На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

21-22 ноября в Мурманске пройдет семинар по подведению итогов проекта. Запланирована установка памятной доски в честь этого события.

По информации ФГУП Атомфлот, док-понтон Итарус доставил носовую блок-упаковку утилизированной плавучей технической базы Лепсе, из хранилища которой выгружено отработанное ядерное топливо, в пункт долговременного хранения реакторных отсеков в губе Сайда, сообщает.

Проект помог отработать Росатому схему сложной утилизации, которую можно дальше применять для утилизации оставшихся в эксплуатации судов обеспечения. Опыт будет использоваться при проектировании судов обеспечения нового поколения для эксплуатации новых атомных ледоколов, ПАТЭС и новых плавэнергоблоков, – отметил начальник отдела коммуникаций ФГУП Атомфлот Евгений Свиридов.

Лепсе было построено на Николаевской верфи еще в 1934 году. До 1988 года использовалось в качестве плавучей технической базы, обслуживавшей советский ледокольный флот. С 1981 года действовало как судно-хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и имело неоднозначную репутацию самого радиоактивного судна в мире.

В 1988 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на якорь в районе Мурманска. В 2012 году после завершения комплексного радиационного и инженерного обследования плавтехбазу отбуксировали на СРЗ Нерпа для разборки и утилизации. В 2012-2017 годах производился комплекс работ по утилизации плавбазы. ОЯТ вывозили для переработки на Маяк. В прошлом году туда отправили последнюю партию топлива.

Росатом подведёт итоги завершения проекта утилизации самого радиоактивного судна в мире – плавтехбазы Лепсе.

  • Док-понтон Итарус доставил носовую блок-упаковку утилизированной плавучей технической базы Лепсе, из хранилища которой выгружено отработавшее ядерное топливо, в Пункт долговременного хранения реакторных отсеков в губе Сайда, – уточняют в ФГУП Атомфлот.

21 и 22 ноября в Мурманске пройдет семинар для подведения итогов проекта. Также запланирована установка памятной доски.

  • Проект помог отработать Росатому схему сложной утилизации, которую можно дальше применять для утилизации оставшихся в эксплуатации судов обеспечения, также опыт будет использоваться при проектировании судов обеспечения нового поколения для эксплуатации новых атомных ледоколов, ПАТЭС и новых плавэнергоблоков, – отмечает начальник отдела коммуникаций ФГУП Атомфлот Евгений Свиридов.
Читайте также:  Информация об обращении с отходами i и ii классов опасности с 1 марта 2023 года

Напомним, Лепсе – бывшее судно обслуживания. Оно было построено на Николаевской верфи в 1934 году. До 1988 года использовалось в качестве плавучей технической базы, обслуживавшей советский ледокольный флот. С 1981 года использовалось как судно-хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). По данным международных экологических организаций на судне, построенном суммарно находилось 260 кг урана (U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (PU-239).

Утилизация плавучей технической базы Лепсе

В 1988 году судно вывели из эксплуатации и поставили на якорь в районе Мурманска. Несмотря на то, что после аварии в 1984 году на Лепсе сохранялся высокий радиационный фон. В 2012 года было завершено комплексное радиационное и инженерное обследования и плавтехбазу отбуксировали на СРЗ Нерпа для разборки и утилизации.

С 2012 по 2017 годы постепенно выполнялся комплекс работ по утилизации плавбазы Лепсе с образованием металлолома. Отходы вывозили для переработки на Маяк. В 2022 года туда ушла последняя партия топлива.

Завершение проекта утилизации

В Мурманской области завершилась более чем десятилетняя история утилизации плавучей технической базы Лепсе, которая обеспечивала работу первых атомных ледоколов, и чье хранилище отработавшего ядерного топлива много лет представляло значительный экологический риск для региона. На свое место в хранилище реакторных отсеков, расположенном в Сайда-Губе, встала последняя — носовая — блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна.

Семинар и заявления участников

По этому поводу в Мурманске 21-22 ноября состоялся семинар Результаты решения проблем ядерного наследия Северо-западного региона России и итоги выполнения мероприятий по безопасному обращению с РАО, ОЯТ и утилизации ядерно и радиационно опасных объектов в 2023 году, организованный Госкорпорацией Росатом при поддержке Общественного совета.

На торжественном мероприятии, посвященном завершению проекта, заместитель генерального директора Госкорпорации Росатом по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов отметил: Госкорпорация берет на себя решение сложнейших экологических задач: мы занимаемся ликвидацией ядерного наследия и наследия токсичных промышленных производств, создаем в стране инфраструктуру для обращения с радиоактивными и химическими отходами. Более 20 лет мы планомерно очищаем побережье Арктики и Дальнего Востока от радиационно опасных объектов — утилизируем списанные атомные подводные лодки и суда обеспечения. И в этом смысле сегодня для нас особенный день: завершился один из знаковых экологических проектов Госкорпорации — ликвидация плавтехбазы Лепсе. В Арктике стало на один опасный объект меньше.

Нам действительно есть, чем гордиться. Сложнейший проект – утилизация Лепсе – реализован впервые в мире. Таких решений просто не было. И присутствующие здесь люди приложили все свои силы и знания, чтобы у этой истории был счастливый конец. Тематика семинара и значение таких событий очень велики для отрасли и для общественности. Вместе мы будем делать атомную отрасль зеленее и безопаснее, – подчеркнул в своем приветственном слове Василий Тинин, директор по государственной политики РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации Росатом.

Проблемы ликвидации ядерного наследия в Арктической зоне РФ

Проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде, проблемы ликвидации ядерного наследия на территории Арктической зоны РФ всегда остаются в пристальном внимании как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти. Несомненно, завершение столь масштабного проекта вносит огромный вклад в обеспечение экологической, ядерной и радиационной безопасности в Арктике. Утилизация Лепсе стала вызовом для инженерной мысли и была бы невозможна без слаженной работы команды профессионалов своего дела. Этот уникальный опыт однозначно будет использоваться и в других проектах – подчеркнул Дмитрий Титоренко, заместитель министра развития Арктики и экономики Мурманской области.

Основные проблемы и решения

Основным источником радиоактивной опасности ПТБ Лепсе являлось ее хранилище отработавшего ядерного топлива. Работа по выгрузке и вывозу с плавбазы за пределы региона 639 топливных сборок, часть из которых была повреждена, потребовала от специалистов атомной отрасли особых технических решений.

Технологические инновации

Для выгрузки отработавшего ядерного топлива Лепсе поместили в специально спроектированный наземный участок-укрытие, что позволило исключить влияние погоды. Также была разработана технология выгрузки топлива вместе с оболочкой ячеек хранения, чтобы не дать тепловыделяющим сборкам разрушиться в процессе выгрузки. Работы выполнялись с помощью робототехнического дистанционно управляемого комплекса.

Вовлеченные организации

В реализации проекта участвовали различные организации атомной отрасли и предприятия Северо-Западного региона. В настоящее время фрагменты судна больше не представляют опасности, на них устанавливается дополнительная биологическая защита, обеспечивающая безопасность при долговременном хранении.

Продолжение проекта

В Мурманской области продолжается вывоз отработавшего ядерного топлива в плановом режиме. С 2002 по 2023 год суммарный объем накопленного отработавшего ядерного топлива сократился в два раза. Активно ведется вывоз отработавшего ядерного топлива из хранилища в Гремихе и губе Андреева, с планами завершения всех работ к 2025-2028 годам соответственно.

Утилизация радиационно опасных объектов

Росатом продолжает очистку акваторий Арктики и Дальнего Востока от радиационно опасных объектов. К настоящему моменту утилизировано 202 атомные подводные лодки выведенные из эксплуатации. С Дальнего Востока вывезено всё накопленное отработавшее ядерное топливо.

Иллюстрации

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

Кильдин

Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.

Описание судна:

  • Тип: Calafquen, проект (Чили)
  • Место постройки: Astilleros y Servicios Navales SA Valdivia
  • Формула класса: KM* Ice2 R1 tug

Года съёмок:

  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • 2023
  • 2024

Места использования:

  • Несамоходные сухогрузные суда, Панама
  • Баренцево море, Кольский залив, Мурманская область, Мурманск

Корабли:

  • Капитан Назин
  • Проект Д-1305, тип Сотрудничество, Мурманск
  • Капитан Демиденко
  • Проект Д-1305, тип Сотрудничество, Мурманск
  • Безотказный
  • Тип Сатурн / Антон Мазин, проект 04983, тип Антон Мазин, шифр Зюйд, Мурманск
  • Итарус
  • Плавучие доки, Мурманск
  • Капитан Данилкин
  • Тип Норильск, проект (Финляндия), проект SA-15 Super (Финляндия), Мурманск
  • Ковдор
  • Тип Сатурн / Антон Мазин, проект 04983, тип Антон Мазин, шифр Зюйд, Мурманск
  • Navi Vega
  • Проект OMT Seahorse 35/375, Монровия
  • Новая Земля
  • Проект BC14 (Китай), Мурманск
  • Haruka
  • Проект Imabari 28, Монровия
  • Сивуч
  • Проект UT 722 (01271, L, LE, LX), Архангельск
  • Ома
  • Тип Орлёнок (1-я серия), Мурманск
  • Marem
  • Проект Dae Sun 34BC, Маджуро
  • Водич
  • Проект RDB49.04, Мурманск
  • Канин
  • Тип Calafquen, проект (Чили), Мурманск
  • Кайман
  • Проект Damen ASD Tug 2609 Ice, Мурманск
  • Бриз
  • Проект 1411, тип РК-1, Мурманск
  • Штиль
  • Проект 1411, тип РК-1, Мурманск
  • Турухан
  • Тип Spliethoff, проект E-type, Архангельск
  • Заполярный
  • Проект Aker ACS 650, тип Норильский никель, Мурманск
  • Надежда
  • Проект Aker ACS 650, тип Норильский никель, Мурманск
  • Damen Combi Freighter 12000, Мурманск

Баренцево море, Кольский заливМурманская область, МурманскМСРЗ

· Тип Lunni, проект (Германия), АрхангельскБаренцево море, Кольский заливМурманская область, МурманскМурманский морской рыбный порт, причал №43

Баренцево море, Кольский заливМурманская область, губа Сайда

Баренцево море, Кольский залив, мыс Мохнаткин

25 апреля 2013 г.

Показать все данные

Показано изображений: 52 из 52

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.

История плавучей технической базы «Лепсе»

История этого судна берет свое начало в 1934 году на Николаевских верфях. Здесь «Лепсе» строили как обычный транспорт-лесовоз (сухогруз). Однако по прямому назначению судно так и не использовалось. Во время войны пароход вынуждены были затопить при наступлении немцев на город. Восстановить судно пытались уже после войны, но затем передали его ленинградским корабелам, и они в 1961 году достраивали его уже в ином качестве — как плавучую техническую базу (ПТБ) для обслуживания атомного флота России. Судно оборудовали хранилищем для отработанного ядерного топлива, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием. Так «Лепсе» оказалось в Мурманском пароходстве.

С 1964 по 1988 годы ПТБ «Лепсе» не только обслуживала ядерные энергетические установки атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», но и выполняла рейсы с радиоактивными грузами к местам захоронения их в Баренцевом и Карском морях. С 1981 года на смену «Лепсе» пришла плавтехбаза «Имандра». Судно «Лепсе» далее стали использовать только для временного хранения радиоактивных отходов, а в 1988 году вывели из эксплуатации, в 1990 году оно было поставлено на якорь в районе г. Мурманск.

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

Хранение ОЯТ на «Лепсе» осуществлялось в так называемом «мокром» режиме, когда пеналы заполнялись водой. В результате длительного хранения топливных сборок в воде произошло их коррозионное разрушение. В 1991 году, чтобы создать дополнительный инженерный барьер, межбаковое пространство хранилища ОЯТ на «Лепсе» было заполнено специальными бетонными смесями.

Обследование судна и разработка проекта утилизации начались в 2005 году.

В 2012 году было завершено радиационное и инженерное обследование судна и его хранилища, а также осуществлена буксировка судна от ФГУП «Атомфлот» к набережной судоремонтного завода «Нерпа» для последующей утилизации.

С 2012 по 2017 годы плавбазу «Лепсе» постепенно демонтировали, этот металлолом утилизировали. ОЯТ вывозили для переработки на «Маяк». В апреле 2022 года туда ушла последняя партия топлива. В ноябре 2023 года на свое место в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в губе Сайда встала носовая блок-упаковка — последний фрагмент самого судна.

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

На семинаре в мурманске подведут итоги утилизации плавтехбазы лепсе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *