Определены особенности применения на новых территориях законодательства о промбезопасности опо и безопасности гидротехнических сооружений

Особенности озеленения территории поселения

Типы насаждений и озеленения

Основными типами насаждений и озеленения являются:

  • массивы
  • группы
  • солитеры
  • живые изгороди
  • кулисы
  • боскеты
  • шпалеры
  • газоны
  • цветники
  • различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные и др.)

Виды озеленения

На территории поселения могут использоваться два вида озеленения:

  1. Стационарное – посадка растений в грунт.
  2. Мобильное – посадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т.п.).

Утверждение видового состава

Видовой состав, возраст, особенности содержания высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются органом местного самоуправления сельского поселения Вялковское и нормативно-правовыми актами Московской области.

При проектировании озеленения учитываются

При проектировании озеленения учитываются следующие факторы:

  • минимальные расстояния посадок деревьев и кустарников до инженерных сетей, зданий и сооружений;
  • размеры комов, ям и траншей для посадки насаждений;
  • ориентировочный процент озеленяемых территорий на участках различного функционального назначения;
  • параметры и требования для сортировки посадочного материала.

Система зеленых насаждений

Проектирование озеленения и формирование системы зеленых насаждений на территории поселения ведутся с учетом факторов потери (в той или иной степени) способности экосистем к саморегуляции.

Поддержание жизнеспособности зеленых насаждений

Для обеспечения жизнеспособности зеленых насаждений и озеленяемых территорий поселения необходимо:

  • производить благоустройство территории в зонах особо охраняемых природных территорий;
  • учитывать степень техногенных нагрузок от прилегающих территорий;
  • осуществлять для посадок подбор адаптированных пород посадочного материала.

Особенности озеленения территории общественного пользования

При озеленении территории общественного пользования, в том числе с использованием крышного и вертикального озеленения, предусматривается устройство газонов, автоматических систем полива и орошения, цветочное оформление.

Учет теплотрасс на территории

При посадке деревьев в зонах действия теплотрасс учитывается фактор прогревания почвы в обе стороны от оси теплотрассы на расстояние:

  • до 2 м – интенсивное прогревание,
  • 2 – 6 м – среднее прогревание,
  • 6 – 10 м – слабое.
Читайте также:  Главный инженер по профессиональным стандартам и должностные инструкции по профессиональным стандартам

Рекомендации по размещению насаждений около теплотрасс

У теплотрасс рекомендуется размещать:

  • липу
  • клен
  • сирень
  • жимолость – ближе 2 м;
  • тополь
  • боярышник
  • кизильник
  • дерен
  • лиственницу
  • березу – ближе 3 – 4 м.
  1. При воздействии неблагоприятных техногенных и климатических факторов на различные территории поселения формируются защитные зеленые насаждения; при воздействии нескольких факторов выбирается ведущий по интенсивности и (или) наиболее значимый для функционального назначения территории.

  2. В условиях высокого уровня загрязнения воздуха формируются многорядные древесно-кустарниковые посадки: при хорошем режиме проветривания – закрытого типа (смыкание крон), при плохом режиме проветривания – открытого, фильтрующего типа (несмыкание крон).

Определены особенности применения на новых территориях законодательства о промбезопасности ОПО и безопасности гидротехнических сооружений

Утвержден порядок регулирования отношений в сферах промбезопасности опасных производственных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Предусмотрено применение законов и нормативных актов, действовавших на указанных территориях до 30 сентября 2022 г., в части, не противоречащей законам РФ. Также установлен порядок проведения аттестации и экспертизы промбезопасности и безопасности гидротехнических сооружений, а также регистрацию ОПО в госреестре и проведения аттестации.

Теги: 2024, 2026, государственный контроль (надзор), информационные технологии, новые субъекты РФ, общественная безопасность, промышленность, юрлица, ДНР, ЛНР, Правительство РФ, Запорожская область, Херсонская область

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов

Почти весь ноябрь был холоднее обычного на Дальнем Востоке в Приморье, вдоль охотоморского побережья, на Камчатке.

В итоге в среднем за месяц на большей части России тепло превалировало над холодом. В центральных и южных районах европейской территории, в Сибири, Якутии, на Колыме и Чукотке это превышение составило от двух до четырех градусов и более. Лишь северо-запад (Карелия, Мурманская и частично Архангельская обл.), южные районы Прибайкалья и Забайкалья, а также Сахалин и прилегающие территории Приморья и Хабаровского края недополучили тепла до нормы.

Средняя температура ноября 2023г. по территории России замыкает первую пятерку самых высоких значений за всю историю регулярных метеонаблюдений в стране, т.е. с 1891г. На азиатской территории это был 5-й самый теплый ноябрь в метеорологической летописи. На Северном Кавказе он 2-й, на юге России и на севере Дальнего Востока – 3-й, а в Поволжье – 5-й самый теплый.

Климатические особенности ноября 2021 года

Ноябрь завершил календарную осень. Она оказалась в России 2-й самой теплой в истории метеонаблюдений. Теплее нее была только осень 2020 года. На этот раз почти на всей территории страны средняя температура осени была выше нормы.

Температура в России

На европейской территории средняя температура была выше нормы на 1-2°, в Сибири, Якутии и на Чукотке – на 2-4°. Лишь в Карелии и Мурманской области было несколько холоднее обычного. 2-й самой теплой стала эта осень на азиатской территории России и отдельно в Сибири, Поволжье и на Урале, и 3-ей в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

Температура в зарубежной Азии

Почти по всей зарубежной Азии средние температуры воздуха в ноябре были выше нормы. Исключением были только восточные районы Монголии и северо-восточные районы Китая, граничащие с Россией.

Температура в других регионах

В Юго-Восточной Азии температура была выше обычной, но незначительно, за исключением некоторых территорий Таиланда и Мьянмы, где в отдельных местах отмечались аномалии +2° и более. Большая часть Южной Азии соответствовала нормальным температурам.

В Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, температура воздуха была значительно выше нормы. В течение месяца поступали сообщения о рекордно высоких температурах в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении, где столбики термометров поднимались выше 25-30°. Рекордно высокие температуры также регистрировались в Армении.

Температура в Африке и Европе

В Северной Африке средние температуры воздуха оказались выше нормы на 2° и более, что сделало ноябрь самым теплым в истории метеонаблюдений для этого региона. На большей части Европы стояла умеренно теплая погода, хотя на юго-востоке континента было заметно теплее обычного. Однако в Скандинавии и странах Балтии было заметно холоднее.

Новые рекорды максимальной температуры регистрировались в центральной части Украины в начале месяца, а в конце – на Сицилии, Мальте и в Испании. Испанские метеорологи сообщают, что такого теплого ноября еще не было, с температурами, поднимавшимися до +25° и выше, как летом.

В целом, ноябрь 2021 года оказался необычно теплым по всему миру, с аномально высокими среднемесячными температурами, которые были несвойственны для этого времени года.

Теплый ноябрь и аномалии температуры в Канаде и США

Очень теплым оказался прошедший ноябрь в Канаде. Он 4-й среди самых теплых в ранжированном ряду с 1891 года. В центральной части и на северо-западе страны среднемесячные температуры превысили нормы на 2-4° и более. Южная соседка Канады США довольствовалась температурами воздуха близкими к норме на фоне положительных аномалий на большей части страны. Лишь на северо-востоке они были слабо отрицательными. Штаты, расположенные к югу от Великих Озер от Висконсина до Теннеси, вошли в первую десятку самых теплых в истории, а Индиана в этом списке – третья.

Аномалии температуры

  • Канада: +2-4° и более
  • США: близко к норме, положительные аномалии, отрицательные на северо-востоке
  • Индиана: третья самая теплая в истории

Аномалии осенних температур в разных регионах

Средняя температура Арктики ранжируется как третье самое высокое значение в 133-летнем ряду наблюдений. Ноябрь 2023 года вновь стал самым теплым в истории метеонаблюдений.

Аномалии осенних температур

  • Африка: +1-2°
  • Европа и Азия: +2-3°
  • Северная Америка: +1-2°, до 2-5° на северо-западе Канады
  • Прошедшая осень самая теплая в нескольких регионах

Осадки в России

В ноябре в России выпало огромное количество осадков во всех субъектах федерации. За исключением Республики Хакасия и Иркутской области, повсюду достигнута или превышена месячная норма осадков. Наибольшие отклонения от нормы наблюдались в южных областях Центрального федерального округа, Приволжском, Южном, Северо-Кавказском федеральных округах, а также в ряде других регионов.

Аномалии осадков в разных областях

  • Центральный федеральный округ: от 2 до 3 раз больше нормы
  • Приволжский федеральный округ: от 1.5 до 2 раз больше нормы
  • Южный федеральный округ: от 2 до 3.5 раз больше нормы
  • Дальневосточный федеральный округ: от 2 до 2.5 раз больше нормы

Таким образом, прошедший ноябрь был необычайно теплым во многих частях мира, с аномально высокими температурами в Канаде и положительными аномалиями температуры в других регионах. Россия также столкнулась с значительными осадками в ноябре.

Неоднократно огромное количество небесной влаги обрушивалось на одни и те же регионы страны. В первой декаде это была Центральная Россия и Приморье. В Черноземье за сутки выпадало до 30мм осадков, а в Приморье суточные осадки местами превышали месячные нормы, т.е. их было более 60мм. Во втором квартале сильные дожди в Приморье продолжились. Вместе с мокрым снегом они достигли Камчатки, Сахалина и Курильских островов. Сильные дожди прошли в Крыму (до 20-40мм за сутки). Обильные снегопады прошли в Центральной России. Снег засыпал Поволжье. Местами высота свежевыпавшего снега достигала 20см. Новые максимумы сумм осадков зарегистрированы в третьей декаде.

На большей части Китая стояла сухая погода. Атмосферная влага досталась только восточным и северо-восточным провинциям страны, а также соседней Монголии. Примерно норма осадков в Японии.

В основном сухо было на юго-востоке Азии.

Значительными можно считать осадки, выпавшие в Индии.

На Среднем Востоке норма осадков и более, а на Ближнем Востоке норма – и менее. Сильные ливни прошли в Турции. В Стамбуле за день 29 и ночь с 29 на 30 ноября выпало 65мм дождя. Это 70% от месячной нормы.

Практически без дождей обошлись Центральная Азия и Северная Африка.

За исключением стран Скандинавии и Испании много дождей досталось Европе. Местами нормы превышены в 1.5-2.0 раза и более. На Украине зафиксированы новые суточные максимумы сумм осадков. Проливные дожди прошли на севере Франции и юго-западе Англии. За сутки накапливалось до половины месячной нормы осадков. Уровень воды в реках поднялся выше рекордных отметок. Возникшие наводнения привели к многочисленным разрушениям. Сильные дожди отмечены в Балканских странах и Греции. За сутки здесь выпадало до 50мм небесной влаги. Уже в первой декаде в Альпах прошли мощные снегопады. Снег сразу же укрыл горнолыжные трассы. Высота свежевыпавшего снега достигала метра и более.

В Канаде атмосферные осадки достались в большом количестве северо-западу страны (провинция Юкон). На остальной территории было сухо. Так же, как и на большей части США. Дожди прошли в центральных районах Мексики и на полуострове Юкатан. Здесь их местами накопилось больше двух месячных норм.

В Москве сумма атмосферных осадков за месяц составила 94мм. Это 180% от месячной нормы. За осень накопилось 228мм – четвертая сумма в истории наблюдений.

Швейцария расположена в сердце Европы. Общая протяженность границ с пятью странами — Германией, Францией, Италией, княжеством Лихтенштейн и Австрией — составляет 1935 км.

Швейцария разделена на три четко обозначенные географические зоны. Альпы занимают 58% всей территории, Швейцарское плато — около 31% и горный массив Юра — 11%. На территории страны находятся 48 вершин высотой более 4000 м. Хотя горы занимают в общей сложности 70% территории страны, только четверть населения проживает на этой территории.

Заселенные регионы и регионы, занятые инфраструктурой (ремесленным производством, промышленностью и транспортом), снабжением и вывозом, зеленые насаждения и места активного отдыха занимают около 8% территории Швейцарии, сельскохозяйственные площади — 36%, леса и другие лесные земли — приблизительно 30% территории. Большая часть новых лесных площадей была образована на заброшенных участках в регионах альпийской экономики.

Швейцария насчитывает около 1500 озер. При этом 4% поверхности страны покрыто реками и другими водоемами. Из крупнейших рек Швейцарии четыре берут начало в массиве Готард в сердце швейцарских Альп. Это Рона, Рейн, Ройс и Тичино.

В Швейцарии сосредоточено 6% всех запасов пресной воды в Европе. Истоки известных европейских рек Роны, Рейна и Инна находятся в швейцарских Альпах. Тичино и Инн впадают соответственно в По в Италии и в Дунай в Германии.

Географические особенности Швейцарии

Процесс развития экономики Российской Федерации в современных условиях непосредственным образом связан с пространственным развитием территорий и цифровизацией.

Правовую основу исследуемой тематики в Российской Федерации составляют:

Целью исследования является анализ неравенства пространственного развития территорий в условиях развития цифровой среды.

Для проведения анализа пространственного развития в соответствии с поставленной целью исследования предполагается решение следующих задач:

Материал и методы исследования

В условиях цифровизации экономики российские регионы сталкиваются с различными задачами в области развития пространственно-отраслевой структуры. Одной из наиболее важных задач является сокращение межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов России. Федеральные и региональные органы управления уделяют этой задаче особое внимание, так как неравенство между регионами может привести к негативным последствиям для экономического и социального развития страны в целом. Например, если одни регионы будут развиваться быстрее других, это может привести к сокращению налоговых поступлений, ухудшению условий жизни населения и усилению миграционных процессов. Поэтому важно разрабатывать и реализовывать политику, направленную на снижение уровня межрегиональной дифференциации, в том числе с использованием цифровых технологий. Например, цифровизация может способствовать улучшению качества жизни населения в отдаленных регионах, повышению эффективности производства и транспортной логистики, а также сокращению издержек на управление региональными экономиками.

Необходимо обратить внимание на то, что в основах государственной политики Российской Федерации в области развития регионов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 2019 года № 1106 (далее – Основы), указываются приоритетные задачи для достижения целей государственной политики регионального развития. Ниже проанализировано и дано подробное описание этих задач:

  1. Инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Эта задача включает создание и развитие транспортных, коммуникационных, энергетических, промышленных и иных видов инфраструктуры, которые необходимы для эффективного функционирования региональных экономик и улучшения условий жизни населения.

  2. Привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях. Эта задача направлена на создание благоприятной инвестиционной среды, привлечение инвестиций в региональную экономику, а также на развитие малого и среднего бизнеса.

  3. Совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции. Эта задача связана с обеспечением устойчивого развития регионов путем привлечения квалифицированных кадров и борьбы с оттоком населения.

  4. Совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала. Эта задача направлена на поддержку и развитие сильных сторон региональных экономик, а также на повышение конкурентоспособности регионов в целом.

  5. Уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении). Эта задача связана с улучшением системы управления региональным развитием, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечения дополнительных источников финансирования.

Как следствие из перечисленных задач в Основах упоминается, что результатами реализации государственной политики регионального развития должны стать:

  1. Сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности. Это означает улучшение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, здравоохранения, образования, культуры, спорта и других социальных услуг.

  2. Сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Это означает устранение неравенств в экономическом развитии регионов, увеличение объемов производства и роста ВВП в регионах, повышение уровня занятости населения и улучшение качества жизни.

  3. Достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации. Это означает создание и развитие транспортной, энергетической, коммуникационной, социальной и других видов инфраструктуры, которые необходимы для эффективного функционирования региональных экономик и улучшения условий жизни населения.

  4. Дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках. Это означает создание благоприятной инвестиционной среды для развития городских территорий, повышение их эффективности и устойчивости.

  5. Повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это означает улучшение качества услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами власти, повышение эффективности их работы, а также вовлечение населения в процесс государственного и муниципального управления.

Результаты реализации государственной политики регионального развития и развитие цифровой экономики в регионе имеют тесную взаимосвязь. Цифровая экономика является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность региона в современном мире.

Во-первых, развитие цифровой экономики может способствовать улучшению качества жизни населения региона и повышению уровня социально-экономического развития. Цифровые технологии позволяют создавать новые рабочие места, улучшать качество услуг и увеличивать эффективность производственных процессов. Во-вторых, развитие цифровой экономики может стать драйвером экономического роста региона. Цифровые технологии позволяют увеличить производительность труда и оптимизировать производственные процессы, что приводит к увеличению объемов производства и росту ВВП региона. В-третьих, цифровые технологии позволяют улучшить инфраструктуру и обеспечить доступность услуг населению региона. Например, развитие цифровых технологий позволяет улучшить качество медицинских услуг, образования, транспорта и других социальных сфер. В-четвертых, развитие цифровой экономики может привлечь инвестиции в регион. Цифровые технологии являются одним из ключевых факторов, определяющих инвестиционную привлекательность региона.

Таким образом, результаты реализации государственной политики регионального развития и развитие цифровой экономики в регионе взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие цифровой экономики может стать важным инструментом для достижения целей регионального развития и повышения качества жизни населения в регионе.

Следовательно, цифровизация экономики регионов и развитие цифровой жизни могут привести к социально-экономических эффектам в пространстве регионов, например:

Кроме того, цифровые технологии могут помочь улучшить эффективность государственного управления, направленного на пространственное развитие областей, повысить прозрачность власти, что в свою очередь может способствовать развитию демократии. Однако, необходимо учитывать, что цифровизация в силу определенных условий взаимодействия с механизмами внешней среды, может привести к появлению новых социальных и экономических проблем, таких как цифровое неравенство, угрозы кибербезопасности и проблемы, связанные с защитой персональных данных. Поэтому при разработке стратегии пространственного развития необходимо учитывать риски, связанные с цифровой трансформацией и разрабатывать механизмы, способные защитить интересы населения, бизнеса и государства.

Отметим схожесть результатов пространственного (стратегического) развития и результатов формирования цифровой среды. Государственная политика регионального развития может оказать важное влияние на достижение целей государства в различных областях, включая национальную безопасность и межнациональные отношения. Например, улучшение экономического развития в отдельных регионах может снизить уровень социальной напряженности и повысить уровень жизни населения, что в свою очередь может способствовать укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений. Кроме того, государственная политика регионального развития может оказывать влияние на развитие инфраструктуры и транспортной сети, что может улучшить доступность и безопасность регионов и повысить уровень национальной безопасности.

Таким образом, успешная реализация государственной политики регионального развития может привести к важным социально-экономическим и политическим эффектам, включая укрепление национальной безопасности и улучшение межнациональных и межконфессиональных отношений.

Вступление в силу закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ о стратегическом планировании на федеральном уровне привело к активизации работы по стратегическому планированию на региональном уровне и скорректировало правовую деятельность на региональном уровне. Многие регионы, которые ранее не имели своих законов о стратегическом планировании, начали разрабатывать и утверждать соответствующие законы, а те, кто уже имел такие законы, вынуждены были пересмотреть и переутвердить их с учетом положений Федерального закона. Во многом изменения произошли благодаря структурности и содержательной основе новых региональных законодательных актов, принятых на основе вышеупомянутого федерального закона. Этот процесс институционализации стратегического управления экономикой на уровне регионов был поэтапным, и в 2014 году в более чем двадцати субъектах Российской Федерации были утверждены планы подготовки документов стратегического планирования. Таким образом, регионы получили новые возможности для пространственного развития экономики и более эффективного управления ресурсами, что может способствовать повышению уровня жизни населения и общего экономического развития страны.

Обращая внимание на предпосылки для развития той или иной территории, стоит отметить, что закладываются Минэкономразвития Российской Федерации на федеральном уровне при помощи внедрения инструментов воздействия являются поддержка и реализация различных программ и проектов.

В настоящее время субъектами РФ разрабатываются стратегии социально-экономического развития до 2030 или 2035 гг. Некоторые регионы в рамках стратегии определяют и целевое видение развития своей территории до 2050 гг.

Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 г. разработана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 года № 58-р с привлечением ведущих организаций, осуществляющих научные исследования и разработки. Данный документ содержит оценку современного социально-экономического состояния, совокупного потенциала, тенденций развития и стартовых позиций Воронежской области, диагностику ее ключевых проблем и идентификацию относительных конкурентных преимуществ, обоснованные представления о стратегических приоритетах, целях и механизмах, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие региона в долгосрочном периоде.

Эффективное развитие пространственных территорий Воронежской области и любого другого региона невозможно без анализа текущей среды функционирования региона, которая формируется под действием внутренних факторов.

Рассматривая факторы, определяющие социально-экономическое развитие Воронежской области, нами были выделены: человеческий потенциал, инновационный потенциал, инвестиционный потенциал, цифровизация экономики, производственный потенциал, качество жизни и развитие инфраструктуры. Эти факторы взаимосвязаны и влияют на развитие региона как единой системы. В свою очередь каждый из перечисленных факторов может быть охарактеризован с помощью системы статистических показателей, что позволяет оценить их текущее состояние и динамику развития. Это, в свою очередь, дает возможность использовать эти факторы в качестве управляющих параметров для изменения социально-экономических процессов в регионе.

Оценка текущей среды функционирования региона позволяет выявить сильные и слабые стороны региона, его потенциал и возможности для развития и управления факторами, влияющими на это развитие. На основе этой оценки можно разрабатывать стратегии и меры по развитию региона, направленные на устранение проблем и развитие сильных сторон. Поэтому, для эффективного развития пространственных территорий Воронежской области необходимо проводить регулярную оценку текущей среды функционирования региона, чтобы определить приоритетные направления развития и разработать стратегии и меры, направленные на достижение поставленных целей.

Соответственно, выделенные факторы в региональных прогнозах Воронежской области выступают управляющими параметрами, которые могут быть изменены для изменения хода и направления социально-экономических процессов в регионе. Например, увеличение цифрового потенциала может способствовать развитию высокотехнологичных отраслей, повышению производительности труда и улучшению экономического роста. Развитие инфраструктуры может улучшить доступность региона и привлечь больше инвестиций, что также может способствовать росту экономики. Таким образом, изменение управляющих параметров может привести к улучшению социально-экономических показателей Воронежской области и созданию благоприятных условий для жизни и бизнеса в регионе.

Статистические данные Федеральной службы государственной статистики по регионам РФ за 2021год были использованы для оценки влияния каждого фактора на его ключевые характеристики. На основе данных статистики по Белгородской, Воронежской и Липецкой области по следующим формулам была проведена оценка уровня социально-экономического развития региона, рассчитаны частные и интегральные индикаторы. Результаты предоставлены в таблицах.

где n – количество регионов , x – среднее арифметическое значение по исследуемому показателю, ∑xi – ВРП на душу населения – общее значение признака.

Анализ основан на статистической информации Федеральной службы государственной статистики. Анализ охватывает 3 региона Центрально-Черноземного округа.

Таблица 1. Основные характеристики областей

Область Площадь территории), тыс. км2 Численность населения на 1 января 2022 г.), тыс. человек Валовой региональный продукт в 2020 г. , млрд руб. Инвестиции в основной капитал), млрд руб. Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.

Белгородская 27,1 1 531,9 999 165,7 35 612 28 960

Воронежская 52,2 2 287,7 1 064 285,9 35 100 31 543

Липецкая 24,0 1 113,7 619 179,4 35 124 30 027

На основании таблицы 1, сделаем первоначальную характеристику Воронежской области в сравнении с Белгородской и Липецкой областями. По занимаемой площади Воронежская область превосходит их в 2 раза, соответственно количество населения тоже имеет значение превышающее Белгородскую и Липецкую области. Отметим, что среднедушевые расходы больше всего на 4 тыс рублей чем потребительские в Воронежской области, тогда как в Липецкой области 5тыс рублей, а в Белгородской области 7 тыс рублей. Разрыв между среднедушевым доходом и потребительским уровнем дохода означает, что население Воронежской области может позволить себе приобретать товары и услуги, не превышающие их среднедушевой доход. Таким образом, Воронежская область отстает в данном плане, поскольку имеет минимальный разрыв в показателях. Это является важным показателем для оценки уровня жизни населения и социальной справедливости в обществе. Кроме того, превышение потребительских расходов над среднедушевыми доходами говорит об отсутствии как таковой бедность, неравенство и неудовлетворенность жизнью.

Таблица 2. Темпы роста и снижения основных социально-эконмических показателей областей (стоимостные показатели приведены в сопоставимых ценах).

Область Численность населения на 1 января 2022 г. 1) Реальные денежные доходы населения Реальные потребительские расходы населения Валовой региональный продукт в 2020 г. Инвестиции в основной капитал Промышленное производство

На основании таблицы 2, отметим, что в Воронежской области произошёл рост на 6,5 п/п реальных потребительских расходов населения по сравнению с предыдущим периодом, учитывая уровень инфляции. Этот показатель является важным для оценки уровня экономического развития и благосостояния населения. Рост потребительских расходов населения свидетельствует о том, что население стало приобретать больше товаров и услуг, что может свидетельствовать о росте доходов населения, улучшении доступности кредитования и/или снижении уровня инфляции. На основании статистической информации отмечается снижение ВРП на 2,6 п/п, что говорит о риске ухудшения экономического развития в регионе. В то время как Белгородская и Липецкая области имеют рост ВРП на 0,1 п/п и 2,8 п/п, соответственно. Положительную тенденцию имеет показатель инвенции в основной капитал, который увеличился на 4,4 п/п, по сравнению с другими регионами, это существенное отличие.

Определены особенности применения на новых территориях законодательства о промбезопасности опо и безопасности гидротехнических сооружений

Рисунок 1. Удельный вес областей в общероссийских показателях.

Определены особенности применения на новых территориях законодательства о промбезопасности опо и безопасности гидротехнических сооружений

Рисунок 2. Место занимаемое в Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям.

На основании рисунка 2, Воронежская область занимает лидирующие позиции перед выбранными регионами по показателям площади, численности населения и стоимость основных фондов в экономике. Место по показателю ВРП – 44 среди субъектов РФ, при этом Белгородская область занимает 19 место, а Липецкая – 25. Таким образом, рейтинг подтверждает показатели приведенные в таблице 1.

Таблица 3. Общефедеральные рейтинги по качеству жизни в России за 2022 год и интегральные показатели социально-экономического развития.

Область Итоговый балл № Интегральные показатели социально-экономического развития областей, рассчитанный по индексу Тейла

По данным таблицы 3, Воронежская область имеет высокий показатель индекса Тейла равный 0,628 п по состоянию на 2022 год, поэтому подчеркнем высокий уровень социально-экономического развития региона. При этом Липецкая область имеет показатель в два раза ниже и составляет 0,339 п., а Белгородская на 0,222 п ниже.

Неравенство в пространственном развитии может привести к неравному доступу к цифровым технологиям и ресурсам, таким как широкополосный интернет, мобильная связь, облачные вычисления и другие цифровые инструменты. Это может создавать неравенство в возможностях для людей и компаний в разных регионах, что может отрицательно сказываться на экономическом развитии и конкурентоспособности.

Кроме того, неравенство в доступе к цифровым технологиям может усугублять другие виды неравенства, такие как социальное и экономическое неравенство. Например, люди с низким уровнем дохода и/или образования могут иметь ограниченный доступ к цифровым технологиям, что может снижать их возможности для образования, работы и участия в общественной жизни.

Поэтому важно уделять внимание обеспечению равного доступа к цифровым технологиям и ресурсам для всех регионов и групп населения, чтобы сократить неравенство в возможностях и повысить экономическое и социальное развитие.

В связи с этим пространственное развитие должно обеспечить инновационное развитие экономики, создать условия для функционирования. Стратегической задачей развития Воронежской области является реализация перспективных форм пространственного развития — территорий опережающего развития, промышленных кластеров и агломераций . Проектный план Воронежской агломерации определяет основные направления развития укрупненной территории для комплексного и взаимосвязанного развития ее муниципалитетов, в числе которых транспортная, социальная и инженерная инфраструктура, промышленность, сохранение рекреационного комплекса агломерации — заказников, памятников природы, объектов археологического наследия.

Цифровые технологии и инфраструктура значительно упрощают взаимодействие между городами и поощряют развитие городских агломераций. Улучшение транспортной и коммуникационной инфраструктуры позволяет людям и предприятиям легко перемещаться и обмениваться информацией, что способствует формированию сетевых структур и увеличению экономической активности.

Цифровые технологии предоставляют возможность работать и обучаться на расстоянии, что меняет восприятие пространства и времени. Это позволяет людям жить в одном месте, работать и учиться в другом, что снижает потребность в массовых перемещениях и уровне загруженности транспортных сетей.

Применение цифровых технологий на территории городов и регионов позволяет оптимизировать использование ресурсов, повышать качество жизни и снижать негативное воздействие на окружающую среду. Умные города и регионы стремятся к интеграции различных сфер жизни общества – транспорта, энергетики, здравоохранения, образования и других – для создания устойчивых и эффективных систем.

Цифровизация производства, логистики и торговли приводит к изменению структуры промышленных и торговых зон. Автоматизация и роботизация процессов, а также применение интернета вещей и больших данных, приводят к формированию новых промышленных и торговых площадок, интегрированных в глобальные цепочки создания стоимости.

Цифровые технологии предоставляют возможность сокращения времени и затрат на предоставление услуг, что улучшает доступность и качество услуг для населения. Это касается как коммерческих, так и государственных услуг, таких как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, административные и другие услуги.

При формировании приоритетов следует учитывать, какие отрасли и виды деятельности имеют наибольший потенциал для цифровой трансформации и какие ИКТ-решения могут быть использованы для повышения эффективности и конкурентоспособности региона.

Также необходимо учитывать, какие принципиальные аспекты цифровой реальности могут повлиять на развитие региона. Например, важно учитывать технологические тренды, такие как распространение и использование искусственного интеллекта, интернета вещей, блокчейн-технологий и других инноваций. Кроме того, важным аспектом является развитие цифровой инфраструктуры, такой как широкополосный интернет, цифровые платежные системы и другие ИКТ-инфраструктуры.

Таким образом, при формировании системы приоритетов регионального развития необходимо учитывать принципиальные аспекты цифровой реальности и потенциал ИКТ для улучшения жизни населения и развития экономики региона.

Цифровой разрыв представляет собой неравенство в доступе и использовании информационно-коммуникационных технологий между различными группами населения или регионами. Цифровой разрыв может относиться к доступности широкополосного интернета, использованию электронных государственных услуг, развитию цифровой экономики и т.д.

Согласно рейтингу Минцифры на форуме «Цифровая эволюция» по итогам цифровизации 2022 года, Белгородская и Липецкая области вошли в группу с высоким уровнем достижения «цифровой зрелости» (со значениями свыше 50%) и стали регионами лидерами. Воронежская область была отнесена к группе со средним уровнем достижения «цифровой зрелости» (от 25% до 50%).

Определены особенности применения на новых территориях законодательства о промбезопасности опо и безопасности гидротехнических сооружений

На основании рисунка 3, отметим, что Воронежская область снизила затраты на ИКТ, однако среди ближайших регионов имеет высокий показатель в рейтинге субъектов РФ и занимает 26 место.

В условиях нестабильной экономической ситуации этот мониторинг в максимально оперативном режиме дает представление главам субъектов РФ о сравнительном продвижении или отставании их регионов по ключевым траекториям развития.

Направления для ежегодного мониторинга включают:

S – science policy (научное лидерство региона)

M – media policy (медиаактивность региона)

A – anti-crisis policy (антикризисная поддержка и развитие МСП)

R – regional policy/resilience (устойчивое развитие региона)

T – technological policy (технологическая (инновационная) политика,

включает следующие блоки: «Кадры для новой экономики»;

«Экосистема поддержки создания хай-тек-бизнеса в регионе»).

Рейтинг построен преимущественно на основе официальных статистических данных. В общей сложности анализируются 14 показателей развития, распределенных по 6 направлениям мониторинга.

Целевая аудитория рейтинга – органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти, которые могут применять аналитические материалы рейтинга на практике. Разработанная аналитическая система рейтинга позволяет наглядно показывать региональным властям сильные и слабые стороны, а в будущем – также динамику изменений по всем отражаемым индикаторами направлениям.

Таблица 4. Результаты рейтинга регионов SMART версии 2022 г.

Ранг Регион I = Σi/14 % от среднего Группа Пояснение

13 Воронежская 0,47 96,4% В относительно высокий уровень

43 Липецкая 0,39 79,1 С средний уровень эффективности.

Определены особенности применения на новых территориях законодательства о промбезопасности опо и безопасности гидротехнических сооружений

Рисунок 4. Рейтинг регионов РФ по методике SMART 2022

Различия в цифровом развитии могут приводить к неравенству в доступе к информации, образованию и возможностям для развития бизнеса, что может негативно сказываться на социально-экономическом развитии тех регионов, которые отстают в этом плане. Поэтому важно проводить политику, направленную на сокращение цифрового разрыва между регионами, улучшение доступности цифровых технологий и повышение цифровой грамотности населения.

В целом, цифровизация приводит к значительным изменениям в пространственном развитии территорий. Главные особенности этого процесса включают ускорение темпов развития городских агломераций, рост значимости удаленной работы и обучения, переход к умным городам и регионам, модификацию промышленных и торговых зон, а также увеличение доступности и качества услуг для населения. Эти тенденции несут в себе возможности для оптимизации использования ресурсов, повышения уровня жизни и устойчивого развития территорий.

Из данных представленных выше, можно сделать вывод, что на протяжении исследуемого периода Воронежская область занимает стабильно лидирующие позиции, Белгородская область и Липецкая область чуть отстают в социально-экономическом развитии. Воронежская и Белгородская область являются регионами с повышенным уровнем и потенциалом развития, в связи с высокой контрастностью составляющих его территориальных единиц. В Воронежской области наблюдается нереализованный потенциал развития, по сравнению с исследуемыми областями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *