Научно-практическая конференция имени А.А. Высоковского открылась в день рождения основателя Высшей школы урбанистики

Мазитов Василь Маратович

Директор АНО «Институт развития территорий».

Савин Сергей Вячеславович

Исполнительный директор АНО «Институт развития территорий».

Кузнецов Борис Александрович

Руководитель лаборатории системного анализа АНО «Институт развития территорий».

Тарарин Андрей Михайлович

Эксперт по информационному обеспечению управления развитием территорий.

Вагизова Наталья Евгеньевна

Руководитель научно-методологического обеспечения оценочной деятельности АНО «Институт Развития территорий»; методолог, оценщик, судебный эксперт.

Мацегоров Роман Анатольевич

Эксперт АНО «Институт развития территорий».

Руководителем организации является: Генеральный Директор – Пальчиков Никита Алексеевич, ИНН 504508535470. У организации 2 Учредителя. Основным направлением деятельности является “деятельность в области архитектуры”. На 01. 2022 в ООО “ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ” числится 8 сотрудников.

В Реестре недобросовестных поставщиков: не числится. За 2021 год доход организации составил: 69 766 000,00 руб. , расход 53 804 000,00 руб. У ООО “ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ” зарегистрировано судебных процессов: 0 (в качестве “Ответчика”), 0 (в качестве “Истца”). Официальный сайт ООО “ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ” –
добавить данные. E-mail ООО “ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ” –
добавить данные. Контакты (телефон) ООО “ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ” -добавить данные.

Научно-практическая конференция имени А.А. Высоковского открылась в день рождения основателя Высшей школы урбанистики

Профессиональная команда

Все сотрудники института имеют большой профессиональный опыт в этой сфере.

Научно-практическая конференция имени А.А. Высоковского открылась в день рождения основателя Высшей школы урбанистики

Комплексный
научный подход

Для достижения достоверного результата в нашей работе используется только комплексный подход.

Научно-практическая конференция имени А.А. Высоковского открылась в день рождения основателя Высшей школы урбанистики

Работа на улучшение

Работа направлена на улучшение всей системы управления территориями через учет всех интересов заинтересованных участников

О нас

Институт Развития Территорий (ИРТ) предоставляет консультационные и информационных услуги физическим и юридическим лицам, исполнительным и законодательным органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в области разработки научных концептуальных подходов формирования и совершенствования экономического и социального развития территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внедрения их в практику государственного и муниципального управления, формирования новых передовых способов и методов повышения экономического и налогового потенциала территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, прогнозирования социально-экономических последствий их внедрения.

Новости

Актуальность оценки эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне обусловлена необходимостью поиска возможностей ускоренного развития территорий. В статье автор раскрывает их роль как компенсирующих механизмов с целью стимулирования роста производства и достижения положительных экономических эффектов (на доходы населения, ввод жилья, пополнение доходной базы местных бюджетов). Предметом исследования являлись муниципальные образования, в которых были созданы различные преференциальные режимы (особые экономические зоны и территории опережающего развития). Исходные данные исследования — муниципальная статистика Росстата. Методология исследования основывалась на эконометрических методах. Авторский подход к оценке эффективности заключался в применении методов корреляционно-регрессионного анализа для территорий присутствия преференциальных режимов, для которых были подобраны муниципальные районы-аналоги, где подобные льготные условия отсутствовали.

Приведены результаты расчетов, оказавшиеся сопоставимыми для исследуемых преференциальных режимов. Показано, что в настоящее время они пока не стали пилотом успешной «зональной политики» на муниципальном уровне. Вместе с тем отмечено, что преференциальные режимы представляют собой долгосрочный проект, оценивать эффективность которого в краткосрочной перспективе следует весьма взвешенно. Дальнейшая разработка методических подходов может быть использована в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти для уточнения выбора механизмов территориального развития. При этом скорее всего преференциальные режимы смогут стать точками роста для локальной занятости, но комплексные эффекты на другие стороны развития территории будут невысокими.

Рубрику «Экономика территории» представляет статья младшего научного сотрудника Е. Широковой «Внешнеторговая зависимость экономики регионов СЗФО: проблемы и возможности».

Введение санкций со стороны западных стран против России закрывает экономику страны – снижается внешнеторговая деятельность, уровень сотрудничества с западными компаниями, изменяются логистические маршруты. Россия долгие годы активно встраивалась в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, однако в настоящее время налаженные взаимосвязи прекращают работать и потоки товаров из-за рубежа уменьшаются. Целью исследования является проведение анализа внешнеторговой зависимости макрорегиона от продукции из недружественных стран. В ходе работы были определены товары с высокой импортной зависимостью, а также та продукция, экспорт которой акцентирован на страны, недружественно настроенные по отношению к России.

На основе статистики внешней торговли Северо-Западного таможенного управления и Калининградской областной таможни за 2021 год выявлены отрасли экономики макрорегиона, для сохранения и развития которых необходимо пристальное внимание органов исполнительной власти. С учетом необходимости модернизации производств и значимой импортной зависимости от зарубежных машин и оборудования для регионов СЗФО с принятием дополнительных санкций возможности развития и даже сохранения прежних объемов экономики резко сократятся. В исследовании проведена оценка зависимости СЗФО от зарубежных недружественных стран по каждой товарной группе и определены конкретные отрасли экономики, требующие дополнительных мер поддержки. Результаты работы будут интересны представителям научного сообщества, исследующим региональную проблематику, кризисные изменения в промышленности и внешней торговле, а также органам исполнительной власти, принимающим решения о необходимости мер поддержки экономики субъектов макрорегиона.

Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних российских и зарубежных исследований в области гуманитарных и социальных наук.

Все номера журнала «Вопросы территориального развития» размещены в открытом доступе на сайте издания.

Научно-практическая конференция имени А. Высоковского открылась в день рождения основателя Высшей школы урбанистики

23 октября 2021 в НИУ ВШЭ открылась научно-практическая конференция, посвященная десятилетию Высшей школы урбанистики и ее основателю Александру Аркадьевичу Высоковскому (1948-2014). В этот день состоялся первый блок конференции, мероприятия которой продолжатся вплоть до конца 2021 года.

Научно-практическая конференция имени А.А. Высоковского открылась в день рождения основателя Высшей школы урбанистики

Основанная в 2011 году, ВШУ стоит у истоков российской урбанистики, формируя как образовательную, так и профессиональную повестку. Критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий — одна из главных задач школы. За десять лет своего сушествования ВШУ выпустила более 300 городских специалистов. Сегодня школа продолжает развиваться как крупный научно-исследовательский и проектный центр международного уровня в области городских исследований и городского планирования.

В своем выступлении научный руководитель факультета городского и регионального развития Михаил Блинкин подчеркнул, что урбанистика стала очень популярной темой и вовлекла в рассуждение о «правильных» городах людей из разных сфер: «Интерес сообщества к городу можно только приветствовать, но это не должно создавать иллюзию простоты в вопросах управления и принятия решений в развитии городов, — сказал он. — Профессиональная дискуссия о городах сложна, она касается одновременно правовых, экономических, управленческих, инженерных и даже лингвистических задач». Он также отметил значимую роль основателя ВШУ в развитии российской урбанистики: «Города — это развивающаяся серьезная область научных и профессиональных знаний, которую Александр Аркадьевич Высоковский, будучи профессиональным исследователем и глубоким практиком, хотел открыть своим последователям».

Цель конференции

Цель конференции состояла в инициировании дискуссии вокруг теоретических и практических проблем, возникающих в методологии подготовки действующих документов территориального планирования — генеральных планов, провоцирующих разрастание городов, и развитие связанных с этим негативных эффектов. Другой целью конференции было налаживание научных коммуникаций между различными исследователями в области градостроительного, земельного, экологического права и сдвиг профессиональной дискуссии в сторону совершенствования муниципального правотворчества. Были подняты такие вопросы, как оценка регулирующего воздействия в отношении муниципальных правовых актов в сфере регулирования землепользования и застройки и возможности получения адекватной картины правоприменения — особенно в ситуации, в которой реальная правореализационная практика существенно отличается от замысла законодателя.

Первая сессия «Пространственная политика городов России. Планирование разрастания»

Доклад «Пространственная политика городов России. Планирование разрастания» вызвал живой интерес профессионального сообщества. Это объясняется тем, что в экспертном сообществе сложилось интуитивное понимание избыточности планируемых показателей жилищного строительства. Кроме того, в последнее время все более заметное место в профессиональных дискуссиях занимает риторика о необходимости переосмысления политик и планов пространственного развития российских городов. Тем не менее аргументированного высказывания в духе доказательственной урбанистики до настоящего момента представлено не было. Таким образом, подготовленный экспертами ФГГР  (Головин А. , Гудзь Т. , Витков Г. , Карасельникова И. , Косолапов Н. ) доклад стал своевременным поводом сформировать повестку профессионального обсуждения.

Эксперты-участники сессии одновременно и заинтересованно, и критически оценивали положения аналитического доклада, отмечали перспективы развертывания теоретических и эмпирических изысканий в сфере городского планирования. Особое место в обсуждении заняла полемика о признаках роста и разрастания городов (urban growth vs. urban sprawl) и концепции компактного города.

Вторая сессия «Регулирование и контроль застройки в городах

Формат второй сессия конференции «Регулирование и контроль застройки в городах: правоприменение и перспективы правового зонирования» позволил посмотреть на правовое зонирование в разных контекстах: по отношению к проблематике территориального планирования; в контексте муниципального правотворчества и возможностей предупреждения негативных проявлений качества документов; а также с позиций перспектив развития правового зонирования и устранения ошибок путем приведения  подзаконных актов в соответствие ГрК РФ, в частности, с целью исключения тождественности функциональных и территориальных зон.

Сессия, сфокусированная на проблематике зонирования, закономерно поставила вопрос о предупреждении следующих проявлений: коррупциогенные факторы, легитимизация  механизма обхода предельных параметров посредством разработки документации по планировке,  установление рассогласованных предельных параметров разрешенного строительства, зачастую напрямую экстраполированных из генеральных планов. Во всех этих случаях не учитываются параметры сформировавшейся застройки и массово формируется несоответствующее использование, создаются административные барьеры в реализации прав и законных интересов правообладателей недвижимости, что приводит к снижению эффективности осуществления полномочий публичной власти в сфере регулирования землепользования и застройки и к увеличению издержек правообладателей недвижимости на реализацию законных прав и интересов.

Открыл дискуссию заведующий кафедрой земельного, градостроительного и экологического права УрГЮУ Андрей Винницкий. Он задал тон обсуждению вопросом о применении обязательных требований Федерального закона от 31. 2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» к документам градостроительного зонирования, в частности, при установлении предельных параметров и зон с особыми условиями использования территорий. Эксперты  содержательно поддержали вопрос оценки применения содержащихся в правилах землепользования и застройки требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако участники обсуждения выразили опасения по поводу готовности осуществлять такую оценку.

Эксперты говорили  не только о проблемах, но и поднимали вопросы о новых формах зонирования и причинах, препятствующих их внедрению. В ходе конференции была актуализирована «зеленая» повестка — в части реализация природоохранного потенциала в градостроительном зонировании.

Спикеры и эксперты обсуждения

Проблемы территориального развития
Арктической зоны и пути их решения (ARCTD 2021)Международная научно-практическая конференцияИнтересуетесь экологической архитектурой в зоне холодного климата? Тогда международная летняя школа СПбГАСУ «Ecocamp: Architecture of Ecotourism in Cold Climate Area» 4-15 июля 2022 года, то, что вам нужно!Разработанная специально для студентов архитектурной и технической направленности, наша летняя школа предоставит вам возможность исследовать остров Котлин в 30 км от Санкт-Петербурга, познакомиться с его историей, фортификационными сооружениями и захватывающей природой, а также создать индивидуальные проекты экологического туристического комплекса в международной команде. Онлайн-регистрация откроется 1 октября!Присоединяйтесь к нам первыми!Цель конференцииКонференция нацелена на международное сотрудничество и обмен опытом в решении научных задач развития арктических территорий между ВУЗами СЗФО, участниками НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», зарубежными партнерами и органами государственной власти. Тематика конференции (секции)

  • Архитектура и градостроительство в условиях Крайнего Севера: проблемы и перспективы
  • Проектирование, строительство и эксплуатация зданий, инженерной и транспортной инфраструктуры в Арктической зоне
  • Разработка и применение энергосберегающих материалов и технологий для строительства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в зоне Арктики
  • Повышение долговечности и эксплуатационной надежности технологических машин в Арктической зоне
  • Экономический потенциал устойчивого развития арктических территорий

Булатова Анна АлександровнаПриветственный адрес исполняющего обязанности заместителя председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики

Кирси Тайвалантти,декан технологического факультета Университета прикладных наук LAB, Финляндия

Перов Федор Викторович,к. арх. , доц. , заведующий кафедрой архитектурного проектирования СПбГАСУ. Тема доклада: «Города Арктической зоны России. Смена моделей освоения»

Пушкарёв Александр Евгеньевич,д. проф. , проф. каф. наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ. Тема доклада: «Комплексный подход к обеспечению надёжностии долговечности наземных транспортно-технологических машин в условиях Арктики»

Сахаров Игорь Игоревич,д. , проф. , проф. каф. геотехники
СПбГАСУ. Тема доклада: «Проблемы эксплуатации объектов Аркти-
ческой зоны в условиях глобального потепления»

Михальченкова Наталья Алексеевна,д. полит. , руководитель проектного офиса Санкт-Петербургского государственного университета. Тема доклада: «Партнерство как основа комплексного решения проблем Арктики»Разработка и применение энергосберегающих материалов и технологий для строительства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в зоне Арктики

Таро Мори,профессор Университета Хоккайдо, Япония. Тема доклада: «Сравнение внутренней среды и потребления энергии до и после распространения Covid-19 в школах в регионе холодного
климата Японии»

Булдыско Александра Дмитриевна,аспирант, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург,
Россия. Тема доклада: «Сценарное прогнозирование потребления энергии Арктическими базами»

Скотаренко Оксана Вячеславовна,д. , доц. , проф. каф. экономики и управления, МАГУ, Мурманск, Россия. Тема доклада: «Энергетические ресурсы регионов Арктической зоны: состоя-
ние и перспективы развития»

Жуковский Юрий Леонидович,к. , доц. , директор Учебно-научного центра цифровых технологий, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада:«Цифровая энергетика как основа устойчивого развития Арктического региона»

Ильин Егор Александрович,магистрант, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Применение альтернативных источников энергии в Арктических зонах при проектировании внутренних инженерных систем зданий и сооружений»

Пухкал Виктор Алексеевич,к. , доц. , доц. каф. теплогазоснабжения и вентиляции, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Анализ особенностей прокладки систем теплоснабжения в условиях многолетнемерзлых грунтов»Повышение долговечности и эксплуатационной надежности технологических машин в Арктической зонеКозлова Ирина Рудольфовна,ЦНИИ КМ «Прометей» имени И. Горынина НИЦ «Курчатовский институт», Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Повышение долговечности и эксплуатационной надежности оборудования по добыче и переработке нефтепродуктов в Арктической зоне за счет применения морских коррозионностойких титановых сплавов морского назначения»

Котиков Юрий Георгиевич,д. , проф. , проф. каф. транспортных систем, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Перспективыиспользования транспортных средств на квантовой тяге в условиях Арктики»Степанов Андрей Борисович,к. , заместитель директора института магистратуры по учебной работе, доц. каф. радиотехнических систем и обработки сигналов, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Устройство для частотно-временного анализа сигналов от датчиков технологических машин в Арктическом регионе»Репин Сергей Васильевич и Грушецкий Станислав Михайлович,д. , проф. , проф. каф. наземных транспортно-технологических машин и к. , доц. , доц. каф. наземных транспортно-технологических машин, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Модель нечеткой оценки безотказности системы обеспечения жизненного цикла дорожных машин в условиях Арктики»Экономический потенциал устойчивого развития арктических территорий

и д. , доц. , г. , ИЭП КНЦ РАН, Апатиты, Россия. Тема доклада: «Современные подходы к освоению арктического пространства»

Россия. Тема доклада: «Значение оценки потенциала цифровизации для пространственного развития северных территорий»Архитектура и градостроительство в условиях Крайнего Севера:проблемы и перспективы

Чеглакова Алёна Алексеевна,студент, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: призму книги Колин Эллард «Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие»

архитектурной среды, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Архитектурная организация туристических комплексов в Арктике»Проектирование, строительство и эксплуатация зданий, инженерной и транспортной инфраструктуры в Арктической зоне

производства, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Применение инженерных композитов и древесины в проектировании и строительстве зданий в виде геодезических куполов в Арктической зоне»

Шендрик Виктор Андреевич,аспирант, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Ледовые переправы как основа транспортного развития Арктики»

Животов Дмитрий Андреевич,к. , доц. каф. технологии строительного производства, СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: «Совершенствование технологии возведения конструкцийзданий из дерева и пластмасс в условиях Арктической зоны»ПОЧЕТНЫЙ КОМИТЕТ

Рыбнов Евгений Иванович,д. , профессор, ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

Широков Герман Германович,председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики

Барышников Сергей Олегович,ректор ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. Макарова»Булатова Анна Александровна,заместитель председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики

Скотаренко Оксана Вячеславовна,д. , доцент, профессор кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»Есеев Марат Каналбекович,д. , доцент, проректор по инновационному развитию САФУ им. Ломоносова, научный руководитель НОЦ мирового уровня «Российская Арктика»

Цуёси Сэтогути,профессор, декан факультета, школы постдипломного образования и школы по инженерии Университета Хоккайдо, Япония

Николаев Анатолий Николаевич,д. , доцент, ректор ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. Аммосова»

Силуанова Людмила Сергеевна,к. , доцент, заместитель проректора по инновационному развитию САФУ им. Ломоносова, исполнительный директор НОЦ мирового уровня «Российская Арктика»

Уле Густавсен, ректор Высшей школы архитектуры и дизайна г. Осло (Королевство Норвегия)Кирси Тайвалантти,магистр техн. наук, магистр соц. наук, декан технологического факультета Университета прикладных наук LAB (Финляндия)Организационный комитетЛуговская Ирина Робертовна, д-р пед. наук, профессор, проректор по внешним связям и молодежной политике СПбГАСУВозняк Екатерина Рюриковна, д-р архитектуры, доцент, декан архитектурного факультетаПанин Александр Николаевич, канд. техн. наук, доцент, декан строительного факультетаСуханова Инна Ивановна, канд. техн. наук, доцент, декан факультета инженерной экологии и городского хозяйстваТокунова Галина Федоровна, д-р экон. наук, доцент, декан факультета экономики и управленияЗазыкин Андрей Вячеславович, канд. техн. наук, доцент, декан автомобильно-дорожного факультетаАверина Мария Вячеславовна, канд. экон. наук, начальник управления научной работыПетрова Светлана Николаевна, начальник управления международной деятельностьюКугаевский Александр Андреевич, канд. экон. наук, заместитель ректора по аналитической и экспертной деятельности ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. Аммосова»Скотаренко Оксана Вячеславовна, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»Аксёнов Сергей Евгеньевич, канд. техн. наук, доцент, директор Высшей инженерной школы САФУ им. ЛомоносоваТайвалантти Кирси, магистр техн. наук, магистр соц. наук, декан технологического факультета Университета прикладных наук LAB (Финляндия)Смягликова Елена Альбертовна, проректор по работе с филиалами и международной деятельности ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. Макарова»Заостровская Юлия Викторовна, начальник отдела международного сотрудничества ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. Макарова»Научный комитетКоролев Евгений Валерьевич, д. , профессор, проректор по научной работе СПбГАСУ Пухаренко Юрий Владимирович, д. , профессор, заведующий кафедрой ТСМиММангушев Рашид Александрович, д. , профессор, заведующий кафедрой геотехникиЧерных Александр Григорьевич, д. , профессор, заведующий кафедрой металлических и деревянных конструкцийЕремеева Александра Федоровна, к. арх. доцент, доцент кафедры дизайна архитектурной средыУляшева Вера Михайловна, д. , профессор, профессор кафедры теплогазоснабжения и вентиляцииАсаул Вероника Викторовна, д. , профессор, заведующий кафедрой экономики строительства и ЖКХЕвтюков Сергей Аркадьевич, д. , профессор, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машинКвитко Александр Владимирович, к. , доцент, доцент кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелейКлючевые даты

  • Регистрация участников: до 17 сентября 2021 г.
  • Прием статей для публикации в сборнике: до 17 сентября 2021 г.

ВНИМАНИЕ! Срок приема статей в сборник продлён до 17 сентября 2021 г. РЕГИСТРАЦИЯУчастие в конференции является бесплатным. Регистрация на конференцию окончена. КонтактыПо вопросам  участия в конференции и публикаций в сборниках просьба обращаться в оргкомитет Международной научно-практической конференции «Проблемы территориального развития Арктической зоны и пути их решения». 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул. , д. 4, СПбГАСУ, Управление научной работыАверина Мария Вячеславовна, начальник управленияТел. : (812) 400-06-36

Ларченко О. Территории опережающего социально-экономического развития как новая организационная форма развития региона (на примере Республики Карелия) // Studia Humanitatis Borealis. 2017. № 2. 30–35.

В мировой практике используются различные институты развития территорий. Они могут иметь разные наименования и перечень конкретных условий, при которых создаются: беспошлинные зоны, свободные порты, зоны свободного предпринимательства, технопарки и т. Общими условиями функционирования  всех этих экономических зон являются создание инфраструктуры, предоставление налоговых и таможенных преференций, снижение административных барьеров.

В Российской Федерации попытки создания территорий с особым статусом предпринимались еще в 1990-е годы. Так, в середине 1990-х годов были созданы свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляли собой ограниченный участок территории Российской Федерации с установлением особого режима предпринимательской деятельности, включая беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону, налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования. Целями создания свободных экономических зон были  развитие экспортного потенциала, увеличение поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизация внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. В настоящее время функционирует только одна свободная экономическая зона в Находке.

С 2005 года в Российской Федерации стали создаваться особые экономические зоны (ОЭЗ) в соответствии с федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью индустриально-инновационного развития предприятий, отраслей и территориально-промышленных комплексов. В Российской Федерации создавались зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 16 особых экономических зон: семь промышленно-производственного типа, 5 – технико-внедренческого, 3 – туристско-рекреационного и 1 портового типа:

– промышленно-производственные ОЭЗ: ОЭЗ ППТ «Алабуга» (Республика Татарстан), ОЭЗ ППТ «Липецк» (Липецкая область), ОЭЗ ППТ «Тольятти» (Самарская область), ОЭЗ ППТ «Титановая долина» (Свердловская область), ОЭЗ ППТ «Моглино» (Псковская область), ОЭЗ ППТ «Калуга» (Калужская область), ОЭЗ ППТ «Узловая» (Тульская область);

– технико-внедренческие ОЭЗ: ОЭЗ ТВТ «Дубна» (Московская область), ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» (г. Москва), ОЭЗ ТВТ «Томск» (Томская область), ОЭЗ ТВТ «Иннополис» (Республика Татарстан);

– туристско-рекреационные ОЭЗ: ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» (Иркутская область);

В 2011 году был введен институт зон территориального развития (ЗТР) – части территории субъекта Российской Федерации, действующих в целях его ускоренного социально-экономического развития  путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в  экономику. Цели и задачи развития ЗТР формулировались в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, но фактически они так и не начали функционировать.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12. 2013 года было предложено создать на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири сеть территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного, в том числе, и на экспорт. Правовой режим функционирования таких территорий и меры их государственный поддержки определены федеральным законом от 29. 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В соответствии с федеральным законом «территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях  формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

Идея ТОСЭР базируется на создании «точек роста», перехода от политики выравнивания территорий к политике «сфокусированного развития». ТОСЭР, как инструмент преимущественного освоения территории, дает резидентам конкурентные преимущества перед другими предприятиями той же отрасли, не включенными в данную территорию.

Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности предполагает налоговые преференции: исключение имущественных налогов и существенное сокращение налога на прибыль. Весь эффект, который получит муниципальное образование, сводится к росту инвестиций, развитию производства и занятости.

  • ТОСЭР в моногородах стали создаваться в 2016 году вначале в моногородах, отнесенных к 1 категории с наиболее сложным социально-экономическим положением. С 2017 года институт ТОСЭР был распространен и на моногорода, отнесенные ко 2 категории (имеются риски ухудшения социально-экономического  положения) и 3 категории (со стабильной социально-экономической ситуацией). В список включены 319 моногородов, находящихся в 61 субъекте Российской Федерации.
  • ТОСЭР на старопромышленной территории Российской Федерации. Старопромышленная территория – это восточноевропейская часть России, включая Урал, где ТОСЭР могут стать территорией перехода на новые технологические уклады с наиболее полным и эффективным использованием накопленного научно-технического, кадрового, инфраструктурного потенциала. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на территории Урала определены 5 зон: Западно-Сибирская, Уральская промышленная, «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала» и Южно-Уральская сельскохозяйственная зона.
  • ТОСЭР в Арктической зоне Российской Федерации. Для развития Арктической зоны предлагается кластерно-каркасный подход, предполагающий опережающее развитие транспортного, энергетического и социального каркаса территории и концентрацию ресурсов на приоритетных зонах развития и освоения. В пределах Арктической зоны может быть выделено 11 опорных зон развития.

В данной статье рассмотрим ТОСЭР, создаваемые в моногородах. В моногородах проживает около 10% населения России и каждый третий из них – житель «кризисного» моногорода. Численность занятого населения в моногородах составляет 5,8 млн. человек, из которых 16,6% заняты на градообразующих предприятиях, 25% – в сфере малого и среднего бизнеса. В 179 моногородах уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель (1,3% от численности экономически активного населения), в том числе в 70 монопрофильных муниципальных образованиях превышение составило 2 и более раза. В 2016 году более 100 тыс. человек осуществляли трудовую деятельность в режиме неполной занятости. Также в моногородах высока неформальная занятость.

Сведения о моногородах в субъектах РФ,

где более 20% населения проживает в моногородах

Регион

Население моногородов, тыс. чел. Доля населения в моногородах, %

Кол-во моногородов

1 категория

2 категория

3 категория

Кемеровская область

1636

60,2

24

8

12

4

Челябинская область

1130

32,3

16

7

5

4

Вологодская область

365

30,7

4

3

1

0

Республика Хакасия

157

29,2

6

1

5

0

Свердловская область

1253

28,9

17

5

6

6

Республика Татарстан

1034

26,7

7

2

4

1

Архангельская область

298

25,3

7

2

3

2

Самарская область

786

24,5

2

0

1

1

Республика Карелия

143

22,7

11

6

5

0

Амурская область

173

21,4

4

2

2

0

В Северо-Западном федеральном округе находится 41 монопрофильное муниципальное образование, в том числе 18 с наиболее сложным социально-экономическим положением отнесены к категории 1, среди которых одна треть находится в Республике Карелия.

Количество монопрофильных муниципальных образований в Северо-Западном федеральном округе по категориям

Субъект РФ

Категории

1

2

3

Итого

Архангельская область

2

3

2

7

Вологодская область

3

1

4

Ленинградская область

1

1

1

3

Мурманская область

3

4

7

Новгородская область

2

3

5

Республика Карелия

6

5

11

Республика Коми

1

3

4

Итого по СЗФО

18

20

3

41

Всего РФ

94

154

71

319

В таблице 3 представлено количество монопрофильных муниципальных образований в соответствии с их статусом.

Количество монопрофильных муниципальных образований в Северо-Западном федеральном округе в соответствии со статусом

Статус монопрофильного муниципального образования

Категория 1
с наиболее сложным социально-экономическим положением

Категория 2
с рисками ухудшения социально-экономического положения

Категория 3
со стабильным социально-экономическим положением

Всего
 

Городской округ

3

7

1

11

Городское поселение

13

13

2

28

Сельское поселение

2

2

Итого по СЗФО

18

20

3

41

Для Республики Карелия создание территорий опережающего социально-экономического развития является актуальным. Основой экономики республики является промышленность, представленная в основном градообразующими предприятиями, работающими в традиционных секторах. Они определяют экономический и бюджетный потенциал республики. Градообразующие предприятия, работающие в моногородах, производят около 80 % всего объема промышленной продукции республики и обеспечивают 30 % доходов консолидированного бюджета Республики Карелия. В таблице 4  представлены основные социально-экономические показатели.

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

ВРП, млн. руб. 154953,7

160841,5

178636,2

191192,1

211133,6

Индекс физического объема ВРП, %

102,1

101,5

100,7

100,1

100,4

ВРП на душу населения, руб. 241688,0

251981,4

281021,6

301818,1

334493,5

Удельный вес убыточных организаций, %

47,5

43,6

45,3

48,8

45,3

Общая численность безработных, тыс. человек

11,9

23,1

27,0

26,4

28,7

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в %

134,3

106,0

89,9

91,9

91,6

В республике наблюдается увеличение общей численности безработных (около 30%), индекс физического объема инвестиций в основной капитал низкий, удельный вес убыточных организаций растет и составляет около 50%. Максимальный уровень безработицы сохраняется в Кондопоге и Надвоицах.

На территории Республики Карелия находятся одиннадцать моногородов. Шесть моногородов – Суоярвское городское поселение, Кондопожское городское поселение, Муезерское городское поселение, Надвоицкое городское поселение, Питкярантское городское поселение, Пудожское городское поселение – включены в категорию 1, пять – Сегежское городское поселение, Пиндушское городское поселение, Городской округ город Костомукша, Лахденпохское городское поселение, Вяртсильское городское поселение – в категорию 2 перечня моногородов. В таблице 5 представлена информация о видах экономической деятельности градообразующих предприятий.

Информация о монопрофильных муниципальных образованиях Республики Карелия

Наименование монопрофильного муниципального образования

Наименование градообразующей организации

Вид экономической деятельности градообразующей организации

г. Кондопога

ОАО «Кондопога»

Производство бумаги и картона

г. Костомукша

ОАО «Карельский окатыш»

Добыча железной руды и производство окатышей

г. Лахденпохья

ООО «Лахденпохский фанерный комбинат «Бумэкс»

Деревообработка, производство клееной фанеры, древесных плит и панелей

г. Питкяранта

ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта»
(ООО «РК-Гранд»)

Производство традиционных электроизоляционных видов целлюлозы, талового масла и скипидара, выпуск небеленой сульфатной облагороженной целлюлозы

г. Пудож

ООО «Пудожлеспром»

г. Сегежа

АО «Сегежский ЦБК»

Производство целлюлозы, производство бумаги

г. Суоярви

ЗАО «Запкареллес»

Лесозаготовки

пгт. Пиндуши, Медвежьегорский район

АО «Карелия ДСП»

Производство древесно-стружечных плит

пгт. Муезерский,  Муезерский район

ПАО «Муезерский ЛПХ»

Лесозаготовки

пгт. Надвоицы,  Сегежский район

ОАО «СУАЛ» филиал «НАЗ-СУАЛ»

Производство первичного алюминия  и алюминиевых сплавов

пгт. Вяртсиля,  Сортавальский район

ЗАО «Вяртсильский метизный завод»

Производство стальной проволоки, производство изделий из проволоки

Для стимулирования резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в Республике Карелия создан особый режим:

– действует режим налоговых «каникул»: налог на прибыль 0–5%, налог на землю –0%, налог на имущество предприятия – 0%;

– установлен особый режим землепользования: снижена ставка налога, действует упрощенный порядок получения земельных участков;

– действуют льготные ставки арендной платы;

– установлен особый режим государственного и муниципального контроля, предполагающего ограничение количества и длительность проверок;

– действует льготное подключение к объектам инфраструктуры;

– упрощен порядок привлечения квалифицированного иностранного персонала;

– в границах моногорода территория опережающего социально-экономического развития создается на 10 лет с возможностью продления по решению Правительства РФ.

В сентябре 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19. 2016 № 940 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Надвоицы» статус территории опережающего социально-экономического развития получил поселок Надвоицы – первый из моногородов в Карелии и восьмой в Российской Федерации. Для данной территории определены пять направлений деятельности:

  • Производство текстильных изделий.
  • Производство прочей неметаллической минеральной продукции.
  • Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования.
  • Деятельность по предоставлению мест для временного проживания.
  • Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков.

Для получения статуса резидента ТОСЭР установлены следующие требования:

– минимальный размер капитальных вложений резидента, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, 5 млн. рублей,

– минимальное количество новых постоянных рабочих мест, созданных в рамках инвестиционного проекта, составляет 20 единиц.

В апреле 2017 году на этой территории был зарегистрирован первый резидент – ООО «Русский радиатор», который занимается производством алюминиевых радиаторов. ООО «Русский радиатор» является совместным предприятием «Русала» и «Элсо группы». Производство радиаторов организовано на промышленной площадке Надвоицкого алюминиевого завода. На текущий момент завершены основные строительно-монтажные работы, завершаются работы по монтажу, автоматизации и пуско-наладке инфраструктурных объектов проекта. Выход на полную мощность запланирован на конец 2017 года. Результатом  станет производство 4 млн. секций ежегодно, будут созданы новые рабочие места. Алюминиевые радиаторы будут  поставляться на внутренний рынок России и стран СНГ.

В августе 2017 года Правительство Российской Федерации одобрило заявку на создание ТОСЭР еще в одном моногороде – Кондопоге. В Кондопогу предполагается привлекать резидентов, которые будут осуществлять следующие виды деятельности: производство пищевых продуктов, неметаллической продукции, обработка древесины, предоставление мест для временного проживания и предоставление продуктов питания и напитков. В перспективе планируется создание ТОСЭР и в других моногородах республики.

Пока рано говорить о результатах деятельности ТОСЭР, но можно отметить, что они могут способствовать диверсификации экономики моногородов за счет создания новых производств и снижению ее зависимости от градообразующих предприятий. Также будут решаться социальные проблемы: создание новых рабочих мест, повышение занятости населения, сохранение высококвалифицированных кадров, улучшение качества жизни.

При грамотном управлении развитием «точек роста» региональные власти могут увеличить потенциал экономики региона; расширить круг источников финансирования инвестиций за счет повышения инвестиционной привлекательности региона; увеличить доходы региона, и как следствие, возможность увеличения финансирования социальных программ; способствовать развитию межрегиональных и внешнеэкономических связей.

Генеральный план

Генеральный план – это основной документ территориального планирования, консолидирующий решения федеральных, региональных и муниципальных уровней публичной власти в области пространственного развития и обеспечивающий создание инструмента управления развитием территории муниципального образования на основе баланса интересов всех заинтересованных в его развитии лиц.

Генеральный план, исходя из совокупности социальных, экономических, демографических, экологических и иных факторов, комплексной оценки современного состояния и использования территории, с учетом проведенных исследований мнений жителей, бизнес-сообщества и других заинтересованных лиц определяет функциональное назначение всех территорий и формирует систему мероприятий их инфраструктурного развития за счет размещения или реконструкции объектов местного значения, а также уточнения местоположения объектов федерального и регионального значения, предусмотренных документами стратегического и территориального планирования Российской Федерации и региона.

Утверждаемую часть генерального плана составляют положения территориального планирования и карты функционального зонирования, границ населенного пункта и размещения объектов местного значения. Положения о территориальном планировании содержат перечень мероприятий по строительству или реконструкции объектов транспортной, коммунальной, социальной и рекреационной инфраструктур местного значения, а также перечень и параметры допустимого развития существующих и планируемых функциональных зон. На карте функциональных зон отображаются запланированные вышестоящими документами объекты инфраструктурного развития федерального и регионального значения.

Генеральный план должен представлять собой пространственную платформу реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Генеральный план – это план таких преобразований, которые направлены на реализацию стратегии, выработанной властью и городским сообществом совместно, и которые мы можем себе позволить, соединив все возможности бюджетов и привлекая частные инвестиции.

Воплощение генерального плана – это дело всех уровней власти и местного самоуправления, множества инвесторов и застройщиков, собственников недвижимости, представителей малого и среднего бизнеса, всех горожан.

Генеральный план двадцать первого века должен не только создавать основу для архитектурно-градостроительного развития города, но и предлагать условия всем участникам городских преобразований для воплощения стратегических и локальных идей социально-экономических улучшений.

Главная цель генерального плана – сформулировать возможности для сбалансированного развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, для жилищного и другого инвестиционного строительства, для создания новых выдающихся архитектурных ансамблей и восстановления городских ландшафтов, для трансформации экономики и предпринимательской деятельности в новую индустрию знаний и городских сервисов, для вовлечения природного потенциала и историко-культурного наследия в общую задачу формирования комфортной и удобной для жизни городской среды.

Все решения генерального плана должны быть приняты на основе всесторонних научных и прикладных исследований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.