Машинист мостового крана и др

Машинист крана (утратил силу с 29 апреля 2017 года)

Профессиональный стандартМашинист крана(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 июня 2014 г. N 360н)

Машинист мостового крана и др

Раздел “Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства “

4-й разряд

§ 201. Машинист крана (крановщик) 4-й разряд

Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов, установке изделий, узлов и деталей на станок; кантованию секций судов, перемещению подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов.
Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м – на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м – на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов и грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Управление кабельными кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ.
Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ).
Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью свыше 1 т, кранами-штабелерами с автоматическим управлением и мостовыми кранами-штабелерами, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по погрузке, выгрузке, перемещению грузов, укладке их на стеллажи, погрузчики и транспортные средства, по доставке грузов со стеллажей к производственным участкам. Учет складируемых материальных ценностей. Управление кранами, оснащенными радиоуправлением.
Должен знать: устройство обслуживаемых кранов и их механизмов; способы переработки грузов; основы технологического процесса монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; определение массы груза по внешнему виду; технические условия и требования, предъявляемые при загрузке стеллажей; расположение обслуживаемых производственных участков; электротехнику и слесарное дело.

Читайте также:  Права воспитателя в общежитии

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов.

Поиск

количество ак. часов в курсе обучения указано в скобках
* Цены регламентируются в зависимости от наполнения учебных групп

Краном-манипулятором называется машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и (в большинстве случаев) дальнейшей перевозки грузов.

Что такое кран-манипулятор?

Основным узлом машины является крано-манипуляторная установка (сокращенно – КМУ), которая может быть размещена на базе транспортного средства либо стационарно. Масса КМУ обычно составляет не более 20-25% полезной грузоподъёмности базового транспортного средства, что гарантирует эффективную эксплуатацию последнего при доставке грузов. Сама КМУ представляет собой грузоподъёмное устройство, которое состоит из:

– рабочего стрелового оборудования,

– опорной рамы,

– грузозахватного органа (как правило, крюковая подвеска или люлька),

– систем управления и обеспечения безопасности.

Внедрение в эксплуатацию данной спецтехники позволяет добиться значительного упрощения погрузки и разгрузки за счёт отказа от привлечения грузчиков и уменьшения числа задействованных единиц спецтехники. Совмещение в одной машине базового автомобиля и КМУ способствует существенной экономии финансовых и временных затрат, повышению скорости доставки грузов.

Принципы функционирования кранов-манипуляторов.

Максимальное распространение в наши дни получили краны-манипуляторы, выполненные на автомобильном шасси, главное достоинство которых заключается в их многофункциональности. «Сам гружу, сам вожу» — этой фразой проще всего охарактеризовать данную машину. Автомобиль, на базе которого смонтирована КМУ, по сути, выполняет функции сразу двух единиц техники: автокрана и машины для перевозки груза.

Случается, что автокран оказывается неспособен выполнить возложенную на него функцию из-за своих больших размеров. В этой ситуации кран-манипулятор также может оказаться достойной альтернативой.

Машина идеально справляется с механизацией погрузочно-разгрузочных работ, а потому может быть использована для подъёма, погрузки и дальнейшей перевозки, как одиночных предметов, так и грузов, расположенных на поддонах и паллетах, а также в контейнерах. С помощью этих машин можно успешно перевозить мелкокусковые грузы, станки, , стекло, брёвна и другие длинномеры, металлический скрап и даже легковые автомобили, находящиеся в неисправном или аварийном состоянии. Кроме того, такие машины широко применяются в следующих случаях:

– при выполнении монтажных и

– в малоэтажном строительстве;

– в коммунальном хозяйстве;

– при выполнении работ ремонтно-восстановительного характера;

– при проведении работ в стесненных условиях.

Наиболее важные технические характеристики.

