Должностные обязанности педагога — это в первую очередь воспитание, социализация и обучение учащихся. Учитель организует образовательную деятельность, осуществляет контроль за поведением учеников, отвечает за их жизнь и здоровье.
Что входит в обязанности учителя начальных классов
Должностные инструкции преподавателей в образовательных учреждениях разрабатываются с учетом федеральных законов, приказов и других нормативных документов. Выясним, что входит в обязанности учителя начальных классов.
Обязанности педагога младших классов
В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н подробно написано, что входит в должностные обязанности учителя начальных классов в школе, — в соответствии с документом, он:
- осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;
- способствует формированию общей культуры личности;
- проводит учебные занятия;
- планирует и осуществляет учебный процесс;
- обеспечивает достижение и подтверждение учениками уровней образования;
- оценивает эффективность и результаты обучения учеников;
- вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в школе;
- участвует в деятельности педагогического совета образовательного учреждения;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья учеников во время учебы;
- осуществляет связь с родителями.
Также разрабатываются функциональные обязанности учителя начальных классов по ФГОС в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373. НПА содержит требования, обязательные при реализации образовательной программы начального общего образования.
Некоторые педагоги, помимо основной образовательной деятельности, выполняют функции классного руководителя. Разберем, что, в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287, входит в обязанности учителя начальной школы как классного руководителя:
- помощь ученикам в освоении образовательной программы, адаптации в коллективе, мотивация детей;
- формирование в классе благоприятной атмосферы, навыков общения в полиэтнической и поликультурной среде;
- работа с родителями и иными законными представителями ребенка, привлечение их к сотрудничеству;
- оформление необходимой документации.
В Общероссийском классификаторе занятий (Приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) педагогическим работникам в образовании присвоен код 2341:
В соответствии с классификатором, к функциональным обязанностям педагога младших классов относятся:
- подготовка ежедневных планов уроков;
- поддержание дисциплины и рабочей обстановки в классе;
- обучение детей;
- подготовка и проведение родительских собраний;
- задание и оценка классного и домашнего заданий;
- планирование и проведение мероприятий с участием детей;
- контроль и оценка успеваемости и поведения детей;
- присмотр за детьми во время занятий и в течение школьного дня;
- участие в собраниях персонала школы.
Права педагога младших классов
В должностной инструкции содержатся права и обязанности учителя начальных классов, раздел «Права» можно составить, опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с законом, педагогам предоставляются следующие трудовые права и социальные гарантии:
- право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- право на доп. профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
- право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ответственность преподавателя младших классов
В ст. 48 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ прописаны не только обязанности учителя начальных классов по закону, но и ответственность педработника. В соответствии с законом, ответственность педагога заключается в следующем:
- педработник не вправе оказывать платные образовательные услуги ученикам, если это приводит к конфликту интересов;
- учитель не вправе использовать образовательную деятельность для политической, религиозной агитации, вести пропаганду;
- педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
Должностная инструкция учителя начальных классов
Пример должностной инструкции учителя начальных классов:
С 2012 по 2021 гг. работала в детской библиотечной системе в должности заведующего отделом кадров, в настоящее время работаю в должности специалиста отдела управления персоналом в сети магазинов.
557
Дней на портале
Современный профессионал, способный эффективно выполнять обязанности инженера по подготовке производства, — это высокообразованный, квалифицированный и редкий для рынка труда специалист. За время своего существования должностная позиция претерпела некоторые изменения, в том числе в профессионально-квалификационных требованиях к работнику.
Профессиональный стандарт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.04.2022 № 238н, содержит обязанности слесаря механосборочных работ. Выясним, чем занимается специалист, какие требования к нему предъявляются при трудоустройстве.
В «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) указан функционал большинства специалистов. Выясним, что входит в обязанности психолога в соответствии с этим и другими НПА.
Для правильного построения режима работы преподавателей требуется документальное сопровождение. Должностная инструкция учителя начальных классов является документом, необходимым для верного направления трудовой деятельности и помощи специалисту, особенно на первых этапах поступления на должность. В инструкции указываются основные критерии эффективной работы, обязанности и права педагога.
Образец должностной инструкции начальных классов
1.1. Назначение на должность и освобождение от нее специалиста осуществляется директором учебного заведения.
1.2. Лицо на занимаемой должности является подчиненным директора учреждения и выполняет представленные обязанности под руководством его заместителей.
1.3. При ведении трудовой деятельности учитель должен подчиняться Конституции РФ, действующим законам и нормативным актам, отвечающим на вопросы системы образования, а также Уставу и дисциплинарным правилам заведения.
1.4. Специалист (кандидат) должен иметь среднее или высшее профессиональное образование по соответствующему направлению. При отсутствии последнего (в области ведения педагогической деятельности) преподаватель (кандидат) может иметь среднее или высшее, соответствующее преподаваемым дисциплинам, и пройти профессиональную подготовку по образовательному направлению.
1.5. Специалист на занимаемой должности должен владеть:
- всеми необходимыми методиками диагностики в областях оказания образовательных услуг;
- новейшими технологиями создания проектов в области образования и педагогики, поддержки тренинговых программ, игр, специализированных приемов обучения детей;
- способами осуществления отбора профессиональной информации и ее проверки для последующего внедрения в образовательный процесс;
- методами введения и использования программы воспитания учеников, их приобщения к социуму;
- современными методами организации самостоятельной работы;
- использованием оценочных методик;
- способами осуществления профессионального мониторинга собственной деятельности и рефлексии;
- оцениванием потенциала, способностей и возможностей учеников в целях повышения эффективности учебного процесса, использованием индивидуального подхода к учащимся;
- методами содействия в формировании межличностных отношений в коллективе, благоприятного климата;
- правилами ведения необходимой отчетности и документации.
1.6. Учитель обязан знать собственную должностную инструкцию, правила и нормы охраны труда, гигиенические стандарты и нормы, правила противопожарной безопасности.
1.7. Специалист на занимаемой должности должен обладать навыками и знаниями в области оказания первой медицинской помощи, а также уметь своевременно применить их.
Функции
В число основных функций педагога входят:
2.1. Осуществление обучения, воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.
2.2. Организация и содействие в осуществлении внеурочной деятельности, направленной на получение дополнительного образования, исследовательских навыков, знаний в области проектирования.
2.3. Закрепление знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей обучающихся, которые, в свою очередь, должны соответствовать заявленным стандартам.
2.4. Обеспечение гигиенических и санитарных норм во время проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий. Отслеживание соблюдения правил безопасности.
Базовые функциональные обязанности включают в себя пункты:
3.1. Обеспечение должного уровня подготовки учеников. Результат должен соответствовать закрепленным на государственном уровне стандартам образования.
3.2. Разработка учебных программ, составление образовательных планов и обеспечение их реализации. Составление тематических планов для каждого учебного занятия с учетом образовательных стандартов и уровня подготовки учеников.
3.3. Организация образовательной и внеурочной деятельности разнообразных видов с учетом подготовки, индивидуальных особенностей, творческих способностей и задатков учеников.
3.4. Проведение учебных занятий строго в общепринятых стандартах, но с применениями разнообразных методов подачи материала и мониторинга знаний учащихся.
3.5. Контроль за ведением тетрадей и дневников обучающихся, ведение установленного орфографического режима.
3.6. Обеспечение охраны жизни и здоровья учеников во время проведения образовательных занятий, выездных и локальных мероприятий.
3.7. Выявление вероятных индивидуальных проблем и сложностей у обучающихся, сложностей в освоении учебной программы и оказание помощи в их преодолении.
3.8. Проведение контрольных работ в рамках требований образовательной программы о ведении отчетности об освоении учебного материала.
3.9. Своевременная передача данных дежурному учебного заведения о совершившихся несчастных случаях и оказание первой помощи при необходимости.
3.10. Хранение тетрадей для проведения проверочных работ в учебном кабинете на протяжении всего учебного года.
3.11. Участие во всех педагогических советах и совещаниях, конференциях и внеклассных мероприятиях.
3.12. Регулярное (ежегодное) прохождение медицинских осмотров.
3.13. Организация участия обучающихся в разнообразных конкурсных мероприятиях и фестивалях.
3.14. Подготовка учебного кабинета к приемке перед началом каждого учебного года.
3.15. Учителю запрещено:
- менять установленное расписание учебных занятий по своему усмотрению;
- пользоваться при реализации учебного процесса неисправным оборудованием;
- менять продолжительность учебных занятий;
- отменять учебные занятия без одобрения администрации образовательного учреждения.
4.1. Учителю обеспечены права:
- на добровольную аттестацию с последующим присвоением более высокой квалификации;
- на защиту профессиональных интересов, достоинства;
- на конфиденциальность в случаях возможного ведения служебного расследования;
- на выбор методик и способов преподавания, которые входят в список стандартных, по своему усмотрению;
- на предоставление обучающимся полезных ресурсов для улучшения качества образовательного процесса;
- на участие в управлении образовательным процессом в рамках Устава.
5.1. Специалист на занимаемой должности несет ответственность:
- за применение учебных программ в стандартном объеме и получение обратной связи в процессе от обучающихся;
- за организацию соблюдения техники безопасности, ПДД и др.;
- за несвоевременное оказание первой помощи;
- за нарушение прав учеников, подвергание их жизни и здоровья опасности.
5.2. При несоблюдении правил и документов, неисполнение служебных обязанностей учитель подвергается дисциплинарным взысканиям.
5.3. За причинение материального ущерба учреждению или его обучающимся без уважительных причин учитель привлекается к ответственности в рамках Законодательства.
5.4. Принудительное освобождение от должности возможно в случаях применения методов физического или психического насилия в отношении обучающихся.
Пояснения
Должностная инструкция – документ, основывающийся на действующем законе «Об образовании» и раскрывающий права учителя начальных классов, его функциональные обязанности и требования к уровню подготовки. Документ является основным инструментом на всех этапах ведения профессиональной деятельности, опорой для реализации функций и прав.
Важно! Инструкция формируется в рамках нормативно-правовых актов, Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и не может противоречить перечисленным документам.
Пункт «Общие положения» включает в себя основные требования к специалисту, занимающему должность учителя начальных классов. Блок раскрывает в себе сведения о ведении профессиональной деятельности, необходимого образования кандидата на должность или специалиста на занимаемой должности и правил внутреннего распорядка. Также в «Общих положениях» указываются требования к знаниям законодательства, умениям и навыкам, которыми должен обладать педагог начальных классов.
Блоки «Функции» и «Обязанности» включают в себя основную информацию о том, в какой области педагог должен реализовывать собственные знания, умения и навыки, а также правила их реализации. Пункты блоков обязательны к исполнению, поэтому не терпят исключений без уважительной причины. От выполнения перечисленных правил напрямую зависит уровень подготовки учеников и качество образовательного процесса.
Раздел «Права» включает в себя пункты, гарантирующие возможности карьерного и профессионального роста, стабилизации взаимоотношений преподавателя с обучающимися, администрацией и коллективом. В блоке «Ответственность» закреплены возможные последствия, связанные с несоблюдением настоящей должностной инструкции, Законодательства РФ, Устава и других документов, регулирующих права и обязанности.
«______» _______________ 20___ г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность учителя начальных классов.
1.2. Учитель начальных классов назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование по профилю.
1.3. В своей деятельности учитель начальных классов руководствуется:
- Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
1.4. Учитель начальных классов должен знать:
- Конституцию РФ;
- законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребёнка;
- основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методику преподавания предмета и воспитательной работы;
- программы и учебники;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.5. Учитель начальных классов подчиняется непосредственно директору школы, а так же заместителям директора по профилю работы.
1.6. На время отсутствия учителя начальных классов (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Реализует образовательные программы, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
2.2. Разрабатывает и согласует с администрацией школы Рабочую программу по предмету в каждой параллели классов на каждый учебный год и рабочий план на каждый урок.
2.3. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
- охрану жизни и здоровья обучающихся, безопасное проведение образовательного процесса;
- принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
- проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
- организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
- осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2.4. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.
2.5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
2.6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
2.7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
2.8. Осуществляет связь с родителями обучающихся (их законными представителями).
2.9. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Изучает и использует передовой опыт работы, современные педагогические технологий, ИКТ.
2.10. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре и его заместителях, родительских собраний.
2.11. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
2.12. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
2.13. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.
2.14. Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.
2.15. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.
2.16. Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.
- изменять по своему усмотрению расписание занятий;
- отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
- удалять учащегося с урока;
- курить в помещении школы.
2.18. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
- проводит паспортизацию своего кабинета;
- постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
- организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
- в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
- разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
- принимает участие в смотре учебных кабинетов.
Учитель начальных классов имеет право:
3.1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
3.3. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
3.4. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
3.5. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
3.7. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
3.8. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
3.9. На защиту профессиональной чести и достоинства.
Учитель начальных классов несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность:
4.1. За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
4.2. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
4.3. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
4.4. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
4.5. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
4.6. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель несет ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических требований в классе.
5. Специфические требования к учителю начальных классов.
Учитель начальных классов:
5.1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
5.2. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
5.3. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ.
5.4. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-4 классах к следующему уроку.
5.5. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
5.6. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
5.7. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.
5.8. Работает совместно с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения учащихся.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
Справка — Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит своего первого учителя – руководителя начальных классов.Полный ответ
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований ФГОС НОО, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС НОО, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.Полный ответ
Что делает учителя начальных классов?
3. Должностные обязанности учителя начальных классов — Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей, с учётом специфики требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, способствует формированию у детей общей культуры личности.3.2.
Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе локальным актом порядка их оформления, ведения и соблюдение единого орфографического режима.3.10. В 1-4-х классах соблюдает следующий временной режим проверки рабочих тетрадей:
ежедневно все классные и домашние работы обучающихся; к следующему уроку контрольные диктанты и контрольные работы по математике с обязательным проведением работы над ошибками.
3.11. Своевременно в соответствии с утвержденным графиком выполняет установленное программой и учебным планом количество контрольных работ.3.12. Хранит тетради для контрольных работ учеников в кабинете в течение всего учебного года.3.13. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещения учащимися занятий, в обязательном порядке выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.3.14.
Организовывает совместно с библиотекарем школы, родителями внеклассное чтение учащихся.3.15. Задействует школьников в различных формах внеурочной деятельности.3.16. По возможности заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.3.17. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные педагогические приёмы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных и воспитательных целей.3.18.
Постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методического объединения учителей начальной школы и других формах методической работы, готовит доклады и анализирует свою работу.3.19. Согласно годовому плану работы образовательного учреждения принимает участие в педагогических советах, рабочих совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, конференциях, внеклассных мероприятиях начальной школы, методических объединениях учителей начальных классов и классных руководителей, а также в методических объединениях, проводимых вышестоящей организацией.3.20.
Организует участие учащихся в различных конкурсах, фестивалях, концертах, ярмарках, соревнованиях, конференциях по защите исследовательских работ, в оформлении стенгазет и т.п.3.24. Строго выполняет Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, требования должностной инструкции учителя начальных классов, Трудовой договор с работником, а также локальные акты общеобразовательного учреждения, приказы директора школы.3.25.
Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции о правах детей, этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении и общественных местах, является примером для обучающихся.3.26. Проводит изучение и инструктажи с учащимися по охране труда, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, антитеррористической безопасности и правилам поведения в школе и общественных местах с обязательной регистрацией в журнале инструктажа.3.27.
Принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит классный кабинет к приемке на начало нового учебного года.3.28. Учителю начальных классов школы запрещается:
изменять по своему усмотрению расписание занятий; отменять, удлинять или сокращать время продолжительности уроков (занятий) и перемен между ними; удалять учащихся с уроков или не пускать на урок; использовать в учебной деятельности неисправное оборудование или техническое оборудование с явными признаками повреждения; курить в помещении или на территории школы.
Что нужно знать о профессии учителя начальных классов?
Описание профессии — Профессия учителя начальных классов непростая, но благородная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Наставнику первоклашек нужно быть одновременно преподавателем, психологом, воспитателем, а иногда и мамой или папой.
Полный ответ
Какие права имеет учитель начальных классов?
4. Права — 4.1. Учитель начальных классов пользуется правами, предусмотренными ТК РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя начальных классов школы.4.2. Учитель начальной школы имеет право:
На принятие адекватных решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Давать ученикам во время уроков, занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации учебных занятий и соблюдению ученической дисциплины. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе. Информировать с приведением аргументов директора школы, заместителя директора по АХР о необходимости приобретении для учебной деятельности технических, электронных обучающих средств, о проведении ремонтных работ оборудования и кабинета. Вносить аргументированные предложения по улучшению условий учебной деятельности в классном кабинете, доводить до директора школы обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности, снижающих работоспособность учащихся на уроках и повышающих усталость. Участвовать в управлении учебным заведением в порядке, который определен Уставом общеобразовательного учреждения. Выбирать для своей педагогической деятельности образовательные программы, методики обучения и воспитания учащихся, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний и умений учащихся, рекомендуемые Министерством просвещения РФ или разработанные педагогом начальной школы и прошедшие необходимую экспертизу. На ознакомление с жалобами и докладными, а также с другими документами в которых присутствует оценка работы учителя, давать по ним письменные объяснения. На поощрения по результатам образовательной и воспитательной деятельности. Определять и предлагать учащимся для использования в учебе полезные и интересные ресурсы Интернет. На защиту профессиональной чести, достоинства и своих интересов как самостоятельно, так и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования в общеобразовательном заведении, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики. На конфиденциальность служебного расследования, кроме тех случаев, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Елена Башкирова
Профессиограмма учителя начальных классов
Общая характеристика профессии
Место работы: учреждения общего среднего образования
Должностные обязанности (функции) :
• планирование учебной и воспитательной работы;
• обучение и воспитание младших школьников с учетом специфики преподаваемых
• предметов в начальной школе и возраста обучающихся;
• содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры;
• обеспечение режима соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности в образовательном процессе.
Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир- мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т. к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.
Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.
Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя : развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.
Тип и класс профессии
Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.
Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических, т. к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.
«Человек – Знаковая система» (составление учебных планов, проверка и оценка письменных работ, ведение документации).
Спрос на профессию : постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.
Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию обшей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.
Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.
Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.
В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.
Профессиональная обязанность учителя – проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.
Цель образования – не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.
Учитель занимается воспитательной работой — проводит с обучающимися различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками.
Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе.
Учитель начальных классов работает в учреждении (в учебном классе,
спортзале, а также на воздухе (на пришкольной территории, стадионе). Работа в одну смену, обычно с 8.00 до 14.00 (если в учреждении образования учебный процесс ведется в одну смену). Возможны выходы с учащимися за пределы школы, организованные выезды за пределы населенного пункта и т. д.
У учителя повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета.
Учитель начальных классов в деятельности использует простые ручные инструменты (карандаши, ручки, указку и т. д., технические и электронные средства (диапроектор, видеомагнитофон, компьютер).
Работает, в основном, в помещении. Характерны повышенная нагрузка на зрение и эмоциональное напряжение, вызываемое многочисленными контактами в течение рабочего дня, часто в условиях шума.
Требования профессии к человеку
Важные личностные качества учителя :
• склонность к работе с детьми;
• высокая степень личной ответственности;
• самоконтроль и уравновешенность;
• терпимость, безоценочное отношение к людям;
• интерес и уважение к другому человеку;
• стремление к самопознанию и саморазвитию;
• находчивость и разносторонность;
• требовательность к себе и другим;
• наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).
Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями :
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
• организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
• работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
• ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
• осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;
• осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
• владеть методикой преподавания;
• уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
• осуществлять классное руководство;
• вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
• создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;
• выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
• участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать способностями:
• высоким уровнем распределения внимания;
• хорошо развитой памятью.
• педагогику, дидактику, методику преподавания,
• возрастную и педагогическую психологию;
• учебные программы по преподаваемым дисциплинам;
• основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства;
• нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы.
• планировать учебную работу;
• организовывать деятельность учеников по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной работе;
• проводить работу с родителями учеников;
• оказывать первую медицинскую помощь;
• ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
• высокий интеллектуальный уровень;
• преподавательские и ораторские способности;
• устойчивый интерес к работе с детьми, эмпатия;
• эмоционально-волевая устойчивость,
• коммуникативные и организаторские способности;
• толерантность к многочисленным контактам,
• высокий уровень распределения внимания;
• способность к концентрации внимания в условиях помех.
Работа противопоказана людям с заболеваниями:
• сенсорные дефекты;
• нервные и психические заболевания;
• нарушение функций опорно – двигательного аппарата;
• заболевания сердечно- сосудистой и дыхательной систем;
• хронические инфекционные кожно –венерические заболевания;
• плохое сопротивление стрессу;
• вредные привычки.
Где можно получить специальность :
Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:
• преподавание в начальных классах;
• коррекционная педагогика в начальном образовании.
В вузах перечень направлений гораздо шире:
• начальное образование (учитель начальных классов);
• начальное образование и дополнительная специальность;
• психология и педагогика начального образования;
• дошкольное образование и начальное образование;
• педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.
Многие студенты получают диплом учителя начальных классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д.
Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию.
Возможность (перспективы) карьерного роста:
• Заместитель директора по учебной работе (начальная школа)
• Методист учебно-методического центра отдела образования, спорта и туризма.
Близкие профессии (специальности)
Преподаватель, воспитатель детского сада, воспитатель детского дома, учитель-логопед, социальный работник.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» определяется, что входит в обязанности учителя:
- обеспечение обучения и выполнение учебной программы;
- планирование учебного материала и проведение занятия по своему предмету;
- анализ успеваемости и корректировка в соответствие с результатами;
- обеспечение дисциплину и наблюдение за выполнением правил безопасности;
- вырабатывание навыков самостоятельной работы и изучение индивидуальных особенностей учеников;
- проверка усвоения пройденного материала, оценка эффективности методов и корректировка работы для достижения результатов;
- оформление документации, ведение журналов, дневников, в том числе электронных.
Должностные обязанности учителя по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) сводятся к:
- точному выполнению требований в освоении образовательной программы;
- обеспечению социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору программ учащимися в рамках ФГОС;
- руководству и контролю за развитием образовательного процесса.
Помимо основных, должностные обязанности учителя по охране труда (ОТ) дополняются следующими обязанностями:
- проведение инструктажа учащимся и обеспечение безопасности рабочего места;
- контроль состояния учебного оборудования;
- оказание необходимой медицинской помощи;
- ответственность за произошедшие несчастные случаи во время учебного процесса.
Кто такой учитель
Профессия учителя пришла к нам из древних времен и на протяжении многих лет должностные обязанности учителя в школе сводились к необходимости учить, воспитывать и соблюдать этику. Эта специальность сложная и ответственная, требует квалифицированной подготовки и наличия таких личных качеств:
- любовь и терпимость к детям, даже самым сложным, умение находить подход к любому ребенку;
- способность принимать быстрые и правильные решения в любых стрессовых ситуациях;
- коммуникабельность, жизнерадостность и организованность;
- высокий культурный уровень, грамотная речь и психологическая устойчивость.
Указанные права и обязанности учителя в законе об образовании прописываются в должностной инструкции и подлежат обязательному соблюдению. работать учителем, требуется наличие педагогического образования, полученного в колледже, педагогическом университете.
Что входит в функции учителя
Рассматривая функциональные обязанности педагога, отметим, что они регламентируются профстандартом «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) и зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Профстандарт определяет основные требования к профессии и обозначает задачи, которые ставятся перед учителем:
- обучение по утвержденной программе;
- осуществление воспитательной и развивающей деятельности;
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
- ведение педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ, программ начального общего образования, основного и среднего общего образования.
Структурными подразделениями вечерней школы является УКП (учебно-консультационный пункт), в котором учителя дают возможность освоить школьную программу на основе следующих форм обучения:
- очной;
- заочной;
- очно-заочной (вечерней);
- в форме самообразования;
- экстерната;
- дистанционного обучения.
Какими правами обладает
Права и обязанности учителя на уроке, в школе, во внеклассной работе определены федеральным законом «Об образовании». Учитель обладает правом на:
- получение социальных гарантий и льгот по законодательству РФ;
- внесение предложений по улучшению образовательного процесса;
- выбор учебных пособий и методик обучения;
- принятие участия в решениях педсовета, других органов управления;
- ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;
- выдвижение своей кандидатуры на выборную должность в педагогическом совете;
- обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- защиту чести и достоинства.
Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» определяет права и обязанности преподавателей в статье № 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации». В законодательстве отмечено, какой документ отражает должностные обязанности педагогических работников в учебном заведении, — должностная инструкция и устав школы. Учителя имеют право:
- выражать свое мнение и преподавать предметы по собственным выработанным формам обучения;
- выбирать самостоятельно учебники и пособия для более эффективного обучения;
- бесплатно пользоваться для работы полным спектром вспомогательных ресурсов (библиотеки, учебные пособия, базы данных, музейные фонды, информативные ресурсы);
- разрабатывать авторские программы и новые методики обучения;
- вести научную работу и принимать участие в экспериментальных программах;
- объединяться в профорганизации на общественных началах и участвовать в обсуждения вопросов, касающихся процессов обучения.
За что несет ответственность
Должностные и функциональные обязанности учителя подлежат обязательному выполнению и работник несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неисполнение их, в том числе за:
- сохранение жизни и здоровья детей;
- соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
- применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
- за несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
- неоказание своевременной медицинской помощи и сокрытие несчастного случая;
- превышение полномочий.