Письмо федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2023 г № 28

Электронная торговая площадка МИР

Комплексное правовое обеспечение закупочной деятельности заказчика в соответствии с 223-ФЗ. Бесплатная помощь заказчику на каждом этапе закупки.

Узнайте о преимуществах перехода на типовое положение МИР

Преимущества использования МИР

  • Активное привлечение поставщиков для обеспечения не менее трех предложений для анализа рынка
  • Юридическое сопровождение закупочной деятельности заказчика
  • Возможность проведения закупок на ЭТП для быстрого получения товаров, работ и услуг

Виды закупок

Вы можете участвовать в закупках по следующим типам:

  • 223-ФЗ
  • 44-ФЗ до 600 тыс. рублей
  • Коммерческие закупки

Техническая поддержка

Предоставляется комплексная техническая поддержка каждому участнику закупки.

Стоимость услуг

УслугаСтоимость
Доступ за 5 часов14 800 ₽
Доступ за 24 часа18 300 ₽
Поддержка заказчика8 900 ₽
Поддержка поставщика12 400 ₽

Получите бесплатную консультацию

Ответим на вопросы, поможем с выбором услуги, покажем как работать на площадке.

Партнеры ООО ЭТП МИР

Новости и статьи

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2023 г. № 28/28871/23

ФАС России, рассмотрев ваши обращения от 14.02.2023 и 15.02.2023 по вопросу установления требований к участникам закупки, сообщает следующее:
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках, участниками закупки не могут быть юридические и физические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона N 255-ФЗ иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.

При этом согласно части 4 статьи 1 Закона N 255-ФЗ статус иностранного агента приобретает лицо со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти информации о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, и теряет статус иностранного агента со дня исключения таких сведений из реестра.

Читайте также:  Ликвидация накопленного экологического ущерба

Обращайтесь к информации в официальных источниках для более подробного понимания этой темы.

Закон о регистрации иностранных агентов

Согласно подпункту г пункта 1 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, включению в Реестр подлежат сведения о лицах, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 255-ФЗ.

Это включает лиц, получивших поддержку и (или) находящихся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющих деятельность, виды которой установлены статьей 4 Закона N 255-ФЗ, в том числе в случае учреждения иностранным агентом российского юридического лица.

Вместе с этим, согласно части 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ, лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, должно подать заявление о включении его в реестр до начала своих действий.

Порядок подачи такого заявления установлен приказом Минюста России от 29.11.2022 N 305, который требует подачи заявления не позднее чем за месяц до начала деятельности.

ФАС России подчеркивает, что деятельность в качестве иностранного агента без включения в реестр или уклонение от предоставления необходимых документов может привести к административной и уголовной ответственности.

Участие иностранных агентов в закупках

Иностранные агенты, согласно Закону N 255-ФЗ, не могут принимать участие в закупках товаров, работ, услуг, проводимых отдельными видами юридических лиц.

Что касается участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках, согласно законодательству о закупках, следует обратить внимание на следующее.

Участие субъектов МСП в закупках

Пунктом 20 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц утверждается, что при осуществлении закупки только субъекты МСП могут быть участниками такой закупки.

Это означает, что в извещении о закупке и документации о закупке должно быть указано, что участниками могут быть только субъекты МСП.

Поддержка участия МСП в государственных закупках

При этом в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выступающие в составе группы лиц.


Для отнесения группы лиц к категории субъекта МСП каждый из участников такой группы должен соответствовать требованиям к таким субъектам согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.


Вместе с тем наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о закупках возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ О защите конкуренции, исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела.


Начальник Управления контроля размещения государственного заказа О.В. Горбачева указал, что иностранные агенты не вправе участвовать в корпоративных закупках.


Национальный режим действует в закупках как по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, так и по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ). В рамках Закона № 223-ФЗ предоставление приоритета отечественным товарам осуществляется по упрощённой схеме. В статье рассмотрим, как действует приоритет и в каких случаях он предоставляется.


С учётом Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года в закупках по Закону № 223-ФЗ участники из РФ и других стран-участников ЕАЭС находятся в более выгодном положении в сравнении с их зарубежными конкурентами: их товары, работы и услуги (ТРУ) имеют приоритет в размере 15% или 30% (при закупке радиоэлектронной продукции) от цены договора.


Принцип действия приоритета товарам из РФ

В зависимости от способа и предмета закупки предоставляются определённые преимущества.


Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений.
  • При проведении аукциона.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (далее – постановление № 925) не содержит никаких ограничений в отношении перечня ТРУ, при закупках которых устанавливается приоритет.

Нужно учитывать только отдельные положения, регулирующие нацрежим в рамках закупки радиоэлектроники. При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений на приобретение радиоэлектронной продукции.

Приоритет приобретения радиоэлектронной продукции

При проведении аукциона на приобретение радиоэлектронной продукции, в котором одновременно присутствуют заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:

Приоритет закупок в рамках Закона № 223-ФЗ

Важно: приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, которые осуществляются любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Подтверждение происхождения товаров

Согласно постановлению № 925, участнику закупки для подтверждения российского происхождения (ЕАЭС, ДНР/ЛНР) предлагаемых товаров достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке. При этом не нужно будет предоставлять какие-либо документы.

Определение принадлежности участника к определенной стране

Принадлежность участника к определенной стране будет определяться на основании:

Примеры действия приоритета

Пример № 1

На участие в конкурсе есть заявки:

Страна происхожденияЦена
РФ1500
Не РФ1400

В данном случае заказчик при рассмотрении заявок должен дать предпочтение товару из РФ и считать его цену на 15% дешевле, т.е. 1275 рублей. Победителем признается заявка с российским товаром.

Пример № 2

На участие в запросе котировок есть заявки:

Страна происхожденияЦена
РФ1650
Не РФ1500

Здесь также действует схема предоставления преференции товару из РФ в 15%. Победителем признается заявка с товаром из РФ.

Пример № 3

На участие в аукционе на приобретение радиоэлектронной продукции есть заявки:

Страна происхожденияЦена
РФ1200
Не РФ1300

Победителем аукциона будет участник, предложивший импортный товар.

Случаи, в которых приоритет российским ТРУ не предоставляется

Согласно постановлению № 925, приоритет товарам из РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) не предоставляется в следующих ситуациях:

  • Если в заявке участника конкурса или иной закупки указаны предложения поставить как российскую, так и иностранную продукцию, и доля иностранной продукции превышает 50%.
  • Если в заявке участника аукциона или иной закупки указаны предложения поставить как российскую, так и иностранную продукцию, и доля иностранной продукции не превышает 50%.

Соблюдение минимальной доли закупок товаров из РФ

Правительство РФ также предусмотрело минимальную долю закупок товаров российского происхождения.

Товарами российского происхождения признаются товары, включённые в один из реестров, упомянутых в постановлениях Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 и от 10 июля 2019 года № 878 (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2013). Это следующие реестры:

Для достижения минимальной доли закупок товаров российского происхождения им нужно предоставить приоритет в порядке, который предусмотрен положением о закупке заказчика. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, согласно которому участник должен предоставить в заявке информацию о нахождении товара в одном из реестров.

Важно: закон устанавливает для отечественных товаров только приоритет над иностранными. При этом не предусмотрены запреты или ограничения допуска иностранных товаров.

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В этой статье

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Есть 7 способов конкурентного отбора победителя:

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способов закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми федеральных ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна егистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми федеральных ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регистрация в ЕИС.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку. Сроки подачи заявок для МСП регулирует ст. 3.4. 223-ФЗ.

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

Обеспечение заявки можно предоставить в виде независимой гарантии или перечислив деньги на . Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. СМП предоставляют обеспечение в виде трех реестровых записей контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр независимых гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

Заказчики не могут требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: независимая гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение договора, в каком размере и каким способом (деньгами или независимой гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или по основаниям, указанным в законе. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) можно только по соглашению сторон.

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в электронной форме через личный кабинет участника в ЕИС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 рабочих дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Самое важное на почту — раз в неделю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *