1. Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
1) в отношении работодателя:
а) полное наименование;
б) место нахождения и место осуществления деятельности;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
в.1) код причины постановки на учет в налоговом органе;
(пп. “в.1” введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
г) основной государственный регистрационный номер;
д) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
е) количество рабочих мест;
ж) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
з) распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда;
2) в отношении рабочего места:
а) индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
б) код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
в) страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;
г) численность работников, занятых на данном рабочем месте;
д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
(пп. “д” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
е) основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав);
(пп. “е” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
ж) сведения о произошедших за последние пять лет несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников, занятых на данном рабочем месте;
з) сведения о качестве результатов проведения специальной оценки условий труда (соответствие или несоответствие результатов проведения специальной оценки условий труда требованиям настоящего Федерального закона в случае проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда);
и) сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
(пп. “и” введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
3) в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда:
б) регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);
е) сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
ж) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.
3. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.
4. В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи.
5. В случае, указанном в части 4 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи.
6. Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами, налоговыми органами, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и страховщиками в целях, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона.
7. Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета, в том числе порядок присвоения идентификационного номера специальной оценке условий труда, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
8. Участники информационного взаимодействия обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся в информационной системе учета, обеспечивать защиту этих сведений от несанкционированного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Оператором информационной системы учета является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
6 марта 2023 г.
Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области в 2023 году продолжена работа по контролю за соблюдением установленных требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В настоящее время используется такая форма проведения контрольных (надзорных) мероприятий как наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Указанное мероприятие проводится без непосредственного взаимодействия специалистов Управления с изготовителями и продавцами товаров посредством сбора и анализа данных, содержащихся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации по адресу: https://gov.crpt.ru.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ) – государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.1 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (далее – Постановление № 515).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Постановления № 515).
Участники оборота представляют информацию о выводе из оборота маркированных товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия (п.26 Постановления № 515).
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Система «Честный знак» подразумевает генерацию уникального кода маркировки, то есть один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, и поэтому продажа второй единицы товара с одинаковым кодом фиксируется в системе ГИС МТ как отклонение, называемое «Повторная продажа».
Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.
Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
В рамках контрольной деятельности такие отклонения как «Повторные продажи» отслеживаются специалистами Управления и квалифицируются как нарушения обязательных требований, на основании чего по выявленным фактам с начала 2023 г. объявлено 31 предостережение о недопустимости нарушения установленных правил оборота маркированных товаров, в том числе 21 – в отношении продавцов обуви и 10 – в отношении участников оборота шин.
Установлены нарушения при обороте 329 единиц шин общей стоимостью более 1,6 млн. руб., выявлено 2789 пар обуви на сумму более 2,4 млн.руб. в разделе отклонений «Повторные продажи» ГИС МТ.
Мобильным приложением «Честный знак» каждому покупателю предоставляется возможность проверки подлинности, легальности, сроков годности приобретаемых товаров путем сканирования размещенного на товаре кода, а также доступна функция подачи покупателем жалобы. В связи с этим в Управлении организована работа по оперативному рассмотрению и принятию мер в отношении нарушений, о которых сообщают покупатели через систему «Честный знак».
Эта работа продолжается, в том числе с распространением наблюдения в государственной информационной системе за оборотом всех видов продукции, подлежащей маркировке, с отработкой иных отклонений, а также путем проведения целенаправленной разъяснительной работы для профилактики и предотвращения совершения правонарушений.
Новый уровень контроля бизнеса государством в современных условиях приводит к необходимости автоматизации ежедневных операций. Все больше организаций, предпринимателей участвуют в информационном обмене с госорганами. Различные ведомства обмениваются переданными сведениями, которые в дальнейшем будут объединены в единый файл для последующего анализа с помощью технологии Big Data. Эксперты 1С рассказывают, на что нужно обратить внимание бухгалтеру при ведении учета, чтобы выполнить требования законодательства о передаче информации в государственные информационные системы.
Хорошо это или плохо, но прошли те времена, когда бухгалтер мог «свернуть баланс» (то есть сформировать бухгалтерскую и налоговую отчетность), посидев несколько дней допоздна в отчетный период. В нынешних реалиях, чтобы выполнить требования о передаче информации в государственные информационные системы (ГИС) и обеспечить при этом достоверность регламентированной отчетности, авральный режим работы не годится – требуется регулярный учет.