Сферы использования и стоимость разных моделей кранов-манипуляторов зависят от следующих показателей, характеризующих данное оборудование:

– минимальное и максимальное значения вылета стрелы КМУ;

– грузоподъёмность при минимальном и максимальном значениях вылета стрелы КМУ;

– грузовой момент стрелы при тех же параметрах вылета;

– высота опускания и подъёма груза;

– тип подвески;

– минимально возможный радиус поворота КМУ;

– тип поперечного сечения стрелы (чем больше количество граней, тем более прочной будет стрела);

– разновидность системы телескопического выдвижения (секции стрелы могут выдвигаться последовательно либо в произвольном порядке).

Для манипуляторов, выполненных на базе грузового транспортного средства, важными эксплуатационными показателями являются грузоподъёмность базовой машины, габариты погрузочной площадки (от них напрямую зависят максимальные размеры транспортируемого груза), применяемые аутригеры (опоры), качество исполнения и тип которых оказывают весомое влияние на максимальную массу груза, поднимаемого при помощи КМУ, и безопасность работы последней.

Машинист крана-манипулятора – рабочий, который умеет работать на данной технике, знает конструкционные и технические особенности вверенной ему машины, может определить причины неисправностей и устранить их. Степень сложности работ зависит от уровня квалификации рабочего.

Стать машинистом крана-манипулятора возможно только при наличии специального образования, а также действующих водительских прав . Поэтому он должен знать и соблюдать не только правила дорожного движения, но и технику безопасности на производстве.

Кроме работ, которые относятся к непосредственному перемещению грузов (погрузочно-разгрузочные работы), в обязанности машиниста входит проверка механизмов крана, монтаж различных конструкций, техническое обслуживание всех остальных используемых машин и оборудования.

Для того, чтобы работать самостоятельно машинист должен доказать свою профессиональную пригодность. Он проходит медицинское обследование, инструктаж по технике безопасности, охране труда и основам оказания первой медицинской помощи. Позднее рабочий проходит повторные инструктажи по данным вопросам.

В случае, когда у машиниста был перерыв в работе по профилю кран-манипулятор более года, ему необходимо перед началом самостоятельной работы пройти стажировку у более опытного коллеги. Если же в процессе работы специалист был переведен на другой тип техники, он должен пройти обучение, чтобы знать принципы его управления и функционирования.

На машиниста крана-манипулятора во время работы оказывают вредное воздействие следующие факторы: повышенный уровень шума, повышенный уровень запыленности, перепады температур. Кроме того, опасность для машиниста представляют движущиеся механизмы и машины. По этой причине во время работы специалист должен использовать все выданные ему средства защиты.

Каждый раз до запуска техники рабочему необходимо проверить её исправность и провести пробный запуск для проверки электрической аппаратуры, устройств безопасности, тормозной системы. Если при тестовом запуске были обнаружены неисправности, которые могут стать препятствием для безопасной работы, а их устранения находится за пределами компетенции, он должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, несущему ответственность за содержание крана-манипулятора.

Поскольку работа на технике подобного рода сопряжена с опасностью, то всем задействованным рабочим необходимо иметь представление о том, какие действия предпринимать при аварии или несчастном случае. И машинист крана-манипулятора не является исключением. Когда возникает аварийная ситуация, рабочий должен немедленно прекратить работу, сообщить руководству, принять меры по ее устранению, а также оказать первую доврачебную медицинскую помощь возможным пострадавшим.

Квалификация – 2-й разряд. Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями грузоподъемностью до 3 т, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление монорельсовыми тележками, консольными кранами и кран-балками. Проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств. Участие в ремонте обслуживаемого крана.

устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов; предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов; систему включения двигателей и контроллеров; основы электротехники и слесарного дела.

Квалификация – 3-й разряд. Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов. Установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление электроталями, переносными кранами при выполнении всех видов работ.

Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, доставке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны.

устройство и принцип работы обслуживаемых кранов и их механизмов; способы определения массы груза по внешнему виду; правила эксплуатации кранов по установке деталей, изделий и узлов на станок; порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и специализацией; технологический процесс внутрискладской переработки грузов; правила укладки и хранения грузов на стеллажах; основы электротехники и слесарного дела.

Квалификация – 4-й разряд. Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов, установке изделий, узлов и деталей на станок; кантованию секций судов, перемещению подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м — на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м — на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов и грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

Квалификация – 5-й разряд. Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, грузоподъемностью свыше 25 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов; установка деталей, изделий и узлов на станок; перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 100 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м — на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м — на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин и секций, в том числе двумя и более кранами, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

Управление кабельными кранами грузоподъемностью свыше 3 до 10 т и плавучими кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ). Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

устройство и кинематические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; технологический процесс монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; электротехнику и слесарное дело.

Квалификация – 6-й разряд. Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

Управление кабельными и плавучими кранами грузоподъемностью свыше 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ.

Управление гусеничными, пневмоколесными и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ). Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; расположение обслуживаемых производственных участков; электротехнику и слесарное дело.

Требуется среднее специальное образование при управлении гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью более 200 т при выполнении строительно-монтажных работ.

При управлении мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 50 т при монтаже мощных и сверхмощных турбоблоков, турбогенераторов, прокатного и другого аналогичного технологического оборудования и связанных с ним конструкций, при установке ответственных деталей на крупногабаритные карусельные, расточные, токарные и другие станки работы тарифицируются по 6-му разряду.

Настоящая тарификация не относится к работам машинистов кранов (крановщиков), занятых в технологическом процессе основных металлургических производств черной металлургии (доменного, бессемеровского, мартеновского, прокатного и др.) в металлургических цехах машиностроительных предприятий, к работам на разливке горячего чугуна в специализированных литейных цехах по производству изложниц, к работам на электромостовых — стрипперных кранах при подаче залитых изложниц на решетки, снятии опок и подаче изложниц на охладительный конвейер. Все вышеуказанные работы и профессии машинистов кранов (крановщиков) тарифицируются по соответствующим разделам ЕТКС, относящимся к черной металлургии.

Машинисты, работающие на тракторах с кранами, тарифицируются по профессии «тракторист».

Помощник машиниста самоходного железнодорожного крана тарифицируется на два разряда ниже машиниста, под руководством которого он работает, а при наличии права управления и вождения тарифицируется на один разряд ниже машиниста.

Водители (машинисты), работающие на автомашинах с кранами, по ЕТКС не тарифицируются.

Погрузочно-разгрузочные работы, не связанные с непосредственным выполнением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, тарифицируются по соответствующим группам сложности погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренным в характеристиках.

Машинисты башенных самоходных кранов при расположении кабины крана на высоте 48 м и более тарифицируются по 6-му разряду, независимо от грузоподъемности крана.

Башенного, мостового, козлового

Первичное обучение машинистов крана в УКК Ростовагропромстрой проводится по нескольким программам длительностью 454 часа (3 месяца), из них теория – 174 часа, практика – 280 часов.

Кроме первичного обучения, есть программы, предназначенные для переподготовки рабочих смежных специальностей, и повышения квалификации машинистов крана, 3 – 6 разряда.

Машинист башенного крана

управляет краном для поднятия и

Машинист мостового крана и др

перемещения грузов и обеспечения монтажных, сборочных, погрузочных работ. Современное промышленное производство или любая строительная площадка, в особенности при возведении высотных зданий, не может функционировать без башенных кранов. Основное их назначение – это обслуживание территорий строительных площадок зданий и сооружений, складов, полигонов, погрузка и разгрузка материалов с транспорта и пр. Башенные краны относятся к подъемным сооружениям повышенной опасности.

Машинист мостового и козлового крана

Машинист козлового и мостового крана, оснащенного различными грузозахватными приспособлениями, выполняет работы по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных и других грузов.

Мостовой кран находится в помещениях промышленных предприятий и используется для перемещения различных деталей. Машинист мостового крана находится в кабине, которая расположена непосредственно на движущейся конструкции крана. Козловые же краны устанавливаются вне помещений, и используются зачастую для погрузки вагонов сыпучими, штучными или лесными грузами.

