Законодательством нашей страны предусматривается предоставление права на проверку измерительных приборов и средств исключительно лицам, прошедшим аккредитацию метрологических служб.
1. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:
1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
3) поверка средств измерений;
4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Утратил силу. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 160-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
Мы предлагаем полное сопровождение на всех этапах получения «Аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений»
Мы оказываем полный комплекс услуг для получения аккредитации на право поверки СИ. Вы можете заказать все необходимые экспертизы и проверки перед подачей документов в ФСА.
Стоимость
Стоимость проведения соответствующей экспертизы определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 653 и рассчитывается индивидуально. Точную стоимость вы можете узнать у наших менеджеров по телефону +7 (495) 540-50-00
Экспертный анализ документов (удаленно):
Экспертный анализ с выездом специалиста:
Предоставление необходимых документов:
Федеральный закон № 412-ФЗ от 28.12.2013. «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» регламентирует порядок получения аккредитации и действует с 01.07.2014.
Процедура аккредитации – это длительный и трудоемкий процесс. Вам необходимо:
Мы возьмем на себя все организационные вопросы по получению аттестата аккредитации на право поверки или калибровки средств измерений и внесению Вашей компании в реестр аккредитованных лиц.
Мы сделаем сотрудников Вашей компании компетентными в области обеспечения единства измерений и аккредитации.Консультации оказываются в процессе всей процедуры аккредитации и это очень Важно!Стоимость работ фиксируется договором. Мы берем все риски на себя!
Стоимость зависит от количества областей аккредитации (поверка, калибровка), готовности организации-заявителя к прохождению процедуры аккредитации, дополнительных соглашений заключённых с организацией.
Оплата производится поэтапно. Общий срок осуществления процедуры по аккредитации составляет 100 рабочих дней — со дня приема заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов до дня принятия решения. В него не включается период, на который процедура приостанавливается ( Федеральный закона № 412–ФЗ).
Базовая стоимость наших услуг по аккредитации юридического лица или ИП на право поверки СИ — от 512 000 рублей.
Ознакомление с исходным положением дел в организации-заявителе. Консультирование Клиента по требованиям к соискателю аккредитации (поверка, калибровка).
Подготовка организации-заявителя к аттестации на право поверки в части найма и обучения персонала, подготовки оборудования, средств измерений, эталонов и пр.
Подготовка пакета документов, необходимого для подачи на аккредитации в области обеспечения единства измерений в Федеральную службы по аккредитации (ФСА) в соответствии с законом.
Консультирование и предоставление клиенту инструкции по подаче документов на право аккредитации через сайт Госуслуг.
Консультирование клиента в процессе процедуры аккредитации. Предоставление информации о порядке получения буквенного шифра поверительного клейма, открытия личного кабинета на сайте ФСА.
Единая национальная система аккредитации в Российской Федерации
Аккредитация – официальное признание со стороны третьих (независимых) лиц компетентности юридического или физического лица в выполнении конкретных задач. Наличие аккредитации у такого лица означает гарантию качественного выполнения поставленных задач в области аккредитации в соответствии с установленными требованиями.
Аккредитация в национальной системе аккредитации – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 года № 86 «О единой национальной системе аккредитации» создана национальная система аккредитации и образована Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) с возложением на нее функций по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 845 утверждено Положение о Федеральной службе по аккредитации.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установлен порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации, определены права и обязанности ее участников, закреплены единые принципы и правила аккредитации на территории Российской Федерации, гармонизированные с международными нормами. Законом предусмотрено создание Федеральной государственной информационной системы Федеральной службы по аккредитации (ФГИС Росаккредитации).
Критерии аккредитации в национальной системе аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации утверждаются приказами Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития).
С 1 января 2021 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития от 26 октября 2020 года № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».
Основные принципы аккредитации
Основные принципы аккредитации в национальной системе аккредитации установлены статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»:
1) осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по аккредитации;
2) компетентность национального органа по аккредитации;
3) независимость национального органа по аккредитации;
6) открытость и доступность правил аккредитации;
7) недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;
8) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;
9) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
10) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;
11) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.
Полномочия по аккредитации в национальной системе аккредитации осуществляются единым национальным органом – Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация).
Росаккредитация осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственную организацию – Национальный институт аккредитации Росаккредитации. При Росаккредитации действует Общественный совет.
На официальном сайте Росаккредитации – http://fsa.gov.ru размещена необходимая информация о подготовке к проведению процедуры аккредитации.
В рамках Росаккредитации действует Федеральная государственная информационная система Федеральной службы по аккредитации (ФГИС Росаккредитации) https://fsa.gov.ru/use-of-technology/fgis-rosakkreditatsii/ – система, предназначенная для сбора, обработки, хранения и передачи информации, взаимодействия заявителей, аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертных организаций с национальным органом по аккредитации.
При проведении аккредитация испытательных лабораторий в национальной системе аккредитации применяют нормативные технические документы, действующие на территории Российской Федерации, в том числе ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Требования к метрологическим службам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитуемым на право поверки средств измерений, и правила их аккредитации установлены Приказом Минэкономразвития от 30 мая 2014 г № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Порядок и особенности аккредитации в отдельных сферах деятельности (организаций и подразделений Вооруженных сил Российской Федерации и др.) установлен Статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Аккредитация метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является официальным признанием их полномочий в проведении поверки средств измерений.
При аккредитации метрологической службы Федеральной службой по аккредитации (далее – Росаккредитация) выдается выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) с приложением к нему, устанавливающим область аккредитации.
Стоимость расходов, связанных с подготовкой и проведением аккредитации, проверкой материалов аккредитации и оказанием других услуг, производится метрологической службой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г № 653 «Об утверждении методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и максимальных размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».
Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами, контролируется органами Росаккредитации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарт) по месту расположения этих юридических лиц.
Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несут юридические лица, индивидуальные предприниматели метрологическими службами которых выполнены поверочные работы.
В отношении юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей, могут быть приняты меры правового воздействия, предусмотренные статьей 23 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», а также другие меры воздействия, установленные административным либо гражданским законодательством Российской Федерации.
Метрологическая служба должна иметь положение, структуру, систему менеджмента качества, персонал, необходимые рабочие эталоны, помещения и условия, обеспечивающие проведение поверки средств измерений.
Положение о метрологической службе должно быть утверждено в установленном порядке.
Система менеджмента качества должна соответствовать деятельности и объему выполняемых метрологической службой работ. За обеспечение качества поверочных работ ответственность несет руководитель метрологической службы юридического лица или индивидуального предпринимателя (главный метролог).
Документация на элементы системы обеспечения качества должна быть включена в Руководство по качеству.
Руководство по качеству метрологической службы должно содержать комплектное описание поверочного подразделения и организации работ по поверке.
Руководство по качеству метрологической службы должно содержать следующую информацию:
– заявление о политике качества;
– описание объекта деятельности (компетентности метрологической службы);
– процедуры проведения внутренних проверок;
– сведения об оснащенности эталонами и средствами измерений, испытательным и вспомогательным оборудованием, стандартными образцами, необходимыми для поверки средств измерений в аккредитуемой области;
– сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих поверку;
– сведения об информационных технологиях, обеспечивающих учет поверительных клейм и результатов поверки средств измерений;
– должностные инструкции;
– процедуры и инструкции (или ссылки на процедуры и инструкции) на выполнение работ;
– сведения о состоянии производственных помещений;
– сведения о применяемых нормативных документах.
Ведение Руководства по качеству возлагается на ответственного сотрудника метрологической службы – менеджера по качеству. Руководство метрологической службы периодически должно проводить внутренние проверки системы менеджмента качества. Такие проверки должны регистрироваться с подробной записью корректирующих действий.
Метрологическая лаборатория должна иметь эталоны и средства измерений, испытательное и вспомогательное оборудование, стандартные образцы необходимые для проведения поверки, в определенной области аккредитации. Эталоны должны быть аттестованы, а средства измерений поверены (откалиброваны) в установленном порядке.
При необходимости должна быть предусмотрена возможность использования для поверки ряда эталонов и средств измерений других организаций в соответствии с заключенными договорами.
Эталоны и средства измерений должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждения и преждевременного износа.
Для эталонов и средств измерений должны быть разработаны и утверждены графики по техническому обслуживанию, а также графики поверки (аттестации эталонов) средств измерений.
Неисправленные эталоны и средства измерений должны сниматься с эксплуатации и иметь соответствующие этикетки, указывающие на их непригодность для выполнения своих функций.
Каждый эталон и средство измерений должны быть зарегистрированы в метрологической службе. Регистрационный документ на каждую единицу должен включать следующие сведения:
– предприятие-изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;
– метрологические характеристики;
– дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию; состояние при покупке (новый, бывший в употреблении, после ремонта и т. п.);
– место расположения (при необходимости);
– данные о неисправностях, ремонтах и техобслуживании;
– данные о поверках, межповерочный интервал.
Персонал должен иметь профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимый для проведения поверки средств измерений в признанной области аккредитации.
Для каждого сотрудника должны быть установлены требования к уровню образования, профессиональной подготовке, техническим знаниям и опыту работы в области поверки средств измерений.
Сотрудники, непосредственно участвующие в проведении поверки средств измерений, должны быть аттестованы в установленном порядке в качестве поверителей.
Помещения для проведения поверки средств измерений должны соответствовать по производственной площади, состоянию и обеспечиваемым в них условиям (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко-и виброизоляция, защита от излучений магнитного, электрического и других физических полей, снабжение электроэнергией, водой, воздухом, теплом, хладагентом и т. п.) требованиям нормативных документов по поверке средств измерений, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.
Доступ к местам проведения поверки средств измерений должен находиться под контролем. Вход посторонних лиц должен быть ограничен.
Метрологическая служба должна располагать соответствующей актуализированной документацией, включающей:
– нормативные документы на методики поверки средств измерений, определенные областью аккредитации;
– нормативные документы федерального уровня, содержащие общие метрологические правила и нормы в виде оригиналов или официальных копий;
– документы, регламентирующие правила обеспечения поддержания в надлежащем состоянии эталонов (графики поверки, паспорта, эксплуатационная документация);
– документы, определяющие хранение информации и результатов поверки (протоколы, рабочие журналы и прочее).
В метрологической службе должны быть установлены правила, обеспечивающие актуализацию и наличие в установленных местах нормативных документов, связанных с проведением поверки, технической безопасностью и ведением документации.
Регистрация результатов поверки и хранение документов:
– метрологическая служба должна иметь систему учета поверительных клейм и результатов поверки средств измерений, которая обеспечивает хранение протоколов поверки, регистрацию выданных свидетельств о поверке и извещений о непригодности средств измерений, а также передачу соответствующей информации в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
– метрологические службы должны располагать программно-аппаратными средствами, достаточными для обеспечения совместимости данной системы с автоматизированной информационной системой (АИС) учета результатов поверки Росстандарта.
– метрологические службы должны обладать документально подтвержденными процедурами по хранению (включая продолжительность) и защите указанной выше зарегистрированной информации. Эта информация должна сохраняться не менее трёх межповерочных интервалов.
2.1. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования. Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений аккредитация проводится в добровольном порядке. К указанным работам и (или) услугам относятся:
– аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
– испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
– поверка средств измерений;
– обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
– испытания для целей аналитического, радиационного, неразрушающего контроля;
– оценка координаторов проведения межлабораторных сравнительных испытаний.
2.2. Аккредитация в области обеспечения единства измерений проводится в соответствии с документами, в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”:
Правила по метрологии ПР 50.2.013-97 “ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов”, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 N 10;
Правила по метрологии ПР 50.2.010-94 “ГСИ. Требования к Государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации”, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 N 8 и зарегистрированные в Минюсте России 13.07.1994 (регистрационный N 635);
Правила по метрологии ПР 50.2.014-2002 “ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений”, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 N 124 и зарегистрированные в Минюсте России 27.12.2002 (регистрационный N 4086);
Система аккредитации аналитических лабораторий, утверждена Постановлением Госстандарта России от 02.12.92 N 19;
Система аккредитации лабораторий неразрушающего контроля, утверждена Приказом Госстандарта России от 16.09.96 N 282;
Правила по метрологии ПР 50.2.030-2001 “Система аккредитации лабораторий радиационного контроля”, утверждена Постановлением Госстандарта России от 17.04.2001 N 177-ст;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 “Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий”;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 “Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия”;
Порядок проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве координаторов проведения межлабораторных сравнительных испытаний состава и свойств веществ (материалов) и объектов окружающей среды, утвержденный заместителем Председателя Госстандарта России 01.07.2003.
2.3. Процедура рассмотрения и прохождения документов при первичной аккредитации включает следующие основные этапы:
– рассмотрение заявления об аккредитации с комплектом документов; Форма заявления об аккредитации приведена в приложении (рекомендуемое);
– принятие и оформление решения о назначении эксперта по аккредитации или экспертной организации для проведения работ по проверке заявителя;
– экспертиза комплекта документов и подготовка экспертного заключения;
– принятие и оформление решения по проведению проверки заявителя, по месту осуществления деятельности, в соответствии с утвержденной программой проверки;
– рассмотрение результатов проверки, подготовка и оформление комплекта материалов по аккредитации, а также вынесение решения об аккредитации заявителя либо об отказе в ее предоставлении;
– оформление и выдача заявителю аттестата аккредитации и приложения к нему (области аккредитации);
– регистрация аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя в разделе аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обеспечению единства измерений Государственного реестра организаций, аккредитованных Федеральным агентством (далее – Реестр).
Подразделы Реестра ведут следующие организации;
– ФГУП “ВНИИМС” по аккредитации на право проведения: аттестации методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, испытания средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, обязательной метрологической экспертизы стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов;
– ФГУП “ВНИИФТРИ” лабораторий радиационного контроля;
– ФГУП “ВНИИОФИ” лабораторий неразрушающего контроля;
– ФГУП “ВНИЦСМВ” аналитических лабораторий;
– ФГУП “УНИИМ” по аккредитации на право проведения испытания стандартных образцов в целях утверждения типа и координаторов проведения межлабораторных сравнительных испытаний.
2.3.1. Заявление с комплектом документов на аккредитацию, поступившие в Федеральное агентство, направляются в Управление метрологии.
2.3.2. Заявление с комплектом документов регистрируется в Управлении метрологии Федерального агентства.
2.3.3. Управление метрологии Федерального агентства представляет на рассмотрение Подкомиссии по аккредитации в области обеспечения единства измерений (далее – Подкомиссия), созданной при Рабочей комиссии по аккредитации, заявку и предложения о назначении экспертов по аккредитации или экспертной организации.
2.3.4. Подкомиссия принимает решение о назначении экспертов по аккредитации или Экспертной организации, которым поручается проведение работ по экспертизе комплекта документов и его проверке. Решение комиссии оформляется протоколом.
2.3.5. Управление метрологии Федерального агентства направляет комплект документов заявителя с поручением об организации экспертизы документов и работ по проверке экспертам по аккредитации или экспертной организации и извещает заявителя о принятом решении.
2.3.6. Срок рассмотрения заявки с момента регистрации до момента уведомления заявителя о принятом решении – 10 дней.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.3.8. Эксперт по аккредитации или экспертная организация в двадцатидневный срок от даты получения комплекта документов заявителя:
– выполняет экспертизу комплекта документов заявителя;
– оформляет экспертное заключение;
– направляет в орган по аккредитации экспертное заключение.
2.3.9. В случае выявления несоответствий представленных документов в процессе экспертизы документов эксперт по аккредитации или экспертная организация оформляет отрицательное экспертное заключение и направляет его в Управление метрологии.
Управление метрологии рассматривает экспертное заключение и в течение 3 рабочих дней с момента получения отрицательного экспертного заключения готовит письмо за подписью заместителя Руководителя Федерального агентства, в котором сообщает заявителю мотивированное решение об отказе в аккредитации.
2.3.10. В случае положительного заключения эксперт по аккредитации или экспертная организация готовит предложения по проекту программы проверки и составу комиссии по проверке заявителя по месту осуществления его деятельности.
2.3.11. Экспертная организация готовит проект письма об образовании комиссии по проверке заявителя. Письмо об образовании комиссии по проверке заявителя в пятидневный срок оформляется Управлением метрологии и направляется заявителю.
Программа проверки утверждается начальником (заместителем начальника) Управления метрологии Федерального агентства и направляется заявителю не позднее 3 рабочих дней до начала осуществления проверки.
2.3.12. Проверка заявителя проводится в согласованные с заявителем сроки, по месту осуществления его деятельности, в соответствии с утвержденной программой и действующими нормативными правовыми документами. Продолжительность проверки по месту осуществления деятельности заявителя не должна превышать 5 рабочих дней.
По результатам проверки заявителя составляется Акт проверки в двух экземплярах.
2.3.13. В соответствии с Актом проверки может быть составлен план корректирующих мероприятий по устранению нарушений, отраженных в Акте. План корректирующих мероприятий составляется на период не более двадцати дней от даты.
Один экземпляр Акта проверки вручается заявителю, второй – направляется эксперту по аккредитации или в экспертную организацию.
По результатам выполнения плана корректирующих в течение 5 рабочих дней после окончания предусмотренного планом корректирующих мероприятий срока оформляется отчет об устранении выявленных при проверке нарушений.
2.3.14. После завершения проверки заявителя и по итогам выполнения заявителем плана корректирующих мероприятий, если он был составлен, эксперт по аккредитации или экспертная организация в двухнедельный срок от даты подписания Акта проверки готовит и представляет в Управление метрологии комплект документов заявителя и предложения о возможности его аккредитации в заявленной области или отказе в аккредитации.
Предложения, представленные экспертом по аккредитации или экспертной организацией для принятия решения об аккредитации, должны включать информацию в соответствии с п. 7.8.6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008.
Предложения о возможности аккредитации заявителя могут быть рассмотрены на заседании подкомиссии в следующих случаях:
– при наличии особого мнения одного или нескольких членов комиссии;
– при наличии предложений об отказе заявителю в аккредитации.
2.3.15. После завершения этапов процедуры рассмотрения и прохождения документов по аккредитации Управление метрологии готовит проект приказа об аккредитации заявителя или проект уведомления, содержащего мотивированный отказ в аккредитации.
Уведомление об отказе заявителю в аккредитации подписывается заместителем Руководителя Федерального агентства.
2.3.16. Приказ об аккредитации заявителя, аттестат аккредитации подписываются Руководителем (заместителем Руководителя) Федерального агентства.
Приложение к аттестату аккредитации (область аккредитации) подписывается заместителем Руководителя Федерального агентства.
Подписи Руководителя и заместителя Руководителя Федерального агентства заверяются печатью Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Эксперт по аккредитации или экспертная организация готовит необходимый для регистрации комплект документов заявителя, сшивает, нумерует его и передает на регистрацию в соответствующий раздел Реестра (п. 2.3 настоящего Порядка).
Регистрация аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя должна быть завершена в срок не позднее 90 дней с даты регистрации заявления об аккредитации в Федеральном агентстве.
Копию приказа об аккредитации заявителя и зарегистрированные оригиналы документов по аккредитации Управление метрологии передает аккредитованному заявителю или по его письменному заявлению отправляет по почте заказным письмом.
2.4. Процедура рассмотрения и прохождения документов при изменении области аккредитации.
Аккредитованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующий на изменение своей области аккредитации, направляет заявление в Федеральное агентство.
К заявлению прилагаются документы, претерпевшие изменения, в случае расширения области аккредитации – дополнение к области аккредитации, в случае сокращения области аккредитации – полный текст новой редакции области аккредитации.
В случае сокращения области аккредитации Управление метрологии организует экспертизу правильности оформления представленных документов и на основании положительных результатов экспертизы оформляет новую редакцию “Области аккредитации” и направляет ее в соответствующий подраздел Реестра (п. 2.3 настоящего Порядка) на регистрацию.
В случае расширения области аккредитации аккредитация может быть проведена по полной либо сокращенной процедуре. Аккредитацию проводят в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка. При положительном результате работ по аккредитации “Дополнение к области аккредитации” утверждается заместителем Руководителя Федерального агентства и регистрируется в соответствующем разделе Реестра (п. 2.3 настоящего Порядка).
2.5. При аккредитации на новый срок заявление об аккредитации с установленным комплектом документов направляется в Федеральное агентство не менее чем за 90 дней до истечения срока действия аттестата.
Процедура рассмотрения и прохождения документов при аккредитации на новый срок проводится в порядке, изложенном в пункте 2.3 настоящего Порядка.
2.6. Порядок рассмотрения и прохождения документов при проведении инспекционного контроля.
2.6.1. Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок на основании решения Федерального агентства.
Продолжительность инспекционного контроля или внеплановой проверки не должна превышать 1 месяца.
Плановый инспекционный контроль деятельности аккредитованных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с планом инспекционного контроля, утверждаемым приказом Руководителя Федерального агентства.
Внеплановая проверка аккредитованных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей осуществляется:
– для проверки устранения нарушений, выявленных органом по аккредитации в ходе инспекционного контроля;
– при получении от органов государственной власти информации, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан жалоб о нарушении критериев аккредитации.
Инспекционный контроль осуществляется комиссией, назначенной Федеральным агентством по программе, утвержденной начальником Управления метрологии.
По результатам инспекционного контроля составляется акт инспекционного контроля в двух экземплярах, содержащий:
– заключение по каждому пункту программы с указанием выявленных недостатков;
– предложения и рекомендации по устранению выявленных недостатков и предлагаемые сроки их устранения.
Один экземпляр акта инспекционного контроля остается аккредитованному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, второй – направляется в экспертную организацию, которая по результатам инспекционного контроля оформляет экспертное заключение в 2 экземплярах и представляет его в Управление метрологии для анализа и подготовки дальнейшего решения Федерального агентства.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
24. Управление метрологии доводит в письменной форме до аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя в течение 3 дней решение Федерального агентства о приостановлении действия аттестата аккредитации и срок устранения нарушений. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
25. Управление метрологии в течение 3 дней:
в случае неустранения нарушений в установленные сроки Федеральным агентством, выявленных в ходе инспекционного контроля, готовит предложения о сокращении области деятельности юридического лица (метрологической службы юридического лица) или индивидуального предпринимателя в его области аккредитации и представляет их заместителю Руководителя Федерального агентства для принятия дальнейшего решения;
в случае если аккредитованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не устранили выявленные нарушения, а также в случае осуществления им работ и (или) оказания услуг, не входящих в область аккредитации, Управление метрологии совместно с Юридическим отделом готовит обращение Федерального агентства в суд с заявлением об аннулировании аттестата аккредитации.
Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации и направлении заявления о прекращении действия аттестата аккредитации в суд доводится до аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя в письменной форме с мотивированным обоснованием в течение 5 дней с даты его принятия.
Что означает аккредитация метрологических служб?
Этим термином обозначается процедура, проводимая уполномоченным гос. органом – Росстандартом, результаты которой дают возможность прошедшим ее физ. или юр. лицам на проведение соответствующих работ в данной сфере.
Аккредитация метрологических служб юридических лиц признает их компетентность при проведении проверок измерительных средств. Этот факт подкрепляется выдачей аттестата, в стандартном приложении к нему определяется область аккредитации метрологической службы.
Чтобы получить аккредитацию на право поверки метрологическая служба обязана иметь в штате персонал, прошедший специализированное обучение, быть оснащена соответствующим помещением и полным набором спецоборудования. Кроме того, обязаны соблюдаться мероприятия, обеспечивающие полную сохранность эталонов и их предохранение от повреждений. С этой целью они периодически проходят технические проверки, по итогам которых неисправные приборы проверки снимаются с эксплуатации. Если они все же остаются на территории службы, на них обязательно необходимо приклеить этикетки с указанием их непригодности к дальнейшему использованию.
Аккредитацию метрологических служб проводят поэтапно.
Контролировать деятельность метрологических служб доверено соответствующему федеральному органу в лице Ростехурегулирования.
Аккредитация метрологических служб юр. лиц: как получить возможность осуществят услуги по калибровке приборов и измерительных устройств?
Проведение услуг по калибровке доверяется метрологическим службам организаций только после аккредитации, проведенной ГНМЦ либо органами ГМС.
Главные задачи проведения аккредитации структурных подразделений или основных филиалов
Регистрация служб, получивших право на проведение соответствующих работ, проводится федеральным Департаментом тех. политики. Период аналогичный, что и в первом случае – он не превышает пяти лет.
Все измерительные средства, успешно прошедшие процесс калибровки, маркируются соответствующим образом и имеют клеймо, служащим в качестве сертификата и подтверждающим, что они пригодны для применения. Такая сертификация признается со стороны всех филиалов и структурных подразделений, деятельность которых контролируется инспекционным контролем.