Обучение системии

Что включает в себя процесс расстановок?

  • Формирование группы: участники сеанса делятся на тех, кто становится репрезентантами для членов семьи человека, решающего проблему, и самого дисциплинированного ведущего.
  • Знакомство с проблемой: клиент излагает свою проблему, и ведущий задает уточняющие вопросы для выяснения семейной динамики.
  • Расстановка репрезентантов: участники становятся на местах, представляющих различных членов семьи, чтобы прояснить динамику взаимоотношений.
  • Работа с образами: участники сеанса взаимодействуют с репрезентантами, выражают свои чувства и размышления.
  • Принятие новой реальности: участники обсуждают новое понимание своей проблемы и по итогам сеанса могут изменить свое отношение к ней.

Аргументы критиков системных расстановок

  1. Отсутствие научного подтверждения: многие психологи отмечают, что эффективность этого метода не подтверждена научными исследованиями.
  2. Незаконченность процесса: системные расстановки могут привести к изменениям в настроениях участников, но не всегда доходят до коренных проблем и их решения.
  3. Риск негативных последствий: некорректное использование метода и непрофессиональный подход могут нанести вред психическому здоровью людей.

Заключение

Хотя системные расстановки по Хеллингеру пользуются популярностью у некоторых людей и могут принести им психологическую пользу, важно помнить о критиках этого метода. Лучше всего обсудить возможность применения системных расстановок с квалифицированным психологом или психотерапевтом, чтобы избежать потенциальных негативных последствий и найти наиболее эффективный подход к решению личностных проблем.

Расстановки в психотерапии

Зачастую люди обращаются к такой терапии, когда у них не получилось (или они не пытались) решить проблемы другими способами. Например, женщина не может выстроить долгосрочные отношения с мужчиной — у нее и навыки общения развиты, и на свидания ходит, и выглядит, в своем представлении, прекрасно — а все не складывается. Или у человека по медицинским анализам хорошие показатели здоровья, болезни не диагностированы, но по ночам болит спина и снятся кошмары. Возможно, думает он, проблема в чем-то другом?

Читайте также:  Автоматизации бухгалтерского учета

Метод Хеллингера

По методу Хеллингера, психологические проблемы человека тесно связаны с проблемами в его семье. Если установить правильные отношения со всеми членами семьи, в том числе с умершими, то можно обрести гармонию с самим собой.

Как происходит сеанс

Во время расстановочного сеанса обратившийся за помощью назначает из присутствующих людей заместителей, которые выполняют роли его близких родственников. В определенный момент эти люди как бы начинают чувствовать то же, что и реальные члены семьи, которых они замещают. У человека появляется возможность с помощью психотерапевта, проводящего сеанс, пообщаться со своими родственниками и расставить все по своим местам.

Научное подтверждение

Научных подтверждений о том, что системные расстановки работают, нет. Ученые считают данный метод спорным, а некоторые психотерапевты называют его шаманским. Есть и мнения о том, что расстановки по Хеллингеру могут навредить психике человека.

Заключение

Получившая распространение терапевтическая практика расстановок по методу Берта Хеллингера вызывает споры в профессиональной общественности. Некоторые видят в ней эффективный метод решения психологических проблем, в то время как другие относятся скептически к данному подходу. Важно помнить, что выбор терапевтического метода — индивидуальное решение каждого человека, и перед принятием решения стоит консультироваться со специалистом.

Обучение расстановкам по Хеллингеру в России

В настоящее время метод расстановок приобретает все большую популярность в России. В разных городах проводится обучение расстановкам по Хеллингеру. Для многих психологов расстановки стали дополнительным инструментом в их профессиональной деятельности.

Специализация системных расстановщиков

Важно знать, что специалистом по расстановкам (системным расстановщиком) может стать только человек, имеющий соответствующее базовое образование и прошедший специальное обучение системным расстановкам. Проведение расстановок требует особых знаний и немалого опыта. В институтах, предлагающих качественные обучающие программы, расстановки преподают известные европейские специалисты и их российские коллеги.

Читайте также:  Технический совет росгвардии провел расширенное заседание

Выпускники этих ВУЗов проводят индивидуальные расстановки и тренинги по семейным расстановкам в России, Украине, Белоруссии и других странах. На нашем сайте вы можете найти специалиста не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и специалиста по расстановкам в Киеве, Ростове и других городах.

Ресурсы для изучения расстановок

Если вас интересует психология расстановки, вы также можете почитать книги по расстановкам или посмотреть множество DVD, имеющихся в свободной продаже. В будущем здесь появится форум по расстановкам, где вы сможете пообщаться с единомышленниками.

Практика семейных расстановок

Воскресенье, 31 октября

  • Время: 10:00 – 19:00

Все возможно. И чудо тоже!

Мы никогда не одни, даже если нам так иногда кажется. Иногда мы перестаем понимать, кто что думает, чувствует. Иногда мы не понимает этого даже о самих себе.

Что происходит во время расстановки?

В качестве подготовки участник, в зависимости от темы, может получить небольшое задание для самостоятельной разработки. В день расстановки утром проводится подготовительный разговор (прим. 5 -15 минут).

Расстановщик выбирает из присутствующих заместителей для себя самого и других важных членов своей семьи, в зависимости от темы, которую он хочет рассмотреть. Каждого из них он интуитивно позиционирует где-то в зале, придавая значение расстоянию между стоящими, направлению взглядов и позам.

Детали мероприятия:

  • Локация: г. Москва, Аптекарский переулок 13-15, вход с торца, белая дверь
  • Для кого: для всех, кто хотел бы понять, что происходит в его отношениях. Возраст 18+
  • Стоимость: 15 000 руб. для расстановщика, 2 000 руб. для заместителей

Адреса для обучения даны выше на фотографиях.

Обучение системии

Обучение системии

Обучение системии

## Расстановки с Хольгером Диком

После того, как первая картина выставлена, расстановщик садится в сторону и становится молчаливым наблюдателем происходящего. 

Тренер опрашивает заместителей и приглашает их то и дело следовать своим импульсам для изменения своей позиции в зале, комментируя свои мотивы, мысли и ощущения. 

Развивается эмоциональная динамика, магическим образом перекликающаяся с реальной жизнью и взаимоотношениями расстановщика. 

В завершение расстановки становятся видны возможные решения для исходного запроса расстановщика.

## Завершение расстановки

По окончании каждой расстановки участники собираются в круг, где они могут поделиться своим опытом, рассказать о своих переживаниях внутри ролей, отрефлектировать, как их роли перекликались с их собственными историями. 

Во время анализа расстановки могут быть выявлены дополнительные возможные детали для решения исходного запроса расстановщика.

### Заместители

Кто такие заместители и им-то что от этого? 

На какие роли вас выбирает расстановщик, конечно, как-то связано с вами самим. Заместители переживают во время расстановки свой опыт, благодаря новому ракурсу они получают импульсы для своих собственных взаимоотношений. 

Каждый уходит после расстановки домой обогащенным.

### Безопасность и профессионализм

Иногда нас спрашивают, легально ли это? Да, это безопасно. 

- Хольгер Дик учился у Виржинии Сатир и ведет расстановки больше 25 лет. 
- У него большой опыт работы с людьми в комплексных терапевтических контекстах, он профессионален, чувствителен и эмпатичен. 
- Расстановки завершаются всегда качественным закрытием темы. Каждый участник закрывает свою роль, возвращаясь к себе.

## О расстановчике

В течение жизни мы узнаем примерно шесть-семь тысяч человек, а говорим, однако, только о семи-восьми из них.

### Кто ведет семейные расстановки?

Хольгер Дик - отец трех детей и одного приемного сына, дед трех внуков. Более 40 лет он работает с людьми.

- Тренер метода Хоффмана
- Супервизор и тренер тренеров Институтов Хоффмана России, Австрии и Англии
- Со-руководитель и тренер центра семьи Markin Dick (Фрайбург, Германия)
- Театр- и драматерапевт
- Семейный терапевт
- Мастер семейных и системных расстановок
- Иппотерапевт
- Мастер тайчи
- Интернациональный учитель медитаций

### О методе работы

Я не следую какой-то школе в расстановках, за десятилетия работы я выработал свой стиль. 

Мне важно разрешить происходящему быть, я смотрю, что происходит в поле и задаю структуру, в процессе исследования, однако, как можно меньше влияю на содержание. 

Тогда оказывается возможным исцеление системы.

Если бы меня попросили определить свою принадлежность к какой-то школе расстановок, то я бы определил себя скорее вблизи Вирджинии Сатир. 

К сожалению и моему большому удивлению, в России бытует мнение, что этот элемент системной семейной терапии придумал Берт Хеллингер, что неверно. 

Работа Вирджинии Сатир с семейными скульптурами заложила основу семейных расстановок и откликается мне гораздо больше.

Мой собственный опыт расстановок начался с того, что мне многое было не понятно в моей семье. Во время моей первой расстановки у меня будто открылись глаза на эмоциональные причины и мотивы тех или иных событий, понять которые, будучи частью самих событий, так сказать, изнутри, было мне невозможно. После расстановки у меня было ощущение, что клубок наших отношений начал распутываться практически сам собой.

Мой опыт показывает мне, что этот подход помогает людям в поиске ответа на конкретные вопросы об их взаимоотношениях, и я с удовольствием работаю с расстановками как в рамках терапии, так и в единичном формате для выявления новых перспектив в отношениях".

Открытие программы. Обзор курса. Актуальность программыКлимов Александр Александрович

1. Общее представление о расстройстве или расстройствах, обусловленных нахождением в зоне СВО2. Расстройства психики и поведения, обусловленные нахождением в зоне СВО. Биопсихосоциальный взгляд.Гимпель Илья Сергеевич

3. ПТСР у участников боевых действий: диагностика и терапияСоколенко Инна Геннадьевна

4. Психология кризисных состояний. Отличие кризисных состояний от ПТСР и кПТСРКлимов Александр Александрович

5. ПТСР: критерии оцениванияГорячева Юлия Павловна

6. Особенности СВО, влияющие на формирование ПТСР у военнослужащих, мобилизованных граждан и добровольцев, которые важно учитывать при ведении психотерапииТатару Анастасия Николаевна

7. Ответы на вопросы по блоку 1Климов Александр Александрович

2. Методы и методики диагностики ПТСР или расстройств, обусловленных нахождением в зоне СВО1. Диагностика: сбор анамнеза и применение стандартизированных опросниковКириллова Евгения Александровна

2. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональной и когнитивно-поведенческой сферы комбатантовКолобова Светлана Викторовна

3. Причины возникновения ПТСР у не вовлеченных в СВО граждан и способы их диагностикиБояркина Мария Юрьевна

4. Методы и методики диагностики ПТСР у комбатантов.Гроздова Екатерина Анатольевна

5. Методы и методики диагностики ПТСР или расстройств у родственников погибших участников СВОНовгородцева Ирина Владимировна

6. Основные отличия кризисного состояния и ПТСР. Основы суицидологии. Неспецифические факторы психотерапииКлимов Александр Александрович

7. ПТСР: диагностический инструментарийГорячева Юлия Павловна

8. Ответы на вопросы по блоку 2. Климов Александр Александрович

3. Общий подход к оказанию помощи и особенности коммуникации с участниками СВО и их родственниками1. Кризисные интервенции при работе с детьми, проживающими в приграничных районахКовтун Юлия Юрьевна

2. Когнитивно-поведенческая терапия ПТСР и кПТСРГорячева Юлия Павловна

3. Психологическая помощь родным и близким участников СВО при переживании разного типа утрат (расставание и ожидание, гибель, без вести пропавшие)Грибанова Диана Ярославновна

4. Алгоритм работы с психологической травмойГаврилова Татьяна Владимировна

5. Жизнь с травмой наблюдателя или косвенные жертвы боевых действийХудяева Анна Николаевна

6. Общий подход к оказанию помощи и особенности коммуникаций с участниками СВО и их родственникамиШнитко Татьяна Александровна

7. Совместное участие групп помогающих профессий в устранении расстройств, связанных со стрессом у участников боевых действий. Роль психологаСамылин Вадим Георгиевич

8. Построение эффективной коммуникации с различными группами участников боевых действий и их близких: Роль психологаСамылин Вадим Георгиевич

9. Основы кризисной терапии взрослых и подростков.Климов Александр Александрович

10. Ответы на вопросы по блоку 3.Климов Александр Александрович

4. Техники или технические приемы оказания помощи при расстройствах адаптации, острых стрессовых реакциях, ПТСР и кПТСР1. Психологическая работа с СВО (члены семей и демобилизированные).Хазов Олег Евгеньевич

2. Арт-практика "Летопись". Программа психологической помощи для детей и взрослых в зонах боевых действий и центрах беженцев.Бескаровайная Анна Антоновна

3. Ментальная броня: использование майндфулнесс подхода для психологической помощи участникам СВО и их родственникамЗамалиева Снежанна Александровна

4. Технологии и техники оказания помощи при ПТСРГиль Людмила Владимировна

5. Как изменить мышление и поведение при ПТСР?Гермер Жанна Михайловна

6. Техники КПТ в работе с ПТСР и кПТСРГорячева Юлия Павловна

7. Техника "Работа с частями" в преодолении травматического опыта.Яковлев Вячеслав Вячеславович

8. Особенности работы с утратой в гештальт-подходеШляхетко Елена Владимировна

9. Технические особенности проведения экспозиции в КПТ.Ряузова Наталья Алексеевна

10. Техники EMDR с рисунком эмоций в преодолении травматического опыта.Яковлев Вячеслав Вячеславович

11. Основные техники кризисной терапииКлимов Александр Александрович

12. Ответы на вопросы по блоку 4.Климов Александр Александрович

13. Этика и экология терапевта в работе с прямыми и косвенными участниками СВОТатару Анастасия Николаевна

1. Подведение итогов программыКлимов Александр Александрович

1. Итоговая аттестация

Дополнительные лекции по курсу1. Блиц-диагностика зависимостиЧелмодеева Светлана Вячеславовна

2. Проявление синдрома выгорания у практикующих психологов в работе со сложными категориями клиентовАхтямова Гузель Рафаилевна

3. Аспекты травматерапии в частной практике психологаКрасильников Владиславич Юрьевич

4. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных экстремальных ситуацияхВоробьева Алена Александровна

5. Посттравматический личностный рост и подходы к профилактике ПТСРПравдина Лида Ромуальдовна

6. Создание опоры внутри себяМовитта Ирина Сергеевна

7. Опыт психологического сопровождения родственников участников СВО и участников боевых действий на примере Совета семей СВО г. Санкт – ПетербургаШворак Светлана Андреевна

За что критикуют расстановки по Хеллингеру

Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова разделяет все, что связано с психологической помощью людям, на две сферы: профессиональная помощь психологов, психотерапевтов и эмпирические практики. Расстановки по Хеллингеру она относит ко второй. По словам Макаровой, ненаучные практики опасны тем, что к ним не применяются профессиональные требования. «Расстановки не опираются ни на одну из теорий и ни на один из законов, которые есть в области научного познания. Соответственно, нельзя оценить их эффективность, обоснованность применение метода в конкретном случае. Это практики вне научного поля, а значит, они никем не контролируются и осуществляются по правилам, которые формулируют сами расстановщики», — говорит она.

Ответственность переносится с клиента на семью

Как отмечает Алена Пряник, ряд психологов отрицают расстановки по Хеллингеру, потому что, по их мнению, в рамках этого метода ответственность клиента не лежит на нем самом, а распространяется на всю семью клиента, может быть, даже на весь род. «Некоторые расстановщики рассматривают несколько поколений клиента. И здесь как будто нет важного элемента — присвоения себе ответственности за свою жизнь», — объясняет она.

Диктаторский подход

Само название метода «расстановки по Хеллингеру» говорит о том, что там есть жесткая иерархия — все делается по образцу, который создал Берт Хеллингер, считает Ирина Макарова. «Расстановщики, которые считают себя последователями Хеллингера, как будто знают все, что происходит в жизни у клиента, и знают, какой вывод нужно из этого сделать клиенту. Получается такая система диктатуры — во время сеанса вы делаете то и мыслите так, как решает расстановщик. Это как в секте — есть кто-то один, кто узурпируют право на правду», — говорит эксперт.

Как Хеллингер придумал метод расстановок

Берт Хеллингер родился в Германии 1925 году. С 10 лет воспитывался в католическом интернате при монастыре. Он участвовал во Второй мировой войне, в 1945 году был взят в плен на Западном фронте, спустя год бежал из лагеря и вернулся на родину. После он стал священником и поступил в Вюрцбургский университет, где изучал философию и теологию. На протяжении 16 лет Хеллингер служил миссионером католического ордена в Южной Африке и обучал в школе местных детей. В 1970-х годах он переехал в Вену, где прошел курс в Венской ассоциации психоанализа.

В основе метода расстановок лежит концепция морфогенетического поля. Ее выдвинул советский биолог Александр Гурвич в начале XX века. Развивали концепцию ряд ученых, в том числе новое направление ей придал британский биохимик и парапсихолог Руперт Шелдрейк. Согласно его идеям, каждая клетка человеческого организма имеет свое поле, которое содержит данные обо всем организме в целом. Вместе эти поля клеток образуют общее морфогенетическое поле организма. Научное сообщество не приняло идеи Шелдрика и активно критиковало их.

Опираясь на эти данные, Берт Хеллингер сделал вывод, что у семьи есть свое единое морфогенетическое поле. В нем содержится информация о всей семье и бессознательно ею владеет каждый ее член. Эту информацию — формы взаимоотношений между между родственниками — Хеллингер рассматривал как семейную систему. По его мнению семейная система влияет на жизнь человека и подчиняется трем законам:

По мнению Берта Хеллингера, из-за нарушения этих законов теряется равновесие в семье, а значит — ухудшается состояние каждого ее члена. Отсюда главная идея метода системных расстановок — проблемы в жизни человека связаны не с его личным жизненным опытом, а с общим опытом его семьи.

Работают ли расстановки по Хеллингеру

Большинство экспертов — преподавателей психологических дисциплин в профильных вузах — отказались комментировать эффективность расстановок. Эксперты сослались на то, что метод не имеет ничего общего с наукой и «никто всерьез не занимается его изучением, как и гадалками». Некоторые практикующие психологи также ответили, что не используют в своей практике расстановки по Хеллингеру.

Отзывы от людей, посетивших сеанс по расстановкам совершенно разные. Некоторые пишут, что расстановки за короткое время действительно помогли им решить серьезные личностные проблемы. Некоторые, однако, пишут, что данный метод им не помог, а после сеанса чувствовалась разбитость, слабость, тошнота, потеря энергии.

«Мне кажется, что расстановки по Хеллингеру работают. Для многих клиентов, это свой способ разобраться с проблемами. Это в какой-то мере проективный метод и каждый клиент все-таки видит что-то свое, что-то важное в расстановке», — говорит РБК Трендам психолог сервиса «Ясно», преподаватель Института прикладной психологии в социальной сфере Алена Пряник. При этом она отмечает, что классические подходы в психологии отрицают метод Хеллингера. Разбираемся, почему.

Как проходит сеанс расстановок по Хеллингеру

В сеансе расстановок принимает участие клиент, который имеет конкретную проблему (панические атаки, ссоры с партнером, постоянное чувство вины и так далее), расстановщик и группа незнакомых клиенту людей. Клиент делится своей историей и назначает людей — «заместителей», которые будут выполнять роли его родственников и представлять психологические состояния, например, панику, страх. В ходе сеанса клиент с помощью расстановщика взаимодействует с людьми и физически расставляет их в пространстве так, чтобы восстановить порядок своей семейной системы. Обычно расстановочные сеансы проходят очень эмоционально для клиента.

На YouTube-канале киностудии «Татаркино» выложена запись расстановки семейного психотерапевта Владимира Шаинова. Семинар назывался «Системные расстановки: работа с психологическими травмами». К Шаинову за помощью обратилась женщина с жалобами на плохой сон, панические атаки, боль в позвоночнике.

Клиентка выбирает из присутствующих в группе людей «заместителей» — «Бабушку», «Маму», «Папу», «Панику» и «Я» (то есть себя). Она расставляет их в комнате так, как считает нужным — всех в кучу, а себя отдельно.

Психотерапевт просит всех «заместителей» идти в своем направлении и рассказывать, что они ощущают в данный момент. Каждый пытается найти свое место. Клиентка тоже задействована в процессе.

Действия и фразы «заместители» и клиентка делают и говорят по указанию психотерапевта — расстановщика.

Расстановщик прорабатывает с женщиной ее отношения с каждым родственником. Например, у нее происходит «встреча» и разговор с папой, который как будто должен был состояться в прошлом. Клиентка повторяет за ведущим: «Вот и мы, папа. Я твоя дочь. Ты навсегда в моем сердце. Ты всегда будешь иметь там самое лучшее место». «Папа» говорит в ответ: «Можешь приходить ко мне и можешь брать то, в чем ты нуждаешься». В конце сессии все «заместители» обнимают клиентку.

Спустя два месяца после сеанса клиентка сильно заболела, однако потом проблемы, с которыми она пришла, исчезли и, по ее словам, «все встало на свои места».

Чем опасны расстановки

Расстановки по Хеллингеру могут не только не решить личностные проблемы человека, но и навредить ему, считают некоторые эксперты. По мнению Ирины Макаровой, этот подход опасен для людей с нестабильной, травмированной психикой, для тех, кто находится в отчаянии. «Такие люди действительно нуждаются в том, кто скажет: «Я могу помочь». И такой человек не будет разбираться, кто, как и на каком основании будет ему помогать — он может легко стать жертвой любых мошенничеств. Опасность данного метода в том, что во время сеанса клиент полностью подчиняется расстановщику», — говорит она. По ее мнению, в решении личностных проблем стоит использовать проверенные методы психотерапевтической работы — психоанализ, гештальт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию. Эти методы также работают с запросом на проблемы в отношениях в семье и обращаются в прошлое клиента.

Иного мнения придерживается Алена Пряник. По ее словам, ухудшить свою жизнь и сделать ложные выводы человек может обращаясь и к более традиционным одобряемым в психологическом сообществе подходам. «Все очень сильно зависит от самого человека, насколько он готов менять и слышать, что говорит специалист. Мне сложно представить, что из-за одной расстановки жизнь клиента ухудшится настолько, что существовать в ней дальше станет невозможно. Навряд ли. Расстановка — это не телепатический, магический сеанс, который перекраивает человека и его жизнь за один раз», — говорит она.

При этом Пряник говорит, что при выборе расстановочного сеанса нужно внимательно относится к самому расстановщику — проверять, где он учился, какие практики у него есть. Важно, чтобы на расстановочном сеансе соблюдалась техника безопасности и экологичность. «Если на расстановке клиент сильно проявляет чувства, его плач перерастает в истерику, то тогда расстановщик должен прекратить сеанс», — предупреждает Алена Пряник. В противном случае, такой сеанс действительно может травмировать психику человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *