Особенности национальной уборки

Изменения законодательства. Объекты накопленного вреда

В статье руководителя практики земельного права, недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса Пепеляев Групп Елены Крестьянцевой рассматриваются правовые проблемы возмещения ущерба окружающей среде на основе судебных актов Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, а также практики арбитражных судов.

Отмечены такие тенденции, как:

  • Приоритет денежного возмещения ущерба над натуральным
  • Отсутствие корреляции между размером возмещения и стоимостью рекультивации

Расчет размера ущерба по методикам, а также способ расходования взысканных сумм лишает, по мнению автора, денежное возмещение компенсационного характера.

Функции гражданско-правового инструмента

В результате гражданско-правовой инструмент выполняет несвойственную ему фискальную функцию и обеспечивает лишь общую превенцию, но не восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Автор предлагает изменить подходы к возмещению ущерба окружающей среде с учетом уже вступивших в силу норм об окрашивании экологических платежей.

Принцип загрязнитель платит

В основу экологического регулирования положен принцип загрязнитель платит. Декларируется, что данный принцип служит как компенсационной цели, так и общей превенции, т.е. направлен на предотвращение совершения правонарушений в будущем.

Формы возмещения ущерба окружающей среде

Существует две формы возмещения вреда окружающей среде: денежная и натуральная. Исходя из интересов охраны окружающей среды логично было бы отдавать предпочтение натуральной форме, т.е. проведению рекультивации там, где это возможно. Однако на практике приоритет имеет денежное взыскание.

Поздняя возмещение ущерба окружающей среде

Показательным в этом плане является следующее дело, рассмотренное Верховным Судом РФ.

Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Краснодара о взыскании 1 800 000 руб. ущерба, причиненного окружающей среде.

Иск основан на том, что в ходе рейдового осмотра инспектор Управления обнаружил разлив сточных вод и загрязнение почвы.

Поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжаться им вправе администрация, а также в связи с невозможностью установления лиц, осуществлявших сброс сточных вод, Управление обратилось с иском к администрации.

Арбитражный суд решением, оставленным в силе вышестоящими инстанциями, в иске отказал.

Суд пришел к выводу о недопустимости возмещения вреда в денежной форме в указанном случае, так как сумма, взысканная с бюджета г. Краснодара, в итоге подлежит последующему зачислению в его же бюджет.

ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций, направил дело на новое рассмотрение, указав, что зачисленные в бюджет средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляются на организацию работ по ликвидации накопленного вреда, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

В данном случае обязательство не прекращается совпадением кредитора и должника в одном лице.

Рекультивация как форма возмещения вреда

Логично было бы, по нашему мнению, в данном случае вспомнить о такой форме возмещения вреда, как рекультивация.

Однако де-факто выбор способа возмещения вреда осуществляется истцами, при этом нет каких-либо правил, которыми они обязаны были бы руководствоваться при выборе способа защиты.

Денежная компенсация и целевое использование средств

Если говорить о денежной компенсации, то ее расходование не является в полном смысле слова целевым, несмотря на введенные правила об окрашивании природоохранных платежей.

Взысканная сумма не идет на устранение того самого загрязнения, за которое она присуждена.

Она направляется на ликвидацию так называемых объектов накопленного вреда, как и иные природоохранные платежи.

Механизм возмещения вреда и экологический контроль

Вправе ли причинители вреда уплатить компенсацию вреда окружающей среде и не устранять вред в натуре? Могут ли они надеяться на ликвидацию загрязнения за счет уплаченных средств, поскольку в их отношении экологический контроль не прекращается, а загрязнение одним платежом в пользу государства не устраняется?

Увы, нет: механизмов адресного возмещения вреда за счет уплаченных сумм законодательство не предусматривает.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала

Инициатива по ликвидации объектов НВОС в Арктике

Госдума приняла 20 июля 2023 года в третьем чтении законопроект, направленный на совершенствование системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС). По данным субъектов РФ, в России выявлено 1929 объектов НВОС, при этом их точное количество пока неизвестно, а значительная часть из них находится на территории регионов Арктической зоны России.

О том, какое значение имеет законопроект для Арктики, рассказывает Анна Ридигер, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ ВНИРО, заместитель директора Национального комитета экологической безопасности, член комиссии противодействия коррупции в сфере экологии и продовольствия.

Значение законопроекта для Арктики

Это очень важная инициатива, особенно для Арктики, где в течение более ста лет практически не ликвидировались отходы, поскольку невозможно было их вывезти или переработать на месте.

Что такое объекты НВОС

До 2016 года единой терминологии относительно накопленного вреда окружающей среде не было. Впервые это юридическое понятие было закреплено в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 254-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Под вредом окружающей среде понимается деятельность, связанная с загрязнением компонентов окружающей среды, повлекшая за собой истощение природных ресурсов и разрушение данных компонентов и естественных экологических систем.

А накопленный вред окружающей среде трактуется как вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

К НВОС относятся бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, выявленные органами госвласти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Министерство природных ресурсов и экологии ведет учет таких объектов, включая их в соответствующий государственный реестр.

Проблемы объектов НВОС

Ключевыми проблемами появления объектов НВОС является уход субъектов от обязательств и недостаточность финансовых гарантий по обязательствам возмещения вреда окружающей среде, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Объекты НВОС в Арктике

Промышленность, работающая в АЗРФ, имеет ярко выраженную сырьевую направленность (добыча нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов). Это масштабная деятельность, которая сейчас дает до 15% ВВП страны и обеспечивает около четверти ее экспорта, и которая ведется многие десятилетия.

С распадом СССР Арктика осталась под грудами мусора: проржавевшими судами и механизмами, контейнерами, бесконечными залежами двухсотлитровых бочек и огромных цистерн.

По некоторым подсчетам, в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана находится до 4 млн т промышленного и строительного мусора, а также от 4 до 12 млн железных бочек.

Среди объектов накопленного экологического ущерба наиболее крупными являются отходы производства горнопромышленного и лесопромышленного комплексов: терриконы шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик, карьеры и скважины, территории не работающих горных предприятий, а также заброшенные объекты военной промышленности, которая в период холодной войны создавала аэродромы, военные базы, пункты ПВО с мощными радиолокационными станциями, станции тропосферной радиорелейной связи, склады горюче-смазочных материалов.

Проблема долгого метаболизма

Метаболизм Арктики очень и очень долог, природа не в состоянии переработать накопленные отходы даже за сотни лет. Проблема накопленного экологического ущерба является одной из основных экологических проблем арктического региона.

Как избавить Арктику от накопленного экологического ущерба

Увы, даже при условии ликвидации всех выявленных объектов накопленного экологического ущерба эта проблема сохранится.

Сегодня основным способом утилизации горнопромышленных отходов продолжает оставаться их захоронение на полигонах, принадлежащих предприятиям, или закачивание загрязненных стоков в подземные водные источники, поэтому объемы их накопления не уменьшаются.

И если возможности утилизации арктического металлолома внушают оптимизм, то очистка территории, загрязненной нефтепродуктами – неимоверно сложная задача.

Технологические вызовы

Для решения проблемы ликвидации таких объектов в особых условиях арктических регионов требуются экологически безопасные и экономически целесообразные инновационные технологии.

Необходимы решения, позволяющие очистить загрязненную территорию или убрать объект, но при этом не наносящие нового экологического ущерба.

К сожалению, в отношении подавляющего большинства объектов накопленного экологического ущерба горнопромышленных предприятий работы по восстановлению технически невозможны или экономически нецелесообразны.

Последствия изменения климата

С ростом температуры накопленные вредные вещества могут попасть из снега, льда и вечной мерзлоты в среду обитания человека.

Возрастает опасность поступления токсичных веществ из мест захоронения химических и радиоактивных отходов.

Решение проблем НЭУ предусматривает комплексный подход, в том числе и внесение изменений и дополнений на законодательном уровне, а также организационные механизмы для проведения работ по ликвидации накопленного вреда и очистке загрязненных территорий.

Юридические препятствия

«Генеральная уборка» значительно совершенствует институт ликвидации ОНВОС в нашей стране, считает Шаройкина. Но в ее реализации хватает и противоречий. Эксперты комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты России считают, что принятию эффективных мер по учету, обследованию и ликвидации загрязнений, накопленных в недрах, препятствует несовершенство правового определения самого понятия ОНВОС. Например, в ГРОНВОС отсутствуют такие объекты в недрах, хотя «Генеральная уборка» включает в себя мероприятия по ликвидации наиболее опасных скважин нераспределенного фонда недр, отметила Шаройкина. К 2024 г. планируется ликвидировать 500 таких объектов из 26 000, но юридически они не могут быть включены в ГРОНВОС. То есть, по сути, отсутствует правовой механизм для реализации стратегической инициативы федерального проекта.

Еще одно противоречие заключается в том, что в законе о совершенствовании системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде введено понятие «наблюдение за ходом ликвидации НВОС», но в документе не закреплены конкретные полномочия институтов общественного контроля за этой важной для жизни и здоровья населения работой. «Доступ на такие объекты, конечно, ограничен. И было бы правильно закрепить в законе порядок и права групп общественного контроля. Иначе этот пункт становится нереализуем», – считает Шаройкина. Кроме того, сегодня никак не учитывается мнение общественности в процессе категорирования и отбора приоритетных объектов для ликвидации. Этот вопрос также остался за рамками нового закона.

Реестр объектов накопленного вреда окружающей среде

Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ(ред. от 25.12.2023)"Об охране окружающей среды"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)2. Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в указанный реестр, определение объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из указанного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Поиск вреда

Закон о совершенствовании системы ликвидации ОНВОС создавался для реализации федерального проекта «Генеральная уборка», утвержденного в 2021 г. по поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина. На территории России на данный момент выявлено более 2000 потенциальных объектов накопленного вреда, но достоверная информация о степени их воздействия на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни граждан отсутствует, говорят в пресс-службе Минприроды.

Задача проекта «Генеральная уборка» – провести учет бесхозных ОНВОС и их градацию по влиянию на здоровье граждан. Наиболее опасные с этой точки зрения объекты должны ликвидироваться в первую очередь. До появления нового закона законодательством предусматривалась оценка влияния ОНВОС только на окружающую среду, новый документ обязывает оценивать влияние вредных объектов и на людей.

Закон позволит в приоритетном порядке ликвидировать объекты, которые негативно влияют на окружающую среду и портят жизнь людям на протяжении десятилетий. До появления нового регулирования у региональных и муниципальных властей было право выявлять вредные последствия промышленной деятельности человека и организовывать их ликвидацию, после его вступления в силу это становится их обязанностью. Проводить исследования выявленных объектов будет Росприроднадзор, а отвечать за оценку влияния каждого объекта на здоровье людей – Роспотребнадзор.

Кроме этого Росприроднадзор наделяется полномочиями по оценке сметной стоимости ликвидации ОНВОС, не являющихся объектами капитального строительства. Это сделано для того, чтобы был единый подход в такой оценке и из проектов исключались избыточные решения, поскольку на работы по ликвидации объектов направляются и федеральные средства, в частности «окрашенные экологические платежи», пояснили в Минприроды.

Особенности национальной уборки

Программа «Генеральная уборка» обезвредит опасные для экологии и людей промышленные объекты

Андрей Гордеев / Ведомости

Затопленные суда, заброшенные промышленные предприятия, старые шахты и рудники, нефтяные скважины, крупные несанкционированные свалки – все эти объекты накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС) угрожают заражением токсическими веществами экосистемам и человеку. С 1 октября 2023 г. ликвидировать экологически опасные объекты в России будут по новому закону.

Опубликован закон о совершенствовании системы ликвидации накопленного вреда

4 августа 2023 г. опубликован Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разграничивает полномочия властей разных уровней по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Объекты накопленного вреда – это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. К ним относятся, например, заброшенные промышленные предприятия, на которых годами копились опасные отходы, а также затопленные суда. Самыми известными такими объектами стали Байкальский ЦБК и площадка бывшего химического производства «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирском Иркутской области

В соответствии с принятым законом обязанность выявлять объекты накопленного вреда и организовывать их ликвидацию возложена на органы муниципального самоуправления (в отношении земельных участков в собственности муниципальных образований), и на власти субъектов РФ – применительно к другим территориям. Вместе с тем, полномочия по исследованию, оценке и ликвидации объектов НВОС, выполнение которых требует привлечения федеральных ресурсов, например, проведения специальных исследований, относятся к федеральному уровню.

Выявленные объекты накопленного вреда должны будут включаться в специальный реестр, а затем ликвидироваться. Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, разработку проекта ликвидации указанного вреда и его утверждение, а также проведение ликвидации накопленного вреда окружающей среде в соответствии с таким проектом. Финансироваться такая ликвидация будет за счет средств региональных и местных бюджетов.

Росприроднадзор будет проводить проверку сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда и участвовать в приемке результата таких работ. Проверка будет осуществляться одновременно с проведением государственной экологической экспертизы.

Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением полномочий Росприроднадзора по проверке сметной стоимости работ по ликвидации объектов накопленного вреда – эти положения вступят в силу с 1 января 2024 г.

Рекомендации

Не исключено, что новое распределение полномочий заставит региональные и местные власти активнее преследовать компании за нарушения природоохранного законодательства и сотрудничать с Росприроднадзором. Это может помочь пополнению местных бюджетов, ведь суммы компенсации по искам о взыскании вреда окружающей среде, по общему правилу, подлежат зачислению в местные бюджеты.

Планируемые изменения законодательства. Вред окружающей среде

В соответствии с законопроектом предлагается внести понятие «компенсационное озеленение» в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Под компенсационным озеленением понимается возмещение в натуральной форме вреда, причиненного уничтожением или повреждением зеленых насаждений, путем восстановления зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.

Согласно законопроекту, компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, расположенных на территории городских населенных пунктов. В случае уничтожения насаждений такое озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены. Также компенсационное озеленение допускается на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади, указано в документе.

В случаях если невозможно установить лицо, причинившее вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет средств бюджета субъектов РФ

Следует позитивно оценить расширение возможности возместить вред окружающей среде в натуральной форме. На практике, взыскатели вреда предпочитают требовать денежную компенсацию, получив которую, они зачастую не проводят мероприятия по ликвидации вреда вовсе. Законопроект внесен депутатами от фракции «Новые люди», в связи с чем перспективы его принятия представляются неопределенными. Мы будем следить за прохождением законопроекта в парламенте и проинформируем о его дальнейшей судьбе.

Законопроект № 416177-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Планируемые изменения законодательства. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

31 мая 2023 г. Правительство РФ утвердило новые правила исчисления и взимания платы за НВОС (утв. постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. № 881), которые будут применяться с 1 сентября 2023 г. (Правила).

Новые Правила содержат формулы для расчета платы за НВОС для объектов I категории только для следующих случаев:

При этом возникала неясность, как именно следует рассчитывать плату за НВОС в отношении прочих веществ, которые присутствуют в выбросах или сбросах объекта НВОС I категории, включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р). В отношении таких веществ комплексным экологическим разрешением не устанавливаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов или нормативы допустимых сбросов.

Минприроды разъяснило, что в этом случае целесообразно использовать формулу, указанную в пункте 27 Правил, учитывая, что Мнд = Мср (платежная база принимается равной фактическому объему или массе выбросов, сбросов таких загрязняющих веществ).

При этом если фактическая масса или объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отраженная в заявке о постановке объекта НВОС на учет, превышает расчетное значение, то сведения об объекте НВОС подлежат актуализации.

Рекомендуем владельцам объектов I категории НВОС учитывать данное разъяснение при расчете и уплате платежей за НВОС.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 июля 2023 г. № 19-47/27008 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»

Изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей (РОП)

3 августа 2023 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который:

Так, в частности, предлагается изложить в новой редакции пдп. 5 п. 1 ст.11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», уточнив понятия новых «техники», «технологии», «вещества», техническая документация на которые относится к объектам ГЭЭ федерального уровня.

Кроме того, устанавливается перечень случаев, когда проведение ГЭЭ не требуется, например:

У заказчика ГЭЭ появится право предоставлять документацию на ГЭЭ до завершения общественных обсуждений при условии предоставления соответствующих материалов в срок не позднее чем за 20 рабочих дней до дня окончания срока проведения ГЭЭ. Кроме того, можно будет внести изменения в документы, рассматриваемые экспертной комиссией ГЭЭ, в целях устранения замечаний экспертов. Это необходимо будет сделать в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня завершения экспертизы.

В соответствии с законопроектом срок проведения ГЭЭ, по общему правилу, составит 42 рабочих дня, а срок проведения ГЭЭ в отношении документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, составит 20 рабочих дней.

Проект предусматривает, что его основные положения вступят в силу 1 сентября 2024 года, остальные — с 1 сентября 2025 года.

Прохождение ГЭЭ является непростой задачей для компании. Зачастую компании вынуждены многократно обращаться за проведением ГЭЭ в отношении одного и того же, получая каждый раз отрицательные заключения из-за недостатков документации. Авторы законопроекта, очевидно, намерены оптимизировать взаимодействие бизнеса с государством по вопросам проведения ГЭЭ.

Внесенный законопроект содержит значительный объем нового регулирования, а его содержание может претерпеть изменения в ходе прохождения в Госдуме. Мы будем информировать вас о важнейших изменениях в правилах проведения ГЭЭ.

Законопроект № 416487-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и иные законодательные акты Российской Федерации»

Изменения законодательства. Экономика замкнутого цикла

ОНВОС создают чрезвычайно высокую опасность для здоровья населения и природных экосистем, а также представляют потенциально большую нагрузку на бюджеты и экономику субъектов РФ в виде отложенных расходов, считает председатель комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты России Елена Шаройкина.

Проблема с брошенными промышленными объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, крайне актуальна для нашей страны: на сегодняшний день только в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС) включено 692 ОНВОС. И этот список не окончательный, он продолжает пополняться, рассказала Шаройкина.

На генеральную уборку старого и токсичного промышленного прошлого по поручению президента России Владимира Путина правительство выделило 20 млрд руб. до 2024 г. Как тратить средства на устранение накопленного вреда, министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов рассказал на встрече с президентом 6 сентября: «2000 заявок от регионов поступило в наш адрес о накопленном вреде, и мы должны разобраться в них, чтобы в первую очередь правильно и рационально потратить деньги там, где в действительности этот вред угрожает жизни людей». Глава Минприроды отметил, что Росприроднадзор и Роспотребнадзор благодаря новому закону получат необходимые полномочия для проведения анализов и исследований, чтобы определить, какие из этих объектов надо было «убрать вчера, какие – незамедлительно, а какие просто внешне выглядят некрасиво». «Не важно, сколько это стоит, это надо делать, иначе люди просто умирают от этого», – добавил министр.

Самое главное – чтобы регионы располагали необходимыми средствами и компетенциями для проведения работ по ликвидации экологического вреда, считает Шаройкина: «Классы опасности у объектов различны. И на примере того же «Усольехимпрома» или Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) мы можем видеть, насколько непростой может быть эта задача».

Проект «Генеральная уборка» – продолжение федерального проекта «Чистая страна», по которому уже ликвидировано 74 наиболее опасных ОНВОС и 62 несанкционированные свалки. До конца 2024 г. планируется ликвидация 191 свалки и 88 наиболее опасных объектов. Это позволит улучшить жизнь более 20 млн человек, отметили в Минприроды. В 2023 г. специалисты обследуют 578 объектов в районе проживания почти 13 млн человек.

«Генеральная уборка» выходит на полную мощность. Нужно ликвидировать объекты накопленного экологического вреда, которые ухудшают качество жизни, негативно влияют на здоровье человека и экологию. К 2024 г. благодаря федеральному проекту мы увидим реальный экологический эффект, запустим механизм не только ликвидации экологического вреда, но и предотвращения появления таких горячих точек», – считает заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.

В «Генеральной уборке» в отдельное направление выделена ликвидация накопленного экологического вреда БЦБК. На данный момент в рамках программы удалось снизить уровень надшламовых вод в картах-накопителях полигонов «Солзанский» и «Бабхинский».

На промышленной площадке бывшего «Усольехимпрома» в Иркутской области продолжается работа по устранению экологических последствий: после закрытия предприятия химические вещества, копившиеся десятилетиями, были помещены в подземные резервуары. ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО, входит в «Росатом») перезатарило отходы, которые были обнаружены в 17 аварийных цистернах, в емкости, которые затем были вывезены на специализированные предприятия для утилизации. Сейчас ведется работа по полной расчистке территории, демонтажу зданий и сооружений, рекультивации шламонакопителя. Только на этот объект в 2023 г. будет направлено 1,6 млрд руб.

Кроме этого в рамках «Генеральной уборки» в шести регионах Дальнего Востока идут работы по подъему и утилизации судов, затопленных в городских бухтах. Эти корабли мешают судоходству и рыбоводству, негативно влияют на окружающую среду и на качество жизни людей. В 2022 г. в Камчатском, Приморском, Хабаровском крае, Магаданской и Сахалинской областях, Чукотском автономном округе подняли 43 затопленных объекта. В 2023 г. уже завершены работы по извлечению из водоемов 36 затонувших судов, в плане на год их 87. На 2024 г. запланированы работы по расчистке акваторий еще от 86 судов. По данным регионов, всего в России выявлено более 250 затонувших судов. Всего к концу 2024 г. планируется поднять и утилизировать 213 затонувших судов в шести субъектах ДФО (84 судна в Камчатском крае, 23 – в Магаданской области, 27 – в Приморском крае, 52 – в Сахалинской области и т. д.).

Сенаторы поддержали закон о ликвидации накопленного вреда

Новый закон обязывает субъекты РФ ликвидировать объекты, которые десятилетиями отравляют окружающую среду

Максим Стулов / Ведомости

Закон о совершенствовании системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС) одобрен на заседании Совета Федерации (СФ). Он вступит в силу с 1 октября 2023 г. 20 июля этот правительственный документ, подготовленный Минприроды РФ, был принят во втором и третьем чтении Государственной Думой. К объектам НВОС, в частности, относятся крупные несанкционированные свалки, заброшенные промышленные объекты, на которых годами копились опасные отходы, а также затопленные суда.

Закон создает правовые механизмы для реализации федерального проекта «Генеральная уборка». Документ вводит порядок и процедуры оценки и методик исследования объектов накопленного вреда, а также уточняет полномочия федерального центра, регионов и муниципалитетов. После вступления закона в силу выявлять объекты накопленного вреда будут муниципальные и региональные власти. Обязанность выявлять объекты НВОС и организовывать их ликвидацию возложена на органы государственной власти субъектов РФ. Вместе с тем полномочия по исследованию и оценке объектов НВОС, выполнение которых требует, например, проведения специальных исследований или лабораторных анализов, переносятся на федеральный уровень. Для выявления объектов НВОС законом предусмотрен сбор, обработка и анализ сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность. Устанавливать порядок выявления таких объектов будет правительство. До принятия этого закона обязанностей выявления таких объектов не было ни у кого.

Ликвидацию объектов накопленного вреда регионы будут проводить за счет средств, сформированных в том числе от платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежей на возмещение вреда, причиненного окружающей среде, а также штрафов, сообщила на заседании СФ сенатор Елена Зленко. Ее слова цитирует издание Senatinform. Такие «окрашенные платежи» теперь будут направляться на ликвидацию конкретных объектов накопленного вреда, приводятся слова заместителя комитета Госдумы России по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Когана на сайте Минприроды РФ.

Объекты будут считаться ликвидированными после соответствующего заключения Росприроднадзора. Для обеспечения прозрачности ценообразования работ по ликвидации НВОС и исключения необоснованных расходов бюджетных средств законом предусмотрена проверка достоверности определения сметной стоимости таких работ. Проверка будет осуществляться одновременно с проведением государственной экологической экспертизы, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

«Росприроднадзор наделяется полномочиями по оценке сметной стоимости объектов накопленного вреда, не являющимися объектами капитального строительства. Это сделано для того, чтобы был единый подход в такой оценке и из проектов исключались избыточные решения, поскольку на работы по ликвидации объектов направляются, в том числе, федеральные средства», – отметил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Федеральный проект «Чистая страна», созданный в рамках национального проекта «Экология», должен к 2024 г. обеспечить ликвидацию 191 свалки и 88 объектов накопленного вреда. С 2025 г. продолжением «Чистой страны» станет проект «Генеральная уборка». В рамках «Генеральной уборки» в России уже провели инвентаризацию объектов НВОС, а также оценку их влияния на жизнь и здоровье населения. Всего на территории России выявлено более 2 000 потенциальных объектов накопленного вреда. При этом отсутствует достоверная информация о степени их воздействия на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни граждан, отмечается на сайте Минприроды. По результатам учета были сформированы программы по ликвидации затонувших судов, скважин, свалок и заброшенных промышленных предприятий. В 2022–2024 гг. в федеральном бюджете на их ликвидацию предусмотрено 20 млрд руб.

Правительство поддержит компании, использующие вторичное сырье

Правительство продолжает создавать условия для развития технологий производства с использованием вторичного сырья. С 1 марта 2024 г. компании, использующие вторсырье для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг смогут получать господдержку. Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 г. №2094-р.

Распоряжение содержит перечень товаров (продукции), работ и услуг, в который включены в том числе: цемент и бетон, строительные смеси, биотопливо, изделия из стекловолокна и пластмассовые изделия, картон и бумага, минеральная вата, покрытия из резиновой крошки, резиновая плитка, мастики и герметики, кровельные и гидроизоляционные материалы. Для каждого вида продукции указана минимальная доля вторсырья, которую нужно использовать при производстве.

Решение направлено на увеличение доли использования вторичного сырья при производстве товаров. Оно должно способствовать росту спроса на такое сырье и уменьшению объёмов отходов, направляемых на полигоны.

Распоряжение вступает в силу с 1 марта 2024 г.

Компаниям, использующим вторичное сырье, рекомендуется ознакомиться с правительственным распоряжением и проанализировать, имеют ли они возможность обратиться за мерами государственной поддержки, которые начнут действовать после 1 марта 2024 г.

Распоряжение Правительства РФ от 2 августа 2023 г. № 2094-р

Разъяснения государственных органов. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Сообщается, что утилизаторы предоставляют услуги по выполнению норматива утилизации через цифровую платформу Российского экологического оператора (РЭО).

Цифровая платформа представляет собой торговую онлайн-площадку, которая работает уже почти год. На ней можно заключать сделки по выполнению нормативов с верифицированными утилизаторами, покупать и продавать вторичные материальные ресурсы или рассчитать экологический сбор.

Одними из первых, кто совершил сделку по выполнению нормативов утилизации, стали компания «БАНКО» и утилизаторы «Сканди Пакк» и АО Каменская БКФ. Сделка по выполнению норматива утилизации 337 т канцелярских бумажных принадлежностей обошлась «БАНКО» в 270 296 руб., 290 т упаковки из гофрированного картона – в 290 000 руб., сообщается на сайте РЭО.

Представители РЭО приглашают регистрироваться на площадке для удобного выполнения обязанности по РОП. Рекомендуем субъектам РОП рассмотреть такую возможность.

Читайте также:  Квалификация направляющего специалиста и Может ли работодатель самостоятельно добавлять категории к должностям?