29 Января 2021 г.
Выбор площади участка многим дается нелегко. С одной стороны — чем меньше территория, тем проще ее обслуживать. С другой — на объекте площадью в почти гектар можно разместить и большой дом, и огород, и зону отдыха, и гараж, и хозяйственные постройки и даже гостевой домик.
Финансовый вопрос тоже важен для большинства покупателей недвижимости. Объекты большой площади обходятся дорого не только на этапе покупки и строительства, но и при обслуживании.
Разберемся, как сделать правильный выбор участка для покупки.
В Краснодаре в кратчайшие сроки изменят Правила землепользования и застройки для упорядочивания строительства коттеджных поселков. Такое поручение дал глава города Андрей Алексеенко, сообщает пресс-служба администрации Краснодара.
«Одна из проблемных для Краснодара тем — коттеджные поселки. Сейчас их строят, во-первых, бессистемно и хаотично. Во-вторых, они не обеспечены необходимыми инфраструктурными мощностями»,— отметил Андрей Алексеенко.
Он подчеркнул, что сейчас там нет школ и детских садов, а также нормальных дорог. Чтобы исправить ситуацию, необходимо изменить правила строительства коттеджных поселков. Для этого внесут соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые сейчас определяют деление Краснодара на различные территориальные зоны и устанавливают для них градостроительные регламенты.
Читайте нас в Telegram
В 2011 году я купила участок, категория земель: земли населенных пунктов для ИЖС и ЛПХ, в градостроительном плане, кадастровой паспорте и свидетельстве обременений не было. В кадастровом паспорте, полученном неделю назад их также нет. А в градостроительном плане указано, что весь участок находится в санитарно-защитной зоне от электроподстанции дагомыс 220, размер зоне 325 м. Свет на участок проведен, сейчас проводим водопровод. Огородили забором, расчистили, построили бетонную лестницу. Узнала я о том, что строить в такой зоне нельзя, когда пришла подавать документы на разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (участок, узкий, сложной формы, с перепадом высот 10 м, хотели отступить с 2 сторон по 3 м, как и положено в зоне ж 2, а с двух других сторон по 1,5 м, соблюдая СНиПы). Поскольку участок оказался в сзз-ф уже после покупки, имею ли я право на компенсацию от администрации и по каким основаниям или от подстанции и по каким основаниям? Какой размер компенсации (кадастровая стоимость+ затраты на благоустройство и инженерные коммуникации или как) 2. Если нельзя строить жилой дом, то, что можно строить? Можно ли строить базу отдыха, баню, конюшню, курятник, подпорную стену, стоянку для собственного транспорта (кареты, прицепа, машин)? 3. Если назначение помимо ИЖС еще и ЛПХ, но участок в сзз-ф, могу ли я держать там животных и в каком количестве?4. Между нашим участком и подстанцией, в этой же сзз-ф есть другие уже построенные, но не узаконенные дома, имею ли право обратиться в администрацию, чтобы их снесли (все время скандалят, мешают работам по очистке и благоустройству моего участка), и раз мне не разрешают там строить? 5. Можно ли изменить границы сзз-ф и каким образом это сделать.
Изменения в ПЗЗ утверждены депутатами Горсобрания и связаны с видами разрешенного использования земельных участков и тех объектов капитального строительства, которые на них расположены.
Так, в территориальной зоне Ж-2, предназначенной для малоэтажной жилой застройки, полностью исключены виды «Многоквартирный жилой дом» и «Жилой комплекс», а вид «Общежитие» стал условно разрешённым «У».
В территориальных зонах Ж-3; Ж-4; Ж-5; Ж-6, в рамках которых предусматривалась и среднеэтажное и многоэтажное строительство, виды «Многоквартирный жилой дом», «Жилой комплекс», «Общежитие» переведены в условно разрешенные. Вместе с тем собственники таких земельных участков могут изменить вид разрешённого использования в случае положительного исхода публичных слушаний.
Такие меры помогут полностью исключить строительство многоэтажек в жилых массивах, предназначенных для индивидуальных построек.
Коррективы внесены и в отношении земельных участков для ИЖС. Согласно нововведениям, максимальная площадь строящегося жилого трехэтажного дома не может превышать общей площади 500 кв. При этом за правообладателем земельного участка под ИЖС сохраняется право обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров.
Новая норма введена и в части предельных размеров земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, она составляет от 650 до 1200 кв. м, сообщает пресс-служба администрации Сочи.
Как ранее сообщали «Кубанские новости», на встрече с архитекторами губернатор Вениамин Кондратьев рассказал о результатах градостроительной политики последних лет в регионе.
В 2019 году по инициативе главы региона был принят закон об ограничении возведения многоквартирных домов на расстоянии 500 метров от линии моря. Вениамин Кондратьев подчеркнул, что такая мера позволит прибрежным городам развиваться как курортам.
– Важно, чтобы в этой зоне начали строиться гостиницы, а не спальные районы. Общался с отельерами, они говорили, что раньше, исходя из цен на землю, это было практически невозможно. Если строители за три года отбивают стоимость, то отельерам нужно лет 50. Поэтому мы эту золотую 500-метровую зону для них сохраняем, – сказал губернатор.
В апреле 2019 года в Краснодарском крае ограничили строительство многоэтажек на расстоянии 500 метров от линии моря.
Ранее был разработан документ, регламентирующий строительство на расстоянии 300 метров от береговой линии. В феврале прошлого года на сессии ЗСК поднимался вопрос об увеличении «запретной зоны» до 500 метров от линии моря.
Ситуации, когда тихие и уютные дворы и скверы превращались в строительные площадки, где потом вырастали многоэтажные дома, характерны для всех крупных городов. И Краснодар, к сожалению, не стал исключением. Особенно эта проблема актуальна для быстро развивающегося Прикубанского округа, где высотки-то выросли, а новой инфраструктуры и коммуникаций нет как нет. Поэтому неудивительно, что именно здесь во время прохождения слушаний по Генплану города жители были очень активны.
Правила землепользования и застройки — это главный документ, который устанавливает параметры застройки земельных участков и отображает это на карте. Другими словами, ПЗЗ — это документ, который дает ответ на вопрос, разрешено ли строить и с какими параметрами в отношении любого земельного участка в границах города.
В прошлом месяце приняты изменения в Правила землепользования и застройки. Документ призван определить градостроительный облик города и избавить от точечной застройки, что крайне важно для нашего округа. За последние 10 лет население округа увеличилось в три раза. В общественных обсуждениях приняли участие около 1000 жителей нашего округа, которые внесли 700 предложений, в основном касающихся вида разрешенного использования земельных участков. Горожане просили дополнить территориальные зоны определенными видами разрешенного использования в соответствии с классификатором, а также изменить территориальное зонирование,
— подчеркнул глава администрации Прикубанского округа Александр Журавлев.
Теперь о перспективах. Одним из ключевых факторов Правил землепользования и застройки является комплексное развитие территорий. Так, в Краснодаре запретят возведение многоквартирных домов без утвержденной документации по планировке. Разрешение будет выдано только в случае обеспечения будущих жильцов объектами местного значения, то есть всей необходимой социальной, коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Новые регламенты определяют параметры использования для каждой зоны, устанавливают множество критериев по застройке и освоению земельных участков. Эксперты даже называют изменения в Правилах землепользования и застройки революцией в документах градостроительства. Проще говоря, в новом Генплане с учетом правил застройки будут сразу исключены ситуации, когда попросту отсутствует территория для школы, детского сада или поликлиники. Более того, возводиться они должны будут параллельно, чтобы новоселы заселялись в обеспеченный всеми необходимыми учреждениями социальной сферы микрорайон.
«Строим только школы, детские сады, и отводим земли для кладбищ» — так уверял Анатолий Николаевич Пахомов при рассмотрении проекта Генплана Сочи. Который еще не принят, но изменения в ПЗЗ (правила землепользования и застройки) при этом продолжают вноситься в нарушение действующего Генплана Сочи. Пока Глава Сочи отвлекся на неотложные дела и борьбу с самостроями, исполняющий обязанности Главы города Сочи его тезка Луцык А. подписал Постановление Администрации г. Сочи № 139 от 08. 2019 г. «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи”. На публичные слушания выносится 87 вопросов по 193 земельным участкам. Изменения касаются почти 114 гектаров территории города-курорта Сочи. Публичные слушания состоятся:
— в Адлерском районе — 16 апреля 2019 г. в 1-00 часов в здании администрации Адлерского района;
— в Хостинском районе 17 апреля 2019 г. в 11-00 часов в здании администрации Хостинского района;
— в Центральном районе 18 апреля 2019 года в 15-00 часов в здании администрации Хостинского района;
— в Лазаревском районе — 19 апреля 2019 года в 10-00 часов в здании администрации Лазаревского района. По каждому району есть
капля меда в бочке с горьким возрастающим жилищным хаосом
— по одному утешительному переводу назначения земель из жилых зон в рекреационные зоны:
пункт 22 по Адлерскому району: 2891 метров квадратных
Для обустройства сквера «имени маршала Андрея Антоновича Гречко» в районе ул. Волоколамская и ул. Пчеловодов, п. Красная Поляна;
В Хостинском районе переводится 4200 метров квадратных — из зоны высотной жилой застройки Ж-5 в зону зеленых насаждений Р-2 участок 23:49:0301016:11 ул. Лесная, микрорайон «Бытха». В Центральном районе — 571 метр квадратный из зоны многоэтажной жилой застройки Ж-4 в зону зеленых насаждений Р-2 участок 23:49:0204011 в р-не ул. Островского, 25, 35/11;
В Лазаревском районе из зон жилой ЖК и общественно-деловой ОД-1 — в зону общественно-деловую ОД-1 участок площадью 3 гектара 23:49:0109028:321 по ул. Победы, 2/1
Большая часть изменений ПЗЗ касается перевода зон зеленых насаждений и лечебно-оздоровительных учреждений и общественно-деловых зон — в зоны жилой застройки
Откусили кусок от зоны инженерной и транспортной инфраструктуры
Откусили кусок зеленой зоны под жилую застройку:
И еще откусили кусок зеленой зоны под жилую застройку на Лысой Горе:
Здесь тоже зеленая зона идет под жилую застройку:
Общественно-деловую зону тоже переводят в жилую. И где взять потом рабочие места, сады и школы для этих жителей?
Перевод из зоны рекреации в жилую застройку:
Снова зеленая зона уходит под жилую застройку (Сухумское шоссе):
Меняется назначение земельного участка санатория «Прогресс» за счет зеленой зоны Р-3
Возникает крупное казачье общество на Верхнем Юрте:
В снт «Вишенька» Хостинского района общественно-деловая зона превращается в ЖИЛУЮ
На Ручье Видном тоже увеличивается жилая застройка за счет зеленой зоны Р-3:
Посреди обществено-деловой зоны в селе Прогресс вдруг возникает пятно жилой застройки:
Продолжают сокращаться земли сельхозназначения — тоже для Жилой застройки (Хостинский район):
Также в жилую зону переводят зону инженерно-технических и транспортных сооружений (ИТ) на переулке Теневом (Мамайка)
Почему-то возрастает этажность общественно-деловой зоны в районе ул. Пластунской. Участок «вгрызается» в иную зону безо всяких обоснований:
Отрезают куски зеленых зон для жилой застройки и в Лазаревском районе
В декабре 2019 года Алексей Копайгородский заявил журналистам:
«На сегодняшний день выдача разрешений на строительство на территории Сочи прекращена, пока не будет наведён порядок в градостроительном плане. 1 марта у нас будут утверждены правила землепользования и застройки, которые разрабатывают жители курорта».
Было объявлено о проведении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
Пройдемся по всем предлагаемым поправкам:
Общежития в зоне Ж2 предлагают изменить с разрешенного вида на условно-разрешенный. Убрать многоквартирные дома как разрешенный вид из Ж3 — Ж6. Довольно странное изменение, поскольку каждая территориальная зона должна иметь основные виды разрешенного использования. В случае внесения этих поправок данные зоны останутся без разрешенных видов жилья, а на каждый многоквартирный дом помимо разрешения на строительство понадобится проводить публичные слушания.
Хотят исключить условно-разрешенный вид использования «многоквартирный жилой дом» из территориальной зоны Ж2. Мера половинчатая, т. в этом случае надо точно так же исключить из зоны Ж2 условно-разрешенный вид использования «жилой комплекс».
Недостоверный пункт. С «300-700» до «400-1000» подняли в 2016 году и с тех пор не меняли:
То есть в настоящее время хотят увеличить только минимальную площадь предоставляемых земельных участков (максимальная как была 1000 кв. так и останется) и отсечь возможность получения гражданами земельных участков площадью 400-550 кв.
Ограничение максимальной площади индивидуального жилого дома в 500 кв. , на мой взгляд, не имеет никакого смысла. При максимальной площади участка для ИЖС 10 соток и КИТ 0,6 можно построить дом не более 600 кв. Это ограничение уже заложено в ПЗЗ. Зачем вводить искусственное ограничение в 500 кв. — не понятно. Кроме того, такое ограничение просто не будет работать, т. застройщик может просто построить два здания по 500 кв. , если позволяет площадь участка.
Изготовление ППТ и ПМТ для получения разрешения на строительство многоквартирного дома, а также проведение публичных слушаний, это всё дополнительные препятствия для законного многоквартирного жилищного строительства, которого практически не было, а незаконному строительству с узакониванием через суд все эти меры не помешают. Не понятно также, почему данное требование вводится только для «многоквартирных домов», но не вводится для «жилых комплексов», «общежитий гостиничного типа» и «апарт-отелей», предполагающих возможность раздела на самостоятельные объекты недвижимости (жилые помещения)?
По всей видимости, данное изменение связано с введением Федеральным законом от 02. 2019 N 283-ФЗ части 1. 1 в статью 40 Градостроительного кодекса РФ.
Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Какие поправки в ПЗЗ еще следовало бы внести?
На мой взгляд, необходимо внесение в ПЗЗ дифференцированных отступов от границ земельного участка: для жилого дома — 3 метра, для вспомогательных построек (гараж, сарай, баня, летняя кухня и т. ) — 1 метр. В настоящее время не понятно, на каком минимальном расстоянии от границ земельного участка возможно строительство таких строений и сооружений. СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства устанавливает следующие минимальные отступы:
4 До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома — 3 м с учетом требований п. 5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы — 4 м; от других построек (бани, гаража и др. ) — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м; среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м.
Кого ни спросишь, все так и считают, что от хозпостроек 1 метр до забора нужно оставить. А в Правилах землепользования и застройки г. Сочи минимальный отступ от вспомогательных строений и сооружений до границы земельного участка отдельно не оговаривается, то есть равен минимальному отступу от жилых домов — 3 метра. Получается, что все, кто построил гараж, баню и т. в 1 метре от забора, нарушают ПЗЗ?
Для устранения данного пробела необходимо добавить в столбец 8 таблицы 11 сноску <8> следующего содержания:
Также в раздел 1. ПЗЗ необходимо внести определение термина «Жилой комплекс», чтобы всем было понятно, чем он отличается от термина «Многоквартирный жилой дом». Вообще понятие ЖК — жилого комплекса — не нормативное, оно не раскрыто и не определено в Градостроительном или Жилищном кодексе. Под жилым комплексом обычно понимается комплекс многоквартирных домов. Обратите внимание, что администрация предлагает ужесточить требования только по «многоквартирным домам» (убрать «У» из зоны Ж2 и заменить «Р» на «У» в зонах с Ж3 по Ж6). А «жилой комплекс» как был, так и останется «У» в зоне Ж2 и «Р» в зонах с Ж3 по Ж6. Поправки также не предполагают изготовление ПМТ и ППТ для получения разрешения на строительство «жилого комплекса».
Что это: недосмотр или сознательное оставление очередных лазеек в ПЗЗ?
Почему двести первые?
” Генплан у нас новенький 2009 года, и на его обложке значится, что годен он до 2032 года. Однако с момента принятия генплана Правила землепользования и застройки менялись 200(!) раз
Взято отсюда: тыц.
Предстоящие публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, которые пройдут с 16 февраля во всех районах Сочи, ничего хорошего для Сочи не сулят. О публичных слушаниях не трубят в Сочи. Это такой своеобразный «междусобойчик» власти. Ведь как-то негоже шуметь вокруг превращения зеленых зон в будущие строительные площадки. Да еще проводимых в отсутствие ПРОЕКТА!!!
Лучше Валерия Валентиновича Сучкова сказать не могу. Поэтому цитирую его.
«Еще раз о назначенных на 16. в администрации Адлерского района публичных слушаниях по изменению Правил землепользования и застройки.
Но, может быть это мы настолько глупые, — никак в толк не возьмем, что по видом ПРОЕКТА решения по изменению Правил мы должны обсуждать список вопросов, вынесенных на обсуждение по нарисованным специально ля нас цветным картинкам?
Так, что же будем обсуждать, если нет Проекта?»
Подробности можно посмотреть тут: тыц.
А теперь рассмотрим этот беспроектный список, вынесенный на публичные слушания, с картинками, цветными. Подробно и с расшифровкой. Хостинский район.
Перевести из зоны Р-4 в ЗОНУ Ж-2 земельный участок с кадастровым номером 23
Р-4 — зона объектов спорта, туризма и активного отдыха. Цель выделения — сохранение и обустройство озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строительства объектов спорта, туризма и активного отдыха.
Ж-2 — малоэтажная жилая застройка коттеджного и блокированного типа до 4 этажей. Цель выделения — развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий малоэтажной жилой застройки зон комфортного жилья, включающих отдельно стоящие и блокированные индивидуальные ( однокомнатные) жилые дома.
Вопрос.
Откуда там взялась зона Р-4? Нужна она там? Судя по карте, там лесной массив и при переводе в Ж-2 он исчезнет.
Зона Ж-2. Именно в этой зоне махровым разноцветием расцветают самострои в Сочи. Дома, в основном 6-7-этажные, похожие друг на друга, словно существует единый базовый проект!
Перевести из зон ОД-2 и Р-3 в ЗОНУ Ж-5 земельный участок с кадастровым номером 23
ОД-1 — общественно деловой центр. Цель выделения — развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для формирования многопрофильных зон для размещения объектов общественно-делового назначения районного значения
Р-3 — зона природных территорий ограниченного пользования. Цель выделения — сохранение и обустройство озелененных пространств при их использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов отдыха, спорта и досуга.
Ж-5 — многоэтажная жилая застройка более до 18 этажей.
Для лучшего видения — оба участка на карте Яндекс. Та карта, которую предлагает Публичная кадастровая карта не отражает всю движимость-недвижимость. На публичной карте — поля, а на Яндексе- дома. Не дело.
Перевести из зон Ж-2 и Р-3 в зону Ж-2 земельный участок с кадастровым номером 23
Зона участка Ж-2 увеличивается за счет уменьшения зоны природных территорий.
Перевести из зон Р-3 и Ж-2 в зону Ж-5 земельный участок с кадастровым номером 23
Зона участка Ж-5 увеличивается за счет уменьшения зоны природных территорий.
Эти два участка рядом находятся.
Судя по фото, площадь участка 3633 увеличивается за счет уменьшения участка 3629.
Яндекс карта дает представление, что там находится.
Участок, площадь которого уменьшается.
Это для понимания. Из ПЗЗ.
Весь список по Хостинскому району.
Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.
В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.
Классификатор видов разрешенного использования
Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определеннойкатегории земель и виду разрешенного использования.
Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.
ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.
Классификатор содержит 13 ВРИ:
- Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
- Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
- Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
- Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
- Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
- Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
- Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
- Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
- Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
- Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
- Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
- Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
- Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).
Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование)
Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.
Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.
Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.
Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».
В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».
Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.
Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома
В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:
- 1 – «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
- 2 – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
- 2 – «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома – жилые и садовые.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13. 1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13. 2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.
Аналогичная ситуация с ВРИ 1. 16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2. 2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.
ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.
Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.
В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19. 2020 № П/0310.
Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.
Глава 9. Карта градостроительного зонирования муниципального образования город-курорт Сочи в части границ территориальных зон
^Карта градостроительного зонирования муниципального образования город-курорт Сочи в части границ территориальных зон
^Перечень территориальных зон
^ (код вида зоны – Ж) – для жилой застройки и сопутствующих объектов обслуживания населения;
Общественно-деловые зоны (код вида зоны – ОД) – для общественно-деловой и жилой застройки;
^ (код вида зоны – П) – для промышленных и коммунальных предприятий;
Рекреационные зоны (код вида зоны – Р) – для зеленых насаждений общего пользования и объектов отдыха;
^ (код вида зоны – С) – для объектов сельскохозяйственной деятельности.
«Ж-1» – застройка индивидуальными жилыми домами усадебного типа.
Цель выделения – развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий индивидуальной жилой застройки усадебного типа, предназначенной для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, не требующего организации санитарно-защитной зоны;
«Ж-2» – малоэтажная жилая застройка коттеждного и блокированного типа до 4 этажей.
Цель выделения – развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий малоэтажной жилой застройки зон комфортного жилья, включающих отдельно стоящие и блокированные индивидуальные (одноквартирные) жилые дома;
«Ж-3» – среднеэтажная жилая застройка до 7 этажей.
Цель выделения – развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий многоквартирной жилой застройки средней этажности, зон комфортного многоквартирного жилья;
«Ж-4» – многоэтажная жилая застройка до 12 этажей
«Ж-5» – многоэтажная жилая застройка более до 18 этажей
«Ж-6» – многоэтажная жилая застройка более 25 этажей
Цель выделения – развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий многоквартирной жилой застройки высокой этажности, зон комфортного многоквартирного многоэтажного жилья;
«ЖК» – зона гостиничного фонда.
Цель выделения – развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения предприятий индустрии гостеприимства, осуществляющее прием и обслуживание посетителей, а также небольших частных гостиниц, в которых обслуживание гостей обеспечивается владельцем или семьей, проживающей в этом же здании.
«ОД-1» – многофункциональная общественно-деловая застройка.
Цель выделения – развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения общественно-деловых объектов с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой и сочетающейся с ней жилой застройки, а также необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
«ОД-2» – общественно деловой центр.
Цель выделения – развитие существующих и преобразуемых территорий предназначенных для формирования многопрофильных зон для размещения объектов общественно-делового назначения районного значения.
«П-1» – зона предприятий IV – V класса санитарной опасности.
Цель выделения – формирование комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз, объектов инженерной и транспортной инфраструктур не выше IV класса санитарной опасности, с низкими уровнями шума и загрязнения. Сочетание различных видов разрешенного использования в единой зоне допускается при соблюдении нормативных санитарных требований.
«П-2» – зона предприятий не выше III класса санитарной опасности.
Цель выделения – формирование комплексов производственных и коммунальных предприятий, складских баз, объектов инженерной и транспортной инфраструктур не выше III класса санитарной опасности, деятельность которых связана с высокими уровнями шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного транспорта. Сочетание различных видов разрешенного использования в единой зоне возможно при соблюдении нормативных санитарных требований.
«ИТ» – зона инженерной и транспортной инфраструктур.
Цель выделения – формирование комплексов объектов инженерной и транспортной инфраструктур не выше IV класса санитарной опасности.
«С-1» – зона сельскохозяйственных угодий.
Цель выделения – сохранение и развитие сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц и обеспечивающих их инфраструктур, предотвращение их использования другими видами деятельности.
«С-2» – зона производственных объектов сельскохозяйственного назначения.
Цель выделения – сохранение и развитие производственных объектов сельскохозяйственного назначения и обеспечивающих их инфраструктур.
«РО» – зона особо охраняемых территорий.
Цель выделения – сохранение существующего природного ландшафта, зеленых массивов и создание комфортного посещения территории.
«Р-1» – пляжная зона общего пользования.
Цель выделения – сохранение существующей пляжной зоны Черного моря, создание на этих условиях комфортного посещения и обустройство территории для отдыха населения.
«Р-2» – зона зеленых насаждений общего пользования.
Цель выделения – сохранение и обустройство озелененных пространств для отдыха населения.
«Р-3» – зона природных территорий ограниченного пользования.
Цель выделения – сохранение и обустройство озелененных пространств при их использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов отдыха, спорта и досуга.
«Р-4» – зона объектов спорта, туризма и активного отдыха.
Цель выделения – сохранение и обустройство озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строительства объектов спорта, туризма и активного отдыха.
«РК» – зона лечебно-оздоровительных учреждений.
Цель выделения – развитие существующих и преобразуемых территорий предназначенных для размещения лечебно-профилактических учреждений для лечения преимущественно природными и физиотерапевтическими средствами, а также развитие современной санаторной системы, процессы в которой прямо не связанные с лечением, а использование SPA-стандартов. ^ В пояснительной записке не приводится. Границы территориальных зон представлены в виде картографического документа, являющегося неотъемлемой частью Правил: «Карта градостроительного зонирования муниципального образования город-курорт Сочи масштаба 1:10000. ^ В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, статьей 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации города Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории города.
«ОП» – зона особой архитектурно-планировочной организации территории города Сочи – зона обременения, устанавливающая требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах территорий (зон), прилегающих к олимпийским объектам или территорий, находящихся в зоне визуального восприятия градостроительных ансамблей, влияющей на формирование единой архитектурно-планировочной структуры города Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр.
Цель выделения – обеспечение единства архитектурно-планировочной организации города, установление ограничений по использованию земель.
Линия границ зоны особой архитектурно-планировочной организации территории города проходит поверх границ территориальных зон, осям улиц, границ земельных участков. Регламент зоны ОП устанавливающий требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, элементов благоустройства, земельных участков, является приоритетным при применении настоящих Правил по отношению к градостроительным регламентам, установленным соответствующими территориальными зонами, в границах которых расположены такие объекты.
страница11/27Дата09. 2011Размер5,52 Mb. ТипПравила пользования, Образовательные материалы
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
Эксперты Кадастровой палаты по Краснодарскому краю разъясняют порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в частной собственности, а также перечисляют перечень необходимых документов.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов (статья 37 ГрК РФ):
- основные виды разрешенного использования;
- условно разрешенные виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования (допустимы в качестве дополнительных к первым двум пунктам).
Основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Исключение составляют случаи, когда объекты недвижимости принадлежат органам государственной власти или местного самоуправления, государственным и муниципальных учреждениям или унитарным предприятиям.
Обратите внимание! Вид разрешенного использования может быть выбран только в соответствии с градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки территории (ПЗЗ). Законодательно установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельного участка. При выборе вида разрешенного использования необходимо убедиться, что площадь участка соответствует установленным «рамкам».
В настоящий момент на территории Краснодарского края проводятся работы по внесению изменений в правила землепользования и застройки различных муниципальных образований. Последние изменения были внесены в правила землепользования и застройки таких муниципальных образований как город Краснодар, город Анапа, город-курорт Сочи. При выборе вида разрешенного использования необходимо руководствоваться актуальными правилами.
Чтобы установить условно разрешенный вид использования, нужно получить разрешение (статья 39 ГрК РФ). Для этого правообладателю необходимо направить заявление в комиссию. Далее будут проведены общественные обсуждения, по результатам которых и будет принято решение – выдать разрешение, либо отказать. Принятое решение можно оспорить в судебном порядке.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о виде разрешенного использования земельного участка могут быть изменены на основании: заявления (утверждено приказом Росреестра от 19. 2020 № П/0310), письменного волеизъявления правообладателя, выписки из правил землепользования и застройки, подтверждающей выбранный вид разрешенного использования, либо на основании решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
При этом существует перечень земель, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, а также земли, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (статья 36 ГрК РФ).
Изменение вида разрешенного строительства таких земель возможно на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления, подготовленного в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (приказ Росреестра от 10. 2020 № П/0412).
Заявление на изменение вида разрешенного использования можно подать в любой удобный офис МФЦ. К заявлению можно приложить копию выписки из ПЗЗ или акт о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Дополнительные документы представляются по желанию заявителя. Услуга по изменению вида разрешенного использования предоставляется бесплатно.
Для всех тех, кто планирует купить земельный участок в Сочи, есть важная информация. Двадцать восьмого июля 2021 г. приняты изменения в ПЗЗ г. Сочи. Как показала практика, на момент написания данной статьи, не все владеют этой информацией.
Так, ПРЕДЕЛЬНЫЕ (МИНИМАЛЬНЫЕ И МАКСИМАЛЬНЫЕ) РАЗМЕРЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
— от четырехсот до тысячи квадратных метров для индивидуального жилищного строительства
— от ста до трехста кв. за каждым блоком для блокированной жилой застройки;
— от шестисот пятидесяти до тысячи двести квадратных метров для ведения личного подсобного хозяйства. — не менее десяти тысяч кв. для участков с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание (код 4. 7)» или видов разрешенного использования, позволяющих строительство гостиниц.
Предельная площадь жилого дома или садового дома составляет триста кв.
В связи с хаотичной застройкой и постройкой домов, не предназначенных для индивидуального проживания, Городское Собрание г. Сочи решило ограничить градостроительную деятельность.
Простыми словами, покупая участок, с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» менее четырех соток, владелец не сможет получить Разрешение на строительство на данном наделе. Также следует обратить внимание на установление подзон приаэродромной территории нашего города. Всего выделено семь подзон. На сегодняшний день каждая подзона требует выполнения регламентных правил для соблюдения безопасности полетов воздушных судов. Более подробно ознакомиться с информацией Вы сможете, позвонив нам.
Какой должен быть размер участка для строительства дома
Чтобы оценить, какого размера выбрать участок, подойдет классическая формула: площадь дома должна составлять не более 1/10 части от площади территории. Таким образом, при желании построить компактный одноэтажный коттедж 100 м², нужно выбирать объект площадью не менее 10 соток.
Важна соразмерность дома и участка. На тех же 10 сотках можно возвести коттедж побольше, однако в этом случае будет сложнее соблюсти строительные нормы, которые касаются расстояний жилого дома от соседних строений и въезда. Кроме того, при полной застройке не останется места для сада, бассейна, зоны барбекю, бани и других атрибутов загородной жизни.
Примеры грамотного распределения площади на объектах разной площади:
- 6 соток — небольшая дача или 1-2-этажный дом для постоянного проживания 7×8 метров, компактный огород или благоустроенное место для отдыха;
- 7-10 соток — 1- или 2-этажный коттедж побольше с навесом для автомобиля, баня, сад-огород, небольшой бассейн или детская площадка;
- 11-20 соток — жилой дом, баня, хозяйственные постройки, элементы ландшафтного дизайна и просторная площадка для отдыха;
- 20-30 соток — коттедж для большой семьи и несколько функциональных зон.
Предельные размеры земельных участков
Ответ на вопрос, какой минимальный размер земельного участка, содержится в Земельном Кодексе РФ. По закону минимальный размер площади участка составляет не менее 3 соток.
Девелоперы обычно реализуют объекты большей площади — от 6 соток. На такой территории можно разместить частный дом, машиноместо, теплицу, небольшой цветник и зону для летнего отдыха.
Максимальный размер участка
Максимальный размер площади участка законодательно не ограничен. Даже если девелопер не продает объекты нужной вам площади, можно купить несколько соседствующих наделов, объединить их и получить подходящую территорию для вашего проекта.
На объекте более 40 соток обычно строят большой жилой дом, в котором могут комфортно проживать несколько поколений одной семьи, временно размещаться друзья и родственники, баню, бассейн, хозяйственные постройки. Остается достаточно места для благоустройства в соответствии с желаниями хозяина.
Что учесть при выборе площади земельного участка
При составлении сметы учитывайте не только стоимость объекта и строительства коттеджа, но и цены на возведение хозяйственных построек, бани, бассейна, закупку объектов ландшафтного дизайна, мощение дорожек.
Общая площадь участка напрямую влияет и на то, сколько владелец будет ежегодно тратить на его обслуживание. Большой дом требует значительных затрат на содержание инженерных сетей, просторная территория — на расчистку снега, поддержание аккуратного вида газона, уход за растениями.
Назначение участка
Размер участка для строительства частного дома должен быть достаточным для размещения всех дополнительных функциональных зон. Постройка дома с нуля без сада, огорода, зон отдыха не требует большой площади.
Если территория будет использоваться в качестве дачи, обычно достаточно 6-8 соток: на них можно уместить огород с теплицами и небольшой домик для отдыха.
Размер дома
Еще до покупки стоит точно представлять размер дома на участке. При выборе размера строения оцените количество проживающих, требования к размерам и расположению жилых и общих помещений.
Максимальный размер дома на участке не ограничен. При выборе площади и местоположения важно учитывать ограничительные линии на плане объекта недвижимости.
Дополнительные постройки
Необходимо заранее просчитать размеры каждой постройки на земельном участке: бани, гаража, мастерской, строения для инвентаря и других объектов.
Ландшафт
Подумайте, что еще будет располагаться на территории. Это могут быть:
- садово-огородная зона;
- благоустроенная зона отдыха в эко-стиле;
- искусственный водоем;
- другие объекты благоустройства.
Если нет желания тратиться на ландшафтный дизайн участка, подойдет небольшой объект рядом с лесом.
Форма земельного участка
Важно учесть не только размер участка для строительства жилого дома но и соотношение его габаритных размеров. Небольшая ширина и в два раза большая длина прямоугольного участка земли заставят задуматься о грамотном зонировании пространства. Сложности возникнут и при покупке объекта нестандартной формы.
Где выгодно купить участок подходящего размера
Девелоперская компания «Ярд» реализует объекты разной площади в современных, благоустроенных, охраняемых КП, расположенных в 15-25 минутах езды от центра Тюмени.
Минимальный размер участка для строительства частного дома в коттеджных поселках Луговое и Лето-парк — 6 соток. В наличии также есть объекты 8-25 соток для воплощения более масштабных строительных и ландшафтных проектов.
Правила землепользования и застройки г. Сочи
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила землепользования и застройки г. Сочи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Строительство:
- 344 КОСГУ
- 43 99 90 190
- 43.99.90.190
- Авторский надзор
- Авторский надзор КОСГУ
- Земля:
- 15 и более лет
- Административное обследование объектов земельных отношений
- Акт выбора земельного участка
- Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
- Амортизация земельных участков
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16. 2021 по делу N 88-30110/2021Категория спора: Право собственности. Требования: О признании права собственности на жилой дом и хозяйственное строение. Обстоятельства: Истец считает, что отказ в выдаче технического плана на дом и хозяйственную постройку противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы как собственника участка. Решение: Отказано. Отменяя судебное решение первой инстанции, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду того, что право собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением земельного законодательства, существенным нарушением действующих градостроительных норм и правил, Правил землепользования застройки г. Сочи, при наличии вступившего в законную силу судебного акта о сносе самовольной постройки, признано быть не может. Надлежащие меры к легализации самовольной постройки, в частности к получению разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства, истцом не предпринимались, доказательств обратному в материалы дела не представлены. При этом, учитывая технико-экономические показатели (характеристика) спорного строения, доводы истца о том, что разрешение на его строительство не требовалось, являются несостоятельными.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Снос домов в городе-курорте Сочи. Текущая ситуация в строительстве самовольных объектов(Наумова О. )(“Жилищное право”, 2019, N 6)2. Соответствует ли градостроительным и строительным нормам и правилам, а также требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам, а также правилам землепользования и застройки, действующим в г. Сочи, строения, находящиеся на земельном участке площадью 1 112 кв. м? В случае наличия нарушений указать, какие именно имеются нарушения и в отношении какого объекта, с указанием его собственника (правообладателя).
Федеральный закон от 26. 2008 N 294-ФЗ(ред. от 08. 2022)”О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”6. До 1 июля 2014 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за предоставлением гостиничных услуг, услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания, за соблюдением соответствия их классификации гостиниц и (или) иных средств размещения, за осуществлением мониторинга выполнения договоров, заключенных правообладателями гостиниц и иных средств размещения с автономной некоммерческой организацией “Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи”, об организации размещения гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, за выполнением требований правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, требований особого использования территорий в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за соблюдением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, требований в области строительства и требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Постановление Правительства РФ от 23. 2015 N 38″О порядке согласования проектов правил землепользования и застройки в отношении территорий проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, на которых расположены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, и изменений, вносимых в эти правила, а также о порядке определения границ таких территорий”(вместе с “Правилами согласования проектов правил землепользования и застройки в отношении территорий проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, на которых расположены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, и изменений, вносимых в эти правила”)Утверждены
Вид разрешенного использования ( ВРИ ) — индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg
Следовательно, изменение территориальной зоны ЗУ выполняется через внесение изменений в ПЗЗ поселения на уровне муниципальных органов самоуправления. ПЗЗ принимаются на местном уровне. Значит, изменения в ПЗЗ вносятся на местном уровне. Внесение изменений в ПЗЗ рассматриваются главой местной администрации
Предельные размеры земельных участков : Ответ на вопрос, какой минимальный размер земельного участка , содержится в Земельном Кодексе РФ. По закону минимальный размер площади участка составляет не менее 3 соток
Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