Территориальные зоны и их виды
Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах
В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Виды и состав территориальных зон
В результате градостроительного зонирования могут определяться:
➢ жилые зоны (в том числе допускающие различную предельно допустимую этажность застройки);
➢ общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения, культуры и пр
➢ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
➢ сельскохозяйственные зоны (зоны сельскохозяйственных угодий, зоны дач, садоводств и др
➢ рекреационные зоны (включающие городские леса, парки и сады, водоемы, объекты спорта);
➢ зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
➢ зоны специального назначения (занятые кладбищами, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);
➢ иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Возможные негативные последствия нерационального землепользования.
Негативные последствия нерационального использования земель можно разделить на три большие группы, к которым относятся:
- Деградация почв и потеря почвенного плодородия в результате неправильного и истощительного ведения сельского хозяйства;
- Нарушение, загрязнение, подтопление и другие негативные явления вследствие физических и химических воздействий на почвы.
- Количественное сокращение земель сельскохозяйственного назначения, вызванное отторжением под промышленные и градостроительные нужды.
Деградация почв – это совокупность процессов, которые приводят к изменению функций почвы, количественному и качественному ухудшению её свойств, постепенному ухудшению и утрате плодородия.
Типы деградации почв:
· технологическая (в результате долгого использования)
· эрозия почвы
· загрязнение почв
Причины ухудшения состояния почв:
Несоблюдение технологий возделывания культур
• несоблюдение системы севооборотов в земледелии,
• агрономическая неграмотность ( несоблюдение традиционных приемов ведения сельского хозяйства и игнорирование научно обоснованных и апробированных практикой способов земледелия)
Отсутствие побудительных стимулов у собственников земли к сохранению почвенного плодородия
• практически полное отсутствие государственного и общественного контроля за качеством сельскохозяйственных угодий, четко установленных экологических ограничений и природоохранных требований к сельхозпроизводителям в отношении сохранения почв.
Применение тяжелой техники и увеличение способов обработки культур при их выращивании (переуплотнение почвы)
Применение минеральных удобрений в избыточном количестве (засоление почвы)
Прекращение известкования почв ( увеличение кислотности почвы)
Физические и химические воздействиями на почвы. Основными негативными явлениями являются:
▪ загрязнение земель тяжелыми металлами и радионуклидами (алюминий, бериллий, ванадий, висмут, железо, кадмий, кобальт, марганец, медь, молибден, никель, олово, свинец, ртуть, хром, цинк и другие элементы в различных формах);
утрата естественных экосистем и разрушение естественных ландшафтов в результате их замены техногенными ландшафтами.
Лесопользование. Виды лесопользования.
Лесопользование – использование лесов в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в различных лесных ресурсах, продуктах и полезностях леса.
Лесопользование осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.
• Противоэрозионные леса
• Запретные полосы
• Регионы с высокой плотностью населения
Леса многолесных регионов
Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).
В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.
Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.
Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.
Побочное лесное пользование разделяется:
– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;
– закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.
Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.
Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Правовое регулирование лесопользования.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
К защитным лесам относятся следующие категории:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2)в водоохранных зонах; 3)выполняющие функции защиты природных и иных объектов а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны, лесопарки; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;) 4) ценные леса а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры.
В эксплуатационныхлесах допускается использование лесов всех предусмотренных видов (см ниже).
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.
Право лесопользования можно определить как субъективное право на извлечение полезных свойств леса как природного объекта. Сущность лесопользования заключается в использовании полезных природных свойств лесов, а не в использовании земельной поверхности, занимаемой лесами. Поскольку леса выполняют чрезвычайно важные экологические функции (климаторегулирующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, защитные, оздоровительные, рекреационные и иные полезные свойства), то лесопользование обладает экологической сущностью.
Виды лесопользования сами по себе представляют собой различные направления использования “полезностей” леса как природного объекта и природного ресурса.
K видам лесопользования, исходя из анализа ст. 25 и других статей ЛК РФ, можно отнести следующие виды использования лесов:
1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, на первый взгляд, относится только к пользованию животным миром. Однако у использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и лесопользования можно найти много общего. Оба этих вида природопользования осуществляются в лесу, который является экосистемой, включающей в себя животный мир. Широкое понимание леса включает в себя животный мир1. Состояние животного мира зависит от состояния лесов, являющихся питательной базой для него. Ведение охотничьего хозяйства связано с деятельностью по освоению лесов. Так, на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков (ч. 4 ст. 36 ЛК РФ). Можно сделать вывод, что использование лесов для ведения охотничьего хозяйства носит комплексный характер и относится также к лесопользованию. Лес представляет собой экосистему, является средой обитания объектов животного мира.
Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Лесные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование, срочное пользование на условиях аренды, м б объектом купли-продажи, м б установлен режим серветута (н –р, прогулки по лесу. Но официально не закреплен законом). В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки предоставляются юридическим лицам; в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.
Договор аренды лесного участка заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43 – 45 настоящего Кодекса, – на срок от одного года до сорока девяти лет: использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, использование лесов для строительства и тд.
Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Группы лесов и особенности лесопользования в различных группах лесов.
1 группа (18% общей площади лесного фонда):
Противоэрозионные леса – в том числе участки леса на крутых горных склонах; защитные полосы вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения; особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры, степные колки и другие леса в пустынях, полупустынях, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды
Запретные полосы – запретные лесные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов.
Размер лесопользования в лесах первой группы минимальный. Расчетная лесосека устанавливается с учетом состояния насаждений и не должна превышать прироста. В этой группе лесов режим лесопользования направлен на сохранение и приумножение всех многообразных полезных свойств насаждений. Здесь должны осуществляться наиболее интенсивное и эффективное лесовосстановление, реконструкция состава малоценных, нежелательных древостоев, создание долговечных, устойчивых и декоративных насаждений.
2 группа (площадь лесов около 7%):
Леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие огромное эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, нуждающиеся в более строгом режиме лесопользования. К этой же группе относят все колхозные леса, не вошедшие в состав первой.
В лесах второй группы расчетную лесосеку устанавливают с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей в древесине на ближайший период, вместе с тем, не допуская истощения лесного фонда.
В этой группе лесов должно проводиться своевременное лесовосстановление, прежде всего на вырубках, создание высокопродуктивных устойчивых насаждений.
3 группа (около 75% территории гослесфонда):
Леса многолесных регионов (освоенные; резервные) – имеющие преимущественно эксплуатационное значение и обеспечивающие потребности страны в древесине с обязательным сохранением экологических функций этих лесов. В эту группу входят таежные леса.
В лесах третьей группы расчетная лесосека должна удовлетворять следующим требованиям: быть не меньше лесосеки по состоянию лесного фонда; не должна приводить к истощению запасов леса; должна приниматься с учетом мощности предприятий и сроков эксплуатации. Не допускается «переруб» годичной расчетной лесосеки, а также накопление спелой и перестойной древесины за счет ежегодных «недорубов».
Виды побочного использования лесов.
К лесным побочным пользованиям относят:
2) пастьбу скота;
3) постоянное и временное сельскохозяйственное пользование (огороды), за исключением предоставления земельных участков под устройство фруктовых садов;
4) пчеловодство, за исключением предоставления земельных площадей под устройство пасек длительного пользования;
5) использование плодов ореховых и плодово-ягодных дикорастущих насаждений;
6) сбор грибов, ягод, различных лесных плодов и хмеля;
7) сбор мха, камыша, куги, чекана и других видов травянистой растительности;
8) сбор лесной подстилки;
9) сбор лекарственного и технического сырья;
10) добыча поверхностных залежей торфа (непромышленного значения);
11) добыча песка, камня, глины и других общераспространенных полезных ископаемых (непромышленного значения);
12) использование непокрытых лесом участков под устройство лесных складов, пастбищ, катищ.
К лесным побочным пользованиям не относят: сбор живицы, серки и сахаристых соков; заготовку липового луба, лыка, бересты, дубильной коры (ивовой, дубовой, еловой и других) и коры бересклета бородавчатого; сбор пихтовой лапки, сосновой почки и хвои; сдирку осокоревой коры на балаберу; заготовку древесного веточного корма; заготовку осмола; корчевку пней; разработку торфяников промышленного значения; выделение участков под выкормку дубового шелкопряда; охоту и рыбную ловлю.
Водопользование. Виды водопользования.
Водопользование – использование воды для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности человека, которое может осуществляться с изъятием вода из водоема (для питья, полива сельхозрастений и т. ) и без ее изъятия (для транспортных целей, рыбного хозяйства, отдыха). При изъятии воды из источника водоснабжения она может быть полностью израсходована или потеряна (переход в конечный продукт производства, потери при испарении и т. В этом случае говорят о безвозвратном водопользовании. Возможен и частичный возврат воды (например, в виде дренажных вод при поливе).
В процентном соотношении потребление водных ресурсов будет иметь следующею характерность:
• промышленное водопотребление — 27% от общего количества;
Различаются следующие виды водопользования:
• хозяйственно-питьевое (питье, приготовление пищи, водоснабжение предприятий пищевой промышленности)
• коммунально-бытовое (использование водных объектов в черте населенных пунктов для купания, спорта, отдыха и иных целей)
• рыбохозяйственное (разведение рыб)
• рекреационное (для водного спорта, туризма и т
Правовое регулирование водопользования
Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, исчерпаемым и возобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. В юридическом смысле вода представляет собой химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоянии (Ст. 1 Водного кодекса РФ от 16. 1995 г. № 167-ФЗ (в ред. от 22. 2015 г
Водные объекты подразделяются на: – поверхностные воды; – внутренние морские воды; – территориальное море России; – подземные воды (ст. 8 ВК РФ). Кроме того, поверхностные водные объекты подразделяются на: – поверхностные водотоки и водохранилища на них; – поверхностные водоемы; – ледники и снежники. Специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Федеральное агентство водных ресурсов, функция государственного контроля за использованием и охраной водных объектов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования. Основными мерами государственного управления в области использования и охраны водных объектов являются: – разработка водохозяйственных балансов ; – составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.
– принятие государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов
– ведение государственного мониторинга водных объектов
– осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод. – осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, – работа по лицензированию в области использования и охраны водных объектов (Постановление Правительства РФ от 03. 1997 г. № 383).
Выделяют общее, специальное и особое водопользование. Общееводопользование предполагает использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование на водных объектах как общего пользования, так и не состоящих в общем пользовании (ст. 86 ВК РФ). Специальное водопользование – это использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК РФ). Особое пользование водными объектами необходимо для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87 ВК РФ). Водопользование (водопотребление и водоотведение) регулируется следующими правовыми мерами: – установлением лимитов водопользования – предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются на определенный срок (ст. 90 ВК РФ); – выполнением антимонопольных требований в области использования водных объектов.
Примеры последствий нерационального водопользования.
Водопользование – это совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов в общей системе природопользования.
Теоретически водные ресурсы неисчерпаемы, так как при рациональном использовании они непрерывно возобновляются в процессе круговорота воды в природе. Однако потребление воды растет такими темпами, что человечество все чаще сталкивается с проблемой, как обеспечить будущие потребности в ней. Одной из глобальных угроз современного развития является нарастающий дефицит водных ресурсов. Проблема водопользования в мире становится важным фактором, влияющим на экономику, социальную сферу, а также на обеспечение глобальной, региональной и национальной безопасности.
Последствия нерационального использования водных ресурсов:
Перерасход поверхностных вод. Экологические последствия перерасхода поверхностных вод затрагивают не только саму реку, а весь биоценоз связанный с рекой (пересыхание болот, гибель растительности и животных и т.
Перерасход грунтовых вод.
Подземные водохранилища, как любые другие, истощаются, если потребление из них воды идет быстрее пополнения. Проблема стоит особенно остро в регионах с низким количеством осадков, где скорость пополнения очень невелика, а потребность в воде высока из-за недостатка поверхностных водоемов.
Падение уровня грунтовых вод влияет на поверхностные водоемы, т. это падение приводит к сокращению родников и связанных с ними поверхностных водоемов, что усугубляет их экологические проблемы.
Загрязнение водоемов.
Пресные водоемы загрязняются в основном в результате спуска в них сточных вод от промышленных предприятий и населенных пунктов. В результате сброса сточных вод изменяются физические свойства воды (повышается температура, уменьшается прозрачность, появляются окраска, привкусы, запахи); на поверхности водоема появляются плавающие вещества, а на дне образуется осадок; изменяется химический состав воды (увеличивается содержание органических и неорганических веществ, появляются токсичные вещества, уменьшается содержание кислорода, изменяется активная реакция среды и др. ); изменяется качественный и количественный бактериальный состав, появляются болезнетворные бактерии. Загрязненные водоемы становятся непригодными для питьевого, а часто и для технического водоснабжения; теряют рыбохозяйственное значение и т.
Нехватка чистой воды способна стать причиной тяжелейших социальных проблем, связанных со здоровьем людей. Так, по оценкам Мирового Банка, 88% всех болезней в мире спровоцировано плохим качеством питьевой воды и ее нехваткой для гигиенических нужд. Ухудшение здоровья часто снижает эффективность труда человека, а разрушение окружающей среды уменьшает продуктивность водных ресурсов, непосредственно используемых людьми.
Серьезную озабоченность вызывает состояние оросительной системы России. Эффективность использования водных ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Все это свидетельствует о крайне нерациональном использовании водных ресурсов и необходимости изменения государственной политики в области мелиорации земель.
По всей видимости, пути решения проблемы загрязнения водных ресурсов в России лежат прежде всего в области разработки развитой законодательной базы, которая позволила бы реально защитить окружающую среду от вредного антропогенного воздействия, а также изыскании путей реализации этих законов на практике (что, в условиях российских реалий, наверняка столкнется с существенными трудностями).
29 Пользование объектами растительного и животного мира
пользование объектами животного мира
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу в случаях осуществления им охоты осуществляется:
в закрепленных охотничьих угодьях
разрешение выдается юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;
в общедоступных охотничьих угодьях
разрешение выдается комитетом охотничьего и рыбного хозяйства субъекта РФ;
разрешение выдается природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
ПОРЯДОК РАСЧЕТА СБОРА
Расчет производится по следующей формуле:
Размер сбора=Ставка сбора*Количество объектов животного мира
ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
Физические лица не представляют сведения о полученных разрешениях в налоговые органы.
Организации и предприниматели
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Непредставление налоговому органу в установленный срок плательщиком сбора за пользование объектами животного мира сведений о полученных лицензиях (разрешениях) и суммах сбора влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
пользование объектами растительного мира
Связанное с изъятием дикорастущих растений и (или) их частей пользование объектами растительного мира, относящимися к видам, включенным в Красную книгу, допускается в порядке, установленном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды “О некоторых вопросах изъятия редких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений и диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу”
Субъекты научной деятельности и учреждения образования могут осуществлять пользование объектами растительного мира с изъятием дикорастущих растений и (или) их частей в случаях, если это не оказывает вредного воздействия на объекты растительного мира и среду их произрастания.
Пользование объектами растительного мира, расположенными на земельном участке или водном объекте, не влечет за собой прекращения прав пользователей этим земельным участком или водным объектом, а также не ограничивает прав таких пользователей, за исключением случаев ограничения их прав в соответствии с законодательством о растительном мире и законодательством об охране и использовании земель.
Пользование объектами растительного мира в случаях, которые могут оказать вредное воздействие на объекты растительного мира и среду обитания, осуществляется по согласованию с пользователем земельного участка или водного объекта, в границах которых планируется пользование объектами растительного мира, городской или районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Субъектам научной деятельности и учреждениям образования может быть предоставлен в установленном законодательством об использовании и охране земель и законодательством об охране и использовании вод земельный участок или водный объект либо его часть, в границах которых планируется осуществлять пользование объектами растительного мира.
Правовое регулирование пользования объектами растительного и животного мира.
• Федеральный закон от 24. 1995 № 52-ФЗ (ред. от 13. 2015) «О животном мире» + Постановления Правительства РФ
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды (статья в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
• Федеральный закон от 24. 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с изменениями на 25 июня 2015 года)
Содержание закона: Закон содержит нормы, которые определяют объекты охоты, устанавливают порядок осуществления права на занятие охотой, регулируют экономические отношения в сфере охотничьего хозяйства. Законом также определены меры контроля и надзора в сфере охоты, мероприятия научного характера, осуществляемые в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, и регламентирован порядок их проведения. Установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Определены подзаконные нормативные правовые акты, которые в целях конкретизации норм Закона изданы Правительством РФ (в частности, порядок выдачи охотничьих билетов в переходный период, ставки платы за пользование охотничьими угодьями, порядок реализации и уничтожения изъятых или конфискованных продуктов охоты и т. ), и акты, изданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время им является Минприроды РФ — именно оно устанавливает правила охоты, порядок выдачи охотничьих билетов, форму охотхозяйственного соглашения, методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов и пр.
Животный мир- совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ
Охотничьи ресурсы- объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;
Животный мир РФ в пределах ее территории являетсягосударственной собственностью.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзор) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) — орган исполнительной власти Российской Федерации, созданный на основании указа президента РФ от 12. 2008 № 724 путём преобразования ранее существовавшего Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся с 2010 по 2012 года в ведении Правительства России (до августа 2010 — Минсельхоза России). Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. С 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии.
Основные виды воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Поиск по сайту
Функциональная зона- выделенная при градостроительном планировании
развития территорий городских и сельских поселений часть земель поселения,
предназначенная для определенного целевого использования территорий, занятых
природными объектами, а также для размещения застройки определенного
функционального назначения, в том числе жилого, производственного и иного
разрешенного законом в поселении.
Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального
планирования определены границы и функциональное назначение.
Функциональное зонирование является одной из важнейших стадий разработки
генплана города, которая в значительной мере предопределяет планировочную
структуру, функциональную организацию и комфортные характеристики
проектируемого города.
При зонировании земель поселений в рамках градостроительного планирования
развития территорий городских и сельских поселений выделяются следующие
функциональные зоны:
) земли сельскохозяйственного использования и предназначенные под
такое использование;
) земли, занятые городскими лесами;
) земли, занятые водными объектами;
) земли расположения полезных ископаемых и минеральных источников.
) производственные и складские;
) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;
) специального назначения.
Зоны жилой застройки заняты и предназначены под строительство жилых, а
также культурно-бытовых и иных функционально связанных с жильем зданий,
строений и сооружений. Они, в свою очередь, включают территориальные зоны жилой
застройки различных типов и этажности.
Общественно-деловые зоны заняты и предназначены для застройки зданиями
административного, коммерческого, торгового использования, а также зданиями,
предназначенными для бытового, культурного, медицинского и иного обслуживания
населения городов и иных поселений.
Производственные и складские зоны заняты промышленной и
коммунально-складской застройкой, в том числе промышленными,
коммунально-складскими и иными производственными объектами, и предназначены для
этих целей.
Зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктур (земли общего
пользования) заняты зданиями, строениями и сооружениями железнодорожного,
автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта,
связи, инженерной инфраструктуры и предназначены для этих целей.
Рекреационные зоны включают застроенные и подлежащие застройке земельные
участки объектов оздоровительного, спортивного и иного рекреационного
назначения.
Зоны специального назначения включают земли, занятые объектами
специального назначения, регулирование использования которых осуществляется в
соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации (объектами обороны,
атомной энергетики и т. Границы зон специального назначения должны
согласовываться соответствующими органами государственной власти,
осуществляющими регулирование использования земель, занятых объектами
специального назначения.
Территории с особыми условиями природопользования – охранные,
санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Признаки зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются
в соответствии с федеральным законодательством, а также образуются в целях
обеспечения:
безопасности населения и создания необходимых условий для
эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и
ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, транспортных и иных объектов;
охраны памятников природы, истории и культуры, археологических
объектов, устойчивого функционирования естественных экологических систем,
защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных
территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у
правообладателей земельных участков, как правило, не изымаются, но в их
границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или
запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления
зон.
Зоны с особыми условиями использования территорий, их границы
обозначаются на местности специальными информационными знаками.
Границы зон с особыми условиями использования территорий воспроизводятся
на кадастровых картах всех видов. Зоны с особыми условиями использования
территорий (или их части) могут быть объектами землеустройства, сведения о
таких зонах вносятся в государственный лесной реестр, государственный водный
реестр.
Перечень зон с особыми условиями использования – охранные зоны:
объектов электросетевого хозяйства;
объектов системы газоснабжения;
сетей связи и сооружений связи;
стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей
природной среды, ее загрязнением;
на загрязненных землях особо охраняемых природных территорий;
водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы);
рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны;
округа и зоны санитарной охраны водных объектов, используемых
для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях;
округа и зоны санитарной (горно-санитарной) охраны природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов;
зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации;
зоны охраняемых объектов.
В отдельных законах и подзаконных актах имеются специальные указания на
отнесение к зонам с особыми условиями использования следующих зон:
лесопарковые зоны, зелёные зоны;
береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации;
приаэродромная территория.
К числу факторов, существенно влияющих на функциональное зонирование
территории с точки зрения различных видов функционального использования,
относятся:
коммуникационные факторы, связанные с затратами времени людей на
передвижения в городе и затратами на пассажиро – и грузоперевозки;
локализационные факторы, связанные с удорожаниями строительства и
рисками в зависимости от рельефа и инженерно-геологических характеристик
территории;
экологические факторы, связанные с ущербами реципиентам в
зависимости от загрязненности окружающей среды по воздуху, шуму, магнитным
излучениям, загрязненности почв;
инфраструктурные факторы, связанные с учетом инженерной и
транспортной обеспеченности различных городских территорий;
эстетические, природно-ландшафтные, историко-культурные,
социальные факторы.
К числу коммуникационных факторов, или факторов транспортной доступности,
относятся все факторы, характеризующие функционально-планировочную структуру
города:
все элементы физической географии, ландшафта и функционального
использования территории, которые представляют собой физические преграды,
препятствия для транспортных сообщений – крупные реки и другие водные
поверхности, леса, парки, полосы отвода железных дорог, территории крупных
промышленных предприятий, территории аэропортов и т
существующее функциональное использование территории,
определяющее коммуникационные взаимодействия между функциями в реальном
городском пространстве;
классифицированная улично-дорожная сеть, транспортные узлы,
мосты и путепроводы, а также сеть внеуличного транспорта (метрополитен и
железные дороги пригородных сообщений – там, где они есть), т. пути сообщения
между городскими территориями;
система общественного транспорта – совокупность маршрутов всех
видов наземного и внеуличного общественного транспорта с их частотными и
скоростными характеристиками;
уровень автомобилизации населения в целом и по социальным
группам.
К числу локализационных факторов относятся рельеф (уклоны в процентах),
несущая способность грунтов, гидрогеология – уровень залегания грунтовых вод и
ареалы подтопления, затопление 1% паводком, карстовые явления, сейсмика и т. В каждом конкретном городе список существенных локализационных факторов
индивидуален. Влияние этих факторов на оценку территории проявляется через
удорожания строительных и эксплуатационных затрат, прямые ущербы и риски
ущербов. Удорожания строительных затрат для ряда факторов, в зависимости от их
характеристик, связаны с необходимостью проведения необходимых инженерных
мероприятий. Риски ущербов связаны с такими факторами как затопление 1%
паводком, карстовые явления и сейсмика и существенно зависят от той функции,
под которую предполагается использование территории. К числу локализационных
относится и фактор наличия в городской черте территорий, используемых под
сельскохозяйственные нужды или под ветхое жилье, предназначенное к сносу. Использование таких территорий под базовые функции связано с затратами на
отчуждение и компенсации.
Экологические факторы представляются двояко. Во-первых, картой суммарных
индексов загрязнений. В этом случае они входят в число локализационных факторов
и определяют ущербы реципиентам, причем, реципиентами являются базовые функции,
с точки зрения которых ведется оценка территории. Во-вторых, прямыми
взаимодействиями (буферными связями) с источниками загрязнений, которыми обычно
являются промышленные предприятия, ТЭЦ, источники магнитных излучений,
взлетно-посадочные коридоры аэропортов и т. : ущерб от источника загрязнений
тем меньше, чем дальше от источника находится функция-реципиент.
Инфраструктурные факторы также представляются двояко. Во-первых, уровнем
обеспеченности городских территорий инженерными сетями различных видов и
улично-дорожной сетью с жестким покрытием. В уровень обеспеченности входит как
сам факт наличия сетей того или иного вида, так и их состояние (степень
износа). В зависимости от существующего уровня обеспеченности на конкретной
территории находится величина дополнительных вложений для приведения уровня
обеспеченности к норме, соответствующей требованиям базовых функций. Во-вторых,
суммарной величиной предшествующих вложений в инженерную и транспортную инфраструктуру
города, определяющих уровень ее развития в целом и, соответственно, величину
общегородской земельной ренты, которая является одной из компонент стоимости
городских земель.
Эстетические, природно-ландшафтные, историко-культурные, социальные
факторы весьма разнообразны и индивидуальны в каждой проектной ситуации. Инструментально они могут представляться как локализационные, коммуникационные
или буферные факторы. Так, тяготение городского центра или коттеджной застройки
к привлекательным природно-ландшафтным территориям может носить либо
локализационный, либо коммуникационный характер; нежелательность социальных
контактов детского центра с футбольным стадионом или крематорием можно
представить в виде буферных отношений и т.
Все существенные факторы совместно участвуют в формировании стоимости
городских земель. Однако, роль их неодинакова. Чем крупнее город, тем более
значимую роль в стоимости его земель играют коммуникационные факторы. В больших
и крупных городах роль коммуникационных факторов является доминирующей. В малых
городах более явственно проявляется значимость локализационных факторов. Соотношение коммуникационных и локализационных факторов в стоимости земель
меняется и по территории города: в центре города доминируют коммуникационные
факторы, на периферии более явственно проявляются локализационные факторы. Для
качественной оценки территории в любой ситуации необходим объективный учет всей
совокупности факторов.
С вычислительной точки зрения все факторы разделяются на три основные
группы: локализационные, коммуникационные и буферные. Соответственно, основными
компонентами оценки территории и оценки функционального зонирования территории
являются локализационная, коммуникационная и буферная компоненты.
Архитектурный ландшафт-это архитектура открытых пространств. Он позволяет
формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные
компоненты и искусственные объекты. Он включает: садово-парковое искусство,
озеленинение и благоустроиство жил. территорий, улиц, дорог, городских центров,
промышленных районов, сх предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых
территорий.
2 Правовое зонирование
Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений на
использование земельных участков.
Правовое зонирование территории города- это базовый юридический
инструмент регулирования отношений по поводу использования и строительного
обустройства земельных участков и иных объектов недвижимости в условиях рынка. Правовое зонирование действует как механизм реализации планов градостроительного
развития, намерений местного сообщества и граждан по созданию благоприятной
среды проживания.
Правовое зонирование это процесс подразделения городской территорий на
определенное число зон с установленными границами. Для всех зон и применительно
к каждому земельному участку, в этих зонах расположенных, определяются правила
использования и строительного изменения недвижимости, которые включают:
) Виды разрешенного использования объектов недвижимости, когда
владельцы вправе избирать приемлемые для них виды использования, а также менять
их в зависимости от конъюнктуры рынка (в специально оговариваемых случаях для
этого требуется соблюдение определенных условий и согласования по критериям не
причинения ущерба сопряженным владениям);
) Предельные (минимальных и/или максимальных) показатели площади и
линейных размеров (по ширине и длине) земельных участков;
) Предельные параметры разрешенного строительства на земельных
участках (минимальные отступы построек от границ земельных участков);
) Максимальные показатели:
процент застройки участков (отношение площади поверхности
участка, занятой строениями, ко всей площади земельного участка);
коэффициента использования земельных участков (отношение
суммарной площади пола всех строений – существующих и тех, которые могут быть
построены дополнительно, ко всей площади земельного участка).
) Показатели мест парковки автомобилей, иные показатели и
требования.
Правовое зонирование осуществляется органами местного самоуправления, а
его результаты оформляются в виде местных нормативных правовых актов, например,
как «Правила землепользования и застройки» соответствующего города, поселения. Эти акты имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению всеми
субъектами, осуществляющими изменения объектов недвижимости или причастными к
этому процессу, административными органами надзора и контроля, владельцами
недвижимости, инвесторами, застройщиками, подрядчиками. Правила являются
основанием для разрешения споров в судебном порядке.
Таким образом, зонирование представляет собой юридический механизм
реализации политики городского развития. Кроме того, зонирование обеспечивает
взаимодействие юридического механизма с экономическим, что позволяет более
эффективно решать проблемы, ранее трудно поддававшиеся разрешению, например,
перепрофилирования и перебазирования вредных производств.
Муниципалитеты посредством зонирования получают возможность более
эффективно осуществлять политику обустройства территории и формировать местные
социальные программы.
Правовое зонирование является средством реализации планов развития
города. Оно нуждается в исходном плановом документе как своем основании. Таким
документом является генеральный план. В свою очередь, документы правового
зонирования закладывают основу для реализационных документов последующего
уровня вплоть до проектов строительства отдельных объектов.