станет предметом какой-то проверки (что к совести сказать может произойти весьма с низкой перспективой по оценкам текущего подхода контролеров к ситуации на рынке), то установив факт моментального вовлечения лома свинца из АКБ (вы же не одну штуку продадите), можно будет говорить, что сделка имела иную цель, а именно цель снижения расходов по ПНВОС.

Ну а если вы продаете отход, то побеспокойтесь о корректно оформленных документах. Заключите договор, содержащий в себе элементы обоих договоров: и договора купли-продажи, и договора на выполнение работ, для того, чтобы иметь возможность отчитаться по утилизации в отношении переданных отходов. Однако следует помнить, что ваш контрагент вероятно не является непосредственно утилизатором, а может выступать в роли посредника между заводами, нуждающимся в товарных партиях сырья, определенного качества, которое обеспечивают перекупщики, которым может являться сторона по вашей сделке. В связи с этим, вам необходимо установить у вашего контрагента что именно делает он с отходом и прописать в договоре исполнение утилизации третьим лицом, с обязательством вашего контрагента предоставить от этого третьего лица акт утилизации. Потому что выдать вам акт об утилизации отхода может только утилизатор, а не перекуп.

Но так как речь идет о ломе, следует быть вдвойне аккуратным, потому что металлисты преимущественно считают себя утилизаторами, не имея соответствующих документов и доказательств, на которые обращает внимание РПН.

4. Можно ли перевести отходы II класса опасности во вторсырье, товар?

Во-первых, мы ничего не переводим, потому что «переводилки» уже сигнализируют, что исходник отличается от текущей версии, а нам не нужны любые подозрения в сокрытии.

1) проведите аудит ваших документов на предмет что вы пишите и как это проводите, потому что случаев, когда по бухгалтерии продажа товара, а у экологов проводки отходов, «чтобы можно было выдать акты утилизации», превеликое множество.

2) обсудите с контрагентами их готовность менять выявленные «погрешности оформления» и будьте готовы к тому, то согласятся далеко не все.

3) если речь идёт о продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной) проследите, чтобы:

– ваш Технический регламент описывал процесс ее получения; чтобы она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах;

– очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

– можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение.Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

– себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой,

– вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и т.д.

И помните, если вы говорите о продукции, то ваш закон не об отходах, вы руководствуетесь законом о техническом регулировании. Закон об отходах для вас некое напоминание об ответственности в случае вашей неосторожности или небрежности с бумагами.

Ну а ежели «не выходит каменный цветок», и речь все-таки идёт об отходах, то помните о той же стройной логике в наименованиях предмета договора, передаваемых паспортах и оформляемых накладных и прочих документах.

5. Как контролирующему органу доказать, что от производства изделий из металла не образуются отходы металла, а образуется лом? И этот факт не требует отображения в экологической документации.

Если речь идёт о продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной), а лом — это продукция, на что косвенно указывает ссылка на ГОСТ в ПСА (приемо-сдаточных актах), включенных в текст Правил по обращению с ломом черных, цветных металлов, утв. Постановлениями Правительства РФ № 390 и 389 проследите, чтобы:

– ваш Технический регламент описывал процесс ее получения; чтобы она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах.

– вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и тд.

6. Мы, компания «Б», закупаем у физических лиц и автосервисов «А» отработанные автокатализаторы (керамические). «А» никак не ведёт деятельность по учёту катализаторов, грубо говоря, компания «Б» находит в мусорном контейнере эти катализаторы. Далее компания «Б» в мельницах измельчает автокатализаторы (1 кг поступил – 1 кг измельчил), без остатка лишнего. Далее компания «Б» передаёт компании «С» перемолотый порошок, где уже «С» извлекает драгметаллы. Является ли для компании «Б» это отходом, если оно закупает, мелет и продаёт дальше. Какая ж документация необходима в компании «Б», чтобы Росприроднадзор не казнил?

Если мы говорим о законе, то вещи, утратившие свои потребительские свойства, то есть эксплуатация которых по прямому назначению невозможна, пусть даже и представляющие хозяйственную ценность в виде возвращаемых в производственный цикл материалов, являются отходами. Таким образом, отход не определятся по признаку «после работ не осталось крошек», это все-таки юридический термин, используемый для установления тех или иных юридически значимых фактов

Что касается вопрос о наказании: учитывая тот факт, что никто не наблюдает за вами 24/7 в замочную скважину вашего производственного цеха, то и наказать вас тоже смогут только тогда, когда выявят эти действия. Что это значит? Что есть время задуматься о более безопасной схеме работы.

Сейчас, к сожалению, не лучшее время для лицензирования (много отказов, связанных с отсутствием единого подхода в РПН к порядку оказания услуги, а также субъективное дискретное правоприменение на местах). Но все же это не повод, чтобы не делать то, без чего работать с катализаторами будет затруднительно. Это мое мнение.

7. При сортировке отходов образуются новые виде отходов (выделены отдельно в ФККО), следовательно, тот, кто сортирует, образовал новые отходы, которые являются его?

Нет, это не следует из того, что вы описали. Во-первых, станция сортировки осуществляет работы по обработке ТКО за плату, то есть в силу положений гражданского законодательства, если иное не предусмотрено условиями договора, к подрядчику не переходят права на результат работы и на материалы, в отношении которых он эти работы осуществлял.

Переведите в любую другую более понятную для вас работу, которую подрядчик может делать по поручению и за счет заказчика, например, химчистка пуховика, вы платите деньги и передаете пуховик на время химчистке, чтобы получить его обратно. Так и с ТКО, если при расчете тарифа ТКО стоимость отходов, высортированных из смеси, не уменьшала стоимость работы по сортировке, то оснований для перехода прав на высортированные отходы не существует.

8. Если отходы бумаги от офисной деятельности передают на уничтожение (шредирование), то какой пакет документов нужен для отчетности в Росприроднадзор.

Если ваши отходы бумаги проведены по вашему учету как отходы, то договора на уничтожение документа путем шредирования недостаточно, поскольку необходимо в учете отобразить что именно (какой вид работ) был осуществлен в отношении отхода. Исходя из целеполагания такого уничтожения можно установить вид работ.

Речь может идти об обработке, если шредирование это подготовка отходов к дальнейшей утилизации.

Отчетность в РПН предполагает наличие у вас документов, подтверждающих отображение данных об отходах в тех или иных столбцах свободных данных учета. То есть если вы указываете, например, утилизацию отходов бумаги и картона той компанией, которая у вас выполняет работы по шредированию, то ваш договор с последней должен содержать условия, из которых можно было бы сделать соответствующий вывод о тех работах, которые были выполнены исполнителем по договору. Кроме того, потребуются документы, свидетельствующие о передаче отходов в работу (акт приема-передачи, ТН и/или ТТН), об утилизации отходов (акт об утилизации). Если речь идет о том, что объем этих отходов отображается у вас в отчетности, которую вы сдаете по расширенной ответственности, то важно отметить то, что акт об утилизации должен быть строго установленной формы.

9. Какие нужны документы и как их правильно оформить, если есть теплая спецодежда, у которой истек нормативный срок носки, но она в хорошем состоянии, и работники как правило просят ее забрать себе домой на дачи/рыбалки и т.д.?

Оценить ее и продать своим работникам как товар.

10. Каким образом выполнять норматив утилизации отходов упаковки (стекло, пластик), если в результате хозяйственной деятельности предприятия образуется незначительное количество данных видов отходов? Организовать сбор от сотрудников предприятия, от населения и заключить договор с утилизатором на количество с учетом принимаемых отходов? Тогда возникает вопрос как показывать эти отходы в отчетности: как принимаемые или как образованные в результате деятельности предприятия?

Никто не обязывает выполнять норматив утилизации отходов за счет собственных отходов или отходов своих сотрудников.

В соответствии с пп. 3-4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ, производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно:

1) путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров

2) путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО)

3) путем заключения договора поручения об обеспечении выполнения нормативов утилизации ППК РЭО или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.

При любом из выбранных способов самостоятельности норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Следовательно, вы вправе заключить договор с утилизатором или найти его через посредника (ассоциацию или ППК РЭО) для сбора и последующей утилизации необходимого для вас объема того отхода, который образуется от ваших товаров или товаров аналогичных вашим. То есть вы не привязаны только к своим собственным отходам, или к отходам от произведенных вами товаров, равно как не привязаны и к территории сбора адресом локализации вашего производства.

II. Требования при обращении с группой однородных

отходов “Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей

3. К группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств” (далее – отходы аккумуляторов транспортных средств) относятся виды отходов, включенные в следующие группы видов отходов ФККО:

4. Отходы аккумуляторов транспортных средств подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы аккумуляторов транспортных средств с иными отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

5. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов аккумуляторов транспортных средств осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов транспортных средств”.

6. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы аккумуляторов транспортных средств, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов транспортных средств”, в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.

7. Граждане имеют право передавать отходы аккумуляторов транспортных средств следующим лицам:

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию и ремонту транспортных средств или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю аккумуляторами и аккумуляторными батареями для транспортных средств, с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов транспортных средств”, при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов транспортных средств”, при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов транспортных средств”, осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.

8. Отходы аккумуляторов транспортных средств, содержащих электролиты, имеющие признаки течи, нарушения целостности или герметичности корпуса аккумулятора, должны накапливаться в соответствии с условиями, указанными в пункте 13 настоящих Требований, и передаваться только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов транспортных средств”.

9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов “Отходы аккумуляторов транспортных средств”, указанные в пункте 7 настоящих Требований, осуществляют накопление отходов аккумуляторов транспортных средств на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов.

10. Накопление, хранение отходов аккумуляторов транспортных средств осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Накопление и хранение отходов аккумуляторов транспортных средств, заполненных кислотными и щелочными электролитами, должны осуществляться раздельно.

11. Хранение отходов аккумуляторов транспортных средств допускается в течение 36 месяцев.

12. При накоплении, хранении, транспортировании отходов аккумуляторов транспортных средств запрещается подвергать такие отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности корпусов аккумуляторов транспортных средств.

13. Накопление отходов аккумуляторов транспортных средств, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора, осуществляется в кислотоупорной таре либо щелочеустойчивой таре (в зависимости от вида аккумулятора) отдельно от иных отходов аккумуляторов транспортных средств.

14. Отходы аккумуляторов транспортных средств, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора, не подлежат хранению и должны быть освобождены от электролита. Слив электролита осуществляется в соответствии с порядком, установленным эксплуатационными документами на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для транспортных средств.

15. Помещение, предназначенное для накопления или хранения отходов аккумуляторов транспортных средств, содержащих электролиты, должно быть оборудовано средствами для ликвидации возможного пролива электролитов, обеспечивающими их нейтрализацию.

16. При транспортировании отходов аккумуляторов транспортных средств необходимо исключить возможность утечки электролита.

17. Обработка, утилизация и обезвреживание отходов аккумуляторов транспортных средств, представленных аккумуляторами свинцовыми отработанными неповрежденными, с электролитом, аккумуляторами свинцовыми отработанными в сборе, без электролита, осуществляются с учетом их маркировки.

18. При утилизации отходов аккумуляторов транспортных средств, содержащих свинец, доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции, должна составлять не менее 50%.

19. При утилизации отходов аккумуляторов транспортных средств, содержащих никель, кадмий, доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции, должна составлять не менее 75%.

20. Обработка, утилизация и обезвреживание отходов аккумуляторов транспортных средств осуществляются в соответствии с документацией, регламентирующей процессы обработки, утилизации и обезвреживания отходов аккумуляторов транспортных средств, соблюдение которой должно обеспечить безопасность окружающей среды и здоровья человека, с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.

21. Выбор технологии утилизации отходов аккумуляторов транспортных средств осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и в соответствии с информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям “Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)”, утвержденным приказом Росстандарта от 15.12.2016 N 1887, (М.: Бюро НДТ, 2016) (далее – ИТС 15-2016), а также с соблюдением технологии утилизации и обезвреживания отходов в соответствии с пунктом 25 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (Зарегистрирован Минюстом России 16.11.2011, регистрационный N 22313) (далее – Порядок N 792).

В следующем
номере

Издательский дом”Отраслевые ведомости”

Аккумуляторы, не как отход

Всего записей: 14, показаны: 1-13

Тема прочитана 3052 раза и оценена

Нормативные документы

Третий оценочный доклад об изменении климата и их последствиях на территории Российской Федерации (28.03.2023)

Стратегия развития органического производства в Российской Федерации до 2030 года (проект) (28.03.2023)

Доклад о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2022 году (28.03.2023)

Доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2021 году (20.02.2023)

Экологический словарь

Неустойчивая химическая продукция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *