Договор поставки оборудования: изменения и условия оплаты
В 2022 году был заключен контракт на поставку оборудования, в соответствии с которым предусмотрен аванс в размере 50%. Согласно условиям контракта, срок поставки оборудования намечен до конца декабря 2023 года.
Изменения в контракте
Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, в контракт вносятся изменения в части порядка оплаты. Как указать в контракте поэтапную оплату с разделением на поставку и оказание услуг по монтажу/сборке оборудования? Как осуществить зачет выплаченного ранее аванса с учетом выделения в контракте двух этапов? Должен ли поставщик уплатить НДС от размера аванса в отношении работ по монтажу оборудования?
Применение смешанного договора
Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ и ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, контракт на поставку оборудования может быть рассмотрен как смешанный договор, содержащий элементы поставки и подряда. Обязательства по поставке и монтажу оборудования рассматриваются как элементы одного договора.
Характер контракта
Контракт на поставку оборудования может также иметь характер смешанного договора, включающего элементы договора поставки и подряда. В данной ситуации, контракт содержит элементы поставки оборудования и монтажа сопутствующих работ.
Примеры судебных решений:
- Постановление АС Центрального округа от 5 октября 2023 г. N Ф10-4463/23
- Решение АС г. Москвы от 28 апреля 2023 г. по делу N А40-11906/2023
- Решение АС Иркутской области от 3 июля 2023 г. по делу N А19-4771/2023
Прочие примеры:
- Решение АС Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2023 г. по делу N А81-13987/2022
- Решение АС г. Москвы от 21 марта 2023 г. по делу N А40-298263/2022
Вывод
Следует тщательно проработать изменения в контракте, учитывая особенности порядка оплаты, а также применять правила смешанных договоров при заключении договора на поставку и монтаж оборудования.
Отдельный этап исполнения контракта
В п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ дано определение отдельного этапа исполнения контракта, под которым понимается часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом N 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как указано в письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152, отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом устанавливается обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту.
Заключение договора
Представляется очевидным, что условие об этапе (этапах) контракта является сформулированным и согласованным только в том случае, когда в контракте конкретно обозначена часть тех самых обязательств этапа, в отношении которых заказчик обязуется осуществить приемку и оплату.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Информация в извещении о закупке
Как следует из пп. 6, 7, 8, 9 ч. 1 ст. 42, подп. “а” п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ в извещении/документации о закупке указывается информация:
- о количестве товара (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;
- об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
- о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
- начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Дополняя это указание, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Поэтапное исполнение контракта
По смыслу приведенных норм условие о цене этапа, а также об объеме исполнения в рамках каждого этапа являются существенными, как указанные в законе. Отсутствие в контракте условий об объеме исполнения в рамках отдельного этапа, о цене этапа позволяют сделать вывод о том, что условие о поэтапном исполнении контракта не является согласованным, а значит, действующим.
В такой ситуации нельзя исключить сложности с поэтапной оплатой по контракту (органы казначейства могут отказаться санкционировать оплату этапа как несогласованную).
О порядке приемки и оплаты
В то же время Закон N 44-ФЗ не содержит каких-либо указаний в отношении конкретных формулировок, которые заказчик вправе либо обязан использовать при формировании условий контракта о порядке приемки и оплаты, в том числе указанных условий смешанного контракта, предусматривающего поэтапное исполнение предусмотренных им обязательств по поставке и монтажу оборудования.
При этом напомним, что в силу ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта исчисляются с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Выплата аванса
Относительно выплаты аванса Закон N 44-ФЗ содержит только отдельные указания. Так, согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Установление размера аванса в процентах от цены контракта упоминается также в п. 2 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и ряде подзаконных актов, регулирующих размер аванса, например постановлении Правительства РФ от 26.08.2020 N 1289. Иными словами, соответствует закону именно установление аванса в виде процентной доли от цены контракта.
Изменение контракта
При этом законодательство не дает ответа на вопрос о соотнесении такого условия с изменением контракта в указанном в вопросе случае. В этой связи можно только обратить внимание на общие положения об изменении договора, данные в ст. 452 ГК РФ, и общие положения об обязательствах, возникающих из договора (п. 2 ст. 307 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При этом в силу п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. Изменяются только те условия, относительно которых стороны достигли соответствующего соглашения, остальные же остаются в неизменном виде, насколько это возможно, исходя из характера изменений.
Изменение контракта и выплата авансов в соответствии с законодательством
С учетом сказанного можно прийти к выводу, что с момента заключения соглашения об изменении контракта, включая условия о порядке приемки и оплаты, цене этапа, размере авансовых платежей, указанные условия должны считаться измененными, при этом размер аванса в отношении отдельного этапа в абсолютном выражении (в конкретном количестве денежных единиц) с момента внесения изменений в контракт должен быть рассчитан, исходя из вновь установленной цены этапа исполнения контракта.
В связи с этим еще раз обратим внимание, что согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены такого этапа. Отсюда само по себе следует, что окончательная оплата по каждому этапу должна осуществляться с учетом (зачетом) выплаченного аванса.
Приведенная норма также может быть истолкована таким образом, что поскольку в ней говорится о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта, то это предполагает, что выплата каждого следующего аванса возможна только в том случае, если заказчик уже провел приемку той части исполнения контракта, в отношении которой ранее был выплачен аванс.
Соответственно, с нашей точки зрения, вопрос о зачете ранее выплаченного аванса в описанном в вопросе случае должен решаться исходя из абсолютного размера (в денежном выражении) цен этапов исполнения контракта и фактической стоимости объема исполненных и принятых заказчиком обязательств по каждому этапу.
При этом в счет погашения аванса должна зачитываться вся стоимость принимаемого исполнения до превышения ею размера аванса.
Нормативное регулирование НДС
Добавим также, что в силу подп. 2 п. 1 ст. 167, п. 4 ст. 164 НК РФ НДС уплачивается в том числе с суммы аванса (предоплаты) по расчетной ставке 20/120.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий
Возможность корректировки извещения о конкурентной закупке по Закону № 223-ФЗ
Закон № 223-ФЗ не устанавливает предельного срока, при наступлении которого внесение изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке не допускается. В то же время, по мнению специалистов Минфина России, внесение указанных изменений после окончания срока подачи заявок может содержать признаки действий, направленных на нарушение принципов, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, и запретов, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ О защите конкуренции.
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.
Минстрой России подготовил и направил в адрес органов исполнительной власти разъяснения по вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.

В письме №42594-СМ/09 от 04.10.2021, направленном в адрес федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, строительное ведомство указывает, что размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России, а цена контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн руб., — по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. При этом изменение существенных условий контракта в таком случае возможно:
если контракт заключен до 1 июля 2021 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены;
изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%;
если предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются.

Согласно пп. «б» п. 14.2 Методики №841/пр, расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), учитывающего рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, осуществляется путем определения отношения сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией (ПД), используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта, в уровне цен на дату выполнения расчета (Цнов) к сметной стоимости всех работ в уровне цен, утвержденной ПД (Цнмцк), приведенной к уровню цен выполнения расчета индексами-дефляторами Минэкономразвития РФ по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», действующими на дату определения начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК) (Идеф).
Выполнение расчетов по определению показателей Цнов и Цнмцк осуществляется на основании сметной документации, используемой для расчета НМЦК, получившей положительное заключение экспертизы без учета внесенных в нее корректировок в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений.

Коэффициент корректировки цены контракта (Ккор) распространяется на остатки работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, в том числе на работы, потребность в которых возникла в результате внесения изменений в ПД, в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений.
В случае если для определения НМЦК использовалась сметная документация, сформированная с использованием территориальных единичных расценок (ТЕР-2001), то определение сметной стоимости всех работ, предусмотренных ПД, используемой при определении НМЦК в уровне цен на дату выполнения расчета (Цнов), осуществляется в порядке, аналогичном порядку составления сметной документации, используемой для расчета НМЦК.
Если на дату выполнения расчета отсутствуют индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (далее — индексы к СМР), разработанные для применения к ТЕР-2001, то определение сметной стоимости всех работ, предусмотренных ПД, используемой при определении НМЦК, осуществляется с использованием индексов, предназначенных для применения к федеральным единичным расценкам (ФЕР-2001) и учитывающих динамику изменения сметной стоимости строительных ресурсов.

В случае если после определения НМЦК Минстроем России опубликованы индексы изменения сметной стоимости, наиболее полно отражающие специфику объекта капитального строительства (Индекс по виду объекта), для определения сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК, рассчитанной в уровне цен на дату выполнения расчета (Цнов), применяются указанные новые индексы.
В письме устанавливается формула для определения сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК в уровне цен на дату выполнения расчета (Цнов).
В случае отсутствия на дату выполнения расчетов индекса к СМР к федеральным единичным расценкам, рассчитанного для применения к сметной стоимости СМР в целом по объекту строительства, применяются индексы изменения сметной стоимости к элементам прямых затрат, сообщаемые Минстроем России и действующие на дату выполнения расчетов.

При пересчете используются показатели сметной стоимости прямых затрат, предусмотренные проектной документацией, используемой при определении НМЦК. Накладные расходы и сметная прибыль в уровне цен на дату выполнения расчета определяются как произведение показателей накладных расходов и сметной прибыли в уровне цен по состоянию на 01.01.2000, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК, на индекс изменения сметной стоимости к оплате труда, действующий на дату выполнения расчета.
При пересчете сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, ценовые показатели которых, по данным подрядчика, претерпели существенное изменение, определяется по результатам конъюнктурного анализа в порядке, установленном пп. «а» п. 14.2 Методики № 841/пр.

При определении сметной стоимости всех работ, в уровне цен утвержденной ПД (Цнмцк) в отношении контрактов, чья сметная стоимость определена на основании ТЕР-2001 и для пересчета которых отсутствуют индексы к СМР, разрабатываемые для ТЕР-2001, также используются индексы к СМР, разработанные для применения к ФЕР-2001, соответствующие дате утверждения ПД, используемой для определения НМЦК.
Для объектов, сметная стоимость строительно-монтажных работ которых на момент расчета определена с использованием индекса изменения сметной стоимости по виду объекта, не соответствующему учтенному в сметной документации, использованной при определении НМЦК (по виду объекта, наиболее полно отражающего его специфику), для определения показателя Цнмцк осуществляется пересчет из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000) в уровень цен на дату первого опубликования Индекса по виду объекта, учитывающего специфику строительства такого объекта и опубликованного для применения к сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной с использованием единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, соответствующих принятым при определении величины индекса для расчета показателя Цнов.

В случае если год выполнения расчета соответствует году первого опубликования Индексов по виду объекта, то при расчете Цнмцк используются показатели сметной стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренные сметной документацией, входящей в состав утвержденной заказчиком ПД.
При этом сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, при определении Цнмцк пересчету не подлежит.
Расчет коэффициента корректировки цены контракта, учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, осуществляется в соответствии с пп. «б» п.14.2 Методики № 841/пр.
Другие публикации по теме:
Как изменить цену контракта при существенном росте стоимости строительных ресурсов
Информацию о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов можно получить в ФГИС ЦС
Росстат: стройматериалы продолжили дорожать и в июле
Эксперты: за год деревянные дома беспрецедентно подорожали — на 50%
Запущен механизм поддержки застройщиков в условиях роста цен на стройматериалы
Ирек Файзуллин: Рост цен не помешает нам реализовать планы по строительству жилья и развитию отрасли
Индексы изменения сметной стоимости будут размещать в ФГИС ЦС
За год цены в России на стройматериалы выросли почти на треть
Минстрой: объем компенсаций строителям из-за роста цен на стройматериалы — порядка 100 млрд руб.
Марат Хуснуллин: Правительство компенсирует застройщикам затраты на стройматериалы
Эксперты: за год спрос на стройматериалы вырос почти в три раза, на оборудование — наполовину
Владимир Путин: Обеспечим сохранение ценовой стабильности в строительстве и на рынке жилья
Цены на стройматериалы в России за месяц выросли на 5%, а с начала года — более чем на 12%
Эксперты: цены на стройматериалы вырастут на 15%
Минстрой предлагает снизить предельный размер цены контракта
В Порядок определения начальной цены контракта будут введены понятия ценообразующих стройматериалов и оборудования
НМЦК – начальная максимальная цена контракта. Она устанавливается до проведения закупки и служит ограничителем затрат: подрядчики с более высокой стоимостью, чем указано в НМЦК, не рассматриваются. С 15 октября 2022 года процедура установки НМЦК претерпела ряд изменений – стали действовать поправки в Приказе Минстроя РФ от 14.06.2022 № 484/пр. Разработаны новые образцы сметы контракта, внесены корректировки в составление сметных расчетов.
Эти изменения повлияли на работу строительных компаний, подрядчиков, участвующих в закупке строительных работ, и заказчиков, к которым относятся государственные и частные организации.
Основные изменения правил расчета НМЦК
Для примера рассмотрим определение максимальной цены контракта при проведении капитального ремонта в новостройке.
Этап 1. Определяется потребность в осуществлении экспертизы. Если капремонт дороже 10 миллионов рублей, то обычно делают проверку на соответствие стоимости. Экспертиза точно проводится в тех случаях, когда меняются все параметры линейного сооружения, заменяются или восстанавливаются все виды строительных конструкций и инженерно-технические системы.
Если стоимость ремонта не превышает 10 миллионов рублей, проверка экспертизы остается на усмотрение исполнителя. Также в договоре может быть указана необходимость процедуры.
Этап 2. Проводится расчет НМЦК, оформляется в новой форме, которую разработал и утвердил Минстрой. После заполнения документ размещается в Единой информационной системе (ЕИС), также прикрепляется извещение о закупке. Если закупка осуществляется у одного поставщика, то во время подготовки контракта производится расчет. Отдельным протоколом оформляется начальная стоимость контракта.
Этап 3. Проводится обоснование НМЦК с прикреплением соответствующих документов, доказывающих указанные цены.
Этап 4. Для составления сметы подготавливается ведомость объемов конструктивных элементов и комплексов работ. Проект сметы контракта и ведомость должны соответствовать нормам п. 30–41 Порядка определения начальной стоимости проекта №841/пр.
Этап 5. Размещается проект сметы в Единой информационной системе.
Как автоматизировать процессы управления строительством
Специалисты Айбим разработали платформу Larix, облегчающую процесс управления строительством, помогающую координировать и синхронизировать работу участников процесса.
Основные компоненты Larix:
Каждый продукт отвечает требованиям российского рынка. Функционал платформы не имеет аналогов в России.
С помощью Larix строительные компании смогут:
Задачи, которые решают компоненты Larix:
Это современное российское ПО автоматизирует процессы и помогает быстрее выполнять проекты, исключить влияние человеческого фактора и укладываться в смету.
Оставьте заявку на сайте, чтобы узнать подробности или заказать демонстрацию системы Larix.
Новости и аналитика Обновлены правила определения НМЦК и изменения цены контракта на возведение капитального объекта "под ключ"
Обновлены правила определения НМЦК и изменения цены контракта на возведение капитального объекта "под ключ"
Минстрой России утвердил вступающие в силу с 7 октября текущего года и действующие до 1 января 2025 года:
В частности, НМЦК определяется в соответствии с порядком определения НМЦК, утвержденным приказом от 23 декабря 2019 г. № 841/пр, с учетом НДС, за исключением случаев, когда уплата НДС не производится, по соответствующей формуле. Рекомендуемый образец расчета НМЦК приведен в приложении к порядку определения НМЦК.
Изменение цены контракта осуществляется после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства. Изменение цены контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту.
Приказ Минстроя России от 30 марта 2020 г. № 175/пр признан утратившим силу с 7 октября 2023 года.
Документы по теме:
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В закупках с нацрежимом заказчики отдают предпочтение товарам отечественного производства, а импорт подпадает под запрет, ограничения или особые условия допуска. Для разных категорий продукции предусмотрены отдельные правила, и их периодически меняют. На этот раз нововведения коснулись закупок радиоэлектроники.
В этой статье
Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019 регулирует закупки радиоэлектроники, которая подпадает под нацрежим. Документ ограничивает покупку импорта. Какая именно продукция подпадает под ограничение, прописано в приложении к постановлению.
Общие правила применения ПП № 878:
Если товар одновременно подпадает под ограничения допуска по ПП № 878 и условия допуска по Приказу № 126н от 04.06.2018, заказчик применяет при закупке оба правила. Если ограничение допуска не сработало, учреждение применяет условия допуска. Пример: среди заявок не оказалось предложений по поставке российских товаров или продукции из ЕАЭС и применить ПП 878 не удалось. Тогда вступает в дело Приказ № 126н, и цену победителя торгов дополнительно снижают.
Иногда код ОКПД 2 товара из ПП № 878 пересекается с кодом продукции из Постановления Правительства № 617 от 30.04.2020 об ограничениях допуска. В этом случае рекомендуем применять тот документ, в котором указан более детальный код.
Напоминаем, что с прошлого года заказчики перестали получать в Минпромторге разрешение на закупку импортной радиоэлектроники. Власти упразднили этот механизм (Постановление Правительства № 1432 от 28.08.2021). Теперь у заказчиков нет возможности избежать применения ПП № 878 и закупить импорт вместо товаров отечественного производства.
С 20 апреля изменили список товаров с нацрежимом и ввели особый порядок выбора поставщика компьютеров и запоминающих устройств (Постановление Правительства № 486 от 27.03.2023).
Перечень продукции
В ПП № 878 перенесли продукцию из Постановления Правительства № 616 от 30.04.2020, убрали из перечня некоторые позиции и внесли технические правки в документ.
В ПП № 878 добавили продукцию:
Раньше эта продукция подпадала под действие ПП № 616 о запрете на закупку импорта. Теперь покупать такие товары импортного производства разрешено, но с ограничениями допуска.
Практически для всех товаров, которые добавлены в перечень радиоэлектроники с ограничениями допуска, установлена минимальная доля закупок российской продукции — 70% (Постановление Правительства № 2014 от 03.12.2020). Этот годовой минимум придется соблюдать заказчикам по 44-ФЗ.
Из-под действия ограничений на покупку импорта по ПП № 878 власти вывели:
У некоторых позиций изменены коды. Например, у пункта «Платы печатные смонтированные» код 26.12.10 изменен на 26.12.1.
Новые правила применения ПП № 878
Для компьютеров и запоминающих устройств теперь предусмотрен особый порядок выбора поставщика (п. 3 (1) ПП № 878). Технику разделили на три уровня:
Заказчик отклоняет все заявки, когда есть подходящие предложения с продукцией первого уровня. Если кроме компьютеров и устройств хранения данных в заказ включена иная радиоэлектроника, выбирают заявку с российскими товарами или продукцией из ЕАЭС.
При отсутствии соответствующих заявок, поставщика выбирают по общему правилу условий допуска из ПП № 878: предложения с импортом отклоняют, когда есть хотя бы одна подходящая заявка с товарами из ЕАЭС.
Вот какие именно товары подпадают под особые условия:
Код ОКПД 2 Тип оборудования
Компьютеры с весом до 10 кг: ноутбуки, планшеты, электронные записные книжки, мобильные телефоны с функциями компьютера
ЭВМ, которые содержат в корпусе:устройство для ввода информацииустройство для вывода данных
ЭВМ-системы для обработки информации
ЭВМ, которые содержат в корпусе одно или два устройства для:ввода информации в ЭВМ
Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных
Подробнее об отнесении радиоэлектроники к соответствующему уровню можно узнать в Постановлении Правительства № 719 от 17.07.2015. Например, компьютер с отечественным процессором считают продукцией первого уровня.
Как и раньше, для подтверждения страны происхождения радиоэлектроники по ПП № 878 достаточно сведений из российского реестра или перечня товаров из ЕАЭС. Если требуется подтвердить уровень продукции, также поможет информация из соответствующего реестра — в реестровой записи указан уровень продукции. Предоставлять сведения о количестве баллов больше не нужно.
Как подтвердить страну происхождения по ПП № 878 в тендерной заявке:
В обновленной версии ПП № 878 сказано, что менять электронику одного уровня на технику другого уровня при закрытии контракта запрещено. Это значит, что, если заказчик ждет поставку компьютеров с российским процессором, менять их на ПК с импортным процессором нельзя. Улучшенные характеристики не послужат оправданием.

Пункт ПП № 878 Что изменилось Суть изменений
Изменен перечень продукцииВ список добавили компьютеры, ЭВМ и запоминающие устройства
Абзац первый пункта 3Появилась отсылка к пункту 3 (1) ПП № 878
Добавлен новый пунктДля компьютеров и запоминающих устройств введена трехуровневая система выбора поставщикаПредпочтение отдают заявкам с товарами первого уровняЕсли в заказ включены товары помимо компьютеров, ЭВМ и запоминающих устройств, приоритет отдают товарам из ЕАЭС
Добавлен новый пунктПредоставлять сведения о количестве баллов больше не нужноВведены правила подтверждения первого уровня продукции: для этого достаточно записи в соответствующем реестре
Добавлен новый пунктВведены правила подтверждения производства продукции первого уровня: достаточно указать сведения в заявкеОбщие правила подтверждения не изменись: участник должен указать номер реестровой записи в тендерной заявкеПредоставлять сведения о количестве баллов больше не нужно
Уточнено: особый порядок расчета НМЦК применяют для товаров из перечня, утвержденного ПП № 878
Введен запрет на замену продукции первого уровня на другой товар при исполнении контракта
Из документа убраны уточнения о вступлении в силу предыдущих изменений