Продажа производственно-технологических комплексов
ЧМЗ
Продается Чекмагушевский молочный завод, расположенный в с. Чекмагуш, Чекмагушевский район, Республика Башкортостан.
Производственно-технологический комплекс молочного завода базируется в с. Чекмагуш, ул. Ленина, д. 4., и представляет собой:
- Мощность завода составляет 155 500 т/год (426 т/сутки).
- Производимая продукция: кисломолочная продукция, молоко, сметана и сливки.
- Также реализуется иное имущество: многоквартирный жилой дом общей площадью 891,4 кв.м и 90 единиц автотранспорта различных марок, прочие помещения для обслуживания автомобилей.
ДКМП
Продается молочный завод Дюртюлинский комбинат молочных продуктов, расположенный в с. Иванаево, Дюртюлинский район, Республика Башкортостан.
Производственно-технологический комплекс молочного завода базируется в с. Иванаево, ул Промзона, и представляет собой:
- Мощность завода составляет 197 100 т/год (540 т/сутки).
- Производимая продукция: ультрапастеризованное молоко, сметана и сливки.
- Также отдельными лотами реализуются 13 единиц транспортных средств разных марок.
Имущество находится в залоге
Более подробная информация о торгах и реализуемом имуществе доступна по ссылке.
Реализуемое имущество находится в залоге АО , контактный телефон: +8 347-2224-91-49
Автоматизация производственных процессов
Автоматизация производственных процессов — это комплексная инженерно-технологическая задача по разработке и внедрению новой техники и методов организации, на основе совершенствования существующих или внедрения новых технологических процессов, для обеспечения обработки, контроля и сборки изделий. При автоматизации достигается ряд важных целей: увеличение производительности, повышение качества, уменьшение влияния человеческого фактора и снижение издержек.
Определения
Производственная система — это совокупность машин, оборудования, персонала, документации и процессов, необходимых для производства продукции.
Технологическая система — это совокупность функционально связанных средств технологического оснащения для выполнения в регламентированных условиях производства заданных технологических процессов или операций.
Автоматическая технологическая линия — это совокупность основного и вспомогательного оборудования, предназначенного для автоматического выполнения в определенной технологической последовательности, с заданным временным темпом цикл изготовления изделия или его части.
Технологическая подготовка производства
Технологическая подготовка производства – совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства.
Технологическая готовность производства
Технологическая готовность производства – наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема выпуска продукции с установленными технико-экономическими показателями.
Определения
- Метод – определённая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели.
- Методика – определенная фиксированная последовательность действий, направленная на достижения конкретной сформулированной цели.
- Способ – определённая последовательность действий с материальными объектами материальными средствами.
- Алгоритм – определённая последовательность действий с нематериальными объектами.
- Технология – совокупность методов и средств для достижения требуемого результата. Можно рассматривать как вариант реализации конкретного способа.
Решение суда и неустойка по контракту
В ноябре 2023 года суд частично удовлетворил исковые требования Федерального экологического оператора (ФЭО, ранее назывался Росрао, входит в ГК Росатом) к Концерну Титан-2. Последний выступает генподрядчиком по госконтракту с ФЭО на выполнение строительно-монтажных работ, поставку оборудования, пусконаладочных работ, и прочих работ и затрат по созданию объекта Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности Горный.
Согласно решению Арбитражного суда города Москвы, Концерн Титан-2 должен выплатить ФЭО неустойку по контракту. Положительное заключение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости в адрес истца до настоящего времени не передано, – сказано в опубликованном решении суда.
Нарушение сроков по проекту
В отзыве Концерн Титан-2 указал, что сроки выполнения строительно-монтажных работ были нарушены по причинам, независящим от подрядчика: всего перечислены шесть причин, две из которых связаны с необходимостью перехода на российское ПО.
Так, одна из них – необходимость выполнения дополнительных работ по корректировке разделов проектной и рабочей документации в части замены оборудования инженерных систем, функционирование которых осуществляется на базе иностранного ПО.