Машинист мостового крана и др

Профессия крановщика предполагает наличие следующих навыков: умение безопасно управлять краном, проводить качественный технический осмотр крана непосредственно перед началом работы, в том числе проверять исправность приборов безопасности, осуществлять контроль за креплением груза, выполнять технический осмотр крана, участвовать в профилактическим ремонте крана, умение согласовывать свою работу с сигнальными жестами стропальщика при эксплуатации крана.

К управлению краном допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие, как минимум, полное среднее образование, отметку медкомиссии о профпригодности в медицинской книжке, а главное – успешно прошедшие обучение на машиниста соответствующего крана.

Всем, успешно сдавшим экзамен, выдаются свидетельства о прохождении обучения и удостоверения, с указанием допуска к определенному типу крана и присвоением разряда согласно ЕТКС.

Машинист мостового крана и др

Существуют различные разряды машиниста крана, которые регламентированы в Едином тарифно-квалификационном справочнике рабочих профессий (ЕТКС). В нем подробно указано (http://etks.info/etks/1/mashinist-krana-kranovshchik.html), что должен знать машинист того или иного разряда и какие обязанности он будет выполнять. Стоимость услуг машинистов оценивает как раз согласно их разряду, а пройти повышение квалификации вы можете в нашем учебном комбинате.

Повторную проверку знаний крановщики должны проходить периодически не реже одного раза в 12 месяцев.

Машинист крана мостового и козлового (крановщик крана мостового и козлового)

Мостовой и козловой кран идентичны по выполняемым действиям, с основным отличием, заключающимся в конструкции направляющих линий, по которым перемещается мост с подвижной тележкой, лебёдкой, кабиной или блоком управления (подключённого через кабель или радиосвязь к ручному пульту).

Мостовой кран, как правило, используется в цехах, складах, ангарах и других производственных, технических, ремонтных или складских помещениях с высоким сводом. Там у стен на определенной высоте размещают направляющие опоры с рельсами или другими линейными элементами фиксирующей поддержки, по которым перемещается балочный мост. Работа козлового крана осуществляется под открытым небом, в некоторых случаях его устанавливают в специализированных помещениях. Его мост соединен с опорными стойками, в нижней части которых имеется колёсная база для передвижения по парным или дублированным рельсам с деревянными, но чаще – бетонными шпалами на подготовленном основании.

Устройство козлового крана состоит из комбинации механических элементов и электротехнических модулей. В многотонных конструкциях используется несколько электрических двигателей, каждый из которых отвечает за локальную или комплексную подвижность в определенном направлении. Это, прежде всего, касается колесной базы, расположенной в нижней части опорных стоек.

Машинист крана мостового и козлового – это специалист с соответствующей квалификацией. Он обладает необходимым набором знаний и умений для грамотной эксплуатации и технического обеспечения механизмов и оборудования. Он ознакомлен с принципом подъёма и перемещения различных грузов, знает, какие меры безопасности следует соблюдать во время работы.

Перед началом работы специалист должен проводить визуальный осмотр всех механизмов вверенной ему в эксплуатацию техники, а также осматривать рабочий периметр и сам груз. При возникновении неполадок, он знает, каким образом их можно решить. При этом необходимо отметить, что возможны ситуации, когда возникающие неполадки находятся за пределами компетенции и знаний машиниста крана. Тогда необходимо своевременно сообщить о подобном факте руководителю или специалисту, который отвечает за безопасность на рабочем месте.

Также к обязанностям машиниста крана относится проверка смазки, канатов, всех элементов подвески и прочих механизмов. Его профессиональной компетенции достаточно, чтобы дать экспертную оценку исправности контрольных приборов и осветительного оборудования. Следует отметить, что хорошая видимость крайне важна при транспортировке грузов. Если по каким-то причинам её невозможно обеспечить, проводить работы запрещено.

Во время работы мостового и козлового крана машинист следит за показаниями контрольно-измерительных приборов, проводит визуальный осмотр механизмов крана на предмет повреждений после каждого подъёма и транспортировки. Если поврежденные элементы были обнаружены, машинист крана обязан немедленно прекратить работу и провести необходимые ремонтные работы.

