Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”

Актуальность оценки эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне обусловлена необходимостью поиска возможностей ускоренного развития территорий. В статье автор раскрывает их роль как компенсирующих механизмов с целью стимулирования роста производства и достижения положительных экономических эффектов (на доходы населения, ввод жилья, пополнение доходной базы местных бюджетов). Предметом исследования являлись муниципальные образования, в которых были созданы различные преференциальные режимы (особые экономические зоны и территории опережающего развития). Исходные данные исследования — муниципальная статистика Росстата. Методология исследования основывалась на эконометрических методах. Авторский подход к оценке эффективности заключался в применении методов корреляционно-регрессионного анализа для территорий присутствия преференциальных режимов, для которых были подобраны муниципальные районы-аналоги, где подобные льготные условия отсутствовали.

Приведены результаты расчетов, оказавшиеся сопоставимыми для исследуемых преференциальных режимов. Показано, что в настоящее время они пока не стали пилотом успешной «зональной политики» на муниципальном уровне. Вместе с тем отмечено, что преференциальные режимы представляют собой долгосрочный проект, оценивать эффективность которого в краткосрочной перспективе следует весьма взвешенно. Дальнейшая разработка методических подходов может быть использована в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти для уточнения выбора механизмов территориального развития. При этом скорее всего преференциальные режимы смогут стать точками роста для локальной занятости, но комплексные эффекты на другие стороны развития территории будут невысокими.

Рубрику «Экономика территории» представляет статья младшего научного сотрудника Е. Широковой «Внешнеторговая зависимость экономики регионов СЗФО: проблемы и возможности».

Введение санкций со стороны западных стран против России закрывает экономику страны – снижается внешнеторговая деятельность, уровень сотрудничества с западными компаниями, изменяются логистические маршруты. Россия долгие годы активно встраивалась в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, однако в настоящее время налаженные взаимосвязи прекращают работать и потоки товаров из-за рубежа уменьшаются. Целью исследования является проведение анализа внешнеторговой зависимости макрорегиона от продукции из недружественных стран. В ходе работы были определены товары с высокой импортной зависимостью, а также та продукция, экспорт которой акцентирован на страны, недружественно настроенные по отношению к России.

На основе статистики внешней торговли Северо-Западного таможенного управления и Калининградской областной таможни за 2021 год выявлены отрасли экономики макрорегиона, для сохранения и развития которых необходимо пристальное внимание органов исполнительной власти. С учетом необходимости модернизации производств и значимой импортной зависимости от зарубежных машин и оборудования для регионов СЗФО с принятием дополнительных санкций возможности развития и даже сохранения прежних объемов экономики резко сократятся. В исследовании проведена оценка зависимости СЗФО от зарубежных недружественных стран по каждой товарной группе и определены конкретные отрасли экономики, требующие дополнительных мер поддержки. Результаты работы будут интересны представителям научного сообщества, исследующим региональную проблематику, кризисные изменения в промышленности и внешней торговле, а также органам исполнительной власти, принимающим решения о необходимости мер поддержки экономики субъектов макрорегиона.

Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних российских и зарубежных исследований в области гуманитарных и социальных наук.

Все номера журнала «Вопросы территориального развития» размещены в открытом доступе на сайте издания.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 130 в Новоуральском городском округе создана территория опережающего социально-экономического развития “Новоуральск”. Основные виды деятельности потенциальных резидентов ТОР «Новоуральск»: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению. ТОР создана на 5 промышленных площадок общей площадью 654,24 га:
промышленные площадки 1–4 акционерного общества «Уральский электрохимический комбинат» (188,99 га);
площадка «Индустриальный парк» (256,46 га);
площадка общества с ограниченной ответственностью «Атоммашкомпекс УЭХК» (13,90 га);
площадка биомедицинского кластера «Новоуральский» (14,89 га);
площадка «Агропромышленный парк» (180 га). Минимальный объем капитальных вложений, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, на ТОР − не менее 15 млн. рублей в течение трех лет после включения юридического лица в реестр резидентов. На ТОР «Новоуральск» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны на площадках 1–4 АО УЭКХ, индустриального парка «Новоуральский», «Биомедицинского кластера». Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Соколова ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – НОВЫЙ

ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В последнее десятилетие экономического развития Российской Федерации наблюдаются существенные диспропорции в социально-экономическом росте отдельных регионов страны. С целью сокращения подобных различий в стране принимаются различные меры экономического стимулирования, в том числе путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций. В статье проведен анализ понятия и особенностей формирования зон территориального развития, а также мер государственной поддержки муниципальных образований. Рассмотрены критерии выбора конкретных муниципальных образований, которые могут претендовать на создание на своей территории подобных зон.

Ключевые слова: зона территориального развития, особая экономическая зона, привлечение инвестиций, муниципальные образования, субъекты РФ.

Svetiana Sokoiova ZONES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT – THE

NEW INSTRUMENT OF THE STATE SUPPORT OF MUNICIPALITIES

Abstract. In the last decade of economic development of the Russian Federation are observed essential disproportions in the social and economic growth of certain regions of the country. For the purpose of reduction of similar distinctions in the country are taken various measures of economic incentives, including by formation offavorable conditions for attraction of investments.

In article is carried out the analysis of concept and features of formation of zones of territorial development, and also measures of the state support of municipalities. Criteria of a choice are considered of concrete municipalities which can apply for creation in the territory of similar zones.

Keywords: Territorial development zone, special economic zone, attracting investment, municipalities, the subjects of the Russian Federation.

Зона территориального развития представляет собой особый правовой статус, получаемый частью территории субъекта РФ на определенный период времени. Такой период определен Федеральным законом сроком на 12 лет. В течение действия такого особого правового статуса для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на территории зоны территориального развития, предоставляется ряд льгот, а также возможны другие меры государственной поддержки различного уровня.

Меры экономического стимулирования, предусмотренные Федеральным законом, не ориентированы на конкретные отрасли экономики страны, поэтому речь может идти о финансировании инвестиционных проектов, касающиеся различных сфер экономической деятельности.

Меры государственной поддержки могут быть представлены в виде бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ, налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, субсидий для поддержки предпринимательства, гарантий по кредитам. Помимо

этого речь идет о создании объектов энергетики, транспорта, находящихся в федеральной собственности и необходимых для предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов.

Кроме того, исполнительные и законодательные органы власти субъекта Федерации, в котором предполагается создание зоны территориального развития, могут предусматривать и иные дополнительные программы финансирования хозяйствующих субъектов за счет собственных средств.

Для предпринимателей-резидентов зоны территориального развития вводится специальный упрощенный правовой режим, предусматривающий два вида мер: безусловные, которые резидент получает при обретении своего статуса, и условные – право на них резидент получает после подачи заявки и при условии получения денег из федерального бюджета.

Вне зависимости от бюджетных возможностей резидентам зоны территориального развития предоставляются инвестиционный налоговый кредит, упрощенный порядок предоставления аренды с минимальной арендной платой, налоговые льготы и пониженные налоговые ставки на уровне субъекта.

Госгарантии, субсидии, создание объектов капитального строительства связаны с формированием бюджета, поэтому набор этих мер поддержки будет формироваться в зависимости от того, что предполагается к реализации в бюджете.

Виды мер поддержки будут определяться губернатором по согласованию с уполномоченным федеральным органом, исходя из возможностей формируемого бюджета. При приеме заявок резидентов сразу же публикуются ключевые критерии отбора, такие как количество создаваемых рабочих мест, объем инвестиций по инвестиционной декларации и др. Если данные заявки будут учтены при формировании бюджета и зона территориального развития получает средства, они распределяются резидентам в соответствии с проведенным отбором.

Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением. При этом Правительство РФ утверждает перечень субъектов, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. Если субъект РФ входит в этот перечень, то высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ может подать в Правительство страны заявку на создание зоны территориального развития. К такой заявке обязательно прилагается решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития.

Таким образом, предполагается создавать зоны территориального развития, как в Европейской, так и в Азиатской частях России. В Европейской части – преимущественно в южных регионах: на территории семи субъектов Северо-Кавказского и двух субъектов Южного федеральных округов. В Азиатской части – в пяти субъектах Дальневосточного и четырех – Сибирского федеральных округов. В Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах выделены по одному субъекту РФ. По видам субъектов РФ – на первом месте республики (их одиннадцать), а также четыре области, два края и одна автономная область.

Правительства перечисленных субъектов РФ могут подавать в Правительство страны заявки на создание зон территориального развития в муниципальных образованиях, расположенных на их территории, при этом в стратегии социально-экономического развития субъекта на долгосрочную перспективу обязательно должны быть указаны конкретные меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы), которые субъект РФ планирует предоставить резидентам зоны территориального развития, а также объемы инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в предполагаемой зоне. Кроме того, в стратегии развития необходимо отразить значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития и которые должны

отражать рост значений таких показателей, как доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям; уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, среднегодовые показатели развития промышленного и сельскохозяйственного производства, среднедушевой доход и прожиточный минимум. Обязательным условием является уменьшение показателей миграционного прироста, уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, доли длительной (более одного года) безработицы и доли ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда.

Регионы РФ, на территории которых допускается создание зон территориального

Субъект РФ, на территории которого допускается создание зон территориального развития Федеральный округ, в состав которого входит субъект РФ

Республика Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский

Еврейская автономная область Дальневосточный

Кроме того, на территории одного муниципального образования не допускается создание зоны территориального развития и особой экономической зоны, поскольку особые экономические зоны также дают определенные преференции при осуществлении предпринимательской деятельности. Также нельзя создавать зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока страны.

В субъектах РФ, попавших в перечень, утвержденный Правительством страны, начались работы по разработке предложений о муниципальных образованиях, на территории которых возможно создание зон территориального развития. Например, правительством Амурской области в декабре 2013 г. было принято решение включить в список территорий

– среднегодовыой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на ду1у населения – не более 166 тыс. руб

– среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения – не более 110,2 тыс. руб

– среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы – не более 26 тыс.

Кроме того, обязательным условием является наличие не менее пяти инвестиционных проектов частных инвесторов, реализуемых или планируемых к реализации на территории муниципалитета.

В перечень включаются муниципалитеты, имеющие значение интегрального показателя 5 баллов (по 1 баллу за соответствие каждому из вышеперечисленных условий), к которым относятся города Благовещенск, Райчихинск и Благовещенский район. Окончательное решение будет принимать Правительство Российской Федерации.

Таким образом, создание зон территориального развития, на территории которых будут предоставлены меры государственной поддержки путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику и создан специальный правовой режим для предпринимательской и другой экономической деятельности резидентов этой зоны, может стать существенным толчком в социально-экономическом развитии муниципальных образований и поднять уровень жизни их населения.

ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Федеральный закон. Выпуск 23. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 20 с.

Постановление Правительства РФ №326 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» от 10. 2013 // Российская газета. – 16. 2013.

ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК НОВАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В соответствии ч. 1 ст. 7 Конституции РФ государство обязано проводить политику и создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это фундаментальное начало определяет смысл и содержание деятельности государства, в том числе в сферах, связанных с организацией предпринимательской деятельности, формированием для этого благоприятных условий и поддержанием таковых в последующем.

Утверждения некоторых ученых и общественных деятелей относительно всесилия рынка, способного в одночасье изменить сформированные годами приемы и методы управления отечественной экономики, со временем не подтвердились. Юридические механизмы, обеспечивающие данный процесс, подчас инертны и нуждаются в регулярном совершенствовании. Об этом свидетельствует плодотворная деятельность законодательного органа, к сожалению, не всегда качественная и своевременная. Пример тому – проблема моногородов -печального наследия плановой экономики.

Опыт не такого уж далекого прошлого показал, что рынок не в состоянии урегулировать эту проблему самостоятельно, без вмешательства государства. Например, после приватизации находящегося в городе Пикалево Ленинградской области ПО «Глинозем» три основных завода, некогда составлявших единый градообразующий производственный комплекс и единую производственную цепочку, перешли в частные руки разных владельцев, которые в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не смогли договориться между собой о поставках сырья и совместном использовании транспортной инфраструктуры, что в итоге привело к сокращению и приостановке производства, массовым невыплатам заработной платы, значительным сокращениям работников1, прекращению подачи тепла

* Научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

1 Без работы оказался каждый четвертый житель Пикалево. : Владимир Путин разрешил «пикалевский кризис»? // URL:

Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2014

в жилые дома, росту социального напряжения в указанном моногороде, жители которого захватили здание мэрии и перекрыли федеральную трассу.

Экстренное вмешательство руководителей государства способствовало преодолению в «ручном» режиме пикалевского кризиса и путем государственного стимулирования, прежде всего через систему

кредитования, помогло умерить аппетиты капитанов бизнеса и пону-

дить их к взаимному сотрудничеству.

Данный пример получил широкую огласку благодаря средствам массовой информации и является наглядным подтверждением констатации краха в реальной экономике псевдолиберальной концепции и

поворота в сторону государственного участия.

Следует признать, что приведенный пример не единичный, но каждую подобную проблему не решишь в «ручном» режиме – нужен эффективный юридический механизм преодоления подобных явлений, основанный на органичном сочетании частноправовых и публично-правовых методов воздействия на экономику и происходящие в ней процессы.

Несмотря на совершенствование гражданского законодательства, проблема ограниченного публично-правового воздействия на экономику не потеряла своей актуальности. В связи с этим отыскание новых форм и методов взаимодействия государства и бизнеса (например, государственно-частного партнерства, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей и некоторые другие) не отбрасывает сформированные правовой отечественной традицией подходы к регулированию экономики и происходящих в ней процессов правовыми нормами предпринимательского, как ранее хозяйственного, права.

Разработанная в секторе предпринимательского права ИГП РАН концепция о хозяйственном (а с переходом экономики страны к рыночным методам регулирования – предпринимательском) праве как единой совокупности правовых норм, приемов и методов, эффективно регулирующей формирующиеся в процессе хозяйствования отноше-

3 См. : Примаков Е. 2007 год: прощание с псевдолибералами // Российская газета. 2008. 15 янв.

ния, не потеряла своей актуальности в наши дни4. Ее жизнеспособность подтверждается количеством нормативных правовых актов, органично сочетающих частноправовые и публично-правовые начала регулирования экономической деятельности, особенно в секторе реальной экономики, на что было обращено внимание в юридической литературе5.

Опасность рецидива пикалевского явления обусловлена особенностями территориального размещения единиц производства, их хозяйственного кооперирования и значительным влиянием градообразующего производства на развитие региона. С сожалением приходится констатировать значительную долю предприятий и монопрофильных муниципальных образований6, в которых ситуацию удалось стабилизировать посредством публично-правового вмешательства и применения антикризисных краткосрочных мер. В целях исправления ситуации и недопущения подобных явлений начиная с 2010 г. ведется совместная целенаправленная работа государственно-властных структур и бизнес-сообщества по комплексному инвестиционному планированию модернизации и реструктуризации экономики монопрофильных

4 Концепция предпринимательского права, разработанная в трудах

Лаптева, С. Занковского, Н. Михайлова, М. Клеандрова,

Шишкина и др. , позволяет рационально формировать хозяйственно-правовые институты и органично применять комплексное правовое регулирование экономических, в том числе предпринимательских, отношений, последовательно отстаивается в ряде работ. , например: Лаптев В. Введение в предпринимательское право. , 1994;. Банковский С. Публичные и частные начала в правовом регулировании экономики // Предпринимательское право в ХХ1 веке: преемственность и развитие. , 2002; он же. Предпринимательские договоры. , 2004; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. Лаптева и С. Занковского. , 2006; Шишкин С. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. , 2011.

5 См. : Лаптев В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. , 2010.

муниципальных образований. Недиверсифицированная экономика моногородов является сдерживающим фактором свободы экономической деятельности, способствует процветанию монополии и недобросовестной конкуренции, не позволяет гражданам – жителям этих монопрофильных образований использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обеспечивать себе достойный уровень жизни и свободное развитие.

В целях решения проблем моногородов Правительством РФ предлагалось, в том числе на территории субъектов РФ, где имеются такие моногорода, создание особых экономических зон, размещение там новых высокотехнологичных производств и обеспечение занятости населения7. Высказывается мнение, что монопрофильные населенные пункты необходимо наделить статусом особой экономической

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»9 (далее – Закон об ОЭЗ) особой экономической зоной признается часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Не разрывая единство экономического пространства Российской Федерации, действующее законодательство предусматривает возможность создания на ее территории особых экономических зон (далее -ОЭЗ), где устанавливается особый порядок хозяйствования и его правового опосредования. Учитывая, что законодателем при этом используется слово «особый», следует понимать, что ОЭЗ не могут иметь широкого, прежде всего территориального, распространения, поскольку их создание связано со значительной концентрацией затрат на обу-

7 См. : План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год. Утв. Правительством РФ 2 марта 2010 г. // СПС «Кон-сультантПлюс».

9 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 3127.

стройство инфраструктуры зоны и прилегающей территории, а также с недопущением снижения концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов в случае чрезмерно больших размеров территорий таких зон. В связи с этим, по мнению А. Козырина, при создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территорий10.

Действующим законодательством предусматривается возможность создания нескольких типов ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые, которые называются в юридической литературе «отрасле-выми»11; существуют также ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях12.

Следует заметить, что основными целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции (ст. 3 Закона об ОЭЗ). Востребованность ОЭЗ определяется, прежде всего, стремлением к развитию производства, о чем свидетельствует увеличение объема продукции, произведенной в ОЭЗ в 2012 г. , на 46% по сравнению с предшествующим периодом, что в стоимостном выражении составило 73,6 млрд руб. , и прогнозируемым, по мнению специалистов, дальнейшим увеличением объемов фактических инвестиций и произведен-

ной продукции.

Вместе с тем, способствуя развитию отраслей производства, ОЭЗ не имеют принципиальной направленности на социально-экономическое развитие определенных регионов в целом. Такую цель

12 См. : Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // СЗ РФ. 1999. № 23. 2807; Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 3. 280.

13 См. : РГ-Бизнес. 2013. 16 июля. 182

преследует иной институт, недавно введенный законодателем, – зона территориального развития (далее – ЗТР).

Понятие ЗТР в легальный оборот введено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14 (далее – Закон о ЗТР). Под ЗТР понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки (ст. 2 Закона о ЗТР).

Бесспорно, основной целью обоих указанных выше институтов является привлечение инвестиций в определенные отрасль или регион и создание определенной формы партнерства между государством и частными лицами. Однако у них разное целевое предназначение: в первом случае – развитие определенной отрасли, во втором – комплексное ускорение социально-экономического развития определенного публично-правового образования, что в условиях достаточно остро поставленного вопроса о реиндустриализации, развитии аграр-но-промышленного комплекса, об изменении структуры нашей экономики будет способствовать увеличению роли регионов в экономическом плане15, в том числе преодолению наследованных проблем монопрофильных территорий.

На прорывное предназначение ЗТР указывает срочный характер данных проектов. Такие зоны создаются сроком на 12 лет на территориях субъектов РФ, перечень которых утверждается Правительством РФ16. Субъекты, подлежащие включению в указанный перечень, определяются на основе показателей социально-экономического развития этих публично-правовых образований за предшествующий 10-летний период. Также субъект РФ может быть включен в число потенциаль-

14 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 7070.

15 См. : Примаков Е. Необходимо комплексное решение // Российская газета (столичный выпуск). 2013. 22 мая.

16 В настоящее время действует утвержденный Правительством РФ перечень, включающий 20 субъектов. : постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. № 326 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» // СЗ РФ. 2013. № 16. 1955.

ных кандидатов на создание ЗТР по решению или поручению Президента РФ.

Следует сказать, что определенные требования к социально-экономическим показателям предъявляются также к муниципальным образованиям, на территориях которых предполагается создание ЗТР.

Законодательно установлено несколько ограничений на создание ЗТР: пределами территории только одного субъекта РФ, а также недопустимость создания ЗТР на территории одного муниципального образования одновременно с ОЭЗ.

Решение о создании ЗТР принимает непосредственно Правительство РФ и оформляет его соответствующим постановлением, которое является основанием для заключения соглашения о функционировании ЗТР. Сторонами такого соглашения выступают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования или муниципальных образований, на территории которых создается ЗТР. Данное соглашение по своей сути сходно с соглашением о создании ОЭЗ. В юридическом сообществе высказываются самые разнообразные мнения относительно правовой природы таких соглашений: от отнесения их к непоименованным в ГК РФ гражданско-правовым

договорам до признания их нормативными актами локального значения, обозначающими территорию действия соответствующего зако-

В силу императивного влияния существует мнение, что такие соглашения являются разновидностью договора в публичном праве19.

Не ставя своей целью детально анализировать высказанные мнения, необходимо признать недостаточное внимание исследователей к методологии юридического оформления предпринимательских отношений. Вместе с тем отношения, складывающиеся между государ-

17 См. , например: Царева Л. Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Минск, 2003.

18 См. , например: Андреев В. Правовое регулирование создания и деятельности особых экономических зон // Государство и право. 2006. № 7. 44-47.

ственными (муниципальными) органами и коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) в связи с государственным регулированием бизнеса, традиционно являются предметом предпринимательского права и образуют так называемые вертикальные обязательства, которые регламентируют предпринимательство в целях направления его в требуемое русло, что может рассматриваться в качестве своеобразного соглашения, как отмечает С. Занковский20.

Следует согласиться авторами, придерживающимися мнения о комплексном характере соглашения о создании ЗТР21. Вместе с тем такое соглашение является основой формирования предпринимательских отношений и необходимым условием для будущей предпринимательской деятельности, вследствие чего указанные отношения признаются организационными предпринимательскими, входящими в

предмет предпринимательского права.

Условия соглашения о функционировании ЗТР ориентированы на организацию предпринимательства в пределах определенной территории и в определенные сроки, определяющие этапы функционирования ЗТР, и могут рассматриваться как императивные для подобного соглашения наряду с такими, как:

показатели оценки эффективности функционирования ЗТР на каждом этапе и по окончании данных этапов;

меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам в соответствии с Законом о ЗТР;

меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам субъектом РФ;

обязательство исполнительно-распорядительных органов муниципального образования или муниципальных образований по передаче исполнительному органу государственной власти субъекта РФ права на управление и распоряжение земельными участками, находящимися

20 См. : Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. Лаптева, С. Занковского. 233-234.

21 См. , например: Лисица В. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск, 2010; Белицкая А. Указ. соч.

22 См. : Российской предпринимательское право / Отв. ред. Ершова, Г. Отнюкова. 4-е изд. , 2012.

в муниципальной собственности и расположенными в границах ЗТР, на срок ее функционирования;

порядок прекращения предоставления мер государственной поддержки в связи с прекращением или досрочным прекращением существования ЗТР, а также в связи с исключением юридического лица или индивидуального предпринимателя из реестра резидентов;

объем и сроки финансирования создания в ЗТР находящихся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности ее субъектов, муниципальной собственности объектов инженерной, транспортной и иных инфраструктур (ч. 1 ст. 8 Закона о ЗТР).

Помимо перечисленных условий, подобное соглашение диспози-тивно может содержать обязательства органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот резидентам в рамках налогового законодательства, а также иные положения, связанные с функционированием ЗТР.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в ЗТР, признаются резидентами в том случае, если они отвечают ряду требований, а именно: зарегистрированы в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования, входящего в ЗТР; представили в администрацию ЗТР инвестиционную декларацию, отражающую инвестиционный проект, реализуемый в ЗТР в соответствии с предъявляемыми требованиями; включены в реестр резидентов ЗТР. О регистрации в качестве резидента предприниматели получают соответствующее свидетельство.

Не подлежат включению в реестр, а следовательно, не могут быть резидентами ЗТР субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества и общества, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям.

Помимо ограничения по кругу лиц законом предусмотрено ограничение по видам деятельности для кандидатов в резиденты ЗТР. В частности, ограничение касается производства этилового спирта, алкогольной продукции, производства табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей); добычи сырой нефти, природного газа, предоставления услуг в этих областях; добычи драгоценных металлов, драгоценных

камней, полудрагоценных камней, их производства и переработки; оптовой и розничной торговли; ремонта транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовой деятельности; обработки лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

В отличие от резидентов ОЭЗ с резидентами ЗТР не заключаются соглашения о ведении соответствующего вида предпринимательской деятельности в пределах ЗТР и механизм государственного регулирования складывается по-иному: резиденты ЗТР вправе получить меры государственной поддержки при условии обращения с соответствующей заявкой в администрацию ЗТР, которая определяет перечень сведений, необходимых для подачи заявок, формирует перечень заявок и устанавливает критерии и очередность их удовлетворения с учетом стратегии развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу.

Обобщив собранную информацию, администрация ЗТР представляет сведения о необходимых для ЗТР мерах государственной поддержки, об их объеме и количестве заявок резидентов, претендующих на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году, в уполномоченный федеральный орган, который, в свою очередь, представляет эти сведения главным распорядителям бюджетных средств в целях внесения предложений о планировании соответствующих расходов федерального бюджета, составлении обоснований бюджетных ассигнований. Удовлетворяется только обеспеченное бюджетными ассигнованиями количество заявок.

Следует заметить, что такой механизм позволяет субъектам РФ, в которых созданы ЗТР, стимулировать социально ориентированные проекты предпринимательской деятельности на основе симбиоза частной инициативы и государственной поддержки.

Государственная поддержка резидентов ЗТР осуществляется посредством следующих мер:

предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в ЗТР инвестиционных проектов с участием резидентов;

создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципаль-

ной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах ЗТР;

предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ;

предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

иные меры государственной поддержки в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (например, предоставление инвестиционного налогового кредита), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Меры государственной поддержки могут предоставляться не только за счет федерального бюджета, но и бюджета субъекта РФ, в этом случае последнему из федерального бюджета могут предоставлять субсидии для возмещения резидентам, заявки которых включены в перечни заявок, части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое у российских лизинговых компаний, а также на развитие инфраструктуры, включая сети инженерно-технического обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Довольно интересной мерой государственной поддержки является создание в ЗТР объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта. Такие масштабные и капиталоемкие проекты реализуются по обращению высшего должностного лица субъекта РФ с обоснованием их необходимости. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, и в последующем эти объекты находятся в государственной собственности Российской Федерации. Однако указанные объекты создаются в целях государственной поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов. Государственно-частное партнерство позволяет решать масштабные задачи развития предпринимательской и иной экономической деятельности, социально-бытовые и другие проблемы первона-

чально в пределах определенных территорий, а в последующем с реализацией указанных выше проектов в новых образованиях.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на формирование правового механизма государственной поддержки развития предпринимательства в пределах отдельных территорий, проблема эффективного сочетания частноправовых и публично-правовых интересов и приемов регулятивного воздействия на складывающиеся отношения все еще остается актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.