Парковочное пространство города Ялта

НаселениеПравить

  • В 1805 году: крымские татары — 1.
  • В 1944 году: русские — 86, украинцы — 15, крымские татары — 15.
  • В 1926 году: русские — 227, украинцы — 21, греки — 9, евреи — 7, болгары — 3, крымские татары — 1.

ГеографияПравить

Название было дано посёлку жившими здесь в средние века греками (греч. φάρος — маяк; греч. φόρος — пошлина, налог).

  • Вид с обзорной площадки Форосской церкви на посёлок
  • Вид на посёлок и долину со стороны гор

Правительственная дачаПравить

Проект правительственной дачи в Крыму был одобрен Верховным Советом СССР в 1984 году. Именно здесь во время событий 19—21 августа 1991 года президент СССР М. Горбачёв, по некоторым данным, был изолирован ГКЧП. В те дни о Форосе узнал весь мир.

СсылкиПравить

  • смт Форос Автономна Республіка Крим, м Ялта (укр.). Верховна Рада України. Дата обращения: 3 марта 2020.
  • Лист карты L-36-128 Севастополь. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1984 год. Издание 1989 г.
  • Карта территории Ялтинского горсовета

Как Россия лишает Украину моря

В начале декабря Россия в очередной раз перекрыла участки Черного моря под предлогом военных учений. Аналитики «Института Черноморских стратегических исследований» и редакции BlackSeaNews обратили внимание на то, что в последнее время участки моря, закрытые Россией для судоходства, находятся крайне близко к берегам Украины, в том числе к украинским портам, месторождениям природного газа на морском шельфе, а также к морским маршрутам в Грузию и пролив Босфор.

Парковочное пространство города Ялта

Карта перекрытия районов Черного и Азовского морей Россией по состоянию на 8 декабря 2021 года. Из обзора мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований»

Особое внимание исследователи уделяют ситуации в Азовском море: в начале декабря Россия под предлогом военно-морских учений перекрыла до 8 января 2022 года три района, примыкающие к украинскому берегу. Авторы аналитического обзора публикуют карту, на которой отмечены перекрытые участки моря. Они находятся рядом с побережьем Генического района Херсонской области, а также побережьем Бердянска и Мариуполя, где расположены крупные украинские порты.

Читайте также:  Единый центр метрологических услуг

Парковочное пространство города Ялта

Карта перекрытия районов Азовского моря Россией по состоянию на 8 декабря 2021 года. Из обзора мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований»

Руководитель мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» и главный редактор портала BlackSeaNews Андрей Клименко в интервью Крым. Реалии высказал мнение, что такое перекрытие морских районов несет угрозу быстрого одновременного блокирования морских портов Украины в Черном и Азовском морях. Также увеличились риски случайных или спровоцированных инцидентов с применением оружия, которые могут стать поводом для военного обострения в Азовском море, а также высадки морского десанта на украинское побережье Азовского моря.

Перекрывая раз за разом все новые районы Черного и Азовского морей для своих военных учений, Россия создает ситуацию, в которой Украина становится условно сухопутным государством с опасными участками на границе. Отвечая на вопрос, какие действия предпринимает Украина, Андрей Клименко напомнил, что в начале декабря рабочая группа СНБО завершила работу над проектом Стратегии морской безопасности Украины (согласно заявлению СНБО, принятие этого документа будет способствовать улучшению ситуации безопасности в Черноморском регионе – ред.

Мы надеемся, что Стратегия морской безопасности будет принята в очень близком обозримом будущем

– Получился очень хороший документ, за которым последуют интересные и очень нужные действия. В настоящее время финальная версия документа разослана членам СНБО, и мы надеемся, что Стратегия морской безопасности будет принята в очень близком обозримом будущем. Настало время решать очень многие вопросы, но главное – нормировать различные дыры в морском законодательстве Украины.

Парковочное пространство города Ялта

«Нам нужна граница в Азовском море»

Украине необходима морская граница в Азовском море, отмечает Андрей Клименко. Большинство украинских экспертов сходятся во мнении, что в этом вопросе нужно исходить из интересов обороны страны.

Государственная граница Украины в Азовском море проходит по линии прибоя. Это очень серьезно

– Сегодня ситуация с Азовским морем такая: это совместные внутренние воды с Российской Федерацией. Любой корабль одной и другой страны может находиться в любой точке Азовского моря. А государственная граница Украины в Азовском море проходит по линии прибоя. Это очень серьезно. Давайте представим ситуацию: подошел десантный корабль России, встал в десяти метрах от берега, с него прыгают десантники с оружием, а украинские военные по закону не могут стрелять в этот корабль. Они могут стрелять только в десантника, который уже ступит на линию прибоя. И поэтому мы все громче говорим о том, что нам нужна граница, 12-мильная зона в Азовском море, которую можно и нужно охранять, не только на берегу, но и в море.

Парковочное пространство города Ялта

Корабли Черноморского флота России у берегов Крыма, апрель 2021 года

Это самые десантоопасные участки

Эксперт обращает внимание на районы Азовского моря, которые перекрыла Россия под предлогом учений. Согласно данным мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований», в этих местах украинское побережье находится под угрозой высадки российского десанта.

– Это самые десантоопасные участки. Коса в районе Кирилловки, коса в районе Бердянска, а фактически напротив перекрытого участка близ Мариуполя находится оккупированная Российской Федерацией территория. Естественно, эта ситуация создает риски.

Аналитики мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» предостерегают: действия России могут привести к усилению блокады украинских портов на Азовском море, препятствованию морским перевозкам в Черном море, а также фактической блокаде судоходства, которая затронет порты Одесской, Николаевской и Херсонской областей.

«Многочисленные учения диверсионных групп»

Отдельная глава аналитического обзора мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» посвящена инциденту с украинским кораблем «Донбасс» в Азовском море. Напомним, вечером 9 декабря ФСБ России заявила, что «Донбасс» направляется в Керченский пролив, «не выполняет требований изменить курс» и «создает угрозу безопасности мореплавания». Это сообщение подхватили российские СМИ, о курсе судна говорили на российских телеканалах и в эфире радиостанций.

Пресс-служба операции Объединенных сил назвала эти сообщения «фейковыми» и заявила, что судно ВМС Вооруженных сил Украины «Донбасс» не заходило в «чувствительные зоны» и выполняло задачи в своих территориальных водах.

Авторы исследования обращают внимание на то, что пока внимание СМИ было сосредоточено на «Донбассе», вечером 9 декабря в Азовском море был замечен российский ракетный катер «Шуя». Экипаж «Шуи» требовал от «Донбасса» сменить курс и грозил применить оружие.

На следующий день в Керченском проливе, на выходе из Азовского моря, был обнаружен российский десантный корабль «Новочеркасск», который накануне вышел из Севастополя с военной техникой и подразделениями морской пехоты на борту. В пресс-службе Черноморского флота заявляли, что судно вышло на учения на полигоне Опук в Крыму, однако «всплыло» оно с другой стороны Керченского пролива.

Парковочное пространство города Ялта

Большой десантный корабль «Новочеркасск» Черноморского флота России в бухте Севастополя, 2019 год

Аналитики мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» допускают, что на самом деле «Новочеркасск» «зашел в Азовское море и находился там до середины дня 10 декабря. Этого времени вполне достаточно, чтобы принять участие в учениях у украинского побережья и познакомить экипаж и десант с особенностями возможного «театра военных действий».

Андрей Клименко в интервью Крым. Реалии высказал мнение, что информационная волна в российских медиа об инциденте с украинским кораблем «Донбасс» была призвана отвлечь внимание от учений, которые Черноморский флот России мог проводить в Азовском море.

Он также обращает внимание на то, что воинские части Южного военного округа России осенью получили комплект тяжелых механизированных мостов ТММ-3М2, которые предназначены для переправы колесной и гусеничной военной техники. А в ноябре-декабре на девяти полигонах в Южном военном округе и аннексированном Крыму установили автономные модульные полевые лагеря АПЛ-500.

Мы видим многочисленные учения диверсионных групп

– Мы видим, что уже третий месяц в значительной мере проводят учения спецназа, воздушного и морского десанта. Новый акцент – на морских учениях, на ночных учениях, на десантировании в ночное время – это технически сложные операции, но их характер говорит сам за себя. Мы видим многочисленные учения диверсионных групп. Они активно начали работу с резервистами. А модульные полевые лагеря дают возможность концентрации войск в нужных местах в холодное время года. Мы считаем, что сегодня сил Российской Федерации недостаточно для большой атаки, но хватит для локальных военных операций на отдельных участках.

«Это было бы очень больно»

Действия России в Азовском и Черном море создают препятствия для свободы судоходства не только для украинских, но и для иностранных кораблей. Особенно если учесть, что около 95% судов в Черном и Азовском морях принадлежат иностранным судовладельцам, говорит Андрей Клименко. В этом контексте важна международная реакция на происходящее.

Речь идет о злоупотреблении, когда перекрывается значительная часть Азовского или Черного моря

– Нужно привлекать внимание третьих стран к тому, что Россия злоупотребляет некоторыми международными морскими документами. Например, когда военные перекрывают для своих учений участки моря: они обязаны предупредить соответствующие организации, которые распространяют эту информацию, чтобы на каждом судне ее учли при прокладке курса. Это регламентируется Конвенцией по безопасности мореплавания. Но речь идет о злоупотреблении, о чрезмерном использовании этого механизма, когда перекрывается значительная часть Азовского или Черного моря. Украинская сторона поднимает эти вопросы, но количество злоупотреблений увеличивается.

Парковочное пространство города Ялта

Российские военные учения в Черном море, 2016 год

Повлиять на поведение России могли бы соответствующие санкции. «Азовский пакет» ограничительных мер был бы болезненным для экономики страны и военного сектора. Это косвенно подтверждают события 2019 года, когда в мире рассматривали возможность введения санкций против России из-за захвата украинских военных катеров в Керченском проливе. Тогда резко сократилось время ожидания для кораблей в Керченским проливе, перед выходом из Азовского моря в Черное.

Мы настоятельно предлагаем вводить санкции к российским портам в Азовском море

Аналитики мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» связывают это с тем, что Россия восприняла тогда «азовские» санкции как серьезную угрозу, и считают, что сейчас необходимо поднимать вопрос о введении ограничительных мер.

– Мы настоятельно предлагаем вводить санкции к российским портам в Азовском море. Из портов Темрюка, Ростова и Азова идет постоянный трафик грузов в оккупированный Крым, поэтому они вполне заслужили санкции. Конечно, это было бы очень жестко: можно было бы говорить о том, что порты в цивилизованных странах не принимали бы суда, которые идут из Ростова, Темрюка и других портов. Это было бы очень больно, потому что из этих портов российские грузы идут за рубеж.

СПРАВКА: Совет национальной безопасности и обороны Украины сообщил 7 декабря, что рабочая группа завершила работу над проектом Стратегии морской безопасности Украины. По сообщению СНБО, «одной из главных целей Стратегии является превращение Украины в активного морского игрока на международной арене»

Среди главных угроз морской безопасности Украины в проекте Стратегии, кроме «агрессивной политики России в Черноморском регионе», указаны недостаточная эффективность субъектов обеспечения морской безопасности и отсутствие надлежащего уровня внутригосударственной координации.

Окончательный текст документа должен быть направлен президенту Украины и членам СНБО.

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

Россия накапливает войска у границ Украины и в аннексированном Крыму

По данным Минобороны Украины, в течение второго полугодия 2021 года вблизи границы Украины командование вооруженных сил России провело ряд широкомасштабных командно-штабных учений.

Президент Украины Владимир Зеленский сообщал 10 ноября, что у границы с Украиной находятся около 100 тысяч российских солдат и что западные страны передают официальному Киеву информацию об активных передвижениях российских войск вблизи украинской границы.

Франция и Германия 15 ноября предостерегли Россию от причинения вреда территориальной целостности Украины – на фоне большой и необычной концентрации российских войск вблизи украинских границ. Генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил 16 ноября, что альянс продолжает тесно сотрудничать с Украиной и оказывать ей политическую и практическую поддержку.

Российские власти, включая президента Владимира Путина, отрицают агрессивные намерения и сами обвиняют Запад в эскалации напряженности, указывая на проведение масштабных учений в Черном море. Путин обвинил в эскалации также Украину из-за использования ею против боевиков на Донбассе ударного беспилотника.

Издание Bloomberg ранее сообщило, что американская разведка поделилась с европейскими союзниками разведывательными данными, свидетельствующими о вероятной подготовке России к масштабному вторжению на неоккупированную территорию Украины по нескольким направлениям.

В Кремле раскритиковали такие сообщения западных СМИ.

В последний раз российские власти стягивали военнослужащих к украинской границе в начале весны 2021 года. Киев и страны Запада увидели в этом угрозу безопасности Украины. Москва объясняла переброску войск учениями и указывала, что происходящее не несет опасности для других стран.

Ялтинская конференция

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 апреля 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав 4-11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском (Белом) дворце в посёлке Ливадия в 3 км от Ялты (Крымская АССР, РСФСР, СССР) и стала последней конференцией лидеров антигитлеровской коалиции «большой тройки» в доядерную эпоху.

ПредысторияПравить

К тому моменту победа над Германией была лишь вопросом времени, и война вступила в завершающую стадию. Союзники громили врага в Польше и Померании, Будапеште и Дрездене. Судьба Японии тоже не вызывала особых сомнений, поскольку США уже контролировали почти весь Тихий океан. Союзники понимали, что у них уникальный шанс распорядиться историей Европы по-своему, поскольку впервые в истории практически вся Европа находилась в руках всего трёх государств – стран Антигитлеровской коалиции.

Повестка дняПравить

Все решения конференции касались двух проблем:

  • Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё на Тегеранской конференции.
  • Во-вторых, союзники осознавали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет какой-либо смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Передел границПравить

Советские, американские и британские дипломаты во время Ялтинской конференции

ПольшаПравить

СССР получил западную границу с Польшей по «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона.

Хотя Польша к началу февраля 1945 года в результате наступления советских войск уже находилась под властью временного правительства в Варшаве, признанного правительствами СССР и Чехословакии (Эдварда Бенеша), в Лондоне находилось польское правительство в изгнании (премьер-министр Томаш Арчишевский), которое не признало решения Тегеранской конференции o линии Керзона и потому не могло, по мнению СССР, США и Великобритании, претендовать на власть в стране после окончания войны. Разработанная 1 октября 1943 года инструкция правительствa в изгнании для Армии Крайовой содержала в себе следующие инструкции на случай несанкционированного польским правительством вступления советских войск на довоенную территорию Польши: «Польское правительство направляет протест Объединённым нациям против нарушения польского суверенитета — вследствие вступления Советов на территорию Польши без согласования с польским правительством — одновременно заявляя, что страна с Советами взаимодействовать не будет. Правительство одновременно предостерегает, что в случае ареста представителей подпольного движения и каких-либо репрессий против польских граждан подпольные организации перейдут к самообороне».

Союзники в Крыму осознавали, что «Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения её Красной Армией». Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше — «Временногo правительствa национального единства», на базе Временного правительства Польской Республики «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это означало политическое банкротство польского эмигрантского правительства и его подпольных структур в Польше. Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим, в результате чего столкновения между прозападными и прокоммунистическими формированиями в этой стране были решены в пользу последних.

ГерманияПравить

Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны (март 1945 г.

Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до крымской конференции и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“» от 12 сентября 1944.

Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия. 23 мая 1949 года была введена в действие Конституция Федеративной Республики Германии, ранее подписанная представителями трёх западных держав. 7 сентября 1949 года первая сессия западногерманского парламента провозгласила создание нового государства (кроме Эльзаса и Лотарингии, вошедших в состав Франции). В ответ 7 октября 1949 на территории советской оккупационной зоны была образована Германская Демократическая Республика. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 года, на 1/3 этой территории была создана нынешняя Калининградская область).

БалканыПравить

Лидеры «Большой тройки» за столом переговоров на ялтинской конференции

Был обсуждён и извечный балканский вопрос — в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что ещё в октябре 1944 г. Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков (см. соглашение о процентах), в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получит НОАЮ Иосипа Броз Тито, которому было рекомендовано взять в правительство «демократов».

Декларация об освобождённой ЕвропеПравить

В Ялте была также подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. В декларации говорилось: «Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путём, который позволит освобождённым народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».

Идея о совместной помощи так и не стала реальностью: каждая держава-победительница имела власть лишь на тех территориях, где были размещены её войска. В результате каждый из бывших союзников в войне начал по её окончании старательно поддерживать своих собственных идеологических союзников. Европа за несколько лет разделилась на социалистический лагерь и Западную Европу, где Вашингтон, Лондон и Париж пытались противостоять коммунистическим настроениям.

РепарацииПравить

В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций. Было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций.

Дальний ВостокПравить

Соглашение о вступлении СССР в войну против Японии

Отдельным документом была принципиально решена судьба Дальнего Востока. В обмен на вступление в войну с Японией через 2-3 месяца после окончания войны в Европе СССР получал Южный Сахалин, аннексированный ещё в русско-японской войне, и Курильские острова; за Монголией признавался статус независимого государства. Советской стороне также были обещаны в аренду Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД).

ООНПравить

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте и на промежуточных переговорах в Думбартон-Оксе была сформирована идеология Организации Объединённых Наций.

Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав — постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Сталин добился согласия партнёров на то, чтобы в числе учредителей и членов ООН был не только СССР, но и как наиболее пострадавшие от войны Украинская ССР и Белорусская ССР. И именно в ялтинских документах появилась дата «25 апреля 1945 года» — дата начала Сан-Францисской конференции, которой было предназначено выработать Устав ООН.

ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем. При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотношений путём двусторонних переговоров, а не в рамках ООН. ООН также не смогла помешать войнам, которые и США, и СССР вели в последующие десятилетия.

Наследие ЯлтыПравить

Ялтинская конференция руководителей СССР, США и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений вновь показало возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Это была одна из последних конференций доатомной эпохи.

Созданный в Ялте биполярный мир с разделением Европы на восток и запад сохранился более чем на 40 лет — с Фултонской речи У. Черчилля от 5 марта 1946 г. до Распада СССР в декабре 1991 г. Ялтинская система начала рушиться на рубеже 1980—1990-х годов с началом перестройки в СССР в марте 1985 г. Страны Центральной и Восточной Европы в июне – декабре 1989 г. пережили исчезновение прежних демаркационных линий и смогли встроиться в новую карту Европы. 3 октября 1990 г. Германия объединилась. Отдельные механизмы ялтинско-потсдамской системы функционируют до сих пор: это ООН, сохранение в целом неизменности границ в Европе (за исключением некоторых стран) и на Дальнем Востоке (границы между СССР и Японией, независимость КНДР и Республики Корея, территориальная целостность КНР).

Соглашение по перемещённым лицамПравить

  • Хорватский мюзикл «Ялта, Ялта» (1971)
  • Художественно-документальный фильм «Покер-45: Сталин, Черчилль, Рузвельт» (2010).
  • Художественный фильм «Ялта-45» (2011).
  • «Операция „Долина“» — документальный телефильм из серии «Кремль-9», посвящённый подготовке и обеспечению безопасности участников Крымской конференции в январе-феврале 1945 г.
  • Российская почтовая марка 1995 года, посвящённая 50-летию Конференции.
  • Монета Банка России, 1995 г.
  • Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  • Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании. 4-11 февраля, 1945 г. / Издательство политической литературы. — 1979.
  • Общие изменения политических границ в мире по итогам Крымской конференции. Дата обращения: 16 апреля 2012. Архивировано 22 ноября 2012 года.
  • Шевченко О. К. Количественный анализ «Польского вопроса» в рамках Крымской конференции 1945 года Архивная копия от 15 марта 2014 на Wayback Machine // Электронный ресурс «Крымская конференция 1945»
  • Шевченко О. К. «Границы Ялты» в новейшей истории Польши Архивная копия от 20 ноября 2012 на Wayback Machine
  • Шевченко О. К. Современная российская германистика о Крымской конференции 1945 г.
  • Шевченко О. К. Историография Крымской конференции 1945 г. в Интернет-пространстве Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine // Таврійські студії. 2012. № 3.
  • Соглашения между союзными государствами по делам военнопленных и гражданских лиц. Дата обращения: 29 ноября 2011. Архивировано 21 января 2011 года.
  • Секреты ялтинской политической кухни 65 лет спустя. Дата обращения: 30 сентября 2010. Архивировано 21 апреля 2010 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *