Объекты негативного воздействия на окружающую среду нвос и их категории

Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и их категории

Прочитав статью, вы узнаете все о категориях НВОС (категориях негативного воздействия на окружающую среду) и сможете соотнести свое предприятие к одной из 4 категорий.

Руководитель отдела экологии


Определение объекта негативного воздействия на окружающую среду

Объект негативного воздействия на окружающую среду – это физический объект (как правило комплекс, расположенный по единому физическому адресу), который оказывает любое (даже самое минимальное) вредное воздействие на окружающий мир и среду.

Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды” выделяет уровни опасности юридического лица или ИП для окружающей среды и биоразнообразия. Уровнем опасности и называется категория негативного воздействия на окружающую среду.


Критерии отнесения предприятия к объектам негативного воздействия

Объектом НВОС считается объект, осуществляющий выбросы вредных веществ в воздух, выбросы в воду или образующий опасные отходы.

Чтобы соотнести объект к НВОС и присвоить ему категорию негативного воздействия, необходимо провести инвентаризацию выбросов и подать документы в Росприроднадзор.

Именно на основании отчета о выбросах и анализа документации инспекторы делают вывод о соотнесении предприятия к категории негативного воздействия.


Категории НВОС

Всего выделяют 4 категории негативного воздействия на окружающую среду. Чем выше категория – тем больше законодательных экологических требований к предприятию.


Как определить категорию НВОС и поставить предприятие на учет?

Для определения категории негативного воздействия на окружающую среду необходимо провести инвентаризацию выбросов в атмосферный воздух. По результатам инвентаризации эколог готовит отчет о выбросах, который содержит в себе карту всех источников вопросов, на которой указано количество источников выбросов и количество вредных веществ, которые выбрасываются из каждого источника.

Краткая схема процесса постановки на учет НВОС

Получите экспертную помощь по постановке вашего предприятия на учет НВОС. Ответим на любые вопросы, предложим лучшее решение.

После проведения инвентаризации выбросов в атмосферный воздух предприятие подает в надзорные органы отчет о проведении инвентаризации, а также иные правоустанавливающие документы (например, устав, копию ОГРН и т.д.). В течение 30 рабочих дней Росприроднадзор по результатам анализа всей документации предприятия присваивает одну из 4 категорий негативного воздействия на окружающую среду и выдает свидетельство, в котором указана присвоенная категория НВОС и индивидуальный код объекта, поставленного на учет.

Пример: свидетельства о постановке на учет НВОС

Образец свидетельства о постановке на учет НВОС. Свидетельство содержит номер объекта и утвержденную категорию НВОС для юридического лица (заявителя).

Чем выше категория, тем больше природоохранных требований необходимо соблюдать. Так, например, предприятия 1 категории НВОС помимо проектов НДВ, НДС, ПНООЛР, паспортов на опасные отходы необходимо получить комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Скачайте чек-лист по узакониванию объекта НВОС

Подготовили для вас чек-лист по соблюдению экологических требований и узакониванию объекта НВОС. Заполните заявку и сразу же получите его на вашу почту.

Таблица с категориями НВОС и требованиями к каждой категории негативного воздействия на окружающую среду

Изучив таблицу категорий НВОС (негативного воздействия на окружающую среду), вы сможете понять к категории НВОС будет относится ваше предприятия.

Когда необходимо актуализировать категорию НВОС?

Категория негативного воздействия на окружающую среду присваивается предприятию один раз и может быть изменена только в случае модернизации или технического перевооружения предприятия. Иными словами, если:

  • Произошли изменения в производственном процессе
  • Изменились объемы выбросов

то необходимо актуализировать категорию, провести повторную инвентаризацию по повторно поставить предприятие на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду.

Требования к категориям НВОС

Для каждой категории НВОС установлены свои законодательные требования по разработке природоохранной документации.

Категории НВОС и их требования

Так, например, объекты 3 категории НВОС разрабатывают проект НДВ, устанавливающий нормативы допустимых выбросов в воздух, но только для веществ 1-2 класса опасности. В то время как предприятия 2 категории НВОС включают в проект НДВ вещества всех 4 классов опасности и затем оформляют установленные нормативы в декларацию о негативном воздействии на окружающую среду.

Категория НВОС (4 категория негативного воздействия на окружающую среду)

Предприятия 4 категории НВОС включают большинство небольших промышленных и хозяйственных объектов. Их деятельность несет низкую угрозу для окружающей среды. К таким объектам относятся, например, офисные центры и склады с небольшими котельными.

Обязанности предприятий 4 категории НВОС

  • С 1 сентября 2024 года будут освобождены от обязанности регистрировать объекты в Росприроднадзоре
  • Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям достаточно провести инвентаризацию выбросов
  • Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ вступит в силу с 1 сентября 2024 года

Категория НВОС (3 категория негативного воздействия на окружающую среду)

Предприятия 3 категории НВОС оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Например, это небольшие вокзалы и средние по объему производства промышленные предприятия, такие как производство садово-парковой мебели.

Категория НВОС (2 категория негативного воздействия на окружающую среду)

Предприятия 2 категории НВОС оказывают значительное воздействие на окружающую среду. Это могут быть крупные химические производства, аэропорты и вокзалы.

Категория НВОС (1 категория негативного воздействия на окружающую среду)

Предприятия 1 категории НВОС оказывают значительное воздействие на окружающую среду и находятся в области применения наилучших доступных технологий (НДТ). Деятельность таких объектов оказывает существенное влияние на окружающую среду, поэтому на них предъявляются наибольшие требования в соответствии с ФЗ №7 Об охране окружающей среды.

Наши эксперты

Наши эксперты написали для вас более 200 статей по промышленной, экологической безопасности и проектированию. Их прочтение поможет Вашему предприятию детально ознакомиться с актуальными законодательными требованиями.


Разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)


Нормативы допустимых выбросов (установление)


Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ


Получите бесплатную консультацию

Оставьте свой номер телефона и наш эксперт перезвонит вам для детального обсуждения вашего проекта. В результате подготовим детальное предложение по реализации вашего проекта.


Российская Федерация

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, и т.д.)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также – природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс – комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт – территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также – природоохранная деятельность); (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 361-ФЗ)

качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов – нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

нормативы допустимых сбросов – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы предельно допустимых концентраций) – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

временно разрешенные выбросы – объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

временно разрешенные сбросы – объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 331-ФЗ)

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 21.11.2011 № 331-ФЗ)

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды; (В редакции федеральных законов от 19.07.2011 № 248-ФЗ; от 21.07.2014 № 219-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

объекты природного наследия – природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.12.2013 № 406-ФЗ)

объекты всемирного природного наследия – объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.12.2013 № 406-ФЗ)

экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

вещества, разрушающие озоновый слой (далее – озоноразрушающие вещества), – химические вещества и их смеси, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

обращение озоноразрушающих веществ – производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

рекуперация озоноразрушающих веществ – извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, содержащихся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

восстановление озоноразрушающих веществ – обработка рекуперированных озоноразрушающих веществ путем фильтрации, сушки, дистилляции, химической обработки в целях восстановления потребительских свойств озоноразрушающих веществ; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

рециркуляция (рециклирование) озоноразрушающих веществ – повторное использование рекуперированных озоноразрушающих веществ после их восстановления; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

уничтожение озоноразрушающих веществ – процесс разрушения озоноразрушающих веществ, приводящий к их разложению или превращению в вещества, не являющиеся озоноразрушающими веществами; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

потребление озоноразрушающих веществ в Российской Федерации – количество произведенных в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и ввезенных в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ, за исключением количества озоноразрушающих веществ, которые: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

вывезены из Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

технологические нормативы – нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

технологические показатели – показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

технические нормативы – нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды

21 июля 2014 г. N 219-ФЗ

Читайте также:  Код адреса по фиас официальный сайт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *