Ничего не найдено
Почему отсутствуют данные по адресу район Дмитровский, село Жестылево, Дом 100 ?
- Это могло произойти в следствии, что поиск не совершенен и гарантированно найти нужный объект недвижимости можно лишь зная его условный или кадастровый номер.
- Второй вариант, ваш объект еще не внесен в реестр ЕГРН по причине: от начала сделки прошло менее 14 дней и его просто нет в базе, объект снят с учета (аннулирован).
- Документы на объект недвижимости были оформлены до 1998 года, по этой причине данных о вашем объект нет, т.к., Единый Государственный Реестр Недвижимости образовался в 1998 году.
Постройка гостевых домов для сдачи в аренду
Правомерна ли постройка двух гостевых одноэтажных домов для сдачи в аренду на приобретенном земельном участке категории “земля сельскохозяйственного назначения” (разрешенное использование – для садоводства)? Земля находится в дачном потребительском кооперативе. Участок большой, нормы по отступу от соседского забора соблюдены. Регистрироваться как ИП или ООО не планирую.
Действующим законодательством не запрещено строительство нескольких жилых домов на одном земельном участке, но построенные объекты индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) или садовые дома должны соответствовать требованиям земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности.
Кроме норм по отступу от соседского забора автору вопроса придется учитывать еще несколько важных нижеперечисленных моментов.
Так, построить несколько домов на одном участке возможно, если такое строительство позволяет вид разрешенного использования конкретного участка и градостроительный план конкретного участка, который нужно будет предварительно заказать собственнику участка в местной администрации.
Вид разрешенного использования земельного участка определяет, как конкретно может быть использован земельный участок. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Росреестра от 10. 2020 № П/0412.
Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта ИЖС (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 29. 2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Объект ИЖС – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Перед строительством обязательно надо ознакомиться с утвержденными правилами землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) поселения, на территории которого расположен конкретный земельный участок, и в которых есть вся информация о максимальном проценте застройки на участках, коэффициенте плотности застройки земельных участков, а также ознакомиться с документацией по планировке территории конкретного дачного потребительского кооператива и учесть противопожарные и санитарные нормы.
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные ПЗЗ территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Только после ознакомления с вышеперечисленными документами будет понятно, возможно ли осуществить задуманное автором вопроса строительство гостевых домов, а также узнать об ограничениях и строительных параметрах будущих объектов капитального строительства.
Как вариант, после более детального ознакомления с ситуацией и документами можно попробовать оформить гостевой дом как второй индивидуальный жилой дом на участке или как хозяйственное строение (назначение – «нежилое здание») к основному жилому дому.
Жители СНТ до сих пор не понимают, чего им ждать после смены статуса земель
11:03 28 декабря 2021, обновлено 16:23 28 декабря 2021
Юрист Александр Емченко прокомментировал ИА Сах. ком ситуацию, которая беспокоит сейчас жителей южно-сахалинских СНТ. Она связана с переводом земель из одной территориальной зоны в другую. Изначально в материале агентства была допущена неточность. На самом деле земли переводятся из территориальных зон Ж-2 и Ж-3 в С-3, а не в С-2.
По словам Александра Емченко, территориальные зоны с Ж-3 и С-3 относительно размещения индивидуальных жилых домов имеют практически идентичные параметры разрешенного использования. Основным видом использования зоны С-3 является ведение садоводства (код 13. 2), а основной вид (в отношении объектов ИЖС) использования зоны Ж-3 звучит так — для индивидуального жилищного строительства (код 2.
Коды утверждены соответствующим приказом Росреестра.
Код 2. 1 позволяет разместить на земельном участке индивидуальный жилой дом. Код 13. 2 имеет отсылку к коду 2. 1 и допускает размещение “жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2. 1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд”.
Стоит отметить, продолжает юрист, что с момента утверждения первой редакции ныне действующих правил землепользования и застройки (с 13 марта 2013 года) параметры разрешенного использования для размещения жилых домов в границах территориальных зон С-3 практически не изменились.
Верховный суд РФ в 2018 году утвердил обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, из которого можно выделить два основных тезиса, применительно относящихся к данной теме.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки, в том числе изменения территориальных зон, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Правила землепользования и застройки в части установления территориальных зон конкретизируют положения генерального плана Южно-Сахалинска.
Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды.
То есть если гражданин построил жилой дом, исходя из параметров разрешенного использования для зоны Ж-3, то после перевода в зону С-3 ему не потребуется приводить земельный участок и дом в соответствие с регламентом зоны С-3.
Также надо понимать, что земельные участки находятся в границах СНТ “Лесник”. Соответственно, как и все остальные СНТ, они должны находиться в границах территориальной зоны, предусмотренных статьей 71 правил землепользования и застройки. Это зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (С-3).
— Таким образом, изменение территориальной зоны фактически является приведением карты градостроительного зонирования в соответствие с градостроительным регламентом, — говорит Александр Емченко. — Не думаю, что имеются основания для оспаривания будущего решения об изменении территориальной зоны, тем более с учетом практически полной идентичности правовых режимов зон Ж-3 и С-3.
Если же город решит провести по земельным участкам дорогу или построить иной объект, то изъять участок для государственных или муниципальных нужд можно из любой зоны, добавляет юрист. При наличии спора собственнику земельного участка должны будут компенсировать рыночную стоимость как его земли, так и всей недвижимости, при этом суд назначит соответствующую оценочную экспертизу. В этом смысле зона Ж-3 не даст преимуществ перед зоной С-3.
Судя по информации сервиса dom. sakh. com, рыночная стоимость земельных участков как в зонах Ж-3, так и в С-3, схожая и зависит от состояния участка и его географии.
Обновлено 28 декабря 2021 в 11:14
При этом 23 декабря одна из жительниц СНТ “Лесник” получила из департамента архитектуры и градостроительства администрации Южно-Сахалинска ответ, в котором говорится, что основным видом разрешенного использования земельных участков территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан С-3 является ведение садоводства. “Таким образом, размещение индивидуальных жилых домов в границах СНТ “Лесник” проектом не предусмотрено”, говорится в ответе.
— Я звонила в Хабаровск, Артем и Владивосток, у них разные везде названия зон и разный подход к зонированию, как в разных государствах. Чем дальше в лес, тем больше дров. У меня вопросов к администрации Южно-Сахалинска становится все больше и больше. Такое ощущение, что цели упростить жителям СНТ жизнь и понимания ситуации у администрации нет, — говорит одна из жительниц СНТ “Лесник”.
Обновлено 28 декабря 2021 в 16:23
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Вопрос заключается в том, что проект правил землепользования и застройки Южно-Сахалинска, который предусматривает для СНТ зону С-3, не сможет обеспечить безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека.
Устойчивое развитие территорий — это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).
Разработка зонирования территории города должна осуществляться в том числе с федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания соблюдались следующие требования эвакуации людей и возможности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.
Например, решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 сентября 2021 года оставлено в силе предписание ГУ МЧС России по Сахалинской области, выданное СНТ “Лесник”.
Как следует из данного документа, среди прочих нарушений товариществом допущены нарушения пунктов 5. 8 и 5. 9 СП 53. 13330. 2011 СНиП 30‑02-97 “Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения”: на территории садового товарищества для обеспечения пожаротушения отсутствуют противопожарные водоемы или резервуары вместимостью 60 кубических метров, тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размером не менее 15 х 15 метров.
Данные обстоятельства являются нарушением федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ “О пожарной безопасности”.
В соответствии с федеральным законом N217-ФЗ “О садоводстве”, все без исключения СНТ должны обеспечивать пожарную безопасность территории и людей, проживающих на данной территории.
Кроме того, органы местного самоуправления при принятии решений в области градостроительной деятельности и деятельности в области охраны окружающей среды обязаны учитывать мнение правообладателей садовых и огородных земельных участков в случае, если такие решения затрагивают их интересы и подлежат обсуждению на общественных (публичных) слушаниях в соответствии с законодательством РФ.
Согласно сложившейся судебной практике, нормативы организации и застройки территории садоводческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей.
Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.
Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого объединения являются: количество и размеры подъездных и внутренних дорог; минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков; тип источников водоснабжения; техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения; перечень необходимых противопожарных сооружений; перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом, при разработке правил землепользования и застройки и других документов территориального планирования органами местного самоуправления должно быть обеспечено выполнение требований технических регламентов, в том числе о безопасности зданий и сооружений, требования противопожарной безопасности.
При установлении зоны С-3 в отношении СНТ не будет обеспечено выполнение требований технических регламентов, в том числе о безопасности зданий и сооружений, требований противопожарной безопасности. Следовательно, законность установление данной территориальной зоны вызывает сомнения.
Также при установлении зоны С-3 проживающие на территории СНТ граждане не будут обеспечены минимально необходимым количеством объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, объекты бытового обслуживания и т.
Информация с Росреестра от 1 октября 2021 года, рубрика “Вопрос — ответ”. На вопрос, в каких случаях следует менять вид разрешенного использования земельного участка и как это сделать, разъясняется, что местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.
При установлении любой территориальной зоны органы местного самоуправления обязаны обеспечить исполнение СП 42. 13330. 2016 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”, региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.
Разница градостроительных регламентов, и следовательно, владельцев недвижимости в зоне жилой застройки и в зоне садоводства очень велика.
Например, согласно действующим ПЗЗ Южно-Сахалинска, субъекты землепользования в жилых зонах обязаны соблюдать требования правил благоустройства, действующие на территории городского округа. Также допускается изменение функционального назначения жилых помещений, например, на коммерческое назначение и др.
Поэтому доводы об идентичности правовых режимов земель и недвижимости в зоне индивидуальной жилой застройки и садоводства не соответствуют действительности.
Действующий генеральный план и правила землепользования и застройки Южно-Сахалинска, в которых установлены зоны жилой застройки в отношении многих СНТ, проходили множество согласований, в том числе министерства строительства Сахалинской области, а также многочисленные экспертизы. При этом никаких нарушений выявлено не было.
Город как раз и планировал развитие городской среды с учетом всех требований технических регламентов и создания комфортных условий проживания граждан. А изданный приказ Росреестра лишь привел к единому обозначению разрешенных видов земельных участков по всей стране и не обязывает органы местного самоуправления устанавливать зоны садоводства поголовно в отношении всех территорий СНТ.
Что же касается разницы кадастровой стоимости земельных участков, под ИЖС и для ведения садоводства, приведем наглядный пример. Размер кадастровой стоимости участка в составе СНТ “Лесник” площадью 954 кв. м составляет 440 051,58 руб. , а земельного участка под ИЖС в районе бульвара Освободительного — 1 338 477,8 руб.
Виды разрешенного использования
Разрешенное использование земельного участка регламентирует, как можно использовать землю и что на ней можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.
Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Для каждой из них местные власти устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, объекты недвижимости, которые на них можно строить, а также их параметры по высоте и размеру, пояснили в Росреестре.
Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, исходя из исторически сложившихся условий использования территории. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земли самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра. На его основании муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.
Классификатор ВРИ
- Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство);
- Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка);
- Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение);
- Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины);
- Отдых (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка);
- Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь);
- Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт);
- Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы России);
- Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность);
- Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации);
- Водные объекты (гидротехнические сооружения);
- Территории общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории);
- Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).
Основные виды разрешенного использования характеризуют главный вид деятельности, для которой приобретается земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку.
Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.
Способы определения ВРИ земельного участка
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка. Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра». В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования». Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.
Виды разрешенного использования для строительства дома
Для возведения индивидуального жилого дома подойдут следующие виды разрешенного использования земли:
- 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
- 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но также производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
- 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Здесь можно строить и дома — жилые и садовые.
Если у вашего участка основной ВРИ 13. 1 «Ведение огородничества», то на нем нельзя строить жилой или садовый дом. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13. 2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается, пояснили в Росреестре.
Аналогичная ситуация с ВРИ 1. 16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2. 2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает. Но если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, потребуется изменить ВРИ.
Виды разрешенного использования для разведения животных
Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1. 7 «Животноводство», 1. 8 «Скотоводство», 1. 10 «Птицеводство».
Многие садоводы и огородники интересуются, можно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29. 2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.
При желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные законы, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность. Поэтому необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.
Смена ВРИ
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.
Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.
Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.
Субъекты федерацииПравить
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.
Соотношение между административным и муниципальным устройствомПравить
В России применяется два вида территориального деления:
Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:
- с точки зрения муниципального деления Москва делится на
- административно Москва делится на:
12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями); - 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
- районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
- в Ставропольском крае
муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам; - муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
- районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
- в Белгородской области выделяются
административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования. - административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
- муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
- административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
Административно-территориальное устройствоПравить
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.
Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).
Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).
Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.
Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.
На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.
На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.
В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).
Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).
Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округовПравить
Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:
Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.
В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:
В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).
В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.
Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:
В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):
В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:
Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:
- округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
- районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
- национальные районы;
- посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
- сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
- закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
- округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
- административные округа Псковской области;
- городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
- муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).
Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.
Деление районов и городовПравить
Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.
Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.
Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.
В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.
Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.
Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).
В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.
Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.
Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:
- административные / подведомственные территории;
- волости;
- города районного значения (подчинения), районные города / города;
- города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
- города областного значения (в Тверской области);
- муниципальные округа;
- наслеги;
- округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
- поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
- посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
- сельские, поселковые администрации;
- сельсоветы;
- сельские территории;
- сомоны / сумоны;
- сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).
В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.
Города делятся на
- внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
- внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.
Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.
В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.
В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.
ИерархияПравить
Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.
- районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
- некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
- административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образованияПравить
Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.
Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.
ЗАТО соответствуют городские округа.
Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.
В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.
В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство городов федерального значенияПравить
Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.
Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.
Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.
Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 годаПравить
Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.
С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.
Другие типы территориального деления и объединения субъектовПравить
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Экономические районыПравить
Экономические районы России
МакрорегионыПравить
- Центральный
- Центрально-Чернозёмный
- Северо-Западный
- Северный
- Южный макрорегион
- Северо-Кавказский
- Волго-Камский
- Волго-Уральский
- Уральско-Сибирский
- Южно-Сибирский
- Ангаро-Енисейский
- Дальневосточный
Военные округаПравить
- Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
- Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
- Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
- Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
- Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.
Федеральные округаПравить
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Часовые зоныПравить
Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.
GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.
ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.
ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.
Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.
- Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. −384с. Глава 6. Территориальные основы
- Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г.
- Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
- Россию делят на четырнадцать
- Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р