Применение DevSecOps
В числе таких систем предусмотрена, например, охранная система Болид, которая, согласно письму от производителя, работает только под управлением ОС Windows. А чтобы соответствовать требованиям одного из приказов Росатома, необходимо внести корректировки в соответствующие разделы проектной и рабочей документации в части замены такого оборудования информационной системы на оборудование, функционирующее на базе ОС Astra Linux (или Linux-подобных систем).
Решение суда по причинам задержки работ по проекту
В качестве ещё одной причины указана приостановка деятельности Autodesk в России.
Это привело к необходимости осуществления перехода на программное обеспечение российского производства, а также на интеграцию уже разработанной документации с отечественным ПО. Это повлекло увеличение срока выполнения работ по корректировке проектной документации, – приводится позиция ответчика в решении суда.
Пункты решения суда
Один из пунктов, не связанный с заменой ПО, гласит, что сооружаемый по контракту производственно-технический комплекс является особо опасным и технически сложным объектом. Поэтому выполненная в ходе корректировки технической части проектной документации оптимизация и замена основного технологического оборудования повлекла существенные изменения и потребовала уточнения стоимостных показателей корректируемой части проекта.
При этом нестабильная ситуация на рынке товаров и услуг в связи с санкционным режимом создала логистические сложности и ограничения поставок. Это привело к дефициту отдельных марок оборудования, временной приостановке поставок и повышению цен даже на оборудование тех компаний, которые не покинули российский рынок, – поясняет ответчик.
Заключение контракта
31 июля 2023 года уполномоченные представители госзаказчика и генподрядчика по проекту подписали протокол разногласий. Согласно этому решению, сторонами принято решение о заключении допсоглашения к контракту. Это предусматривает перенос срока завершения работ по спорному этапу на 15 декабря 2023 года.
Суд исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле. По его мнению, нарушение сроков выполнения работ произошло в результате смешанной вины сторон. Суд предписал Концерну Титан-2 выплатить неустойку, но в меньшем размере, чем требовал ФЭО.
Продукты переработки
Продукты переработки, для которых он предназначен, включают изолирующий материал для полигонов твердых коммунальных и промышленных отходов, пескосоляную смесь для предотвращения наледи на дорогах, оксиды металлов, солевые концентраты.
Кроме экотехнопарка Михайловский Концерн Титан-2 ведет строительство экотехнопарка Щучье в Курганской области. Также подписаны контракты с ФЭО на строительство ещё двух подобных комплексов – Камбарка (Удмуртия) и Марадыковский (Кировская область).
Развитие Трансмашхолдинга
О основных подходах и принципах технологического развития Трансмашхолдинга, а также о результатах уже предпринятых мер, рассказал генеральный директор ТМХ Технологий Алексей Сапунков.
Развитие центров компетенций в ТМХ
Алексей Николаевич, в ТМХ много лет ведется работа по созданию на базе компании единого производственного комплекса и центров компетенций. Насколько далеко холдинг продвинулся в решении этой задачи и каких результатов уже удалось достичь?
В рамках реализации стратегии технологического развития ТМХ предусмотрено создание центров компетенций по двум основным направлениям.
Центры компетенций на базе производств:
- Литейное
- Раскройно-заготовительное
- Механообрабатывающее
- Гальваническое
- Деревообрабатывающее
- Инструментальное и пр.
Центры компетенций по производству продуктов:
- Тележки
- Электрические машины и аппараты
- Комплекты электрооборудования
- Дизельные двигатели и т. д.
Результаты и достижения
На сегодняшний день близки к завершению проекты по централизации литейного, раскройно-заготовительного, механообрабатывающего производств. Реализация этих проектов позволила организовать оперативное управление технологическими и производственными процессами при постоянно меняющихся требованиях к объемам производства и качеству выпускаемой продукции.
Удалось внедрить ряд принципиально новых технологических решений, среди которых лазерная сварка элементов кузовов и тележек, автоматизированная сварка кузовов вагонов, комплексная механическая обработка крупногабаритных и конструктивно сложных элементов.
Эффекты и оптимизация
В качестве достигнутых эффектов можно отметить оптимизацию накладных расходов и избыточных производственных площадей, возможность использовать высвобождаемые площади и мощности для развития новых ключевых компонентов и компетенций.
Снижение затрат и планы на будущее
Результатом реализации мероприятий и проектов технологического развития ТМХ в 2020–2022 годах стало снижение затрат на инструмент, оснастку, ремонт машин и оборудования, а также оптимизация трудоемкости и материалоемкости. Уровень накладных расходов снижен ориентировочно на 2 млрд рублей.
Перспективы
В перспективе до 2026 года, согласно принятой стратегии, должны быть завершены все ключевые проекты по централизации производств на локомотивостроительных и вагоностроительных предприятиях холдинга. Следующий шаг — оптимальное использование имеющихся мощностей и поиск технологической синергии локомотиворемонтных и локомотивостроительных предприятий, входящих в состав ЛокоТеха и ТМХ.
Конкурентоспособность производства ТМХ
Насколько конкурентоспособным является производство ТМХ по сравнению с крупнейшими зарубежными компаниями?
— По уровню технологической оснащенности заводы холдинга находятся на продвинутом уровне. К примеру, на БМЗ внедрена роботизация процессов сварки рам тележек, а в период до 2024 года будет внедрена и их гибридная (лазерная) сварка. На ТВЗ в 2023 году будет полностью внедрена автоматическая линия сварки элементов кузовов пассажирских вагонов. На Метровагонмаше к 2022 году были внедрены такие современные решения, как установка лазерной сварки панелей боковых стенок кузовов и комплекс обработки поверхностей кузовов вагонов метро и рельсовых автобусов. На НЭВЗе и ТВЗ в период с 2023 по 2025 год будут реализованы проекты по созданию окрасочных комплексов в соответствии с передовыми требованиями отечественных нормативных документов, а также с учетом пожеланий потенциальных зарубежных заказчиков. В целом, по нашей экспертной оценке, технологии ключевых производств подвижного состава на предприятиях холдинга имеют уровень, сопоставимый с ведущими мировыми производителями — Alstom, Wabtec (GETS), Bombardier.
В срок до 2026 года с участием компании «ТМХ Технологии» должны быть реализованы мероприятия, которые позволят обеспечить высокий технологический уровень производства подвижного состава по основным технологическим переделам — сварочному, механообрабатывающему, окрасочному, сборочному и испытательному. Это позволит Трансмашхолдингу составить серьезную конкуренцию на отечественном, африканском и азиатском рынках.
— Какие проекты развития будут приоритетными в ближайшие годы и какой предполагается объем инвестиций?
— Среди крупных проектов, которые реализуются на предприятиях холдинга, хотелось бы отметить развитие электромашинного производства «ТМХ-Электротех», развитие производства дизелей и их компонентов на Коломенском заводе и Пензадизельмаше, централизацию производства тележек и рам тележек для локомотивов на БМЗ, развитие производства редукторов для моторвагонного подвижного состава ДМЗ, развитие окрасочного производства на НЭВЗе и ТВЗ, а также освоение заводских видов ремонтов на БМЗ, Коломенском заводе и НЭВЗе. В целом в реализацию этих проектов, а также проектов, связанных с поддержанием и развитием производственных мощностей, освоением новой техники, в период с 2022 по 2027 год планируется инвестировать до 50 млрд рублей.
Открыты для надежных партнеров
— Какие изменения в программу обновления парка оборудования были внесены в 2022 году и закладываете ли вы вероятность расширения ограничений на поставки?
— Программа обновления парка технологического оборудования в течение прошлого года претерпевала неоднократные изменения — от существенной оптимизации до принятия стратегических решений о реализации ключевых проектов на предприятиях холдинга. На фоне наложенных рестрикционных ограничений и расторжения действующих договоров с поставщиками технологического оборудования из недружественных стран, нам удалось в достаточно короткие сроки найти альтернативных отечественных и азиатских производителей аналогичной продукции.
По итогам 2022 года, с учетом реализации проектов при участии Фонда развития промышленности, программа обновления парка оборудования на предприятиях ТМХ была существенно расширена.
Риски ограничений на поставку оборудования и прекращение действия уже заключенных договоров по-прежнему существуют. Для минимизации этих рисков «ТМХ Технологии» прорабатывают различные организационно-технические решения, включая поиск альтернативных технологий и поставщиков оборудования, усиление внутрихолдинговой кооперации, развитие внешнего аутсорсинга.
— Насколько отечественное станкостроение способно обеспечить ТМХ необходимым оборудованием? Как строится взаимодействие с изготовителями, чего ждет от них холдинг?
— Отечественное станкостроение способно лишь частично удовлетворить потребности ТМХ в технологическом оборудовании. В частности, это относится к механообрабатывающему оборудованию для предварительной обработки заготовок. При этом отсутствуют реальные предложения от отечественных производителей станков и комплексов, способных выполнять сложную, высокоточную и высокоскоростную обработку ответственных деталей и узлов подвижного состава: рам тележек, осей, элементов колесных пар, редукторов, тяговых электродвигателей. Для этих операций применяются комплексы зарубежного производства. Мы ждем от отечественных предприятий предложений оборудования с параметрами на уровне ведущих азиатских производителей, с должным технологическим сопровождением и сервисным обслуживанием. Готовы к долгосрочному сотрудничеству.
Портальный обрабатывающий центр на БМЗ
— Насколько оправдывает себя решение о выводе в специализированные организации отдельных производств и переделов, каких эффектов удалось достичь? Какие требования предъявляются к потенциальным подрядчикам?
— При разработке стратегии технологического развития предприятий холдинга специалисты «ТМХ Технологий» и профильных подразделений ТМХ предложили концепцию по выводу специализированных непрофильных производств с учетом целесообразности и эффективности. Целесообразность концентрации отдельных производств и вывод их в специализированные организации оценивалась по ряду критериев: технологический уровень и наличие компетенций для выпуска действующей и перспективной продукции; объемы инвестиций, необходимые для поддержания и развития специализированного производства; наличие кадрового потенциала; состояние производственных площадей; возможность организации поставок продукции по оптимальной цене.
На данный момент от централизации и вывода производств на локомотивостроительных и вагоностроительных предприятиях холдинга получены ощутимые эффекты: высвобождено не менее 60 тыс. кв. м площадей, часть из которых уже задействована под развитие других производств и новых продуктов; снижены накладные расходы, оптимизированы логистические потоки («петлевые» логистические и технологические маршруты) между производствами.
К потенциальным поставщикам специализированной продукции предъявляются стандартные требования. Прежде всего, это способность обеспечить своевременные поставки качественной продукции в соответствии с договорными обязательствами, стремление и возможность динамично развиваться в своей области, будь то модернизация производства или внедрение новых технологий, а также достаточная гибкость в части объемов выпуска серийной продукции и освоения новой.
— Как продвигается проект внедрения предиктивного анализа состояния производственного оборудования и какие ближайшие задачи?
— На НЭВЗе, Метровагонмаше и ТВЗ внедрена система мониторинга ключевого технологического оборудования (АС «Диспетчер» и «Навиман»). На основе проводимого ею анализа дается оценка оптимальной загрузки технологического оборудования по номенклатуре обрабатываемых изделий, определяются эффективность его использования и техническое состояние. Обслуживание технологического оборудования в периметре холдинга осуществляется с привлечением специализированной компании, которая также применяет инструменты предиктивного анализа.
Впереди — развитие
— Насколько гибким и универсальным является производственный комплекс ТМХ, сложно ли осваивать выпуск новой продукции, внедрять новые технологии, узлы и агрегаты?
— Ориентация на создание сборочных производств для предприятий холдинга, централизация изготовления ключевых компонентов и специализированных производств позволяет обеспечить их достаточную гибкость и определенную универсальность в части выпуска серийной и новой техники. В частности, на Метровагонмаше одновременно осуществляется производство вагонов метро и рельсовых автобусов; на ДМЗ — изготовление новых электропоездов серий ЭП2Д, ЭП3Д и ремонт электропоездов различных серий; на ТВЗ — производство пассажирских вагонов локомотивной тяги и электропоездов «Иволга».
Сложность освоения новой техники и внедрения новых технологии в большей степени зависит от конструктивных особенностей и степени ее унификации с серийной продукцией и применяемых технологий. Чем более конструктивно сложным и разунифицированным является изделие, тем более сложная и длительная требуется технологическая подготовка производства.
— Каковы планы ТМХ по роботизации производства?
— На основании опыта, полученного при реализации проектов по цифровизации, мы провели анализ и определили направления, по которым целесообразна роботизация технологических процессов производства. Для «ТМХ Технологий» приоритетными направлениями для роботизации технологических процессов будут те, которые имеют обоснованные технико-экономические эффекты. В частности, процессы роботизации будут продолжены в раскройно-заготовительном (роботизация штамповки и вырубки заготовок из электротехнической стали на прессах), сварочном (сварка брусьев рам кузовов, рам тележек подвижного состава, корпусов и сердечников электрических машин) и окрасочном (роботизация дробеструйных и окрасочных операций) производствах.
— Какими подходами руководствуется холдинг в кадровой политике, чтобы помочь реализации стратегии технологического развития, какие новые компетенции предстоит развивать?
— В ТМХ подготовлены и приняты долгосрочные планы по обеспечению производственных площадок необходимыми специалистами для осуществления инвестиционных проектов.
Специалисты «ТМХ Технологий» сформировали методологические подходы по определению потребности в квалифицированном производственном персонале для реализации проектов технологического развития. Среди востребованных профессий на перспективу можно назвать операторов-программистов оборудования с ЧПУ для работы с программными модулями отечественных и азиатских производителей, операторов роботизированных сварочных установок, инженеров-технологов по современным методам механической обработки, инженеров-технологов по специальным процессам (индукционная пайка, гибридная и лазерная сварка, наладчики и испытатели).
— Какие задачи стоят перед «ТМХ Технологиями» на ближайшие годы, какие показатели рассматриваются в качестве целевых?
— Наши основные задачи — это реализация стратегии технологического развития холдинга на период до 2026 года и далее, технологическое сопровождение перевооружения предприятий с учетом обеспечения производства конкурентоспособного подвижного состава и ключевых компонентов, необходимости снижения уровня издержек производственно-технологического характера за счет внедрения новых и перспективных технологий.
В качестве целевых ключевых показателей будет рассматриваться завершение реализации мероприятий по централизации и концентрации производств и технологических переделов, достижение заявленных технико-экономических показателей по уровню накладных расходов, снижению трудоемкости и материалоемкости производства, затрат на инструмент и технологическую подготовку производства. Также принимаются во внимание эффективность внедрения цифровых технологий на базе платформы IPS, своевременное обеспечение предприятий ТМХ технологическим оборудованием в рамках инвестиционной деятельности, включая проекты с участием Фонда развития промышленности. И наконец еще один ориентир — развитие оптимальных внутрихолдинговых и внешних кооперационных связей и технологическо-производственная интеграция с предприятиями-партнерами — КСК, «ЛокоТех» и Желдорреммаш.
Машина контактной точечной сварки крыши вагонов на ТВЗ
О компании
Основными направлениями деятельности компании ООО ПКФ «ПОЛЮС» являются профессиональная металлообработка различного рода материала, а так же производство всевозможных изделий и конструкций из металла.
Сегодня ООО ПКФ «ПОЛЮС» – это большой производственно-технологический комплекс, производящий, а так же обрабатывающий изделия различной степени сложности. Каждый этап производства и обработки находится под контролем высококвалифицированных специалистов, поэтому можем гарантировать высокое качество работы. Многолетний опыт работы дает предприятию возможность не только улучшать, а также и повышать качество изготовляемых изделий, расширяя свой ассортимент.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПКФ «Полюс» имеет 28-летний опыт работы на рынке производства автокомпонентов и металлообработки. Предприятие располагает высококвалифицированными кадрами, специализация которых – механическая обработка и технологическое сопровождение. Наработаны нормативные материалы, организационно-распорядительная документация, связи со смежными предприятиями.
На производственных площадях имеются лаборатории и мастерские, оборудованные рабочими местами, включая стенды, инструменты, контрольно-измерительную аппаратуру для диагностики и ремонтно-исследовательских работ.
ООО ПКФ «ПОЛЮС» – стабильно работающее и динамично развивающееся предприятие, специализирующееся на металлообработке и механосборочных работах. Сегодня «Полюс» это:
Производство
Качество проектирования, разработки, изготовления и постпродажного обслуживания строится на основах международной сертификации, а также по системе менеджмента качества в автомобилестроении:
Сертификаты
Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года
(В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 115-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 26.12.2008 № 294-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ, от 04.05.2011 № 99-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 14.06.2012 № 78-ФЗ, от 28.07.2012 № 131-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 31.12.2014 № 503-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 13.07.2015 № 247-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 26.07.2017 № 205-ФЗ, от 20.12.2017 № 400-ФЗ, от 03.08.2018 № 312-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 26.07.2019 № 233-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 14.03.2022 № 56-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ, от 19.12.2022 № 524-ФЗ, от 29.12.2022 № 612-ФЗ, от 13.06.2023 № 221-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации
1. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
2. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее – железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций.
3. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:
устойчивость работы железнодорожного транспорта;
доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
4. Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.
5. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.
6. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
железнодорожный транспорт общего пользования – производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
железнодорожный транспорт необщего пользования – совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) – транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 312-ФЗ)
железнодорожные пути общего пользования – железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;
перевозочный процесс – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;
пользователь услугами железнодорожного транспорта – пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте;
владелец инфраструктуры – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора; (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее – оператор) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 503-ФЗ)
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
транспортное происшествие – событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
земли железнодорожного транспорта – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;
полоса отвода железных дорог (далее – полоса отвода) – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)
охранные зоны – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)
11. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 03.08.2018 № 312-ФЗ)
2. Понятия "грузоотправитель (отправитель)", "грузополучатель (получатель)", "пассажир", "груз", "опасный груз", "багаж", "грузобагаж", "места общего пользования", "места необщего пользования" используются в значениях, указанных в статье 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте
1. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.
Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными документами (актами) Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции. (В редакции Федерального закона от 14.03.2022 № 56-ФЗ)
Особенности применения на территории Российской Федерации нормативных документов (актов) Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств, регулирующих деятельность в области железнодорожного транспорта, а также нормативных документов международных организаций в области железнодорожного транспорта с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 14.03.2022 № 56-ФЗ)
2. Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Статья 4. Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта
1. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:
обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.
Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:
обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;
обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;
беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:
проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;
определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;
утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;
организации обязательного подтверждения соответствия объектов, технических и программных средств, используемых на железнодорожном транспорте, и стандартизации таких объектов и средств; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 313-ФЗ)
регулирования в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов;
возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;
руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;
организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в области железнодорожного транспорта;
установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;
выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.
3. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется органами государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта
Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)
Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия на железнодорожном транспорте
(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 313-ФЗ)
1. Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 313-ФЗ; от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
Обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, контейнерам, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, элементам верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружен