Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Описание профессии

Как правило, у режиссера-постановщика есть два ассистента, поэтому работники могут выступать в разных амплуа. Первый ассистент выступает в роли второго режиссера и также участвует в съемках на каких-либо второстепенных направлениях, например, досъемках отдельных сцен, пейзажей и общих кадров.

Второй ассистент занят целиком на решении организационных вопросов, таких как планирование и согласование графиков съемок, помощь в подборе актеров, выбор мест для натурных съемок (если нет отдельного специалиста — локейшн-менеджера) и так далее.

Кроме того, есть отдельный работник — помощник режиссера, или в простонародье помреж. Именно его обычно показывают, хлопающим хлопушкой с названиями кадров и подносящим кофе режиссеру. В действительности помреж выполняет массу других мелких задач, например, ведет учет отснятых кадров и дублей.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Designed by azerbaijan_stockers/freepik

Узнаем, кто такой хлопушечник, чем занимается фокусник и без кого нельзя снять хороший фильм.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Индустрия кино не зря называется большим и серьёзным словом «индустрия». Над одним фильмом, пусть даже артахусным и маленьким, работает достаточное количество человек. И если режиссёры, сценаристы и — иногда — операторы еще могут оказываться на слуху, то о тех, кто держит штативы, разносит еду или следит, чтобы всё шло по плану, думают достаточно редко.

В большинстве случаев нам и не нужно знать, как работает та или иная система, но в сегодняшней статье мне бы хотелось поговорить о десятках, а то и сотнях людей, незримо стоящих на страже хорошего кино.

Помимо разделения команды на три категории (пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн), существует множество различных департаментов и негласное деление, в основе которого лежат деньги и власть. К верхнему эшелону относятся режиссёры, сценаристы, продюсеры и актёры, то есть люди, способные повлиять на процесс съёмки и получающие больше всего денег. И есть все остальные, обычные наёмные рабочие, имена которых огромным списком несутся в финальных титрах.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Профессия Сценарист

Сценарист (от лат. «scena» – «сцена») – создатель сценариев для художественного или документального фильма, театральных постановок, мультипликаций, рекламы, компьютерной игры. Иногда придумывает идеи сам по техническому заданию, а в некоторых случаях берет за основу литературное произведение.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Все о профессии Сценарист

Начните обучение прямо сейчас!

Популярный
Курс

Обучение сценаристов

Мы следим за актуальностью информации на этой странице и обновляем ее каждую неделю.

Последнее обновление 27.05.2022

Сколько зарабатывает Сценарист

Режиссёр-сценарист становится все более востребованным специалистом: помимо театра, сериалов и кино, запрос в его услугах растет в рекламных агентствах, игровой индустрии, в компаниях, которые организуют шоу и праздники. А также везде, где проводятся конференции и вебинары.

Будущие актёры, сценаристы и режиссёры зачастую выбирают в качестве места, где учиться, театральные ВУЗы, но стоит обратить внимание и на онлайн-игры курсы.

Средняя зарплата по Москве: 20 000 ₽ – 170 000 ₽, в регионах: 20 000 ₽ – 50 000 ₽.

Обязанности Сценариста

  • Разрабатывать и внедрять идеи в соответствии с современными трендами.
  • Придумывать сценарии фильмов, спектаклей, видео-игр или праздников, квестов.
  • Создавать рекламные или социальные видеоролики, писать пресс-релизы и рекламные статьи.
  • Создавать структуру сценария, описывать действующих лиц, события, сюжетные линии, делить их на сцены.
  • Режиссёр-сценарист фильма должен писать диалоги, ремарки, подводки и т.п.

Характеристики профессии

  • Умение проводить анализ и подбор фактов для сюжетов. Сценарист сериала должен делать это виртуозно.
  • Умение создавать структуру историй, сценариев разных форматов, развивать их с помощью диалогов действующих лиц.
  • Навык применения приёмов усиления драматизма и динамики.
  • Внимательность, наблюдательность, склонность к анализу информации.
  • Любовь к чтению и сочинительству, литературные способности.
  • Письменный стол и компьютер.

Этапы развития карьеры

Выполняет поручения автора: оформить текст, внести правки, записать идеи с мозгового штурма, организовать встречу.

Автор на площадке

Помогает режиссеру и актерам разобраться в тексте, или по ходу переформулирует его.

Креативный редактор

Пишет сценарии, а также правит или дорабатывает работы других авторов.

Исполнительный продюсер

Ищет, нанимает и работает с командой, решает вопросы установки декораций, питания, а также аренды техники для съёмок.

Креативный продюсер

Организует творческий процесс в ходе создания сценария, участвует в картинках кастингах, взаимодействует с режиссером, согласовывает материалы.

Смежные направления

  • Высокий спрос на интересные креативные тексты.
  • Возможность выбрать тот формат работы, который нравится: из дома, в команде или самостоятельно.
  • У сценаристов фильмов, сериалов и игр перспектива оплаты труда выше среднего.
  • Творческая профессия и взаимодействие с интересными людьми.
  • Тяжёлое вхождение в профессию. Пройдет легче, если найти наставника, который поможет разобраться со всеми нюансами.
  • Работа без выходных и отпуска и ненормированный рабочий день.
  • Постоянные умственные нагрузки, которые могут привести к профессиональному выгоранию.
  • Небольшой шанс стать широко известным. Как правило, публика знает только имена режиссеров и актеров.

Отзывы о профессии «Сценарист»

С помощью бесплатных курсов вы можете ознакомиться с форматом проведения обучения и выбрать платную
программу, которая подойдет именно вам.

Платные курсы по Сценарному искусству

Мы собрали для вас 5 онлайн-курсов по Сценарному искусству. Ниже вы можете сравнить их основные особенности.

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
_______________________________
_______________________________ / _______________________________
«___» ____________ 202__ г.

I. Общие положения

1.1. Должностная инструкция регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности помощника руководителя (генерального директора): должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения и связи по должности.
1.2. Помощник руководителя относится к категории специалистов.
1.3. Помощник руководителя назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.4. Помощник руководителя подчиняется непосредственно генеральному директору компании, а в случае его отсутствия — руководителю административно-хозяйственного отдела.
1.5. Во время отсутствия помощника руководителя его права и обязанности возлагаются на специалистов административно-хозяйственного отдела, о чем генеральным директором компании выпускается соответствующее распоряжение.
1.6. На должность помощника руководителя назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат), а также опыт работы не менее трех лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации.
1.7. Помощник руководителя должен знать:
• Устав компании;
• нормативные правовые акты, нормативно-методические документы, государственные стандарты в сфере деятельности компании;
• локальные нормативные акты компании общего характера и по функциональному направлению деятельности;
• специфику основной деятельности компании;
• основы административного права и трудового законодательства Российской Федерации;
• руководящий состав организации и ее подразделений;
• функции самоменеджмента;
• принципы и правила планирования рабочего времени;
• методы постановки целей;
• правила проведения деловых переговоров;
• правила деловой переписки и делового этикета;
• требования охраны труда;
• правила защиты конфиденциальной служебной информации;
• особенности оформления планировщика (на электроном и бумажном носителях);
• основы управления временем;
• порядок подготовки и проведения командировок;
• порядок оформления документов для командировки и отчетных документов по командировке руководителя;
• деловой протокол, а том числе основы международного протокола;
• правила организации приема посетителей;
• правила установления контакта, поддержания и развития межличностных отношений;
• структуру организации, распределение функций между структурными подразделениями и специалистами, порядок их взаимодействия;
• правила сервировки чайного (кофейного) стола, приготовления и подачи горячих напитков и закусок к ним;
• правила защиты конфиденциальной служебной информации;
• комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению совещаний и переговоров, в том числе международных;
• правила ведения, подготовки и оформления протокола и документов, создаваемых в процессе подготовки конферентного мероприятия;
• методику составления сметы расходов конферентного мероприятия;
• системы скоростного письма;
• основы программного обеспечения и офисного оборудования в области скоростного письма;
• внутреннюю и внешнюю политика организации;
• принципы представительства в государственных органах, органах местного самоуправления, сторонних организациях и порядок взаимодействия с ними;
• принципы и методы администрирования;
• особенности формирования внешних и внутренних информационных потоков;
• правила формирования и использования баз данных;
• современные научные методы и технические средства сбора, обработки, сохранения и передачи информации;
• современные информационные технологии;
• классификацию, виды и формы представления управленческой информации;
• источники управленческой информации, методику отбора источников информации;
• требования, предъявляемые к управленческой информации;
• особенности реферирования информации, специфику оформления и составления аннотаций, рефератов, обзоров, докладов;
• основы написания речей и докладов руководителя;
• методы обработки информации с применением современных технических средств коммуникаций и связи, вычислительной техники;
• структуру информационных изданий в зависимости от характера информации и целевого назначения информационных изданий;
• современные средства сбора, обработки, систематизации информации;
• правила работы с внешними носителями информации;
• справочные правовые системы;
• психологию делового общения, основы конфликтологии;
• правила проведения протокольных мероприятий;
• правила составления и оформления документов;
• информационно-коммуникационные технологии;
• английский язык на разговорном или свободном уровне;
• правила устных и письменных переводов в деловой коммуникации;
• правила и технологию ведения контроля исполнения поручений руководителя;
• системы электронного документооборота, базы данных.
1.8. Помощник руководителя должен уметь:
• устанавливать цели, определять иерархию целей;
• определять приоритетность и очередность выполнения работ и эффективно распределять рабочее время;
• оказывать помощь руководителю в распределении его рабочего времени;
• выбирать оптимальные способы информирования партнеров, клиентов, посетителей, руководителей подразделений и сотрудников о планируемых мероприятиях;
• обеспечивать информационную безопасность деятельности организации;
• выбирать и оформлять планировщик;
• вносить и отслеживать информацию на электронном и/или бумажном носителе;
• применять информационно-коммуникационные технологии;
• составлять план поездки руководителя;
• организовывать встречи руководителя с принимающей стороной во время командировок;
• оформлять командировочные документы;
• обрабатывать документы и материалы по результатам поездки руководителя;
• обеспечивать работу офиса во время отсутствия руководителя;
• использовать средства коммуникации для обеспечения взаимодействия с руководителем во время его деловой поездки;
• применять способы делового общения;
• организовывать и обеспечивать личные контакты руководителя;
• управлять конфликтами;
• применять медиативные технологии;
• учитывать психологические особенности личности при различных видах профессионального общения;
• использовать установленные правила и процедуры коммуникации внутри организации;
• вести учетные регистрационные формы, использовать их для информационной работы и работы по контролю исполнения решений руководителя;
• создавать и поддерживать положительный имидж организации и руководителя;
• обеспечивать конфиденциальность в приемной и кабинете руководителя, сохранять конфиденциальную информацию в тайне;
• организовывать процесс подготовки к проведению конферентного мероприятия индивидуально и в составе рабочей группы;
• документировать разные этапы процедуры подготовки и проведения конферентного мероприятия;
• составлять и оформлять протоколы совещаний, заседаний и конферентных мероприятий, готовить список участников, повестку дня, явочные листы и проекты итоговых документов;
• передавать информацию, документы и материалы участникам конферентного мероприятия;
• подготавливать и оборудовать стол президиума и рабочие места участников совещания;
• сервировать чайный (кофейный) стол во время проведения кофе-пауз;
• соблюдать правила делового этикета и протокола;
• работать с информацией, анализировать и представлять ее в систематизированном виде;
• применять правила русского языка;
• применять навыки скоростного письма, записи и расшифровки текста;
• использовать современные технические средства в области скоростного письма;
• обеспечивать комфорт участников конферентного мероприятия, помогать в вопросах проживания, транспортного обеспечения;
• анализировать и отбирать источники информации в соответствии с критериями полноты, достоверности, своевременности предоставления информации;
• собирать, обрабатывать и анализировать информацию в соответствии с заданными требованиями;
• интерпретировать данные и передавать информацию в систематизированном виде;
• обрабатывать и структурировать информацию, образуя информационные ресурсы;
• производить поиск информации в существующих базах данных, вести информационно-справочную работу на основе различных комбинаций поисковых признаков;
• работать с компьютером, использовать офисный пакет (текстовый редактор, таблицы);
• разрабатывать тематический план обзора, доклада, аналитической справки;
• обосновывать актуальность проблемы, которую предстоит осветить в обзоре, докладе, справке;
• пользоваться информационными ресурсами и систематизировать информацию по заданным критериям;
• определять круг источников и литературы, необходимых для подготовки информационно-аналитических материалов;
• излагать материал в логической последовательности;
• производить анализ и оценку изложенного материала;
• оформлять текст в соответствующем стиле;
• редактировать текст документов;
• формулировать выводы и рекомендации;
• осуществлять автоматизацию процессов сбора, хранения и выдачи информации;
• пользоваться устройствами автоматизированной обработки текстовой информации и фотонаборными устройствами;
• применять вычислительную технику и информационные технологии для экономичной и рациональной организации информационных процессов, повышения их гибкости и динамичности;
• проводить редактирование текста, анализ и оценку выводов и рекомендаций;
• применять основы психологии делового общения;
• составлять пресс-релизы;
• вести переговоры с партнерами;
• работать в режиме многозадачности;
• работать с большим объемом информации;
• осуществлять устные и письменные переводы с английского языка;
• вести деловую переписку с учетом правил делового этикета и документооборота.
1.9. Помощник руководителя руководствуется в своей деятельности:
• законодательными актами РФ;
• Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
• приказами и распоряжениями генерального директора;
• настоящей должностной инструкцией.

II. Должностные обязанности помощника руководителя

Помощник руководителя выполняет следующие должностные обязанности:

2.1 планирование рабочего дня руководителя;
2.2 встреча посетителей руководителя;
2.3 ведение деловой переписки;
2.4 организация совещаний и переговоров;
2.5 организация деловых поездок, командировок;
2.6 подготовка аналитических и справочных материалов, презентаций;
2.7 выполнение письменных и устных переводов;
2.8 контроль исполнения поручений руководителя.

III. Права помощника руководителя

Помощник руководителя имеет право:

3.1. Запрашивать у генерального директора и руководителя административно-хозяйственного отдела информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
3.2. Запрашивать у генерального директора и других работников компании документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.3. Знакомиться с проектами решений генерального директора, касающимися исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
3.5. Информировать генерального директора и руководителя административно-хозяйственного отдела о нарушениях трудового законодательства в компании.
3.6. Разрабатывать и вносить на рассмотрение генерального директора предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей, по улучшению организационной, информационной, документационной поддержки генерального директора.
3.7. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.

IV. Ответственность помощника руководителя

Помощник руководителя несет ответственность:

4.1. За невыполнение, несвоевременное или халатное исполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности информации.
4.3. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

V. Взаимоотношения и связи по должности

5.1. Помощник руководителя работает в режиме нормированного рабочего дня по графику 40-часовой рабочей недели, утвержденному генеральным директором компании.
5.2. Под руководством генерального директора планирует свою работу на отчетный период (в период отсутствия генерального директора — под руководством руководителя административно-хозяйственного отдела).
5.3. Представляет генеральному директору отчет о проделанной работе за отчетный период.
5.4. Получает от генерального директора или руководителя административно-хозяйственного отдела нормативно-правовую информацию и знакомится с ней под роспись.
5.5. Доводит до сведения генерального директора информацию, полученную на совещаниях различного уровня.
5.6. Оперативно взаимодействует с другими специалистами компании в целях повышения эффективности ее работы.
5.7. Исполняет должностные обязанности других специалистов административно-хозяйственного отдела во время их отсутствия в соответствии с распоряжением генерального директора компании.

VI. Заключительные положения

6.1. Сотрудник знакомится с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, другой — у сотрудника.
6.3. Сотрудник знакомится под роспись с изменениями в должностной инструкции, касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав, ответственности и оформленными соответствующим распоряжением генерального директора компании.

С инструкцией ознакомлен:

Где может работать сценарист

Как уже упоминалось ранее, сценарист работает не только в кино. Подобные навыки необходимы:

  • в рекламных и пиар-агентствах;
  • в индустрии компьютерных игр.

При этом необходимо отметить, что чаще всего сценаристы фильмов или телесериалов – это фрилансеры, которые либо получают заказы от студий, либо сами занимаются поиском компаний для сотрудничества.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Важные качества и навыки ассистента режиссера

Как правило, вторым режиссером или главным ассистентом становятся люди с опытом организации съемок: либо операторы-постановщики, либо бывшие помрежи, которые доросли до самостоятельной работы. Как правило, режиссеры-постановщики сотрудничают с проверенными специалистами, с которыми уже успешно поработали над прошлыми проектами.

Поэтому ключевой навык ассистента — понимание, как работает тот или иной режиссер, специфику его стиля и требований. Кроме того, на этой работе ценятся:

  • Собранность и внимательность;
  • Умение действовать при форс-мажорах;
  • Хорошая зрительная память;

Где выучиться профессии сценариста?

Театральные училища, институты кинематографии, а также литературные вузы предлагают возможность освоить профессию сценариста.

Правда, ни в одном вузе не учат литературному таланту – там можно лишь получить определенный набор знаний, научиться определенным методикам создания сценариев, принципам создания хороших сценариев.

У многих сценаристов и вовсе нет профильного образования. Поэтому вопрос о том, учиться или не учиться, достаточно спорный и каждый должен решать его самостоятельно.

Сколько зарабатывают сценаристы

Подсчитать средний заработок сценаристов довольно затруднительно. Большая их часть работает по контрактной схеме, то есть является фрилансерами. А если речь идет о контактах с продюсерскими компаниями, то зарплаты сотрудников предпочитают не афишировать.

Также надо понимать, что зарплата и востребованность сценариста полностью зависит от успешности его прошлых проектов.

Где учат на ассистента режиссера

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Designed by freepik

Чаще всего в ассистенты идут выпускники соответствующих учебных заведений: ВГИК, ГИТИС, школа-студия МХАТ и другие вузы. При этом не обязательно учиться именно на режиссера-постановщика. Также отдельные курсы организуют крупные киностудии, такие как «Мосфильм» и «Ленфильм».

Однако ключевое в работе ассистентов — это практика, поэтому целесообразно начинать с позиции помрежа и затем планомерно изучать «кухню» кино- и телепроизводства изнутри.

Требования к профессии сценарист

Главным требованием для сценариста является, конечно, умение писать и создавать сюжеты. Иными словами, писательский талант. Профессионал своего дела должен уметь прорабатывать детали, личностей персонажей, а также диалоги. Конечная цель – сделать так, чтобы зритель поверил в реальность происходящего.

От хорошего сценариста требуется умение работать с большими объемами информации, анализировать ситуации, максимально погружаться в тему. Если фильм о средневековье – максимально продумывать поведение персонажей той эпохи, если картина о врачах – живые диалоги медиков, а не просто набор заученных медицинских терминов.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Источник фото gstudioimagen/freepik

В основе любого фильма, постановки или телевизионного сюжета находится сценарий. Это первая ступень воплощения образной идеи. В сценарий закладывается развитие сюжета, проработка персонажей и их характеров. Во время написания сценария прорабатываются все детали, которые могут вызвать «провисания» в канве повествования. И занимаются подобной работой особые профессионалы – сценаристы

Качества хорошего сценариста

Для того, чтобы работать сценаристом необходимо обладать следующими качествами:

  • богатая фантазия и развитое воображение;
  • интерес ко многим областям человеческой жизни;
  • любознательность и желание изучать что-то новое;
  • умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • трудолюбие и работоспособность.

Кто это такой и что делает, образование

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Ассистент режиссера — это специалист, который занимается административными задачами на съемочной площадке и помогает главному постановщику организовать съемочный процесс.

Зарплата ассистента режиссера в 2023 году

Уровень заработка определяется сложностью и масштабностью проекта: как правило, гонорары всем сопричастным выписываются исходя из объема съемочных дней и бюджета картины.

Ставка для ассистентов режиссера может колебаться в районе 1000—1500 рублей за 12-часовой съемочный день. На доходы от сборов, как правило, такие специалисты не претендуют.

Пре-продакшн

Подготовительный этап до начала основного съёмочного периода. Огромная машина по производству кино начинает свой ход ровно в тот момент, когда предложенный сценарий утверждается и студия готова начать финансирование.

На первом этапе, как в фильме Нолана, всё начинается с идеи. Сценарист облекает свои мысли в слова и пишет сценарий. Даже если фильм или сериал основаны на книге, нельзя просто взять и сказать «будем снимать прямо так».

Иногда сценарии заказываются специально. Например, телеканал History попросил известного британского сценариста Майкла Хёрста написать «Викингов».

Продюсеров, на самом деле, существует несметное количество. В задачи же исполнительного входят все финансовые, творческие и юридические вопросы. Непосредственно при съёмках фильма он не присутствует.

Директор по кастингу

Или помощник режиссёра по кастингу, если режиссёр сам решает выбрать актёров. Функции его понятны: он ищет, подбирает и прослушивает кандидатов на роли. А после утверждения помогает со всеми финансовыми вопросами.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Режиссёр

Именно режиссёр присутствует на всех трёх уровнях производства фильма — от утверждения сценария и его доработки до контроля монтажа уже снятого материала. На этапе пре-продакшна он принимает решения по утверждению календарных съёмочных планов, смет, выбора локаций, костюмов, декораций и даже песен.

Первый ассистент режиссёра

Для того чтобы вовремя разбираться со всеми задачами, у режиссёра есть свой ассистент. Так сказать, правая рука. Список обязанностей у него не просто огромный, а головокружительно огромный. Там всё — от помощи в редактирования сценария и до покупки реквизита. Неудивительно, что у такого ассистента может быть свой собственный ассистент. Второй или даже третий.

Линейный продюсер

Другими словами, менеджер проекта. На его плечах лежит забота обо всём процессе съёмок. Он занимается вопросами аренды помещений, выплат зарплат и сроками сдачи проекта. Линейных продюсеров, в зависимости от масштаба работы, тоже может быть несколько.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Руководитель производства

Контролирует ежедневные производственные вопросы по финансам, планированию съёмок и найму необходимого персонала. Отчитывается непосредственно линейному продюсеру и перепоручает задачи координатору производства.

Координатор производства

Осуществляет всю логистическую работу, связанную с сотрудниками съёмочной группы, актёрами и оборудованием.

Ассистент продюсера

Количество таких ассистентов прямо коррелирует с объёмом работы. Эти ребята — самые настоящие мастера на все руки и выполняют абсолютно любые задачи, которые могут им поручить продюсеры.

Локейшн-менеджер

Или, если вы не очень любите англицизмы, специалист по подбору мест для съёмок. Именно этим ребятам мы обязаны наличию в фильмах живописных лесов, дорогущих пентхаусов и заброшенных заводов. Они не только находят сами места, но и занимаются всеми юридическими и финансовыми вопросами. Как и у любого другого важного человека в этой цепи, у менеджера есть ассистент. А то и два.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Менеджер по поиску натуры для съёмок

Работа, на мой взгляд, самая интересная из всех перечисленных. Если локейшн-менеджер места находит, то натурные спецы занимаются исследованием, осмотром и фотографированием интересующих локаций.

Художник-постановщик

Руководитель художественного отдела. Тот самый человек, который, тесно сотрудничая с режиссёром, обеспечивает реализацию художественного замысла на стадии оформления съёмочных площадок. Именно он решает, как обставить квартиры и как должен выглядеть офис главного злодея.

Художественный руководитель

Почти то же самое, только помимо работы над натурой и декорациями, он руководит художниками, декораторами, костюмерами и дизайнерами.

Художник по костюмам

Придумывает и разрабатывает эскизы костюмов. После чего они отправляются на утверждение художнику-постановщику, режиссеру-постановщику и продюсерам. Сюда же, чтобы не расширять и без того немаленький список, я отнесу непосредственно портных, занимающихся пошивом.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Что делает ассистент режиссера конкретно

Если разбираться по пунктам, то ассистенты режиссера на каждом этапе производства фильма решают разные задачи. Так, до начала съемок они участвуют в переговорах с инвесторами, наравне с главным постановщиком изучают сценарий, вносят свои предложения.

Второй помощник может одновременно заниматься бюджетированием проекта и подбором исполнителей (гримеров, костюмеров, каскадеров и т.д.).

Если говорить конкретно, то ассистент режиссера делает важное дело — избавляет главного постановщика от различных административных проблем, чтобы тот мог целиком погрузиться в съемочный процесс.

Вот некоторые из задач, которые решает ассистент режиссера:

  • Помогает организовать кастинг и прослушивание актеров;
  • Согласовывает кандидатуры актеров с постановщиком;
  • В отдельных случаях вносит правки в сценарий или дает советы;
  • Подбирает локации для натурных съемок и павильоны для студийных;
  • Составляет графики работы остальных специалистов на площадке;
  • Следит за вызывными листами актеров и членов съемочной бригады;
  • Контролирует работу всех исполнителей в каждой смене;
  • Помогает с подбором декораций, костюмов и спецэффектов;
  • Сопровождает работу актеров и съемочной команды.

Чем сценарист отличается от писателя?

Принято считать, сценаристы необходимы лишь при разработке сценариев к фильмам, но на самом деле профиль применения данных специалистов значительно шире:

  • игровое и документальное кино;
  • культурно-массовые мероприятия и концертные шоу-программы;
  • ток-шоу и реалити-шоу;

Очень часто сценаристов путают с писателями, хотя в действительности работа у них разная. Писатель по крайней мере не зависит от других этапов съемочного процесса, ему не нужно думать, как те или иные действия будут воплощены на экране, согласовывать сюжет, прорабатывать отдельные сцены и диалоги. Кроме того, сценарий – это определенное жанровое произведение, которое строится по определенной схеме.

Сценарист же крайне плотно работает с режиссером, оператором-постановщиком и всей остальной съемочной бригадой. Бывает, что сценарий приходится перерабатывать и даже переписывать с нуля прямо на ходу, если картина, к примеру, не укладывается в бюджет.

При этом весьма часто сценаристы оказываются в тени режиссеров, их имена не слишком известны широкой публике. Но именно от труда сценариста во многом зависит конечное качество фильма. В истории Голливуда немало примеров, когда сценарные провалы ставили крест на всей постановке, несмотря на качественную игру актеров, бюджеты и мастерские съемки.

Впрочем, сценаристы довольно часто совмещают основную работу с режиссурой, продюсированием и даже актерской карьерой. Более того, сейчас куда больше спроса на универсальных специалистов – чем меньше участников процесса, тем меньше творческих разногласий и меньше издержки на производство.

В связи с этим сценаристы, которые занимаются исключительно сочинительством, становятся все большей редкостью. Представители данной профессии все активнее проникают в различные сферы реализации проекта, чтобы иметь возможность оказывать влияние на процесс.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

В целом сценарист отвечает за начальный этап реализации проекта:

  • разработка концепции проекта;
  • проведение необходимых исследований, сбор информации;
  • обсуждение сценария с продюсером или режиссером, внесение изменений, доработка «провисов».

Кроме того, сценарист может быть задействован и при работе над рекламной кампанией проекта. Он может писать сценарии к видеороликам, анонсы и пресс-релизы, перенимая на себя таким образом некоторые обязанности специалиста по пиару и продвижению.

Пожалуй, самый интересный этап создания фильма, ради которого я и начал писать эту статью. Когда все финансовые вопросы решены, костюмы сшиты, а локации подготовлены, приезжают актёры и команда основных съёмок.

Первый человек на площадке. Босс всего и вся.

Ассистенты режиссёра

О них я уже писал выше. Главные помощники во всех вопросах.

Специалист по спецэффектам

Курирует как творческие, так и технические элементы специальных или визуальных эффектов. Сюда входит всё — от разведения на площадке огня и до пускания тумана.

Помощник режиссера по сценарию

Этот человек следит за тем, чтобы всё соответствовало сценарию. Также отвечает за преемственность сцен, снимающихся в разное время. Другими словами, актер должен быть в той же позе, а реквизит — на тех же самых местах.

Оператор-постановщик

Один из ключевых специалистов, который, как и режиссёр, начинает работать уже на стадии пре-продакшна. Во время съёмочного процесса он выбирает и устанавливает правильное освещение сцены, а также является главным связующим звеном между всеми работниками на площадке. Может любого нанять и уволить.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Работы у него чуть ли не больше всех. Обеспечивает съёмку кинокамерой и по команде оператора-постановщика производит остановку съёмки. Дальше — больше. На его плечах заботы о плавности и чёткости картинки, все проходы, проезды и повороты камеры. Он следит за работой операторского крана и присматривает, чтобы в кадр случайно не попал шест с микрофоном.

Ассистент оператора

Ни одна такая главная позиция не обходится без одного или более ассистентов. Ассистент оператора следит за состоянием камеры и заполняет съёмочный лист, на котором фиксируются все детали отснятого материала.

Хлопушечник

Или второй ассистент оператора. Тот самый человек, который работает с хлопушкой: на ней должен быть номер сцены, дубля, время съемок и другая вспомогательная информация, которая пригодится при монтаже.

Гаффер

Или специалист по свету. Любой луч света на съёмочной площадке или его отсутствие — это работа гаффера.

Бест-бой

Помогает гафферу с осветительными приборами. Заказывает оборудование и следит, чтобы всё работало.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Фокусник

Фокусы не показывает, нет. Зато следит, чтобы снимаемый объект всегда оставался чётким и резким, в фокусе. А ещё собирает камеры утром и разбирает после рабочего дня, поддерживает линзы в чистоте и знает всё о фокусном расстоянии объектива, фокусировке и значении диафрагмы.

Осветители

Нельзя переоценить важность света. Оттого и работающих с ним людей предостаточно. Осветители по указу гаффера монтируют, поднимают, опускают и выключают оборудование.

Старший рабочий-механик

Специалист, работающий с грипами — людьми, которые приводят в готовность разного рода приспособления для камер (штативы, тележки, рельсы и пр.).

Дольщик

Работает с подвижным средством под названием «долли». Это четырёхколёсная тележка для перемещения по площадке оператора, камеры, а иногда и режиссёра. Дольщик занимается и вопросами прокладывания рельсов для тележки, и, собственно, толканием тележки в необходимые моменты.

Звукооператор

Определились со светом. Переходим к звуку. Все заботы об аудиоэлементах картины лежат на плечах звукооператора.

Оператор микрофона

Управляет «журавлём» — тем самым микрофоном на длинном шесте, который чаще всего замечают в огрехах фильма. Однако журавля он не просто держит, но и поворачивает по направлению к говорящему актёру. А это значит, что он должен точно знать, кто из актеров будет говорить и когда.

Кабельщик

Обслуживает и прокладывает кабели всей звукозаписывающей аппаратуры. А ещё следит, чтобы при перемещении камеры кабели не издавали лишних звуков.

Декоратор сцены

Если художник-постановщик выбирает декор, то декоратор непосредственно находит и расставляет необходимые предметы на месте съёмок.

Специалист по реквизиту

Отвечает за поиск и отслеживание всего реквизита, который появляется на экране.

Костюмер

Работает с художником по костюмам над гардеробом.

Визажист

Подбирает и наносит актёрам соответствующий грим.

Парикмахер

Укладывает волосы актёров. Если бюджета мало, роли визажиста и парикмахера совмещаются.

Постановщик трюков

Подбирает и контролирует каскадёров. Разрабатывает все трюки и контролирует их исполнение на съёмочной площадке.

Кейтеринг

Готовит еду, закуски и стол для актёров и съёмочной группы. Иногда еду не готовят, а заказывают готовую. Заказ и сервировка входят в задачи кейтеринга.

Обязанности помощника по сценарию и помощника супервайзера Должностная инструкция и обязанности

Пост-продакшн

Финальная стадия производства фильма. Актёры и съёмочная группа разъехались по домам, и за дело берутся они.

Менеджер по планированию

Он следит, чтобы весь процесс пост-продакшна уложился в обговорённые сроки.

Режиссёр монтажа

Тесно работая с режиссёром, реализует список монтажных решений.

Монтажёр звука

Тоже работает вместе с режиссёром и правит все звуки в фильме.

Дизайнер графики

Все спецэффекты — работа дизайнеров. В зависимости от объёма, их может быть целый отдел.

Композитор

И пусть над саундтреком он начинает работать ещё во время производства фильма, музыка накладывается на этапе пост-продакшна.

Количество людей в съёмочной группе варьируется от масштабов проекта и финансирования. Если это инди-кино, то число сотрудников на площадке может быть в пределах пяти. Если это что-то очень голливудское или многосерийное, то пригласить могут даже тех, кого я не упомянул. Это, например, координатор по безопасности огнестрельного оружия или координатор интимных отношений.

Плюсы и минусы профессии сценарист

К положительным аспектам профессии следует отнести следующее:

  • возможность работать в различных сферах;
  • при фрилансе возможность самостоятельно определять степень загруженности и рабочий график;
  • возможность воплощать собственные идеи и проекты;
  • широкие возможности для творчества и профессионального роста.

Минусами стоит считать:

  • чаще всего нестабильный источник и уровень дохода;
  • большая внутренняя конкуренция.

Плюсы и минусы профессии ассистента режиссера

  • Возможность заниматься творчеством;
  • Полезные связи и знакомства;
  • Большое количество конфликтных ситуаций на площадке;
  • Высокий уровень стресса.
Читайте также:  Как списать огнетушитель причина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *