Кто такой заведующий кафедрой

Обучение в ВУЗе предполагает не только посещение аудиторных занятий, массовых мероприятий, но и взаимодействие с преподавателями и отдельными структурами образовательного заведения.

Уже на этапе поступления абитуриент должен разбираться в таких понятиях, как «факультет» и «кафедра». Указать как минимум факультет, на который он намерен поступать, ему необходимо на этапе подачи документов приемной комиссии в соответствующем заявлении.

Кто такой заведующий кафедрой

Внутренняя структура ВУЗа

Сегодня мы расскажем Вам, что такое факультет, кафедра и как они устроены

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского объявляет выборы на должность заведующего кафедрой биологии и физиологии человека.

Квалификационные требования к должности заведующего кафедрой

(в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1-н «Об утверждении Единого квалификационного справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного образования»)

— высшее профессиональное образование,

— наличие ученой степени и ученого звания,

— стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.

г. Москва, ул. Чечулина, д. 3, корп. 1, кабинет 217А, пн.-пт. с 10:00 до 17:00.

Срок подачи документов:

с 6 апреля 2022 г. по 6 мая 2022 года

Козлова Ольга Станиславовна, секретарь ученого совета ИЕСТ

Телефон: 8(499) 720−24−76; 8(916) 927−34−19

Что такое факультет?

Итак, независимо от того в какой ВУЗ Вы намерены поступать или уже поступили, в каждом среднем профессиональном и высшем образовательном заведении есть такие понятия, как «факультет» и «кафедра».

Факультет – это определенное направление, к которому относится выбранная абитуриентом специальность. Наименование факультета отражает то, чем будет заниматься будущий специалист, в какой области ему предстоит работать и пр.

Кто такой заведующий кафедрой

Фактически факультет – это подразделение ВУЗа, его филиала, где будет вестись подготовка конкретных специалистов. В состав факультета входя различные кафедры. Их количество не ограничено, но в среднем достигает 5-7. Все зависит от развитости ВУЗа, количества образовательных программ и направлений.

В зависимости от выбранной сферы деятельности факультеты бывают:

  • Экономический;
  • Юридический;
  • Исторический;
  • Филологический;
  • Химический;
  • Гуманитарный;
  • Математический;
  • Естественнонаучный;
  • И пр.

На каждом факультете утверждены конкретные специальности и образовательные программы. Порядок написания письменных проектов и сроки их сдачи, сроки проведения сессии на разных факультетах (и даже специальностях одного и того же факультета) могут различаться.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Кто такой заведующий кафедрой

Что такое кафедра?

На каждом факультете есть отдельные небольшие структурные объединения – кафедры. Каждая специальность относится к определенной кафедре.

В составе каждой кафедры утверждены педагоги по конкретным направлениям и дисциплинам. Именно они помогают студентам развиваться и познавать новые области, науки, осваивать профессиональные навыки.

Кафедра фактически выступает посредником между студентами и преподавателями. Далеко не всегда учащимся удается застать преподавателя на факультете, а сдать (например, ту же курсовую работу или реферат) материал на поверку нужно. Здесь на помощь приходит кафедра, где можно оставить работу «до востребования».

Также на кафедре студенты получают дополнительные материалы для обучения: методические рекомендации, план занятий и заданий к семинарским занятиям, сдают на проверку на плагиат НИР и т.д.

Кто такой заведующий кафедрой

На кафедре работают не только преподаватели, но и такие сотрудники, как:

  • Лаборанты: помогают в организации учебного процесса (подготавливают помещение, оборудование и инструменты для проведения лабораторных работ, следят за состоянием ПК и техники в аудиториях, оформляют документы и пр.);
  • Ассистент кафедры. К этим специалистам относят начинающих педагогов, молодых специалистов, имеющих за плечами диплом специалитета или магистратуры. Они занимаются преподавательской деятельностью: ведут лекции и семинары, иногда руководят курсовыми проектами;
  • Старший преподаватель. Стать им могут лица с определенным стажем работы, которые прошли курсы по повышению квалификации. В целом их обязанности схожи с ассистентами, но они уже могут замещать доцентов и профессоров;
  • Доцент кафедры. Чтобы занимать эту должность, необходимо иметь ученую степень и претендовать на получение соответствующего ученого звания. Данный специалист может заниматься преподавательской деятельностью, а также руководить отдельными звеньями факультета, заниматься с аспирантами, руководить научными проектами;
  • Профессор кафедры. Чтобы получить это звание, необходимо защитить докторскую диссертацию и соответствовать определенным критериям: иметь научные публикации в ВАК-изданиях, стаж работы и пр. Профессора обучают магистров и могут быть научными руководителями выпускников;
  • Заведующий кафедрой. Данная должность больше административная. Этот специалист координирует работу звена, контролирует деятельность педагогов. Он отвечает за организацию учебного процесса, выполнение распоряжений декана и ректора, проводит совещания и пр.

Следует отметить, что кафедра отвечает не только за учебный процесс, но и организацию практики студентов. Если учащиеся не могут самостоятельно найти место для прохождения практики, то они могут обратиться за помощью на кафедру.

Таким образом, факультет и кафедра являются важными структурными подразделениями ВУЗа. Ни отвечают за уровень и качество подготовки выпускников, помогая им в освоении образовательной программы.

Какие должности действуют на кафедре университета?

Кафедра при вузе – это небольшое «суверенное государство» со своими правилами, которые не должны противоречить общим канонам, уставу при факультете и университете в целом. Здесь также принято выделять административный и рабочий персонал, конкретную градацию должностей со специфическими, но четко очерченными полномочиями.

Самыми простейшими, рядовыми должностями является академические работники. Им для работы достаточно иметь за плечами высшее педагогическое образование (желательно не ниже магистратуры или специалитета) или иметь статус аспиранта.

В числе академических должностей на кафедре вуза можно выделить следующие варианты:

  • Ассистент. Данная должность является первой в карьерной лестнице молодого или начинающего (новоиспеченного) педагога. На его плечи ложится «второстепенная миссия»: проведение практических занятий (семинары и практикумы), лабораторных работ, сопровождение курсовых работ (преимущественно у студентов 1-2 курсов), реже – проведение лекций. Аттестацией студента занимается, как правило, более опытный педагог.
  • Старший преподаватель. Данная ниша является второй ступенью в рамках карьерного роста на кафедре университета. Для ее освоения не требуется получение ученой степени. Достаточно наработать минимальный педагогический стаж и пройти курсы по повышению квалификации. Спектр полномочий старшего преподавателя аналогичен с ассистентами, но они чаще всего проводят лекции, семинары и принимают зачеты и экзамены у студентов (выступают в качестве экзаменатора по преподаваемой дисциплине), занимаются разработкой методических рекомендаций и комплексов. Минимальный стаж для перехода на данную ступень – от 3 лет, но в каждом вузе он может быть пересмотрен.

Следующей ступенью в работе кафедры выступает административный персонал. К кандидатам на соответствующие посты предъявляются более жесткие требования. К данной категории относят:

Путь к должности заведующего кафедрой непростой и довольно долгий ведь претенденту предстоит обрести соответствующий педагогический опыт (не менее 5-10 лет) и иметь за плечами ученую степень и/или звание. То есть для оценки качества подготовки подопечных квалифицированный преподаватель должен сам успешно пройти аналогичный путь.

Помимо указанных должностей, можно выделить научные должности. На кафедре могут трудиться не только рядовые преподаватели, но и научные сотрудники, занимающиеся исследованиями и разработками отдельных проблем, тематических вопросов в рамках направления (специализаций кафедры). К данной категории относят две научные должности, сопоставимые с научными званиями:

Чтобы стать доцентом кафедры важно иметь за плечами опыт работы преподавателем не менее 5 лет, ученую степень «доктор наук» и актуальные научные работы и публикации по заявленной профессиональной теме.

Доценты и профессоры помимо преподавательской деятельности в обязательном порядке занимаются научными исследованиями и разработками, публикуют научные статьи, а также прорабатывают учебно-методический комплекс подразделения, создают методические рекомендации и учебные пособия по профилю, могут замещать руководящий состав вуза в период больничного, отпуска и пр. притом не менее важным условием для дальнейшего карьерного роста является кураторство над научно-исследовательскими и научными работами учащихся.

Кафедра – особое подразделение, которая призвана обеспечить и реализовать все условия для подготовки квалифицированных узкоспециализированных специалистов. В реализации организационной, методической функций ей не обойтись без вспомогательного персонала. К данной категории относят:

  • Лаборант кафедры. Данный сотрудник занимается частично делопроизводством и обеспечением взаимодействия педагогов и студентов (принимает и хранит студенческие работы до и после проверки научным руководителем, проверяет проекты на плагиат в системе Антиплагиат.ВУЗ и пр.), ведет делопроизводство подразделения (текущая документация, архив и пр.), оформляют и обновляют информацию на официальном сайте вуза или кафедры и пр.
  • Технический и инженерный персонал кафедры, на плечи которого ложится обеспечение бесперебойной и регулярной работы техники, оборудования, программного обеспечения и пр. К данной категории относят программистов, техников по оборудованию, специалистов по печати и пр.

Профессиональный состав кафедры вуза разнообразен, но ограничен штатным расписанием. Трудиться в столь сплоченном и квалифицированном составе могут лишь те претенденты, которые соответствуют заявленным требованиям и параметрам. Притом карьерный рост доступен каждому работнику сумевшего проявить себя с положительной стороны.

Должностные обязанности

2.1. Разрабатывает стратегию развития деятельности кафедры по направлениям подготовки, укрепляет и развивает внешние связи с работодателями и органами управления образованием.

2.2. Осуществляет анализ рынка образовательных услуг и рынка труда по направлениям подготовки специалистов на кафедре.

2.3. Формирует предложения по улучшению ведения учебного процесса по профилю кафедры.

2.4. Организует межфакультетское, межвузовское, международное взаимодействие преподавателей кафедры.

2.5. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта.

2.6. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.7. Разрабатывает систему качества подготовки специалистов на кафедре.

2.8. Определяет педагогические методы и средства обучения в целях обеспечения высокого качества учебного процесса.

2.9. Организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий по всем формам обучения.

2.10. Присутствует на учебных занятиях, а также на экзаменах и зачетах по выбору.

2.11. Регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов учебной, научной, методической деятельности работников кафедры и воспитательной работы.

2.12. Подготавливает заключения по учебным программам и дисциплинам кафедры, по учебным программам других кафедр факультета и образовательной организации.

2.13. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре в установленном образовательной организацией порядке и объеме.

2.14. Представляет на утверждение декану факультета (директору института) планы работы кафедры и индивидуальные планы работы преподавателей кафедры.

2.15. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения.

2.16. Осуществляет выбор современных технических средств обучения при проведении учебных занятий и обеспечивает возможности их использования.

2.17. Организует и осуществляет контроль за ознакомительной, учебно-производственной и другими видами практики обучающихся (студентов, слушателей), курсовыми и дипломными работами.

2.18. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся (студентов, слушателей) по отдельным предметам; анализирует их результаты и докладывает о них на заседаниях кафедры.

2.19. Организует по поручению руководства факультета проведение научно-исследовательской работы на кафедре, рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени.

2.20. Руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей).

2.21. Организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения.

2.22. Обеспечивает возможность опубликования сведений о достигнутых научных результатах.

2.23. Обеспечивает составление заключений на учебники, учебные и учебно-методические пособия.

2.24. Организует работу и принимает непосредственное участие в подготовке учебников, наглядных пособий и учебно-методических материалов кафедры.

2.25. Контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и иных работников.

2.26. Ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедре.

2.27. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы преподавателей кафедры, обеспечивает учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры.

2.28. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров.

2.29. Планирует повышение квалификации преподавателей кафедры.

2.30. Участвует в работе учебно-методических комиссий образовательных организаций по направлениям подготовки, устанавливает связи с другими образовательными и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи.

2.31. Принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных организаций, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями.

2.32. Участвует в разработке штатного расписания кафедры образовательной организации.

2.33. Обеспечивает составление и хранение всех видов документации и отчетности по итогам деятельности кафедры.

2.34. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должностная инструкция заведующего кафедрой

1.1 Заведующий кафедрой относится к категории руководителей.

1.2 На должность заведующего кафедрой назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж научной, научно-педагогической работы или практической деятельности по профилю кафедры не менее 5 лет.

1.3 Должность заведующего кафедрой является выборной. На эту должность избираются лица, из числа квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Порядок выборов на указанную должность определяется Уставом университета. Избранный заведующий кафедрой назначается на должность приказом ректора университета.

1.4 Заведующий кафедрой – организует работу кафедры и непосредственно руководит кафедрой.

1.5 Заведующий кафедрой должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами.

1.6 В своей деятельности заведующий кафедрой руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации; законом РФ “Об образовании”;
  • федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”;
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о кафедре университета;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7 Заведующий кафедрой подчиняется непосредственно декану факультета (директору института), в состав которого входит кафедра.

1.8 На время отсутствия заведующего кафедрой (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности исполняет заместитель, а если нет такового, то другое должностное лицо кафедры, назначенное заведующим кафедрой письменным распоряжением по кафедре.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Заведующий кафедрой обязан:

2.1 Осуществлять планирование, организацию и контроль учебной, учебно-методической, научно-методической, научной и научно-исследовательской работы кафедры по всем формам получения образования.

2.2 Рассматривать и утверждать на заседаниях кафедры распределение учебной нагрузки между преподавателями, индивидуальные планы работы преподавателей, план работы кафедры.

2.3 Осуществлять контроль качества проведения всех видов учебных занятий преподавателями кафедры и всех форм итогового контроля.

2.4 Утверждать графики работы преподавателей кафедры и учебно-вспомогательного персонала.

2.5 Контролировать выполнение индивидуальных планов преподавателей, плана работы кафедры, плана и графика работы учебно-вспомогательного персонала.

2.6 Контролировать разработку рабочих программ по дисциплинам, закрепленным за кафедрой, и в установленном порядке представлять их к согласованию и утверждению.

2.7 Читать лекции для студентов по одной или нескольким дисциплинам.

2.8 Проводить контроль качества и количества методического обеспечения дисциплин, читаемых на кафедре. Своевременно организовывать работы по укомплектованию закрепленных за кафедрой курсов необходимыми и достаточными методическими материалами.

2.9 Осуществлять руководство подготовкой к изданию учебников, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний и другого методического материала по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.

2.10 Принимать личное участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности, научно-методического совета факультета, института, университета.

2.11 Проводить анализ и обсуждение на заседаниях кафедры итогов текущего контроля, экзаменационной сессии, результатов защиты выпускной квалификационной работы и госэкзамена, на основе результатов анализа разрабатывать и реализовывать необходимые мероприятия, направленные на улучшение организации учебного процесса и повышение качества подготовки специалиста.

2.12 Осуществлять подбор и комплектование штатов профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского, учебно-производственного и учебно-вспомогательного персонала кафедры, обеспечивать рациональное распределение обязанностей между ними, способствовать созданию нормального психологического климата в коллективе.

2.13 Планировать, контролировать и принимать участие в подготовке и повышении квалификации научно-педагогических работников и инженерно-технического персонала кафедры, оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством.

2.14 Организовывать и руководить научно-исследовательской работой по профилю кафедры, привлекать к научным исследованиям студентов, организовывать их участие в конференциях, выставках, конкурсах, олимпиадах, проводимых университетом или другими вузами.

2.15 Проводить работу по защите авторских прав сотрудников кафедры на интеллектуальную собственность.

2.16 Принимать необходимые меры по координации работ с другими кафедрами и научными подразделениями университета. Организовывать необходимые мероприятия по внедрению результатов НИР в производство.

2.17 Организовывать систематическую связь с выпускниками кафедры, а также с предприятиями и учреждениями, в которых они работают, с целью своевременной корректировки учебного процесса на кафедре.

2.18 Организовывать и постоянно контролировать ведение документации кафедры согласно утвержденной номенклатуре дел кафедры.

2.19 Своевременно доводить до сведения сотрудников кафедры приказы, распоряжения, решения и другие документы деканата, администрации университета, касающиеся учебной и научной деятельности кафедры, факультета (института), университета и контролировать их исполнение сотрудниками кафедры

2.20 Своевременно выполнять виды работ, касающиеся кафедры, указанные в регламенте типовых процедур управления университетом.

2.21 Контролировать и принимать все необходимые меры по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности на кафедре с целью обеспечения безопасности работы в учебных, научных помещениях кафедры, полного исключения производственного травматизма и профзаболеваний сотрудников.

3 ПРАВА

Заведующий кафедрой имеет право:

3.1 Издавать в пределах своих полномочий распоряжения по кафедре, регламентирующие её работу, обязательные для исполнения всеми работниками кафедры, её структурными подразделениями и студентами.

3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности кафедры.

3.3 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.4 Вносить необходимые корректировки в любые планы работы кафедры и её сотрудников, в рабочие программы и другую учебную документацию с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.5 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию её учебной, научной и иной деятельности.

3.6 Распределять и перераспределять учебную нагрузку между профессорско-преподавательским составом кафедры в пределах годовой нормы учебной нагрузки с целью рационального использования трудовых ресурсов кафедры при выполнении всех видов деятельности, в том числе, по решению кафедры, на определенный период снижать учебную нагрузку тем, кому поручено выполнение важной для кафедры или университета учебно-методической или госбюджетной научно-исследовательской работы или на период защиты диссертации.

3.7 Посещать и контролировать все виды учебных занятий, а также экзамены и зачеты, проводимые преподавателями кафедры, а заведующие профилирующей кафедрой при согласовании своих проверок с другими заведующими кафедрами – все виды занятий студентов той специальности, по которой выпускают специалистов, вносить, в случае необходимости, свои предложения по улучшению проведения занятий.

3.8 Назначать внештатных заместителей по основным видам работ кафедры.

3.9 Привлекать к участию в организации и проведении учебного процесса персонал НИС кафедры в установленном порядке.

3.10 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал кафедры, студентов, а также при необходимости – сотрудников других кафедр университета, иных организаций и предприятий.

3.11 На условиях штатного совместительства лично руководить или заниматься научной деятельностью, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.

3.12 Требовать письменные отчеты от сотрудников кафедры по любому виду выполняемой работы.

3.13 Подбирать в установленном порядке кандидатуры сотрудников кафедры и кандидатов в аспиранты и представлять их на утверждение ректору.

3.14 Руководить подготовкой аспирантов и соискателей.

3.15 Принимать к рассмотрению диссертации, представляемые к защите сотрудниками кафедры или (по представлению ректора университета) другими соискателями.

3.16 Представлять в установленном порядке руководству университета предложения по приему в штат кафедры работников, увольнению и перемещению в должности сотрудников кафедры, моральному и материальному их поощрению, вносить предложения о наложении взыскания на сотрудника вплоть до отстранения его от работы.

3.17 Вносить декану факультета предложения о представлении студентов за успехи в учебе и активное участие в НИРС к различным формам морального и (или) материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента, вплоть до отчисления из университета.

3.18 Пользоваться бесплатно услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета в соответствии с уставом университета и коллективным договором.

3.19 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Заведующий кафедрой несет ответственность за:

4.1 Низкий уровень организации учебной, научно-методической и научной работы кафедры.

4.2 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем предписывает государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности.

4.3 Низкое качество подготовки специалистов по закрепленным за кафедрой дисциплинам и специальностям.

4.4 Использование материально-технической базы кафедры не по её функциональному назначению.

4.5 Нарушение прав и академических свобод работников кафедры и студентов.

4.6 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.7 Не обеспечение безопасных условий труда работникам кафедры при проведении учебных занятий в помещениях, закрепленных за кафедрой.

4.8 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий во вверенном структурном подразделении и закрепленных помещениях.

4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Заведующий кафедрой принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Заведующий кафедрой принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, поставив в известность об этом декана факультета (директора института) по подчиненности.

5.3 Заведующий кафедрой принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета, не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции проректора или декана по подчиненности.

5.4 Заведующий кафедрой может получить информацию от служб и структурных подразделений университета, если это не входит в прямые обязанности последних, на основе соответствующего запроса с визой декана факультета (директора института) или проректора в зависимости от подчиненности структурного подразделения, в которое направлен запрос.

5.5 Заведующий профилирующей кафедрой может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой осуществляется выпуск специалистов. Студентов другой специальности заведующий кафедрой может привлекать к выполнению какой-либо работы только с разрешения декана того факультета (директора института), в ведении которого студенты этой специальности находятся.

5.6 Порядок взаимодействия кафедры с деканатом, со студентами, с другими структурными подразделениями университета в вопросах организации, планирования и управления учебным процессом определены “Регламентом типовых процедур управления университетом”.

Понятие и роль кафедры в жизни университета, педагога и студента

Все мы знаем, что в каждом институте обучают конкретному набору специальностей. Притом все они грамотно сгруппированы согласно принципу однородности и научной принадлежности по крупным подразделением – факультетам. В рамках каждого из них функционируют более мелкие составные элементы, где происходит конкретизация всех заявленных профилей. То есть в дальнейшем все специальности закрепляются по кафедрам.

Кафедра университета – это звено, базирующееся на факультете. Обратите внимание, что кафедра не может выступать в качестве отдельного и самостоятельного звена. Она всегда действует внутри факультета.

В рамках каждой кафедры собраны однородные или родственные специальности. В среднем, за каждым таким отделом закрепляется от одной до 3-5 образовательных программ в рамках действующих уровней подготовки.

Кто такой заведующий кафедрой

Роль кафедры в вузе

А знаете ли Вы что, на факультете собраны те направления подготовки, которые относятся к определенной отрасли научной области, то есть целая комбинация из родственных, смежных и отличных программ. Но на каждой кафедре они сгруппированы по признаку родства и научной близости.

Ключевыми задачами кафедры в университете являются:

  • Реализация учебного процесса согласно утверждённым планам, образовательным программам;
  • Организация и проведение научных исследований, прикладных изысканий с учетом подготовки задействованного профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы и пр.;
  • Организация и обеспечение методической работы;
  • Обеспечение связи и взаимодействия между студентами и преподавателями;
  • Организация и реализация условий для профессионального, личностного и интеллектуального роста студентов в рамках конкретной специальности;
  • Привлечение студентов ко внеурочной деятельности и научным исследованиям;
  • Повышение уровня подготовки и квалификация задействованных в учебном процессе педагогов.

Таким образом, именно кафедра университета занимается созданием условий для подготовки специалистов в рамках закрепленной за ней образовательными траекториями: подбор педагогического состава, определение аудиторий для проведения конкретных предметов, создание условий для качественного становления студентов и выпускников.

Кто такой заведующий кафедрой

Виды кафедр в вузах

На практике принято выделять три вида кафедр при вузе. Первый – выпускающая или профильная. Ее основная задача кроется в подготовке конкретных специалистов (строго в рамках утвержденных и закрепленных за нею образовательных программ). Второй вид – общепрофессиональный, на базе которого трудятся педагоги «общего предназначения». В их обязанности входит преподавание общеобразовательных дисциплин, которые чаще всего осваивают студенты вплоть до 2-3 курсов. Третий вариант – базовая, которая фактически является официальным промежуточным звеном между вузом и профильной организацией. Базовые кафедры зачастую основываются в университете по инициативе организации, которая испытывает дефицит в конкретны кадрах. Как правило, на месте этого предприятия студенты стажируются, получают первый профессиональный опыт, выполняют исследования и пр. Подробнее о базовой кафедре Вы можете прочитать в нашей статье.

В любом случае студенты закрепляются за одной конкретной кафедрой – профильной (выпускающей) или базовой, но по воле случая или необходимости они также будут взаимодействовать с педагогами общеразвивающей кафедры (как правило, такое сотрудничество отмечается на первых курсах).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: кафедра – это емкое подразделение, на базе которого происходит подготовка компетентных специалистов по родственным профессиям, лежащих в одной или однородной научной плоскости. Для реализации учебного процесса подключается один и тот же действующий педагогический состав, который обладает соответствующей подготовкой и навыками.

Каждое учреждение обладает четкой структурой, в составе которой насчитываются десятки подразделений. Вуз не является исключением из данного правила. Он также состоит и множества специфических компонентов. Об общей структуре высшего учебного заведения мы писали ранее. Сегодня специалисты Дисхелп разъяснять сущность, и особенности работы кафедры вуза.

Главные новости

  • Наши спортсмены сдают ГТО
    16 февраля, 2023 г.
  • Кто из детей больше врет — мальчики или девочки?
    16 февраля, 2023 г.
  • Представляем фотоотчет с празднования Дня российской науки
    16 февраля, 2023 г.
  • Младшая сестра портит вещи старшей: как научить детей отличать своё от чужого
    16 февраля, 2023 г.
  • Международное сотрудничество: опыт и перспективы
    16 февраля, 2023 г.
  • Магистранты обсудили механизмы воздействия искусства на человека
    16 февраля, 2023 г.
  • «Человек. Общество. Культура. Социализация»
    16 февраля, 2023 г.
  • VI Всероссийский Фестиваль предпринимательства им. Н. Кузнецова
    16 февраля, 2023 г.
  • Международный круглый стол для исследователей
    15 февраля, 2023 г.
  • Всероссийский конкурс LINGUA+
    15 февраля, 2023 г.

Заведующий кафедрой

Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития деятельности кафедры по направлениям подготовки, укрепляет и развивает внешние связи с работодателями и органами управления образованием. Осуществляет анализ рынка образовательных услуг и рынка труда по направлениям подготовки специалистов на кафедре. Формирует предложения по улучшению ведения учебного процесса по профилю кафедры. Организует межфакультетское, межвузовское, международное взаимодействие преподавателей кафедры. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает систему качества подготовки специалистов на кафедре. Определяет педагогические методы и средства обучения в целях обеспечения высокого качества учебного процесса. Организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий по всем формам обучения. Присутствует на учебных занятиях, а также на экзаменах и зачетах по выбору. Регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов учебной, научной, методической деятельности работников кафедры и воспитательной работы. Подготавливает заключения по учебным программам и дисциплинам кафедры, по учебным программам других кафедр факультета и образовательного учреждения. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение декану факультета (директору института) планы работы кафедры и индивидуальные планы работы преподавателей кафедры. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения. Осуществляет выбор современных технических средств обучения при проведении учебных занятий и обеспечивает возможности их использования. Организует и осуществляет контроль за ознакомительной, учебно-производственной и другими видами практики обучающихся (студентов, слушателей), курсовыми и дипломными работами. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся (студентов, слушателей) по отдельным предметам; анализирует их результаты и докладывает о них на заседаниях кафедры. Организует по поручению руководства факультета проведение научно-исследовательской работы на кафедре, рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени. Руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей). Организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения. Обеспечивает возможность опубликования сведений о достигнутых научных результатах. Обеспечивает составление заключений на учебники, учебные и учебно-методические пособия. Организует работу и принимает непосредственное участие в подготовке учебников, наглядных пособий и учебно-методических материалов кафедры. Контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и иных работников. Ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедре. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы преподавателей кафедры, обеспечивает учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров. Планирует повышение квалификации преподавателей кафедры. Участвует в работе учебно-методических комиссий образовательных учреждений по направлениям подготовки, устанавливает связи с другими образовательными учреждениями и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи. Принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных учреждений, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями. Участвует в разработке штатного расписания кафедры образовательного учреждения. Обеспечивает составление и хранение всех видов документации и отчетности по итогам деятельности кафедры. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; теорию и методы управления образовательными системами; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующие статус научных, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, особенности регулирования их труда; основы управления персоналом; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.

3.1. На все социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации для педагогических работников, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

3.3. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

3.4. Выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности.

3.6. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Присутствовать на всех видах учебных занятий, а также при проведении экзаменов и зачетов.

3.8. Требовать от руководства организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.9. Вносить на рассмотрение совета факультета вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки студентов.

Заведующий кафедрой несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Руководитель кадровой службы

С инструкцией ознакомлен:

Кто может работать на кафедре при вузе?

Далеко не каждый желающий сможет устроиться в вуз, а тем более пройти конкурсный отбор на кафедру. Да-да, Вам не показалось: при трудоустройстве в университет претенденты на ту или иную должность также соревнуются. В конкурентной борьбе побеждает сильнейший. Наиболее жесткий конкурс проводится на административные должности при кафедре.

Каждый университет самостоятельно определяет требования к кандидатам на ту или иную должность. В числе классических параметров можно выделить:

  • Наличие высшего педагогического образования по конкретным дисциплинам или научной области;
  • Наличие минимального исследовательского опыта в рамках соответствующей научной плоскости: наличие актуальных научных публикаций, интерес по отношению к конкретной теме или проблеме и пр.;
  • Наличие опыта в качестве наставника или куратора группы, проекта (не является обязательным условием, но в большинстве случаев дает дополнительный балл «к карме» конкурсанта).

На каждой кафедре предусмотрен определенный карьерный рост сотрудников, который в наибольшей степени зависит от стажа работы в вузе и научной карьеры. В частности, обычные педагоги могут легко обрести статус ассистента, а в перспективе после обретения ученой степени претендовать на повышение: начиная от старшего преподавателя и заканчивая заведующим кафедрой.

Для работы по отдельным (непедагогическим) направлениям на базе кафедры важно иметь соответствующее образование: техническое, юридическое (делопроизводство) и пр.

Обратите внимание, что суровых возрастных цензов для трудоустройства на кафедру нет. Главное – наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлениям подразделения.

Плюсы и минусы работы на кафедре при вузе

Деятельность кафедры многогранна, но работа в данном подразделении посильна далеко не для каждого соискателя. Поэтому целесообразно выделить достоинства и недостатки трудовой деятельности в этом структурном элементе вуза.

Среди очевидных плюсов трудовой деятельности на базе университетской кафедры можно отметить:

  • Возможности по совмещению трудового (рабочего), педагогического и исследовательского опыта. Работающий педагог может с легкостью поступить в аспирантуру, заниматься научными исследованиями и получить ученую степень, которая в перспективе позволит продвинуться по карьерной лестнице. То есть преподавателю вуза легче проводить научные исследования, так как он может пользоваться оборудованием и лабораториями при университете, а также учитывать наработки студентов, черпать и развивать новейшие идеи и тенденции, обрести кураторский опыт;
  • Обретение педагогического опыта и стажа, который важен как для карьерного, так и для научного роста;
  • Официальное трудоустройство и получение всех причитающихся выплат, социальных гарантий и пр.;
  • Аспирант, трудоустроенный в вузе в качестве ассистента, может «прикрываться» рабочими обязанностями и буднями, если не успевает подготовиться к предстоящему занятию или рубежу. Главное – не пренебрегать обучением и не злоупотреблять ложью, ведь при желании педагоги могут все перепроверить;
  • Установление доброжелательных отношений и прочных связей с преподавателями факультета, что позволит легче получать консультации по всем интересующим вопросам (рабочим, научным и пр.);
  • Длинный отпуск. Работникам кафедры (педагогам) полагается особый отпуск. Продолжительность которого составляет 42 или 56 календарных дней. Как правило, отпуск предоставляется в летнее время после аттестации студентов, а также во время «промежуточных каникул».

Деятельность на кафедре университета также сопрягается с некоторыми недостатками:

  • На начальном этапе профессионального (педагогического) развития и работы при вузе не стоит ожидать большой зарплаты. Из-за отсутствия педагогического опыта, наработок, ученых степеней и иных заслуг, начинающему сотруднику кафедры придется довольствоваться небольшим финансовым вознаграждением;
  • Сложный рабочий график. Деятельность педагога порой носит ненормированный характер, так как одному и тому же работнику предстоит трудиться в две несколько смен: обучать очников, принимать сессию у заочников, предоставлять методическое обеспечение консультации и проверять онлайн работы дистанционщиков. Все проходит согласно учебным планам и расписанию занятий, но, как правило, свободного времени крайне мало;
  • Бюрократизм. Каждый шаг педагога оформляется документально. К каждому занятию готовится план-конспект, прорабатывается рабочая программа по специальности, готовится методический и учебный материал и пр. Все указанные моменты должны быть прописаны документально и утверждены администрацией вуза.

Таким образом, перед тем как трудоустраиваться на кафедру университета, важно тщательно взвесит все за и против, оценить собственную готовность к беспощадной работе (в физическом и моральном плане). Деятельность работников кафедры носит комбинированный характер, так как сочетает в себе педагогический и научно-исследовательский опыт.

Работа на кафедре предполагает не только реализацию учебного плана, но и развитие внеурочной деятельности, привлечение студентов к дополнительным видам деятельности с целью всестороннего развития личности, повышения интереса к учебе и пр.

Читайте также:  Методические рекомендации по разработке схем зонирования территории городов. МДС 30-1.99 — Редакция от 10.06.1999 — Контур.Норматив

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *