Методические рекомендации по разработке схем зонирования территории городов. МДС 30-1.99 — Редакция от 10.06.1999 — Контур.Норматив

Что можно правообладателю участка и недвижимости в зоне «Ф»

Без изменения ПЗЗ на участках в зоне «Ф» допустимы:

  • Реализация вспомогательных ВРИ в пределах, установленных ПЗЗ Москвы. Позволяет перепрофилировать до 25% существующей площади недвижимости, в том числе, под торговлю, офисы, автосервисы и другие коммерческие объекты;
  • Реконструкция зданий в существующих габаритах. Позволяет изменить назначение отдельных зданий или помещений в них или изменить соотношение используемой площади между видами разрешенного использования, установленными для участка;
  • Осуществление строительных работ, не относящихся к реконструкции и не требующих в связи с этим получения разрешения на строительство. Позволяет, в том числе, перепрофилировать здания и помещения (в пределах ВРИ участка);
  • Размещение некапитальных объектов. Позволяет, учитывая современные строительные технологии, функционально заменить большинство видов нежилых зданий в сокращенные сроки (упрощенный порядок согласования) и с наименьшими затратами.

Перспективы изменения разрешенного использования для участков в зоне «Ф»

В случае, если незастроенный участок с ВРИ под строительство находится по ПЗЗ Москвы в зоне «Ф», перспективы внесения изменений в части параметров строительства можно считать достаточно хорошими. Ситуация с «нулевыми» параметрами для участка, разрешенное использование которого предполагает строительство, изначально противоречит здравому смыслу.

Для застроенных участков в зоне «Ф» также имеются перспективы изменения ПЗЗ Москвы как в части параметров строительства, так и вида разрешенного использования. Такие перспективы зависят от актуальности испрашиваемого ВРИ для города (от того, какой объект планируется построить), а также от величины желаемых параметров. Например, согласовать плотность застройки ниже типичной для Москвы реальнее, нежели просить установить максимально возможный показатель для конкретной территории.

В то же время, препятствиями к изменению ПЗЗ могут оказаться вхождение участка в зоны с особыми условиями использования (ЗОУИТ) и иные осложняющие факторы.

В отдельных случаях изменение ВРИ участка в зоне «Ф» возможно без изменения ПЗЗ и независимо от градостроительного регламента участка. В частности, это касается ситуаций, когда ВРИ участка изначально был установлен уполномоченным органом некорректно: допускает сразу несколько принципиально разных толкований с точки зрения исчисления кадастровой стоимости участка и платежей в бюджет или же был присвоен без учета расположенных на участке зданий.

Кроме того, если ВРИ участка в зоне «Ф» является смешанным (то есть предусматривает несколько разрешенных видов использования), его правообладатель вправе потребовать исключения неактуального для него вида использования. В ряде случаев это целесообразно с точки зрения минимизации размера земельных и имущественных платежей.

Специалисты по зоне «Ф»

Правовой центр «Два М» специализируется на разрешении вопросов, связанных с использованием земельных участков в Москве, в том числе расположенных в зоне сохраняемого землепользования «Ф» по ПЗЗ Москвы.

В рамках градостроительного и земельного аудита выявляется наиболее эффективный механизм решения стоящей перед клиентом хозяйственной задачи. Юристы «Два М» имеют опыт сопровождения реализации различных коммерческих проектов в зоне «Ф», связанных с изменением разрешенного использования таких участков, получением разрешений на реконструкцию объектов, согласованием проектов по размещению некапитальных объектов (с обоснованием их некапитальности) и т.

В данной сфере «Два М» на регулярной основе взаимодействует с проектными организациями, уполномоченными органами, а также представляет интересы клиентов в судебных инстанциях.

Виды разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка регламентирует, как можно использовать землю и что на ней можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Для каждой из них местные власти устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, объекты недвижимости, которые на них можно строить, а также их параметры по высоте и размеру, пояснили в Росреестре.

Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, исходя из исторически сложившихся условий использования территории. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земли самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра. На его основании муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор ВРИ

  • Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство);
  • Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка);
  • Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение);
  • Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины);
  • Отдых (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка);
  • Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь);
  • Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт);
  • Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы России);
  • Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность);
  • Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации);
  • Водные объекты (гидротехнические сооружения);
  • Территории общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории);
  • Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют главный вид деятельности, для которой приобретается земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Способы определения ВРИ земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка. Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра». В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования». Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Виды разрешенного использования для строительства дома

Для возведения индивидуального жилого дома подойдут следующие виды разрешенного использования земли:

  • 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
  • 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но также производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
  • 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Здесь можно строить и дома — жилые и садовые.

Если у вашего участка основной ВРИ 13. 1 «Ведение огородничества», то на нем нельзя строить жилой или садовый дом. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13. 2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается, пояснили в Росреестре.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1. 16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2. 2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает. Но если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, потребуется изменить ВРИ.

Виды разрешенного использования для разведения животных

Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1. 7 «Животноводство», 1. 8 «Скотоводство», 1. 10 «Птицеводство».

Многие садоводы и огородники интересуются, можно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29. 2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.

При желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные законы, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность. Поэтому необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.

Смена ВРИ

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.

Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.

Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.

Комментарий к Ст. 36 Градостроительного кодекса РФ

Установление градостроительных регламентов составляет основу разработки схем зонирования территории. Правовое значение градостроительного регламента заключается в его способности реально регулировать использование земельных участков и объектов недвижимости в пределах соответствующей территориальной зоны. Он действует следующим образом. Регламент определяет рамки деятельности, в которых любые формы проявления градостроительной активности рассматриваются как правомочные. Свидетельством того, что конкретный регламент имеет правовую силу, является его фиксация (в установленном порядке) в плане зонирования соответствующего территориального объекта. Юридическая ответственность правообладателя земельного участка и объекта недвижимости за нарушение конкретного регламента наступает в том случае, если его действия вступают в противоречие с ним.

Сформированные регламенты позволяют управлять развитием территории экономическими (а не директивными) методами, в полном соответствии с ее реальными проблемами. В этом случае территория, а также объекты капитального строительства не подвергаются ни политическому, ни административному давлению. Регламенты фиксируют наиболее эффективные с градостроительной точки зрения (доходные) виды использования территории в перспективе по сравнению с существующими, что делает обоснованным инвестиции застройщика. А открытый и доступный характер информации о состоянии и изменении недвижимости позволяет собственнику принимать самостоятельные решения. Основой принятия решений в этом случае выступают экономические стимулы и ограничения. Они, в конечном счете, являются мотивацией управленческих инициатив.

Получение правообладателем недвижимости информации о количественных (экономических) параметрах участка обеспечивает ему возможность самостоятельной оценки собственных возможностей по выплате налогов в бюджет, связанных с изменением стоимости земельного участка. При этом он самостоятельно, естественным образом определяет логическую зависимость этих выплат от более высоких доходов своей предпринимательской или иной деятельности.

Руководствуясь конкретными количественными параметрами территории, отражающими экономическую эффективность деятельности, правообладатель недвижимости вправе принять различные управленческие решения. Во-первых, он может сохранить свое право нахождения на земельном участке, но при этом он должен соблюдать утвержденный порядок осуществления градостроительной деятельности. Если на этом участке установлено изменение функционального назначения недвижимости, он будет вынужден действовать в установленных рамках. Во-вторых, правообладатель недвижимости, рассчитав свои финансовые возможности, может принять решение о необходимости заключения сделки по передаче своих прав на недвижимость новому лицу, которое сможет более эффективно использовать земельный участок и расположенные на нем объекты капитального строительства. Наконец, правообладатель земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости может задействовать механизм ипотеки – заложить недвижимость в банке, получив тем самым денежные средства для приобретения нового земельного участка более низкой стоимости с постепенным переводом технологических объектов.

В правилах застройки юридически закрепляются и регулируются экономические отношения участников градостроительной деятельности. Экономический механизм способствует, в свою очередь, активизации механизма реализации градостроительных документов. Правовая процедура становится инструментом градостроительного регулирования использования и застройки территории муниципального образования. Основное назначение градостроительных регламентов заключается в том, чтобы определять приоритеты и ограничения разрешаемых изменений состояния и использования территории и гарантировать поддержание существующих или заданных внешних условий ее использования. Регламенты взаимодействуют между собой и образуют единую систему. Процесс регулирования градостроительной деятельности получает структурную основу благодаря установлению определенных градостроительных регламентов и их регистрации в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

В рамках задач подготовки документации зонирования процедура градостроительной регламентации заключается в определении границ территориальных зон, их отображении и присвоении зонам соответствующих кодовых обозначений.

Градостроительный регламент распространяется в равной мере на все земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в пределах одной и той же территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Исключение составляет определенный перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется: включенные в единый государственный реестр объекты культурного наследия народов Российской Федерации либо вновь выявленные объекты культурного наследия, представляющие историко-культурную ценность, в отношении которых уполномоченными органами принимаются индивидуальные решения о режиме содержания, параметрах и характеристиках реставрации, консервации, ремонта и т. ; территории общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, включая площади, улицы, набережные, скверы, бульвары; линейные объекты – транспортные и инженерно-технические коммуникации, в том числе железные дороги, автомобильные магистрали и т.

Градостроительный регламент может устанавливаться для всех категорий земель, за исключением земель лесного фонда (ст. 101 ЗК РФ), водного фонда (ст. 102 ЗК РФ), особо охраняемых природных территорий и объектов (кроме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, указанных ст. 96 ЗК РФ), а также сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ст. 79 ЗК РФ).

Градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков и иных объектов недвижимости. Граждане и юридические лица вправе выбирать виды и параметры использования принадлежащих им земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В описание градостроительного регламента включаются указанные для земельных участков и иных объектов недвижимости соответствующей территориальной зоны: виды разрешенного использования; предельные (минимальные и/или максимальные) параметры разрешенного строительства; ограничения использования в соответствии с требованиями в области охраны культурного наследия, экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством, иными требованиями, установленными законами и другими правовыми актами.

Порядок определения зон, установление перечня основных, вспомогательных и условно разрешенных видов использования для земельных участков и объектов капитального строительства во многом обусловлен комплексом специфических (территориальных) особенностей каждого муниципального образования. В то же время территориальная специфика только в определенных пределах способна влиять на разработку схем зонирования. Во всех регламентах используется одинаковая структура для определения разрешенных видов землепользования в территориальных зонах. Они отражают общие характеристики для каждой зоны с тремя перечнями видов разрешенного использования для каждой зоны.

Градостроительный регламент в самом общем виде представляет собой совокупность подлежащих официальной регистрации в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности классификационных признаков, выделенных территориальных зон, а также описание (характеристику) всех градостроительных требований, норм и правил использования территории, находящихся в границах каждой зоны. В числе таких требований предусмотрены количественные показатели, определяющие строгое и четкое их выполнение как со стороны граждан и юридических лиц – правообладателей отдельных объектов недвижимости, так и со стороны различных органов публичной власти. Градостроительные регламенты – это комплекс нормативно закрепленных общеобязательных условий, определяющих предпочтения, ограничения и запрещения изменений состояния и использования территории.

Территориальные изменения рассматриваются с позиций изменения состояния и использования естественной природной и историко-культурной среды, культурных и природных ландшафтов, в т. городских ландшафтов, транспортных и инженерных сооружений и иных видов обустройства, а также изменения использования внешней инфраструктуры, изменения внешних воздействий на территорию и воздействия конкретной территории на окружающую среду.

Градостроительные регламенты обладают системообразующей способностью благодаря тому, что они интегрируют большие объемы информационных ресурсов. Вследствие этого они позволяют решать многие задачи в рамках градостроительной деятельности такие как: доведение градостроительных регламентов до лиц, ответственных за их соблюдение; контроль и надзор за соблюдением градостроительных регламентов и юридическая ответственность за их нарушение; оформление правоотношений, связанных с использованием и обустройством территории; согласование интересов населения, правообладателей недвижимости, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; согласование интересов территорий и отраслей при подготовке решений по развитию территорий и по установлению отраслевых регламентов; определение градостроительной ценности территории; учет градостроительной ценности территории при установлении налогообложения и выделении субвенций.

Своеобразие юридической природы градостроительных регламентов проявляется в том, что они, будучи, по сути, тех¬ническими нормами, не обладающими юридической силой, становятся юридически значимыми с момента утверждения их органом местного самоуправления посредством принятия нормативного акта – правил землепользования и застройки. При этом следует иметь в виду, что устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты отличаются от строительных норм, правил и стандартов, равно как и от введенных Законом о техническом регулировании технических регламентов. Последние вскоре заменят экологические нормативы, СНиПы и СанПиНы, которые фактически и так являются техническими регламентами по своей сути. Несомненно, к общим техническим регламентам будут отнесены различные защитные и охранные зоны.

В числе принципиальных отличий градостроительных регламентов от технических регламентов следует считать, во-первых, порядок утверждения. Градостроительные регламенты утверждаются актом органа местного самоуправления, технические регламенты, как правило, федеральным законом. Во-вторых, принципиально отличается их сфера действия. Градостроительные регламенты определяют параметры и виды использования территории муниципального образования в части застройки и иных видов градостроительной деятельности, то есть определяют внешнюю форму градостроительной деятельности в муниципальных образованиях. Технические регламенты содержат нормы и правила безопасного ведения строительных работ (нормы строительной, экологической, технической и иной безопасности), определяя сам порядок безопасного ведения строительства.

Нормы комментируемой статьи включают особенности правового института градостроительного регламента, которыми обозначены:
– определение в ч. 1 настоящей статьи правового содержания градостроительного регламента, включающего правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства;
– обозначение в правилах ч. 2 настоящей статьи пяти критериев установления градостроительных регламентов;
– установление в нормах ч. 3 рассматриваемой статьи правила действия градостроительного регламента в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования;
– регламентация правилами ч. 4 анализируемой статьи ограничения действия градостроительного регламента на земельные участки четырех категорий с включением, например, границ территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (см. Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. N 37);
– определение в ч. 5 настоящей статьи правила установления градостроительных регламентов в соответствии с законодательством РФ применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий;
– обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи запрета на установление градостроительных регламентов для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон;
– регламентация требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи полномочий на использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (такой компетенцией в соответствии с федеральными законами наделяются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченные органы местного самоуправления);
– установление в нормах ч. 8 рассматриваемой статьи правила использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования (см. статью 37 Градостроительного кодекса РФ), предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту; это правило заключается в запрете использования таких объектов, если оно опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;
– определение в ч. 9 настоящей статьи двух условий реконструкции указанных в ч. 8 настоящей статьи объектов капитального строительства (путем приведения таких объектов в соответствие градостроительному регламенту или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции), а также условия изменения видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства (путем приведения их в соответствие видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом);
– обозначение в нормах ч. 10 комментируемой статьи запрета на использование земельных участков и объектов, если не исключена опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В дополнение к комментируемым нормам следует обратить внимание на содержание письма Министерства культуры РФ от 25 января 2011 г. N 03-05-41 (по вопросу регулирования градостроительной деятельности в исторических поселениях), в котором указано, что градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, включаемая в правила застройки муниципальных образований, подлежит обязательному согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 января 2010 г. N 2 “Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны”. Согласно комментируемому Кодексу документация по планировке территории включает в себя проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков. Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, направляет в установленном порядке указанную документацию на согласование в центральный аппарат Росохранкультуры.

Принципы зонированияПравить

Понятиям «градостроительное зонирование» и «зонирование территорий» ранее в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 07. 1998 № 73-ФЗ соответствовали понятия:

правовое зонирование — деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований;

зонирование — деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Зонирование в Западной ЕвропеПравить

Считается, что современная концепция зонирования была создана во Франции Наполеоном, когда он издал декрет 1810 года о защите определённых районов городов от вредного использования. Затем подобные законы были изданы в Пруссии и Германской империи.

Особенностями западноевропейской системы зонирования являются:

  • высокая самостоятельность органов местного самоуправления в проведении и реализации зонирования при координации интересов соседних муниципалитетов и органов власти вышестоящих уровней посредством планов регионального развития;
  • двухстадийная система городского планирования: сначала разрабатываются общие пространственные схемы/планы рекомендательного характера — директивные схемы (Франция) или планы использования территории (Германия); а затем на местном уровне разрабатываются планы землепользования (Франция) или планы застройки (Германия);
  • реализация зонирования как совокупности документов (планов землепользования, планов застройки), каждый из которых перекрывает только часть городской территории или административный район;

Зонирование в СШАПравить

Особенностями системы зонирования в США являются:

  • одноэтапное зонирование — на всю территорию и по всем компонентам (виды разрешенного использования недвижимости, предельные параметры разрешенного строительного изменения недвижимости и предельные размеры земельных участков);
  • рекомендательное значение генеральных планов (за исключением некоторых штатов, где им придается характер обязательных документов, которые используются как основа для разработки местных нормативных актов о зонировании);
  • Пункты 1 и 6 статьи 1 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
    (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 29.11.2010)
  • ↑ 1 2 3 Вопрос (26) о том, какая модель градостроительного (правового) зонирования зафиксирована Градостроительным кодексом РФ — американская, французская, немецкая, или иная Архивная копия от 5 декабря 2012 на Wayback Machine
  • ↑ 1 2 3 4 Г. БУШЕР, М. ГРИН. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЛЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ В ШТАТЕ МАССАЧУСЕТС, США//«Право и политика», № 11, 2006
  • Статьи 7 и 85 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 29.12.2010)
  • ↑ 1 2 3 Краткая история зонирования. Дата обращения: 25 июля 2011. Архивировано 13 июня 2013 года.

Территориальные зоны. Необходимость внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости

12 апреля 2022 08:55

Внесенные в реестр границ сведения о территориальных зонах позволяют собственнику объекта недвижимости должным образом соблюдать свои права и обязанности, а также снизить риски, связанные с совершением сделок и нарушением действующего законодательства. Вся земля муниципального образования поделена на территориальные зоны. Простыми словами, территориальная зона – это территория, на которой местные власти установили определенные правила: для чего можно использовать земельный участок, какие объекты капитального строительства на нем можно строить и можно ли строить вообще. Территориальные зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки муниципального образования, которые в свою очередь утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в которых определяются не только границы территориальных зон, но и устанавливаются градостроительные регламенты. Таким образом, правила определяют границы, зонирование и степень застройки территорий муниципальных образований и отображают их на карте. Зонирование производится с учетом существующего характера застройки территории и с учетом будущей перспективы. Выделяют следующие виды территориальных зон:
– жилые зоны; сельскохозяйственные зоны (зоны дач, садоводств);
– производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур; общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения);
– рекреационные зоны (городские леса, парки, водоемы, объекты спорта);
– зоны специального назначения (кладбища, объекты размещения отходов потребления и иные объекты, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);
– зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
– иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для каждой территориальной зоны правилами землепользования и застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые определяют цели их использования. Согласно действующему законодательству, сведения о территориальных зонах подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Обязанность по направлению в орган регистрации прав сведений о территориальных зонах для внесения их в реестр недвижимости возложена на органы власти и органы местного самоуправления в зависимости о того, кто принял решение об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования. В соответствии с информацией, предоставленной органами государственной власти, на сегодняшний день количество территориальных зон установленных на территории Архангельской области составляет 2258, на территории Ненецкого автономного округа – 234. По состоянию на 1 марта 2022 года Кадастровой палатой по Архангельской области уже внесены сведения о 300 территориальных зонах, расположенных на территориях муниципальных образований Архангельской области и о 108 территориальных зонах – на территориях муниципальных образований Ненецкого автономного округа. Информацию о территориальных зонах, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, можно получить с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта» либо заказав выписку из ЕГРН в любом многофункциональном центре, с помощью нового онлайн-сервиса Кадастровой палаты  или на сайте Росреестра.

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования , в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты , порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, и который, в частности, включает в себя карту градостроительного зонирования (пункт 8

Следовательно, изменение территориальной зоны ЗУ выполняется через внесение изменений в ПЗЗ поселения на уровне муниципальных органов самоуправления. ПЗЗ принимаются на местном уровне. Значит, изменения в ПЗЗ вносятся на местном уровне. Внесение изменений в ПЗЗ рассматриваются главой местной администрации

Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно получить, подав через МФЦ, на сайте Росреестра и ГКН или в отдел по архитектуре и градостроительству администрации заявление: о предоставлении Выписки из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка с указанием его кадастрового номера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.