Кто завуч по воспитательной работе

Кто это? Должность завуча школы (а точнее, заместителя директора по учебно-воспитательной работе) подразумевает выполнение прямых поручений руководителя, а также множество собственных обязанностей.

На что обратить внимание? Как ни парадоксально, но до сих пор распространено мнение, что завуч должен быть хорошим предметником. А вот повышению его квалификации в области управления, права и прочих сферах уделяется мало внимания. Так каким же должен быть завуч школы?

В Минпросвещения России рассказали, кто такие директора по воспитательной работе и для чего они нужны в школах.

Кто завуч по воспитательной работе

Как сообщает Телеграм-канал ведомства, 1 сентября 2021 года советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями начали работать в 10 регионах страны. Ожидается, что в текущем году проект распространится еще в 35 регионах России.

Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями организовывает современный воспитательный процесс в школе, помогает воплощать идеи школьников, привлекая их к просветительским, культурным и спортивным событиям. Должность «советника директора по воспитанию» содержится в номенклатуре должностей педагогических работников.

Оплата труда советников директора по воспитанию составляет 15 тыс. рублей в месяц на полную ставку. Эта сумма является дополнительной к заработной плате учителя в школе.

В задачи советников входят:

  • участие в разработке и реализации рабочих программ воспитания;
  • информирование и вовлечение школьников в проекты детских и молодежных объединений;
  • проведение дней единых действий совместно с детьми, учителями и родителями;
  • поощрение развития школьного самоуправления, помощь ребятам в организации творческих, туристических и спортивных мероприятий.

Советником директора по воспитательной работе может стать специалист, обладающий опытом педагогической работы, который занят воспитательной деятельностью и повышал свою квалификацию на базе Международного детского центра «Артек».

Для того, чтобы, как запланировано, в текущем году советники по воспитанию стали работать еще в 35 регионах страны, проводят конкурс на формирование кадрового резерва. Новые специалисты начнут работу с 1 сентября 2022 года. В настоящее время на конкурс поступило более 45 тыс. заявок.

Чтобы модернизировать воспитательную работу, должность советника по воспитанию введут в 10 образовательных организациях Донецкой и Луганской республик. С нового учебного года такая должность также появится в колледжах.

Основные направления деятельности завуча начальной школы

От заместителя директора по организации начального образования ожидают эффективного управления учебным и воспитательным процессом в младших классах. Основная функция – административная, подразумевающая организацию и контроль деятельности педагогов, учеников и родителей.

Руководство школы должно создать оптимальные условия для достижения двух основных целей образовательного учреждения.

Кто завуч по воспитательной работе

Первая цель – обеспечение учебной деятельности, в процессе которой учащиеся получают качественные знания в соответствии с утвержденными программами, удовлетворяют познавательные потребности, развивают интеллект, раскрывают свои умственные и физические способности, овладевают полезными навыками.

Для достижения этой цели директор и завучи школы организуют полноценную образовательную среду, компонентами которой являются профессиональные педагогические кадры, материально-техническая база, сотрудничество с законными представителям детей, привлечение общественных организаций.

Вторая цель – работа над воспитанием в каждом ученике зрелой личности, привитие им правильных нравственных ориентиров, культурное и творческое развитие. Этому способствуют внеурочные мероприятия – экскурсии, встречи с интересными людьми, походы, тематические классные часы.

Кто завуч по воспитательной работе

Реализация этих целей возможна при условии ответственного отношения каждого члена руководящего звена к выполнению своих должностных обязанностей. От директора и его заместителей зависит, насколько грамотно будет организована работа педагогов, какая атмосфера будет царить в учебном заведении, какие ценности будут прививаться детям.

Завуч по начальной школе выполняет очень важную функцию –­ настраивает педагогов на создание в младших классах творческой образовательной среды. Ученики должны проявить неподдельный интерес к процессу получения знаний и навыков.

Для этого завуч организует сотрудничество между учителями начальных классов, их коллегами из старшей школы, педагогами-предметниками, сотрудниками библиотеки, родителями и другими законными представителями детей. От того, какие знания и настрой на будущее получат ученики в начальной школе, во многом зависят их успехи в старших классах.

В идеале школа должны обеспечить преемственность работы педагогов с первого учебного дня и до получения выпускником аттестата. Только совместные усилия всех, кто имеет отношение к образованию и воспитанию ребенка, позволяют надеяться на отличный результат.

Уже два года я работаю старшей вожатой в своей родной школе № 7, в которой я училась, также являюсь педагогом дополнительного образования центра «Точка роста», руководителем волонтёрского отряда «Позитив», отряда ЮИД «Экипаж», спортивного объединения «Лыжные гонки» и руководителем отряда барабанщиц. А с 1 сентября в школе я также занимаю должность советника директора по воспитательной работе.

Я с лёгкостью совмещаю свои прежние обязанности с функционалом советника. Для меня советник по воспитанию – это возможность создания профессионального педагогического сообщества, общение с заинтересованными педагогами, готовыми прийти на помощь в любое время суток и помогать не только словом, но и делом.

Это поддержка для каждого ребёнка, умение дать понять школьникам, что они важны, что их слышат, а их идеи всегда готовы воплотить в жизнь. Это проводник между детьми и профессионалами.

Человек, который всегда готов выслушать и зарядить всех вокруг энергией для новых свершений. Это педагог, который постоянно растёт, самосовершенствуется и учится новым приёмам, методам и технологиям. Это наставник – мудрый, добрый, уверенный в уникальности и таланте своих подопечных, открывающий двери к достижению новых высот и важных целей. Это друг, который объединяет вокруг себя команды ребят, слышит детей, знает их интересы, не боится выходить за рамки простых решений. Это неравнодушный к проблемам детей, школы и семьи специалист. Человек деятельный, горящий идеей сделать пространство школы более дружелюбным для ребёнка и педагога. «Навигаторы детства» – это любовь с первого взгляда и на всю жизнь.

Многие коллеги сначала не понимали, кто такой советник и чем он будет заниматься в школе, но я нашла поддержку со стороны директора и своего завуча по воспитательной работе Ольги Владимировны Мальяновой. Она давала мне советы по прохождению конкурсного отбора на эту должность, и сейчас продолжает помогать в работе. Мы работаем одной большой командой. Каждую неделю, когда приходит новая концепция мероприятий, посвящённых определённой дате, мы садимся вместе, разбираем каждый предложенный формат, составляем график мероприятий на неделю по данным форматам, распределяем обязанности между учителями и классными руководителями. Благодаря такой слаженной работе советника, завуча и педагогического коллектива нам удаётся охватить большое количество форматов и сделать максимум. Благодаря командной работе у меня остаётся время, чтобы принимать участие в различных проектах и конкурсах РДШ.

Муниципальный координатор проекта в Богородском округе Людмила Сергеевна Гришанина оказывает поддержку всех советников нашего округа в режиме 24/7. В любое время дня и ночи она может прийти на помощь и дать совет по решению сложных вопросов и поставленных задач, всегда подбодрит и поддержит, если что-то не получается.

Работа советника главным образом нацелена на работу с детьми, на живое общение с ними. Советник раскрашивает своей работой серые школьные будни, делая их яркими и интересными, заряжает своей энергией детей и педагогов вокруг себя.

На мой взгляд, у данной должности большие перспективы развития. С советником жизнь в школе стала ещё интересней и разнообразней. Мы постоянно учимся и узнаём много нового, интересного и полезного. Я очень люблю свою работу и хочу дальше развиваться в этом направлении.

В этом году завуч по учебно-воспитательной работе Мало-Андосовской ОШ Елена Константиновна Шушкина отметила юбилей – тридцать лет педагогической деятельности в этой школе.

Тридцать лет – это много или мало? Если речь идет о жизни, то, конечно, мало! Самый расцвет, молодость, новые открытия. А если это педстаж, да не просто учительский, а еще и завуча, вот это уже опыт – опыт ответственности, наставничества, постоянных поисков нового.

Родилась и выросла Елена Константиновна в селе Малое Андосово. Еще много лет назад, поступая в Арзамасский педагогический институт на физико-математический факультет, она знала, что учительская работа очень беспокойна. Потому что с детства много времени проводила в школе.

– Моя мама работала техничкой в школе, – начала разговор моя собеседница, – поэтому сколько себя помню, всегда была в школе. А мама моей подруги Александра Сергеевна Барскова работала учителем. На её примере я видела и наблюдала за жизнью и работой учителя. Именно Александра Сергеевна подтолкнула меня выбрать эту профессию. А уроки Надежды Алексеевны Маркеловой помогли мне определиться с факультетом пединститута, и я отдала предпочтение математике, да и склонность к точным наукам у меня была более выражена. После окончания вуза я вернулась в родную школу, и это было осознанное решение, я считаю, что мое место – это школа, работа с детьми. Мой первый урок физики был в 10 классе. Начался он со знакомства, хотя и было в классе всего три ученика, но волнение было огромное.

Как быстро летит время. Кажется, что совсем недавно увидела Елена Константиновна своих первых учеников, а за плечами уже 30 школьных лет. Из них восемь лет в качестве завуча по воспитательной и четыре года по учебно-воспитательной работе. У Елены Константиновны большой объем работы. Она своим примером показывает, что она не боится ничего нового, готова во всем участвовать, проявлять инициативы.

– На протяжении многих лет, – продолжает педагог, – наша школа заявляет о себе не только на уровне района, но и области. Мы принимаем участие во многих мероприятиях, и проводим их в стенах нашей школы. У нас небольшой, но очень дружный коллектив. Никто из наших сотрудников не кичится своими должностными обязанностями. Мы работаем как единый механизм, если проводим или участвуем в мероприятиях, то задействованы все, а наши достижения заслуга всего коллектива. В прошлом году учащиеся школы заняли первое место в областном конкурсе по БДД. Первое место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Арт-успех». Команда педагогов нашей школы заняла первое место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Воспитать человека» и много других призовых мест. Коллектив у нас разновозрастной. Наши учителя стараются идти в ногу со временем, осваивают новые оразовательные технологии, участвуют в профессиональных конкурсах и олимпиадах, вебинарах, семинарах, работают вместе с учащимися на разных образовательных Интернет-платформах, стараются привлечь детей к участию в конкурсах разного уровня. Много времени уделяем внеурочной работе и военно-патриотическому воспитанию. В этом году возобновил свою работу кружок «Маска» и на ближайшем концерте, мы увидим первое выступление его участников.

– Елена Константиновна – завуч, который находится в постоянном поиске, постоянном труде, и мы гордимся, что нам посчастливилось, с ней работать, – отзываются о Елене Константиновне коллеги.

На вопрос «Что для Вас счастье?» она незамедлительно ответила:

– Счастье – это каждый день заниматься тем, что тебя радует больше всего, а это значит – работа с детьми. Именно в День учителя понимаешь важность профессии, когда звонят ученики и говорят слова благодарности. Желаю своим коллегам здоровья, семейного благополучия, любознательных учеников, никогда не останавливаться на достигнутом и всегда идти вперед. Недаром девиз нашей школы «Ни шагу назад».

Кто завуч по воспитательной работе

При необходимости в средних учебных заведениях смогут предусмотреть ставку советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Правительство включило таких специалистов в обновленную номенклатуру педагогических работников. Чем станут заниматься советники в школах и техникумах, разбиралась «Парламентская газета».

Новый пионервожатый

Советники впервые появились в некоторых российских школах в этом учебном году. Это победители конкурса «Навигаторы детства», который провели Минпросвещения и Российское движение школьников. Около 2,5 тысячи специалистов прошли подготовку и приступили к работе в десяти пилотных регионах, которыми стали Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Ставропольский край и Севастополь.

Кабмин своим новым постановлением включил в номенклатуру педагогических работников должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Эту ставку смогут при необходимости вводить в школах, колледжах и техникумах.

Кто завуч по воспитательной работе

В учебных заведениях уже сейчас есть люди, которые участвуют в воспитании детей — например, замдиректора по воспитательной работе или классный руководитель. Но советник не дублирует их обязанности, сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Не заменяет он и школьного психолога.

«Это скорее старший друг. В советские времена эти функции в школе выполнял вожатый», — пояснила она. Поэтому на должность советника следует брать не сотрудников школ, а, например, представителей общественных объединений, считает депутат.

По ее словам, еще одна важная задача советника — вовлекать учеников в детские, юношеские, молодежные проекты. Они могут водить ребят в театры, музеи, устраивать спортивные мероприятия, организовывать слеты и акции.

«С советниками можно обсудить актуальные вопросы, например, поговорить о политике и митингах, что поможет оградить школьников от деструктивного влияния», — считает Лариса Тутова. Кроме этого, полагает она, благодаря тесному общению советников с детьми станет понятнее, что происходит в их жизни во внеучебное время.

В Минпросвещения одной из основных задач советников назвали участие в реализации программ воспитательной работы. Такие планы должны утверждать в каждой российской школе по закону о воспитании обучающихся, инициированному Президентом России.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 1» охарактеризовал советника по воспитанию так: «Это молодой человек, выпускник педагогического вуза, который говорит со школьниками на одном языке и организует внеучебную деятельность».

Чему учат в «Артеке»

Участники пилотного проекта «Навигаторы детства», которые уже работают советниками, прошли подготовку в международном центре «Артек». Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Писарева побывала там и понаблюдала за обучением: «Подготовка включала и теоретическую часть, и практику. Как рассказывал нам директор центра Константин Федоренко, было несколько модулей, в том числе основы воспитания, методология защиты детей от вредной информации, профилактика негативных явлений среди подростков».

Кто завуч по воспитательной работе

Она добавила, что особое внимание уделяли цифровым технологиям, которые можно использовать в современной воспитательной работе.

Опыт «Артека», в котором больше пятидесяти лет работает школа вожатых, пригодится и в разработке воспитательных программ: можно составить планы хоть на каждый день. «Это разнообразные игры, акции, экскурсии, волонтерская работа», — перечислила Писарева.

По ее словам, Минпросвещения планирует создать на базе «Артека» федеральный центр по подготовке советников директоров по воспитательной работе. Это верные шаги, так как запрос на таких специалистов есть во многих регионах России, считает парламентарий. Она рассказала, что педагоги и директора школ в том числе в Новгородской области, которую представляет сенатор, не раз просили расширить действие проекта «Навигаторы детства» на всю страну.

К тому же пилотная программа показала хорошие результаты, отметила Лариса Тутова. «Её нужно распространить на все регионы, потому что есть глобальная задача — сделать единой образовательную среду в стране», — убеждена депутат.

Я в школе нахожусь в должности завуча по учебно воспитательной работе,

Я в школе нахожусь в должности завуча по учебно воспитательной работе, по приказу на меня возложили исполняющего обязанности директора школы, на время нетрудоспособности директора. Имею я право на доплату к зарплате.

Совмещая несколько должностей, Трудовой кодекс РФ предусматривает получение дополнительных выплат.

Похожие вопросы

Директор школы решила перевести меня с должности заместителя директора по учебно – воспитательной работе на должность заместителя директора по коррекционной работе (работаю в коррекционной школе). Включается ли эта работа в педагогический стаж?

Судя по тексту – да.

исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

8. В стаж работы засчитывается:

Подскажите, как нам быть! Мы уже больше 18 лет работаем в этой школе и обидно что нас просто выкидывают!

Я Завуч школы, нашу школу реформируют путём присоединения к другой школе (наша школа 170 учащихся, с 1 по 9 класс). Скажите:

1)ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО СОКРАТИТЬ МЕНЯ И ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ НЕ ПРЕДЛОЖИВ ДРУГОЙ РАБОТЫ, т.к. наши должности сокрашены.

2) ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО СОКРАТИТЬ ЗАВУЧА И ДИРЕКТОРА, если их должности сохраняются в филиале.

Подскажите, как нам быть! Мы уже больше 18 лет работаем в этой школе и обидно что нас просто выкидывают! Огромное спасибо!

1) сокращение проводится в определенном порядке (подробнее – см. на моем сайте), если этот порядок нарушается, то работника (как правило) восстанавливают на работе

2) при сокращении Вам обязаны предложить ВСЕ вакансии

3) собирайте все документы для возможной судебной защиты своих прав начиная с трудового договора и приказа о приеме на работу. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не подписывайте документы “задним числом” (если “вдруг” такая просьба Вам поступит)

Имею ли я право на полный отпуск?

С 28 августа по 28 декабря 2016 года работала директором школы с учебной нагрузкой 10 часов уроков химии. 28 декабря написала заявление об увольнении с должности директора. 29 декабря была принята на работу в этой же школе на должность завуча по воспитательной работе с той же учебной нагрузкой.29 июня шесть месяцев работы. Имею ли я право на полный отпуск?

Здравствуйте! Имеете право

Могу ли я надеяться, что этот год будет засчитан в льготный педагогический стаж?

Работала в школе на должности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. С сентября 2010 года переведена на должность учителя на 0,5 ставки и принята на работу по (внутреннему) совместительству на должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки. Могу ли я надеяться, что этот год будет засчитан в льготный педагогический стаж?

Здравствуйте! ДА,вам этот год должны засчитать в льготный педагогический стаж. Если возникнут проблемы в ПФР, обращайтесь в суд. Удачи и добра!

29 июня я пошла в отпуск и получила отпускные, с 13 июля вышла на работу исполняющей обязанности директора школы.

Меня зовут Татьяна Александровна, я работаю заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. 29 июня я пошла в отпуск и получила отпускные, с 13 июля вышла на работу исполняющей обязанности директора школы. Заработную плату не получаю, так как мой отпуск считается не отгулянным, зарплату за исполняющего обязанности директора идет в минусе от отпускных. Законно ли это?

1. У вас должны были взять согласие на отзыв из отпуска, сделать приказ на отзыв.

2. На вас (опять же с вашего согласия) должны были возложить обязанности директора (доп. соглашение + приказ).

3. Отпускные удерживаются, начиная с того времени, как вас отозвали, но вам начисляется зарплата.

Если вы сейчас в отпуске, но работаете, то это, конечно, не законно.

Должностные обязанности, как доказать что часть функций ДО от другой должности?

Я работаю завучем в школе. Нас 4 завуча по учебной части. До прихода нового директора школы все завучи выполняли одинаковый объем работы по должности. Новый директор стала меня преследовать с целью сокращения 0.5 ставки моей должности. Она каждый год распределяя должностные обязанности сокращает объемы моей работы передавая их другому завучу. Потом говорит якобы у меня меньший объем работы и меня нужно перевести на пол ставки. Но работа выполняемая мной в реале не сократилась а просто передана другому завучу. Хочу обратиться в суд. на какие ст.ТК РФ ссылаться мне? спасибо.

Внутриорганизационные отношения, в том числе определение численного состава штатов и распределение между работниками обязанностей – законодательством не регулируются.

Администратор печатает сообщение

Регистрируясь на сайте, Вы принимаете

Чем занимаются завуч и директор школы: краткий обзор обязанностей для родителей.

Кто важен для школьной работы? Конечно же, это учитель, классный руководитель, родители, ученики (нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.

Если кто не знал, то в школе есть завуч (заместитель директора) по учебной работе (их может быть и не один) и завуч по воспитательной работе (хотя в данном случае завуч – неправильное слово, так как содержит в себе «ЗАВедующий Учебной частью», но по старинке и заместителя директора по воспитательной работе называем так). С них и начнём наш рассказ об администрации школы.

Чем занимается завуч в школе

Заместитель директора по учебной работе — лицо не менее важное, чем директор. Иногда даже он становится важнее, если последний по своим личностным качествам уступает своему заместителю.

«Закупать унитазы – не моё призвание»

Как сказала завуч в моей школе: «Мне всегда прочили место директора, но я остаюсь на должности завуча, потому что закупать унитазы – не моё призвание».

Что же входит в обязанности завуча? А очень многое. И это многое так же зависит от его личных качеств. Начнём с ответственности, далее – обязанности и права.

1. Ответственность завуча

Как правило, завуч – это первое лицо, в которое летят все шишки от родителей. Если что-то в школе не нравится, произошло ЧП и т.д. – все идут к нему (да, это его работа, отвечать на все претензии).

Ответим на самый распространённый вопрос: «Имеет ли право завуч собирать деньги с родителей?» (об этом я уже писала в этой статье, когда с вас требуют деньги на родительских собраниях). Не имеет. Поэтому сваливает эту заботу на плечи учителей.

Учитель – не материально ответственное лицо, поэтому ему никакого наказания за сбор денег не должно последовать. А вот представитель администрации школы будет наказан, вот и требует с учителей унижаться перед родителями, выпрашивая деньги на очередное окно.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.

Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.

2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).

2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.

3. Составляет расписание занятий.

4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.

5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.

6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.

7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.

8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.

9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

3. Права завуча

Их мало, но он:

1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.

2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.

Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.

Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:

Завуч по развлекательной работе

Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).

Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.

В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на родительском собрании и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.

Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.

Чем занимается директор школы

Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.

Чем он занимается:

1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)

2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.

3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.

4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.

5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.

6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.

7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).

8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).

9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.

10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе карантин по гриппу).

11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.

12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.

Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.

За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.

Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.

Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.

Кто завуч по воспитательной работе

С сентября 2022 года в 45 регионах России введут должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а с 2023-2024 учебного года такие специалисты появятся в школах, техникумах и колледжах по всей стране. Соответствующее поручение подписал президент России Владимир Путин.

Впервые должность советника директора по воспитанию была введена в школах в сентябре 2021 года по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». Педагоги-победители конкурса «Навигаторы детства» прошли обучение в Международном детском центре «Артек» и приступили к работе в десяти пилотных регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ставропольском крае и Севастополе.

Чем занимаются советники по воспитанию?

Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее. Как пояснила сотрудникам АНО «ЦИСМ» ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор Таврического района Омской области Ирина Еву, советники в образовательных организациях становятся проводниками, помогающими детям развивать социальные инициативы:

– Советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой внеурочной деятельности, успешной социализации, вовлечению в инициативы «Российского движения школьников» (РДШ) и юнармейские программы.

Введённые в школах специалисты делятся своими новыми знаниями и инструментами с другими педагогическими работниками, чтобы достичь единой цели – помочь детям определить дальнейший жизненный путь. По мнению советника по воспитанию лицея №87 имени Л.И. Новиковой г. Нижний Новгород Татьяны Левиной, многие педагоги и родители не знают об имеющихся для развития обучающихся возможностях. Именно советник через ценности и личные примеры помогает увидеть возможные направления для самореализации детей.

Этот специалист входит практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, родительские активы и различные проектные группы по развитию. Советник выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы.

Почему возникла необходимость в таком специалисте?

В последние годы теме воспитания уделяют особое внимание на федеральном уровне. Внесены изменения в Конституцию РФ, в которых подчёркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Воспитание призвано формировать у обучающихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Затем последовали поправки в закон «Об образовании», где определены понятие «воспитания» и общие требования к организации воспитания обучающихся.

Есть необходимость выстраивать единую воспитательную среду в российских школах. В любом общеобразовательном учебном заведении у ребёнка должны быть равные условия для развития своих интересов и возможностей. И советники – как раз те люди, которые сегодня приводят это всё к единому знаменателю.

Ирина Еву отмечает, что будущее каждой нации и человечества зависит от подрастающего поколения:

– Школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, семья, знание, здоровье, труд, культура, красота. Советники в образовательных организациях помогают формировать их и развивать через активную социальную деятельность.

Современная школа ориентирована на то, чтобы не только передавать знания, умения и навыки, но и развивать способности ребёнка. Татьяна Левина подчёркивает, что большие технологические и экономические изменения привели к появлению множества новых профессий и возможностей:

– Именно поэтому появилась такая должность как советник по воспитательной работе. Этот специалист показывает детям, родителям и педагогам новые варианты развития, форматы общения. Советник транслирует устоявшиеся ценности через новые реалии.

В чём разница между советником по воспитанию и заместителем директора по воспитательной работе?

Заместитель директора по воспитательной работе входит в административно-управленческую команду школы. Он выполняет огромный объём задач и зачастую на работу с детьми, на генерацию новых идей и проектов уже не остаётся времени. Советник и заместитель по ВР – это два соратника, от эффективности работы их тандема многое может зависеть.

По словам Ирины Еву, заместители директора – это менеджеры, советники по воспитанию – специалисты, которые вдохновляют обучающихся на изменения, на веру в себя, в возможность изменить регион и страну. Советник по воспитанию является скорее другом, чем номенклатурной единицей. Он говорит с ребятами на понятном им языке.

У советника и заместителя директора по ВР разные функции. С приходом нового специалиста в школу были созданы штабы по воспитательной работе. Это позволило избежать дублирования функционала и организовать эффективную работу.

Как восприняли новую должность педагоги?

К введению должности советника директора по воспитанию члены педагогического коллектива отнеслись по-разному. Изначально не было чёткого понимания, какие обязанности будут возложены на нового специалиста, как будет организована его работа. Как рассказала Татьяна Левина, постепенно отношение педагогов и родителей к должности советника изменилось в лучшую сторону:

– Решила действовать через детей и родителей: на собраниях и классных часах рассказывала о «Российском движении школьников», где есть возможности для каждого ребёнка. Потихоньку дети стали принимать участие не только в общешкольных мероприятиях, но и в акциях РДШ на региональном уровне.

Первые результаты. Что удалось сделать советникам по воспитанию?

Позиция советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями были введены в пилотные школы России год назад. Ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор Таврического района Омской области Ирина Еву рассказала, что за это время наметилась положительная динамика по различным направлениям воспитательной работы:

– За прошедший учебный год увеличилось количество детей – активистов Российского движения школьников и членов Юнармейского движения. Соответственно, выросло и число участников мероприятий движений – особенно стало больше детей, которые входят в группу риска. Большую помощь оказывают Российский детско-юношеский центр, РДШ, Корпоративный Университет, детские центры «Артек» и «Орлёнок». Они поддерживают не только ребят, но и советников, муниципальных координаторов, которые имеют возможность проходить обучение в этих организациях.

Также важным результатом работы советников стало то, что удалось изменить восприятие педагогическими работниками новой должности. По словам Татьяны Левиной, директор и завуч школы стали видеть в ней помощника в реализации планов воспитательной работы.

Проект Минпросвещения России не ограничится только пилотными регионами. Ирина Еву отмечает важность того, что советники появятся в других субъектах страны, притом не только в школах, но и в средних специальных учебных заведениях. Таким образом в России создаётся новая философия воспитания.

Что делает завуч школы

Директору образовательного учреждения помогают несколько заместителей. Штатным расписанием предусмотрены следующие позиции:

  • завуч по организации учебной деятельности отвечает за составление расписания занятий, распределение нагрузки между учителями, посещение учениками уроков и их успеваемость;
  • на завуча по учебно-воспитательной работе возлагается контроль методической и воспитательной деятельности педагогов;
  • завуч по научно-методической работе, в чей план работы включена организация научной деятельности учеников;
  • завуч по административно-хозяйственной деятельности несет ответственность за обеспечение нормального функционирования здания школы, снабжение работников коммунальными услугами и необходимым оборудованием.

Кто завуч по воспитательной работе

Специфика и масштаб образовательной организации определяют необходимость в том или ином количестве завучей. В небольшой сельской школе может быть два заместителя директора: по учебной и по воспитательной работе. В крупной столичной гимназии обязанности распределяются между несколькими завучами. Например, за организацию образовательного процесса в начальной, средней и старшей школе отвечают разные люди.

В обязанности завуча по начальному образованию входят:

  • организация педагогической деятельности в младшей школе;
  • работа по реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» и региональных нормативных актов;
  • обеспечение повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, занятых в начальной школе;
  • управление учебно-воспитательным процессом в младших классах;
  • контроль качества образования в начальной школе;
  • сотрудничество с родителями учащихся и представителями общественности;
  • просветительская деятельность и методическая работа;
  • совершенствование материальной базы начального образования;
  • финансово-хозяйственное обеспечение воспитания и обучения младшеклассников.

Завуч средней школы – это специалист, на которого возлагается масса обязанностей по различным направлениям деятельности образовательного учреждения. Качественное выполнение профессиональных функций обеспечивает высокий уровень обучения и воспитания школьников, их гармоничное развитие.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 декабря 2021 года; проверки требуют 11 правок.

За́вуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего и средне-специального учебного заведения по учебной работе.

  • Завуч по учебной работе (УР) — (начальник «Учебной части»), (Составляет расписание, занимается внутришкольным контролем, ведёт учёт посещаемости и успеваемости, первый заместитель директора).
  • Завуч по учебно-воспитательной работе (УВР) — (Составляет расписание, занимается методической работой, внутришкольным контролем, воспитанием учеников и сотрудников).
  • Завуч по ИКТ (Составляет расписание при помощи ПК, контролирует учеников на уроках информатики, консультирует сотрудников по вопросам ПК).
  • Завуч по научно-методической работе («завуч-методист», УМР) (Планирует и контролирует научную работу учащихся).
  • В профессиональных училищах, колледжах и техникумах существует должность завуча по учебно-производственной работе (УПР), который организует и контролирует профессиональное обучение и практики учащихся.

При необходимости должности могут быть разделены (отдельно научная и методическая, учебная и воспитательная работа) или объединены (например, единственный заместитель директора в небольшой школе).
В отличие от директора, завуч руководит только учебной или воспитательной работой, но может исполнять обязанности директора в случае болезни или отпуска последнего. Завуч также может вести уроки, например математику или краеведение.

Работа завуча регулируется должностной инструкцией, уставом школы, законом РФ «Об образовании».

Помимо завуча также есть завхоз.

Требования, предъявляемые к претенденту на работу завуча школы

Подбор кандидатуры входит в компетенцию директора образовательной организации. Будущий завуч школы должен соответствовать нескольким требованиям:

  • иметь высшее образование по специальности «менеджмент» или «управление»;
  • заниматься педагогической или административной деятельностью более 5 лет;
  • знать государственные стандарты образования;
  • владеть навыками организации и контроля деятельности педагогов и учащихся;
  • разбираться в методике обучения и воспитания, знать основы педагогики, психологии, возрастной физиологии.

Кто завуч по воспитательной работе

На должность завуча может претендовать обладатель диплома о высшем педагогическом образовании, получивший знания по направлению «менеджмент», «экономика» или «управление» и проработавший более пяти лет учителем или управленцем.

Помимо профессиональных знаний и навыков, от претендента на должность завуча школы по воспитательной работе требуется наличие таких качеств, как целеустремленность, организаторские способности, стремление к лидерству, коммуникативность.

Лучшие завучи получаются из людей, которым свойственны:

  • желание общаться с детьми, их родителями, педагогами;
  • любовь к профессии;
  • ответственность;
  • тяга к саморазвитию;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • аналитический склад ума;
  • способность к принятию верных решений;
  • тактичность и эмпатия;
  • умение организовать рабочий процесс;
  • стрессоустойчивость;
  • общая культура, в том числе культура речи;
  • способность к решению нескольких задач одновременно.

Стать завучем может целеустремленный человек с высшим педагогическим образованием, обладающий организаторскими способностями, который не боится брать ответственность за принятие важных решений.

Кто завуч по воспитательной работе

Может ли претендент на должность завуча рассчитывать на стабильный высокий доход? В разных регионах России и в зависимости от специфики учебного заведения заместитель директора получает от 30 до 80 тысяч рублей.

Обязанности завуча школы как управленца

Помимо базовых функций, на завуча возлагается миссия по организации преемственности между педагогами различных уровней образования. Достижение обучающих и воспитательных целей наиболее эффективно, когда деятельность учителей начальной, средней и старшей ступеней осуществляется в соответствии с продуманным долгосрочным планом.

Кто завуч по воспитательной работе

Плодотворное сотрудничество педагогов обеспечивается путем реализации работы завуча по нескольким направлениям:

  • просветительская;
  • диагностическая;
  • контрольно-коррекционная;
  • прогнозирующая.

Зачастую у администрации школы (и завуча в том числе) не хватает времени на близкое знакомство с проблемами учащихся. Слишком много сил требуют различные бумаги: планы, отчеты, ведение статистики. Однако за ворохом циркуляров нельзя забывать о том, что главная цель деятельности образовательного учреждения – это воспитание гармонично развитой и высокообразованной личности.

Это значит, что завучу необходимо больше внимания уделять вопросам психологического комфорта учащихся, начиная с адаптации первоклассников и заканчивая профессиональной ориентацией и подготовкой к итоговой аттестации выпускников.

Кто завуч по воспитательной работе

Работа с родителями и опекунами – еще одно ключевое направление деятельности завуча. Без понимания того, в какой среде растет ребенок, какие ценности ему прививаются в семье, чего взрослые ожидают от школы, сложно составить прогноз учебно-воспитательной работы. Выбор обучающих методик и форм донесения новых знаний тоже во многом зависит от семейных особенностей.

Организующая функция завуча заключается в сплочении педагогического состава, создании комфортной доброжелательной атмосферы в коллективе. Без человека, который ставит общие цели и контролирует их выполнение, невозможно гарантировать успешную деятельность учителей и других работников организации.

Известное утверждение, что завуч школы – это учитель учителей, объясняет его роль в налаживании эффективного сотрудничества между членами команды. Он разбирает конфликты, подбирает для молодых педагогов наставников из числа опытных коллег, мотивирует и поощряет, указывает на недостатки и ставит в пример другим достижения.

Директор и завуч школы не должны быть оторваны от реальной жизни школьного коллектива. Хорошие руководители полностью погружаются в текущие проблемы и находят оптимальные пути их решения. Плох тот завуч, который не может сам провести урок, спланировать внешкольную деятельность класса, организовать интересные мероприятия.

Несмотря на обилие бумаг, в работе завуча должно быть место для реального общения с учениками, их родителями, коллегами и техническими работниками учреждения. Только в этом случае можно говорить не просто о качественном выполнении завучем служебных обязанностей, но и о понимании им самой сути сложного и увлекательного процесса воспитания и образования детей.

Плюсы и минусы работы завучем

Выполнение обязанностей завуча имеет как преимущества, так и недостатки.

От человека, занимающего должность завуча школы, требуются сосредоточенность, умение планировать не только свою работу, но и деятельность подчиненных. Стать успешным специалистом сможет тот, кому доставляет удовольствие тщательное продумывание шагов по достижению личных и профессиональных целей.

Как завоевать доверие

Как успокоить возбужденный класс

Как похвалить ученика

Уже скачали 8673 человека

Претендент должен мириться с постоянной занятостью, необходимостью поддерживать связь с большим количеством людей: коллегами, руководством, родителями и учениками.

Читайте также:  Выбор кода позиции для SZV-TD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *