Кто такой федеральный оператор по обращению с отходами 1 и 2 класса опасности

Цель и программы обучения по обращению с отходами

Целью обучения является повышение квалификации лиц, деятельность которых связана со сбором, накоплением, временным хранением, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и утилизацией отходов производства и потребления.

Программы обучения на право обращения с отходами разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и актуализирована с учетом изменений в сфере безопасного обращения с отходами.

Организация деятельности по обращению с отходами на предприятии является одной из наиболее сложных и важных, ведь от порядка в сфере обращения с отходами зависит вся ветка отчётной кампании по отходам. Как вести учёт в области обращения с отходами и кадастр отходов, какие документы необходимо подать для получения лицензии, на что обратить внимание при временном накоплении разных видов отходов и подготовке отчёта 2-ТП (отходы) — обо всем этом и многом другом в нашем подробном гайде.

Кто такой федеральный оператор по обращению с отходами 1 и 2 класса опасности

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Кому обязательно проходить подготовку?

Обучением обращению с опасными отходами в обязательном порядке должны заниматься следующие категории сотрудников любой организации:

  • Руководители предприятий. Именно они отвечают за принятие любых решений в области экологической политики, поэтому руководитель должен пройти стандартный курс. Его продолжительность составляет 72 часа.
  • Специалисты общехозяйственных систем управления. Как правило, это руководители подразделений, отвечающие за работу с отходами производства, а также главные инженеры предприятия. Время учебы составляет 72 часа.
  • Специалисты служб экологического контроля, штатные экологи. Для них предусмотрено прохождение расширенного курса, его продолжительность будет составлять 200 часов.

Курс обучения по экологической безопасности можно пройти в дистанционной форме. Это даст возможность не отвлекать сотрудников от выполнения основных обязанностей в организации, а также позволит сразу начать применять полученные сведения в практической деятельности.

Цели проведения профильного обучения

Обучение по обращению с отходами 1-4 класса опасности преследует единую значимую цель – повышение квалификации сотрудников по вопросам экологического законодательства. Оно позволит получить актуальную информацию о требованиях к оформлению документации, о новых технологиях малоотходных и безотходных производств, а также о других возможностях снижения нагрузки на окружающую среду. Подготовка позволит внедрить новые способы минимизации их образования, это позволит сократить экологические платежи.

Руководитель организации обязан позаботиться о своевременном повышении квалификации персонала – обучение по экологической безопасности требуется проводить раз в 5 лет. После прохождения курса и аттестации слушатели получают свидетельства установленного образца, этот документ потребуется для беспрепятственного прохождения проверок сотрудниками контролирующих органов. Регулярное повышение квалификации и использование полученных знаний на практике даст возможность сделать производство более экологичным.

Работа с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности — ФГУП «ФЭО»

Согласно пункту 1 статьи 14.4 № 89-ФЗ все образователи отходов I-II классов опасности обязаны заключить договор с ФЭО через государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Организациям, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы, заключение договора не требуется.

Подробнее о том, как эффективно организовать работу с ФЭО, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК — в статье.

В таблице приведено несколько примеров, когда отходы не будут считаться опасным грузом.

Отдельно отметим требования к маркировке партии отходов — грузового места.

Грузовое место — это одна единица груза, которая предназначена для транспортировки: коробка, ящик, паллет, мешок, бочка или любой другой отдельный предмет. На каждый вид отхода своё грузовое место и своя заявка на вывоз.

Маркировка должна производиться для каждого грузового места и содержать:

  • полное или сокращённое наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • количество тары, объединённое данным грузовым местом;
  • адрес пунктов погрузки;
  • количество и тип отхода (например, ламп) в каждой таре;
  • масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
  • линейные размеры тары, если один из параметров превышает 1 метр.

Знаки и надписи не должны перекрывать друг друга.

QR-код, присвоенный грузовому месту, необходимо разместить на таре и (или) упаковке, закрепив его таким способом, чтобы он обеспечивал его неотделимость без повреждения и защищенность от внешнего воздействия, которое может привести к повреждению целостности.

Необходимо ответственно подходить ко всему циклу накопления-передачи отходов ФЭО, т.к. несоответствие фактических показателей партии отходов сведениям, указанным в заявке, может привести к возврату за счёт средств отходоообразователя и оплачиванию всех издержек, понесенных ФЭО при выполнении данной заявки.

Данные положения закреплены в договоре:

  • Федеральный оператор в течение 10 рабочих дней с даты передачи отходов на объект обезвреживания и (или) утилизации и (или) размещения отходов I и II классов опасности проводит оценку соответствия отходов условиям договора на оказание услуг. Если соответствие установлено, осуществляется приёмка отходов.
  • При выявлении несоответствия передаваемых отходов условиям договора федеральный оператор в течение 1 рабочего дня после завершения оценки соответствия передаваемых отходов оформляет акт возврата отходов по форме, предусмотренной приложением к договору на оказание услуг. Акт возврата не позднее 3 рабочих дней после его оформления направляется отходообразователю с указанием даты возврата отходов. Возврат отходов, которые не были приняты в связи с их несоответствием условиям договора, осуществляется за счёт отходообразователя в соответствии с условиями договора.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

Лицензирование осуществляет Росприроднадзор через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (обязательно наличие усиленной ЭЦП), либо ведомство рассматривает пакет документов, направленный Почтой России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Реестр выданных лицензий расположен на сайте.

Каким требованиям должен соответствовать соискатель лицензии, что нужно указывать в заявлении о получении лицензии, когда вносятся изменения в лицензию и в какие сроки принимается решение о ее выдаче в зависимости от заявленных видов работ — разбираем самое важное в нашем подробном гайде.

Кто должен пройти обучение по работе с отходам

Курсы на право работы с отходами производства и потребления предназначены для повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за обращение с отходами и/или допущенных к обращению с отходами в организации.

Профессиональную подготовку по обращению с отходами I — IV класса опасности должны пройти все руководители и специалисты предприятий, в должностные обязанности которых входит принятие решений и иная деятельность по обращению с отходами.

Временное накопление некоторых видов отходов

Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий (зданий и иных объектов), связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 № 89-ФЗ). Кроме того, условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (статья 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Накопление отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (пункт 213 СанПиН 2.1.3684-21).

При накоплении отходов запрещается:

  1. накопление отходов в месте, не предназначенном для их складирования;
  2. накопление отходов более 11 месяцев;
  3. превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов;
  4. смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов;
  5. хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;
  6. сброс отходов:
    • на почву;
    • в системы канализации;
    • в поверхностные и подземные водные объекты;
    • на территорию предприятия;
  7. любые действия, которые могут привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами;
  8. выброс в контейнер с ТКО (за исключением самих ТКО), сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обращению с отходами;
  9. размещение отходов на полигонах ТКО (за исключением самих ТКО);
  10. захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в зависимости от физико-химических свойств отходов допускается их временное накопление на производственных территориях:

  • на открытых площадках;
  • в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Накопление промышленных отходов допускается:

  1. для I класса опасности — исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);
  2. для II класса опасности — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах;
  3. для III класса опасности — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом;
  4. для IV класса опасности — навалом, насыпью, в виде гряд.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
  • поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
  • поверхность площадки должна иметь твёрдое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Раздельное накопление ТКО

Раздельное накопление ТКО — путь к сокращению количества отходов, размещаемых на полигоне. Обязанность по раздельному накоплению отходов прописана в Порядке накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утверждённом в каждом регионе.

ТКО относятся к IV и V классам опасности.

Как правило, Порядок предполагает два варианта реализации раздельного накопления:

  1. Дуальная схема/двухконтейнерная система, при которой в одном контейнере накапливаются смешанные/”влажные” отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, а в другом — «сухие» отходы, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязнённые пищевыми отходами;
  2. Многоконтейнерная система, предполагающая контейнер под смешанные/”влажные” отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, и отдельные контейнеры для раздельного накопления таких фракций, как бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязненные пищевыми отходами.

Как в первом, так и во втором варианте, необходимо письменное обозначение и цветовая индикация соответствующего контейнера. В некоторых регионах есть требование к объёму и материалу контейнеров.

Подробнее о раздельном накопллении отходов и правильном заключении «доходного» договора читайте в статье.

Правила накопления отработанных ртутных ламп

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.

Ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

Согласно Правилам накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность таких ламп. Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп допускается использовать упаковку от новых ламп, чтобы исключить возможность их повреждения, и металлические контейнеры с брезентом.

Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, которая бы исключала загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, и производится отдельно от других видов отходов.

Совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп не допускается.

Если у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп произошла аварийная ситуация, например, лампа разбилась, то загрязненное помещение необходимо покинуть и вызвать специализированные организаций, которые бы провели комплекс мероприятий по обеззараживанию помещений.

Потребители отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) могут самостоятельно обезвредить ртутное загрязнение с помощью специального демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.

Ртутьсодержащие лампы и иные отходы I-II класса опасности передаются федеральному оператору по обращению с отходами данных классов опасности — ФГУП «ФЭО».

Правила накопления отработанных аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств

Аккумуляторы, содержащие электролит, относятся ко II-му классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств» утверждены в разделе II приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности».

Отходы аккумуляторов  транспортных средств (ТС) накапливаются отдельно от других отходов. Не допускается смешивать такие отходы с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО.

ИП и юрлица, образующие отходы аккумуляторов ТС, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы ФЭО. Делается это в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.

Накопление, хранение отходов аккумуляторов ТС осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Причем аккумуляторы ТС, заполненные кислотными и щелочными электролитами, должны накапливаться и храниться раздельно.

При накоплении, хранении, транспортировании указанных отходов запрещается их подвергать механическому воздействию, которые могут нарушить целостность и герметичность корпусов аккумуляторов.

Накопление отходов аккумуляторов ТС с признаками течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора осуществляется в кислотоупорной таре либо щелочеустойчивой таре (в зависимости от вида аккумулятора) отдельно от иных отходов аккумуляторов ТС. Такие отходы не подлежат хранению и должны быть освобождены от электролита. Слив электролита осуществляется в соответствии с порядком, установленным эксплуатационными документами на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для ТС.

Помещение, предназначенное для накопления или хранения отходов аккумуляторов ТС, содержащих электролиты, должно быть оборудовано средствами для ликвидации возможного пролива электролитов, обеспечивающими их нейтрализацию.

Правила накопления отработанных батарей и аккумуляторов, утративших потребительские свойства, кроме аккумуляторов для ТС

Требования при обращении с группой однородных отходов «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» утверждены в разделе III Приказа № 399, и практически ничем не отличаются от требований обращения с отходами аккумуляторов ТС.

Отходы батарей и аккумуляторов также накапливают отдельно от других отходов производства и потребления, в т.ч. от ТКО.

ИП и юрлица, которые образуют отходы батарей и аккумуляторов и не имеют лицензии на деятельность по обращению с ними, обязаны передать эти отходы ФЭО в течение 11 месяцев со дня их образования.

Накопление неповрежденных отходов батарей и аккумуляторов осуществляется раздельно от поврежденных отходов батарей и аккумуляторов, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности их корпуса.

Контейнеры (ёмкости) для накопления поврежденных отходов батарей и аккумуляторов изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей.

Если организация хочет организовать накопление батарей и аккумуляторов на своей территории в рамках экологической инициативы, необходимо иметь в виду, что максимальная вместимость контейнера (ёмкости), предназначенного для накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, и размещённого в общедоступных местах, не должна превышать 18 литров.

Накопление, хранение отходов батарей и аккумуляторов осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключён доступ посторонних лиц.

При накоплении, транспортировании, хранении отходов батарей и аккумуляторов запрещается подвергать отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности их корпусов.

Правила накопления отработанных минеральных и синтетических масел, утративших потребительские свойства

Отработанные масла относятся к III классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» утверждены разделом IV Приказа № 399.

ИП и юрлица, образующие отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях такую деятельность в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление и хранение отходов масел осуществляются в соответствии с подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Этот документ является обязательным для РФ в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.

Накопление отработанных нефтепродуктов должно осуществляться на ограждённой и накрытой территории. Обязательно наличие оборудования, которое позволит избежать загрязнения продуктами нефтепереработки окружающей среды. Также должны быть предупреждение об огнеопасности хранящихся материалов и средства пожарной безопасности (в том числе, сорбент). При необходимости помещение должно быть оснащено вентиляцией.

Покрытие полов в таких помещениях должно быть масло- и водонепроницаемым. В полах должны быть проложены сточные канавки. На территории необходимо поддерживать чистоту и не допускать загрязнения нефтепродуктами.

Всё оборудование, использующееся для хранения и сбора отработанных нефтяных материалов, должно обеспечивать защиту от механических загрязнений. Каждый предмет должен быть маркирован в соответствии с наименованием нефтепродукта, для которого он предназначен.

Каждая единица оборудования должна быть исправной и исключать вероятность пролива нефтепродуктов. Все операции по переливу продуктов нефтепереработки должны совершаться с использованием надежно заземленного оборудования.

Каждый резервуар для отработанного масла должен быть установлен в поддон. Его объём должен быть таким, чтобы вместить до 5% залитой в ёмкость жидкости. Поддоны также используются при ремонте автомобилей, поскольку возможен пролив масла. Слитую целенаправленно или пролитую случайно жидкость при этом необходимо перелить в специальный резервуар.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и по противопожарному режиму. Для ликвидации возможных разливов масла в помещении для хранения и на площадках должен иметься ящик с песком и лопата.

Общие требования при сборе отработанных продуктов нефтепереработки таковы:

  1. Отработанное масло должно собираться отдельно от других материалов. Не допускается смешивать отходы масел с маслами и иными аналогичными продуктами, содержащими галогенированные органические вещества, с пластичными смазками, органическими растворителями, жирами, лаками, красками и иными химическими продуктами, наличие которых исключает возможность утилизации отходов масел;
  2. Сбор масел должен разделяться в соответствии со степенью загрязнения материала;
  3. Заливка отработанного материала должна производиться в резервуар, который находится вне помещения с компрессорной установкой;
  4. Для сбора отработанных нефтепродуктов должны использоваться ёмкости, специально предназначенные для этих целей;
  5. Масла для последующей регенерации нужно разделять в соответствии с их марками. Если масла различных марок разрешается использовать в одном и том же оборудовании, их можно сливать в один резервуар;
  6. Отдельно должны собираться индустриальные масла, эксплуатировавшиеся в оборудовании с сильным нагревом (более +110°С);
  7. Моторные масла запрещено смешивать с другими смазочными материалами.

Правила накопления компьютерного оборудования, утратившего потребительские свойства

Компьютерное, электронное, оптическое оборудование, утратившее потребительские свойства относятся к IV классу опасности.

Требования при обращении с таким оборудованием утверждены разделом V Приказа № 399.

К отходам электронного оборудования относятся:

  • принтеры,
  • МФУ (многофункциональные устройства),
  • сканеры,
  • мониторы,
  • мышки,
  • клавиатуры и т.д.

Образователи отходов электронного оборудования, не имеющие соответствующие лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электронного оборудования», в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов.

Компьютерную технику можно продавать или отдавать в качестве товара на благотворительность непрофильным заготовителям/обработчикам/утилизаторам (в ОКВЭД отсутствует любое упоминание об обработке/утилизации) с целью дальнейшего использования по назначению — тогда она не будет считаться отходом. Если оргтехнику продавать, например, как лом, за символическую цену утилизатору, который явно не будет использовать её по назначению, то на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделку могут посчитать недействительной.

Накопление, хранение отходов электронного оборудования осуществляются в местах (площадках) накопления, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения, оснащенные воздухообменной вентиляцией и средствами пожаротушения, исключающие доступ к таким отходам посторонних лиц. Запрещается в местах (площадках) накопления отходов электронного оборудования, на специализированных объектах хранения отходов электронного оборудования накопление, хранение отходов с пожароопасными свойствами.

При накоплении, хранении и транспортировании отходов электронного оборудования запрещается подвергать эти отходы механическому воздействию, которое может привести к нарушению их целостности.

Правила накопления шин, покрышек, камер

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» утверждены разделом VI Приказа № 399 и распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО. Также нельзя сбрасывать такие отходы в водные объекты, на водосборные площади и на почву.

