Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР)
Преференциальный режим ТОРПреференциальный режим Территорий опережающего развития (ТОР) действует с 2014 года. Всего на Дальнем Востоке и в Арктике создано 23 ТОР
Преференциальный режим ТОРPDF (20 Mb)
В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).
Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской
Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной
деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения
ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения
жизнедеятельности населения.
Закрыть выпадающее окно
- Моногорода, с которыми
Фонд
заключил генеральное соглашение - Моногорода, с которыми
заключены соглашения о софинансировании затрат субъектов РФ - Моногорода, в которых
заключены соглашения о соинвестировании инвестиционных проектов
(предполагается,
что инфраструктура уже софинансируется).
Что такое ТОР?
ТОР – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Исторический экскурс
О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.
Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.
К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:
- несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
- каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
- регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
- свободный таможенный режим;
- разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.
Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития РФ.
Преференциальные режимы для бизнеса — особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) — мало влияют на развитие создавших их регионов, считает Счетная палата. По подсчетам госаудиторов, эти режимы хоть и добавили реальному ВРП субъектов 0,9%, но при этом объем инвестиций на душу населения в «льготных» регионах ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только «ослабляют их стимулы» к инновационной активности. В Минэкономики и Минвостокразвития отвечают, что для полноценной оценки влияния режимов на показатели регионов еще не прошло достаточно времени.
Счетная палата (СП) вновь оценила эффективность преференциальных режимов, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. Как следует из отчета СП, госаудиторы несколько смягчили свою прежнюю позицию. Напомним, в 2016-м палата представила разгромный отчет о работе ОЭЗ, после которого был введен временный мораторий на их создание. В начале 2020 года госаудиторы сообщили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.
В новом отчете оценка СП фактически осталась прежней — выраженной взаимосвязи между созданием льготных режимов и развитием регионов не обнаруживается.
Тем не менее в СП все же рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть его влияние и ограничено. Согласно подсчетам, размер реального валового регионального продукта (ВРП) у субъектов с такими режимами в среднем на 0,9% выше, чем был бы без них, индекс производительности труда — на 0,7% выше. Однако, оговариваются госаудиторы, этот эффект проявился лишь благодаря одному из режимов — ТОР в моногородах. При этом объем инвестиций в основной капитал на душу населения в «льготных» регионах на 4,3% ниже, чем в обычных.
Эффект от режимов для бизнеса также неоднозначен. Резиденты зон и ТОР имеют большее количество сотрудников и большую выручку, чем в среднем по стране, при этом их финансовый результат существенно не отличается от показателя обычных компаний. Госаудиторы полагают, что «налоговыми преференциями предприятия компенсировали издержки на оплату больших затрат, которые не повысили добавленную стоимость и производительность труда организаций».
Повышенной инновационности в зонах при больших зарплатах СП не обнаружила — активность резидентов в этом направлении на 5,5% ниже среднего уровня.
Преимущественно это замечание касается ОЭЗ, в которых расходы резидентов на исследования и разработки оказались заметно ниже, чем в контрольной группе обычных компаний. Госаудиторы делают вывод, что «налоговые и иные преференции для резидентов ослабляют их стимулы к повышению фондовооруженности и к внедрению новаций».
Территории опережающего развития оказались эффективнее особых экономических зон – за четыре года своего существования они привлекли на 12 млрд руб. больше, чем ОЭЗы за свою четырнадцатилетнюю историю, пишут «Известия» со ссылкой на статистику Минвостокразвития и Минэкономразвития.
В России 26 особых экономических зон четырёх типов: технико-внедренческий, промышленно-производственный, портовый и туристско-рекреационный. По данным МЭР с 2005 по 2019 г. ОЭЗы привлекли 369,4 млрд руб. инвестиций. 707 российских и зарубежных резидентов создали 36,8 тыс. рабочих мест.
Территории опережающего развития были созданы в 2015 г. на Дальнем Востоке. В 2016 г. такие площадки стали запускать и в моногородах других округов страны. В общей сложности в России 106 ТОРов, в них работают 775 резидентов, которые уже привлекли 375,4 млрд руб. инвестиций, при этом создав 35,3 тыс. рабочих мест.
В Минэкономразвития пояснили, что принципиального отличия между инструментами развития территорий нет. В каждой из них установлен отдельный режим налоговых, таможенных и страховых преференций, а также льгот для ведения бизнеса, обеспечения ускоренного роста региона и создания условий для местного населения. ОЭЗ больше нацелена на поддержку технологичных производств, ТОР в моногородах – на выравнивание социально-экономического развития населенных пунктов, ТОР на Дальнем Востоке – на привлечение инвестиций в регион.
Налоговые льготы и преференции в особых экономических зонах разнятся в зависимости от их типа, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль составляет 13,5% (вместо 20%). Также резиденты освобождены от уплаты налога на имущество и земельного сбора. Регионы вправе устанавливать для них послабления по транспортному налогу.
Резиденты ТОРов в первые пять лет не платят налогов на прибыль и имущество. По истечении этого срока ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы – 7,6%.
По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. Среди резидентов ТОРов – менее известные организации, специализирующиеся на производстве пищевых продуктов, пластмассы, металлических изделий, металлургическом производстве и т.
При этом ОЭЗы ранее неоднократно подвергались критике со стороны Счётной палаты. В контрольном органе отмечали, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 г. по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗов. Большая часть из них были туристического и портового типов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 131 в городском округе «Город Лесной» создана территория опережающего социально-экономического развития “Лесной”.
Основными отраслями специализации потенциальных резидентов ТОР «Лесной» являются: высоковольтное и электротехническое оборудование; новые материалы и технологии; деревообработка. ТОР «Лесной» создана на площадках внутри охраняемого периметра «Технический проезд» общей площадью 130,2 га и «Объездная дорога» площадью 0,3 га и площадке вне охраняемого периметра – «Таежный» площадью 1,09 га. Минимальный объем капитальных вложений в рамках реализации резидентом инвестиционного проекта − не менее 15 млн. рублей за первые 3 года с момента получения статуса резидента территории опережающего развития.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 130 в Новоуральском городском округе создана территория опережающего социально-экономического развития “Новоуральск”. Основные виды деятельности потенциальных резидентов ТОР «Новоуральск»: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению. ТОР создана на 5 промышленных площадок общей площадью 654,24 га:
промышленные площадки 1–4 акционерного общества «Уральский электрохимический комбинат» (188,99 га);
площадка «Индустриальный парк» (256,46 га);
площадка общества с ограниченной ответственностью «Атоммашкомпекс УЭХК» (13,90 га);
площадка биомедицинского кластера «Новоуральский» (14,89 га);
площадка «Агропромышленный парк» (180 га). Минимальный объем капитальных вложений, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, на ТОР − не менее 15 млн. рублей в течение трех лет после включения юридического лица в реестр резидентов. На ТОР «Новоуральск» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны на площадках 1–4 АО УЭКХ, индустриального парка «Новоуральский», «Биомедицинского кластера». Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
Лучшими, по мнению Экспертного совета 2021 года, стали:
В категории «IT и цифровые технологии»:
PRAVO TECH – номинация «Лучший IT-проект по развитию юридической отрасли»
ООО «ТенТорг» – номинация «Инфраструктурный проект года»
Акционерное общество «Расчетные решения» – номинация «Лучшее мобильное приложение»
ГК ЕЮС – номинация «Мультисервисная платформа дистанционных услуг»
ICL Services – номинация «Открытие года»
Акционерное общество «Расчетные решения» – номинация «Социальная программа года»
ООО «Сикрет Технолоджис» – номинация «Проект года»
В категории «Инвестиции и инновации»:
АО «Центральная ППК» – номинация «Инфраструктурный проект года»
АССОЦИАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОВЕТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА – номинация «Лучшая онлайн-школа»
В категории «Медицина и здравоохранение»:
АО «СУЭК» – номинация «ESG-Проект года»
АО «Концерн ГРАНИТ» – номинация «Открытие года»
В категории «Наука и образование»:
Елена Жданова – бизнес-тренер – номинация «Развитие сотрудников с высоким потенциалом (HIPO)»
В категории «Нефтегазовая промышленность, импортозамещение»:
АО «Атомэнергомаш» – номинация «Лидер машиностроительной отрасли»
В категории «Поддержка и развитие малого бизнеса»:
Центр инноваций социальной сферы Ульяновской области – номинация «Региональные проекты по поддержке малого бизнеса»
Потребительский кооператив Вейра-Союз – номинация «Лучший проект по развитию предпринимательства в регионах»
В категории «Ритейл»:
AEG – номинация «Инновация года»
Inforce – номинация «Лучший производитель инструментов»
В категории «СМИ и массовые коммуникации»:
Информационное агентство России ТАСС – номинация «Лучший информационный проект»
Lenta. ru – номинация «Лучший проект по освещению регионального развития»
Газета. ru – номинация «Лучший проект по популяризации регионального развития»
В категории «Социальные проекты и устойчивое развитие»:
FABERLIC – номинация «Лучшая благотворительная инициатива»
ПАО «АК БАРС» БАНК – номинация «Лучший волонтерский проект»
АО «ДОМ. РФ» – номинация «Лучший проект по повышению финансовой грамотности»
Компания «Свеза» – номинация «Лучший проект по развитию регионов»
ООО «Хендэ Мотор СНГ» – номинация «Лучший социально-образовательный проект»
Платежная система «Мир» – номинация «Лучший социальный проект»
Общероссийская общественная организация «Федерация хоккея России» (ФХР) и ПАО «ГМК «Норильский никель» – номинация «Лучший спортивно-социальный проект по развитию регионов крайнего севера»
Herbalife – номинация «Экологические инициативы года»
ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Забабахина» – номинация «Лучший образовательный проект года»
МОЙ ГЕКТАР – номинация «Лучший проект комплексного развития сельских территорий в рамках формата частно – государственного партнерства»
ЗАО «МИРРА-М» – номинация «Лучшая компания в области устойчивого развития»
S7 AIRLINES – номинация «Лучший событийный проект года»
ООО МейТан – номинация «Лучший проект для детей»
Минерально-химическая компания «ЕвроХим» – номинация «За лучшие региональные программы в рамках нацпроектов и ЦУР ООН»
ООО «Парок» – номинация «Лучший информационный проект»
В категории «Спорт и здоровый образ жизни»:
Общероссийская общественная организация «Федерация хоккея России» (ФХР) – номинация «Лучшая программа спортивной подготовки»
Школа спортивного и оздоровительного плавания «Дельфин» – номинация «Лучший проект по популяризации спорта в Сибирском федеральном округе»
ПАО «Газпром» и Коммуникационное агентство АГТ – номинация «Лучший проект по поддержке спорта»
В категории «Строительство и недвижимость»:
ООО «ФАБРИКА КАРКАСОВ» – номинация «За вклад в развитие технологий в сфере строительства»
ООО «Винсент Недвижимость» – номинация «Компания года»
Девелоперская группа «Сити-XXI век» – номинация «Лучший проект комплексного развития территории региона»
В категории «Транспорт и логистика»:
АО «Первая портовая компания» – номинация «Цифровой проект года»
S7 AIRLINES – номинация «Лучшая авиакомпания года»
ООО «СДЭК-Глобал» – номинация «Инфраструктурный проект года»
Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД» / Ретропоезд «Рускеальский экспресс» – номинация «Лучший проект по развитию железнодорожного туризма»
Платежная система «Мир» – номинация «Проект года»
В категории «Туризм и отдых»:
Гостиничный комплекс «Имеретинский» – номинация «За вклад в развитие молодежного спортивного туризма»
Курорт Красная Поляна – номинация «Лучший интегрированный горный курорт»
Центр винного туризма Winepark – номинация «Открытие года»
Парк-Отель «Орловский» – номинация «Лучший загородный отель Подмосковья»
В категории «Финансы и консалтинг»:
ПАО «АК БАРС» БАНК – номинация «Лучший региональный проект»
Инга Орлова – бизнес-тренер – номинация «Развитие управленческих компетенций»
В категории «Природные ресурсы и экология»:
Краснополянская косметика – номинация «Лучший бренд натуральной косметики»
ООО «Газпром трансгаз Краснодар» – номинация «Проект года»
Группа компаний «Экологический центр» (ГК «ЭКО ЦЕНТР») – номинация «Лидер отрасли»
Natura Siberica – номинация «Лучшая экологическая инициатива»
В категории «Франчайзинг и партнерские программы»:
«Фасоль» франчайзинговая программа METRO – номинация «Лучшая франшиза сети продовольственных магазинов»
ООО «Сладкая жизнь плюс» – номинация Лучшая франшиза сети продовольственных магазинов «У Дома»
ООО «СДЭК-Глобал» – номинация «Лучшая франшиза службы доставки»
ООО «Бэст Прайс» (Сеть магазинов FIX PRICE) – номинация «Проект года»
Некоммерческое партнерство «Корпорация риэлторов «Мегаполис-Сервис» – номинация «Лучшая франшиза на рынке недвижимости»
В категории «Энергетика и энергоснабжение»:
Группа Газпромбанк Лизинг – номинация «ESG-ПРОЕКТ ГОДА»
В категории «Ритейл»:
УК «Голдман Групп» – номинация «Лучший проект по вторичному использованию отходов»
В категории «Культура и искусство»:
ООО «Завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана «Красноусольский» – номинация «Лучший корпоративный проект в сфере культуры»
ПАО «Газпром» и Коммуникационное агентство АГТ – номинация «Культура и искусство»
В категории «Событийный туризм»:
RED ARENA (игорная зона «Красная Поляна») – номинация «Лучшая спортивно-развлекательная площадка»
В категории «Бизнес и сервис»:
Официальное онлайн PR-агентство Pronline – номинация «Лучшая онлайн Pr-платформа для продвижения бизнеса»
В категории «Франчайзинг и партнерские программы»:
ООО «ИНВИТРО» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО СПб» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО-Сибирь» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО-Урал» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО-Самара» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО-Воронеж» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО-Ростов-на-Дону» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО-Ставрополье» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
ООО «ИНВИТРО-Приморье» – номинация «Лучшая франшиза в области оказания медицинских услуг»
Программа и Форум «Развитие регионов. Лучшее для России» на протяжении пяти лет занимается популяризацией и поощрением практик развития регионов, выявлением основных проблем и путей их решения для обеспечения достойного благосостояния России.
Правительство одобрило проект о реформировании особых экономических зон
В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций». Для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время — для завершения строительства производственных объектов и их выхода на полную мощность, подчеркнули в ведомстве. Там отметили, что наибольшую отдачу демонстрируют «зрелые» зоны, работающие более десяти лет, половина же действующих сейчас зон работает не больше пяти.
Схожей позиции придерживаются и в Минвостокразвития: в мировой практике эффект от преференциальных режимов оценивается на горизонте 10–15 лет, средний же «возраст» ТОР на Дальнем Востоке составляет 4–5 лет. При этом в ведомстве уже фиксируют влияние территорий на местную экономику — индекс социально-экономического развития муниципалитетов, в которых действуют преференциальные режимы, вдвое выше, чем был бы без них, а индекс промпроизводства на Дальнем Востоке вдвое выше среднероссийских показателей.
Правовая база
Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29. 2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.
ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.
Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.
Определения, связанные с ТОР
Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.
Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.
Особенности правового режима
Статус территорий опережающего развития заключается в:
- специфике налогообложения;
- льготных ставках по арендной плате;
- предоставлении особых услуг от государства;
- таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
- исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
- специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
- особом порядке пользования землей;
- использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
- приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.
Специфика административного аппарата
Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др. Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.
Налоговые привилегии
Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.
Налог на добавленную стоимость
Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.
Налог на прибыль
Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.
Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284. 4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – она не может быть больше 10%.
Налог на добычу полезных ископаемых
Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.
Страховые и пенсионные взносы
Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.
Закон в действии
Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития – «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две – способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.
Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 – 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.
Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.
В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.
Что лучше бизнесу – статус резидента ОЭЗ Алабуга или статус резидента ТОСЭР Набережные Челны?
Аспект сравнения №1. Налоговые режимы
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта – резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07. 1999 №284. При необходимости – обращайтесь к нам!
Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:
- размещение производства на территории ОЭЗ,
- размещение производства на ТОСЭР,
- размещение производства без получения льготного режима.
https://youtube.com/watch?v=PofaCJ8r4L0
Сравнительным анализом вариантов – разностным методом – Вы получите ответ на свой вопрос и увидите эффект от размещения в сравнении с другими режимами и с режимом без льгот – важно при расчете оценить все плюсы и минусы, все риски решения.
Сравнение ставок налогооболожения прибыли организаций в ТОСЭР и ОЭЗ:
ОЭЗ АлабугаБюджет123456789101112131415Налог на прибыльРФ2%2%2%2%2%2% 2% 2% 2% 2%2% 2% 2%2% 2% РТ 0% 0% 0% 0% 0% 5% 5% 5% 5% 5% 13,5% 13,5% 13,5% 13,5% 13,5% Сумма2% 2% 2% 2% 2% 7% 7% 7% 7% 7% 15,5% 15,5% 15,5%15,5% 15,5%
ТОСЭР Н. ЧелныБюджет123456789101112131415Налог на прибыль*РФ0%0%0%0%0% 2%2% 2%2% 2% 2% 2% 2%2% 2% РТ 5% 5% 5% 5% 5% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% Сумма 5% 5% 5% 5% 5% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12%
* Приведена таблица ставок налога на прибыль при условии, что режим ТОСЭР продлят по окончании 10 лет еще на 5 лет (такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства).
Таблица и график показывают, что ступеньки ОЭЗ более “пологие”, а ступеньки ТОСЭР – более “крутые” (особенно если после 10 летниего льготного периода не будет продления еще на 5 и ставка с 11 года вернется к обычным 20%) – с точки зрения налогообложения прибыли режим ОЭЗ более щадящий, но налогообложение прибыли – это всего лишь один из поядка 20 факторов выбора между режимами
Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!При необходимости – обращайтесь к нам!
ТОСЭР по аналогии с особой экономической зоной (ОЭЗ) предоставляет налоговые преференции:
По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:
- там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
- либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
- где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).
Аспект сравнения №2. Инфраструктура
Что есть в ОЭЗ?
В ОЭЗ создана необходимая и достаточная производственная, транспортная, инженерная инфраструктура в рамках типа строительства greenfield (строительство производственных объектов в “чистом” поле)
Что есть в ТОСЭР?
В ТОСЭР в моногороде – вся созданная жилищная, социальная, транспортная инфраструктура, присущая ерритории города
Чего нет в ТОСЭР?
- В ТОСЭР нет таможенных преференций – отсутствует таможенный пост, склад СВХ, упрощающий процедуры “растаможки” при импорте/экспорте
- В ТОСЭР нет специально созданных промышленных территорий с подведенными коммуникациями (как это принято в ОЭЗ ППТ или промышленных (индустриальных) парках)
Чего нет в ОЭЗ?
- в ОЭЗ нет льгот по страховым взносам в фонду обязаельного страхования (пенсоинное, социальное, медицинское)
- в ОЭЗ нет созданной инфраструктуры города (жилая, социальная инфраструктура)
Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта – резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07. 1999 №284. Обращайтесь к нам!
Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.
Создание ТОСЭР на территории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».
Создание ТОСЭР на территории моногорода Набережные Челны осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №44 от 28. 2016
Порядок получения статуса резидента ТОСЭР в Набережных Челнах осуществляется в соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении порядка заключения соглашения о ведении деятельности территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №61 от 04. 2016
При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ОЭЗ или ТОСЭР – обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соотвествующий опыт.
При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников “Как стать резидентом ТОСЭР?” или “Как разработать бизнес план своими силами?” – также обращайтесь к нам, научим, есть опыт
Сотрудники компании “Верное решение” оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
Кто такой резидент ТОР?
Резидентом ТОР могут стать компании/ИП, отвечающие следующим минимальным требованиям
- Минимальный объем инвестиций от 500 000 рублей
- Юридическая регистрация в границах ТОР, отсутствие филиалов за пределами ТОР;
- Отсутствие у юридического лица или ИП задолженностей по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ.
- Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
- Соответствие деятельности видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановлениях Правительства РФ о создании ТОР.
В течение 5 лет с момента получения первой прибыли
На следующие 5 лет (кроме Республики Бурятия и Мурманской области)
Налог на имущество организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
В течение 10 лет (от 0% до 1%) с момента получения первой прибыли
Налог на землю
Единый социальный налог
Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6%
Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот
Сокращенные сроки проведения контрольных проверок
Предоставление земельного участка для реализации проекта
Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)
Режим «одного окна» для инвестора
Право управляющей компании на защиту резидента в суде
Формат ТОР делает успешными многие амбициозные проекты ГК «Золото Камчатки», которые реализуются на территории края. В их числе инвестиционный проект по развитию месторождения Бараньевское, строительство подземного рудника на базе месторождения Аметистовое. Сейчас мы приступаем к техническому перевооружению Агинской золотоизвлекательной фабрики (инвестор – АО «Камголд), ставшей основой всего Центрального узла.
Приятно, что нас поддерживают Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и правительство Камчатского края. Подобные проекты имеют огромное значение для региона, поскольку способствуют созданию новых производств в отдаленных районах. По прогнозам, наши налоговые отчисления в бюджет края увеличатся на 600 млн рублей, на предприятии будет сохранено около ста высокооплачиваемых рабочих мест.
Андрей Зорькин
Генеральный директор ООО «Восток-Агро»
Статус резидента ТОР «Забайкалье» за счет налоговых льгот дает компании возможность привлекать высококвалифицированных специалистов, платить им достойные зарплаты. В результате мы выпускаем на рынок сильный и конкурентоспособный продукт. Также прохождение плановых проверок в ускоренные сроки помогает меньше отвлекаться от ведения производственной деятельности.
Петр Оборин
генеральный̆ директор ООО «НОВАТЭК-МУРМАНСК»
Компания ООО «НОВАТЭКМурманск» первой получила статус резидента ТОР «Столица Арктики» – экономической̆ зоны с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами – для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Получение такого статуса будет способствовать ускоренной реализации одного из крупнейших инвестиционных проектов в регионе – Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).
Предприятие обеспечит рост благосостояния населения и привлечение социальных инвестиций в регион, где усилиями «НОВАТЭКа» создается материальнотехническая база для реализации крупномасштабных арктических СПГпроектов. Только в Мурманской области будет создано более 15 тыс. рабочих мест. Кроме того, разрабатываются новые образовательные программы и профессиональные стандарты для раз личных отраслей отечественной̆ промышленности.
Алексей Залпин
Генеральный директор ООО «Лайт-Декор»
Мы ввели в эксплуатацию гибридный отель «Юность» в Южно-Сахалинске. В комплекс входят гостиница, хостел, столовая и лекторий. В отеле могут комфортно разместиться 220 гостей. Проект рассчитан в первую очередь на людей, ориентированных на бюджетный туризм, а также на спортсменов. В рамках проекта создано 60 рабочих мест.
Благодаря статусу резидента ТОР «Горный воздух» мы получили в аренду земельный участок, также наш объект был подключён к существующим системам теплоснабжения, водоснабжения и электроэнергии.
Андрей Суховетченко
Директор ООО «ЗУМ»
В статусе резидента ТОР «Хабаровск» мы реализуем проект по производству одноразовой упаковки на площадке индустриального парка «Авангард». У нас здесь складской комплекс и тут же производство, что позволяет сократить плечо доставки от производства до склада.
Сейчас завод «ЗУМ» выпускает одноразовые контейнеры и пластиковые бутылки из ПЭТ с широким и узким горлом. Оборудование хорошего качества, технологичное и высокопроизводительное. Мы контролируем качество сырья, контролируем качество упаковки, используемой при комплектации нашего товара.
Сколько в настоящее время действует ТОР и в каких регионах?
В настоящее время в России действует 23 территории опережающего развития, которые расположены на территории всех субъектов Дальнего Востока, а также в Мурманской области.
Как получить статус резидента СПВ?
Какие документы необходимы при подаче заявки на получение статуса резидента ТОР?
Кроме самой заявки будущим резидентам также необходимо предоставить следующие документы: бизнес-план проекта, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации / лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также финансовую модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей), бухгалтерскую отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий), копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии).
При каких обстоятельствах может быть получен отказ в присвоении статуса резидента ТОР?
Отказ может получен если в ходе рассмотрения заявки будут выявлены следующие ошибки (перечень типовых ошибок): несоответствие и противоречивость данных в документах; неверно рассчитаны суммы налоговых поступлений и взносов в течение 10 лет, показатели финансово-экономической эффективности проекта; заявители неверно трактуют понятия «капитальные вложения», «инвестиции», «стоимость проекта»; заявляются земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, или на которых невозможно реализовать инвестиционный проект, не предоставляются подтверждающие документы; бизнес-план не соответствует требованиям, указанным в Приказах Минвостокразвития России (нет соответствующих разделов, план-графика реализации проекта, детализации инвестиций и т. ); недостоверность данных в бизнес-плане, отсутствие обоснования, изменение параметров проекта в процессе рассмотрения заявки или подписания соглашения и пр.
Как получить землю в ТОР?
После заключения соглашения АО «КРДВ» заключает с резидентом ТОР договор аренды земельного участка. Стоимость аренды рассчитывается для каждого земельного участка индивидуально с учетом льготного коэффициента. После выполнения резидентом условий по заключенному соглашению АО «КРДВ» предоставляет земельный участок в собственность путем заключения договора купли-продажи.
На каких условиях можно получить землю в ТОР?
Для того, чтобы получить землю в ТОР необходимо получить статус резидента ТОР. Если участок никому не принадлежит, не обременен и орган местного самоуправления дает разрешение, то земля выдается под реализацию проекта. Если земельный участок в собственности АО «КРДВ», то также земля выдается под реализацию проекта.
Как подключиться к инфраструктуре в ТОР?
АО «КРДВ» осуществляет строительство инфраструктуры в ТОР. Вам необходимо указать в заявке потребности вашего будущего проекта в электроснабжении, теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении. Если ваша заявка с данной информацией будет одобрена, вы сможете подключиться к объектам инфраструктуры. Для каждого ТОРа существует индивидуальный план-график создания объектов инфраструктуры, содержащий в том числе, сроки введения данных объектов в эксплуатацию.
Чем отличается режим ТОР от СПВ?
Преференциальные режимы ТОР и СПВ отличаются по нескольким параметрам, приведём основные из них. В первую очередь, это инфраструктура. Для резидентов ТОР инфраструктура создаётся управляющей компанией территории опережающего развития, резиденты СПВ проводят подключение самостоятельно. Второе, земельные участки. В ТОР землю под реализацию проекта предоставляет управляющая организация, в СПВ резидент получает участок на торгах в соответствии с требованиями земельного законодательства. В-третьих, необходимые инвестиции: в ТОР это 500 тыс. рублей, в СПВ – 5 млн рублей в течение трёх лет. И наконец, место реализации проекта в ТОР определено кадастровыми кварталами или земельными участками для каждой ТОР индивидуально, а в СПВ оно ограничено границами муниципальных образований, на которые распространяется режим.
Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации
Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-
Всего создано 23 ТОР Трутнева и при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики