Письмо Росреестра от 01.12.2020 N 13-00437/20

СТ 11. 9 ЗК РФ

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

все связанные документы >>>

СТ 11. 3 ЗК РФ

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11. 10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;

3) утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 01. 2016 N 119-ФЗ пункт 4 статьи 11. 3 действует до 1 января 2035 года.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13. 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закона о регистрации) осуществление государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон,  лесничеств.

Исключением являются 2 случая:

1)      если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости;

2)      в случае образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

Общие правила установления границ территориальных зон предусмотрены частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации

Органы местного самоуправления должны направлять сведения о границах территориальных зон в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Однако, в Прикамье еще не все муниципалитеты направили информацию о территориальных зонах и границах населенных пунктов.

На практике нередко возникают ситуации, когда собственники ранее учтенных земельных участков хотят официально уточнить границы своих участков и обращаются к кадастровым инженерам для проведения межевания.

В дальнейшем в Росреестр  поступают документы об описании границы населенного пункта, часть границы которого совпадает с границей территориальной зоны, в которой, в свою очередь возникло пересечение с границами уточненного земельного участка

Статьей 34 Закона о регистрации предусмотрена возможность корректировки границы населенного пункта в соответствии с описанием местоположения границы пересекаемого земельного участка, однако одновременная корректировка границы территориальной зоны в данном случае не предусмотрена. Таким образом, сведения о границе населенного пункта не могут быть внесены в ЕГРН.

В этой связи, кадастровым инженерам при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков необходимо в обязательном порядке руководствоваться документами территориального планирования и градостроительного зонирования, не допускать пересечения с границами территориальных зон.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

Контакты для СМИ

Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю

+7 (342) 205-95-58 (доб. 0214, 0216)

Градостроительные регламенты, если исходить из положений ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, являются частью правил землепользования и застройки, которые утверждаются органами местного самоуправления. При этом ст. 31 этого Кодекса установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

В отношении содержания градостроительного регламента, касающегося земельных участков, ст. 30 данного Кодекса устанавливает следующее: в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 – 6. Требования п. 3 – 6 настоящей статьи адресованы к проведению работ по установлению границ земельных участков, и их назначение можно охарактеризовать таким образом, что те или иные действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков и недвижимости, на ней расположенной.

Комментарий к Статье 11. 3 Земельного кодекса РФ

Из структуры главы I. 1 ЗК РФ видно, что законодатель посчитал необходимым выделить вопросы образования земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отдельную статью, тем самым определив, что процесс образования таких земельных участков характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с общими нормами об образовании земельных участков.

Эти особенности заключаются в определенном перечне документов, в соответствии с которыми могут быть образованы такие земельные участки. К ним относятся проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ, проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории допускается только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Таким образом, в приоритетном порядке образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании проекта межевания территории. Такой подход позволяет наиболее рационально организовать процесс образования земельных участков, в том числе для целей дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам, поскольку он в полной мере отвечает принципам устойчивого развития территорий и осуществлению строительства на основании документации по планировке территории, на которых основано законодательство о градостроительной деятельности (п. 4 ст. 2 ГрК РФ). Согласно ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ. На чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы зон действия публичных сервитутов.

Согласно ч. 5 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Согласно ст. 46 ГрК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. В связи с этим население может выражать собственное мнение относительно утверждаемой документации по планировке территории в части проектируемых границ будущих земельных участков, формирующихся для дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам. Это в полной мере соответствует юридической природе такого института, как публичные слушания. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости (ч. 6 ст. 41 ГрК РФ). ——————————– Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О (Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2), будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Таким образом, образование земельных участков на основании проекта межевания территории позволяет учитывать все особенности развития соответствующей территории, в том числе планируемые и существующие территории общего пользования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, а также установленные ограничения в использовании объектов недвижимости.

Законодатель посчитал целесообразным сохранить и возможность образования земельных участков на основании схемы расположения земельного участка, поскольку, во-первых, применительно далеко не ко всем территориям в настоящее время разработаны и утверждены проекты межевания, позволяющие образовать земельные участки в соответствии с такими проектами, а во-вторых, в связи с тем, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (ч. 1 ст. 43 ГрК РФ), что обусловливает невозможность и нецелесообразность подготовки и утверждения проекта межевания для образования отдельных земельных участков (например, на территориях с низкой плотностью застройки и низким спросом на земельные участки) или запрещена (например, образование земельных участков для выпаса скота, ведения личного подсобного хозяйства за пределами границ населенного пункта, огородничества).

Разработка и утверждение проекта межевания территории является неотъемлемым этапом развития застроенных территорий (ст. 3 ГрК РФ), комплексного освоения территории (ст. 4 ГрК РФ), освоения земельных участков, предоставленных юридическим лицам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п. 5 ст. 8, п. 4 и 5 ст. 10 ЗК РФ), установления границ земельных участков, занятых многоквартирными домами (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” ), строительства и реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ). ——————————– СЗ РФ. 2005. N 1. 17; 2011. N 13. 1688.

В части образования земельных участков, занятых многоквартирными домами, обратим внимание на вывод ВС РФ, сделанный в Определении от 8 февраля 2016 г. N 303-КГ15-18725, указывающий на то, что по мнению ВС РФ отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом, в связи с чем в судебном порядке на орган публичной власти была возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При этом необходимо учитывать, что положения подп. 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливают необходимость образования на основании проекта межевания не только земельных участков, занятых многоквартирными домами, но и любых земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного такими домами. Как предусмотрено п. 35 ст. 1 ГрК РФ, элемент планировочной структуры – это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Применительно к образованию земельных участков для линейных объектов федерального, регионального или местного значения следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” положения комментируемой статьи были изменены путем исключения необходимости утверждения проекта межевания территории для целей эксплуатации существующего линейного объекта федерального, регионального или местного значения, поскольку ранее подп. 5 п. 3 комментируемой статьи предусматривал необходимость утверждения проекта межевания для размещения, то есть в том числе и для эксплуатации (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ) линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Необходимость выделения в качестве самостоятельного вида документов, на основании которых осуществляется образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков объясняется правилами проектирования лесных участков, закрепленными в ст. 1 ЛК РФ. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Такая документация утверждается органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по предоставлению лесных участков.

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” комментируемая статья была дополнена п. 4, предусматривающим возможность образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с особыми правилами, предусмотренными данным Законом. В частности, его положениями предусматривается возможность образования земельных участков на основании схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории. Концептуальной особенностью данной схемы является то, что она является непосредственным основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет при отсутствии межевого плана земельного участка (ч. 5 ст. 6 данного Закона).

Исходя из положений данной статьи местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Основанием для возникновения права собственности на образуемые земельные участки является административный акт (решения исполнительных органов), принятый в рамках компетенции соответствующего органа. Решение об образовании земельных участков из государственных и муниципальных участков принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые распоряжаются земельными участками в пределах своей компетенции, определенной ст. 9 – 11 ЗК. Решение в отношении не разграниченной в собственности государственной земли принимают по общему правилу органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Указанные органы с целью образования новых земельных участков не могут распоряжаться ранее образованными и предоставленными частным или иным лицам земельными участками, перечень которых содержится в подп. 1 – 5 п. 1 комментируемой статьи. Перечень этот не является закрытым, такие указания могут содержаться в иных ФЗ. Вопрос о преобразовании и об образовании новых земельных участков в этих случаях может решаться правообладателями земельных участков по соглашению либо в судебном порядке.

Решения органами, указанными в п. 1, об образовании новых земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты на основании заявлений правообладателей земельных участков. При этом к заявлению должны быть приложены следующие документы на земельные участки, из которых образуются новые земельные участки:

– кадастровый паспорт образуемого земельного участка (или кадастровые паспорта образуемых земельных участков), т. выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая необходимые сведения для государственной регистрации прав на земельный участок и сделок с ним, иные сведения о земельном участке, явившемся базовым объектом для образования нового участка;

– правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы (т. любые документы, подтверждающие факт предоставления гражданину или юридическому лицу земельного участка). Ими могут быть: постановление; свидетельство органов; приказ совхоза; решение общего собрания колхоза, если документы на земельный участок не прошли регистрацию; выписка из похозяйственной книги, заверенная органами местного самоуправления;

– нотариально удостоверенная доверенность (в случае подачи заявления представителем правообладателя земельного участка).

Пункт 3 комментируемой статьи вытекает из содержания п. 7 ст. 2 ЗК. Если земельный участок, из которого образуется несколько, относится в соответствии с ГрК к территории, требующей планировки, то образование нового земельного участка должно осуществляться с учетом этих документов планировки территории или иного документа, предусмотренного ФЗ. При этом в заявлении об образовании нового земельного участка указываются реквизиты этих документов.

Пункт 4 комментируемой статьи содержит перечень сведений, которые должны быть отражены в решениях исполнительных органов об образовании новых земельных участков.

В решениях исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании новых земельных участков могут быть указаны полномочия прежнего правообладателя земельного участка, поскольку они отражают также статус участка (в собственности, в пользовании и т. Также в решениях может быть указано, что правообладатель вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности (РФ, субъекта РФ или права муниципальной собственности) на образуемые земельные участки. Для обращения правообладателя земельного участка с заявлением в регистрационные органы доверенности от исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется.

Комментарий к Статье 11. 10 Земельного кодекса РФ

В комментируемой статье законодатель посчитал необходимым отдельно урегулировать вопросы, связанные с содержанием и подготовкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представляется, что именно этот документ в условиях отсутствия в большинстве случаев утвержденных проектов межевания территории должен стать наиболее распространенным среди документов, используемых для образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из п. 1 комментируемой статьи, подготовка схемы должна осуществляться путем изображения границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, форма которого утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2012 г. N 831 “Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории” <1>. Таким образом, такая схема представляет собой графический образ земельного участка, который предстоит образовать. ——————————–
<1> РГ. 2013. 28 мая. N 112.

Лица, осуществляющие подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ограничены объективными обстоятельствами, указывающими на необходимость учета документов, устанавливающих различные ограничения использования соответствующей территории, а также прочих фактов и особенностей, установленных применительно к землям или земельному участку, из которых предполагается осуществить образование нового земельного участка. Данные ограничения необходимы с учетом того, что в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 комментируемой статьи, подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории может осуществляться лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка.

В п. 16 комментируемой статьи приведен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако субъекты РФ до 1 января 2020 г. наделяются правом принимать решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законами данных субъектов РФ, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 г. 29 и 32 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” <1>). ——————————–
<1> СЗ РФ. 2014. N 26. 3377.

Существенным отличием нового порядка подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ранее действовавшего является единая форма этого документа, которая устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>. При этом для удобства участников земельных отношений предусматривается возможность подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. ——————————–
<1> Ранее ст. 31, 34, 36 ЗК РФ (признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”) хотя и предусматривалась необходимость подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, но форма такой схемы не устанавливалась. В связи с этим органами государственной власти и органами местного самоуправления при отсутствии соответствующих полномочий утверждались различные формы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории и устанавливались требования к подготовке таких схем (см. , например, Закон Самарской области от 4 марта 2011 г. N 16-ГД “О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории”; Постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 1 июля 2010 г. N 609-П “Об утверждении порядка подготовки и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в Можайском муниципальном районе”; Постановление администрации г. Курска от 15 мая 2009 г. N 473 “Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте”; Постановление администрации г. Барнаула от 9 сентября 2013 г. N 3026 “Об утверждении Порядка подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах городского округа – города Барнаула Алтайского края”).

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ее форма при подготовке на бумажном носителе, а также ее форма при подготовке в виде электронного документа установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются сведения, необходимые для внесения соответствующих записей в Реестр объектов недвижимости, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 42 <1>, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Так, в частности, решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об адресе земельного участка, виде его разрешенного использования и категории земель, к которой относится данный земельный участок. При этом принятие решений об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется (ч. 21 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”). ——————————–
<1> РГ. 2010. 9 апр. N 75.

Следует отметить, что в настоящее время на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <1> доступна услуга по подготовке схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Такая услуга предоставляется за плату, размер которой установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 6. ——————————–
<1> rosreestr

Комментарий к Статье 11. 9 Земельного кодекса РФ

Процесс образования земельных участков не может быть произвольным. В связи с этим ЗК РФ устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать образуемые и изменяемые земельные участки.

Одним из главных требований, предъявляемых к земельным участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров, которые устанавливаются градостроительным регламентом. Так, в Определении от 31 мая 2016 г. N 16-КГ16-18 Верховным Судом РФ было указано на невозможность выдела доли земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, на котором расположен жилой дом, по причине того, что образуемые при таком выделе земельные участки не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется <1>, а также градостроительные регламенты для которых не устанавливаются <2>, должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами <3>. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ <4> в соответствии с требованиями земельного законодательства. ——————————–
<1> Согласно ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.

<2> В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

<3> До настоящего времени такие федеральные законы не приняты. Попыткой комплексного урегулирования вопросов использования земельных участков, на которых действие градостроительного регламента не распространяется, а также для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, является внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию” (Официальный сайт Государственной Думы duma. gov. ru).

<4> Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области” минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара.

В отдельных случаях предельные размеры образуемых земельных участков устанавливаются напрямую федеральным законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадь которого не превышает одного гектара.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Границы муниципальных образований и границы населенных пунктов отражаются в генеральных планах поселений, городских округов, схемах территориального планирования муниципальных районов (п. 1 ч. 6 ст. 19, п. 2 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта. При поступлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов такие сведения отражаются на публичных кадастровых картах, которые предназначены для использования неограниченным кругом лиц <1>. ——————————–
<1> См. : Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 марта 2016 г. N 145 “Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах” (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 25).

Таким образом, опираясь на сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, орган государственного кадастрового учета проверяет соответствие образуемого или измененного земельного участка требованиям ЗК РФ в части недопустимости пересечения таких границ с границами земельного участка.

Следуя принципу единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Так, например, невозможно осуществить раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ такой земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). В этой связи необходимость обеспечения доступа к земельному участку также является одним из необходимых условий, соблюдение которых обязательно при образовании земельного участка.

Раздел, перераспределение или выдел земельных участков также не может быть осуществлен, если образуемые в результате этого земельные участки нельзя будет использовать в соответствии с их разрешенным использованием ввиду наличия установленных обременений (ограничений).

Так, широко распространенным случаем на практике является нахождение земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне, в том числе когда в такой зоне находится не весь земельный участок, а его часть.

Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 “О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон” <1> в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи). ——————————–
<1> СЗ РФ. 2009. N 10. 1220.

Таким образом, если в вышеупомянутой охранной зоне находится часть земельного участка, предназначенного для строительства, например, гаража, то при образовании такой части в виде самостоятельного земельного участка размещение гаража на этой части земельного участка будет противоречить правовому режиму, установленному для этой охранной зоны. В связи с этим образование земельного участка подобным образом не допускается.

Понятия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в ЗК РФ не раскрываются, в связи чем на практике участникам земельных отношений и органам кадастрового учета зачастую достаточно сложно установить, характеризуется ли образуемый земельный участок такими признаками. Однако эти понятия имеют исторические корни. В частности, термины “чересполосица” и “вклинивание” ранее использовались в законодательстве советского периода <1>. ——————————–
<1> См. , например: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. N 286 “О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах” (СП РСФСР. 1966. N 11. 51), ст. 59 ЗК РСФСР (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. 768). В Постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 3 сентября 1932 г. N 1356 “О создании устойчивого землепользования колхозов” (СЗ СССР. 1932. N 66. 388) чересполосица названа “бичом единоличного хозяйства”.

Образование земельных участков должно осуществляться с учетом территориальных зон, установленных при градостроительном зонировании, а также границ лесничеств и лесопарков. Пересечение границ земельного участка и границ территориальной зоны является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка (п. 6 ч. 2 ст. 26 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”).

Недопустимость пересечения границ земельных участков с границами лесничеств и лесопарков объясняется тем, что последние в соответствии со ст. 23 ЛК РФ являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

Образование земельных участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов являются объективными исключениями из общих правил. Такие исключения сформулированы законодателем исходя из того, что участки недр являются самостоятельным объектом недвижимости (ст. 130 ГК) и образование земельного участка в данном случае осуществляется только в целях обеспечения доступа к участку недр, а также специфики линейных объектов, которые могут иметь длительную протяженность с сопутствующим пересечением не только территориальных зон, но и границ муниципальных образований, границ субъектов РФ (например, автомобильные дороги федерального значения, магистральные газопроводы и т. ) и объектов, режим использования которых определяется исходя из особенностей, предусмотренных водным законодательством.

Критерии размера (максимальные и минимальные) земельных участков, образуемых путем раздела, выдела или объединения, устанавливаются градостроительными регламентами. Градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков (равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков), использования в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкций объектов, а также ограничения их использования (см. 1, 31 – 37 ГрК).

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 ФЗ от 15. 1998 “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. Зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определяются исходя из природно-экономических условий и возможных затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

Статья 1182 ГК и п. 3 ст. 20 ФЗ о кадастре указывают на требования, предъявляемые при образовании или изменении земельных участков. Земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет, если его площадь не отвечает минимальным размерам, установленным для соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Полномочия по установлению предельных максимальных и минимальных размеров земельных участков, предоставляемых субъектам земельных отношений, принадлежат различным органам и зависят от вида использования. Так, для ведения ЛПХ, индивидуального жилищного строительства размеры земельного участка устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления, для ведения садоводческого, огороднического, дачного, крестьянского хозяйства – законами субъектов РФ (см. ФЗ от 17. 2001 “О разграничении государственной собственности на землю” // СЗ РФ. 2001. N 30. 3060).

Границы образуемых или измененных земельных участков должны находиться в пределах территории одного муниципального образования или населенного пункта и не могут пересекать границы муниципальных образований или границы населенных пунктов. В практике встречаются случаи расположения одного земельного участка на территориях двух или нескольких населенных пунктов (территорий), поскольку при разграничении земельных участков между ними не были учтены все обстоятельства либо были допущены ошибки при замерах.

Запрещается образование или изменение земельных участков, которое приводит к невозможности использования расположенных на прежних земельных участках объектов недвижимости.

Если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (аренда, сервитут) не позволяют использовать образуемые в результате раздела, перераспределения или выдела земельные участки в соответствии с разрешенным использованием, то образование новых участков указанным образом не допускается.

Пункт 6 комментируемой статьи содержит перечень недопустимых нарушений при образовании новых земельных участков путем выдела, раздела или перераспределения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.