Образователи отходов шин, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, которые имеют ограждение, оснащены средствами пожаротушения, и в которые исключён доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

В местах (площадках) накопления и на специализированных объектах хранения отходов шин запрещается накапливать, хранить горючие и смазочные материалы, а также химические вещества (кислоты, щёлочи и другие вещества), взаимодействие с которыми может создать пожароопасную ситуацию.

При заключении договора на передачу шин необходимо иметь в виду, что:

  • запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин;
  • способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
    1. утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
    2. утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.

Правила накопления отходов электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Электролиты относят к отходам II и III класса опасности.

Отходы электролитов подлежат сбору, накоплению, транспортированию, хранению, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Нельзя сливать отходы электролитов в систему централизованной канализации, сбрасывать их на почву, в водные объекты, на водосборные площади.

Образователи отходов электролитов II класса опасности, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы ФЭО. Если образуются отходы электролитов III класса — их нужно передать юрлицам и ИП, которые на законных основаниях осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электролитов». Передача отходов осуществляется в течение 11 месяцев со дня их образования.

Отходы электролитов накапливаются и хранятся раздельно по видам отходов в соответствии с ФККО. Накопление и хранение отходов электролитов на открытых площадках производятся в стационарных, закрытых, специально обустроенных емкостях. В помещениях такие отходы накапливаются и хранятся в закрытых, химически стойких емкостях при наличии приточно-вытяжной вентиляции.

В местах (площадках) накопления или на специализированных объектах хранения отходов электролитов должны быть предусмотрены средства для ликвидации возможного пролива отходов электролитов, обеспечивающие их нейтрализацию.

Доступ посторонних лиц к местам (площадкам) накопления и объектам хранения отходов электролитов запрещён.

Статистический отчёт 2-ТП (отходы)

Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» предоставляют:

  • юридические лица;
  • физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО.

Форму не предоставляют юрлица и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Заполненная форма предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения исключительно в электронном виде (посредством использования бесплатного сервиса «Личный кабинет природопользователя», либо платных сервисов, в которых реализована подача отчёта в Росприроднадзор) до 1 февраля. Она должна быть подписана электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

При наличии у юрлица обособленных подразделений отчёт заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Временно не работающие организации, на которых в течение части отчётного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

Организации-банкроты также не освобождены от предоставления сведений. Только после того, как вынесено определение арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесена в единый государственный реестр юрлиц запись о его ликвидации, организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании журнала учёта отходов по Приказу № 1028 с обозначенными ранее правилами округления.

Как проходит обучение специалистов

Курсы повышения квалификации по обращению с отходами проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Обучение проходит в очно-заочной и дистанционной форме обучения. Продолжительность — 112 часов.

Ответственность за отсутствие обучения

Руководитель организации обязан своевременно направлять сотрудников на прохождение обучения – отсутствие удостоверения о повышении квалификации считается серьезным нарушением экологического законодательства. Нарушение статьи 8.1 КоАП может привести к штрафу до 5 тысяч рублей для должностного лица и до 100 тыс. рублей для организации. Нарушение может быть обнаружено в ходе плановой или внеплановой проверки.

Однако намного более серьезные последствия ожидают организацию при обнаружении неправильного обращения с отходами и связанного с этим экологического ущерба. В этом случае размер штрафа может достигать 250 тысяч рублей для организации и до 30 тыс. рублей для должностного лица. Большинство нарушений правил обращения с отходами возникают именно из-за отсутствия у специалистов актуальной информации по требованиям законодательства. Нормативы часто меняются, поэтому специалист должен быть постоянно в курсе последних дополнений и уточнений.

Задача работодателя – своевременно организовать обучение персонала, а в дальнейшем – строго контролировать правильность выполнения любых операций с опасными отходами производства.

Кадастр отходов производства и потребления

Обязанность по установлению регионального порядка и ведению кадастра отходов производства и потребления возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно пункту 3 статьи 20 № 89-ФЗ. В связи с этим возникает необходимость мониторинга изменений большого количества документов, регламентирующих предоставление сведений в региональные кадастры отходов.

Подробный разбор правил ведения регионального кадастра отходов в Московской области приведен в нашей статье.

Актуальный на 2021 отчётный год перечень кадастров отходов по другим регионам собран в сводной таблице.

Порядок учёта в области обращения с отходами

Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учёт образовавшихся отходов.

Порядок учёта в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Он устанавливает требования к организации и ведению учёта образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

  • требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
  • формы таблиц учёта отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.

По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учёту по установленной Порядком форме.

Учёт ведётся одним из двух способов:

  • в электронном виде
  • на бумажном носителе.

Данные учёта обобщаются только по итогам календарного года по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчётным периодом.

При ведении учёта в электронном виде обобщённые данные учёта по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.

Заполнение журнала ведётся в тоннах, при этом нужно соблюдать правила округления:

  • до третьего знака после запятой для отходов I-III классов опасности,
  • до первого знака — для отходов IV-V классов опасности.

Чтобы пересчитать кубометры в тонны, необходимо знать плотность отходов, но самый лучший вариант — запросить у контрагента либо плотность отходов, которую он использует для пересчёта, либо просить прописывать в передаточных документах вывезенный тоннаж.

Норматив образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и Территориальная схема обращения с ТКО утверждены в каждом регионе, поэтому найти плотность для ТКО не составит труда самостоятельно.

Перечень исходных данных для формирования журнала учёта отходов:

  1. Перечень отходов (инвентаризация), образующихся на предприятии;
  2. Протоколы состава каждого наименования отходов, образующихся на предприятии;
  3. Акты, УПД, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие передачу отходов другим хозяйствующим субъектам, физическим лицам и/или принятие отходов от других лиц;
  4. Цепочки договоров на передачу/принятие всех наименований отходов с Лицензиями на вид деятельности по процедуре их обращения (от транспортировки до утилизации/обезвреживания/захоронения). Если передача права собственности на продукты обработки не прописана в договоре, при передаче отходов на обработку требуются договоры и Лицензии до конечного «потребителя» отходов.

Из договоров в журнал учёта идут наименование контрагента, ИНН и юридический адрес, номер, дата, срок действия договора, а из Лицензий — её реквизиты.

Данные учёта заполняются ответственным лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

Физическим лицам можно передавать только отходы V класса опасности.

Приложение № 3 к Порядку предусматривает указание данных по отходам V класса опасности гражданам. В данном случае обязательно указывается место проживания граждан (населенный пункт).

При передаче отходов физическим лицам хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи отхода.

Если отходы V класса опасности передаются гражданам, то в столбце 12 Приложения № 3 к Порядку (Дата и номер договора на передачу отходов) нужно указать названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю).

Почему так важно знать конечного «потребителя» отходов? Дело в том, что отходообразователь несет ответственность за весь жизненный цикл своих отходов, т.к. является их собственником. Ему необходимо вносить плату за негативное воздействие. В данном случае — за размещение отходов на полигоне. Если предприятие не знает, на каком полигоне размещаются его отходы, то не сможет верно внести плату за НВОС, т.к. вносится она по ОКТМО полигона, как источника НВОС.

Где пройти курс обучения?

В нашем учебном центре проводится обучение по всем вопросам, связанным с обращением с опасными отходами. Дистанционная форма позволит не отвлекать сотрудников от повседневных дел, для освоения курса будут предоставлены все необходимые материалы. Консультации опытных преподавателей позволят освоить всю программу и получить необходимые для практического использования знания.

Организовать обучение сотрудников с помощью нашего центра выгодно по нескольким причинам:

  • Доступные цены на прохождение курсов. Дистанционная форма даст возможность не посылать сотрудников в командировки и дополнительно сэкономить.
  • Широкий выбор образовательных программ, рассчитанных на специалистов разных отраслей.
  • Продуманная организация процесса. Слушатели курсов получат максимум информации для дальнейшего практического применения.

Чтобы записать сотрудников на курсы и организовать подготовку, свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте. Удобная форма сотрудничества позволит повысить квалификацию персонала с минимальными затратами.

  • ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ
  • ст. 15 Закона «Об отходах производства и потребления»

Возможно вас заинтересует:

Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог

Структура курса по обращению с отходами

Программа курса по обращению с отходами включает в себя следующие обязательные разделы:

  • Нормативы действующего законодательства в области экологии и конкретно в области обращения с опасными отходами, курс составляется на основе актуальной информации – в него включаются последние данные об изменениях в нормативных актах.
  • Свойства различных категорий и классов опасных отходов, основные правила их обезвреживания.
  • Этапы обращения с отходами и их нормирование. Специалист должен ориентироваться в современных требованиях по сбору, хранению, транспортировке и утилизации промышленных отходов всех типов.
  • Проведение экологического контроля на предприятии. Для этого разрабатывается специальная программа.
  • Правила заполнения документации по обращению с отходами предприятия. Специалист профильного подразделения должен хорошо ориентироваться в правилах заполнения типовых форм.
  • Получение лицензий на все виды деятельности, связанные с опасными отходами всех классов.

Прохождение курса повышения квалификации позволит получить всю необходимую информацию для решения повседневных задач. Получение свежих данных даст возможность не допускать ошибок при заполнении документов и подаче отчетов. Специалист должен хорошо ориентироваться в последних изменениях, внесенных в природоохранное законодательство.

“Перечень правил и инструкций по охране труда”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм “регуляторной гильотины”. По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).

Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм “регуляторной гильотины”. При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ;

– единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В данную справочную информацию включены правила и инструкции по охране труда.

Внимание! В соответствии с абз. 7, абз. 21 – 23 ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 225 ТК РФ, а также в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма “регуляторной гильотины”, работодателям необходимо организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников в объеме новых правил по охране труда, кроме того, должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе:

– инструкций по охране труда;

– программ обучения по охране труда работников;

– информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников (Письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167, Письмо Роструда от 15.01.2021 N 57-ТЗ).

– О Всероссийских рейтингах организаций в области охраны труда >>>

– О законодательных изменениях в сфере охраны труда в 2023 >>>

Требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 772н.

Общие требования к организации безопасного рабочего места, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 774н (документ действует до 01.03.2028).

Перечень работ, на которые не распространяется запрет, установленный ст. 214.1 ТК РФ (документ действует до 01.03.2028).

Формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н.

Примерный перечень информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н.

– Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н.

Перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), утвержденный Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 656н.

Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (документ действует до 01.09.2026).

Рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.12.2021 N 894.

– Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 650н.

Форма и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.06.2021 N 406н (документ действует до 01.03.2028).

Стандарт безопасности труда “Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами”, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н <*>

Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденные Приказом Роструда от 21.03.2019 N 77.

Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н.

Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях (Письмо Минпросвещения России от 27.11.2019 N 12-688).

Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.

– О разъяснении вопроса обучения по охране труда руководителей и специалистов (Письмо Роструда от 03.06.2013 N ПГ/5408-3-5).

– Об инструктаже и проверке знаний требований охраны труда работников организаций в объеме новых правил по охране труда (Письмо Роструда от 20.01.2021 N 87-ТЗ).

– Воспользоваться единой общероссийской справочно-информационной системой по охране труда можно на официальном сайте Минтруда России по адресу https://lkot.mintrud.gov.ru/

– Универсальный алгоритм оказания первой помощи >>>

– Справочную информацию “Санитарно-эпидемиологическое нормирование” >>>

– Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Организация охраны труда >>>

– Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда >>>

– Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда >>>

Итоги обучения специалистов по обращению с опасными отходами

Лица, завершившие обучение на курсах повышения квалификации по работе с отходами, смогут :

  • обеспечить соблюдение требований природоохранного и санитарного законодательства в области обращения с отходами,
  • разрабатывать природоохранную документацию в области обращения с отходами,
  • составлять отчётность, рассчитывать плату за размещение отходов, а также экологический и утилизационный сбор,
  • подтверждать отнесение отходов к классам опасности, разрабатывать и утверждать паспорта отходов,
  • оформлять лицензии на деятельность по обращению с отходами 1-4 класса опасности,
  • представлять предприятие при проведении проверок органами государственного экологического надзора.

По итогам обучения выдаётся удостоверение о повышении квалификации.

Также предлагаем обучение экологической безопасности.

Читайте также:  Административно-территориальное деление России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *