Открытый урок на тему «Художественное слово» «Страна чудес – выступление на сцене»

Чтение литературных произведений перед аудиторией слушателей начало складываться в самостоятельный жанр в 1840-х годах. Некоторые
чтецы вышли из актерской среды, но уже в период самоопределения жанра и
исполнители, и слушатели понимали, что «чтецкое искусство совершенно
самостоятельное, имеющее все права на существование рядом с театром,
искусство в полном смысле слова высокое и прекрасное». Жанр получает
признание с выходом на эстраду профессиональных чтецов. Первенство в
этом принадлежит Александру Яковлевичу Закушняку, который организовал в
1924 году знаменитые «вечера рассказа». А в 1937 году состоялся первый
Всесоюзный конкурс профессиональных чтецов. В это время Владимир
Николаевич Яхонтов создает Театр одного актера – чтецкий театр. Всей
стране становятся известны имена мастеров художественного чтения –
В.Аксенова, Д.Орлова, Д.Журавлева, И.Шварца, Э.Каминки и др. С чтецкими
программами периодически выступают такие разные театральные актеры, как
В.Качалов, А.Остужев. И.Ильинский, А.Коонен, А.Кторов, Н.Мордвинов,
В.Марецкая. Их усилиями создаются теоретические основы искусства чтения,
определяются специфика жанра, его техника и разновидности. К
сожалению, в настоящее время этот жанр практически потерян для эстрады,
но в надежде на его возрождение необходимо сохранить лучшие образцы
творчества чтецов.

Открытый урок на тему «Художественное слово» «Страна чудес – выступление на сцене»

4 мая 2022 года в Доме Писателя на Звенигородской, 22 в ЛИТО «Путь на моря» прошла интересная встреча с военным океанологом, поэтом, мастером художественного слова, пережившим военное время – Анатолием Николаевичем Муратовым. Родился он в Ленинграде в 1931 году, ему исполнилось уже 90 лет. Анатолий Николаевич рассказал нам о своей жизни в трудное военное время в эвакуированном детском доме в Челябинской области. Их тогда выручало подсобное хозяйство, где держали поросят, кур и коз. Дети помогали взрослым во всем, Анатолий ухаживал за козами. Отец его был на фронте, а мать работала в другом городе, помогая фронту. В 1945 году семья соединилась, и они снова вернулись в Ленинград. Толя, закончив школу, поступил в военно-морское училище в Лиепае. По окончании его, служил на Северном Флоте штурманом. В 25 лет демобилизовался и поступил учиться в Гидрометеорологический институт на специальность «океанология». Затем много лет работал в Штурманско-Гидрографическом Институте ВМФ (9-й НИИ ВМФ). В последние годы был старшим научным сотрудником. Ходил по морям на научных кораблях. Имеет 13 авторских свидетельств. Стихи писать Анатолий Николаевич Муратов стал уже в зрелом возрасте. В те годы и пришел к вере в Бога. В 2002 году вышла книга его стихов «Поэзия – стриптиз души», в которую вошли произведения о природе, о Боге и стихи на социальные темы. Его книга «Я верую» в 2004 году, а в 2013 году книга «На заре», которую он называет книгой жизни. Над ней Муратов работал шесть лет. Это – первое стихотворное изложение евангельских легенд, одобренное православной церковью. Анатолий Николаевич до сих пор поддерживает свою физическую форму, хотя годы берут своё. Он не может без общения, несёт людям радость. Выступает в школах, перед пожилыми людьми, в сельских библиотеках со своими стихами. И что удивительно, он не читает их с листа, а все знает наизусть. Вот и сегодня он подарил нам прекрасный вечер поэзии, вдохновенно читая свои стихи. Больше часа прошло не заметно. Горячими аплодисментами слушателей закончилось выступление. В оставшееся время Михаил Балашов прочитал произведение поэта и прозаика Евгения Кучинского из его книги «Надежда».

Читайте также:  Расшифровка регистрационного номера сертификата соответствия

Это цитата сообщения _Lyubasha_K_ Оригинальное сообщение

Мастера художественного чтения

вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote

МАСТЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

к комментариям – к полной версии
– понравилось!

В КазНУ имени аль-Фараби прошла научно-практическая конференция “Турсынбек Какишев и актуальные проблемы истории и критики казахской литературы”, посвященная 95-летию писателя, ученого, критика, доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РК Турсынбека Какишева.

Родился 15 августа 1927 года в селе Даниловка Кокчетавского уезда Акмолинской губернии (ныне — Буландынский район Акмолинской области Казахстана).

Вел работы по изучению творчества С. Сейфуллина, принимал активное участие в создании многотомной «Истории казахской литературы» (1960, Москва, Издательство «Наука»), третьего тома «Истории казахской литературы», «Истории советской многонациональной литературы» (1970, том 1), «Истории советской многонациональной литературы».

Автор 37 монографий, книг и брошюр, а также 800 газетно-журнальных публикаций и радиотелевизионных выступлений.

Под его общей редакцией в 1996 году издана «Краткая история казахской литературы».

Составитель собраний сочинений многих известных казахских писателей, в том числе 12-томного издание произведений С. Сейфуллина.

В связи с этим событием Библиотека им. аль-Фараби организовала книжную выставку.

Цели выставки: 1) Участники мероприятия, профессорско-преподавательский состав, студенты вузов с научными трудами (монографии, учебники, статьи) Турсынбека Какишева и 2) выдающийся ученый, критик, известный сатанист Т. Знакомство с воспоминаниями государственных и общественных деятелей, современных поэтов-писателей, ученых, студентов, научно-исследовательскими работами о Какишеве.

Выставка состоит из 2 частей
  • Көркемсөз зергері
  • Ғылым баһадүрі

Көркемсөз зергері. Выставка начинается с раздела, раскрывающего творчество Турсынбека Какишева в области филологии и литературоведения. Здесь Т. Представлены литературоведческие исследования Какишева: «История критики казахской литературы» (1994 г.), «За тремя реками» (1978 г.), «Сакен Сейфуллин» (1967 г.), «Казахская интеллигенция» (2011 г.), «В сознании». (1992), «80 дней в пути» (1983), «Красный сокол» (1968), «Память не стареет» (1994), «Толгам» (2004), «Сайыс» (2001), «Уединенный Брак» (1982), «Давир Дидар» (1985) и другие. книги.

Ғылым баһадүрі. В этой части выставки приняли участие видный ученый, критик, известный секентолог Т. Собраны воспоминания государственных и общественных деятелей, поэтов-писателей, студентов, научные исследования о Какишеве. Например, «Сырсандык» (2016), Дж. Смагулова «Турсынбек Какишев: биографическое исследование» тома 1-2 (2021), «Ученые Казахстана: энциклопедический справочник» (2012) и др. находятся книги.

Организатор выставки: Библиотека имени аль-Фараби.

Читательское направление выставки: участники научно-практической конференции, журналисты, ППС, докторанты, магистранты, студенты и др.

Документы выставки: Свыше 80 книг, периодических изданий из фонда библиотеки.

Так же можете посмотреть другие мероприятие: здесь

Открытый урок на тему «Художественное слово» «Страна чудес – выступление на сцене»

Мухтар Ауэзов играл в составе футбольной команды «Жарыс». Он вместе с Жусипбеком Аймауытовым издавал журнал «Абай» – эти и другие интересные факты из жизни казахского писателя, драматурга и учёного можно узнать, посетив литературно-художественную выставку «Мұхтар Әуезов – көркем сөздің хас шебері» / «Мухтар Ауэзов – мастер художественного слова».

Отметим, экспозиция, которая развернулась в стенах Восточно-Казахстанской областной библиотеки имени А. С. Пушкина, приурочена к 125-летию общественного деятеля.

Мухтар Ауэзов, чьё творчество неразрывно связано с формированием казахской национальной литературы, прожил насыщенную жизнь и оставил богатое наследие потомкам. Его четырёхтомный роман «Путь Абая» вошёл в «Библиотеку всемирной литературы». Фильм по его рассказу номинировался на премию «Оскар».

«Мастер художественного слова XX века», – так называют Мухтара Ауэзова. В этой фразе точно отражается многогранный писательский талант. Кроме художественных произведений в его творческую копилку вошли многочисленные очерки, публицистические статьи, научные исследования. Именно этим работам посвящён раздел «Мұхтардың асыл мұрасы» / «Бесценное наследие Мухтара». Здесь представлено 50-томное собрание сочинений писателя, а также отдельные издания известных произведений – «Лихая година», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале».

Когда Мухтару Ауэзову было 20 лет, он написал свою первую пьесу «Енлик-Кебек». Именно она и положила начало его творческому пути. Интересный факт, впервые пьеса была поставлена в 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов внучки Абая Акыш. В роли артистов выступили внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.

– Мухтар Ауэзов открыл занавес первого казахского профессионального театра в Кызылорде, – рассказали сотрудники Восточно-Казахстанской областной библиотеки имени А. С. Пушкина. – Как один из ведущих авторов театра он не ограничивался написанием собственных пьес, но и переводил русскую, зарубежную, советскую классику. Благодаря перу Мухтара Ауэзова казахи увидели «Отелло» У. Шекспира, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Аристократы» Р. Погодина.

Часть литературно-художественной выставки посвящена жизненному пути писателя. Так, раздел «Бала Мұхтардан дана Мұхтарға дейін» / «От малого до Великого» представляет вниманию посетителей документальные свидетельства и факты, извлечённые из архивов и представленные в книге «Неизвестное в наследии Мухтара Ауэзова», проливают свет на белые пятна в его биографии.

Например, в книге «Летопись жизни и творчества М. О. Ауэзова» содержится богатый материал архивных и литературных источников о творческой жизни, наследии автора, его научной, педагогической, общественной деятельности.

Раздел «Алаш аманатын арқалаған тұлға» / «Алаш в судьбе писателя» рассказывает о жизни Мухтара Ауэзова в Семипалатинске. Здесь представлены работы Рымғали Нұрғали «Әуезов және Алаш», труды Д. Қамзабеқұлы, К. Оразалина, А. Ісімақовой, Т. Жұртбая и многих других авторов. В этом разделе можно узнать и о том, что в 1918 году Мухтар Ауэзов вместе с Жусипбеком Аймауытовым издавали в Семипалатинске журнал «Абай», ныне возрождённый.

Мухтар Ауэзов – мыслитель, впитавший и переосмысливший мудрость, традиции и творчество своего народа, а его творческое наследие – достояние отечественной культуры.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Мухтар Ауэзов играл за первую в Семипалатинске футбольную команду «Жарыс».

Впервые пьеса Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек» была поставлена в 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов внучки Абая Акыш. В роли артистов выступили внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.

Четырёхтомный роман-эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая» о жизни великого поэта и просветителя был переведён на многие языки мира и вошёл в серию «Библиотека всемирной литературы».

Фото предоставлено ВК областной библиотекой им. А. С. Пушкина

Открытый урок на тему «Художественное слово» «Страна чудес – выступление на сцене»

Великая степь – родина многих видных государственных деятелей, известных поэтов и прозаиков, талантливых артистов и музыкантов, юбилеи которых отмечаются в 2022 году. 28 сентября литературный мир будет праздновать 125-летие выдающегося казахского писателя, драматурга, общественного деятеля, ученого Мухтара Омархановича Ауэзова. К этой знаменательной дате Восточно-Казахстанской Областной библиотекой имени А. С. Пушкина подготовлена литературно-художественная выставка «Мұхтар Әуезов – көркем сөздің хас шебері» / «Мухтар Ауэзов – мастер художественного слова».

Контактный тел.: 26-13-33

Официально

Открытый урок на тему «Художественное слово» «Страна чудес – выступление на сцене»

Цель занятия: формирование интереса и
мотивации к занятиям по дисциплине
“Художественное слово”.

  • Повторить комплекс упражнений точного
    артикуляционного уклада учащихся;
  • Развивать навык самостоятельного выполнения
    творческих заданий; развить интерес к предмету,
    внимание
  • Воспитывать навыки  коллективной работы,
    трудолюбие детей, упорство в достижении цели.

Оборудование и материалы: стулья,
музыкальная аппаратура

1. Организационная часть

– Приветствие. (выход учащихся – творческая
зарисовка “Приветствие”)

Страна чудес научит вас
Свободно мысли излагать
И выразительно читать.
Зажимы снимет – это важно!
Изменит ваш голосовой диапазон,
А для актеров очень важен он.
В стране ждет много интересных встреч,
Педагог: А называется она –
Все вместе: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ!

Правильно, ребята. И тема сегодняшнего
открытого урока “Страна чудес –сценическая
речь!”

Разминка необходима, чтобы подготовить тело к
“работе” на сцене, снять зажимы. Для актера это
необходимо еще и потому, что, разминая мышцы, мы
“будим” наш голос

(Разминка проводится под музыку ZAZ “Je Veux”.)

1. Разогрев суставов.

2. Упражнение “Пол – потолок”.

Задание: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч,
руки над головой и представьте, что вас активно
сжимает пол и потолок. Вы – пружина, которая
стремиться разжаться.

3. Упражнение “Двери лифта”

4. Упражнение “Ладошки к стеночки”

На выдохе резко наклоняемся вперед со словом:
УХ. Не разгибаясь выдохнуть остальной воздух

После выполнения упражнения медленно
поднимаемся, “выстраивая” позвоночник от
копчика до шеи.

5. Упражнение “Снять пиджак – надеть пиджак”.

Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх
– назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак
рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед
– вниз. По 8 движений.

–  Вибрационный массаж делаем открытой
расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему
телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж
грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью,
устанавливающей с телом открытый, позитивный,
мягкий контакт. Массаж проводится в игровой
форме – представляем себе, что наши руки подобны
веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая
огромное удовольствие.

– Чтобы голос зазвучал красиво, как бы
“растекался”, звучал объемно, актеры помимо
различных упражнений выполняют массаж. Такой
массаж называется вибрационным”.

1. Упражнение “Рождение звука”.

– Постукиваем кончиками пальцев по лбу. Губы при
этом сомкнуты и расслаблены, зубы разомкнуты.
Произносим долгий звук “М”.

– Постукиваем по носу “Н”.

– Над верхней губой “В”.

– Под нижней губой “З”.

– Постукиваем пальцами по скулам и щекам
произнося “ЛМН”.

– В области грудной клетки протяжный звук “Р”.
Стараясь дотянуться до лопаток “Ж”.

“Свечка”. Участники ставят палец перед
ртом. Набирается и устанавливается правильное
дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой
струйкой, так чтобы “пламя свечи” не
колыхнулось.

“Погреем руки” (из упражнений Е.
Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и
широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух
на ладошку.

“Одуванчик” Сделайте вдох через нос.
Задержите на секунду дыхание, и выдохните с силой
Ф-Ф-Ф. Подуйте с силой на воображаемый одуванчик
так, чтобы легкие пушистые зонтики разлетелись в
разные стороны.

“Насос” вдох – вдох- выдох ш; вдох-
плавно выдыхаем со звуком с

Речи четкая организация –
Это правильная артикуляция!

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика
для языка, губ, щек, нижней челюсти.

Разогрев мышц лица:

  • “Назойливый комар”
  • “Обезьянка”.

2. Упражнения для губ:

а/ на счет раз сомкнутые губы вытягиваются
вперед, как пятачок у поросенка; на счет “два”
губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются
сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в
одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается
полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как
лошадка.

“Лошадка фырчит” – это
упражнение выполняют несколько раз во время
артикуляционной разминки, для того чтобы речевой
аппарат отдохнул.

3. Упражнения для языка:

1. Покусываем язычок (кончик языка, серединку и
корень языка)

3. “Шпага” – острым, крепким языком изнутри
колем щеки.

4. “До носа, до подбородка” – кончиком
языка достать до носа, затем до подбородка.

5. “Лошадка” – цокот

4. Упражнения для челюсти:

3. “Удивленный бегемот”: отбросить резко
вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается
широко и свободно.

“Стрельба по мишеням”

Устройте соревнования по стрельбе. Стреляйте
из пистолета по воображаемым мишеням взрывными
звуками “к” и “г”. Стреляйте
из лука в мишень звуком “х”.

Представьте, что вы садовник и садовыми
ножницами подрезаете кустарник: “Ц! Ц! Ц! Ц!
Ц!”

Возьмите в руки воображаемую косу и косите сено
на лугу звуком “Щ”. Движения
размашистые, широкие и дыхание широкое и
глубокое: “Щ!..Щ!..Щ!”

Возьмите в руки воображаемые щетки для обуви и
начистите до блеска свои ботинки. Движение щетки
сопровождается звуком “Ш”.

“Пчела” – ЖЖЖЖЖ

“Мячик” кидаем об пол би бэ ба бо бу

“ба”- различные интонации

“Скороговорки в образе”. (из упражнений
Е. Ласкавой). Участники по одному произносят одну
и ту же скороговорку, но в разных, заранее
заданных педагогом образах. Например, сказать:
“Шла Саша по шоссе и сосала сушку, “Бык тупогуб,
тупогубенький бычок

  • как учительница русского языка, читающая
    диктант.
  • как обиженный ребенок
  • как скандальная бабка
  • как робот
  • как рассерженный человек
  • как рэпир.

Педагог: Ребята, я уверена, что
повторив этот замечательный тренировочный
комплекс, вы получили тот запас речевой свободы,
который позволит вам решить сложные творческие
речевые задачи.

“Мы докажем всем вокруг,
Творчество – наш лучший друг!”

1. Творческая работа учащихся.

Показ творческих работ:

  • Иванова Ульяна – Э.Асадов “Лебединая верность”
  • Шагаева Полина – Блок “Демон”
  • Отрывок из пьесы Островского “Гроза”
  • Титова Ирина
  • Галактионова Анна
  • Отрывок из произведения Тургенева “Отцы и
    дети”
  • Шагаева Полина
  • Корогодина Юлия
  • Иванова Ульяна
  • Околелов Никита

Подведение итога. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие по чудесной
стране “Сценическая речь” , но по окончанию
нашего путешествия мне хотелось бы узнать:

1. С помощью чего можно добиться свободного,
красивого звука?

2. Почему артисту и любому человеку необходима
хорошая дикция?

3. Как добиться хорошей дикции?

4. Почему изучение сценической речи необходимо
не только артисту, но и каждому образованному
человеку?

Педагог: Сегодня вы прекрасно
потрудились. Благодаря вашему упорству,
старанию, желанию вы овладели “сокровищами”
волшебной страны – образной, выразительной,
убедительной речью, и вы сможете найти себя на
большой или малой сцене, в кругу коллег, когда
станете взрослыми.

Список используемой литературы.

Литература для педагога.

1. Аванесов Р.И. Русское литературное
произношение. М.: Просвещение, 2006.

2. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003.

3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков
произношения у школьников и взрослых. М.:
Просвещение, 1999.

4. Запорожец Г. Логика сценической речи: учебное
пособие. М.: Просвещение, 1974.

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р.
Русский язык и культура речи. М.: “Проспект”, 2004.

6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая
речь. М.: ГИТИС, 2011.

7. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его
воспитание: учебное пособие. М.: Просвещение, 1985.

8. Оссовская М.П. Московский говор. М.:
Просвещение, 2003.

9. Петрова А. Сценическая речь:
учебно-методическое пособие. М.: Искусство, 1981.

10. Савкова 3. Как сделать голос сценическим:
практ. пособие. М.: Искусство, 1968.

11. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной.
М.: Владос, 2001.

12. Чарелли Э. Учитесь говорить. М.: Просвещение,
1985.

13. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока:
учебно-методическое пособие. М..

Напомним, что Велюров, по его собственному горделивому выражению, «служил» Мосэстраде, или Москонцерту, — государственной концертной организации «Москонцерт», одной из крупнейших в Европе концертно-театральных организаций. Костяк её штата составляли только профессиональные кадры — эстрадники, театральные актеры, музыканты (например, легендарный джаз-оркестр Эдди Рознера, игравший в кинофильме «Карнавальная ночь»). С ней сотрудничали на постоянной основе Аркадий Райкин и Майя Кристалинская, Мария Миронова и Александр Менакер (родители Андрея Миронова), Гелена Великанова, другие тогдашние и «звёзды», и малоизвестные лицедеи, и куплетисты, и чтецы вроде персонажа Леонида Броневого. Из чего следует, что художественное слово (чтение) занимало в эстрадных мероприятиях одну из самых важных позиций. Которую, как неотъемлемую примету культурной жизни тех времён, и отразил в своей картине Михаил Козаков.

На их фоне отнюдь не затерялся и замечательный артист — герой сегодняшней нашей статьи Антс Лаутер (род. 23 июня (5 июля) 1894 года в деревне Вески Гапсальского уезда Эстляндской губернии, входившей тогда в состав Российской империи).

У него было очень выразительное лицо. Сразу видно, что он обладал большой харизмой — и актёрской, и человеческой. Посему неудивительно, что Антс Лаутер прославился своими моноспектаклями, где нужно ежесекундно удерживать внимание аудитории, внимательно следящей за исполнителем.

Однако, к большому сожалению, имя его — впрочем, как и большинства упомянутых выше мастеров — широкой публикой ныне почти забыто. А ведь это был талант, которым может гордиться не только Эстония, но и все республики бывшего СССР, поскольку он являлся народным артистом и Эстонской ССР (1942), и всего Советского Союза (1948). Его многогранное дарование блестяще проявилось и в мастерстве монологов, и в исполнении ролей на театральной сцене и в кино, и в театрально-кинематографической режиссуре, и в педагогике. Интересно, что Антс Михкелевич не имел специального актёрско-режиссёрского образования. (Сей факт подтверждает давно известную истину, что трудолюбивый и не отчаявшийся талант — конечно, с Божией помощью! — рано или поздно пробьёт себе дорогу

Его «университеты» состояли в том, что в 1908-11 гг. он прошёл курс обучения в Таллиннской коммерческой школе. Затем, проработав два года — в 1911-13 гг. — счетоводом-корреспондентом Таллиннского химзавода, попробовал себя в качестве актёра в театре «Эстония» (сейчас — Национальная опера «Эстония» в Таллинне). Там, познав, видимо, в чём его призвание, Антс не отказывался от него более никогда, кроме обстоятельств, которые принято называть «форс-мажорными».

Во время Первой мировой войны Антс служил в русской Царской Армии (1915-17 гг.) — сначала как рядовой, а затем — как прапорщик. После чего, в 1917-18 гг., играл в новгородском русском театре. В 1944-49 годах был актёром, режиссёром, а с 1944 года — ещё и директором, главным режиссёром и художественным руководителем знаменитого таллиннского театра «Эстония». Здесь следует пояснить, почему Лаутер стал народным артистом советской Эстонии именно в 1942 году, когда республика была оккупирована гитлеровцами. Дело в том, что молодой Антс Лаутер тогда руководил труппой эстонских художественных ансамблей, пребывавших в эвакуации в городе Ярославле. За актёрские работы его, видимо, и наградили высоким республиканским званием. А после освобождения Эстонии от гитлеровского нацизма присвоили в 1948 году ещё и звание народного артиста Советского Союза.

Великолепно играл Антс Лаутер и в кино. Его роли в кинематографе были в большинстве своём небольшими, но весьма запоминающимися, потому что актёрское мастерство Лаутера характеризовалось высокой точностью выразительных приёмов.

Среди его киноработ: священник и лекарь в шедеврах мировой кинематографии — фильмах Григория Козинцева «Гамлет» и «Король Лир», заключённый в «Мёртвом сезоне» Саввы Кулиша, королевский сановник в картине «Посол Советского Союза» Георгия Натансона и другие.

О величине его таланта может свидетельствовать лишь один эпизод из «Мёртвого сезона» — впрочем, это даже эпизодом трудно назвать. Лаутер промелькнул на несколько секунд во время сцены прогулки главного героя фильма Ладейникова (Донатас Банионис) по тюремному двору. Но в память его седина и экспрессия врезаются мгновенно и надолго. Отметим, что знаменитая лента С. Кулиша претерпела изрядные цензурные купюры, заметные и в сцене прогулки: здесь персонаж Лаутера общается с другим заключённым, ведёт себя крайне эмоционально, видна его артикуляция, но не слышна речь. Из чего можно сделать вывод, что у Антса Лаутера был значительный по хронометражу эпизод, а не просто мелькание. Но даже после цензурных беспощадных «ножниц» артист сделался запоминаемым и узнаваемым.

И всё-таки едва ли не самую большую известность и славу ему принёс «театр одного актёра». Он читал классику (и советскую, и зарубежную) и был неподражаем в данном жанре.

Сходить на нет сей жанр начал с развитием телевидения — в течение 1960-х —70-х годов. На смену великолепным и даже величественным артистам стали приходить непрофессиональные декламаторы. Особенно много было сатириков-юмористов, читавших собственные тексты. Конечно, среди их произведений было немало злободневных и талантливых, но встречались и опусы, к искусству и художественному слову имевшие, мягко говоря, весьма отдалённое отношение. Ну а дальше, с ломкой всех и всяческих барьеров, в том числе моральных и нравственных, жанр всё больше стал превращаться в пустопорожнюю вульгарную болтовню, от которой хочется выключить телевизор или гаджет. По мнению автора этих строк, многим нынешним говорунам очень далеко до советских «мастодонтов», таких как Антс Лаутер, которые не только умели «держать» аудиторию благодаря актёрскому мастерству и харизме, но и зачитывали наизусть длинные тексты, не «тырясь» тупыми глазами в телесуфлёры и не слушая через наушники подсказки редакторов. Всех этих гаджетов тогда попросту не было, а значит, было больше куда больше таланта, труда и искусства.

На доме номер 8 на таллиннской улице Лаутери, где жил Антс Лаутер, ему установлена памятная табличка. Фото Д. Пастухова

Антс Михкелевич Лаутер деградации жанра уже не застал. Он умер 30 октября 1973 года.

Читайте по теме истории кино:

Игорь Круглов: Таллинн — «актёр» и «режиссёр»

Игорь Круглов: Эве Киви, одинаково блестяще игравшая и «физиков», и «лириков»

Игорь Круглов: Микк Микивер — актёр, герои которого отстаивали правду

Страницы в категории «Мастера художественного слова»

Показаны 93 страницы из 93, находящихся в данной категории. Список ниже может не отражать последних изменений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *