Зоны с особыми условиями использования территорий (далее ЗОУИТ) – это территории, в границах которых формируется определенный правовой режим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ и № 342-ФЗ «O внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные корректировки, касающиеся отнесения зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) к объектам землеустройства и порядка внесения таких охранных зон в сведения Единого государственного реестра.
Закрепляется установление особых зон только через принятие уполномоченным органом соответствующего решения или на основании судебных тяжб.
На сегодняшний день территориальное зонирование является ключевым элементом, обеспечивающим развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур муниципального образования.
Территориальные зоны — это земельные участки с установленными градостроительными регламентами и границами, в пределах которых возможна застройка конкретными типами объектов.
В карте-плане территориальных зон подробно указаны правила городского планирования и правовой режим, действующий на границах данной местности. Права и функции устанавливаются в соответствии с ПЗЗ территории.
Неточности в описании территориальных границ, несоответствие типов разрешенного использования земельных участков существенно замедляют темпы развития градостроительства.
В соответствии с Федеральным законом № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органами государственной власти и органами местного самоуправления в срок до 1 января 2024 года должны быть подготовлены сведения о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Компетенции специалистов DATUM Group позволяют осуществлять полный комплекс работ по формированию территориальных зон, включающий:
Федеральная кадастровая палата (ФКП) в ряде случаев вправе будет выполнять кадастровые работы и подготавливать документы, необходимые для внесения сведений в Единый госреестр недвижимости, сообщает пресс-служба Росреестра.
Постановлением правительства определено, что ФКП может проводить кадастровые работы в отношении объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Сейчас зарегистрированы права лишь на 43,6% федеральных объектов. Работа по постановке их на кадастровый учет будет усилена ради наполнения ЕГРН полными и точными сведениями.
В перечень вошли объекты, необходимые для обороны и безопасности, оборонного производства; производства ядовитых веществ, наркотических средств; федеральных энергетических систем; использования атомной энергии; федерального транспорта, путей сообщения, информации, информационных технологий и связи, космической деятельности.
Кроме того, специалисты ФКП смогут проводить кадастровые работы с недвижимостью ДОМ. Также предусмотрено, что ФКП сможет проводить эти работы в случае их финансирования за счет средств регионов, муниципалитетов или за счет субсидий из федерального бюджета, направляемых в регионы.
Проводить эти работы смогут работники ФКП, являющиеся кадастровыми инженерами и членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров. При этом подобные работы могут выполнять и другие кадастровые инженеры.
Кроме того, сотрудники ФКП могут заниматься подготовкой документов для внесения в ЕГРН сведений о границах между регионами, границах муниципалитетов, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, публичных сервитутов, охотничьих угодий, береговых линий, границ Байкальской природной территории и ее экологических зон. Сейчас в ЕГРН не хватает сведений о границах таких объектов, это не позволяет раскрыть градостроительный потенциал территорий, возникают споры из-за неопределенности правового режима земельных участков.
Наделение сотрудников ФКП право проводить кадастровые работы позволит завершить кадастровый учет госимущества, определить границы лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между регионами и других объектов.
Правительство РФ утвердило постановление, определившее перечень случаев, при которых ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (ФКП) вправе выполнять кадастровые работы и осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН.
Постановление разработано Росреестром в развитие положений Федерального закона от 30. 2021 № 449-ФЗ, предусматривающего право ФГБУ «ФКП Росреестра» выполнять кадастровые работы и работы по подготовке документов, необходимых для внесения сведений в реестр границ ЕГРН, в случаях, установленных Правительством РФ.
Данный подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определению границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации и других объектов публичного характера.
Согласно утвержденному перечню, ФКП наделено правом проводить кадастровые работы в отношении объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В настоящее время доля объектов федеральной собственности, в отношении которых зарегистрированы права, составляет 43,6%. Работа по постановке таких объектов на кадастровый учет будет усилена в рамках комплексного плана по наполнению ЕГРН полными и точными сведениями, а также Национальной системы пространственных данных, к выполнению которой Росреестр приступил в 2022 году.
Также в перечень вошли объекты, необходимые для обороны и безопасности, оборонного производства; производства ядовитых веществ, наркотических средств; федеральных энергетических систем; использования атомной энергии; федерального транспорта, путей сообщения, информации, информационных технологий и связи; космической деятельности.
Согласно постановлению Правительства РФ, в целях развития жилищного строительства специалисты ФКП смогут проводить кадастровые работы с объектами недвижимости единого института развития в жилищной сфере, которым является АО «ДОМ. РФ». Это объекты, в отношении которых «ДОМ. РФ» выступает в качестве агента от имени Российской Федерации.
Также предусмотрено, что ФКП сможет проводить комплексные кадастровые работы в случае их финансирования за счет средств субъектов или муниципальных районов и округов, а также за счет субсидий из федерального бюджета, направляемых в субъекты.
Работники ФКП для возможности выполнения кадастровых работ должны являться кадастровыми инженерами и членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Наделение ФКП правом выполнения кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, предусмотренных Перечнем, не ограничивает возможности осуществления соответствующих работ иными кадастровыми инженерами.
Кроме того, сотрудники ФКП могут заниматься подготовкой документов для внесения в ЕГРН сведений о границах между регионами, границах муниципалитетов, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, публичных сервитутов, охотничьих угодий, береговых линий (границ водных объектов), границ Байкальской природной территории и ее экологических зон. Необходимость данных работ обусловлена низкими показателями наполнения ЕГРН сведениями о границах таких объектов, что не позволяет раскрыть в полной мере градостроительный потенциал территорий регионов и муниципальных образований, а также исключить возможные споры в связи с неопределенностью правового режима земельных участков.
Согласно требованиям действующего законодательства органы государственной власти и местного самоуправления обязаны направлять в Росреестр документы для внесения в реестр недвижимости сведений в случаях принятия ими решения об установлении или изменении границ населенных пунктов. Данные документы должны воспроизводить сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта.
Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления должны направлять документы для внесения в реестр недвижимости сведений в случаях принятия ими решения об утверждении или изменении правил землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
В данном случае потребуется направить документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Обязательным приложением к документу, направляемому для внесения сведений (изменений) о границах населенных пунктов, границах территориальных зон, является карта (план) объекта землеустройства. Которая должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указание регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
Таким образом, для внесения в реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов или территориальных зон в Кадастровую палату необходимо представить пакет документов и PDF-образы соответствующих документов, в том числе, карта (план) объекта землеустройства, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
По состоянию на 25 сентября 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах 119 населенных пунктов Челябинской области. С начала текущего года в Кадастровую палату поступили документы в отношении границ 17 населенных пунктов.
Отметим, что с июля 2017 года Кадастровая палата по Челябинской области наделена полномочиями по выполнению землеустроительных работ и подготовке землеустроительной документации. Теперь органы местного самоуправления могут обратиться в учреждение за подготовкой карта-плана объекта землеустройства, тем самым специалисты Кадастровой палаты установят границы населенных пунктов и территориальных зон.
При возникновении вопросов, касающихся выполнения землеустроительных работ и подготовки землеустроительной документации, следует обращаться в отдел инфраструктуры пространственных данных по телефону 8 (351) 728-63-12.
На портале проектов нормативных правовых актов размещен подготовленный Росреестром проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан с целью усовершенствования порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав в описании местоположения границ земельных участков (ЗУ), муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, что является причиной пересечения границ земельных участков и муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и лесничеств.
В частности, устанавливается, что допускается изменение границ населенных пунктов без утверждения или изменения документов территориального планирования, в случае если при ведении Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или при установлении границ населенных пунктов и подготовке описания их местоположения выявлены пересечения между границами населенных пунктов и границами ЗУ.
Границы территориальных зон будут приводиться в соответствие с границами земельных участков, если между ними выявлены пересечения.
Если требуется внести изменения в схему территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского или муниципального округа, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков (ЗУ), то проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.
Несоответствие сведений о границах территориальных зон, содержащихся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), описанию местоположений границ таких территориальных зон, содержащемуся в ЕГРН, будет являться основанием для внесения изменений в ПЗЗ.
В случае поступления от органа регистрации прав уведомлений об изменении описания местоположения границ территориальной зоны или границ населенного пункта в связи с устранением пересечения таких границ с границами ЗУ или в связи с устранением реестровых ошибок орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в ПЗЗ путем их приведения в соответствие со сведениями, указанными в уведомлениях. При этом утверждение изменений в ПЗЗ не требуется.
До внесения соответствующих изменений в ПЗЗ, в схему территориального планирования или генеральный план считаются достоверными сведения о местоположении границ территориальной зоны и населенных пунктов, содержащиеся в ЕГРН.
Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, кроме случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.
Для уточнения границ ЗУ, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами РФ, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного ЗУ в связи с уточнением местоположения границ такого ЗУ.
Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на ЗУ.
Устанавливается, что орган регистрации прав устраняет пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки.
Вносить такие изменения будет возможно при условии, что более 50% площади указанного ЗУ находится в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Предусматривается сокращение с трех до одного месяца срока, по истечении чего после направления заинтересованным лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого ЗУ без согласия его правообладателя.
Помимо прочего законопроектом предлагается восемь оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав сделать основаниями для возврата заявления и документов, без рассмотрения.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных пунктов. Общественное обсуждение продлится до 3 марта текущего года.
Другие публикации по теме:
Кто и как сможет получить копии документов из ЕГРН, выражающих содержание сделок
Как изменится порядок предоставления сведений из ЕГРН
В Москве сформирована единая цифровая платформа градостроительной деятельности
Какие изменения вносятся в ГПЗУ
Как пустующие земельные участки вовлекут в хозяйственный оборот
Как расширится перечень случаев, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории
В каких случаях получать ТУ больше не потребуется
Изменены требования к цифровым топографическим картам и планам, используемым при подготовке документации по планировке территории
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 28 марта 2022 г. N 14-2287-ТГ/22
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии относительно реализации статьи 16 Федерального закона от 30. 2021 N 476-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 476-ФЗ), вступившего в силу 01. 2022, сообщает.
Согласно указанной статье:
блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ, далее – ГрК), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК, со дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании (часть 1);
в случае, если до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных Законом N 476-ФЗ. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в ЕГРН указанных сведений (часть 3);
при изменении в соответствии с указанным заявлением вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на “здание”, назначения объекта недвижимости на “жилой дом”, вида разрешенного использования на “дом блокированной застройки” и исключением наименований объектов недвижимости, не соответствующих данному виду разрешенного использования, снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены указанные в части 3 статьи 16 Закона N 476-ФЗ блоки (часть 4);
решение, указанное в части 3 статьи 16 Закона N 476-ФЗ, может содержать указание на решение таких собственников о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 статьи 16 Закона N 476-ФЗ, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в настоящей части раздела земельного участка (часть 5).
С учетом изложенного, в силу положений Закона N 476-ФЗ здание, помещение может быть признано жилым домом в случае соответствия признакам, предусмотренным пунктом 40 статьи 1 ГрК. Подготовка каких-либо заключений в данном случае Законом N 476-ФЗ не предусмотрена.
При этом до завершения соответствующей доработки федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (далее – ФГИС ЕГРН) при поступлении таких заявлений рекомендуется:
осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на образуемые земельные участки (если решение собственников содержит указание о разделе земельного участка и представлено соответствующее заявление с межевым планом) и в отношении “помещений” (блоков) – государственный кадастровый учет изменений:
– вида объекта путем указания в поле “Наименование помещения” вкладки “Характеристики помещения”, а также во вкладке “Дополнительные сведения” ФГИС ЕГРН слов “Объект недвижимости признан самостоятельным зданием с назначением “жилой дом” в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 30. 2021 N 476-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Отметка);
– вида разрешенного использования объекта на “дом блокированной застройки”;
сведения о наименовании помещения, содержавшиеся в ЕГРН до внесения Отметки, исключить в соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 476-ФЗ;
связь земельного участка с “помещением”, а также “помещения” с земельным участком указывать во вкладке “Дополнительные сведения” ФГИС ЕГРН;
вести реестр (перечень) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка, а также соответствующих земельных участков.
После доработки ФГИС ЕГРН в отношении всех объектов недвижимости, в сведения о которых была внесена Отметка, органу регистрации прав в течение пяти рабочих дней надлежит:
изменить вид объекта с “помещение” на “здание”;
указать назначение здания “жилой дом”;
указать связь с земельным участком (и земельного участка с объектом);
исключить Отметку из поля “Наименование помещения” вкладки “Характеристики помещения”, вкладки “Дополнительные сведения” ФГИС ЕГРН.
Также органу регистрации прав в силу части 4 статьи 16 Закона N 476-ФЗ одновременно с указанными изменениями необходимо снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены объекты недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка.
В форме заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приведенной в приложении N 1 к приказу Росреестра от 19. 2020 N П/0310, рекомендуется:
в реквизите 4 в числе прочего в графе “Дополнительная информация” указывать слова “здание с назначением – “жилой дом”;
в реквизите 5 отмечать строки “учет изменений в связи с:”, “приведением вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями действующего законодательства”;
в реквизите 14 “Примечание” указывать слова “в силу частей 1, 4 статьи 16 Федерального закона от 30. 2021 N 476-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Кадастровым инженерам предлагаем рекомендовать указывать связь блоков, учтенных в качестве помещений, с земельными участками в разделе “Заключение кадастрового инженера” межевого плана.
Территориальным органам Росреестра, Госкомрегистру, Севреестру необходимо довести до уполномоченных органов настоящие рекомендации по заполнению соответствующих заявлений, межевых планов, а также информацию о том, что до реализации во ФГИС ЕГРН технической возможности изменения вида объекта и его назначения в соответствии с частями 1, 4 статьи 16 Закона N 476-ФЗ исполнение указанных положений осуществляется путем внесения в сведения ЕГРН Отметки.
Настоящее письмо также размещено на внутреннем интернет-портале Росреестра в разделе “Рассылки по вопросам государственной регистрации прав и кадастрового учета”.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО от 23 октября 2019 г. N 10-11635/19
Управление информационных технологий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе письмо Росреестра от 14. 2019 N 10-08062-ВС/19.
Начальник Управления информационных технологий А. БИБИКОВ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение Правительства Вологодской области от 15. 2019 N ИСХ. 01-8512/19 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о территориальной зоне, в части видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, сообщает следующее.
В соответствии с частью 18. 1 статьи 32 Федерального закона от 13. 2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации) обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав об установлении или изменении границ, в том числе территориальных зон, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ территориальных зон и перечень координат характерных точек границ таких зон.
Пунктом 6 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15, 15(1) статьи 32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 2015 N 1532 (далее – Постановление N 1532), определено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены ПЗЗ, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых ПЗЗ, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Минэкономразвития России ранее в связи вступлением в силу с 11. 2018 Федерального закона от 31. 2017 N 507-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 507) было рекомендовано до момента утверждения новой редакции XML-схемы, соответствующей требованиям положений Закона N 507-ФЗ, в качестве документа, содержащего описание местоположения границ, в том числе территориальных зон, использовать карту (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 2009 N 621 (далее – Требования) и в отношении которой приказом Росреестра от 01. 2014 N П/369 “О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде” утверждена соответствующая XML-схема.
В связи с тем, что до настоящего времени XML-схемы, соответствующие требованиям Постановления N 1532, не утверждены, необходимо использовать XML-схемы, утвержденные приказами Росреестра от 01. 2014 N П/369 и от 15. 2016 N П/0465, а именно: “MapPlan_v01” и “ZoneToGKN_v05”.
XML-схема MapPlan_v01, используемая для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (с 01. 2017 – ЕГРН) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в части представления карты (плана) объекта землеустройства, размещенная на официальном сайте Росреестра в соответствии с приказом Росреестра от 01. 2014 N П/369 (далее – XML-схема MapPlan_v01), позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01 (далее – XML-файл MapPlan), соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ.
Учитывая, что используемая в настоящий момент для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении (соглашении, уведомлении) уполномоченного органа об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объекта культурного наследия или его зон охраны, особых экономических зон, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления XML-схема ZoneToGKN_v05 (далее – XML-схема ZoneToGKN_v05) не позволяет указывать виды разрешенного использования земельных участков, отличные от видов разрешенного использования, установленных Приказом N 540 в редакции приказа Минэкономразвития России от 30. 2015 N 709, а также то, что неотъемлемой частью XML-документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об установлении территориальных зон, подготовленного в соответствии с XML-схемой ZoneToGKN_v05 (далее – XML-файл ZoneToGKN), является XML-файл MapPlan, полагаем возможным рекомендовать следующее.
В элементе “Особые отметки” (Note) реквизита “Территориальная зона, зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия” (ZoneToGKNNewZoneZone) XML-файла ZoneToGKN следует указывать: “Разрешенное использование (РИ) ЗУ, установленное до 24. 2014, действительно вне зависимости от его соответствия классификатору видов РИ (п. 11 ст. 34 ФЗ от 23. 14 N 171-ФЗ). Установленные ВРИ приведены в файле карты (плана) объекта землеустройства. При заполнении указанного элемента необходимо учитывать, что в соответствии с XML-схемой ZoneToGKN_v05 общая длина текста не должна превышать 255 символов, включая пробелы.
В элементе “Разрешенное использование (по классификатору)” (LandUse) реквизитов “Основной вид разрешенного использования” (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimary), “Условно разрешенный вид разрешенного использования” (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionally) и (при необходимости) “Вспомогательные виды” в отношении основного вида разрешенного использования (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermitedAncillary) и условно разрешенного вида разрешенного использования (ZoneToGKNN ewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermitedAncillary) XML-файла ZoneToGKN рекомендуется указывать код по классификатору “214099000000”, соответствующий значению “Сведения отсутствуют”.
При этом в соответствующие элементы XML-файла MapPlan необходимо внести сведения об основных, условно разрешенных и (при необходимости) вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ:
– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Основной вид разрешенного использования” (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermittedUse),
– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Условно разрешенный вид разрешенного использования” (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermittedUse),
– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Вспомогательные виды” в отношении основного вида разрешенного использования (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermitedAncilliaryPermittedUse),
– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Вспомогательные виды” в отношении условно разрешенного вида разрешенного использования (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermitedAncilliaryPermittedUse).
С учетом изложенного при внесении в реестр границ ЕГРН сведений о территориальной зоне необходимо из XML-файла MapPlan внести соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ в графу “Вид разрешенного использования по документу” в отношении основного, условно разрешенного и (при необходимости) вспомогательного вида разрешенного использования вкладки “Разрешенное использование” сведений о территориальной зоне информационной системы, обеспечивающей ведение ЕГРН. При этом внесенный в результате импорта XML-файла ZoneToGKN в графу “Вид разрешенного использования по классификатору Минэкономразвития” той же вкладки текст “Сведения отсутствуют” следует изменить на пустое значение.
Последствия отсутствия охранной зоны в ЕГРН
Несвоевременное внесение ЗОУИТ в кадастр (ЕГРН) чревато как финансовыми потерями для собственника земли, так и угрозой возникновения серьёзной аварии на участке. Лицо, планирующее провести ремонтные работы на территории, не будет знать об особенностях зоны, так как не сможет найти соответствующей информации о ней в ЕГРН. В таком случае, все убытки несёт владелец участка.
Обязанность установить санитарно-защитную зону на территории предприятий лежит на промышленных организациях.
Что мы делаем
Подготовительный этап
На подготовительном этапе составляется текстовое и графическое описание местоположения объекта, относительно которого необходимо сформировать охранную зону, определяется его площадь и границы. Для этого анализируются сведения Единого государственного реестра недвижимости, используются материалы Единой электронной картографической основы, собирается иной картографический материал, материалы дистанционного зондирования. Проводится геодезическая съемка с координированием объектов. По итогу работ составляется технический отчет, содержащий:
перечень земельных участков в охранной зоне (при наличии);сведения ЕГРН;ситуационный план расположения объектов (объекты, вокруг которых устанавливается охранная зона: газопроводы, культурные объекты, заводы, фабрики и другое);каталоги координат устанавливаемой охранной зоны;
2. Оформление охранной зоны
По подготовленным заранее материалам составляется каталог координат границ охранных зон и подготавливается план. План границ охранной зоны оформляется в виде, совмещенном с картографической основой, и отображает:
границы охранной зоны; границы природных объектов и объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ охранных зон определено через местоположение указанных объектов);необходимые обозначения;используемые условные знаки;выбранный масштаб. Вместе с этим запрашивается решение органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении границ охранной зоны и получение подтверждающего документа о внесении сведений об охранной зоне в ЕГРН. Охранная зона надземного газопровода низкого давления
3. Постановка на учёт особой зоны
После подготовки плана границ охранной зоны все собранные документы отправляются на рассмотрение в ЕГРН. По итогу принятия решения сведения о границах вносятся в реестр. Зона с особым использованием территории считается установленной с даты внесения в документы ЕГРН сведений о ней.
Последние реализованные проекты
На этом этапе происходит сбор и анализ документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных и иных материалов.
Сопоставляются и уточняются реальные данные о границах территориальных зон со сведениями ЕГРН.
Итоги этапа оформляются в текстовом и графическом виде.
В текстовом виде:
Реестр земельных участков, требующих уточнения границ их фактического местоположения
Каталог координат границ населенных пунктов.
В графическом виде:
Схема проектируемых границ населенного пункта
Проведение работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки
На этом этапе приводится содержание правил землепользования и застройки поселений в соответствие с частями 2, 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, вносятся корректировки. Указываются границы территориальных зон, состав и вид территориальных зон, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Наши специалисты осуществляют сопровождение проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки в рамках проведения процедур согласования и публичных слушаний/общественных обсуждений.
По результатам завершения второго этапа DATUM Group предоставляет итоговые материалы, которые состоят из текстовой части, графической части и презентационных материалов.
Порядок применения правил землепользования и застройки поселения (городского округа) и внесения в них изменений (корректировка);
Градостроительный регламент в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах каждой территориальной зоны (корректировка);
Пояснительная записка с описанием вносимых изменений в правилах землепользования и застройки.
Карта (карты) градостроительного зонирования с отображением:
- границ территориальных зон;
- территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
- границ населенных пунктов, входящих в состав поселения;
- границ зон с особыми условиями использования территорий;
- границ территорий объектов культурного наследия;
- границ территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения (при наличии).
Проведение работ по подготовке сведений о границах территориальных зон
На последнем этапе составляется текстовое и графическое описание границ территориальных зон, формируются XML-документы, содержащие сведения о границах для внесения новых сведений в ЕГРН.
Наши специалисты осуществляют техническое сопровождение процедуры внесения сведений в ЕГРН.
По итогам работ заказчик получает следующие материалы:
Графическое описание территориальных зон в соответствии с требованиями законодательства
Пакет документов, содержащих сведения о местоположении границ территориальных зон для внесения сведений в ЕГРН.