Музыкальная клоунада (эксцентрика)
Отдельная разновидность клоунады на эстраде — музыкальная эксцентрика.
В музыкальной клоунаде соединяется искусство эстрадного клоуна-мима и музыканта-инструменталиста. В музыкальной эксцентрике важны обе составляющие, но все-таки ведущим выразительным средством является музыка.
И, прежде всего, огромное значение имеет выбор репертуара для музыкально-эксцентрического номера.
Музыкальная клоунада не терпит серьезной и сложной классической и современной музыки.
Если же музыкальные клоуны и прибегают к классическим произведениям, то это чаще всего так называемая «облегченная» классика. Правильнее, конечно, называть — «популярная» классика, но среди артистов бытует рабочий термин «облегченная». Это произведения достаточно короткой (малой) музыкальной формы, обязательно популярные, знакомые и любимые. Такие произведения отличает ярко выраженный мелодизм, музыкальные темы выразительные, простые, запоминающиеся. В музыке очень четко должен быть выражен характер: расслабляющий, зажигающий и т. д. Может быть, поэтому музыкальные эксцентрики, к примеру, так любят Вторую Венгерскую рапсодию Ф. Листа. Очень хороши для репертуара музыкальных эксцентриков популярные танцевальные мелодии. И, конечно, золотой фонд репертуара музыкальной эксцентрики составляет народная музыка, а также популярные песни и романсы.
Особенно важно подчеркнуть — любая музыка в музыкальной клоунаде должна быть узнаваемой публикой.
Популярная мелодия сразу же объединяет клоуна со зрителем. Скоротечность номера, необходимость быстро выявить его сюжетно-действенное содержание не позволяют концентрировать внимание публики на погружении в новую, сложную, незнакомую музыку. Популярность музыки дает возможность зрителю сосредоточиться собственно на происходящем, на клоунаде.
Важно, чтобы выбор музыкального материала давал возможность клоуну продемонстрировать виртуозность игры на музыкальном инструменте. Бывают очень сложные для техники исполнения произведения, но эта сложность понятна только специалистам, она, что называется, «не выставлена на продажу». Виртуозность музыкального клоуна другого порядка.
Исполняемое музыкальным эксцентриком произведение может быть и средней технической трудности, но должно производить впечатление виртуозного владения инструментом.
К таким произведениям, которые очень часто используют музыкальные эксцентрики, относится, например, «Чардаш» В. Монти.
Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров
Существует несколько основных приемов, на которых строятся номера музыкальной эксцентрики:
— использование в качестве музыкального инструмента совершенно неподходящих, часто обыденных предметов;
— использование эксцентричных и необычных, малоизвестных музыкальных инструментов;
— использование трюковых музыкальных инструментов;
— борьба с «непокорным» музыкальным инструментом;
— игра на музыкальных инструментах необычным способом;
— музыкально-инструментальный диалог;
В качестве музыкальных инструментов эксцентрики используют дрова (вариант ксилофона), пилы, трости, метлы, бокалы с ! разным уровнем воды (что дает возможность тональной настрой-
ки), большие шахматные доски (каждая клетка — нота, и на доске может возникнуть танец, вызывающий мелодию и одновременно сопровождаемый ею), детали сценических костюмов (звучащие башмаки, шляпы и т. д.), музыкальные пуговицы (каждая при нажатии издает определенный тон) и многое другое.
Здесь — огромное поле для фантазии режиссера. Найти новый, ранее не использованный предмет, который можно приспособить в качестве музыкального инструмента, — основа успеха музыкальной клоунады при использовании этого приема.
«Однажды, что-то мастеря, Петров (музыкальный эксцентрик С. Петров, исполнитель уникального номера „Музыкальные ролики”, где соединялись элементы фигурного катания на роликах и вибрирующие звуки, издаваемые этими роликами. — И. Б.), сбросил с напильника дюралюминиевое кольцо, и оно, пролетев, пропело в воздухе ноту. „А почему бы на этом принципе не сделать инструмент?” — подумал пытливый артист, и вот уже в номере появился новый реквизит „Поющие кольца”. Перебрасывая от партнера к партнеру с зазубренных металлических палочек, наподобие игры в серсо, кольца, трое артистов исполняют довольно сложные музыкальные пьески»13.
Играть можно на всем, даже — на костях. Так однажды автором с артистом Г. Ветровым был сделан музыкально-эксцентрический номер «На приеме у невропатолога». В костюм клоуна были незаметно для зрителей вшиты пластины ксилофона. И
когда больной приходил к врачу, а тот начинал проверять его рефлексы, ударяя молоточком по разным частям тела, — возникала мелодия. Хочется обратить внимание на следующее:
Прием применения в качестве музыкального инструмента необычного предмета сам по себе важен, но он позволяет использовать его в музыкальной клоунаде только тогда, когда дает возможность на этой основе создать сюжет, комическую сценку, то есть проявить игровую ситуацию на основе музыки.
В финале номера артисты скидывали с себя костюмы больного и врача, открывался трюк, но номер на этом не заканчивался. Далее следовал дивертисмент (бисовка), когда артисты виртуозно исполняли «на самих себе» фрагмент Второй Венгерской рапсодии Листа.
Дивертисментное построение финала присуще многим номерам музыкальной эксцентрики, использующей прием превращения необычных предметов в музыкальный инструмент. Это позволяет наглядно продемонстрировать зрителям высокий уровень исполнительского мастерства без всяких скидок на шутки.
Второй прием музыкальной клоунады — использование необычных и эксцентричных музыкальных инструментов. Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров
Трюковой музыкальный инструмент обычно содержит в себе какой-то фокус, такие инструменты (как и большинство в музыкальной эксцентрике) требуют специального конструирования. В этом случае клоуны должны демонстрировать чистое и точное исполнение независимо от трюка, заложенного в инструмент.
Так, например, в группе музыкальных эксцентриков п/у Ф. Шапмала был сделан номер «Разборный кларнет». Один клоун начинал играть ми-бемоль мажорный ноктюрн Шопена, другой же все время хотел ему «насолить» и снимал с инструмента его части, постепенно разбирая его, начиная с раструба. В результате в распоряжении музыканта оказывался лишь мундштук, однако музыка звучала, не прерываясь, без всякого ущерба для исполняемого произведения. Трюк номера принадлежит к классический трюкам музыкальной эксцентрики, когда конферансье или шпрешттал-мейстер отбирает у музыканта части инструмента, желая заставить его прекратить игру (подобный номер был в репертуаре знаменитого музыкального клоуна П. Петроли, он исполнялся с трубой).
Используя такой прием, режиссер должен очень внимательно проработать клавир произведения и партию инструмента, чтобы соответствующим образом сконструировать последний.
Еще один прием этого жанра — борьба музыкального клоуна с «непокорным» инструментом. Здесь проявляется природа конфликта многих разновидностей оригинальных жанров — борьба с миром вещей и победа человека над вещью. Инструмент как бы одушевляется, он становится строптивым партнером-соперником музыкального эксцентрика.
Этот прием использовался еще скоморохами, когда игра на балалайке превращалась в борьбу с ней, в результате чего человек демонстрировал полную власть над инструментом: балалайка во время игры подбрасывалась, перекидывалась, вертелась вокруг корпуса и т. д. В качестве примера можно привести известный номер А. Ругби, где скрипка сначала не желала исполнять скрипичные мелодии, все время переходя на балалаечный репертуар.
Игра на музыкальном инструменте необычным способом всегда хорошо принимается публикой, так как изначально содержит в себе наглядно-зримый трюк.
Например, в репертуаре артистов Санкт-Петербургского театра «Буфф» М. Смирнова и Т. Кураевой (лауреаты Первого Открытого Российского конкурса артистов эстрады «Антре-96) есть номер, где они играют на двух скрипках в разных положениях и переплетениях тел, передавая друг другу смычки и инструменты. Обладатель Гран-при того же конкурса М. Рави исполнял на баяне залихватскую мелодию, но у него на мехах инструмента стоял бокал вина, наполненный до краев. Музыка не прерывалась, меха двигались, при этом бокал перемещался то вправо, то влево, и из него не пролилось ни капли. Раздел второй.
Музыкальный диалог клоунов
Когда музыкальные эксцентрики выступают парой, то они редко обходятся без музыкального диалога. «Лучшие номера музыкальной эксцентрики всегда построены на комическом конфликте. Это может быть одновременно и конфликт характеров и конфликт с вещами. „Музыкальные инструменты являют моими партнерами и в то же время противниками. Они считаю! меня глупцом, а я стараюсь их перехитрить”»14, — рассказывал о своем творческом принципе популярный на Западе немецким эксцентрик Нук.
Если для музыкального диалога используются обычные инструменты, то музыкальные фразы в соответствующие моменты подбираются таким образом, чтобы они интонационно повторяли интонации вопроса и ответа; чаще всего это делается музыкальным приемом глиссандо вверх и вниз.
Для музыкального диалога часто используются музыкальные цитаты из популярных песен.
Для музыкального диалога применяются и необычные музыкальные инструменты. Например, известные музыкальные эксцентрики В. и А. Макеевы вели музыкальный диалог, нажимая на пуговицы-помпоны.
Очень демократична разновидность музыкальной эксцентрики, которая носит условное название «Человек-оркестр», недаром так часто встречается эта разновидность жанра в репертуаре уличных клоунов.
Набор музыкальных инструментов здесь очень разнообразен, в него включаются даже детские дудочки. Номер «Человек-оркестр» тем эффектнее, чем больше инструментов может одновременно привести в действие артист. Мелодии, исполняемые человеком-оркестром, популярны и просты, но их подбор требует тщательного расчета. Например, такой номер есть в репертуаре Г. Ветрова, где он играет одновременно на баяне, губной гармонике, детских дудочках, ксилофоне (ноги), тарелках (колени), ударных (локти) и звуковых резиновых грушах.
Думается, имеет право на существование следующее определение:
Музыкальная эксцентрика — это комический сюжет, сыгранный клоунами с помощью музыкальных инструментов. Отсутствие хотя бы одной составляющей уничтожает жанр и, как следствие, убивает номер.
В заключение главы хотелось бы привести высказывание Е. Румянцева (Карандаша), которое можно считать напутствием режиссерам эстрады и артистам-клоунам:
«Рецептов для искусства не бывает. Существуют только хорошие советы. Обычно их дают старики. И вот некоторые советы:
1. Работа клоуна — это труд, труд, и снова труд. Лавровая перинка здесь за выслугу лет не выдается. А если вздумаете ее приобрести, то наверняка кто-то доброжелательный подсунет в нее несколько миниатюрных шипов.
2. Нельзя «смешить» зрителей. Это фальшивая монета, которую моментально распознают даже неискушенные люди. Чем больше вы будете стараться, чтобы вышло посмешнее, тем меньше будет получаться.
3. Клоун обязан в совершенстве владеть своим телом, мимикой лица.
4. В клоунаде есть одна особенность: здесь многое можно показать буквально. Например, как диссертант «проваливается» на защите. Не забывайте об этом и старайтесь использовать.
5. В готовом номере надо безжалостно убирать все лишнее, все, что не относится к его сути. От этого вы только выиграете.
6. Строго подбирайте репертуар.
Желаю успеха. Остаюсь вашим другом Карандаш»15.
Основные положения для конспектирования:
– к основным разновидностям эстрадной клоунады относятся клоуны-мимы и клоуны-музыкальные эксцентрики;
– эстрадный клоун-мим, в отличие от циркового, строит свое выступление в основном на трюках комических (гэгах), а не цирковых;
– постановка эстрадного номера в жанре клоунады невозможна вне создания клоунской маски, основой которой выступает индивидуальность артиста;
– поиск режиссером бытового оправдания клоунских действий является ошибкой; в этом жанре существует своя «правда», основанная чаще всего на вере клоуна в контрлогику поступков, в абсурд;
-основными художественными приемами клоунады являются: гротесковое преувеличение, использование предмета не по назначению, обыгрывание предмета, многочисленные переодевания, пародирование, абсурдистский диалог;
-клоун-мим, в отличие от жанра пантомимы, чаще работает с настоящими, а не воображаемыми предметами;
-практика современной клоунады показывает, что из нее практически ушло слово, что накладывает соответствующий отпечаток на создание драматургии клоунского эстрадного номера;
-кульминационное и финальное события номера должны подчеркиваться ударными комическими трюками (гэгами);
-обращение молодых артистов и режиссеров к сюжетам классических клоунад нужно рассматривать как полезный методический прием постижения школы клоунского мастерства;
-поворотные и кульминационные моменты в клоунском номере, как правило, сопровождаются сменой темпо-ритма;
-эстрадная клоунада почти не использует прием «подсадки»;
-костюм клоуна, помимо художественно-смыслового аспекта, должен быть функционален, то есть должен давать возможность использовать прием «зарядки»;
-музыкальная клоунада (эксцентрика) соединяет в себе искусство клоуна-мима и музыканта-инструменталиста;
-музыкальная клоунада не терпит использования серьезной и сложной классической и современной музыки; важно, чтобы музыкальный материал был легко узнаваем;
-к основным приемам музыкальной эксцентрики относятся: использование в качестве музыкальных инструментов бытовых предметов, а также необычных и эксцентричных инструментов; борьба с «непокорным» музыкальным инструментом; игра на музыкальном инструменте необычным способом; музыкально-инструментальный диалог; человек-оркестр.
Г Л А В А 15
«Большинство жанров спортивно-циркового рода, — пнем I С. Клитин, — существует на цирковой арене, и, скорее всего, мим, но было бы весь этот род считать искусством цирка, так как при переносе номеров с арены на эстраду мало что меняется в сути искусства. Род этот может быть „записан” также целиком за эстрадным искусством в его концертной и, как мы выясним позже, театральной формах из-за легкой воспринимаемости его произведений. Вместе с тем некоторые жанры и поджанры не могут быть перенесены на эстраду по чисто техническим причинам»1.
Номера эстрадно-цирковых жанров можно условно разбить на две разновидности:
— бессюжетный номер,
— сюжетный номер.
Иногда сюжетный номер называют театрализованным, и театрализация усиливает выразительность номера, обращение к ней лежит в традициях эстрады, о чем писал Ю. Дмитриев:
Но в сюжетном номере от исполнителей требуется умение действовать в обусловленных обстоятельствах, создание характера персонажа, проявление всего комплекса владения элементами актерского мастерства, что не всегда возможно.
Вместе с тем, сюжетное построение эстрадно-циркового номера не является единственно возможным. Нельзя забывать, что главная цель любого вида искусства — создание художественного образа.
Достичь создания художественного образа в эстрадно-цирковых жанрах, как показывает практика, можно и не выстраивая в номере сюжет. Тогда режиссер прибегает к выразительным средствам, не требующим от исполнителей комплексного проявления актерского мастерства.
Поэтому рассмотрим другие приемы и выразительные средства, лежащие вне сюжетного построения, к которым прибегает режиссер для создания художественного образа в эстрадно-цирковом номере.
В эстрадно-цирковых жанрах важнейшей составляющей выступает трюк, который часто имеет самодостаточную ценность.
Но любой трюк должен быть не просто чисто исполнен, а должен, как говорят на профессиональном сленге, «продан». Хотя, конечно, вернее сказать не «продан», а «подан».
Режиссер стремится к тому, чтобы трюк не стал самоцелью, но был бы средством создания художественного образа.
Это, пожалуй, самое сложное: подать трюк таким образом, чтобы он демонстрировал победу человека над миром вещей, пространством, тяготением, над собственными физическими возможностями, над представителем фауны (в том числе и хищником) — в этом заключается основа тематики бессюжетного номера.
Режиссер постоянно заботится о том, чтобы трюк выглядел эффектно, чтобы зрителю было понятно: демонстрируется действительно сложный технический прием, причем часто на пределе человеческих возможностей.
Самый простой и распространенный способ достижения этого в цирке — объявление шпрехшталмейстера «Исполняется рекордный трюк» и барабанная дробь или пауза в оркестровом сопровождении номера. Этим достигается эффект нагнетания и концентрация внимания зрителей на трюке. Например, во время силового жонглирования в номере известного артиста В. Дикуля обязательно объявлялся вес предметов, с которыми он работал. Без этого зритель не смог бы оценить уникальность трюков артиста. Разница между цирком и эстрадой здесь лишь в том, что на эстраде объявления делает не шпрехшталмейстер, а конферансье.
Хотя описываемый прием прост и достаточно распространен, это еще не означает, что он плох, во многих случаях без него просто не обойтись. Здесь важно обозначить принцип, а вот формы его конкретного осуществления могут быть различны. Фантазия режиссера может подсказать разные способы информирования зрителей (таблички, электронные цифры на табло и т.д.), но главное должно быть соблюдено — информация должна быть доведена до зрителей.
Если публика не понимает, что исполняется уникальный трюк, трюка — нет. Это — работа впустую.
Подготовительнаяпауза и «срыв трюка»
Однако такая информация не обязательно должна быть выражена через слово или в надписи.
Режиссер может построить номер так, что подготовка к трюку становится как бы предуведомлением публике, что сейчас будет показано нечто уникальное. С этой целью перед исполнением трюка специально выстраивается так называемая подготовительная пауза.
Даже если артисту (по технологии исполнения) такая пауза не требуется, даже если он может исполнить трюк, что называется, с ходу и «в темп»*, все равно:
* «Исполнить в темп» (в акробатике) — сделать серию трюков (чаще всего прыжков) без пауз между ними, подряд, без предварительной подготовки к каждому из них в отдельности.
Специально выстроенная подготовительная пауза усиливает выразительность трюка.
А то, что такую паузу, как в цирке, так и на эстраде надо специально выстраивать, — нет сомнения. Эта пауза может быть собственно паузой, когда артист как бы останавливает номер и несколько секунд концентрируется на предстоящем трюке. Эта пауза может быть насыщена и различными подготовительными действиями: тяжелую штангу выносят четыре человека (хотя могли бы принести и два), идет проверка реквизита и снаряда перед исполнением трюка, артист отстегивает страхующую лонжу, поправляет подкидной мостик для будущего прыжка, устанавливает на точное место партнеров, которые, скажем, должны ловить его после сальто (хотя они сами прекрасно знают, где им надо находиться) и т. д. Еще раз подчеркнем:
Действия исполнителя в подготовительной паузе могут не вызываться необходимостью, но они специально выстраиваются режиссером для более эффектного восприятия трюка. С этой же целью используется и другой прием — намеренный срыв исполнения трюка.
Например: артист с подкидной доски через сальто приходит в колонну четвертым (оказывается на верху колонны из трех человек). Первый раз он промахивается, но это специально построенная неудача. Как правило, таких «неудач» выстраивается одна-две, а с третьего раза трюк исполняется чисто. Такой прием без всяких объяснений наглядно демонстрирует зрителю сложность исполняемого трюка.
Сложность трюка подчеркивает не только подготовительная пауза, но и пауза после исполнения трюка или их серии, которая называется комплиментом. Традиционно в эту паузу артист благодарит публику за аплодисменты.
Иногда это выражено в поклонах, иногда в приветственных жестах руками. Часто комплимент в эстрадно-цирковом номере является единственным проявлением прямого общения исполнителя со зрительным залом, поэтому он важен не просто как выражение признательности артиста за благодарность, выраженную в аплодисментах.
Комплимент специально ставится режиссером. Места комплиментов заранее определяются в сценарной разработке номера, они никогда не отдаются на импровизацию артистов. Таким образом, комплимент становится одним из выразительных средств номера.
Номер эстрадно-цирковых жанров без комплиментов сильно проигрывает в своей выразительности, так как комплимент акцентирует внимание зрителей на только что исполненном трюке.
Клоунада музыкальная и музыкальная эксцентрика
Клоунада
музыкальная и музыкальная эксцентрика.
Далекими предшественниками
клоунов-музыкантов являются скоморохи
– непременные участники народных
празднеств и гуляний.
Скоморохи
не только разыгрывали сценки, плясали,
по и играли на гуслях, домре, рожках,
бандуре и других музыкальных инструментах.
На
фресках Софийского собора в Киеве,
относящихся к XI-XIII вв., изображено
представление скоморохов, включающее
пляски под аккомпанемент накры (род
барабана) и игру на различных инструментах
– бубнах, рожках, колокольчиках, ложках,
балалайках. Выступления веселых шутов,
сопровождаемые игрой на музыкальных
инструментах, вошли в традицию, которая
сохранялась на протяжении многих веков.
От странствующих комедиантов эта
традиция перешла па подмостки балаганов,
а оттуда – на манеж. Клоуны цирка стали
соединять музицирование с клоунскими
действиями. Причем в их арсенале были
большей частью эксцентрические
музыкальные инструменты, звуки из
которых они стремились извлекать,
находясь в самых необычных положениях.
Музыкальные
клоуны создали множество необычных
инструментов. С целью эксцентрического
переосмысления привычных вещей они
издавна стремились использовать бытовые
предметы в несвойственных им функциях
– в качестве музыкальных инструментов.
Так
появились “поющая” пила и метла,
“звучащие” камни, сковородки,
березовые дрова, подобранные в определенной
тональности, бутылки с водой, налитой
на разные уровни, настроенные на
определенный музыкальный лад. В арсенал
музыкальных инструментов вошли также
валдайские колокольчики, бубенцы,
флексотоны, тирольские рожки, озвученные
мячи, а также гитары, мандолины, скрипки,
концертино. Много оригинальных
инструментов создали известные
музыкальные клоуны Бим-Бом (И. Радунский
и Ф. Кортези, позже PL Радунский и Н.
Вильтзак). В их руках источником
музыкальных звуков становились ножки
пюпитра, куда были упрятаны труба и
тромбон, книга с задрапированной в ней
цитрой, шестеренки от сломанного
будильника. Закручивая их волчком па
мраморной доске, артисты извлекали
мелодию. Бим и Бом вели юмористический
диалог, перемежая его игрой на музыкальных
инструментах, исполняли сатирические
злободневные куплеты под аккомпанемент
гитары и мандолины или гитары и концертино.
Номера их музыкальной клоунады,
отличавшейся мягкостью и жизнерадостностью,
приобрели огромную популярность.
Псевдоним Бим-Бом стал как бы определением
такого типа музыкально-речевых номеров.
У артистов появилось немало последователей
и подражателей. Одни откровенно
эксплуатировали популярность этого
имени и выступали под тем же псевдонимом,
другие изобретали аналогичные: Дин-Дон,
Биб-Боб, Фис-Дис, Вийс-Вайс.
В
музыкальной клоунаде обычно сохраняются
те же клоунские амплуа, что и в буффонадных
антре,- Рыжий и Белый. В иных номерах
бывает по нескольку персонажей, несущих
комическую нагрузку, и несколько
резонеров. Для музыкальной клоунады и
музыкальной эксцентрики характерны
комедийный конфликт, наличие комедийного
образа, профессиональное владение
инструментами. Основной упор здесь
делается на клоунские или эксцентрические
действия, в которых инструменты помогают
артистам в разрешении конфликта.
Исполнение мелодии в данном случае
имеет второстепенное значение. Оно
может быть неожиданно прервано, если
того потребует сюжет клоунады. Обыгрывание
инструментов является для музыкальных
клоунов своеобразным приемом,
способствующим раскрытию характеров
персонажей. Например, храбро взяв в руки
инструмент, клоун, как выясняется, не
только не умеет играть на нем, но даже
не знает, как с ним обращаться. В трубу
он смотрит, как в подзорную, из тромбона
извлекает посторонние предметы, дует
в инструмент не с того конца, держит
ноты вверх ногами и т. д. Клоун-музыкант
мешает партнерам играть или сам начинает
игру невпопад. Если у него отнимают
инструмент, он достает из кармана другой,
потом третий и т. д., обманывает партнеров
или инспектора манежа.
Второй прием музыкальной клоунады — использование необычных и эксцентричных музыкальных инструментов.
Так, например, в группе музыкальных эксцентриков п/у Ф. Шап-мала был сделан номер «Разборный кларнет». Один клоун начинал играть ми-бемоль мажорный ноктюрн Шопена, другой же все время хотел ему «насолить» и снимал с инструмента его части, постепенно разбирая его, начиная с раструба. В результате в распоряжении музыканта оказывался лишь мундштук, однако музыка звучала не прерываясь, без всякого ущерба для исполняемого произведения. Трюк номера принадлежит к классическим трюкам музыкальной эксцентрики, когда конферансье или шпрехшталмейстер отбирает у музыканта части инструмента, желая заставить его прекратить игру (подобный номер был в репертуаре знаменитого музыкального клоуна П. Петроли, он исполнялся с трубой).
Предлагая такой прием, эстрадный драматург должен очень внимательно проработать клавир произведения и партию инструмента, чтобы можно было соответствующим образом сконструировать последний.
Еще один прием этого жанра — борьба музыкального клоуна с «непокорным» инструментом. Для построения драматургии номера очень важно, что здесь проявляется природа конфликта многих разновидностей оригинальных жанров — борьба с миром вещей и победа человека над вещью. Инструмент как бы одушевляется, он становится строптивым партнером-соперником музыкального эксцентрика.
Этот прием использовался еще скоморохами, когда игра на балалайке превращалась в борьбу с ней, в результате чего человек демонстрировал полную власть над инструментом: балалайка во время игры подбрасывалась, перекидывалась, вертелась вокруг корпуса, и т. д. В качестве примера можно привести известный номер А. Ругби, где скрипка сначала не желала исполнять скрипичные мелодии, все время переходя на балалаечный репертуар.
Игра на музыкальном инструменте необычным способом всегда хорошо принимается публикой, так как изначально содержит в себе наглядно-зримый трюк.
Например, в репертуаре заслуженного артиста России М. Смирнова (лауреата Первого открытого российского конкурса артистов эстрады «Антре-96) есть номер, где он играет на скрипке в разных положениях. Обладатель Гран-при того же конкурса М. Рави исполнял на баяне залихватскую мелодию, но у него на мехах инструмента стоял бокал вина, наполненный до краев. Музыка не прерывалась, меха двигались, при этом бокал перемещался то вправо, то влево, и из него не пролилось ни капли.
Когда музыкальные эксцентрики выступают парой, то они редко обходятся без музыкального диалога. «Лучшие номера музыкальной эксцентрики всегда построены на комическом конфликте. Это может быть одновременно и конфликт характеров, и конфликт с вещами. „Музыкальные инструменты являются моими партнерами и в то же время противниками. Они считают меня глупцом, а я стараюсь их перехитрить”»9, — рассказывает о своем творческом принципе популярный на Западе немецкий эксцентрик Нук.
Если для музыкального диалога используются обычные инструменты, то музыкальные фразы в соответствующие моменты подбираются таким образом, чтобы они интонационно повторяли интонации вопроса и ответа; чаще всего это делается музыкальным приемом глиссандо вверх и вниз.
Для музыкального диалога часто используются музыкальные цитаты из популярных песен.
Для музыкального диалога применяются и необычные музыкальные инструменты. Например, известные музыкальные эксцентрики В. и А. Макеевы вели музыкальный диалог, нажимая на пуговицы-помпоны.
Очень демократична разновидность музыкальной эксцентрики, которая носит условное название «Человек-оркестр», недаром так часто встречается эта разновидность жанра в репертуаре уличных клоунов.
Набор музыкальных инструментов здесь очень разнообразен, в него включаются даже детские дудочки. Номер «Человек-оркестр» тем эффектнее, чем больше инструментов может одновременно привести в действие артист. Мелодии, исполняемые человеком-оркестром, популярны и просты, но их подбор требует тщательного расчета. Например, такой номер есть в репертуаре Г. Ветрова, где он играет одновременно на баяне, губной гармонике, детских дудочках, ксилофоне (ноги), тарелках (колени), ударных (локти) и звуковых резиновых грушах.
Музыкальная эксцентрика — это комический сюжет, сыгранный клоунами с помощью музыкальных инструментов. Отсутствие хотя бы одной составляющей уничтожает жанр и, как следствие, убивает номер.
1 Дмитриев Ю. Без клоунов нет цирка // Искусство клоунады. М., 1969. С. 5.
2 Тихонова Н. Возвращение комической эксцентрики // Эстрада. Что? Где? Зачем? М., 1988. С. 239.
3 Макаров С. Советская клоунада. М., 1984. С. 8.
4 См.: Вяткин Б. Один из моих дней // Искусство клоунады. С. 231. 5 Викторов А. С пером у Карандаша. М., 1971. С. 43.
6 Славский Р. Рыжий + Белый = ? // Искусство клоунады. С. 29.
7 См.: Тихонова Н. Возвращение комической эксцентрики. С. 239.
8 Славский Р. Рыжий + Белый = ? С. 70.
9 Там же.