До получения допуска к самостоятельной работе, каждый специалист в обязательном порядке подтверждает свою квалификацию. Кроме этого, ему необходимо прослушать серию инструктажей по охране труда, технике безопасности на производстве и по основам оказания первой доврачебной медицинской помощи. Уже в процессе работы крановщик регулярно проходит повторные инструктажи и медицинские осмотры. Их график обычно прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.

Неопытный крановщик также проходит стажировку под руководством более квалифицированного рабочего в качестве помощника машиниста мостового или козлового крана. В среднем стажировка может иметь длительность до двух недель, в зависимости от внутренней политики организации, а также рабочего и его продемонстрированных результатов.

Важно отметить, что машинист мостового и козлового крана работает на открытом воздухе, поэтому на него оказывается негативное воздействие от перепада температур, повышенного уровня шума и запыленности. Таким образом, ему необходимо постоянно носить спецодежду и другие средства защиты, которыми его обеспечивает предприятие.

У специальности есть пять уровней квалификации: со второго по шестой. При этом обязанности машинистов всех разрядом заключаются в том, чтобы управлять машиной, проводить её техническое обслуживание, а также профилактические ремонтные работы. Отличие же состоит

Машинист мостового, козлового крана  (крановщик мостового, козлового крана) – 2 разряд

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями грузоподъёмностью до 3 т, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление монорельсовыми тележками, консольными кранами и кран – балками. Проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств. Участие в ремонте обслуживаемого крана.

1.  основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов; 2. устройство, принцип работы и технические характеристики обслуживаемых кранов и грузозахватных устройств; 3. предельную грузоподъёмность крана, тросов и цепей; 4. правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов; 5. систему включения двигателей и контроллеров; 6. технологический процесс внутрискладской переработки грузов; 7. правила транспортировки грузов; 8. способы определения массы груза по внешнему виду; 9. порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и спецификацией; 10. основы слесарного дела, технической механики, электротехники и материаловедения; 11. инструкции по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности основы электротехники и слесарного дела. Должен уметь:

управлять: 1. мостовыми кранами грузоподъёмностью до 15 т и козловыми кранами грузоподъёмностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями; 2. мостовыми кранами грузоподъёмностью до 15 т — при выполнении простейших работ по  погрузке (разгрузке) и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов; 3. мостовыми кранами грузоподъёмностью до 10 т — при выполнении работ средней сложности по погрузке (разгрузке) и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной от 3 до 6 м) и других аналогичных грузов, а также устанавливать в станочное оборудование детали и изделия и перемещать разного рода  монтажные подмости и приспособления; 4. стеллажными кранами-штабелерами; 5. определять по габаритным размерам и характеру материала приблизительную массу подлежащих подъему и перемещению грузов, а также надёжность их строповки, захвата и других способов удержания; 6. определять пригодность и надежность стальных канатов и канатов различных грузозахватных устройств и приспособлений, применяемых для строповки и других способов удержания грузов при их подъеме и перемещении кранами; 7. производить ежесменное техническое обслуживание кранов (осмотр, проверка крепления, устранение мелких неисправностей, смазка), включая проверку действия тормозов, концевых выключателей и других устройств и приборов безопасности; 8. выполнять (в составе ремонтного звена иди бригады) периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт кранов; 9. содержать рабочее место в чистоте и порядке; 10. вести вахтенный журнал; 11. соблюдать инструкции по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности.

Машинист мостового, козлового крана (крановщик мостового, козлового крана) – 3 разряд

Управление мостовыми кранами грузоподъёмностью до 15 т, башенными передвижными, портально-стреловыми кранами грузоподъёмностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми кранами грузоподъемностью до 10 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов. Установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление электроталями, переносными кранами при выполнении различных видов работ. Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, транспортировке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны. Проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств. Ведение журнала приема и сдачи смены. Участие в ремонте обслуживаемых кранов.

1. основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов; 2. устройство, принцип работы и технические характеристики обслуживаемых кранов и грузозахватных устройств; 3. технологический процесс внутрискладской переработки грузов; 4. правила транспортировки грузов; 5. способы определения массы груза по внешнему виду; 6. порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и спецификацией; 7. основы слесарного дела. 8. руководство по эксплуатации крана; 9. производственную инструкцию по безопасной эксплуатации кранов; 10. устройство, принцип работы кранов мостового типа, регистрируемых в органах Ростехнадзора; 11. назначение и устройство грузозахватных органов (крюк, магнит, грейфер), съёмных грузозахватных приспособлений (стропы, траверсы, захваты и т.д.); 12. меры безопасности при производстве работ кранами по погрузке (разгрузке) и транспортировке штучных, сыпучих, длинномерных и других грузов; 13. знаковую сигнализацию при перемещении грузов кранами; 14. основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации кранового оборудования; 15. техническое обслуживание и ремонт кранов; 16. основы слесарного дела, технической механики, электротехники и материаловедения; 17. инструкции по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

управлять: 1. мостовыми кранами грузоподъемностью до 15 т и козловыми кранами грузоподъёмностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями; 2. мостовыми кранами грузоподъёмностью до 15 т — при выполнении простейших работ по  погрузке (разгрузке) и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов; 3. мостовыми кранами грузоподъёмностью до 10 т — при выполнении работ средней сложности по погрузке (разгрузке) и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной от 3 до 6 м) и других аналогичных грузов, а также устанавливать в станочное оборудование детали и изделия и перемещать разного рода  монтажные подмости и приспособления; 4. управлять стеллажными кранами-штабелерами; 5. определять по габаритным размерам и характеру материала приблизительную массу подлежащих подъёму и перемещению грузов, а также надёжность их строповки, захвата и других способов удержания; 6. определять пригодность и надежность стальных канатов и канатов различных грузозахватных устройств и приспособлений, применяемых для строповки и других способов удержания грузов при их подъёме и перемещении кранами; 7. производить ежесменное техническое обслуживание кранов (осмотр, проверка крепления, устранение мелких неисправностей, смазка), включая проверку действия тормозов, концевых выключателей и других устройств и приборов безопасности; 8. выполнять (в составе ремонтного звена иди бригады) периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт кранов; 9. содержать рабочее место в чистоте и порядке; 10. вести вахтенный журнал; 11. соблюдать инструкции по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности.

Машинист мостового, козлового крана (крановщик мостового, козлового крана) – 4 разряд

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъёмностью свыше 15 т, оснащёнными различными грузозахватными приспособлениями  при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъёмностью свыше 1 т, кранами-штабелёрами с автоматическим управлением и мостовыми кранами-штабелерами, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по погрузке, выгрузке, перемещению грузов, укладке их на стеллажи, погрузчики и транспортные средства, по доставке грузов со стеллажей к производственным участкам. Учёт складируемых материальных ценностей. Управление кранами, оснащенными радиоуправлением.

1. основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов; 2. устройство, принцип работы и технические характеристики обслуживаемых кранов,  их механизмов и грузозахватных устройств; 3. предельную грузоподъёмность крана, тросов и цепей; 4. правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов; 5. систему включения двигателей и контроллеров; 6. способы переработки грузов; технологический процесс внутри складской переработки грузов; 7. правила транспортировки грузов; 8. способы определения массы груза по внешнему виду; 9. порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и спецификацией; 10. основы слесарного дела, технической механики, электротехники и материаловедения; 11. инструкции по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности 12. основы технологического процесса монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; 13. технические условия и требования, предъявляемые при загрузке стеллажей; 14. расположение обслуживаемых производственных участков;

1. управлять мостовыми и козловыми кранами грузоподъёмностью свыше 15 т для мостовых кранов и до 25 т для козловых кранов, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ (длина лесных грузов до 3 м); 2. управлять мостовыми кранами грузоподъёмностью до 15 т при выполнении простейших работ по погрузке (разгрузке) и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов; 3. управлять мостовыми кранами грузоподъёмностью от 10 до 25 т при выполнении работ средней сложности (длина лесных грузов от 3 до 6 м.); 4. управлять мостовыми кранами грузоподъёмностью до 10 т (длина лесных грузов свыше 6 м) и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т (длина лесных грузов свыше 3 м.) при выполнении сложных работ по подъему,  перемещению,  погрузке,  разгрузке и перегрузке сыпучих, штучных затаренных в контейнеры, бадьи и другие ёмкости грузов, а также лесных грузов, грузов. При подъёме и перемещении которых требуется повышенная осторожность и других аналогичных грузов, включая строительные конструкции и оборудование, при строительно-монтажным и ремонтно-строительных работах; 5. управлять стеллажными кранами-штабелерами грузоподъёмностью свыше 1 т при выполнении работ средней сложности по подъёму и перемещению штучных затаренных в контейнеры, бадьи и другие ёмкости грузов; 6. определять состояние подлежащих подъёму и перемещению грузов и надежность их строповки, зажима и захвата; 7. производить ежесменное техническое обслуживание кранов (осмотр, проверка крепления, устранение мелких неисправностей, смазка); 8. выполнять (в составе ремонтного звена иди бригады) периодическое техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт обслуживаемых кранов; 9. при подъёме и перемещении грузов правильно обмениваться со стропальщиками и зацепщиками условными сигналами; 10. вести вахтенный журнал; 11. соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности и производственной инструкции.

Машинист мостового, козлового крана (крановщик мостового, козлового крана) – 5 разряд

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, грузоподъёмностью свыше 25 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов; установка деталей, изделий и узлов на станок; перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление козловыми кранами, грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъёмностью свыше 10 до 100 т, козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м – на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м – на козловых кранах) и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин и секций, в том числе двумя и более кранами, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности.

1. устройство и кинематические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; 2. технологический процесс монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; 3. руководство по эксплуатации крана; 4. производственную инструкцию по безопасной эксплуатации кранов; 5. назначение, принцип действия, устройство, предельную грузоподъёмность, особенности конструкции и требования по обслуживанию кранов; 6. требования безопасности при производстве работ кранами: подъём, перемещение и установки грузов, монтаж оборудования, стапельная и секционная сборка и разборка изделий, агрегатов и узлов машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; 7. требования безопасности при установке сложных пространственных конструкций на сборочные стапели и сварочные посты, а также при их кантовке, развороте и выполнении других операций; 8. знаковую сигнализацию, применяемую крановщиками, стропальщиками и сигнальщиками; 9. неисправности, возникающие в кранах в процессе эксплуатации, их причины и способы устранения; 10. техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты кранов с основами технического диагностирования; 11. слесарное дело в объеме квалификационных требований, предъявляемых к слесарю 5 разряда; 12. основы электротехники и промышленной электроники; 13. назначение и устройство электроаппаратуры и электроприборов управления и защиты, применяемых в грузоподъемных кранах с электрическим приводом; 14. требования к качеству выполняемых работ; 15. инструкции по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1. управлять мостовыми и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении средней сложности (для козловых кранов при выполнении простых работ и перемещении длинномерных грузов – до 3 м) по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке грузов, включая длинномерные (лесоматериалы, прокат и трубы) и другие аналогичные грузы длиной от 3 до 6 м, а также по установке деталей и узлов оборудования на станок, перемещению подмостей, монтажных приспособлений и различных механизмов; 2. управлять козловыми кранами грузоподъемностью от 6 до 25 т и мостовыми кранами грузоподъёмностью от 10 до 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке грузов, включая длинномерные (для мостовых кранов – свыше 6 м, для козловых – свыше 3 м), требующих повышенной осторожности, при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, по стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов и узлов машин, механизмов, по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу расплавленного металла , по кантовке изделий и деталей машин при ковке на молотах и прессах, по установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих также повышенной осторожности, а также при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; 3. (лесоматериалы, прокат и трубы) и другие аналогичные грузы длиной от 3 до 6 м, а также по установке деталей и узлов оборудования на станок, перемещению подмостей, монтажных приспособлений и различных механизмов; 4. участвовать в ликвидации аварийных ситуаций на кранах и другом вспомогательном грузоподъемном оборудовании, которые могут возникнуть в процессе его эксплуатации; 5. определять состояние подлежащих подъему, перемещению и установке грузов и надежность их строповки, зажима и подхвата различными грузозахватными устройствами и приспособлениями; 6. производить ежесменное техническое обслуживание кранов; 7. выполнять (в составе ремонтного звена иди бригады) в качестве слесаря 3-4 разряда периодическое техническое обслуживание кранов; 8. правильно применять знаковую сигнализацию при подъёме, перемещении и установке грузов; 9. вести документацию (вахтенный журнал); 10. бережно обращаться с инструментами и приспособлениями; 11. соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности.

Машинист мостового, козлового крана (крановщик мостового, козлового крана) – 6 разряд

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъёмностью свыше 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями . Выполнение сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности. Выполнение работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности.  Управление портально-стреловыми кранами, грузоподъемностью свыше 15 т, козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями. Выполнение сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности. Выполнение работ по монтажу технологического оборудования и связанного с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов.

1. руководство по эксплуатации крана; 2. производственную инструкцию по безопасной эксплуатации кранов; 3. назначение, принцип действия, устройство, предельную грузоподъёмность, особенности конструкции и требования по обслуживанию кранов; 4. требования безопасности при производстве работ кранами: подъём, перемещение и установки грузов, монтаж оборудования, стапельная и секционная сборка, и разборка изделий, агрегатов и узлов машин и механизмов, конструкций строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы; 5. схемы строповки, зажима (и других способов закрепления) и растроповки, разжима (и других способов освобождения) грузов; 6. знаковую сигнализацию, применяемую крановщиками, стропальщиками и сигнальщиками при подъёме, перемещении грузов кранами; 7. неисправности, возникающие в кранах в процессе эксплуатации, их причины и способы устранения; 8. техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты кранов с основами технического диагностирования; 9. слесарное дело в объеме квалификационных требований, предъявляемых к слесарю 3-4 разряда; 10. основы электротехники и промышленной электроники; 11. назначение и устройство электроаппаратуры и электроприборов управления и защиты, применяемых в грузоподъемных кранах с электрическим приводом.

1. управлять кранами мостового типа: грузоподъёмностью свыше 100 т – для мостовых кранов, свыше 25 т – для козловых кранов, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями. При выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке грузов, включая длинномерные (лесоматериалы, прокат и трубы, строительные конструкции и другие аналогичные грузы длиной свыше 6 м. для мостовых кранов и свыше 3 м. для козловых кранов), а также при выполнении работ по монтажу технологических оборудования; 2. участвовать в ликвидации аварийных ситуаций на кранах и другом вспомогательном грузоподъемном оборудовании, которые могут возникнуть в процессе их эксплуатации; 3. определять состояние подлежащих подъему, перемещению и установке грузов и надёжность их строповки, зажима и захвата; 4. производить ежесменное техническое обслуживание кранов; 5. выполнять (в составе ремонтного звена иди бригады) в качестве слесаря 4-5 разряда периодическое техническое обслуживание кранов; 6. участвовать в техническом освидетельствовании мостовых и козловых кранов; 7. рационально организовывать рабочее место и применять прогрессивные методы приема, перемещения и установки кранами различных грузов (включая крупногабаритные и длинномерные), обеспечивающие высокую производительность кранов; 8. правильно применять знаковую сигнализацию при подъеме, перемещении и установке грузов; 9. вести вахтенный журнал; 10. соблюдать инструкции по охране труда, пожарной безопасности и требования промышленной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *