Объекты размещения отходов вносятся в объектов размещения отходов

В связи с многочисленными обращениями территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении» (далее – Закон № 89-ФЗ) объекты размещения отходов (далее – ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО). Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской федерации федеральным органом исполнительной власти,

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов (далее – Порядок № 792), который предусматривает порядок ведения Росприроднадзором. в том числе ГРОРО с 01.08.2014.

Согласно п. 16 Порядка № 792 ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Виды ОРО представлены в Таблице 1 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

В силу положений ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Читайте также:  Абонентские отделы

Таким образом, с 01.08.2014 запрещено размещать отходы производства и потребления на объектах, не включенных в ГРОРО.

При этом, согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 ст. 16 данного закона устанавливает виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Положениями ст. 23 Закона № 89-ФЗ определено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок № 632), определено, что масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, а том числе, на размещение отходов.

Таким образом, положения Порядка № 632 не предусматривают учета каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) при применении п. 6 Порядка № 632.

Однако, в случае выявления территориальным органом Росприроднадзора факта размещения отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяется административная ответственность, установленная ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Объекты размещения отходов должны быть зарегистрированы в соответствующем госреестре.

С 01.08.2014 запрещено размещать отходы производства и потребления на объектах, не включенных в госреестр.

За нарушение указанного запрета предусмотрена административная ответственность (ст. 8.2 КоАп РФ). Для ИП – штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб, для юрлиц – от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Альтернатива штрафу – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что касается определения сверхлимитной массы загрязняющих веществ, то здесь учитывается только отсутствие у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в т. ч. на размещение отходов (документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Минприроды России от 18. 2018 N 12-47/26489

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 18 октября 2018 г. N 12-47/26489

ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Минприроды России в рамках своей компетенции рассмотрело письмо о правомерности отказа Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от выдачи лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности с использованием установки «Форсаж-1» и сообщает.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Требования к соискателям лицензии и лицензиатам установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее — Положение).

Согласно подпункту «в» пункта 5 Положения для получения лицензии для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности соискатель лицензии в заявлении указывает реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) документации, являющейся объектом ГЭЭ (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон N 174-ФЗ).

Таким образом, для получения лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности необходимо положительное заключение ГЭЭ документации, являющейся объектом ГЭЭ.

Учитывая отсутствие в письме конкретной информации (наименование юридических лиц, копии документов, содержащих отказ Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу), дать оценку правомерности отказа Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от выдачи лицензии не представляется возможным.

В части необходимости проведения ГЭЭ в отношении установки «Форсаж-1» отмечаем следующее.

Отношения в области экологической экспертизы регулируется Законом N 174-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ к объектам ГЭЭ относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Согласно пункту 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектом ГЭЭ федерального уровня является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности.

Также согласно пункту 8 статьи 11 Закона N 174-ФЗ к объектам ГЭЭ федерального уровня относится проектная документация, ранее получившая положительное заключение ГЭЭ, в том числе в случае реализации объекта с отступлениями от документации и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

Как следует из письма, положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ на проект технической документации на установку «Форсаж-1» утверждено приказом Ростехнадзора от 24.12.2007 N 899.

Таким образом, необходимость представления на ГЭЭ проекта технической документации на установку «Форсаж-1», который ранее получил положительное заключение ГЭЭ, по истечению срока действия положительного заключения ГЭЭ может быть обусловлена реализацией объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, внесением изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ, а также, если объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ.

Как вывести из эксплуатации объект размещения отходов

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова

Подскажите, пожалуйста, как вывести из эксплуатации объект размещения отходов?

Объекты размещения отходов вносятся в объектов размещения отходов

Единых требований к порядку вывода из эксплуатации объекта размещения отходов (ОРО) на сегодняшний день нет.

Для вывода из эксплуатации ОРО необходимо:

1) Разработать:
• проект вывода из эксплуатации ОРО, предусматривающий процедуру консервации или ликвидации такого объекта;
• проект рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении отходов (в случае ликвидации объекта размещения отходов).
Требования к проектной документации определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 87.

2) Представить выше указанные проекты на государственную экологическую экспертизу.
Проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (п. 7.2 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе»).

3) Прекратить фактическую эксплуатацию объекта размещения отходов.

4) Исключить ОРО из ГРОРО.
Согласно п. 6 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
На основании Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России 792 ведение ГРОРО осуществляет Росприроднадзор.
Исключение ОРО из ГРОРО осуществляется в случае (п. 22 Порядка):
— получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
Таким образом, для исключения ОРО из ГРОРО необходимо направить заявление о прекращении эксплуатации ОРО в Росприроднадзор в уведомительном порядке.
К сведению, образец такого заявления законодательно не утвержден, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.

5) Провести процедуру снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 11, 12 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, когда объект НВОС ликвидируется или находится на консервации, организация для снятия его с учета подает копию акта о ликвидации или консервации.

6) Представить в территориальный орган Росприроднадзора:
• заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, оформленное в соответствии с Приказом Росприроднадзора N 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
• оригинал действующей лицензии по обращению с отходами.

7) Контролировать состояние ОРО и его воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 4 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8) Провести рекультивацию ОРО.
Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 12 октября 2020 года N 1657

Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов

1. Настоящий документ устанавливает единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений (далее — единые требования).

2. Единые требования устанавливаются с учетом химических, физических и биохимических факторов воздействия на окружающую среду.

3. При выборе технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность в следующей последовательности:

обработка твердых коммунальных отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации;

утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала материального ресурса;

утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала энергетического ресурса;

обезвреживание твердых коммунальных отходов;

захоронение твердых коммунальных отходов.

4. Материалы, используемые при строительстве объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, должны обеспечивать их долговечность и экологическую безопасность в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

5. Выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться с учетом схемы потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в целях обеспечения максимальной экономической эффективности их функционирования.

6. Ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

7. Объекты обработки твердых коммунальных отходов предназначены для выделения из твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Объекты обработки твердых коммунальных отходов могут быть предназначены для обработки твердых коммунальных отходов, которые образуются при раздельном или совместном накоплении.

8. Технологические решения для объектов обработки твердых коммунальных отходов не должны допускать смешение перед обработкой твердых коммунальных отходов, совместно накопленных, с твердыми коммунальными отходами, накопленными раздельно.

9. На объектах обработки твердых коммунальных отходов приоритетными технологиями являются технологии автоматизированной сортировки при сочетании с ручной сортировкой твердых коммунальных отходов, позволяющие осуществить извлечение максимально возможного количества видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации.

10. На объектах обработки твердых коммунальных отходов при выборе технологических решений на стадии проектирования и (или) эксплуатации должна быть обеспечена их бесперебойная и безопасная работа путем:

установления 3-й категории надежности электроснабжения в качестве минимальных требований к надежности электроснабжения объекта обработки твердых коммунальных отходов при условии наличия резервных источников энергоснабжения;

обеспечения объектов обработки твердых коммунальных отходов автоматическими системами аварийной остановки производственных линий;

обеспечения на объектах обработки твердых коммунальных отходов мощностью более 100 тыс. тонн в год систем автоматической диагностики состояния оборудования в целях предупреждения аварийных остановок;

обеспечения наличия на объектах обработки твердых коммунальных отходов мощностью свыше 150 тыс. тонн в год не менее 2 линий сортировки (при наличии технологической потребности, определяемой на стадии проектирования);

установления максимальной продолжительности аварийного ремонта оборудования;

обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих последующему направлению на обработку.

11. Объекты обработки твердых коммунальных отходов должны обеспечить прием и обработку среднесуточной массы твердых коммунальных отходов в сезон их максимального образования.

12. Объекты обработки твердых коммунальных отходов должны обеспечивать возможность извлечения из твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Эффективность обработки должна обеспечивать исполнение показателей по утилизации (за исключением энергетической утилизации), установленных инвестиционными программами по строительству, реконструкции таких объектов, а также территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, субъекта Российской Федерации.

13. Объекты энергетической утилизации твердых коммунальных отходов предназначены для использования твердых коммунальных отходов, прошедших обработку, в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов).

Объекты утилизации твердых коммунальных отходов (за исключением энергетической утилизации) предназначены для производства продукции, в том числе вторичного сырья, удобрений органических, почвогрунта или грунта, пригодного для технических целей, твердого топлива, из видов отходов, полученных при обработке твердых коммунальных отходов.

14. Технологические решения для объектов утилизации твердых коммунальных отходов должны обеспечить соответствие получаемой продукции требованиям, предъявляемым к этой продукции, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

15. Не допускается принимать на объекты утилизации твердых коммунальных отходов твердые коммунальные отходы, не прошедшие обработку, за исключением твердых коммунальных отходов, сбор (накопление) которых осуществляется раздельно.

16. Объекты обезвреживания твердых коммунальных отходов предназначены для уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду путем сжигания, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) путем обеззараживания на специализированных установках или путем компостирования, результатом которого не является получение вторичного сырья или иной продукции.

17. Расположение объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов, на которых обезвреживание отходов осуществляется путем сжигания, определяется при разработке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях, для которых отсутствует экономическая целесообразность обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, в случаях если строительство объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов не представляется возможным в силу природно-климатических, географических особенностей таких территорий, плотности населения, проживающего на таких территориях, низкого уровня объема образования твердых коммунальных отходов.

18. Объекты обезвреживания отходов, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования, предназначены для обезвреживания твердых коммунальных отходов, подлежащих последующему захоронению.

19. Технологические решения для объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования, должны учитывать климатические условия и исключать прямое попадание продуктов компостирования в атмосферный воздух, на почву, в поверхностные и подземные воды.

20. Расположение и экономическая целесообразность создания объектов обезвреживания отходов, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования твердых коммунальных отходов, определяется при разработке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.

21. Объекты размещения твердых коммунальных отходов предназначены:

для хранения видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов (за исключением отходов органического происхождения), предназначенных для дальнейшего обезвреживания, и (или) утилизации, и (или) захоронения;

для захоронения твердых коммунальных отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации.

22. На объектах размещения твердых коммунальных отходов должны быть предусмотрены технологические решения, обеспечивающие максимально возможное ограничение загрязнения окружающей среды, распространяемого птицами, грызунами, насекомыми и другими животными.

23. Объекты хранения видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов (за исключением отходов органического происхождения), должны обеспечивать безопасность складирования таких отходов в целях дальнейшего обезвреживания, и (или) утилизации, и (или) захоронения, а также исключение загрязнения окружающей среды.

24. Места расположения объектов размещения твердых коммунальных отходов определяются при разработке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом запретов, установленных законодательством Российской Федерации.

25. Объекты размещения твердых коммунальных отходов, расположенные на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, должны быть спроектированы и сооружены таким образом, чтобы расстояние от нижнего уровня размещаемых отходов до уровня грунтовых вод составляло не менее 2 метров.

26. Объекты размещения твердых коммунальных отходов, расположенные на просадочных грунтах, должны быть спроектированы и сооружены таким образом, чтобы в результате просадочные свойства грунтов были полностью устранены. Способ устранения просадочных свойств грунтов определяется в соответствии с требованиями, установленными документами в области технического регулирования.

27. На объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры:

по охране атмосферного воздуха от поступления в него загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объектах размещения за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

по охране поверхностных водных объектов, исключающие сброс сточных вод без их предварительной очистки;

по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

по организации сбора и отвода фильтрата;

по организации системы наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов.

28. На объектах обработки твердых коммунальных отходов, а также объектах размещения отходов, предназначенных для захоронения твердых коммунальных отходов, должны осуществляться меры по радиометрическому контролю поступающих твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

29. На объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры по защите от свободного доступа посторонних лиц, обеспечению контроля доступа на территорию и к техническим средствам объектов. Указанные объекты должны быть оборудованы системой весового контроля, автоматизированной системой учета и передачи в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов информации о количестве поступающих на объект отходов, количестве образуемых на объектах отходов, количестве получаемой из твердых коммунальных отходов продукции, количестве захороненных твердых коммунальных отходов.

30. Объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов должны быть оборудованы системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы на такие объекты, в целях учета и передачи сведений в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов.

31. Объект размещения твердых коммунальных отходов подлежит реконструкции в случае установления по результатам мониторинга за состоянием и загрязнением окружающей среды факта негативного изменения качества окружающей среды относительно показателей, установленных проектной документацией на строительство этого объекта, данных о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта, данных наблюдений за состоянием объекта и его воздействия на окружающую среду и других данных, использованных при проведении мониторинга, и непринятия мер по предотвращению, снижению и (или) ликвидации таких негативных изменений.

32. Объект размещения твердых коммунальных отходов подлежит выводу из эксплуатации:

после заполнения объекта размещения твердых коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на строительство или реконструкцию этого объекта;

по решению суда при рассмотрении исковых требований о прекращении деятельности на объекте в связи с установлением в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды факта изменения показателей качества окружающей среды и отсутствием принимаемых мер для устранения такого загрязнения.

33. Вывод из эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов включает следующие мероприятия:

прекращение приема и размещения отходов собственником и (или) эксплуатирующей организацией;

проведение мероприятий по сохранению объекта размещения твердых коммунальных отходов в безаварийном состоянии, изоляции захороненных отходов, исключающей их негативное воздействие на окружающую среду, контролю состояния объекта размещения твердых коммунальных отходов и состояния окружающей среды в месте его размещения.

34. На объекте размещения твердых коммунальных отходов в ходе его ликвидации и после завершения ликвидации собственником (владельцем) объекта должен обеспечиваться контроль состояния изоляции твердых коммунальных отходов, состояния оборудования природоохранного назначения и контроль воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном законодательством в области охраны окружающей среды, а также контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

35. Прекращение производственного экологического контроля за состоянием ликвидируемого объекта размещения твердых коммунальных отходов и его воздействием на окружающую среду возможно по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения твердых коммунальных отходов из эксплуатации, и только в случаях, если по результатам производственного экологического контроля оценки воздействия на окружающую среду подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

36. Ликвидация объекта размещения твердых коммунальных отходов включает в себя мероприятия по демонтажу установленного на объекте размещения твердых коммунальных отходов оборудования, удалению и (или) изоляции захороненных на нем отходов, восстановлению природной среды, восстановлению нарушенных при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта размещения твердых коммунальных отходов земель в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

37. Технологические показатели объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, отнесенных в соответствии с требованиями статьи 4_2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к объектам I категории, а также к объектам II категории, на которые юридические лица и индивидуальные предприниматели получают комплексные экологические разрешения в соответствии со статьей 31_1 указанного Федерального закона, должны соответствовать технологическим показателям наилучших доступных технологий, предусмотренных статьей 28_1 указанного Федерального закона, сведения о которых представлены в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям.

Ликвидация объекта размещения отходов – гражданское законодательство и судебные прецеденты


Апелляционное определение № 4-АПА19-43 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ

размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий; обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами (пункт 2). В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Исходя из положений пункта 3 этой же статьи территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе: данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов размещения отходов , включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания,


Апелляционное определение № АПЛ19-525 от 06.02.2020 Верховного Суда РФ

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) в той мере, в которой они допускают возможность самостоятельной ликвидации собственниками земельных участков мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов без заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого находятся данные земельные участки, договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Полагает, что оспариваемые нормы Правил допускают организацию потоков твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения до объектов их размещения, обработки, обезвреживания, захоронения, не соответствующих территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации, что противоречит основной цели введенного законодателем правового регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края и осуществляет соответствующую деятельность. По мнению административного истца, оспариваемые положения Правил позволяют собственникам земельных участков, находящихся в территориальной зоне деятельности


Определение № А26-9028/18 от 28.12.2020 Верховного Суда РФ

ином объеме – 1020 куб. м и иной стоимостью – 1 326 000 рублей. Согласно имеющему в материалы дела расчету расходов, понесенных истцом по ликвидации несанкционированной свалки, объем ТКО составил 1020 куб. м, расстояние перевозки до зарегистрированного лицензированного объекта размещения 170 км, цена транспортирования за единицу объема составляет 1758,44 руб./куб. м, тариф на размещение (захоронение) за единицу объема определен в размере 45,50 руб./куб. м, стоимость размещения (захоронения) всего определена в размере 46 410 руб. Между тем общество «Автоспецтранс» не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие обоснованность приведенных в договоре расчетов и расценок, не указало, каким нормативным правовым актом предусмотрен указанный в договоре тарифы на размещение (захоронение) ТКО, с учетом в том числе того, что для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с ТКО, вывозу и утилизации отходов , установлены предельные тарифы. Кроме того, согласно пункту 4 Правил № 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов


Определение № 307-ЭС21-26891 от 26.01.2022 Верховного Суда РФ

обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, дополнения к кассационной жалобе отсутствуют. Как следует из судебных актов, между обществом (исполнителем) и министерством (заказчиком) заключен государственный контракт от 02.06.2020 № 10 на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов (захламлений) на землях лесного фонда по судебным решениям. В июле, августе 2020 года общество оказало министерству соответствующие услуги, предоставив документы, подтверждающие выполнение работ. По результатам рассмотрения указанных документов министерство 30.10.2020 составило заключение, выявило следующие недостатки: первичная отчетная документация не приведена в соответствие; в контрольных талонах приема отходов допущены ошибки; предоставленный пакет документов не соответствует требованиям подпункта 1.3.12 приложения 1 к контракту, а именно: акты приема-передачи отходов от исполнителя эксплуатирующей организации объектов размещения отходов не содержат указания на объем переданных отходов в кубических метрах; заявленный объем отходов, вывезенных при помощи указанных в отчетной документации транспортных средств, не соответствует техническим характеристикам транспортных средств и не подтвержден талонами приема бытовых отходов эксплуатирующей


Решение № А60-17289/2021 от 21.07.2021 АС Свердловской области

суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству. Определением от 23.06.2021г. суд назначил дату основного судебного заседания. В настоящем судебном заседание истец требования поддерживает. Ответчик явку представителя не обеспечил. Рассмотрев материалы дела, суд УСТАНОВИЛ: Как следует из материалов дела, между АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (Заказчик) и ООО «Агентство природоохранных технологий» (Подрядчик) был заключен договор на проектные работы № 3760к/423 от 23.10.2017 согласно условий, которого Подрядчик принимает на себя обязательство по разработке проектной документации « Ликвидация объекта размещения отходов » (далее – Работы) АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (свалка твердых промышленных отходов) (далее – Объект), в соответствии с техническим заданием на проектирование. В соответствии с п. 2.1 Договора стоимость работ по договору составляет 4 091 650 руб. 00 коп. Согласно п. 3.1 Договора срок окончания работ апрель 2018г. Дополнительным соглашением №3 от 01.10.2019г. срок окончания работ установлен до 25.02.2020г. Как указывает истец, акт сдачи – приемки изыскательских и проектных работ по договору от


Решение № А42-11569/18 от 07.03.2019 АС Мурманской области

рекультивацией, так как не направлены на восстановление плодородного слоя земли. В настоящее время Общество осуществляет промежуточный этап – ликвидацию хвостохранилища ОФ-2, проводимый после вывода его из эксплуатации и предшествующий этапу рекультивации. Представитель ответчика требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Дополнительно указал, что с 01.07.2015 у АО “Кольская ГМК” наступила правовая обязанность получить положительное заключение ГЭЭ проектной документации объектов, указанных в пункте 7.2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ, среди которых ликвидация объекта размещения отходов отсутствует. Актуализированные материалы по продлению срока ликвидации хвостохранилища ОФ-2 поселка Никель, разработанные АО “Кольская ГМК” в 2010 году и не предусмотренные нормами действующего законодательства, подтверждают сам факт проведения работ на хвостохранилище в отсутствие документа, предоставляющего право юридическому лицу осуществлять мероприятия по его рекультивации. По мнению представителя Управления, пункт 6 статьи 49 Закона № 309-ФЗ в рассматриваемом случае неприменим, поскольку хвостохранилище ОФ-2 поселка Никель не внесено в государственный реестр объектов размещения отходов и не


Постановление № А75-1553/12 от 30.10.2012 АС Западно-Сибирского округа

посчитал установленными событие вменяемого правонарушения и вину общества в его совершении. При этом суд указал, что общество, размещая отходы в шламовом амбаре куста № 4 Южно-Покамасовского месторождения, нарушило условия проектной документации и лицензионного соглашения. Шламовый амбар, в котором общество захоронило буровой шлам, являющийся отходом производства 4 класса опасности, не отвечает требованиям и условиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам захоронения отходов, а рекультивация земельного участка, на котором расположен шламовый амбар не приведет к ликвидации объекта размещения отходов на участке. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, статьей 8.2 КоАП РФ. Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правомерными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ определена административная ответственность за пользование недрами


Постановление № А75-3427/12 от 26.12.2012 АС Западно-Сибирского округа

производства и потребления, в частности, в шламовых амбарах кустовой площадки № 536 Вынгапуровского месторождения нефти. Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2011 № 392. ООО «Заполярнефть» выдано предписание от 23.12.2011 № 336-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, которым обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 536) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров). Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО «Заполярнефть» допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания № 336-ОК/16 об


Постановление № А75-1558/12 от 05.07.2012 АС Ханты-Мансийского АО

вменяемого правонарушения и вину общества в его совершении. При этом, суд указал, что общество, размещая отходы в шламовом амбаре куста № 5 Южно-Покамасовского месторождения, нарушило условия проектной документации и лицензионного соглашения. Также суд указал, что шламовый амбар, в котором общество захоронило буровой шлам, являющийся отходом производства 4 класса опасности, не отвечает требованиям и условиям, установленным законодательством РФ к объектам захоронения отходов, а рекультивация земельного участка, на котором расположен шламовый амбар не приведет к ликвидации объекта размещения отходов на участке. В апелляционной жалобе ОАО «СН-МНГ» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции податель жалобы изложил позицию, в соответствии с которой проектными документами предусмотрено, что буровой шлам подлежит размещению в шламовом амбаре. В названных проектах не предусмотрено изъятие и вывоз бурового шлама с куста скважин № 5 Южно-Покамасовского месторождения. Более того, ни одним из действующих нормативных актов не предусмотрено запрета


Решение № 72-1047/19 от 11.09.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу в период с 16 октября по 13 ноября 2018 года в отношении АО «ЕВРАЗ КГОК», выявлено что Общество не обеспечило ликвидацию объектов размещения отходов после окончания их эксплуатации, не произвело вывод из эксплуатации объектов размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, не организовало мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 10 декабря 2018 года № 658 и протоколе об административном правонарушении. Вопреки доводам жалобы, судья городского суда, отменяя настоящее постановление должностного лица,


Решение № 2А-475/19 от 25.06.2019 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

Тбилисская 25 июня 2019 года Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Гулова А.Н., при секретаре Черкасовой А.Е., с участием: административного истца – помощника прокурора Тбилисского района Краснодарского края Титова П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьинского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район о признании незаконным бездействия юридического лица, выразившегося в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов , У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тбилисского района Краснодарского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Марьинского сельского поселения Тбилисского района, в котором просил обязать администрацию Марьинского сельского поселения Тбилисского района ликвидировать объект размещения отходов, расположенный на территории Марьинского сельского поселения в границах кадастрового квартала 23:29:0401000:70, площадью 10 000 кв.м. Свои требования административный истец мотивировал тем, что Прокуратурой района в


Решение № 2А-474/19 от 25.06.2019 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

Тбилисская 25 июня 2019 года Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Гулова А.Н., при секретаре Черкасовой А.Е., с участием: административного истца – помощника прокурора Тбилисского района Краснодарского края Титова П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район о признании незаконным бездействия юридического лица, выразившегося в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов , У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тбилисского района Краснодарского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района, в котором просил обязать администрацию Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района ликвидировать объект размещения отходов, расположенный на территории Алексее-Тенгинского сельского поселения в границах кадастрового квартала 23:29:0801000, площадью 15 000 кв.м.. Свои требования административный истец мотивировал тем, что прокуратурой района в


Решение № 2А-1101/2021 от 16.11.2021 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

года Тбилисского районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Жукова О.В., при секретаре Петровской Д.А., с участием: представителя административного истца – ст. помощника прокурора Тбилисского района Титова П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, выразившееся в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов и обязании устранить допущенные нарушения, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов, расположенного на территории Геймановского сельского поселения за ст.Геймановской в лесополосе, прилегающей к пастбищу; обязать администрацию Геймановского сельского поселения ликвидировать


Решение № 2А-187/2022 от 24.08.2022 Харовского районного суда (Вологодская область)

Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 августа 2022 года г. Харовск Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Юдиной Л.Н., при секретаре Макаровой О.А., с участием помощника прокурора Харовского района Латынской Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Харовского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным бездействия по размещению свалки отходов, обязании принять меры по ликвидации объекта размещения отходов , у с т а н о в и л: Прокурор Харовского района, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным бездействия по размещению свалки отходов, обязании принять меры по ликвидации объекта размещения отходов, указав в обоснование следующее. Прокуратурой Харовского района 23.06.2022 года с привлечением в качестве специалиста консультанта отдела городского хозяйства администрации Харовского муниципального района проведено обследование территории участка лесного

Проект вывода из эксплуатации объекта размещения отходов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 октября 2020 года N 1657

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, проектирование, и (или) строительство и (или) реконструкция которых завершены до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению в соответствие с Едиными требованиями в срок до 1 января 2026 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *