В 2022 году в жизнь воплощена давняя идея регулировать сферу обращения с отходами I и II классов опасности. Рассказываем, что это значит и чего ждать предприятиям
Еще в 2018 году на основании поручений Президента РФ был сформирован отдельный федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов». Его основные мероприятия:
Очевидно, что для эффективной работы необходимо было определить ключевой элемент системы обращения с отходами I–II классов, позволяющей решить существующую в стране экологическую проблему и навести порядок в этой сфере. То есть назначить управляющего оператора федерального уровня, который сможет работать со всеми участниками по принципу одного окна. Им стала госкорпорация «Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор» (Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р).
С 1 марта 2022 года федеральный экологический оператор (ФЭО) организует и контролирует сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (абз. 2 п. 2 ст. 14. Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998). Он может делать это самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании соответствующих договоров.
Об этапах создания единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I–II классов вы узнаете из нашей традиционной шпаргалки.
В конце статьи есть шпаргалка
Как работает цифровая платформа по управлению отходами I и II классов опасности
В начале декабря 2021 года была запущена Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Ее работу также регулирует Закон № 89-ФЗ.
ФГИС ОПВК — это программный продукт, который позволит:
Отдельный модуль предназначен для организации централизованной договорной работы.
Платформа позволяет организовать взаимодействие всех участников рынка в режиме онлайн. Здесь можно выбрать экономически обоснованный и прозрачный тариф, логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу.
Можно сказать, что ФГИС ОПВК — торговая интернет-площадка. Все ее участники (образователи отходов, перевозчики, переработчики) получают понятную и прозрачную систему взаимоотношений. ФГИС ОПВК также станет базой реальных данных о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов, об их переработке, накоплении и размещении.
Больше актуальной информации и рекомендации экспертов по работе с отходами I–IV классов >>>
Также данные ФГИС ОПВК позволяют формировать федеральную схему обращения с отходами I–II классов, соблюдение которой — обязательное условие деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка (п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).
Новые правила по обращению с отходами I и II классов
В новой схеме обращения с отходами три типа участников:
Информация ГК«Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор»
Варианты управления отходами:
Тарифы федерального оператора
Услуги ФЭО платные, тарифы определяет ФАС. До 31 декабря 2026 года цена обработки, использования, утилизации и размещения отходов составит:
Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев, более длительный срок расценивается как размещение.
Закон определяет размещение как хранение для последующей утилизации, поэтому каждое предприятие должно понимать, как оно будет перерабатывать отходы, и планировать эту деятельность заранее.
С 1 марта 2022 года отходообразователи могут заключать договоры только с ФГУП «ФЭО». Правительство утвердило формы типовых договоров на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ № 1363 от 24.10.2019), но стороны вправе дополнять их условиями, которые не противоречат действующему законодательству.
Как начать работу с информационной системой
Для работы в ФГИС ОПВК необходимо пройти регистрацию, после чего система сформирует личный кабинет организации.
Регистрация происходит в единой системе идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Для входа в систему достаточно планшета, смартфона или компьютера с доступом в интернет и учетной записи на портале «Госуслуги».
Для удобства ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, порталом «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Благодаря этому информация о юридическом лице или ИП и выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Пользователям не придется повторно вносить сведения, которые уже есть в других информационных системах.
Если предприятие планирует самостоятельно перерабатывать отходы, оно обязано вносить во ФГИС ОПВК информацию о них на всех этапах: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения.
Если у отходообразователя нет возможностей утилизировать или перерабатывать отходы, он должен зайти в личный кабинет ФГИС и создать заявку на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором. Далее оформляется договор.
Договорная работа в системе состоит из следующих этапов:
С 1 марта 2022 года направлять заявку на заключение договора на обращение с отходами
I и II классов опасности надо через ЛК ФГИС ОПВК.
Обучение экологической безопасности
Повышение квалификации. Удостоверения
Какова ответственность за нарушения
Пока наказания за непредставление данных об отходах во ФГИС ОПВК не предусмотрено. Но за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами предусмотрены штрафы:
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Для удобства пользователя ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», Публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Информация о юридическом лице, выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Благодаря этому пользователям не потребуется повторно вносить сведения, уже имеющиеся в других информационных системах.
В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» в составе национального проекта «Экология» перед ФГУП «ФЭО» стоит задача в декабре 2021 года ввести в эксплуатацию ФГИС ОПВК.
В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов в данной системе с федеральным оператором станет обязательным с 1 марта 2022 года. Все предприятия-отходообразователи должны будут размещать информацию об образовании отходов I и II классов во ФГИС ОПВК и передавать их по договору федеральному оператору на переработку (за исключением производителей, самостоятельно перерабатывающих отходы). В свою очередь, федеральный оператор на основании конкурентных процедур будет заключать договоры на переработку и транспортирование отходов с организациями, имеющими действующие лицензии для осуществления данных видов деятельности.
ФГИС ОПВК поможет:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на всей территории страны назначено предприятие Госкорпорации «Росатом» – ФГУП «Федеральный экологический оператор».
ОПВК
отдел производственно-ветеринарного контроля
Словарь сокращений и аббревиатур.
.
.
Смотреть что такое “ОПВК” в других словарях
“В России начинает действовать государственный учет и контроль работы с отходами I и II классов опасности. Единая цифровая платформа ФГИС ОПВК (федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов) объединит почти 50 тыс. участников: отходообразователей из разных отраслей промышленности, транспортные компании и предприятия по переработке отходов”, – сообщили ТАСС в пресс-службе Федерального экологического оператора (входит в Росатом).
Те, кто не имеют собственных мощностей по обращению с такими отходами, теперь обязаны передавать их по договору федеральному оператору, предварительно подав заявку во ФГИС ОПВК. В свою очередь оператор будет обеспечивать их обезвреживание и переработку. Помимо учета и контроля госкорпорация “Росатом” создает сеть современных экотехнопарков для безопасной переработки отходов во вторичное сырье.
“Система интегрирована с такими информационными системами, как “Госуслуги”, “Налог-3”, ГЛОНАСС, “Госконтроль”, что исключает необходимость двойного ввода данных. Система доступна с любого устройства (телефона, планшета, компьютера), что позволят пользователям оперативно контролировать все процессы”, – уточнили в пресс-службе.
Передавать информацию во ФГИС ОПВК будут и те отходообразователи, которые имеют собственные мощности по переработке, это важно для получения фактической информации об образовании и переработке отходов в стране. Таким образом платформа позволит формировать в электронном виде федеральную схему обращения с опасными отходами и на ее основе строить прогнозные модели развития отрасли. Новая система позволит ответственным участникам рынка вести открытый диалог с контрольно-надзорными органами, прогнозировать развитие своего бизнеса, а также подтвердить свою экологическую репутацию и претендовать на получение “зеленого” финансирования. Такие преобразования проводятся в составе федерального проекта “Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности” национального проекта “Экология”.
После запуска системы учета опасных отходов предприятий необходимо создавать государственную сеть сбора таких отходов у населения, считает декан химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам Степан Калмыков.
“Речь идет об учете, паспортизации тех отходов, которые образуются. Другое дело, что мы еще очень далеки от той системы, когда правильно организован сбор батареек и ртутных ламп. Инфраструктура сбора для потребителей находится в самом зачаточном виде. Отсутствует сеть точек, которые бы позволяли сдавать такие опасные отходы. Они должны появиться в крупных учреждениях, торговых центрах”, – сказал Калмыков ТАСС.
Местные власти должны создавать точки сбора по всем существующим правилам, поскольку сегодня батарейки часто собирают в торговых сетях в нарушение санитарных норм – в 10 метрах от разлива молока и нарезки сливочного масла, отмечает главный редактор журнала “Экоград” Игорь Панарин.
“Наше население весьма экологизировано, основная проблема – нарушения при сборе. Некоторые горячие головы предлагали собирать батарейки даже в школах. Сбор ламп и батареек – это не сложно, сложно чтобы он был безопасным. Необходимы герметичность, удаленность от детских учреждений. Нужны специальные емкости в оборудованных помещениях”, – подчеркнул эксперт в разговоре с ТАСС.
Отходы I-II классов – особо опасные отходы: свинец-содержащие отходы (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля), ртуть-содержащие отходы (люминесцентные лампы, термометры и другие приборы, содержащие ртуть), отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы), органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства), водные неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы). Радиоактивные вещества в этот список не входят.
О результатах обеспечения учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности в стране рассказала начальник Управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов ФГУП «ФЭО» Наталья Кривенко на заседании Комиссии по экологии и природопользованию Совета ТПП РФ в рамках деловой программы выставки International Recycling Expo-2023.
«На текущий момент во ФГИС ОПВК зарегистрировано более 60% участников новой системы обращения с опасными отходами – это 41 тыс. организаций, из которых об образовании отработанных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (ОСКАБ) заявило более 8 тыс. юридических лиц, – пояснила Наталья Кривенко. – Наблюдается положительная динамика регистрации в системе по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует о повышении уровня цифровой зрелости компаний».
Цифровая платформа ФГИС ОПВК обеспечивает прозрачность жизненного цикла отходов I и II классов с момента образования до факта обезвреживания или утилизации.
Новые условия обращения с опасными отходами, которые вступили в силу 1 марта прошлого года, не распространяются на физических лиц.
«На законодательном уровне прорабатываются вопросы обращения с отходами I и II классов от населения. Есть поле для работы в части исключения «задвоения» оплаты деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации опасных отходов, которая реализуется через механизм расширенной ответственности производителей», – прокомментировала Председатель Комиссии по экологии и природопользованию и генеральный директор ООО «Дельфи» Наталья Беляева.
Формируя новые правила работы с отходами I и II классов опасности, Федеральный экологический оператор ставит задачу не навредить сложившемуся рынку и не допустить, чтобы вводимое регулирование ударило по добросовестному бизнесу.
«Мы совершенствуем систему ФГИС ОПВК и вносим в нее корректировки в соответствии с запросами бизнеса и бюджетных организаций. Наша задача – выстроить единую, прозрачную, работающую в режиме онлайн систему, которая создаст для всех участников рынка условия для безопасной и экологичной работы», – заключила Наталья Кривенко.
В обсуждении специального регулирования обращения с отходами I и II классов опасности разных статусов приняли участие представители Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, органов власти, ТПП субъектов РФ, предприятий-природопользователей и общественных организаций.
С 01.03.2022 обращение с отходами I и II классов опасности осуществляется с учетом требований ст. 14.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» .
В этой связи ЮЛ, ИП, имеющиев собственности или на ином законном основании объекты обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно.
В иных случаях ИП, ЮЛ, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор», являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным операторомпо обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращениюс отходами I и II классов, согласно п. 1 ст. 14.3 ФЗ № 89-ФЗ, создана федеральная государственная информационная система учетаи контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК, Система).
Система содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательствомРФ информацию.
Порядок эксплуатации ФГИС ОПВК, состав информации для включенияв систему, формы, сроки и порядок представления такой информации установлены постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346.
Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:
а) ИП и ЮЛ, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО — в части информации, предусмотренной подпунктами «а» — «г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д» — «м» пункта 8 настоящего Положения.
Пунктом 15 Положения установлено, что информациядля включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.
Согласно п. 6 ст. 14.3 ФЗ № 89-ФЗ ИП, ЮЛ, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информациии своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК.
На основании изложенного выше, внесение данных в ФГИС ОПВК является обязательным.
В случае, если обращение с отходами I и II классов опасности, образованнымив результате хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляется самостоятельно на объектах обезвреживания и (или) размещения отходовI и II классов опасности, находящихся в собственности или на ином законном основании, тогда необходимо обеспечить представление полной, достоверной, актуальной информации в Системе.
Инструкции по работе в ФГИС ОПВК, в том числе руководство пользователяи видеоинструкция размещены по ссылке https://gisopvk.ru/.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей средыпри обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях._______________________________Экологическое консультирование — 8(423)237-60-96