Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2021 – 2025 годы

Текст научной статьи
на тему «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И КЛАСТЕРЫ КАК ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА»

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И КЛАСТЕРЫ КАК ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА

Липецкий государственный педагогический университет

Мировой опыт показывает, что развитие национальных отраслей экономики во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и применения особых экономических зон. В данной статье раскрывается содержание понятий «особая экономическая зона», «кластер», выделяются и описываются их характерные особенности как форм территориальной организации хозяйства, рассматриваются классификации. Основное внимание автор акцентирует на различных подходах исследователей к этим вопросам. В статье значительное внимание уделяется целям создания особых экономических зон и кластеров. В настоящей работе проводится краткий обзор функционирования некоторых особых экономических зон России, анализируются результаты их экономической деятельности.

World experience shows that the development of national industries is largely determined by the governmental policy, aimed at creating favorable conditions for investment activities, protection of the domestic market, the competitiveness of domestic products. In promoting the development of the sectors of the economy, including working for export, it is impossible to do without using conventional and proven tools: concessional lending and taxation, the provision of state guarantees for external funding of export production, the supply of a specific “package” of benefits and privileges for investors, state assistance in the promotion of domestic products to foreign markets. All of these tools are combined in the mechanism for the creation and application of special economic zones. This article reveals the content of the notions of “a special economic zone”, “a cluster”, highlights and explains their characteristics as forms of territorial organization of economy, considers their classification. The author focuses on different approaches of the researchers to these issues. In the article, considerable attention is given to the aims to establish special economic zones and clusters. This paper presents a brief overview of the functioning of specific economic zones in Russia, it analyzes the results of their economic activity

Читайте также:  Поверку счетчиков воды отменили или нет

Ключевые слова: особая экономическая зона, кластер, кластеризация.

Keywords: special economic zone, cluster, clustering.

Введение. Формирование на территории Липецкой области целой сети особых экономических зон и территориальных кластеров как институтов инновационного развития, создает предпосылки для модернизации и интенсификации региональной экономики и решения целого ряда социально-экономических проблем. Использование кластеров и особых экономических зон в региональной политике как мощного инструмента повышения конкурентоспособности территорий следует определять, как новый комплексный подход к повышению эффективности развития территорий.

Все это актуализирует проблему осмысления сущности понятий указанных форм пространственной организации хозяйства. Если с понятием «особая экономическая зона» все более или менее ясно, то необходимо отметить дис-куссионность в определении понятия «территориальный кластер» и его географических границ, при этом здесь имеет место недостаточность информации и невысокий уровень ее достоверности, особенно в средствах массовой информации.

номических формирований: «свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующих решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».

Многовариантность определений ОЭЗ свойственна также их классификации. Необходимо отметить, что в научной литературе неоднократно предпринимались попытки классифицировать особые экономические зоны по самым различным признакам. Рассмотрим наиболее распространенные классификации. В своей ра-

И наконец, в соответствии с ФЗ № 116, на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

Создание ОЭЗ позволяет решать насущные

задачи российской экономики:

— создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок при ограниченном привлечении государственных средств;

— применение механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

— подготовка менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах;

— привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений;

— повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещения импортной продукции продукцией собственного производства;

Свободные таможенные 2. Бондовые склады 3. Свободные порты 4. Торгово-производственные 1. Импортозамещающие 2. Экспортно-производственные 3. Промышленные парки 4. Научно-промышленные парки 5. Экспортно-импортозамещающие 1. Технополисы 2. Технопарки 3. Инновационные центры 1. Офшорные 2. Банковских услуг и страховых услуг 3. Туристических услуг 1. Зоны свободного предпринимательства 2. Специальные экономические зоны 3. Территории особого режима 4. Особые экономические зоны

— стимулирование научно-технических новаций, развитие социально значимых и экспортно-ориентированных производств;

— повышение эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;

— улучшение технической оснащенности организаций;

— расширение информационных услуг, разработка новых технологий производства продукции;

Для решения этих задач резиденты ОЭЗ получают от государства право на применение административного принципа «одного окна», а также широкий спектр налоговых преференций, таких как освобождение от налогообла-жения сроком на 5 лет. Кроме того, резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты таможенных пошлин н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются на 49 лет для развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

С юридической точки зрения, есть два вида особых экономических зон. Во-первых, особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона от 22. 2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Их четыре типа:

  • Промышленно-производственные.
  • Технико-внедренческие.
  • Туристско-рекреационные.
  • Портовые.

Во-вторых, особые (свободные) экономические зоны, действующие на основании иных федеральных законов:

  • Особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 года.
  • Особая экономическая зона в Калининградской области, функционирующая ОЭЗ до 31 декабря 2045 года. Государственная поддержка организаций — резидентов ОЭЗ в Калининградской области будет действовать до 1 января 2031 года.
  • Свободная экономическая зона на территории Крыма и Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 года.

Сведения из отчёта о результатах функционирования ОЭЗ за 2017 год: по состоянию на конец 2017 на территориях ОЭЗ зарегистрировано 656 резидентов, в том числе 125 резидентов с участием иностранных инвесторов. Статус резидента ОЭЗ предоставляет массу преференций, в этой статье я остановлюсь на налоговых льготах.

Счетная палата признала эффективной деятельность только тех ОЭЗ, которые расположены в Татарстане, Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Деятельность остальных была признана либо неэффективной, либо вовсе не ведущейся

Что такое ОЭЗ? Это некий оазис для крупного и среднего бизнеса. Но окружающая территория развивается постольку поскольку: если в муниципалитете хороший мэр — она развивается интенсивно, если так себе — так себе развивается и территория.

НДС

По общему правилу резиденты ОЭЗ обязаны платить НДС с реализации. Однако есть исключение. Не подлежат налогообложению на территории РФ проведение работ или оказание услуг резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ. Портовая ОЭЗ в России только одна — в Ульяновской области, на территории муниципального образования «Чердаклинский район».

Налог на прибыль организаций

Организации, имеющие статус резидентов промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ либо участника СЭЗ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше двух в отношении собственных амортизируемых основных средств.

Законами субъектов РФ для организаций-резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности на территории ОЭЗ, при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесённых) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.

Стандартная ставка по налогу на прибыль составляет 20%, при этом 3% уплачиваются в федеральный бюджет, а оставшиеся 17% — в региональный бюджет. Согласно Закону Республики Татарстан от 10. 2006 № 5-3РТ, налоговая ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ, созданной на территории Елабужского района, и ОЭЗ «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан, составляет:

  • 0% — в течение пяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 5% — в период с 6 по 10 календарный год включительно начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 13,5% (12,5% в 2017-2020 годах) — по истечении 10 календарных лет, начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.

Для организаций-резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0%. Сейчас такой кластер существует в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Налог на имущество организаций

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента ОЭЗ, созданного или приобретённого для работы на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на бухгалтерский учет этого имущества.

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ.

А также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты постановки на бухгалтерский учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной ОЭЗ.

Земельный налог

Освобождаются от налогообложения земельным налогом организации-резиденты ОЭЗ, в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Освобождаются от налогообложения земельным налогом судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ сроком на 10 лет.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, льготы по которому могут быть установлены законом субъекта РФ.

Например, согласно Закону Республики Татарстан от 29. 2002 № 24-3РТ «О транспортном налоге», освобождаются от обложения транспортным налогом организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.

Аналогично, согласно Закону Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области», от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты портовой ОЭЗ в течение 10 лет с начала налогового периода, в течение которого транспортное средство зарегистрировано.

В соответствии с Законом Тульской области от 28. 2002 № 343-3ТО «О транспортном налоге», также от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа «Узловая» на территории муниципального образования Узловский район в отношении автомобилей грузовых, зарегистрированных после регистрации этих организаций в качестве резидентов ОЭЗ, в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была осуществлена регистрация транспортного средства.

Страховые взносы

Пониженные тарифы страховых взносов действуют для организаций, включённых в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ.

Также для организаций, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

Пониженный тариф страховых взносов на 2018 год. Всего — 21%, а именно:

Пониженный тариф страховых взносов на 2019 год. Всего — 28 %, а именно:

Льготы по уплате таможенных платежей

На территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территориях туристско-рекреационных ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны — процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, «ввозного» НДС, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Корона как фактор роста

Обратить особое внимание на ТОР и ОЭЗ инвесторов заставил коронакризис. «В целом складывается ощущение, что на фоне пандемии и других кризисных факторов бизнес все большее внимания обращает на возможность получения льгот, поэтому тематика ОЭЗ и других преференциальных режимов стала более востребована»,— отмечает Моисей Фурщик, управляющий партнер компании ФОК, глава Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию.

Так, за последние два года произошла заметная активизация процесса создания новых ОЭЗ, продолжает эксперт: «В 2020 году появилось восемь ОЭЗ, а в 2021 году — четыре. Причем из четырех возможных типов явный акцент делается на промышленно-производственных зонах. В частности, к этому типу относятся 10 из 12 ОЭЗ, созданных в 2020–2021 годах. Именно они оказались наиболее понятным форматом для бизнеса, поэтому лучше заполняются резидентами».

Одна из ОЭЗ промышленно-производственного типа (и, кстати, первая частная ОЭЗ в стране), показавшая, согласно рейтингу Минэкономразвития, 100% эффективности, «Ступино Квадрат», в сентябре отметила свое шестилетие и появление 30-го резидента. Как рассказала управляющий партнер и соучредитель ОЭЗ «Ступино Квадрат» Екатерина Евдокимова, и 2021 год, и даже 2020-й были к компании «достаточно благосклонны», а «COVID-19 катализировал некоторые процессы», в частности повысил привлекательность площадки для зарубежного бизнеса.

«В конце февраля прошлого года, прямо перед пандемией, мы подписали крупную сделку с Barilla: они купили у нас очень большой кусок земли, поэтому все это время выполняли обязательства по подведению железной дороги, делали инфраструктуру — в общем, пандемийных последствий не почувствовали,— говорит Екатерина Евдокимова. — Весь этот год предприятия также продолжали работать. У нас 17 заводов, причем 2 открылись в 2021-м. На очереди еще две крупные сделки с иностранными инвесторами и три — с российскими компаниями. Несколько компаний планируют расширяться — надо, соответственно, развивать железнодорожную инфраструктуру, в том числе строить контейнерный терминал».

Заметные улучшения видны и в существующих технико-внедренческих ОЭЗ, особенно в двух столицах, добавляет Моисей Фурщик. По состоянию на конец 2020 года число резидентов в ОЭЗ технико-внедренческого типа увеличилось на 26% по сравнению с 2017-м и составило 472 компании. Рост инвестиций здесь во многом связан с ослаблением ограничений на ведение промышленной деятельности, полагает эксперт.

По словам Тамары Рондалевой, генерального директора АО «ОЭЗ “Санкт-Петербург”», относящейся к технико-внедренческому типу, 2021 год оказался «довольно успешным». Резиденты ООО «Инмед» и ООО «ЭмСиЭнЭс Полиуретан РУС» (учредитель — корейская компания MCNS, Mitsui Chemicals and SKC Polyurethanes) получили разрешение на ввод в эксплуатацию своих предприятий: первое — по выпуску материалов на основе нановолокон, второе — по производству полиольного компонента полиуретановых систем с низким содержанием летучих органических соединений (применяется в строительстве, автомобилестроении, производстве холодильной техники, обувной и мебельной промышленности). Оба проекта связаны с разработкой новых материалов.

«ООО “Биопалитра” запустило серийное производство тест-системы “МультиСКРИН” для диагностики ВИЧ, гепатитов В и С, сифилиса — это первый в мире комбинированный тест, который одновременно выявляет сразу четыре заболевания. АО “Фармасинтез-Норд” произвело валидационную серию вакцины “Спутник V” и готовится к промышленному производству,— перечисляет Тамара Рондалева. — Несмотря на существенные ограничительные меры, отразившиеся в том числе на деловом туризме, с начала года привлечено шесть новых резидентов с заявленным объемом инвестиций более 6 млрд руб. В числе новых инвесторов, например, ООО “Газпромнефть — Промышленные инновации” (дочерняя компания ООО “Газпром нефть”) с проектом по созданию комплекса лабораторий и пилотных установок для испытания новых промышленных технологий. И еще несколько компаний станут резидентами ОЭЗ до конца года».

Кроме того, в текущем году началось строительство инженерной и транспортной инфраструктуры и нового инновационного центра. «Уже в следующем году мы завершим их и сможем предложить нашим резидентам готовые офисные и производственные площади и инженерно подготовленные земельные участки: и в том, и в другом сегодня есть потребность со стороны как действующих резидентов, так и потенциальных инвесторов»,— пояснила генеральный директор ОЭЗ.

Сближение и объединение

Эксперты выделяют ряд тенденций, которые будут определять развитие особых экономических зон в ближайшие годы. В частности, форматы промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ постепенно сближаются, что подтверждается предложением Минэкономразвития объединить их. «Мы наблюдаем, что два типа этих ОЭЗ ТВТ начинают взаимопроникать друг в друга, потому что технологии, производство и ИТ плотно связаны и границу между ними сложно прочертить»,— сообщил замминистра экономического развития Сергей Галкин в июле на круглом столе Совета федерации о мерах по обеспечению инвестиционной привлекательности особых экономических зон технико-внедренческого типа (ТВТ).

Также Минэкономразвития предлагает облегчить процедуру получения статуса резидента таких зон: заменить бизнес-планы на паспорта инвестиционных проектов, которые являются упрощенной его формой, и сократить сроки рассмотрения заявок с 40 до 15 рабочих дней. Кроме того, ведомство предлагает изменить налоговый режим для резидентов ОЭЗ ТВТ, добавив льготы по налогу на прибыль, ускоренную процедуру возмещения НДС и ускоренную амортизацию.

При этом на федеральном уровне, как отмечает Моисей Фурщик, усилилось понимание того факта, что только за счет региональных бюджетов полноценно развивать ОЭЗ нереально: «Слишком большие затраты требуются на инфраструктуру, а отдача возникает со значительным лагом».

Поэтому сейчас, по словам эксперта, для финансирования ОЭЗ явным образом стали задействоваться федеральные субсидии, ранее ориентированные на индустриальные и промышленные парки, а также появившийся в этом году инструмент инфраструктурных кредитов, выделяемых регионам. Так, например, в конце октября Ивановской области был выделен инфраструктурный кредит в размере 2,65 млрд руб. Часть этих средств пойдет на создание инженерной и дорожной инфраструктуры при строительстве объектов для размещения резидентов ОЭЗ промышленно-производственного типа «Иваново» в городе Иваново и ТОСЭР «Наволоки» в городе Наволоки Кинешемского района, а также для размещения промышленного предприятия в деревне Иневеж.

Довольно важным событием 2021 года, по мнению Моисея Фурщика, стало уточнение критериев создания особых экономических зон, которое сделало правительство России в июле: «Минимальный объем заявленных стартовых внебюджетных инвестиций был установлен на уровне 8 млрд руб. Причем при объеме таких инвестиций до 20 млрд руб. количество первоначальных потенциальных резидентов должно составлять не менее пяти компаний, а при сумме свыше 20 млрд руб. достаточно и одного якорного инвестора. Кроме того, соотношение между бюджетными вложениями в инфраструктуру и частными инвестициями должно быть не хуже 1:5».

Осуществимая задача

Что касается территорий опережающего социально-экономического развития, то эксперты выделяют следующие тенденции, сформировавшиеся в 2021 году. «Если говорить о дальневосточных ТОР, здесь в последнее время акцент был не на создании новых территорий, а на расширении существующих. Причем в действующие ТОР часто включают довольно удаленные крупные участки и новые виды деятельности. Это позволяет не плодить излишние управленческие структуры»,— отмечает Моисей Фурщик.

Еще одна важная тенденция в отношении ТОР — это постепенное смещение фокуса с гигантских якорных проектов (АГПЗ в Свободном, суперверфь «Звезда» в Большом Камне и т. ) на средние по размеру предприятия: «Причем в некоторых случаях уже удается переходить к осознанному формированию кластеров в рамках конкретных ТОР, постепенно удлиняя кооперационные цепочки между резидентами и увеличивая таким образом добавленную стоимость. Такой подход наша компания ФОК совместно с японским Nomura Research Institute закладывала при разработке Планов перспективного развития нескольких крупнейших ТОР, а сейчас стала видна его постепенная реализация».

В этом случае, говорит Моисей Фурщик, шансы на включение в льготный режим появляются не только у крупнейших федеральных корпораций, но и у местного бизнеса, а также у иностранных инвесторов: «А созданная за бюджетный счет инфраструктура ТОР начинает работать более эффективно, обслуживая потребности широкого круга инвесторов. Представляется, что именно кластеризация является оптимальным путем дальнейшего развития ТОР, так как она может обеспечить значительные синергетические эффекты».

По данным Минэкономразвития, в России насчитывается 115 территорий опережающего развития, из них 89 — в моногородах, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), где они создавались как ответ на изменившуюся структуру занятости. Сегодня функционирует восемь таких территорий в «атомных» городах: Саров в Нижегородской области, Озерск и Снежинск в Челябинской области, Железногорск в Красноярском крае, Лесной и Новоуральск в Свердловской области, Заречный в Пензенской и Северск в Томской областях.

Как пояснил гендиректор УК «Атом-ТОР» Николай Пегин, ТОСЭР в ЗАТО атомной отрасли дает возможность для реализации практически любых проектов, так как здесь порог вхождения не очень высокий: в зависимости от территории от 1 млн до 15 млн руб. , что позволяет заходить практически любым компаниям малого, среднего и крупного бизнеса.

«По аналогии с дальневосточными преференциальными территориями у компаний, которые решат реализовывать свои инвестиционные проекты на ТОСЭР именно в ЗАТО атомной отрасли, есть еще одно важное преимущество — наличие управляющей компании, которая оказывает поддержку проекту на всех этапах его реализации, от подготовки бизнес-плана и заключения соглашения о сотрудничестве до полного сопровождения резидента на этапе осуществления проекта»,— отмечает Николай Пегин.

«Атом-ТОР» — сравнительно молодая компания, но можно говорить о ее динамичном росте, подчеркивает господин Пегин. «В 2017 году на всех восьми территориях был один резидент, в 2018-м появился еще один. За 2019-й резидентов стало 20. К настоящему моменту на восьми территориях функционируют 59 компаний малого, среднего и крупного бизнеса с планируемым объемом инвестиций 14 млрд руб. ,— перечисляет он. — Выход предприятий на полную мощность позволит создать более 2,6 тыс. рабочих мест. Все это показатели, которые прописаны в заключенных соглашениях. Но есть и фактические результаты. Совокупный фактический объем капитализации проектов резидентов уже составляет более 1,1 млрд руб. , создана тысяча рабочих мест. По планам на начало следующего года объем фактически привлеченных инвестиций составит более 1,5 млрд руб.

Российские инвесторы демонстрируют значительный интерес к реализации проектов на ТОСЭР в закрытых атомных городах, констатирует генеральный директор УК «Атом-ТОР»: «Количество заявок не уменьшилось, несмотря на определенные трудности, вызванные пандемией коронавирусной инфекции. За прошедший год количество компаний, получивших статус резидента, выросло более чем вдвое — с 20 до 43. 16 предприятий приняли решения о реализации своих проектов на ТОСЭР атомных городов именно в текущем году. Еще ряд соглашений будет подписан до конца года. Большой пул проектов находится в стадии подготовки на этапе консультаций, корректировки бизнес-планов».

К 2030 году компания намерена создать более 10 тыс. рабочих мест для жителей ЗАТО, объем привлекаемых инвестиций может достигнуть 60 млрд руб. «Учитывая заданный темп, задача амбициозная, но осуществимая»,— резюмирует Николай Пегин.

Бизнес вкладывается в парки

Пандемия коронавирусной инфекции также усилила до рекордных значений и тренд на создание индустриальных парков. По данным ежегодного отраслевого обзора «Индустриальные парки России-2021», составленного Ассоциацией индустриальных парков России (АИП), в 2020 году число действующих индустриальных парков увеличилось на 27, а создаваемых — на 38, тогда как годом ранее общее число новых создаваемых и действующих индустриальных парков увеличилось лишь на 42. Общая территория действующих индустриальных парков к 2021 году выросла с 16,3 тыс. га до рекордных 41,6 тыс. За период исследований в парках размещено более 2,5 тыс. новых производств. «При этом доля действующих индустриальных парков в два раза выше создаваемых, что отражает высокую конверсию из одного статуса в другой»,— говорится в документе.

Инвестиции резидентов индустриальных парков, по самым консервативным подсчетам, составили не менее 120 млрд руб. , что выше аналогичных показателей прежних двух лет. По состоянию на апрель текущего года совокупный объем вложений в производство на территориях индустриальных парков России уверенно приближается к 1,5 трлн руб. накопленным итогом.

Говоря о специфике производства в зависимости от типа площадки, в АИП выделяют активный рост фармацевтического сектора в гринфилдах, инвестиции в который превысили вложения в деревообработку: «Также в гринфилд-парках привлекательными остаются пищевая промышленность, автомобилестроение, деревообработка, логистика и химическая промышленность. В браунфилдах наиболее быстрорастущими являются предприятия химической промышленности благодаря наличию специализированной инфраструктуры».

«Отдельно необходимо отметить появление нового типа площадки — комплексного индустриального парка,— отмечают авторы обзора. — Как правило, это расширение существующих территорий, сочетающих признаки гринфилд и браунфилд, на сегодня их число достигло 21. В 2020 году более 11 млрд руб. было инвестировано в фармацевтическую промышленность».

АИП России связывает интерес бизнеса к индустриальным паркам с тем, что подобные профессиональные площадки расцениваются как наиболее стабильный сегмент инфраструктуры для промышленного производства. Кроме того, свою роль сыграли и меры государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Особая экономическая зона

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2022 года; проверки требуют 9 правок.

Особая экономическая зона, или свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ, или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.

Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2021 – 2025 годы

Особая экономическая зона «Алабуга» в Елабуге

Понятие ОЭЗПравить

Существует смешение понятий в рамках данной темы ввиду существования различных родительских понятий:

  • в рамках системы/терминологии «комплексных экономических зон».
  • в рамках англоязычного понятия «special economic zone», переводимого как «особая экономическая зона» (ОЭЗ). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона» (СЭЗ), что может вносить некоторую путаницу.
  • в рамках системы/терминологии «Зоны свободной торговли» как подсистема «торговой особой экономической зоны» (Торговых ОЭЗ).
    Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
    действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);действует для всех стран, выполнивших критерии;может действовать не только в отношении товаров;часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.
  • Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.
  • А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
    действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);действует для всех стран, выполнивших критерии;может действовать не только в отношении товаров;часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.
  • действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);
  • действует для всех стран, выполнивших критерии;
  • может действовать не только в отношении товаров;
  • часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.

Классификация ОЭЗПравить

  • Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:
    Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны.Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны.
  • Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспортоориентированных компаний.
  • Территориально-функциональные ОЭЗ — наличествуют признаки обоих предыдущих типов зон.
    Бывает чаще всего, как смешанное ОЭЗ.
  • Бывает чаще всего, как смешанное ОЭЗ.

По степени интеграции в национальную экономикуПравить

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.

По принципу национальностиПравить

  • Национальные — действующие в рамках одного государства.
  • Трансграничные — действующие в рамках двух и более государств. Примеры:

По системам льготПравить

  • Торговые, или таможенные (импорт) льготы — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) льготы — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые льготы — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные льготы — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции

Особая экономическая зона , или свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ , или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории , площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории , общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *