Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения “Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии” от 10 октября 2017 г. N 12-3500-ВГ “Об анализе решений о приостановлении”

Чаще всего, когда задают вопрос: можно ли изменить целевое назначение земельного участка, на самом деле речь идет об изменении вида разрешенного использования. Рассмотрим, чем отличаются эти понятия по содержанию, что именно вправе поменять собственник земли и как это сделать.

Изменение основного вида разрешенного использования

Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 10 октября 2017 г. N 12-3500-ВГ "Об анализе решений о приостановлении"

Для начала необходимо узнать в местной администрации, приняты ли ПЗЗ в вашем муниципальном районе, населенном пункте. Если — да, запросите выписку из ППЗ относительно вашего участка. Нужно указать его кадастровый номер. В ответ вы получите документ, где будет указано:

  • в какой территориальной зоне расположен земельный участок;
  • какие допустимые ВРИ установлены для вашей зоны.

При наличии ППЗ собственник вправе выбрать любой вид использования земли из тех, которые указаны в градостроительном плане (ППЗ). Например, у вас есть участок для садоводства, а вы хотите изменить назначение на ЛПХ. Если в вашей зоне присутствуют оба ВРИ, вы можете выбрать любой без необходимости согласования с администрацией. Для этого нужно:

  • подать заявление через МФЦ, Портал Госуслуг в орган Росреестра;
  • приложить к нему копии паспорта;
  • представить копию документов на участок.

В результате вы вид разрешенного использования участка будет изменен на другой при условии, что он содержится в ППЗ для вашей территориальной зоны. Заявление подать может только собственник земли. Ни арендатор, ни органы власти не вправе по своему усмотрению изменить назначение ее использования.

Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 10 октября 2017 г. N 12-3500-ВГ "Об анализе решений о приостановлении"

23 декабря 2021

Сведения об установленном для каждого объекта недвижимости виде его разрешенного использования содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Законодательством предусмотрено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) (часть 1 статьи 55. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  845 постановление правительства рф

При желании собственник объекта недвижимости может изменить вид его разрешенного использования, для этого необходимо представить в орган регистрации прав заявление о внесении сведений об ином виде разрешенного использования, предусмотренном градостроительным регламентом.

Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования объектов недвижимости на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В то же время изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства жилого назначения, к примеру, жилого дома, на иной вид разрешенного использования (магазин, спортивный комплекс, баня и т. ), вызывает необходимость подготовки и представления в орган регистрации прав с соответствующим заявлением таких документов, как разрешение на ввод реконструированного жилого дома в эксплуатацию и технический план.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, допускается с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Перевод жилого здания в нежилое и нежилого здания в жилое предполагает изменение его функционального назначения и соответственно вида разрешенного использования, в связи с чем такое изменение должно осуществляться путем проведения реконструкции, порядок осуществления которой установлен положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства в объект капитального строительства, имеющий иное функциональное назначение, должна осуществляться в общем порядке на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство, в целях получения которого застройщику требуется наряду с заявлением представить перечень документов, предусмотренный частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ином виде разрешенного использования объекта недвижимости жилого назначения, предусмотренном правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой такой объект недвижимости расположен, необходимо получить разрешение на реконструкцию такого объекта, реконструировать его, получить разрешение на ввод реконструированного объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовить технический план, содержащий необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об этом объекте недвижимости, и лишь потом обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.

Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.

Классификатор видов разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определеннойкатегории земель и виду разрешенного использования.

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор содержит 13 ВРИ:

  • Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
  • Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
  • Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
  • Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
  • Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
  • Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
  • Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
  • Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
  • Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
  • Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
  • Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
  • Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
  • Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование)

Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.

Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».

В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома

В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:

  • 1 – «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
  • 2 – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
  • 2 – «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома – жилые и садовые.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13. 1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13. 2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1. 16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2. 2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.

Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19. 2020 № П/0310.

Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.

В рамках реализации мероприятий по повышению качества и доступности государственных услуг Росреестра, в том числе по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ФГБУ “ФКП Росреестра” (далее – Учреждение) проведен анализ решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, связанных с качеством правил землепользования и принятых на основании части 1 статьи 26 Федерального закона от 13. 2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” за истекший период с января по июль 2017 года.

В целях обеспечения снижения доли решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Учреждение направляет результаты вышеуказанного анализа и предлагает учитывать данную информацию при подготовке кадастровыми инженерами межевых и технических планов, предоставляемых в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Приложение: указанное по тексту на 4 л.

Заместитель директора

В. Григорьева

Приложениек письму ФГБУ “ФКП Росреестра”от 10 октября 2017 N 12-3500-ВГ

Информация о решениях о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, связанных с качеством правил землепользования и принятых на основании части 1 статьи 26 Федерального закона от 13. 2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

В соответствии с пунктом 8 статьи 1, пунктом 2 статьи 30 ГК РФ правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) являются документом градостроительного зонирования и включает в себя карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, а также порядок применения таких ПЗЗ и внесения изменений в них.

Общие правила установления границ территориальных зон предусмотрены частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В силу положений Федерального закона от 18. 2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве” территориальные зоны являются объектами землеустройства.

В целях описания местоположения границ объектов землеустройства применяется Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03. 2011 N 267, согласно которому:

– местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения координат характерных точек границ объекта землеустройства в установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости, далее – ЕГРН) системе координат,

– границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках,

– административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках.

В этой связи стоит обратить особое внимание на наличие в Федеральном законе от 13. 2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации) норм, напрямую обуславливающих зависимость осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости от качества подготовки ПЗЗ.

Пунктами 21, 28 и 32 части 1 статьи 26 Закона о регистрации установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случаях, если:

границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в ЕГРН, или случая образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом (пункт 21);

размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (пункт 28);

в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН (пункт 32).

Следует также отметить, что в случае отсутствия возможности определить местоположение границ земельного участка относительно границы территориальной зоны, если в ЕГРН сведения о такой территориальной зоне не внесены, органом регистрации прав при рассмотрении документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета (например, при государственном кадастровом учете изменений в части вида разрешенного земельного участка), направляются межведомственные запросы в соответствующие органы государственной власти. Если в установленный законодательством срок запрошенные органом регистрации прав по межведомственному запросу документы или сведения, содержащиеся в них, не поступают или предоставляется информация об отсутствии указанных документов или сведений, то в данных обстоятельствах принимаются решения о приостановлении по основаниям, предусмотренным соответственно пунктами 9 и 10 части 1 статьи 26 Закон о регистрации.

Наличие в Законе о регистрации вышеуказанных норм напрямую обуславливает зависимость осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от качества подготовки ПЗЗ, а именно: в случае наличия в ПЗЗ (утвержденных ими градостроительных регламентов и границах территориальных зон) недостатков вероятность принятия решения о приостановлении возрастает.

Филиалами ФГБУ “ФКП Росреестра” (далее – Филиалы) представлены следующие сведения о принятых за истекший период с января по июль 2017 года решениях о приостановлении, которые связаны с качеством ПЗЗ, а именно:

– 63 Филиала сообщили о решениях, принятых по основаниям, предусмотренным пунктом 28 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, количество таких решений составляет в среднем 0,5% от общего количества принятых решений о приостановлении,

– 59 Филиалов сообщили о решениях, принятых по основаниям, предусмотренным пунктами 9, 10 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, количество таких решений составляет в среднем 2,5% от общего количества принятых решений о приостановлении,

– 36 Филиалов сообщили о решениях, принятых по основаниям, предусмотренным пунктом 21 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, количество таких решений составляет в среднем 0,3% от общего количества принятых решений о приостановлении,

– 18 Филиалов сообщили о решениях, принятых по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (вид разрешенного использования, предельные размеры земельного участка, указанные в межевом плане, не соответствуют ПЗЗ; при образовании земельного участка в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указывается вид разрешенного использования не в соответствии с ПЗЗ; уточняемый земельный участок расположен более чем в одной территориальной зоне; неоднозначность указанных в ПЗЗ предельных размеров земельных участков), количество таких решений составляет в среднем 4,4% от общего количества принятых решений о приостановлении,

– 8 Филиалов сообщили о решениях, принятых по основаниям, предусмотренным пунктом 32 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, количество таких решений составляет в среднем 1,1% от общего количества принятых решений о приостановлении.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 29. 2017 N 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель” (вступил в силу с 11. 2017) внесены изменения в Закон о регистрации, а именно: часть 2 статьи 34 Закона о регистрации дополняется пунктами 4-6, в которых основаниями направления уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН является наличие пересечений, в том числе:

– границы территориальной зоны с границами земельных участков населенного пункта, другой территориальной зоны, лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8-11 статьи 34 Закона о регистрации.

Частью 8 статья 34 Закона о регистрации определено, что если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.

При этом согласно части 10 статьи 34 Закона о регистрации, положение части 8 настоящей статьи применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Таким образом, у органа регистрации прав с 11. 2017 появилась возможность вносить изменения в сведения о границе населенного пункта или территориальной зоны, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Проведение кадастрового учета и (или) госрегистрации прав в отношении объектов недвижимости зависит от качества подготовки правил землепользования и застройки.

Перечислены случаи приостановления кадастрового учета.

Отмечено, что при отсутствии возможности определить местоположение границ земельного участка относительно границы территориальной зоны, если в ЕГРН сведения о такой территориальной зоне не внесены, органом регистрации прав при рассмотрении документов направляются межведомственные запросы в соответствующие органы власти.

С 11 августа 2017 г. действуют изменения, внесенные в некоторые законодательные акты в части устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

К основаниям для направления уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН является наличие пересечений, в т. границы территориальной зоны с границами земельных участков населенного пункта, другой территориальной зоны, лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по специальным нормам Закона о регистрации.

Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, в т. при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН, то орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в т. изменения в сведения об их местоположении, в целях приведения этих данных в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.

Данное правило применяется при условии, что 75 и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Таким образом, у органа регистрации прав с 11 августа 2017 г. появилась возможность вносить изменения в сведения о границе населенного пункта или территориальной зоны, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Когда надо менять ВРИ?

Изменение ВРИ участка необходимо в том случае, если собственник или арендатор планирует использовать землю не так, как предусматривается ее категорией. Например, участок предназначен под сельхозугодья, а на нем планируется построить дом. Изменить вид разрешенного использования можно на основании законодательства: Федеральный закон от 21. 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» регламентирует порядок и особенности изменения ВРИ, направления использования земли определяются Градостроительным кодексом РФ.

Территориальные зоны и Градостроительный регламент

Говоря об использовании земель населенных пунктов, надо четко понимать, что каждый из них в пределах своих административных границ делится на территориальные зоны. Внутри каждой территориальной зоны сочетаются участки различных видов разрешенного использования. Виды территориальных зон:

  • жилая;
  • общественно-делового назначения;
  • производственная;
  • зона инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • рекреационная;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • специального назначения;
  • режимные зоны, в том числе военного назначения.

Территориальные зоны могут включать территории общего пользования: дороги, скверы, площади, парки и т. Кроме того, для рационального использования земель территории делятся на функциональные зоны, для которых Генеральный план поселения устанавливает назначение, параметры планируемого развития, функционально-планировочные образования.

Основные виды функциональных зон населенных пунктов:

  • жилые — внутри зоны регламентируется предельно допустимая этажность зданий;
  • общественно-деловые зоны включают объекты: здравоохранения, культуры, коммерции, коммунально-бытовые;
  • производственные;
  • инженерной инфраструктуры;
  • транспортной инфраструктуры;
  • сельскохозяйственного назначения: сельхозугодья, дачи, садоводства;
  • рекреационные: сады, парки, водоемы, спортивные объекты;
  • особо охраняемые территории имеют особое историко-культурное, природоохранное, эстетическое, научное значение;
  • спецназначения — зоны хранения отходов, кладбища.

Границы территориальных и функциональных зон определяются правилами землепользования и застройки, а особенности их использования — Градостроительным регламентом — порядком использования участков, которые относятся к различным территориальным зонам.

Градостроительный регламент учитывает виды территориальных и функциональных зон, фактическое положение с использованием земельных участков и объектов капитального строительства, требования государственных органов, которые отвечают за сохранение историко-культурного наследия, особо ценных природных объектов.

К функциям Градостроительного регламента относительно территориальных зон относится:

  • установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • определение минимальных и максимальных размеров земельных участков, параметров разрешенного строительства;
  • ограничения на использование участков земли и объектов капитального строительства.

Какие бывают виды разрешенного использования земли?

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства внутри территориальных зон делятся на три группы: основные, условно разрешенные и вспомогательные. Главными видами являются основные. Для каждой территориальной зоны определены обычно несколько основных видов. Смена основного вида на другой основной вид из разрешенных для данной территориальной зоны достаточно проста. Осуществляется она в заявительном порядке и не требует дополнительных согласований. Выбор делается в соответствии с Классификатором 2019 г. , если вид не значится в Классификаторе, изменения незаконны. Изменение основного вида разрешенного использования земельного участка считается вступившим в силу после внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости.

Условно разрешенные виды не относятся к главным, но допускаются градостроительным регламентом территориальной зоны, на которой располагается участок. Изменение ВРИ земельного участка на условно разрешенный сложнее, так как требует получения согласования в Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования, а также проведения публичных слушаний. При изменении ВРИ участка с основного на условно разрешенный необходимо подать заявление в местную администрацию, которая организует публичные слушания, проводит их в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом, затем готовит заключение. На основании заключения выдается разрешение или отказ, в котором обязательно разъясняются причины решения. В случае положительного результата запись об изменении ВРИ вносится в Государственный кадастр недвижимости.

Вспомогательные виды (например, под гаражи, детские площадки, общественные туалеты, хозяйственные площадки и т. ) используются только вместе с основными и условно разрешенными, дополняя их. Выбирать вспомогательные виды без основных нельзя. Изменение основного вида на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка не осуществляется. Вспомогательный вид можно добавить к основному, тогда у участка будут два вида разрешенного использования — основной и вспомогательный. Добавляют вспомогательный вид в заявительном порядке, проведение слушаний и получение согласования не требуется.

Порядок изменения ВРИ

Изменить ВРИ, если речь идет о смене основного на основной или о добавлении вспомогательного, просто. Главное, чтобы нужный вид был предусмотрен для территориальной зоны, к которой относится земельный участок. Поэтому подробно рассмотрим более сложный случай — вариант изменения ВРИ земельного участка на условно разрешенный.

Какие документы необходимы?

Изменение вида разрешенного использования земельного участка требует подачи достаточно большого пакета документов:

  • заявление/ходатайство на имя главы органа местного самоуправления о смене ВРИ с обоснованием причин;
  • разрешение на обработку персональных данных;
  • копия паспорта собственника;
  • свидетельство о праве собственности на землю;
  • свидетельство о праве собственности на объекты капитального строительства, которые расположены на участке, а также документы, подтверждающие цель их использования;
  • кадастровый план участка, а также постановление о выделении участка, решение суда, акты органов государственной власти, если они есть;
  • ситуационный план, который содержит сведения о зданиях рядом, инфраструктуре района;
  • адресный план;
  • межевой план;
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости — для получения необходимо уплатить госпошлину;
  • проект плана территории, на которой находится участок, утвержденный главой муниципалитета.

В каждом муниципальном образовании могут быть дополнительные требования к пакету документов, с которыми надо ознакомиться заранее. Например, у юридического лица или ИП нередко требуют выписку, которая подтверждает регистрацию в налоговой.

Если заявитель не может самостоятельно заниматься изменением вида разрешенного использования земельного участка, он имеет право делегировать свои полномочия представителю, который будет действовать по доверенности. Доверенность лучше оформить нотариально.

Если документы на изменение ВРИ земли подает арендодатель, он должен представить согласие собственника.

Заявление и пакет документов рассматриваются в течение 30 дней, затем администрация выносит решение, в случае отказа его можно опротестовать в суде. Владелец земли может пойти по пути организации общественных слушаний, также такое решение может принять администрация, которая затем формирует комиссию и устраивает слушания. Срок получения решения увеличивается до 60 дней. В слушаниях принимают участие владельцы или арендаторы соседних участков, другие заинтересованные лица. В ходе слушаний высказываются предложения, которые учитываются комиссией при принятии решения.

Свои рекомендации комиссия направляет главе администрации, который затем разрешает или не разрешает изменить ВРИ.

Положительное решение — основание для внесения изменений в ЕГРН. Изменения должны быть внесены в течение 15 дней. Если владельцу земли не пришло уведомление, можно подать документы в Росреестр лично, через сайт «Госуслуги», через МФЦ. При подаче документов к заявлению прикладываются правоустанавливающий документ на земельный участок, решение муниципалитета.

  • несогласие участников слушаний с изменением ВРИ;
  • недостаточность пакета документов;
  • отсутствие законных оснований для изменения вида разрешенного использования.

Как быстро изменить ВРИ?

Быстро изменить ВРИ можно с помощью юриста по недвижимости в Москве, который подготовит без ошибок пакет документов, подаст его и получит решение. Юридическая компания «Братья Болтуновы» предлагает услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка. Самостоятельно изменить ВРИ очень сложно, как показывает практика, процесс занимает много времени из-за необходимости переделывать документы — ошибки встречаются постоянно, дополнять их, получать различные выписки. Юрист, который ежедневно занимается земельными вопросами, решит проблему в кратчайшие сроки.

Изменение границ территориальных зон

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ территориальных зон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Строительство:
  • 344 КОСГУ
  • 43 99 90 190
  • 43.99.90.190
  • Авторский надзор
  • Авторский надзор КОСГУ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 33 “Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки” Градостроительного кодекса РФ(Р. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований истца о признании незаконным постановления главы администрации города, которым отклонено предложение истца о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории города в части изменения границ территориальных зон, отображенных в карте градостроительного зонирования; об обязании выдать разрешение на внесение изменений в указанные правила. Как указал суд, в соответствии с п. 2 ч. 2, п. 5 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц или юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения. В данном случае решение об отклонении поступившего предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки принято в пределах полномочий главы местной администрации с учетом заключения комиссии, порядок принятия оспариваемого решения, установленный действующим законодательством, не нарушен.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 34 “Порядок установления территориальных зон” Градостроительного кодекса РФ(Р. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований истцов об оспаривании постановления главы местной администрации об отклонении предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон и установления в отношении территории, занимаемой участками истцов, территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами. Как указал суд, в силу п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. В данном случае корректировка правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков к территориальной зоне, на установление которой претендуют административные истцы, приведет к несоответствию с генеральным планом в части нахождения этих участков в функциональной зоне, не предполагающей ведение жилищного строительства, и застройкой малоэтажными жилыми домами, поэтому оспариваемое постановление является правильным.

Эти понятия практически синонимы. Согласно Земельному кодексу по целевому назначению в Российской Федерации выделяется 7 категорий земли:

Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 10 октября 2017 г. N 12-3500-ВГ "Об анализе решений о приостановлении"

  • сельскохозяйственная;
  • населенных пунктов;
  • промышленная:
  • особо охраняемая;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • резервная.

На территории каждого, сельского или городского поселения, отнесение той или иной территории к определенной категории земель определяется специальным документом: ПЗЗ (Правила землепользования и застройки). Он утверждается муниципалитетом и обычно находится в отделе архитектуры и градостроительства.

Что содержится в ПЗЗ:

  • Карта зонирования — на ней отмечены границы территориальных зон (ТЗ). В них включаются участки разного назначения, фактически образованные в данной местности с учетом географических границ.
  • Градостроительный регламент — включает сведения о видах разрешенного использования земель в каждой ТЗ, об установленных ограничениях и другие важные показатели.
  • Порядок внесения изменений в действующие Правила землепользования.

По запросу любого собственника, направленного в администрацию города или поселка, ему бесплатно выдадут выписку из ПЗЗ в отношении его земельного участка. Также категория земель и ВРИ указываются в выписке ЕГРН и свидетельстве о собственности.

Вид разрешенного использования земли

Этот показатель земельного участка (коротко ВРИ) устанавливается в соответствии с Классификатором, утвержденным 10. 2020 года. В нем перечислено 13 разделов, разъясняющих, в каких целях может использоваться земля в соответствии с ее назначением. Так, раздел 13 (Земельные участки общего назначения) включает:

  • ведение огородничества — разрешает выращивание овощей для собственного потребления, возведение не капитальных построек для временного пребывания;
  • ведение садоводства — использование земли для посадки плодовых культур, строительства садового или жилого дома, хозпостроек и капитальных гаражей.

Раздел 2 Классификатора (Жилая застройка) включает такие виды разрешенного использования, как:

  • использование земельного участка под ИЖС с правом посадки сада и огорода (код ВРИ — 2.1.);
  • для ведения личного подсобного хозяйства (код ВРИ 2.2.) — на участке допускается строительство дома, выращивание овощей, фруктов, других культур, содержание скота и птицы.

Внимание! На земельном участке, отнесенном к категории сельскохозяйственных земель с ВРИ 1. (ведение ЛПХ на полевых участках) НЕ разрешается возводить капитальные постройки. Как правило, такие земли расположены за пределами населенных пунктов, как городских, так и сельских.

Как изменить ВРИ земельного участка

Виды разрешенного использования земель утверждаются градостроительным регламентом, который является частью Правил землепользования в пределах муниципального образования. При формировании земельных участков административный орган должны обозначить ВРИ, разрешенные для каждой территориальной зоны в соответствии с классификатором. Виды разрешенного использования (назначение земель) делятся три категории:

  • основные — это ВРИ, которые предпочтительны для данной территории с учетом традиционного использования и планов развития;
  • условно разрешенные — направления использования земель, которые допустимы при согласовании с администрацией и получении соответствующего разрешения;
  • вспомогательные — они применяются только в сочетании с первыми двумя категориями, когда нужно построить какой-то вспомогательный объект для обслуживания основных, и он не указан в Классификаторе и ПЗЗ.

Законом допускается изменение назначения земельного участка, но порядок проведения процедуры будет разным в зависимости от категории ВРИ (основная, условно-разрешенная).

Изменение ВРИ на условно-разрешенное

Чтобы изменить основной вид использования на условно-разрешенный, необходимо получить разрешение муниципального органа. Например, вы имеете в собственности участок земли с кодом ВРИ — 4. (Размещение капитальных объектов для продажи товаров), который приобрели для строительства магазина. Обстоятельства изменились, и вы решили построить АЗС (код 4.

Порядок согласования вопроса установлен ст. 39 ГК РФ:

  • направляете заявление с просьбой изменить назначение земельного участка в Комиссию ППЗ при администрации;
  • вопрос рассматривается на публичных слушаниях или проводится общественное обсуждение;
  • по результатам обсуждения проекта Комиссия выносит рекомендации о предоставлении разрешения или отказе в нем;
  • окончательное решение выносит глава администрации на основании рекомендаций и результатов публичных слушаний.

При вынесении положительного решения, оно направляется в орган Росреестра. Заявитель может обратиться туда сам с предоставлением разрешительного документа и в течение 15 недель соответствующие изменения будут внесены в ЕГРН. Только после этого он может использовать землю по нужному направлению.

Отметим, что порядок смены ВРИ с основного вида на условно-разрешенный должен быть прописан в градостроительном плане, который является частью ППЗ. Если же вы захотите изменить направление использования земельного участка на такое, которое вообще не предусмотрено планом, то это удастся сделать только при условии внесения изменений в ППЗ (ст. 31–33 ГК РФ).

Чем отличаются земли ИЖС, СНТ и ДНП

Давайте разберемся, в чём отличия, преимущества и недостатки наиболее распространённых статусов земельных участков: СНТ, ИЖС и ДНП.

Земли ИЖС — это земли для индивидуального жилищного строительства. Чаще всего относятся к категории земель поселений. С такой категорией земли можно построить жилой дом для круглогодичного проживания, а далее получить адрес и прописаться в нём. Большим плюсом земель ИЖС является финансирование из регионального бюджета на проведение коммуникаций и необходимой транспортной и социальной инфраструктуры в посёлок (школы, детские сады, поликлиники). В связи с этим, часто стоимость сотки земельных участков ИЖС со статусом “земли поселений” будет выше, чем в садоводствах и дачных партнёрствах.

Следует также учесть, что если у вас в планах построить свой дом на земельном участке ИЖС, необходимо получить согласование проекта строительства в специальных организациях, а после завершения строительства правильно ввести дом в эксплуатацию.

СНТ — садоводческое некоммерческое товарищество или просто садоводство. Как правило, садоводство имеет категорию земель для сельскохозяйственного назначения. Это означает, что данные земли плодородны и предназначены для ведения сельского хозяйства, также разрешено строительство дачного домика.

На сегодняшний день СНТ представляют собой садоводческие массивы времен перестройки, когда на месте коллективных садов стали образовываться участки в частной собственности. Поэтому в какой-то мере организация ведения управления, транспортная инфраструктура таких земель могли устареть.

Но у садоводств есть и свои преимущества. Цена участка в СНТ обычно ниже земель ИЖС и ДНП. По сути, СНТ — это юридическое лицо, которое занимается управлением садоводства и решением различных вопросов. Собственники являются членами товарищества и имеют право участвовать в собраниях, влиять на принятие решений. В отличие от ИЖС, где вопросами необходимых коммуникаций и инфраструктуры занимается государство, садоводству необходимо самостоятельно заниматься данными вопросами.

ДНП — дачное некоммерческое партнёрство или, как еще его называют, дачное партнёрство. Обычно ДНП имеет категорию земли для сельскохозяйственного назначения. ДНП предназначено для ведения дачного хозяйства, на участке разрешено строить дома, в том числе, есть возможность капитального строительства.

Так же, как и СНТ, ДНП — это юридическое лицо, организованное с целью управления посёлком. Цены участков ДНП гораздо ниже, чем в ИЖС. Это объясняется тем, что по всем необходимым удобствам собственники принимают решение самостоятельно. Так, часто необходимые коммуникации проходят по границе посёлков ДПН, а собственник конкретного участка выбирает, что именно ему необходимо подключить для себя. В этом состоит существенная экономия средств, времени и нервов покупателей земельных участков.

Дачному партнёрству более присуще коттеджное строительство. Сейчас ДНП — это комфортные для отдыха и проживания посёлки со своей инфраструктурой, которая обычно на порядок выше, чем в СНТ, с более современным транспортным сообщением.

Прежде, чем выбрать конкретный статус земли, определитесь, для каких целей вы хотите использовать свой будущий участок. А проконсультировать по любым возникшим вопросам и определиться с выбором земли СНТ, ДНП или ИЖС вам помогут специалисты компании “Петербургские Просторы”.

Редактор Юлия Андреева

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, все земли по своему целевому назначению делятся на 7 категорий : земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, промышленного и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, водного фонда, земли

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ

Следовательно, изменение территориальной зоны ЗУ выполняется через внесение изменений в ПЗЗ поселения на уровне муниципальных органов самоуправления. ПЗЗ принимаются на местном уровне. Значит, изменения в ПЗЗ вносятся на местном уровне. Внесение изменений в ПЗЗ рассматриваются главой местной администрации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *