Минтруд предложил чиновникам при трудоустройстве заполнять единую анкету

Единая анкета для государственных и муниципальных служащих

Министерство труда Российской Федерации предложило ввести единую анкету для государственных и муниципальных служащих при трудоустройстве. Этот законопроект был одобрен на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. Целью этого нововведения является проверка внесенных сведений через государственные органы для минимизации конфликтов интересов, рисков коррупции и усовершенствования процесса отбора кандидатов.

Изменения для государственных служащих

Законопроект О внесении изменений в Федеральный закон О системе государственной службы в Российской Федерации и отдельные законодательные акты предлагает установить единую форму анкеты для граждан, поступающих на государственную или муниципальную службу. Этот закон также предусматривает обязанность служащих сообщать работодателю об изменениях в своих сведениях, указанных в анкете.

Актуализация информации и предотвращение мошенничества

Кадровые службы государственных и муниципальных органов получат право проверять информацию, содержащуюся в анкете, направляя запросы в соответствующие государственные органы и организации. На данный момент отсутствие единой формы анкеты затрудняет автоматизацию обработки информации, что усложняет выявление случаев подачи поддельных документов и ложных сведений.

Последствия подачи ложных данных

Заполнение анкеты обязательно при трудоустройстве на государственную или муниципальную службу, но законопроект направлен на расширение группы лиц, подающих этот документ. Теперь анкета станет обязательной при трудоустройстве в органы прокуратуры, таможенные структуры и при поступлении на военную службу по контракту.

Дополнительные сведения в анкете

Анкета содержит информацию об образовании, судимости, трудовой деятельности, родственниках и другие данные. Предложенные изменения в законопроекте позволят оперативно корректировать и актуализировать информацию в анкете по мере необходимости.

Заключение

Эти меры направлены на предотвращение конфликта интересов и коррупции среди государственных служащих. Чиновникам, предоставившим фальшивые документы или ложные сведения, грозит увольнение.

Закон о кадровых службах государственных и муниципальных органов

С принятием закона кадровые службы государственных и муниципальных органов смогут подавать запросы в письменной форме, в том числе посредством государственных информационных систем. А органы публичной власти и организации, обладающие соответствующей информацией, обязаны предоставить им запрашиваемую информацию в течение одного месяца.

Читайте также:  Справочник профессиональных стандартов Министерства труда

Преимущества автоматизированной обработки данных

Переход на автоматизированную обработку сведений дает большой простор для их проверки, считает Сафонов. Сейчас кадровые службы могут сделать это только в ручном режиме, если они сомневаются в достоверности полученных сведений или получили информацию об их расхождении, отмечает эксперт. Он уточняет, что в документе нет упоминаний об автоматической проверке информации, но сама автоматизация процесса дает почву для того, чтобы предоставленные чиновником сведения сравнивались с данными из других источников.

Законопроект и унификация анкет

Законопроект об унификации анкет был подготовлен во исполнение поручения президента Владимира Путина от 2019 года, которое предписывает обеспечить возможность проверки сведений, предоставляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы.

Перечень должностей муниципальной службы в администрации Кольчугинского района

  1. Глава администрации района.
  2. Первый заместитель главы администрации района.
  3. Заместитель главы (руководитель аппарата) администрации района.
  4. Начальник управления администрации района.
  5. Заведующий отделом администрации района.

Утверждено постановлением администрации Кольчугинского района от 21.03.2012 № 236 (в ред. от 25.07.2014 № 804, от 30.09.2014 № 1149, от 26.12.2014 № 1605, от 20.04.2015 № 363, от 16.01.2016 № 7)

Положение о представлении сведений

Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации Кольчугинского района и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Кольчугинского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Положение о представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

  1. Определение порядка представления сведений

    Настоящим Положением определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации Кольчугинского района (далее – должность муниципальной службы), и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Кольчугинского района (далее – муниципальный служащий), сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

  2. Обязанность представлять сведения о доходах

    Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на граждан/гражданина, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, согласно действующему законодательству. Это также распространяется на муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы.

  3. Сведения о доходах и имуществе

    Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в установленной форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Граждане, претендующие на должности муниципальной службы, предоставляют эти сведения при назначении, а муниципальные служащие – ежегодно до 30 апреля следующего года.

  4. Сведения граждан и муниципальных служащих

    При назначении на должность муниципальной службы граждане представляют сведения о своих доходах за предыдущий год, а также сведения о доходах и имуществе супруги и несовершеннолетних детей. Муниципальные служащие ежегодно представляют аналогичные сведения за отчетный период.

  5. Уточненные сведения

    В случае ошибок или неполноты в представленных сведениях, граждане и муниципальные служащие имеют право предоставить уточненные данные в установленные сроки.

  6. Согласно законодательству

    Непредставление или представление заведомо недостоверных сведений может привести к отказу в приеме на муниципальную службу или к увольнению по закону.

  7. Контроль и ответственность

    Проверка сведений осуществляется в соответствии с законодательством. Разглашение сведений о доходах, имуществе или обязательствах влечет за собой ответственность перед законом.

  8. Конфиденциальность

    Сведения о доходах, имуществе и обязательствах считаются конфиденциальными, за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством.

  9. Опубликование информации

    Информация о доходах и имуществе муниципальных служащих, их супруг и детей могут быть опубликованы на официальном сайте для общественного доступа.

  10. Ответственность

    Муниципальные служащие несут ответственность за разглашение сведений о доходах и имуществе вне предусмотренных законом целей.

Все указанные положения направлены на обеспечение прозрачности и исполнения законодательства в области муниципальной службы.

Справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

В 2023 году в установленные сроки муниципальные служащие администрации Кольчугинского района, ее структурных подразделений и руководители муниципальных учреждений предоставили 34 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.

В соответствии с подпунктом ж пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 968 Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции в период проведения СВО и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации размещение сведений на официальных сайтах органов публичной власти и организаций в сети Интернет и их предоставление общероссийским СМИ для опубликования не осуществляются.

Гиперссылка на Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 N 968 для информации: ссылка.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные муниципальными служащими администрации Кольчугинского района

  • За отчетный период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.

  • За отчетный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

  • За отчетный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

  • За отчетный период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

  • За отчетный период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленные руководителями муниципальных учреждений

  • За отчетный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы администрации Кольчугинского района

  • За период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были предоставлены в соответствии с законодательством и требованиями прозрачности власти.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы администрации Кольчугинского района, а также его супруги и несовершеннолетнего ребенка за период с 1 января 2017г. по 31 декабря 2017г.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы администрации Кольчугинского района, а также его супруги и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2012г по 31 декабря 2012г.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Кольчугинского района, а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главы администрации Кольчугинского района, а также его супруги и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2011 г по 31 декабря 2011 г.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Кольчугинского района, а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Кольчугинского района, а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года

Статьей 64.1 Трудового кодекса РФ определены особые условия заключения работодателями трудового договора и (или) гражданско-правового договора с гражданами, замещавшими должности муниципальной службы (далее – бывшие служащие, кандидат). Определенные обязанности есть как у будущего работодателя, так и у самого бывшего служащего.

Так, бывшие служащие в течение 2-х лет после увольнения со службы обязаны при заключении трудовых договоров (договоров ГПХ) сообщать новому работодателю сведения о последнем месте службы (что он был на муниципальной службе). Форма такого уведомления не установлена, поэтому сообщение может быть в устной форме. Полагаем, что сведения могут быть представлены им и в письменном виде, тогда копию зарегистрированного в установленном порядке документа служащий может хранить у себя.

Следует отметить, что данную информацию специалист по кадрам нового работодателя может выявить и самостоятельно из записей в трудовой книжке (сведениях о трудовой деятельности) кандидата.

Записи в трудовой книжке (сведениях о ТД) кандидатаКакая информация подтверждает, что трудоустраивается бывший служащий

Заголовок (наименование бывшего работодателя)Если в качестве бывшего работодателя указаны:Администрация города Чебоксары;Администрация Калининского района города Чебоксары;Администрация Ленинского района города Чебоксары;Администрация Московского района города Чебоксары;Заволжское территориальное управление администрации города Чебоксары;Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары;Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары;Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары;Финансовое управление администрации города Чебоксары;Управление образования администрации города Чебоксары;Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары;Управление культуры и развития туризма администрации города Чебоксары

Графа 3 раздела «Сведения о работе»Запись «Принят/назначен на должность муниципальной службы (наименование должности муниципальной службы наименование подразделения)»

Запись «Присвоен классный чин муниципальной службы (наименование чина и его класс)»

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ, принимающего на работу бывшего служащего:

Если прошло менее 2-х лет, то действия по алгоритму необходимо продолжить.

Если последняя занимаемая кандидатом должность отсутствует в перечне, то можете смело оформлять трудоустройство и не выполнять следующие пункты алгоритма действий.

Если последняя занимаемая кандидатом должность есть в перечне, то действия по алгоритму необходимо продолжить.

Функции государственного, муниципального (административного) управления организацией – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений (ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

– в общеобразовательную школу устраивается бывший служащий управления образования, в должностные обязанности которого входили проведение каких-либо проверок школ города;

– в строительную компанию устраивается бывший служащий управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, в должностные обязанности которого входила подготовка проектов выдачи разрешений на осуществление определенного вида деятельности в области строительства.

Если в должностные обязанности кандидата (когда он был муниципальным служащим) не входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления Вашей организацией, то переходите к следующим пунктам алгоритма действий.

Если в должностные обязанности кандидата (когда он был муниципальным служащим) входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления Вашей организацией, то в таком случае бывший служащий может быть трудоустроен в Вашу организацию только после того, как получит соответствующее согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов по месту прохождения муниципальной службы.

На руках кандидата должна быть копия или выписка из протокола заседания комиссии (рекомендуем снять с нее копию и приобщить ее в личное дело трудоустраиваемого). В тексте данного документа будет указано: «Рассмотрев материалы в отношении «ФИО кандидата» комиссия решила дать «ФИО кандидата» согласие на замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой организации «наименование Вашей организации», если отдельные функции по муниципальному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности».

После этого переходите к следующим пунктам алгоритма действий.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 №29.

Письмо-уведомление оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя (либо уполномоченным лицом, подписавшим договор ГПХ). Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

В письме-уведомлении должны содержаться следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

– число, месяц, год и место его рождения;

– должность муниципальной службы, замещаемая кандидатом непосредственно перед увольнением с муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке и (или) сведениях о трудовой деятельности);

– полное и сокращенное (при наличии) наименование Вашей организации.

В случае если заключен трудовой договор (не договор ГПХ) также указываются следующие данные:

– дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому бывший служащий принят на работу;

– дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия);

– наименование должности, которую занимает бывший служащий по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

– должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой бывшим служащим (указываются основные направления поручаемой работы).

В случае если заключен договор ГПХ (не трудовой договор) также указываются следующие данные:

– дата и номер договора;

– срок договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

– предмет договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

– стоимость работ (услуг) по договору.

Если за 2 года до трудоустройства в Вашу организацию кандидат работал на должностях муниципальной службы в нескольких организациях (например, полгода в администрации Калининского района города Чебоксары, затем полгода в финансовом управлении администрации города Чебоксары), то письма-уведомления рекомендуем направить в адрес каждого бывшего работодателя – руководителя органа местного самоуправления.

Необходимо знать, что сведения о всех уволенных с муниципальной службы, как и копии всех писем-уведомлений о трудоустройстве бывших служащих, ежемесячно передаются в прокуратуру города Чебоксары. Неуказанные в письме-уведомлении какие-либо обязательные сведения, равно как и ненаправленные уведомления, влечет за собой административную ответственность нового работодателя в виде наложения административного штрафа (статья 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего»):

на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Аналогично под данную статью КоАП РФ попадает ситуация, если был трудоустроен кандидат, в должностные обязанности которого (когда он был муниципальным служащим) входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления Вашей организацией, без получения соответствующего согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов по месту прохождения муниципальной службы.

Образец уведомления для работодателей

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановлением администрации городского округа город Воронеж от 31.07.2013 № 678 «О Порядке организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности администрации городского округа город Воронеж» управление муниципальной службы и кадров информирует:

ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Воронеж заключению трудового договора предшествует конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы установлен решением Воронежской городской Думы от 27.01.2010 № 3-II «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в городском округе город Воронеж».

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Объявления об условиях, порядке и сроках проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрации городского округа размещаются на официальном сайте администрации voronezh-city.ru в разделе «Кадровая политика» по адресу: https://voronezh-city.ru/communications/main_topics/list/56/

Контактный телефон для получения дополнительной информации по вопросу конкурсного замещения вакантных должностей в администрации городского округа город Воронеж: (473) 228-39-38, (473) 228-35-53.

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАНИН ПРЕДСТАВЛЯЕТ:

письменное заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы с приложением фотографии; документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса); копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, копия документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы (при наличии); копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов о присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются); копии решений о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются); копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего (если должность внесена в соответствующий перечень должностей); копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации; копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан; справку о наличии (отсутствии) судимости; медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению; сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном порядке, в том числе на предмет наличия (отсутствия) ограничений при поступлении на муниципальную службу, установленных статьей 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

ОСНОВНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом Воронежской области от 28.12.2007 №175-ОЗ «О муниципальной службе в Воронежской области».

Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

ТИПОВЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы к уровню профессионального образования определяются дифференцированно по группам должностей:

к должностям муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп – наличие высшего образования; к должностям муниципальной службы старшей и младшей групп – наличие среднего профессионального образования.

Устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения:

  1. высших должностей муниципальной службы – не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки; 2) главных должностей муниципальной службы – не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки; 3) ведущих, старших и младших должностей муниципальной службы – без предъявления требований к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей муниципальной службы – не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок поступления на муниципальную службу:

Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службы и в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Закон Воронежской области от 28.12.2007 № 175-ОЗ «О муниципальной службе в Воронежской области»; решение Воронежской городской Думы от 24.05.2011 № 434-III «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих городского округа город Воронеж»; решение Воронежской городской Думы от 27.01.2010 № 3-II «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в городском округе город Воронеж»; постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.10.2017 № 583 «О кадровом резерве администрации городского округа город Воронеж»; постановление администрации городского округа город Воронеж от 26.12.2016 № 1115 «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы администрации городского округа город Воронеж»; решение Воронежской городской Думы от 07.09.2022 № 546-V «О денежном содержании муниципальных служащих в городском округе город Воронеж; постановление администрации городского округа город Воронеж от 29.12.202 № 1783 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации городского округа город Воронеж, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Я госслужащая, и мне приходится отчитываться о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах.

Я открыла брокерский счет и ИИС, и они стали проблемой при заполнении справки о доходах. Оказалось, что никто из моих коллег не инвестирует, поэтому посоветоваться, как правильно отчитаться о ценных бумагах, было не с кем. В отделе кадров с такой ситуацией тоже не сталкивались и порекомендовали мне избавиться от инвестиций, чтобы в следующий раз вопросов не было.

В статье расскажу, как я отчитывалась о своих доходах, где брала информацию и на что стоит обратить внимание госслужащим, чтобы избежать нарушений.

Кому и как нужно отчитываться о доходах и расходах

Есть перечни должностей, служащие на которых обязаны рассказывать о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах. Таких должностей много. К ним относятся, например, сотрудники прокуратуры и правоохранительных органов, члены совета директоров Центрального банка, сотрудники Пенсионного фонда и Социального фонда России. Такая обязанность касается также отдельных сотрудников «Росатома», «Роскосмоса» и РЖД, а еще некоторых государственных и муниципальных служащих и претендентов на должности из перечней.

Как правило, отчитываться должен руководящий состав, но иногда сведения обязаны представлять и рядовые сотрудники. Это закреплено в нормативных актах федеральных органов власти, и органов местного самоуправления. Например, в перечнях могут быть должности, которые несут коррупционные риски, когда работа связана с управлением государственным имуществом, госзакупками, выдачей лицензий и разрешений и тому подобным.

Во время специальной военной операции действуют особенные правила. Лица, командированные для выполнения задач в ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области, не обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, даже если по должности ранее были обязаны это делать. Это правило действует с 24 февраля 2022 года.

Лица, призванные на военную службу по мобилизации или заключившие контракт о прохождении военной службы, также сведения не представляют.

Декларировать надо все имущество в собственности или пользовании: дом, квартиру, дачу, автомобиль и прицеп к нему, лодку, мотор к ней и тому подобное. Еще необходимо отчитаться о полученном доходе за прошлый год: зарплате, доходе от вкладов и ценных бумаг, любой оплачиваемой деятельности, пенсиях и пособиях. В справке указывают эти же сведения о супругах и несовершеннолетних детях.

Граждане, которые занимают должности из перечней, ежегодно не позднее 30 апреля отчитываются об имуществе и доходах за прошлый год. Кандидаты на должности из перечней заполняют отчет при поступлении на службу.

Перечни должностей часто меняются. Я специалист среднего звена и до 2021 года заполняла отчет в «Справки БК» всего один раз — в 2010 году. Затем требование отчитываться о доходах и имуществе на моей должности отменили. А в 2020 году перечень должностей на моей службе снова расширили — теперь все работники отдела по закупкам обязаны сдавать справку о доходах, в том числе и я.

В 2010 году у меня не возникло сложностей при заполнении «Справки БК»: я не инвестировала и отчитывалась только по доходу от основной деятельности. А вот в отчете за 2020 год мне пришлось долго разбираться с разделом о ценных бумагах.

Какие проблемы могут быть у госслужащих — владельцев ценных бумаг

Если госслужащий владеет паями ПИФа, в составе которого есть иностранные финансовые инструменты, то это будет считаться нарушением запрета.

Инвестиции в российские ценные бумаги и финансовые инструменты не запрещены — не случайно в справке госслужащих есть раздел о ценных бумагах. То есть можно покупать акции российских компаний. Но только если это не приводит к конфликту интересов, когда владелец ценных бумаг может оказать прямое влияние на компанию, которая эти бумаги выпустила. Например, чиновнику из Минтранса нельзя владеть акциями «Аэрофлота». В этом случае ценные бумаги надо передать в доверительное управление.

Перед тем как начать инвестировать, я изучила ограничения для госслужащих. Иностранные акции, на которые действует запрет, я покупать не собиралась, поэтому оснований не открывать брокерский счет не нашла. В 2020 году я открыла ИИС и купила акции российских компаний: «Аэрофлота», «Лукойла» и Сбербанка. Позже оказалось, что на моей службе даже с этими бумагами могут быть проблемы.

Когда у нас расширился перечень должностей, на которых нужно отчитываться о доходах, имуществе, обязательствах и расходах, многие специалисты впервые столкнулись с программой «Справки БК». Поэтому отдел кадров провел учебную лекцию: нам рассказали про типичные ошибки при заполнении отчета и на что обратить внимание. нам сообщили, что не вправе владеть ценными бумагами, — раздел справки, посвященный инвестициям, даже не обсуждался.

Дело в том, что прямого ограничения нет, но существует судебная практика, согласно которой владеть любыми бумагами госслужащие могут только через доверительное управление. Поэтому я советую всем служащим до того, как начать инвестировать, уточнить в отделе кадров позицию по этому вопросу.

Как разрешится моя ситуация, пока непонятно. Вообще, если в справке не отражены доходы или другая информация, служащего вызывают на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. По результатам комиссии принимают решение о наказании. Это может быть замечание, выговор, строгий выговор — для тех, кто замещает должности военной и правоохранительной службы, — предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнение со службы в связи с утратой доверия.

Если комиссия решит, что в моем случае владение ценными бумагами может привести к конфликту интересов, мне рекомендуют передать бумаги в доверительное управление. Если на следующий год я не выполню рекомендации, то уже будет решаться вопрос о наказании.

В любом случае справку о доходах за 2020 год я заполнила и в апреле 2021 года сдала ее в отдел кадров.

Как я отчитывалась о своих доходах

Прежде чем заполнять справку о доходах, я прочла методические рекомендации Минтруда. Несмотря на то что времени до конца апреля было много, уже в феврале 2021 года я начала собирать документы, откуда нужно брать информацию для отчета. Я взяла справки в банках, сверила счета из них с теми, что перечислены в личном кабинете на сайте ФНС. Еще запросила справку о доходах в бухгалтерии и собрала все отчеты брокера за год. Затем скачала программу «Справки БК» и заполнила необходимые разделы.

Алгоритм получился такой:

Расскажу подробнее о каждом шаге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *