Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

Виды разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка регламентирует, как можно использовать землю и что на ней можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Для каждой из них местные власти устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, объекты недвижимости, которые на них можно строить, а также их параметры по высоте и размеру, пояснили в Росреестре.

Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, исходя из исторически сложившихся условий использования территории. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земли самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра. На его основании муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор ВРИ

  • Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство);
  • Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка);
  • Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение);
  • Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины);
  • Отдых (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка);
  • Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь);
  • Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт);
  • Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы России);
  • Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность);
  • Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации);
  • Водные объекты (гидротехнические сооружения);
  • Территории общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории);
  • Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют главный вид деятельности, для которой приобретается земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Способы определения ВРИ земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка. Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра». В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования». Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Виды разрешенного использования для строительства дома

Для возведения индивидуального жилого дома подойдут следующие виды разрешенного использования земли:

  • 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
  • 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но также производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
  • 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Здесь можно строить и дома — жилые и садовые.

Если у вашего участка основной ВРИ 13. 1 «Ведение огородничества», то на нем нельзя строить жилой или садовый дом. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13. 2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается, пояснили в Росреестре.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1. 16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2. 2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает. Но если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, потребуется изменить ВРИ.

Виды разрешенного использования для разведения животных

Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1. 7 «Животноводство», 1. 8 «Скотоводство», 1. 10 «Птицеводство».

Многие садоводы и огородники интересуются, можно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29. 2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.

При желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные законы, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность. Поэтому необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.

Смена ВРИ

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.

Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.

Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.

Территориальные зоны земельных участков

Согласно Градостроительному кодексу, территориальная зона – это территория, для которой определены границы, и в отношении нее действуют установленные градостроительные регламенты. Каждый участок относится к одной определенной территориальной зоне.

Такие зоны выделяются на основании территориального планирования в целях установки градостроительных регламентов. Именно градостроительными регламентами определяются различные виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, а также строительные нормативы и правила реконструкции капитальных объектов.

В 9 статье Градостроительного кодекса содержатся базовые цели планирования:

  • Определение территориального планирования на основании комплекса социально-экономических, экологических и прочих факторов.
  • Устойчивое развитие территории.
  • Развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
  • Учет интересов жителей.

85 Земельного кодекса освещает основные отличительные признаки территориальной зоны:

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

  • необходимость учета ее расположения и развития;
  • четкие границы;
  • возможность сочетания нескольких видов разрешенного использования в пределах одной зоны;
  • установленные градостроительные регламенты являются основой правового режима;
  • отсутствие возможности причинить вред объектам капитального строительства.

Документация в отношении территориальных зон земельных участков оформляется в графическом виде как карта или план объекта землеустройства. Каждый цвет на данной карте соответствует определенной территориальной зоне. Карту всегда дополняет пояснительная записка в виде текстовой формы, которая содержит размер, границы объектов, а также прочие характеристики.

Схема с указанием территориальных зон вносится на публичную кадастровую карту. За подготовку карт отвечают кадастровые инженеры.

Виды зон

В процессе градостроительного зонирования территории специалистами могут выделяться следующие территориальные зоны:

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • сельскохозяйственного использования;
  • рекреационного назначения;
  • зоны особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • размещения военных объектов;
  • в муниципалитетах могут выделяться иные виды территориальных зон, исходя из специфики местности.

Выше представлена общая классификация территориальных зон. В свою очередь, в пределах каждой из них могут выделяться подвиды. Так, в составе жилых зон могут находиться зоны под застройку:

  • индивидуальными жилыми домами;
  • малоэтажными домами;
  • среднеэтажными;
  • многоэтажными.

Также в жилых зонах допускается не только строительство домов для проживания, но и объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения (больниц и поликлиник), образования (школ, детских садов и пр. ), культовых зданий (церквей), стоянок автотранспорта, гаражей. При этом не разрешается строить промышленные здания и сооружения, которые негативно влияют на окружающую среду.

В Градостроительном кодексе РФ прописаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования участков и капитальных объектов. Вспомогательные виды обычно дополняют основные и условно разрешенные виды разрешенного использования участков.

В таблице приведено целевое предназначение различных земельных участков с учетом их территориальной зоны.

Наименование территориальной зоныКодЦелевое использование ЖилаяЖдля застройки жилыми домами, размещения объектов инфраструктуры, территории СНТ и ДНТ Общественно-деловые зоныДдля размещения торговых объектов, административных зданий, объектов образования и здравоохранения и пр. ПроизводственныеПдля размещения промышленных, коммунальных и складских объектов Зоны инженерной и транспортной инфраструктурыИ,Тдля размещения коммуникаций ж/д, автомобильного, воздушного, речного, морского и трубопроводного транспорта Рекреационные зоныРдля организации отдыха населения – лесные зоны, сады, парки, лесопарки, пляжи, оздоровительные и спортивные объекты и пр. Зоны сельскохозяйственного использованияСдля размещения пашни, виноградников, садов, огородов, сенокосов и пастбищ, питомников, теплиц и прочих объектов для выращивания с/х культур и животноводства Зоны специального назначенияКзоны для размещения кладбищ, свалок, крематориев, мемориальных парков Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорийКЗзоны для размещения военных и иных режимных объектов: полигонов и пр.

Как узнать территориальную зону земельного участка

Для того чтобы узнать, к какой территориальной зоне отнесен земельный участок, можно воспользоваться несколькими вариантами:

  • Найти градостроительный план муниципального образования. Территориальные зоны, которые выделены в поселении, должны обозначаться на картах градостроительного зонирования.
  • Подать официальный запрос в Росреестр для получения необходимой информации. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение ведомства либо в МФЦ.
  • Найти информацию на публичной кадастровой карте от Росреестра, которая общедоступна всем заинтересованным лицам.

Рассмотрим последний вариант более подробно, так он позволяет получить нужные сведения не выходя из дома. Для того, чтобы узнать территориальную зону участка, требуется:

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

  • В поисковой строке прописать кадастровый номер или адрес земельного участка.
  • На карте появятся официальные границы земельного участка на фоне остальных объектов недвижимости.
  • Для того, чтобы узнать территориальную зону, требуется в левом верхнем углу поисковой строки изменить критерий поиска с «участки» на «территориальные зоны», а затем кликнуть в пределах границ земельного участка.
  • В специальном информационном окне появятся сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, а также ее код (например, ж – жилая).

Если требуется поменять зону земельного участка

При изменении разрешенного использования земельного участка необходимо внести правки в информацию из реестра. Эту процедуру требуется пройти собственникам участка в том случае, если в реестре ЕГРН содержатся сведения о территориальной зоне, к которой отнесен участок.

Решение о внесении изменений в территориальное зонирование и поправок в разрешенное использование земельных участков сам собственник принимать не вправе. Подобные правки вносятся на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной или муниципальной власти.

Для внесения изменений требуется обратиться в территориальное отделение Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений. К заявлению прилагается:

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность на представление интересов заявителя, заверенная нотариально;
  • документ, подтверждающий статус собственника (выписка из ЕГРН или ЕГРП, свидетельство о собственности и пр.).

Информация в реестр вносится на бесплатной основе и госпошлину платить не нужно.

Если же в кадастре нет сведений об установленных границах территориальных зон, то к указанному комплекту документов дополнительно прикладывается:

  • выписка из Правил землепользования и застройки, на которой отображены границы участка в границах территориальной зоны и указанным перечнем видов разрешенного использования;
  • заключение от органов местного самоуправления или муниципальных властей об отнесении участка к соответствующей территориальной зоне, содержащее сведения о градостроительном зонировании, в соответствии с которым утверждена данная территориальная зона; документ должен позволять четко идентифицировать земельный участок и содержать его кадастровый номер, адрес и площадь.

Важно! Если собственник земельного участка не предоставит указанные документы, то отказать в предоставлении госуслуги ему не могут. Сотрудники Росреестра обязаны сами запросить недостающую информацию по каналам межведомственного обмена.

Таким образом, территориальная зона земельного участка – это важная характеристика участка, которая определяет его возможное использование и варианты застройки. Она определяется на основании градостроительного плана, который действует на территории муниципального образования. Для того, чтобы узнать, к какой территориальной зоне принадлежит участок, необходимо обратиться в Росреестр с запросом, изучить градостроительный план муниципального образования либо воспользоваться функционалом публичной кадастровой карты. Для изменения территориальной зоны необходимо обратиться с заявлением в Росреестр.

Для каждой зоны устанавливаются определенные виды разрешенного использования

Условно-разрешенные виды использования земельных участков подразумевают, что указанный вид в них деятельности возможен, но его назначение необходимо согласовать с властями. Допустим, в производственной зоне разрешен перечень нескольких основных видов деятельности: легкая промышленность, пищевая промышленность, склады и так далее. А к условно-разрешенным в этой зоне могут добавить, например, обслуживание автотранспорта. Это значит, что станцию техобслуживания вы открыть можете, но для этого недостаточно просто написать заявление на смену ВРИ в Росреестр, необходимо провести публичные слушания, согласовать этот условно-разрешенный ВРИ с местным самоуправлением. Услуга предоставляется бесплатно, срок рассмотрения заявления достаточно продолжительный – 47 дней. Заявление и документы для получения условно-разрешенного ВРИ подаются онлайн через РПГУ – региональный портал госуслуг.

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

Смена вида разрешенного использованияМы изменим вид разрешенного использования Вашего участка! Проведение публичных слушаний, подготовка протокола публичных слушаний, получение нового кадастрового паспорта. У нас несколько способов перевода участка в другое назначение или вид!

Вспомогательные виды разрешенного использования можно использовать только вкупе с основными, нельзя получить вспомогательный ВРИ на участок отдельно

К примеру, основной вид деятельности на участке – легкая промышленность, а рядом собственник решил открыть небольшое кафе, чтобы привлекать покупателей. Для этого он должен добавить к своему ВРИ и вспомогательный: предприятие общественного питания (4. 6 в классификаторе). Вспомогательные ВРИ прописываются в градостроительном регламенте. Процедура назначения вспомогательного ВРИ примерно такая же, как и основного – через заявление в управление Росреестра.

Назначение и смена основного ВРИ

Закон обязывает собственника земли не только точно указывать, каким видом деятельности он занимается на своей земле, но и оперативно сообщать в Росреестр в случае смены вида деятельности. Если основной вид разрешенного использования не указан, или указан, но не совпадает с реальной ситуацией, участком обязательно заинтересуются проверяющие органы. Количество и частота штрафов не ограничены: государственный земельный контроль может налагать штраф каждый раз в случае обнаружения нарушения в результате проверки. Штрафы за несоответствие деятельности существенные – 1-2% от кадастровой стоимости участка. При этом кадастровая стоимость также определяется в том числе в зависимости от вида разрешенного использования.

Рассмотрим ситуации, при которых возникает необходимость назначения или смены ВРИ. Условно разделим их на три основных

  • Назначение ВРИ, если вид разрешенного использования был по какой-то причине не установлен ранее. Бывает так, что участок не вошел в перечень земельных участков на территории, когда для них устанавливали кадастровую стоимость – не был учтен, или был образован позднее, уже после составления перечня. В этом случае кадастровая стоимость участка определяется по среднему значению удельного показателя по группе видов разрешенного использования на всей указанной территории.
  • Смена одного ВРИ на другой, допустимый зонированием в соответствии с Градостроительным регламентом. Допустим на участке было организовано предприятие по металлообработке: 6.2 – «Тяжелая промышленность». Но дело не пошло, и было решено перепрофилировать бизнес под пошив тапочек. Это уже 6.3 – «Легкая промышленность». Необходимо проверить: допускает ли градостроительный регламент этот вид деятельности в зонировании на данном участке земли. Если да, то смена ВРИ в данном случае – процедура достаточно простая.
  • Смена ВРИ на категорию, не предусмотренную зонированием. Это очень сложная задача, решение которой не всегда возможно. Здесь речь идет не об изменении ВРИ, а об изменении правил землепользования и застройки, то есть градостроительного регламента. К примеру, вы хотите построить на участке, который определен под категорию 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства», многоквартирный дом, в соответствии с категорией 2.5 «Среднеэтажная жилая застройка» или 2.6 «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)». Пока данные категории не предусмотрены зонированием, просто заменить ВРИ через управление Росреестра нельзя.

Дождаться планового пересмотра градостроительного регламента, или попытаться провести изменение регламента по собственной инициативе.

Второй вариант – это огромная нетривиальная процедура, которая проводится уже не на уровне муниципального образования, а на уровне региона. Например, в Московской области запрос необходимо будет адресовать в Управление архитектуры и градостроительства, Минимущества, Градостроительный совет, и это не полный перечень ведомств. За подобные задачи грамотные юристы чаще всего не берутся: процесс займет точно не менее года, повлечет массу затрат, в основном нецелевых, и может при этом не привести ни к какому результату.

Более реальной выглядит другая возможность: отследить процесс корректировки правил землепользования и подстроиться под него. Орган местного самоуправления время от времени за свой счет проводит массовые процедуры корректировки градостроительного регламента. Если вы знаете, что правила застройки и землепользования по вашей территории планируется пересматривать, вы можете подать в орган местного самоуправления заявление: прошу учесть при корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки такой-то вид разрешенного использования на такой-то территории. Разумеется, нет гарантий, что ваше заявление будет удовлетворено. Но органы местного самоуправления рассмотрят его, и при отсутствии возражений, могут изменить зонирование.

ВРИ внутри зонирования

Вернемся к процедуре назначения и смены ВРИ в рамках зонирования. Для этого нужно обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Разберем процедуру пошагово

  • Для начала нужно выяснить, в какой зоне располагается участок, и установить перечень видов разрешенного использования в данной зоне в соответствии с градостроительным регламентом. Допустим, участок располагается в промышленной зоне П1, которая предусматривает примерно равнозначные виды деятельности. Среди них – и тот вид деятельности, который есть на вашем участке сейчас, и тот, на который вы хотите назначение участка сменить. Значит, переходим к следующему шагу.
  • Готовим и подаем заявление в управление Росреестра и пакет документов на смену ВРИ. Документы, необходимые для получения услуги можно уточнить на сайте госуслуг или на региональном портале государственных услуг (РПГУ).
  • Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр либо через МФЦ, либо через региональный портал государственных услуг (РПГУ), в Московской области это uslugi.mosreg.ru. В соответствии с моей практикой, такое заявление обычно рассматривают порядка двух недель, в отдельных случаях – до 13-15 рабочих дней.

В результате процедуры данные о новом ВРИ земельного участка будут внесены в ЕГРН, вы получите уведомление об этом и новую выписку из ЕГРН. Мой совет: обязательно тщательно сверяйте все данные, чтобы исключить ошибки на этапе внесения изменений. Случайные неточности могут существенно влиять, например, на кадастровую стоимость участка, оспаривать их лучше сразу.

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

Смена зонированияПеревод земель из одной категории в другую, изменение зоны участка – в соответствии с действующим законодательством, градостроительными нормами и стандартами! Ваши интересы в органах местного самоуправления, контролирующих организациях, министерствах НСО и т

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4, территориальные зоны

Перераспределение границ земельных участковЕсли Вам, как собственнику участка, приглянулся свободный соседний, не устраивают теперь границы Вашего? Можно оформить перераспределение границ участка с государственными или муниципальными землями, т. «прирезку» соседнего участка к Вашему.

Субъекты федерацииПравить

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Соотношение между административным и муниципальным устройствомПравить

В России применяется два вида территориального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
  • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • в Ставропольском крае
    муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
  • районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • в Белгородской области выделяются
    административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
  • административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
  • муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
  • административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.

Административно-территориальное устройствоПравить

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.

Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).

Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).

Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.

Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.

На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.

На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.

В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).

Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).

Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округовПравить

Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:

Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.

В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:

В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).

В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.

Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:

В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):

В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:

Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:

  • округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
  • районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
  • национальные районы;
  • посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
  • сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
  • закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
  • округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
  • административные округа Псковской области;
  • городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
  • муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).

Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.

Деление районов и городовПравить

Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.

Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.

Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.

Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).

В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.

Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.

Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:

  • административные / подведомственные территории;
  • волости;
  • города районного значения (подчинения), районные города / города;
  • города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
  • города областного значения (в Тверской области);
  • муниципальные округа;
  • наслеги;
  • округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
  • поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
  • посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
  • сельские, поселковые администрации;
  • сельсоветы;
  • сельские территории;
  • сомоны / сумоны;
  • сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).

В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.

Города делятся на

  • внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
  • внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.

Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.

В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.

В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.

ИерархияПравить

Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.

  • районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
  • некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
  • административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образованияПравить

Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.

Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.

ЗАТО соответствуют городские округа.

Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.

В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.

В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство городов федерального значенияПравить

Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.

Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.

Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.

Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 годаПравить

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Другие типы территориального деления и объединения субъектовПравить

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районыПравить

Экономические районы России

МакрорегионыПравить

  • Центральный
  • Центрально-Чернозёмный
  • Северо-Западный
  • Северный
  • Южный макрорегион
  • Северо-Кавказский
  • Волго-Камский
  • Волго-Уральский
  • Уральско-Сибирский
  • Южно-Сибирский
  • Ангаро-Енисейский
  • Дальневосточный

Военные округаПравить

  • Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
  • Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
  • Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
  • Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
  • Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.

Федеральные округаПравить

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Часовые зоныПравить

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

  • Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. −384с. Глава 6. Территориальные основы
  • Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г.
  • Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
  • Россию делят на четырнадцать
  • Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка. Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости

7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений

ВРИ — вид разрешенного использования – это характеристика земельного участка, которая определяет сферу деятельности на нем. Все основные виды использования земельных участков перечислены в классификаторе, утвержденном Приказом №540 Министерства экономического развития РФ: docs

Нахождение земель, земельного участка в границах функциональной зоны не определяет их правовой режим, в то время как в границах территориальных зон градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.