Создание зоны свободной торговли в рамках СНГ
Главы правительств 8 стран СНГ подписали во вторник договор о создании зоны свободной торговли в рамках содружества. Согласно документу, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан изучат возможность присоединения к зоне до конца текущего года.
История создания зоны свободной торговли
Этот шаг – результат долгих переговоров и усилий в течение почти двух десятилетий. Создание зоны свободной торговли позволит товарым, произведенным в странах соглашения, экспортироваться без пошлин.
Преимущества зоны свободной торговли
Зона свободной торговли представляет собой важный этап в интеграции стран СНГ. В отличие от Таможенного союза, эта зона проще в реализации и, следовательно, более эффективна. Примером такой успешной зоны является североамериканская НАФТА.
Условия и ограничения
Зона свободной торговли не устраняет все барьеры между странами полностью. Некоторые товары подпадают под изъятия и сохраняют пошлины. Однако главы правительств выразили надежду на постепенное устранение всех барьеров в дальнейшем.
Влияние на экономику
Предприятия в наиболее развитых отраслях экономики могут ожидать наибольших выгод от зоны свободной торговли. Вступление зоны может увеличить конкуренцию на некоторых рынках и подорвать отрасли, подверженные импорту.
Год волонтерского движения в СНГ
Участникам и гостям Всемирного фестиваля молодежи были представлены планы проведения Года волонтерского движения в СНГ в 2024 году. Это решение было принято главами государств СНГ для укрепления взаимодействия и поддержки добровольчества и социальных инициатив в регионе.
План мероприятий по проведению Года волонтерского движения
План мероприятий по проведению Года волонтерского движения включает более 200 мероприятий, событий, акций, встреч, конференций, конкурсов, исследований и других разнообразных форматов национального и международного уровней. Основные треки включают в себя:
- Нормативно-правовая база и методическая поддержка
- Инфраструктурные проекты
- Национальные и международные программы и мероприятия
- Конкурсы и награды
- Информационное освещение
- Обмен опытом и экспертизой
- Историческая память и патриотизм
- Экология и здоровый образ жизни
План тематического года дает возможности для волонтеров, лидеров НКО и государственных органов стать частью масштабного события годового цикла и внести свой вклад в развитие волонтерства в регионе.
Важность Года волонтерского движения в СНГ
Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, отметила актуальность проведения Года волонтерского движения в СНГ для всех заинтересованных сторон. Она отметила, что волонтерство способствует многонациональному единству и стиранию границ.
2024 год объявлен Годом волонтерского движения в странах СНГ не случайно. Этот год ставит перед нами новые задачи и возможности для сотрудничества, – отметила Ольга Петрова.
Трансляция российского опыта
Ольга Петрова также подчеркнула важность трансляции российского опыта выстраивания волонтерской и социально значимой деятельности в образовательных организациях высшего образования. Она сообщила о масштабировании курса Обучение служением на славянские университеты и филиалы российских университетов в странах СНГ.
Благодаря использованию профессиональных компетенций для решения социально значимых задач, мы демонстрируем, что всегда можно найти поддержку и помощь в сообществе, – сказала Ольга Петрова.
Мероприятия в поддержку Года волонтерского движения
В 2024 году Министерством науки и высшего образования запланированы специальные мероприятия в поддержку Года волонтерского движения в СНГ. Среди них международная волонтерская программа Послы русского языка в мире, международный молодежный лагерь Диалог и Форум молодежных общественных организаций государств-участников СНГ.
Текст: Пресс-служба Ассоциации волонтерских центров
Выход Молдовы из СНГ
Молдова завершит процесс выхода из Содружества Независимых Государств (СНГ) до конца 2024 года, последовательно денонсировав все оставшиеся соглашения, заключенные в рамках этой организации. Кишинев выходит из договоров пошагово, предварительно изучив ситуацию в каждой сфере. Председатель комиссии по внешней политике и европейской интеграции в парламенте Молдовы Дойна Герман подтвердила эту информацию в эфире телеканала Exclusiv TV.
Экономические последствия выхода Молдовы из СНГ не будут иметь серьезного влияния.
Изучение сотрудничества в рамках СНГ
Одновременно Герман не согласилась с заявлением ряда оппозиционных политиков, что Молдова из-за выхода из СНГ может пострадать. По ее словам, этот шаг не повлечет за собой отрицательных последствий для молдавской экономики, так как не исключает двустороннего сотрудничества со странами СНГ.
Это часть манипуляции и дезинформации. Очевидно, что экономически нам терять нечего. Прежде всего, если говорить о соглашениях экономически: мы ежегодно платим по этим соглашениям. Если мы расторгнем эти соглашения, мы будем освобождены от этих платежей, – подчеркнула парламентарий.
Изучая сейчас сотрудничества в рамках соглашений в рамках СНГ, заключенных более 30 лет назад, Кишинев приходит к выводу, что не получил от них никакой выгоды, отметила далее политик. Республика Молдова как партнер никогда даже не обменивалась опытом, и наоборот, – указала Дойна Герман, комментируя утверждение президента РФ Владимира Путина, что Молдова не представляет ценности для СНГ.
Процесс денонсации соглашений СНГ
В начале 2023 года правительство Молдовы сообщило, что изучает целесообразность дальнейшего пребывания в СНГ. В течение года Кишинев денонсировал десятки соглашений в рамках организации. В частности, в мае Молдова вышла из договоров об обмене информацией в вопросах охраны внешних границ государств СНГ, а также об условиях поставки товаров между организациями стран СНГ.
Из-за того, что Украина также осуществляет выход из СНГ, понятие внешней границы с пространством СНГ теряет свою актуальность, – пояснила тогдашний министр внутренних дел Анна Ревенко. Второе соглашение денонсируют, так как его положения устарели.
В свою очередь премьер-министр Молдовы Дорин Речан указал, что в рамках СНГ не удалось урегулировать приднестровский конфликт. Российская армия продолжает незаконно находиться на территории Молдовы. Пребывание в СНГ не защитило нас от введения экономического эмбарго, – указал Речан. Кроме того, Кишинев обеспокоен попытками России дестабилизировать ситуацию в республике.
Интеграция в Европейский Союз
Одновременно Молдова ведет процесс интеграции в Европейский Союз. В июне 2022 года ЕС предоставил ей, как и Украине, статус кандидата, а в конце 2023-го принял решение о начале переговоров с Кишиневом о вступлении в Евросоюз.
Страна без родителей: работа на Западе, дети в Молдове
250 тысяч детей растут в Молдове без родителей, уехавших на заработки за границу – в первую очередь, в Италию.
Андреа Дифенбах рассказывает о них в книге Страна без родителей, вышедшей в издательстве Kehrer-Verlag.
Таня и ее дочери
Пять лет назад Таня уехала в Италию на заработки. Она ухаживает за стариками и зарабатывает около 850 евро в месяц.
Три ее дочери – Ольга, Сабрина и Каролина – остались в Молдове. Им было тогда 12, 9 и 8 лет.
Сначала они жили одни, потом у разных людей, которым Таня посылала деньги.
Сейчас старшая – Ольга – заканчивает школу в Кишиневе, а двух младших мать забрала к себе в Италию.
Каталина и ее брат
Родители Каталины в последние семь лет редко бывают дома.
Сначала они работали в Москве, несколько месяцев назад получили рабочую визу в Италию.
Бабушка живет в другой деревне, но переехала к Каталине и ее брату Виктору, чтобы присматривать за ними.
Оттилия и ее семья
Оттилии был год, когда ее родители уехали на Запад на заработки.
Она не видела их пять лет, живя с бабушкой.
Год назад родители получили вид на жительство и забрали Оттилию к себе.
Лилия и ее семья
Лилия перебралась с мужем на Запад восемь лет назад.
Их дочери, Наде и Алине, жили у бабушки и дедушки.
Сейчас родители забрали детей к себе, платя за визу по 1500 евро на ребенка.
В 1991 году Советский Союз, который включал в себя 15 республик, распался. В результате этого распада было создано СНГ. Оно стало союзом независимых государств, которые ранее являлись частями Советского Союза. Сегодня СНГ состоит из 9 стран: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
СНГ было создано с целью установления социально-экономического и политического сотрудничества между новыми независимыми государствами. Целью этого сотрудничества является сохранение и развитие взаимодействия на множестве областей, таких как экономика, торговля, безопасность, культура и другие.
Одним из важных документов, на которых базируется работа СНГ, является Устав Содружества Независимых Государств. В этом документе установлены принципы функционирования СНГ и правила взаимодействия между государствами-участниками.
В рамках СНГ были созданы различные организации и институты, которые способствуют развитию сотрудничества между странами-членами. Например, Евразийский экономический союз, Сбербанк, Казначейство СНГ и другие. Эти организации осуществляют совместные проекты, облегчают торговлю и инвестиции, поддерживают культурные программы, обеспечивают взаимодействие в сфере безопасности и т.д.
СНГ старается быть активным и влиятельным игроком на мировой арене. Его страны имеют международное значение и вносят свой вклад в политическую, экономическую и культурную сферы.
Так что, СНГ — это союз независимых государств, который стремится к сотрудничеству, совместным проектам и взаимной поддержке государств-членов. Он отражает стремление к миру, стабильности и развитию каждой из этих стран. СНГ имеет свое место на мировой карте, и его вклад в международные отношения нельзя недооценивать.
Какая аббревиатура у СНГ?
Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня мы поговорим о знаменитой организации СНГ и ее аббревиатуре. Сядь удобней, приготовь чашечку ароматного кофе и давай начнем наше увлекательное путешествие в мир букв и сокращений.
Ты, наверное, слышал о СНГ — Содружестве Независимых Государств? Вот какая аббревиатура у СНГ!
СНГ — это сокращение, которое означает «Содружество Независимых Государств». Созданная в 1991 году, СНГ объединяет независимые государства, ранее состоявшие в составе Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Знаешь, широко известные аббревиатуры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они помогают нам сократить длинные названия организаций, описывают понятия и явления, делая информацию более доступной и удобной.
Как же эти самые аббревиатуры создаются? В основном они формируются первыми буквами слов или первыми слогами. Например, такой известный нам сократительный прием использован и в аббревиатуре СНГ.
Прекрасно! Теперь, когда ты уже знаешь, какая аббревиатура у СНГ, можешь использовать это знание в общении или в своих проектах. Продолжай интересоваться миром, узнавать новое и погружаться в жизнь организаций и сокращений!
Какой род у аббревиатуры СНГ?
Аббревиатура «СНГ» расшифровывается как «Содружество Независимых Государств». Наименование «Содружество» относится к женскому роду, поэтому и сама аббревиатура «СНГ» также считается женской. В русском языке названия многих организаций и аббревиатур могут иметь женский род независимо от пола объекта, который они обозначают.
Для обозначения женского рода аббревиатуры «СНГ» можно использовать формы словосочетаний, таких как «в СНГ», «из СНГ» и т. д. Например: «Мы сотрудничаем с компанией из СНГ» или «В СНГ проводится встреча лидеров государств».
Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ
Тип межгосударственный орган СНГ
Председатель Валентина Матвиенко с 28 ноября 2013 года
Санкт-Петербург, Таврический дворец
Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (2015)
Председатель Совета Межпарламентской Ассамблеи — Валентина Матвиенко, Генеральный секретарь — руководитель Секретариата Совета МПА СНГ — Дмитрий Аркадьевич Кобицкий, штаб-квартира — Санкт-Петербург, Таврический дворец.
В соответствии с Конвенцией Межпарламентская Ассамблея СНГ осуществляет взаимодействие с Советом глав государств и другими органами Содружества Независимых Государств, разрабатывает модельные (типовые) законодательные акты, принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации парламентами соглашений, заключенных в рамках СНГ, а также по приведению национального законодательства в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках Содружества, содействует обмену между странами-участницами информацией правового характера.
Члены МПА СНГ
Межпарламентская Ассамблея СНГ образована в соответствии с Соглашением о Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ, подписанным главами парламентов Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана 27 марта 1992 года в Алма-Ате.
В 1993—1995 гг. участниками МПА СНГ стали парламенты Азербайджана, Грузии, Молдавии; в 1999 году к Соглашению о МПА СНГ присоединилась Верховная Рада Украины.
В мае 1995 года главы государств СНГ подписали основной документ, регламентирующий деятельность МПА СНГ, — Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств. Согласно данной Конвенции, вступившей в силу 16 января 1996 года, Ассамблея, как международная парламентская организация СНГ, получила статус межгосударственного органа.
В 2010 году, после российско-грузинской войны 2008 года, парламент Грузии вышел из ассамблеи.
Органы Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ
Первое пленарное заседание МПА СНГ состоялось 15-16 сентября 1992 г. в Бишкеке. В ходе этого заседания было принято решение о постоянном размещении штаб-квартиры Межпарламентской Ассамблеи в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце, где проходили все последующие пленарные заседания Ассамблеи.
В период с 1992 по 2022 гг. МПА СНГ провела 54 пленарных заседаний, на которых принимались модельные законодательные акты, рекомендации и другие документы, применявшиеся национальными парламентами при подготовке новых законов и внесении изменений в действующее законодательство.
Кроме парламентских делегаций, возглавляемых, как правило, спикерами, в пленарных заседаниях участвуют представители уставных и других органов Содружества, наблюдатели, эксперты и партнеры от международных структур.
Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ осуществляет Совет, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Возглавляет Совет МПА СНГ Председатель, избираемый членами Совета тайным голосованием. С ноября 2011 г. Председателем Совета МПА СНГ является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко. Совет МПА СНГ, как правило, собирается дважды в год в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, также проводятся выездные заседания, которые в разные годы состоялись в Бишкеке, Алматы, Киеве и Самарканде.
Разработку модельных законодательных актов и других документов осуществляют десять постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по аграрной политике, природным ресурсам и экологии; по политическим вопросам и международному сотрудничеству; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления; контрольно-бюджетная. В комиссиях ведется работа по созданию модельных законодательных актов и подготовке документов к рассмотрению на пленарных заседаниях, а также по организации предварительного обсуждения этих документов на международных конференциях, семинарах, и других научно-представительских мероприятиях. Каждую Постоянную комиссию возглавляет представитель парламента — члена МПА СНГ. Заседания комиссий проходят не реже двух раз в год.
Помимо постоянных комиссий Межпарламентская Ассамблея вправе учреждать постоянные, временные комиссии и иные вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми для успешного выполнения возложенных на неё функций.
Свои решения органы МПА СНГ принимают на основе консенсуса, что позволяет принимать взаимоприемлемые документы.
За период существования МПА СНГ опыт парламентской дипломатии и работы в органах Ассамблеи обрели более 3000 депутатов из стран Содружества.
Административным органом Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ является Секретариат. Он занимается вопросами экспертно-аналитического и организационно-технического обеспечения деятельности Ассамблеи, Совета и постоянных комиссий. Секретариат Совета МПА СНГ работает в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ и рабочими структурами органов Содружества. Каждый парламент направляет в Секретариат своих полномочных представителей, работающих на постоянной основе в качестве заместителей Генерального секретаря Совета МПА СНГ.
В составе Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ действует Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ). Институт учрежден в 2006 г. в целях содействия обмену информацией, обобщения передового опыта по развитию демократии и парламентаризма, соблюдению избирательных прав граждан, проведения мониторинга выборов в государствах Содружества и за его пределами, обучения международных наблюдателей. Впоследствии были открыты его филиалы в Баку (2007 г.), Бишкеке (2007 г.), Киеве (2009 г.), Кишинёве (2011 г.) и Ереване (2011 г.).
В настоящее время разработки МИМРД МПА СНГ активно используют группы наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи СНГ и миссии наблюдателей Содружества в целом. В рамках своей компетенции институт взаимодействует с Исполнительным комитетом СНГ, центральными избирательными органами и аппаратами уполномоченных по правам человека государств — участников МПА СНГ, другими организациями и органами стран Содружества, международными организациями, специализирующимися в области защиты прав и свобод человека.
Комплексную исследовательскую, просветительско-пропагандистскую экспозиционную деятельность, в первую очередь, среди молодежи, ведет Центр истории парламентаризма, созданный в составе Секретариата Совета МПА СНГ в 2006 г. по инициативе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в целях изучения и популяризации истории парламентаризма в странах Содружества.
Весь спектр деятельности МПА СНГ отражается в её печатных органах: Информационном бюллетене, который выходит на русском и английском языках, международном журнале «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», в тематических сборниках, других специальных изданиях, а также на сайте МПА СНГ.
В своей деятельности Межпарламентская Ассамблея СНГ наибольшее значение придаёт вопросам, связанным с гармонизацией и сближением законодательств государств Содружества. За 30 лет работы МПА СНГ приняла 650 модельных законодательных актов и других, сохраняющих свою актуальность, документов, из них: модельных кодексов — 14, частей модельных кодексов — 13, разделов модельных кодексов — 1, глав модельных кодексов — 11, изменений и дополнений к кодексам — 4, модельных законов — 246, модельных уставов — 1, модельных законодательных положений — 1, рекомендаций — 48, деклараций, концепций, глоссариев — 22, проектов международных договоров СНГ — 22, комментариев к принятым документам — 2.
Мониторинг использования принимаемых МПА СНГ документов, проводимый её постоянными комиссиями, свидетельствует о том, что создание модельной законодательной базы содействует многоплановому интеграционному взаимодействию и сотрудничеству государств — участников СНГ на общей правовой базе.
Так, модельное законотворчество в экономической сфере позитивно отразилось на формировании правовых основ рыночной экономики, общего экономического пространства, и в частности, на правовом обеспечении создания зоны свободной торговли государств — участников СНГ и Таможенного Союза, согласованном регулировании отношений гражданского и экономического оборота, бюджетной и фискальной политики. Велика роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, обеспечении соблюдения основных прав и свобод человека, развитии гуманитарного и культурного сотрудничества. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также разработка ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства, социальную защиту населения и медицинское обеспечение определённых категорий лиц с тяжелыми формами заболеваний в условиях рынка.
МПА СНГ всемерно способствует созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в сфере науки и образования.
Модельные Гражданский и Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Таможенный и Налоговый кодексы для государств — участников СНГ самым кардинальным образом отразились на национальных системах законодательства в подавляющем большинстве стран Содружества. Нормы подавляющей части модельных законодательных актов в сфере обороны и безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам законодатели стран СНГ при минимальных модификациях использовали в разработке национальных законов.
Важное значение в последовательном наращивании правовых и судебных реформ парламенты стран Содружества придают принятым недавно модельным кодексам о судоустройстве и статусе судей, исполнительном производстве и другим модельным законам и кодексам, направленным на регулирование торговой деятельности, обеспечение права собственности и его защиту, формирование общего информационного пространства.
Почти весь массив модельных законодательных актов послужил стандартом для национального законодательного процесса, особенно в плане разработки и использования понятийного аппарата.
Межпарламентская Ассамблея СНГ создала законодательную базу, регулирующую самые различные сферы жизнедеятельности. Документы, принятые МПА СНГ, служили и продолжают служить ориентиром и основой для национальных законов, обеспечивая сближение, гармонизацию, а в ряде случаев и унификацию законодательства стран Содружества в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
В законотворческий процесс Межпарламентская Ассамблея СНГ активно вовлекает ведущие международные центры права, учреждения национальных академий наук, исследовательские институты и специализированные научные организации различной подведомственности стран Содружества.
Однако стоит отметить, что модельное законодательство носит рекомендательный (примерный) характер, что прямо установлено в актах, регулирующих деятельность Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Участие в формировании правовых основ функционирования СНГ
Почтовая марка. Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств
Почтовая марка. 30 лет Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств (надпечатка нового номинала марке № 2204 и текста на полях марочного листа)
Межпарламентская Ассамблея СНГ осуществляет апробацию многих проектов документов Содружества, внося свои предложения в органы СНГ. Так, проект Устава Содружества Независимых Государств перед принятием его Советом глав государств СНГ рассматривался на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ. МПА СНГ также постоянно участвует в разработке проектов концепций, стратегий, программ и планов сотрудничества государств-участников.
Во исполнение межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью, программ сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, с торговлей людьми, с незаконной миграцией, а также планов мероприятий по реализации концепций согласованной пограничной политики государств — участников СНГ, концепций сотрудничества государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности, Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств — участников СНГ, Плана мероприятий по реализации Концепции межрегионального приграничного сотрудничества государств — участников СНГ и других документов Межпарламентская Ассамблея приняла свыше 50 модельных законодательных и других актов.
Отдельные документы, принятые Межпарламентской Ассамблеей СНГ, составили основу международных договоров, к которым следует отнести Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999 г.), Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (2000 г.), Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (2000 г.), Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств (2005 г.), Договор государств — участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (2007 г.), Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (2010 г.), проект Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в противодействии коррупции.
Почтовая марка. 2017 год. Ассамблея Межпарламентского союза
Целый ряд документов, подготовленных Межпарламентской Ассамблеей СНГ, стали действующими межгосударственными документами СНГ, в том числе: Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (1996 г.), Положение о флаге Содружества Независимых Государств (1996 г.), Положение об эмблеме Содружества Независимых Государств (1996 г.), Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (1997 г.), Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (2002 г.), Конвенция о приграничном сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств (2008 г.), Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом (2008 г.) и Соглашение о взаимодействии государств — участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране (2008 г.).
Постоянно осуществляемый МПА СНГ мониторинг реализации межгосударственных договоров и соглашений, заключенных в рамках Содружества, способствует ускорению ратификации, а также синхронизации выполнения других внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу.
Содействие поддержанию мира и безопасности
Весомый вклад Межпарламентская Ассамблея СНГ внесла в установление на постсоветском пространстве мира и безопасности, разработку правовых основ участия в урегулировании региональных конфликтов. Представители МПА СНГ занимались миротворческой деятельностью, создавая благоприятную политическую атмосферу для переговоров и обладая мандатом от сторон конфликта, а также от Совета глав государств Содружества Независимых Государств, который в своем Заявлении от 15 апреля 1994 г. приветствовал примиренческую миссию МПА СНГ в Нагорном Карабахе.
В 1999—2000 гг. Межпарламентская Ассамблея СНГ осуществляла постоянный мониторинг в зонах, подвергавшихся атакам террористов: на Северном Кавказе Российской Федерации, в Кыргызской Республике и в Республике Таджикистан. Результаты этого мониторинга рассматривались на заседаниях международных парламентских организаций, оказывали влияние на характер и содержание политических документов, принимаемых партнерами.
Выводы наблюдателей от МПА СНГ о ситуации в Автономном крае Косово, спровоцированной в 2004 г. экстремистами, были полностью поддержаны в принятой 29 апреля 2004 г. ПА СЕ резолюции № 1375 «О ситуации в Косово».
Межпарламентская группа МПА СНГ стала первой группой международных наблюдателей, посетивших Цхинвал 16 августа 2008 г. На основе её материалов было принято постановление Совета МПА СНГ и развернута выставка в Таврическом дворце, посредством которой до международной общественности были доведены масштабы случившейся трагедии.
Межпарламентская Ассамблея СНГ активно внедряет новые формы международного сотрудничества по укреплению безопасности и противодействию вызовам и угрозам. В 2004 г. по инициативе Совета МПА СНГ сформирована Объединённая комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом. Комиссия стала одной из эффективных форм системного и тесного межотраслевого взаимодействия органов СНГ, специализированных структур ООН, ОБСЕ и других международных организаций.
Деятельность комиссии способствовала созданию внутренне согласованной комплексной законодательной базы Содружества, направленной на противодействие терроризму и экстремизму, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, незаконному обороту наркотиков, коррупции, торговле людьми, а также на обеспечение пограничной безопасности, соответствующей всем международным стандартам.
Подавляющее большинство разработанных при участии Объединённой комиссии документов направлено на реализацию международных договоров, заключенных в рамках Содружества.
Содействие демократическим процессам и развитию парламентаризма
Вопросы развития демократии, соблюдения прав граждан стран Содружества всегда находились в центре внимания Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Начиная с 6 марта 1994 г. группы наблюдателей от МПА СНГ по приглашению уполномоченных органов власти многократно принимали участие в мониторинге избирательных процессов в органы власти и местного самоуправления в государствах — участниках СНГ. МПА СНГ проводила мониторинг выборов президента и парламента Югославии, участвовала в наблюдении за парламентскими выборами в Сербии и местными выборами в Великобритании.
Опыт наблюдения за выборами в странах Содружества и за его пределами во многом предопределил подготовку и принятие Межпарламентской Ассамблеей проекта Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, в которой сформулированы единые критерии демократических выборов. 7 октября 2002 г. в Кишиневе указанная Конвенция была подписана президентами стран Содружества.
С 2006 г. международное наблюдение Межпарламентской Ассамблеей СНГ строится в рамках деятельности МИМРД МПА СНГ и его филиалов в четырех столицах стран Содружества. Институт занял достойное место в механизме международного наблюдения за процессами развития демократии не только в странах Содружества, но и в других регионах мира.
МИМРД является площадкой, на которой проводятся семинары, конференции и другие мероприятия. Их формат позволяет обсуждать актуальные вопросы организации выборов, обеспечения избирательных прав граждан, совершенствования международных избирательных стандартов.
Филиалы института принимают участие в реализации национальных программ повышения правовой культуры избирателей, организаторов выборов, местных наблюдателей и других участников избирательного процесса, а также содействуют их ознакомлению с международными избирательными стандартами и основами демократического избирательного процесса. Сотрудники филиалов проводят активную работу с молодежью, направленную на формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, на воспитание толерантности к представителям других национальностей, а также на популяризацию участия молодежи в различных сферах общественной жизни и совершенствование форм и способов взаимовыгодного сотрудничества между молодежными организациями.
Только в 2012 г. институт обеспечил процесс международного наблюдения за выборами Президента Российской Федерации, депутатов в Мажилис Парламента Республики Казахстан, в Национальное Собрание Республики Армения, в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и народных депутатов Украины.
2013 год – международное наблюдение за выборами Президента Республики Армения, Азербайджанской Республики, Республики Таджикистан, выборы в Парламент Туркменистана.
2014 год – международное наблюдение за досрочными выборами народных депутатов Республики Сербия, выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, в Парламент Республики Молдова.
2015 год – международное наблюдение за выборами Президента Республики Беларусь и Республики Казахстан, депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Главы (Башкана) и части депутатов Народного Собрания АТО Гагаузия, депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
2016 год – международное наблюдение за выборами Президента и в Народное Собрание АТО Гагаузия Республики Молдова, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, народных депутатов Республики Сербия, в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
2017 год – международное наблюдение за выборами Президента Кыргызской Республики и Республики Сербия, депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, Национального Собрания Республики Армения.
2018 год – международное наблюдение за выборами Президента Российской Федерации и Азербайджанской Республики, в Национальное Собрание Республики Армения.
2019 год – международное наблюдение за внеочередными выборами Президента Республики Казахстан, в Парламент Республики Молдова, в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, также выборы Башкана и всеобщие местные выборы АТО Гагаузия и Республики Молдова.
2020 год – международное наблюдение за выборами Президента Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Республики Молдова; депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
2021 год – международное наблюдение за выборами Президента Кыргызской Республики и Республики Узбекистан, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Парламент Республики Молдова и депутатов Народного Собрания АТО Гагаузия, в Национальное Собрание Республики Армения, депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
2022 год – международное наблюдение за выборами Президента Республики Казахстан, Республики Сербия, народных депутатов Народной Скупщины Республики Сербия.
Важный вклад в укрепление многопланового взаимодействия государств-участников внесли проведенные за 30 лет деятельности МПА СНГ 362 международных научно-представительских мероприятия, в которых приняли участие более семи тысяч государственных, общественных и политических деятелей, ведущих ученых и специалистов.
Межпарламентская Ассамблея СНГ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации выступили организаторами девяти Петербургских международных экономических форумов (1997—2005 гг.), в ходе которых шло становление этого признанного в мире международного экономического саммита.
Подготовленные совместно с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам семинары «Развитие методов социальной и ресурсосберегающей политики в условиях перехода к рынку» (Бишкек, 28 сентября 1998 г.) и «О расширении доступа к социальным услугам в странах с переходной экономикой» (Санкт-Петербург, 18-19 декабря 2001 г.) создали основу для проведения регионального форума «Обеспечение доверия правительству посредством формирования возможностей руководства» (Санкт-Петербург, 26-30 сентября 2006 г.), а затем седьмого Всемирного форума Организации Объединённых Наций «Обеспечение доверия правительству» (Вена, 28-29 июня 2007 г.).
Совместно с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Региональным содружеством в области связи Межпарламентская Ассамблея СНГ организовала проведение в Таврическом дворце двух международных конгрессов: «Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества в странах СНГ» (21-23 февраля 2001 г.) и «Доверие и безопасность в информационном обществе» (21-22 апреля 2003 г.).
Начиная с 2002 г. Межпарламентская Ассамблея СНГ и Парламентская Ассамблея Совета Европы проводили парламентские конференции по вопросам общеевропейского сотрудничества: посвященные 300-летию Санкт-Петербурга (17 июня 2003 г.), 60-летию Победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне (15 апреля 2005 г.), 100-летию учреждения Государственной Думы в России (28 апреля 2006 г.), а также по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога (1 июня 2007 г.), глобализации миграционных процессов (4 апреля 2008 г.), энергетики и экологической безопасности в условиях глобального экономического кризиса (15 мая 2009 г.) и будущему европейской безопасности (8 апреля 2010 г.).
В марте 2007 г. при участии Регионального содружества в области связи и Совместной комиссии государств — участников Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией Межпарламентская Ассамблея СНГ провела Международную научно-практическую конференцию по вопросам введения паспортов нового поколения, содержащих электронные носители информации. Итоговый документ этого форума наметил направления сотрудничества государств — участников в данной области и стал вкладом в реализацию документов СНГ, направленных на формирование единого пространства безопасности в Содружестве.
24 ноября 2008 г. Межпарламентская Ассамблея СНГ и Международный комитет Красного Креста провели Международную конференцию по вопросам международного гуманитарного права, посвященную 140-й годовщине принятия Санкт-Петербургской декларации 1868 года, заложившей основу международного гуманитарного права.
13-14 октября 2010 г. в Москве прошел организованный совместно с Бюро ЮНЕСКО международный семинар по обсуждению проекта Концепции общего миграционного пространства государств — участников СНГ, на котором были рассмотрены и проанализированы основы миграционной политики общего миграционного пространства в странах Содружества.
28 октября 2010 г. в Таврическом дворце под эгидой МПА СНГ и Парламента Республики Казахстан прошла международная парламентская конференция, посвященная председательству Республики Казахстан в ОБСЕ, «ОБСЕ и СНГ: новые возможности и перспективы».
Совместно с Фондом ООН в области народонаселения 23-24 июня 2011 г. Межпарламентская Ассамблея СНГ провела международный семинар по обсуждению проекта модельного закона МПА СНГ «О защите репродуктивных прав граждан». Были выработаны принципы государственной политики и подходы к установлению в законодательной базе СНГ правовых гарантий реализации прав в области охраны репродуктивного здоровья граждан и формированию специального правового понятийного аппарата.
Межпарламентская Ассамблея и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при поддержке Правительства Российской Федерации проводили международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». В ходе конгресса разворачивались дискуссии по вопросам организации дорожного движения, защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий с целью создания целевых программ по повышению безопасности дорожного движения в странах Содружества и дальнего зарубежья. В конгрессе принимали участие представители более чем 20 государств мира. Проблематика конгресса имела выраженный межгосударственный характер и касалась вопросов межрегионального и межведомственного взаимодействия.
МПА СНГ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при поддержке Правительства Российской Федерации и при официальном партнерстве Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO) с 2008 г. ежегодно проводят Невский международный экологический конгресс, который стал авторитетной площадкой для укрепления трансграничного сотрудничества по вопросам формирования международной системы экологической безопасности, совершенствования экологического права и сближения законодательства государств — участников СНГ. В ходе IV Невского международного экологического конгресса было подписано Совместное заявление о сотрудничестве между Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ и Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO) и наряду с традиционной Итоговой резолюцией в рамках подготовки к Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио + 20» принята Санкт-Петербургская декларация по «зеленой промышленности» для сохранения окружающей среды.
Состоявшийся 17-18 мая 2012 г. V Невский международный экологический конгресс был направлен на решение вопросов формирования экологических основ устойчивого развития общества, путей и способов гармонизации стимулов экономического роста и требований экологической безопасности с целью повышения качества жизни и охраны здоровья человека, определения долгосрочных задач, связанных с реализацией выбранных приоритетов.
Заметный след в интеграционном взаимодействии стран Содружества оставили также: международная научно-практическая конференция «Международный терроризм: истоки и противодействие» (2001 г.), Межпарламентский форум по борьбе с терроризмом (2002 г.), Международная научно-практическая конференция по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (2005 г.), совместное заседание Совета МПА СНГ с руководителями правоохранительных органов и специальных служб государств — участников СНГ по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом (2006 г.), международная научно-практическая конференция «Совершенствование сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности» (2006 г.), Международная парламентская конференция по вопросам европейской безопасности (2009 г.), международная конференция «О законодательном опыте противодействия коррупции» (2010 г.), международная научно-практическая конференция «Концептуальные основы совершенствования сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии экстремистской деятельности» (2010 г.), Международная научная конференция, посвященная 65-летию Нюрнбергского процесса (2011 г.).