Французский министр финансов Бруно Ле Мер заявил, что предлагает отложить введение глобальных минимальных налоговых правил ОЭСР/G20 GLoBE как минимум на один год. Это решение было принято на фоне технических проблем и требует пересмотра. Франция, как председатель Европейского Союза, будет общаться с другими странами в ближайшее время по этому вопросу.
Гонконг откладывает введение минимального глобального налога по Pillar 2
Секретарь по финансовым услугам и казначейскому бюро Гонконга (FSTB) опубликовал письмо от 15 августа для заинтересованных сторон относительно прогресса работы по внедрению глобального минимального налога (Pillar 2) и других требований в соответствии с международным соглашением ОЭСР по двухкомпонентному решению.
Заявление от России
В 2014 году Россия подала официальную заявку на вступление в ОЭСР, но процесс был прерван из-за украинского кризиса. Однако российское правительство продолжает работу с организацией. Эксперты разделяют мнения о том, как Россия могла бы получить выгоду от сотрудничества с ОЭСР.
Основные понятия
- Налоговая информация
- Налоговые данные
- Стандарты обмена налоговой информацией
- ФАТКА
- TIEA
- Автоматический обмен информацией
- MCAA
- CRS
- CbC
- Постоянное представительство
- CARF
Общий стандарт отчетности (CRS)
Общий стандарт отчетности (Common Reporting Standard, CRS) — международно признанный стандарт для автоматического обмена финансовой информацией между юрисдикциями. Его цель — борьба с уклонением от уплаты налогов и повышение прозрачности финансовой деятельности.
Совет ОЭСР одобрил CRS в 2014 году в ответ на запрос G20. Стандарт определяет сбор данных о финансах каждый год и их автоматическую передачу другим странам. Он описывает финансовую информацию, финансовые учреждения, счета и налогоплательщиков, общие методы проверки благонадежности.
Стандарт включает четыре ключевые части.
16 декабря 2022 года правящая коалиция правительства Японии одобрила ежегодные предложения по налоговой реформе, включая повышение налогов для финансирования расходов на оборону.
ОЭСР выпускает годовой отчет о статистике доходов и тенденциях потребительского налога
ОЭСР объявила о выпуске своих годовых отчетов Статистика доходов 2022 и Тенденции налога на потребление 2022.
Малайзия опубликовала предварительный бюджетный отчет на 2023 год
В бюджетном отчете выделяются определенные области, требующие особого внимания, в том числе приверженность двухкомпонентному решению ОЭСР, планы по внедрению электронного выставления счетов и стратегии по укреплению налоговой системы.
ОЭСР опубликовала отчеты по экспертной оценке обмена информацией для 8 юрисдикций
Глобальный форум опубликовал восемь новых отчетов об экспертной оценке прозрачности и обмена информацией по запросу (EOIR) для Островов Кука, Эквадора, Финляндии, Пакистана, Польши, Португалии, Синт-Мартена и Швеции.
Арбитражный профиль ОЭСР BEPS MLI для Нидерландов
ОЭСР опубликовала Арбитражный профиль для Нидерландов в рамках Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting, MLI).
ОЭСР опубликовала ежегодный отчет по статистике корпоративного налогообложения
ОЭСР объявила о публикации новых данных в своем ежегодном отчете по корпоративной налоговой статистике, включая новые накопленные данные страновых отчетов (Country-by-Country Report, CbCR), охватывающие почти 7 000 многонациональных предприятий ( MNE).
ОЭСР выпустила пятый отчет по экспертной оценке минимального стандарта BEPS
ОЭСР выпустила пятый ежегодный экспертный отчет о том, как страны решают проблему размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS). В него вошли отчеты по 11 странам Латинской Америки.
ОЭСР рассматривает вопрос о членстве Аргентины, Бразилии и Перу
ОЭСР объявила, что открыты переговоры с Аргентиной, Бразилией и Перу о возможном присоединении к членству. Три страны, наряду с Болгарией, Хорватией и Румынией, рассматриваются на основе прогресса, достигнутого в различных областях политики с момента их первых запросов на членство.
ОЭСР выпустила документ по налогообложению прибыли межнациональных предприятий глобальным минимальным налогом
ОЭСР опубликовала рабочий документ по налогообложению Глобальный минимальный налог и налогообложение прибыли МНП.
ОЭСР отмечает постоянный прогресс в борьбе с вредоносной налоговой практикой
ОЭСР объявила о выпуске новых результатов, свидетельствующих о продолжающемся прогрессе в борьбе с вредоносной налоговой практикой.
Организация экономического сотрудничества и развития
Экспертный обзор ОЭСР правового регулирования и политики в сфере конкуренции в ЕАЭС
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1961 году с целью содействия экономическому росту и мировой торговле. Миссия организации заключается в продвижении политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей во всем мире.
Деятельность ОЭСР
ОЭСР представляет собой форум, на котором правительства могут работать вместе, делиться опытом и заниматься решением общих проблем. Организация работает с правительствами, пытаясь понять главные причины экономических, социальных и экологических изменений. Она также измеряет производительность, глобальные потоки торговли и инвестиций, анализирует и сравнивает данные для предсказания будущих тенденций, а также устанавливает международные стандарты в различных областях человеческой деятельности.
Членство и работа комитетов
В настоящее время ОЭСР объединяет 34 страны. Членство в организации требует согласия всех стран-членов, что претендентная страна продемонстрировала приверженность принципам рыночной экономики и плюралистической демократии. Решения по вопросам членства принимаются советом ОЭСР единогласно.
ОЭСР имеет около 200 комитетов и рабочих групп, специализирующихся на различных областях экономики и социальной политики. Эти комитеты проводят обсуждения и принимают решения консенсусом без голосования.
Комитет по конкуренции ОЭСР
Комитет по конкуренции ОЭСР является профильным комитетом, ответственным за вопросы конкурентной политики и правоприменения. В его работе участвуют страны-члены ОЭСР и наблюдатели. Заседания комитета проходят дважды в год в Париже.
Глобальный форум по конкуренции ОЭСР
Глобальный форум по конкуренции ОЭСР – это платформа для обсуждения вопросов конкуренции между конкурентными ведомствами со всего мира. Результатами работы Форума является разработка лучших практик, сближение аналитических подходов и усиление сотрудничества между конкурентными органами.
События по теме информируют о последних новостях и мероприятиях, связанных с деятельностью ОЭСР.
Ключевые моменты сотрудничества между ЕЭК и ОЭСР:
- Обзор конкурентной политики ЕАЭС был представлен на Глобальном форуме по конкуренции ОЭСР.
- ОЭСР опубликовала экспертный обзор по конкуренции в ЕАЭС.
- Марат Кусаинов выразил мнение о новом уровне сотрудничества ЕЭК и ОЭСР в сфере конкуренции.
- Делегация ЕЭК участвовала в заседании Глобального Форума по конкуренции ОЭСР.
- Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов принял участие в 12-м глобальном форуме по конкуренции.
Система отчетности о криптоактивах (CARF):
В апреле 2021 года Большая двадцатка поручила ОЭСР разработать методологию для автоматического обмена налоговой информацией об операциях с крипто-активами. CARF обеспечивает согласованность в налогообложении операций с крипто-активами на международном уровне.
В CARF были внесены изменения, чтобы учитывать косвенные инвестиции в крипто-активы и усилить требования к должной осмотрительности и отчетности.
Стандарты по обмену налоговой информацией:
Для обмена налоговой информации между странами были разработаны стандарты.
Вопрос реформ:
Эксперты считают, что большие корректировки к Руководству ОЭСР объединяют все рекомендации в единый документ. Налоговые органы каждой страны могут внести изменения в законодательство, поэтому международные компании должны следить за нововведениями.
Безусловно, каждый международный холдинг должен тщательно следить за соблюдением трансфертного ценообразования и обращать внимание на документы, которые касаются этой темы. Это, в частности, касается прозрачности отчетности. В противном случае контроль со стороны государства за сделками может быть усилен.
ОЭСР опубликовала обновленную информацию о коллегиальных проверках за 2024 год в рамках Действия 5 BEPS о вредной налоговой практике
Публикация обновленных результатов предоставляет налогоплательщикам информацию о статусе преференциальных режимов и требованиях к существенной деятельности в соответствующих им юрисдикциях.
ОЭСР отмечает 10 лет наращивания потенциала по обмену налоговой информацией
ОЭСР опубликовала Отчет о наращивании потенциала Глобального форума за 2022 год, в котором освещается десятилетний прогресс в наращивании потенциала для обеспечения налоговой прозрачности.
ОЭСР предлагает новые правила «прозрачности» налоговой отчетности по криптоактивам
Глобальный форум ОЭСР по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения начал консультации по новым правилам, требующим от бирж крипто-активов сообщать национальным правительствам совокупные инвестиции и транзакции клиентов, чтобы информация могла распространяться на международном уровне.
ОЭСР выпускает консультационный документ по отмене налогов на цифровые услуги в рамках Pillar I и пакет мер по реализации Pillar II
Дальнейший прогресс в решении по двум компонентам (Pillar I и Pillar II): ОЭСР выпустил консультационный документ об отмене налогов на цифровые услуги и других соответствующих аналогичных мер в рамках Первого компонента (Pillar I) и пакет мер по реализации Второго компонента (Pillar II).
Налоговая информация и налоговые данные
В рамках международной практики определения налоговой информации и налоговых данных могут различаться в зависимости от страны и законодательства. Согласно Kaplan Publishing, существуют следующие определения данных и информации:
Таким образом, данные служат основой для создания информации, которая является более структурированной и имеет ценность для принятия налоговых решений и управления налоговыми вопросами.
Налоговые данные представляют собой конкретные значения, связанные с налоговыми вопросами. Они содержат информацию о доходах, расходах, налоговых вычетах, налоговых ставках и других факторах, которые могут влиять на расчет налогов. Налоговые данные используются для составления отчетности по налогам и подачи налоговых деклараций.
Налоговая информация представляет собой обработанные налоговые данные, которые могут быть использованы для расчета налоговых обязательств и принятия налоговых решений. Она может быть полезной для налогоплательщика, представителя налогового органа и других пользователей с правом доступа. Налоговая информация может включать результаты анализа и интерпретации налоговых данных, а также отчеты и документацию, необходимую для соблюдения налоговых требований и принятия обоснованных налоговых решений.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Безусловно. Опытные юристы компании DVP Audit готовы оказать экспертную поддержку и оказать услуги в рамках налогового и бизнес планирования, обслуживания в международных банках и выбора юрисдикции для хранения средств или инкорпорации многонациональной компании.
ОЭСР считает, что юрисдикции «инвестиционные центры» получат наибольшую выгоду от глобального минимального налога
Так называемые «инвестиционные центры» получат наибольший прирост поступлений от корпоративного налога в результате введения 15%-го глобального минимального налога для крупных многонациональных предприятий (МНП), считает ОЭСР.
Джерси опубликовал документ по реализации двухкомпонентного решения ОЭСР
12 апреля Правительство Джерси опубликовало программный документ, в котором изложены изменения, направленные на то, чтобы юрисдикция оставалась конкурентоспособной на международном уровне, а также привлекательным местом для ведения бизнеса.
Единый стандарт отчётности
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 января 2020 года; проверки требуют 4 правки.
Единый стандарт отчётности или общий стандарт отчётности — стандарт автоматического обмена налоговой и финансовой информацией (Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information, или AEOI), разработанный ОЭСР в 2014 и созданный по образцу международных соглашений по американскому закону FATCA с юридической основой в виде Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.
До 2014 года большинство стран обменивались информацией об активах, доходах и налогах на международном уровне по запросу, что являлось неэффективным для предотвращения уклонения от уплаты налогов. В число стран, поддержавших в мае 2014 года единый стандарт отчетности (CRS), или соглашение об автоматическом обмене информацией для целей налогообложения, вошли все 34 страны ОЭСР, а также Аргентина, Бразилия, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Индия, Индонезия, Латвия, Литва, Малайзия, Саудовская Аравия, Сингапур и ЮАР.
Имплементация CRS возможна либо через Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (CRS MCAA), либо через двусторонние TIEA о CRS.
ОЭСР отложила на год реформу международного налогообложения по Первому компоненту
Реализация соглашения ОЭСР о международной налоговой реформе Pillar One, которая обяжет крупные многонациональные предприятия (MNE) платить корпоративный налог в странах, где они работают, была отложена на год, до января 2024 года.
Мы можем встретиться с вами как в России, так и в Германии!
Руководство является частью рабочей программы Форума налогового администрирования (FTA) по обеспечению налоговой определенности и было подготовлено совместно членами Форума FTA MAP и его целевой группой по выявлению усовершенствований процесса Соглашения о предварительном ценообразовании (APA).
Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)
В случае невыполнения требований FATCA, финансовые организации подвергаются санкциям, включающим 30% штрафы на движение средств с их корреспондентских счетов в американских банках, а также возможному закрытию таких счетов.
Для регулирования международного обмена информацией в рамках FATCA были заключены межгосударственные соглашения.
Эти соглашения определяют две основные модели сотрудничества:
Модель 1 предусматривает обмен информацией между иностранными финансовыми учреждениями и налоговыми органами своей страны, а затем передачу соответствующих данных в IRS США через компетентные органы. Это предоставляет основу для сотрудничества и обмена информацией в соответствии с требованиями FATCA.
Рейтинги устойчивого развития
Название ренкинга / рейтинга Объекты оценивания Публикует / присваивает
По данным аналитической платформы Infragreen, в 2022 году в России было выпущено 27 списочных ESG рейтингов (рэнкингов), в которые вошло более 500 компаний. 11 рейтинговых агентств и иных рейтингующих организаций разработали 27 методологий, которые могут быть использованы для оценки (рейтингования) шести видов облигаций, кредитов и производных финансовых инструментов. За 2018-22 годы рейтинговые агентства выдали 33 заключения для 25 эмитентов о соответствии 35 выпусков зелёных, социальных и переходных (адаптационных) облигаций, а также для зелёного кредита. Большинство таких заключений относится к зелёным облигациям. На конец 2022 года 39 объектов рейтингования получили 44 ESG рейтинга.
ОЭСР выпускает техническое руководство по типовым правилам минимального глобального налога
Инклюзивная структура ОЭСР/Группа двадцати по BEPS выпустила дополнительные технические рекомендации по глобальному минимальному налогу в размере 15%, согласованному в октябре 2021 года в рамках двухкомпонентного решения налоговых проблем, возникающих в результате цифровизации экономики.
Мозговой центр
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в этом году отмечает 60 лет со дня основания — сформировавшись как клуб развитых экономик, в 1990-е организация стала более открытой и пополнилась некоторыми развивающимися странами, такими как Мексика и Чили. Присоединение к ней требует соответствия ключевым экономическим индикаторам, а также определенного уровня развития институтов. Можно сказать, что членство в ОЭСР повышает международный статус государства.
ОЭСР еще называют международным «мозговым центром»: значительную часть деятельности организации занимает изучение государственной политики, обобщение лучших практик и выработка рекомендаций в самых разных сферах от промышленности до образования. Стандарты организации доступны для всех стран.
Москва получила официальное приглашение присоединиться к организации в 2007 году, активные переговоры начались в 2012-м, после вступления России в ВТО. Даже заморозка процесса в 2014 году не мешает России сотрудничать с ОЭСР в сфере стандартов: внедряя те, которые помогают развиваться и участвуя в выработке новых. Можно, не будучи членом ОЭСР, работать в рамках отдельных комитетов в качестве приглашенных участников. Россия так и поступает.
Премьер Михаил Мишустин вспоминал, как на протяжении 18 лет ФНС взаимодействовала с организацией в ходе внедрения цифровых технологий в российскую налоговую систему. Сейчас есть планы использовать модель ОЭСР для введения налога для иностранных IT-компаний.
В 2019 году Минэкономразвития предлагало включить в российские нацпроекты показатели проекта ОЭСР «Инициативы лучшей жизни». В его рамках эксперты организации исследуют качество жизни в разных странах не по формальным показателям, вроде привычного ВВП, а на основе легко измеримых и понятных индикаторов, явно влияющих на жизнь людей (доходы домохозяйств, разница в зарплате между мужчинами и женщинами, ожидаемая продолжительность жизни и т.д.). Внедрение опыта ОЭСР иногда происходит и опосредованно: например, принципы развития искусственного интеллекта, утвержденные на уровне G20 в 2019 году и поддержанные Россией, основаны на аналогичных разработках ОЭСР.
В 2020 году, вскоре после своего назначения главой правительства, Мишустин дал поручение активизировать контакты с ОЭСР. Однако, как показывает анализ соответствующих планов правительства, поручение было выполнено во многом формально.
Особенности трансфертного ценообразования
Трансфертное ценообразование – это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных тем, что вводятся для сделок между взаимозависимыми лицами. Обычно речь идет о компаниях, которые относятся к одному холдингу. Как правило, трансфертное ценообразование применяется в следующих целях.
Однако важно отметить, что любое государство тщательно следит за проведением сделок с трансфертным ценообразованием для осуществления налогового контроля. Он необходим для снижения рисков необоснованного уменьшения налоговой базы. В частности, под контроль попадут следующие категории сделок:
Оставьте заявку на бесплатную консультацию по интересующему вас вопросу, и наш специалист перезвонит вам в течение нескольких минут!
Соглашения по обмену налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements, TIEA)
В 2002 году страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начали разработку соглашений по обмену налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements, TIEA). Основная цель подобных соглашений — содействие международному сотрудничеству в налоговых вопросах путем обмена соответствующей информацией.
G24 призывает к переговорам о международном налоговом сотрудничестве в ООН
Межправительственная группа двадцати четырех по международным валютным вопросам и развитию (G24) опубликовала коммюнике 11 апреля 2023 года, охватывающее различные темы, включая международную налоговую реформу.
Гернси обновляет информацию о реализации двухкомпонентного решения ОЭСР
12 апреля Правительство Гернси выпустило пресс-релиз, представив обновленную информацию о двухкомпонентном решении ОЭСР в отношении международной налоговой реформы и планах юрисдикции по реализации этих мер.
ОЭСР выпускает новый цифровой инструментарий НДС для Азиатско-Тихоокеанского региона
ОЭСР выпустила новый цифровой инструментарий НДС для Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором содержатся рекомендации по реализации комплексной стратегии НДС, ориентированной на электронную торговлю.
ОЭСР создает базу данных по налоговым льготам для инвестиций
ОЭСР опубликовала документ о базе данных по инвестиционным налоговым льготам, в которой представлена методология, использованная для разработки базы данных, а также выводы из первоначального сбора данных в 36 развивающихся странах.
План высокой неопределенности
Мы проанализированы два документа со списком задач для госорганов: действующий план взаимодействия с ОЭСР, принятый на 2021-2022 годах, и аналогичный план на 2019-2020 годы.
С одной стороны, действующий план показывает широту связей России с ОЭСР: российские чиновники сотрудничают с 46-ю рабочими органами организации. По сравнению с предыдущим периодом к плану добавились три: Комитет по обзорам экономического положения и развития, Комитет по содействию развитию и Международный транспортный форум. В плане увеличилось общее количество задач, например, в части взаимодействия с Комитетом по государственному управлению.
Но с другой стороны, более внимательное сравнение двух планов показывает, что значительного изменения российской политики не произошло. Новый план почти на 40% повторяет предыдущий, что говорит об отсутствии существенного прогресса в сближении с ОЭСР.
Есть и неопределенность в целях, далеко не все из более чем ста поставленных задач предполагают достижение конкретного результата. Только 9% задач непосредственно направлены на внедрение в России стандартов ОЭСР или реализацию совместных проектов. Около половины задач связаны с обменом данными с органами ОЭСР и подготовкой предложений по использование опыта организации в разных сферах. 39% задач описывают регулярную деятельность российских ведомств, например участие экспертов в мероприятиях ОЭСР или аналитическую работу.
На примере сотрудничества с четырьмя комитетами ОЭСР, которые, по оценке ЦПУР, могли бы способствовать развитию качества российских государственных институтов: по госуправлению, по цифровой экономике, по статистике и по содействию развитию — видно, что в плане не ставится цель получения Россией хотя бы статуса ассоциированного члена в этих структурах. Документ ориентирован скорее на поддержание контактов, а не на заимствование лучших практик организации.
Какие изменения претерпело Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию
Важно отметить, что первый раз Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию было представлено в 1979 году. Тогда же обозначили основные правила интернационального консенсуса международных сделок. Последний раз Руководство корректировали в 2022 году, о чем мы также упомянем.
В целом, Руководство ОЭСР включает следующие положения:
Оставьте заявку на бесплатную консультацию, мы будем рады вам помочь!
Международная рамочная концепция для CRS
Международная рамочная концепция для единого стандарта отчетности (CRS) представляет собой набор соглашений и руководящих принципов, способствующих автоматическому обмену финансовой информацией между юрисдикциями.
Концепция состоит из двух основных частей:
Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA)
Многостороннее соглашение компетентных органов (MCAA) — это многостороннее рамочное соглашение, обеспечивающее стандартизированный и эффективный механизм для облегчения автоматического обмена информацией в соответствии с Общим стандартом отчетности (CRS, или «Общий стандарт автоматизированного обмена финансовой информацией по налоговым вопросам»). Оно позволяет избежать необходимости подписания нескольких двусторонних соглашений.
Благодаря тому, что MCAA является рамочным соглашением, каждая из подписавших его сторон всегда имеет возможность контролировать, в какие именно отношения по обмену информацией она вступает, а также применять необходимые стандарты конфиденциальности и защиты данных.
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией на основе общего стандарта отчетности (CRS MCAA)
Обмен информацией между юрисдикциями (странами) обычно основывается на многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах (Конвенция), в которой принимают участие более 100 стран, а также на Статье 6 «Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией на основе CRS» (CRS MCAA). Также более 100 стран приняли на себя обязательство обмениваться друг с другом информацией при помощи этого стандарта.
В качестве альтернативы страны могут использовать двусторонние соглашения, такие как соглашение об избежании двойного налогообложения или соглашение об обмене налоговой информацией. Кроме того, обмен информацией при помощи CRS будет осуществляться в соответствии с соответствующей директивой Европейского союза, договорами между ЕС и странами, не входящими в ЕС, а также двусторонними соглашениями, например, между Великобританией и Зависимыми и заморскими территориями (Crown Dependencies and Overseas Territories, CDOT).
CRS MCAA является многосторонним рамочным соглашением, которое определяет детали обмена информацией между юрисдикциями и условия его осуществления. Конкретное двустороннее отношение в рамках CRS MCAA становится действительным только в случае, если обе юрисдикции признают Конвенцию, подали необходимые уведомления в соответствии с разделом 7, и включили друг друга в список участников.
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами (CbC MCAA)
Согласно ст. 6 многосторонней Конвенции, компетентные органы сторон Конвенции должны взаимно согласовать объем автоматического обмена информацией и процедуру соблюдения требований. В связи с этим Конвенция послужила основой для создания «Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами» (Multilateral Competent Authority Agreement on the Exchange of CbC Reports (CbC MCAA).
Кроме того, были созданы еще два типовых соглашения компетентных органов об обмене страновыми отчетами. Одно из них предназначено для обмена в рамках конвенций об избежании двойного налогообложения, а другое — для обмена страновыми отчетами в рамках соглашений об обмене налоговой информацией.
CbC MCAA обеспечивает стандартизированный и скоординированный обмен страновыми отчетами между налоговыми органами стран-участников Конвенции. Конкретные двусторонние отношения в рамках CbC MCAA действуют только в том случае, если обе юрисдикции приняли Конвенцию, подали необходимые уведомления в соответствии с разделом 8, и включили друг друга в перечень участников.
Компетентный налоговый орган, получивший страновой отчет от субъекта (предприятия или компании), входящего в МНК, автоматически направляет его другим государствам участникам Конвенции. Субъекты МНК подлежат налогообложению бизнеса, ведущегося через постоянное представительство, в стране источнике дохода.
Концепция постоянного представительства устанавливает минимальный порог, ниже которого страна источника не облагает налогом предпринимательский доход иностранного предприятия. Этот порог устанавливается в терминах минимальной физической связи с юрисдикцией. Существует два способа, с помощью которых предприятие может преодолеть этот порог и тем самым получить постоянное представительство в стране: наличие постоянного места ведения бизнеса или присутствие зависимого агента в этой стране.
ОЭСР опубликовала отчет налогового администрирования за 2023 год о налоговых системах 58 стран
ОЭСР выпустила отчет «Налоговое администрирование 2023», который содержит сравнительную информацию о налоговых системах и администрировании 58 стран ОЭСР и других стран с развитой и развивающейся экономикой.
ОЭСР опубликовала техническое руководство по внедрению глобального минимального налога
Инклюзивная рамочная программа ОЭСР/G20 по BEPS на прошлой неделе опубликовала техническое Руководство, призванное помочь правительствам стран в реализации эпохальной реформы международной налоговой системы, в результате которой многонациональные предприятия (МНП) будут облагаться минимальной эффективной ставкой налога в размере 15%.
Кипр сдал на хранение ратификационные грамоты по Многосторонней конвенции MLI
23 января Кипр сдал на хранение в ОЭСР документы, которые подтвердят ратификацию Конвенции.
ОЭСР проводит консультации по пересмотру принципов корпоративного управления G20/ОЭСР
ОЭСР объявила о начале публичных консультаций по пересмотру Принципов корпоративного управления G20/ОЭСР.
Что нужно знать о новых правилах
Дата публикации/обновления: 29.08.2023
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – это международная экономическая организация, которая работает во всех рыночных странах, продвигая принципы рыночной экономики. Если брать во внимание широкий охват и влияние ОЭСР на налоговую политику многих стран, то решение вопросов трансфертного ценообразования – это один из важных критериев для многих налоговых служб и налогоплательщиков в целом. Первостепенно учитывать последние нововведения в этой теме в связи с распространением многонациональных корпораций и оффшорных компаний. Рассмотрим, что же нужно учитывать крупному бизнесу и администрациям в целом?
Руководство по трансфертному ценообразованию ОЭСР обновляется впервые за пять лет
В новом издании руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию от 2022 года, опубликованном 20 января, ОЭСР внесла три существенных дополнения и изменения для многонациональных предприятий и налоговых органов.
Юрисдикции договорились об обмене информацией о цифровых платформах
Группа из 22 юрисдикций подписала многостороннее соглашение об обмене информацией в отношении доходов, полученных на цифровых платформах, а 16 юрисдикций подписали соглашение в поддержку типовых правил ОЭСР по обязательному раскрытию информации о механизмах уклонения от уплаты налогов по CRS и непрозрачных оффшорных структурах.
ОЭСР запускает общественные консультации по проекту правил для доходов из источников
ОЭСР начала общественные консультации по проекту правил взаимосвязи (Nexus) и источников доходов в рамках Компонента 1 двухкомпонентного решения международной налоговой реформы.
Отчет ОЭСР о статистике корпоративного налогообложения подчеркивает необходимость глобальной налоговой реформы
ОЭСР опубликовала последний отчет по статистике корпоративного налогообложения а также новый рабочий документ, сопровождающий его.
Налоговый учет налога на имущество
При расчете налога на прибыль имущественный налог включается в состав других расходов, связанных с производством и реализацией. Сумма берется из декларации по налогу на имущество. Налог на имущество можно отнести к расходам по непроизводственным объектам предприятия.
Все налоги включаются в состав расходов в размерах, отраженных в соответствующих налоговых декларациях.
Что касается упрощенной системы налогообложения, то они налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости с базой, равной кадастровой стоимости. С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях.
Всемирный банк призвал страны предпринять конкретные шаги для подготовки к глобальному минимальному налогообложению
Всемирный банк разработал схему, которая поможет странам оценить свои возможности по внедрению согласованных на многосторонней основе правил глобального минимального налогообложения, и призвал их «предпринять конкретные шаги» по подготовке к изменениям.
Тайвань рассматривает вопрос об увеличении минимального налога до 15% в соответствии Pillar 2
Министерство финансов Тайваня рассматривает вопрос об увеличении ставки базового налога на прибыль (IBT) для компаний с 12% до 15% не ранее чем с 1 января 2024 года.
Минфин опубликовал русскоязычный текст MLI Конвенции
31 октября Министерство финансов обнародовало текст Многосторонней конвенции по реализации мер Плана БЕПС.
Российские интересы
Перспективы присоединения к ОЭСР в обозримом будущем нет. Видимо, поэтому план взаимодействия с организацией содержит так мало конкретики. Однако, вместо того, чтобы формально поддерживать отношения с ОЭСР, Россия могла бы использовать эти контакты для решения собственных задач. Для этого в планировании надо четче учитывать национальные приоритеты. ОЭСР обладает компетенциями во многих областях, которые сегодня актуальны для России. Например, взаимодействие с организацией могло бы быть полезно в рамках разработки национального Кодекса этики искусственного интеллекта или госпрограммы «Содействие международному развитию» — двух документов, которые правительство готовится принять до конца года.
Такой подход потребует от правительства сформулировать более конкретные задачи по сотрудничеству с ОЭСР и установить измеримые индикаторы их достижения. Стоит усилить экспертную поддержку госорганов по оценке эффективности и применимости к российским условиям стандартов ОЭСР. Наконец, взаимодействие с организацией должно стать более открытым — было бы правильно размещать в открытом доступе документы, связанные с этим процессом и обсуждать необходимость внедрения тех или иных стандартов с бизнесом и общественными организациями.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов
Южная Африка пояснила применение ассоциированного предприятия с точки зрения налогообложения
Налоговая служба Южной Африки (SARS) выпустила Интерпретационную записку 128 – Определение «ассоциированного предприятия» в разделе 31 Закона о подоходном налоге, в котором содержатся правила трансфертного ценообразования.
ОЭСР опубликовала модельные правила Pillar II для внутреннего введения минимальной ставки единого налога
20 декабря ОЭСР опубликовала подробные правила, призванные помочь в реализации знаменательной реформы международной налоговой системы, которая гарантирует, что с 2023 года для многонациональных предприятий (МНП) будет применяться минимальная ставка единого налога в размере 15%.
Заключение
Международные стандарты обмена налоговой информацией позволяют странам наладить оперативное сотрудничество для борьбы с неуплатой налогов и незаконной оптимизацией налогообложения.
Использование международных стандартов дает следующие преимущества:
1. Улучшение прозрачности и борьба с международным налоговым уклонением. Обмен стандартной налоговой информацией помогают правительствам получать доступ к информации о доходах и активах, которые граждане и компании могут скрывать за рубежом.
2. Укрепление международного сотрудничества. Международные стандарты создают рамки для обмена информацией между правительствами, что создает условия для более справедливого распределения налоговых обязательств международных корпораций между странами.
3. Улучшение инвестиционного климата. Стандартизованный обмен налоговой информацией помогает создать условия для более прозрачного и предсказуемого налогообложения, что способствует привлечению иностранных инвестиций и развитию национальной экономики. Однако, необходимо отметить, что эффективность использования международных стандартов обмена налоговой информацией может быть ограничена недостаточной реализацией и соблюдением этих стандартов со стороны некоторых стран. Также возможны проблемы с конфиденциальностью и защитой персональных данных при обмене налоговой информацией между странами. В целом, эффективность использования международных стандартов обмена налоговой информацией зависит от того, насколько страны готовы сотрудничать и соблюдать требования стандартизации.
Делегация Парламента ЕС обсудила с представителями США двухкомпонентное решение ОЭСР и другие вопросы
Парламент ЕС опубликовал релиз подкомитета по налоговым вопросам по итогам визита делегации в США с 30 октября по 1 ноября 2023 года для обсуждения реализации двухкомпонентного решения ОЭСР по налоговой реформе и других вопросов.