Новый уровень контроля бизнеса государством
За последние годы в работе контролирующих органов произошел качественный прорыв в части автоматизации контрольной работы и расширения состава получаемых государством данных о деятельности предприятий.
Теперь государство в контрольной работе использует самые современные достижения информационных технологий, а, получив в руки мощные инструменты сбора и анализа информации, расширяет состав получаемых от бизнеса данных. По данным налоговой службы с каждым годом растет процент налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном виде.
В течение ряда лет поэтапно вводится обязанность передавать определенный набор сведений о ежедневных операциях в государственные информационные системы. Таким образом, фокус контроля государства охватывает теперь и ежедневные операции. А возможности интеграции потоков информации, получаемых из различных источников, и применение технологии Big Data (аналитика больших данных) открывают широкий простор для контрольной работы.
Все это ведет к тому, что государство в скором времени сможет осуществлять сплошной (тотальный) контроль ежедневных операций, совершаемых как юридическими, так и физическими лицами. Мы уже являемся свидетелями таких глобальных изменений.
На наших глазах свершился поистине революционный переход к расширенному налоговому декларированию НДС, которое представляет собой фактически пооперационную отчетность. К контролю уплаты НДС присоединились и банки, которые в онлайн-режиме осуществляют мониторинг платежей, сопоставляя сбалансированность указания НДС во входящих и исходящих платежах (методические рекомендации ЦБ РФ от 16.02.2018 № 5-МР, согласованные с ФНС России).
Примечание
Подробнее о банковском контроле за НДС читайте в статье “Банковский контроль за НДС: кто еще проверяет ваши налоги”.
Все больше и больше организаций и предпринимателей вовлекаются в информационный обмен с государственными информационными системами, которые затрагивают самые разные области экономики:
Благодаря указанным ресурсам государство получает оперативную информацию о сделках различного рода (о кассовой выручке, о ввозе и продаже определенных групп товаров), осуществляет контроль финансовых и товарных потоков в стране.
В перечисленных информационных системах применяются различные подходы к контролю (разрешительный или уведомительный), используются разные типы электронных документов и разные типы идентификационных знаков (для маркировки товаров).
Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации указанных ГИС являются разные уполномоченные федеральные органы государственной власти. Операторы (администраторы) и контролирующие органы в каждой ГИС также разные. Несмотря на это, власти планируют наладить автообмен информацией между различными ведомствами, а также объединить в единое информационное пространство (в единый налоговый файл) полученные данные для последующего анализа с помощью технологии Big Data.
Примечание
Оператор информационной системы – физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Рассмотрим подробнее, какие сведения, каким образом и куда должен (или будет должен в ближайшее время) передавать бизнес, и какая ответственность предусмотрена за несоблюдение данных норм.
Учет алкогольной и спиртосодержащей продукции
Государство внедряет автоматизированный контроль последовательно. Примером тому служит система ЕГАИС, которой уже более 10 лет. Введение ЕГАИС было предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 102-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
На первом этапе передавать информацию в ЕГАИС должны были только производственные предприятия, выпускающие алкогольную продукцию. С 2016 года обязанность распространилась на всех участников алкогольного рынка, в т. ч. на предприятия оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией.
Оператором и контролирующим органом ЕГАИС является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
C февраля 2018 года Росалкогольрегулирование приступило к внедрению очередного этапа ЕГАИС – к системе помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0). Особенностью ЕГАИС 3.0 является то, что участники алкогольного рынка теперь должны отчитываться перед государством уже не по каждой партии алкоголя, а по каждой отдельной бутылке. В промышленном режиме ЕГАИС 3.0 работает с 01.07.2018.
Обмен с системой ЕГАИС носит онлайн-разрешительный характер (при расхождении учетных остатков по данным ЕГАИС и по данным предприятия отгрузка оптом не разрешается).
В решениях «1С:Предприятие 8» поддерживается новый формат 3.0 и помарочный учет (см. таблицу 1).
Подробнее о правовом регулировании ЕГАИС, а также об организации продаж алкогольной продукции в программах 1С см. в справочнике «ЕГАИС» раздела «Технологическая поддержка прикладных решений». Материалы справочника доступны всем желающим.
На БУХ.1С есть специальный раздел «ЕГАИС».
За непредставление сведений в ЕГАИС предусмотрена ответственность:
1. Административные штрафы (ст. 14.19 КоАП РФ):
И в том и в другом случае помимо штрафа может применяться конфискация продукции, явившейся предметом административного правонарушения.
2. Приостановление или аннулирование лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приостановить действие лицензии могут за использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения, фиксации и передачи сведений в ЕГАИС (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ). Аннулирование лицензии возможно при производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС (пп. 13 п. 3.1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).
3. Изъятие продукции. Если производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции происходят без фиксации и передачи информации в ЕГАИС, это является основанием для изъятия продукции, так как оборот считается незаконным (пп. 1 п. 1 ст. 25 Закона № 171-ФЗ).
Отметим, что нефиксация сведений в ЕГАИС может привести к тому, что осуществлять оборот алкоголя будет просто невозможно. Например, поставщик не сможет отгрузить товар со склада, так как он передает сведения в ЕГАИС, а покупатель не подключен к государственной информационной системе.
Применение онлайн-касс
Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники призвана контролировать полноту учета выручки. В целях создания и функционирования АСК ККТ осуществляется поэтапный переход к новому порядку применения ККТ.
Начиналось все с пилотного проекта, который стартовал в 2014 году в четырех регионах России и был призван опробовать новую технологию электронной передачи информации о расчетах с покупателями в адрес налоговых органов в режиме реального времени. В период проведения эксперимента применение фискального накопителя (ФН) не предусматривалось.
Примечание
Фискальный накопитель – программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, отвечающее за ввод, хранение и трансляцию данных обо всех совершенных платежах (см. ст.ст. 1.1, 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Результаты эксперимента были признаны успешными, и в 2016 году в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» внесены существенные изменения, которые коснулись и порядка использования, и функциональности ККТ.
Согласно статье 4 Закона № 54-ФЗ кассовые аппараты нового образца (онлайн-ККТ) должны:
Таким образом, порядок применения онлайн-ККТ носит уведомительный характер. Непосредственным оператором и контролирующим органом указанной базы фискальных данных определена Федеральная налоговая служба (ФНС России).
В соответствии с Законом № 54-ФЗ массовый переход на онлайн-ККТ произошел в 2017 году. Плательщики ЕНВД и предприниматели на патенте получили сначала отсрочку до июля 2018 года, затем некоторые из этих представителей малого бизнеса – до июля 2019 года (например, ИП на ЕНВД без наемных работников), а некоторых навсегда освободили от применения онлайн-касс (это ИП на патенте, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12-17, 19-27, 29, 30, 31, 34-36, 39, 41-44, 49-52, 54-55, 57-62 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, вендинговая торговля, библиотеки (кроме частных) и др.).
Отсрочка до июля 2019 года предоставляется и по определенным операциям (например, при зачете и возврате предварительной оплаты и авансов). С июля 2019 года онлайн-кассы обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке.
В письме от 20.03.2018 № 03-01-11/17485 Минфин России отметил: «После завершения перехода на новый порядок применения ККТ всеми категориями налогоплательщиков будет создан уникальный инструмент, позволяющий получать информацию обо всех розничных продажах, выполненных работах и оказываемых услугах в стране и сократить объем “теневого” оборота наличных денежных средств».
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о ККТ осуществляют налоговые органы. Они вправе применять наказание за его несоблюдение (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ, п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).
Основания для привлечения к ответственности:
1. Неприменение ККТ. Под этим понимается фактическое неиспользование ККТ (в т. ч. по причине отсутствия); пробитие чека ККТ с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом) (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16). За нарушение налагается штраф (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
Ответственность за повторное совершение того же правонарушения, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 млн руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
2. Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения ККТ. За это нарушение предусмотрены (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
3. Нарушение порядка представления информации и документов в налоговые органы (а также сроков их предоставления) (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ):
4. Ненаправление кассового чека (БСО) покупателю. По желанию покупателя (клиента) чек (БСО) должны быть направлены на его абонентский номер или адрес электронной почты, иначе грозит ответственность (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):
Отметим, что к ответственности могут привлекаться не только пользователи ККТ, но и операторы фискальных данных, производители ККТ, экспертные организации (ст. 14.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности увеличен и составляет 1 год (ранее – 2 месяца). В ряде случаев ответственности можно избежать, если добровольно заявить в налоговый орган о нарушении (до того, как информация об этом появится у налоговых органов) и исправить его. Законодательство по применению онлайн-касс совсем непростое и до сих пор вызывает вопросы у пользователей ККТ (чего стоит одно только понятие расчета). При этом нормативно-правовая база продолжает совершенствоваться.
Поддержка работы с онлайн-ККТ реализована в большинстве системы «1С:Предприятие», где оперативно отражаются изменения, вносимые в Закон № 54-ФЗ. Подробнее о сроках реализации можно узнать в «Мониторинге изменений законодательства» в разделе «ККТ».
О правовом регулировании применения контрольно-кассовой техники, а также об организации работы с применением онлайн-касс в 1С (как в программе подключить онлайн-ККТ, зарегистрировать фискальный накопитель, настроить рабочее место кассира, предоставить электронный чек покупателю и пр.) см. в справочнике «Онлайн-кассы». Материалы справочника доступны всем желающим.
Во всех регионах страны квалифицированные партнеры фирмы «1С», хорошо знающие актуальное законодательство и имеющие опыт работы с контрольно-кассовой техникой, оказывают поддержку при переходе на новый порядок применения ККТ: консультации, подключение к ОФД, подбор, продажа и внедрение программ 1С с поддержкой 54-ФЗ. Подробнее см. на сайте в разделе «Центры компетенции 1С по 54-ФЗ».
Маркировка меховых изделий
Маркировка меховых изделий – это международный проект Евразийского экономического союза («Соглашение о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции “Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха”» от 08.09.2015), который начинался как эксперимент на добровольной основе.
Но уже с 12.08.2016 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 все производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы обязаны:
Непосредственное администрирование ГИСМ осуществляет ФНС России, при этом контролирующими органами наряду с ФНС являются также Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Министерство внутренних дел РФ (МВД).
Так, например, за продажу товаров и продукции без маркировки в случае, если маркировка обязательна, а также за хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта налагается штраф с конфискацией предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ):
Согласно Федеральному закону от 18.04.2018 № 81-ФЗ с 29.04.2018 в перечень оснований для проведения внеплановых проверок организаций и предпринимателей включается нарушение требований к маркировке товаров.
Этот же закон разрешает Роспотребнадзору проводить контрольные закупки без предварительного уведомления проверяемых организаций и ИП с одновременным извещением органа прокуратуры.
Операции по взаимодействию с ГИСМ «Маркировка», включая онлайн-обмен и подключение RFID-оборудования, поддержаны в следующих решениях 1С: «1С:ERP Управление предприятием 2»; «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.0); «1С:Розница 8» (ред. 2.2); «1С:Управление нашей фирмой 8»; «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.0); «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0); «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» (ред. 3.0).
На сайте www.buh.ru есть специальный раздел «Маркировка изделий из натурального меха». Как настроить программу и вести учет маркированных изделий на примере «1С:Розницы 8» (ред. 2.2), см. в статье Маркировка товаров в программе “1С:Розница 8” (версия 2.2.3) и других программах 1С.
Контроль товаров животного происхождения
В соответствии с Законом РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» с 01.07.2018 информация о товарах животного происхождения на каждом этапе движения от заготовки сырья до реализации конечному потребителю должна фиксироваться в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий». ФГИС «Меркурий» является частью ВетИС – Государственной информационной системы в области ветеринарии (ВетИС).
Администратором (оператором) ВетИС и одновременно ее контролирующим органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
На каждом этапе движения подконтрольной продукции должен оформляться отдельный электронный документ: сертификат или ветеринарно-сопроводительный документ (ВСД). Таким образом, порядок работы с ФГИС «Меркурий» имеет онлайн-разрешительный характер.
Перечень товаров, которые подлежат обязательному ветеринарному контролю (подконтрольные товары), установлен приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648. Порядок оформления электронных сертификатов установлен приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589.
Примечание
Подробнее о работе ФГИС «Меркурий» читайте на сайте.
Отметим, что до 01.07.2019 оформление ВСД на подконтрольные товары, на которые ранее ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров (Федеральный закон от 29.07.2018 № 272-ФЗ).
Соответственно, с 01.07.2018 требование оформлять электронные ветеринарные сертификаты действует только в отношении продукции, которая ранее уже подпадала под бумажную сертификацию.
Действующим законодательством в настоящее время не предусмотрена ответственность непосредственно за неприменение ФГИС «Меркурий». Наказать могут за другие нарушения ветеринарно-санитарных правил.
Например, если нарушены ветеринарно-санитарные правила перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, установлены штрафы (ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ):
Штрафы по этой статье могут применяться, например, если принимается мясная продукция без необходимых ветеринарных документов либо используется недействительный сертификат.
Также КоАП РФ предусмотрена ответственность за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов (за исключением перевозки для личного пользования) в виде штрафа (ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ):
В настоящее время в Правительстве РФ обсуждается период, в течение которого не будут штрафовать, а только выносить предупреждения.
Речь идет о недолжном или несвоевременном оформлении ЭВС, если ошибка (неоформление) не привела к нарушению карантинного режима или ограничению установленных решений по регионализации. Пока обсуждаются 3 срока льготного периода – до 1 октября 2018 года: 1 января или 1 июля 2019 года. Об этом рассказал Н. А. Власов (Россельхознадзор) на лекции в 1С:Лектории от 07.06.2018. Видеозапись лекции доступна для просмотра всем желающим.
С ответами Н.А. Власова на частые вопросы о ФГИС «Меркурий» можно ознакомиться в статье Россельхознадзор рассказал о “Меркурии” без прикрас
Полнофункциональный двухсторонний обмен с ФГИС «Меркурий» (в формате обмена ВетИС.API 2.0) поддержан в современных типовых решениях системы «1С:Предприятие» (таблица 2):
Примечание
Об интеграции решений «1С:Предприятия 8» с ФГИС «Меркурий» см. в статье Интеграция решений “1С:Предприятия 8” с ФГИС “Меркурий”.
Об электронной ветеринарной сертификации, а также о работе с ФГИС «Меркурий» в программах 1С см. в справочнике «ФГИС Меркурий» раздела «Технологическая поддержка прикладных решений». Материалы справочника доступны всем желающим.
Пользователям других учетных решений для организации обмена данными с ФГИС «Меркурий» рекомендуется использовать программу «1С:Управление ветеринарными сертификатами», разработанную совместно с компаний «АСБК софт» в сотрудничестве с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
На БУХ.1С есть специальный раздел «Электронная ветеринарная сертификация. ФГИС «Меркурий».
Маркировка лекарственных препаратов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 № 62 с февраля 2017 года по декабрь 2018 года на территории РФ проводится эксперимент по маркировке лекарственных препаратов (ЛП) контрольными (идентификационными) знаками. Эксперимент предусматривает, что:
Оператором ФГИС МДЛП является ФНС России, а контролирующим органом – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
В настоящее время участие в эксперименте добровольное. Федеральным законом от 28.12.2017 № 425-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которому с 2020 года в Российской Федерации будет введена обязательная маркировка всех лекарств, а информационный обмен с системой ФГИС МДЛП будет носить онлайн-разрешительный характер. Это означает, что при наличии расхождений в учете субъекта и в системе ФГИС МДЛП дальнейшее движение ЛП будет невозможно. Юридическая значимость всех операций, регистрируемых субъектами обращения ЛП в ФГИС МДЛП, должна обеспечиваться подписанием соответствующих документов усиленной квалифицированной электронной подписью.
Маркировка табака, обуви и других товаров
С 15 января по 31 декабря 2018 года на всей территории России проводится эксперимент по маркировке табачной продукции средствами идентификации (Постановление Правительства от 27.11.2017 № 1433).
Для участников оборота табачной продукции (производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов) участие в эксперименте добровольное. На время эксперимента функции оператора ИС МОТП выполняет ООО «Оператор-ЦРПТ», а контролирующим органом является министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).
Эксперимент предусматривает, что участники оборота табачной продукции:
В обязательном порядке производители табачной продукции будут маркировать каждую пачку и упаковку табачных изделий с 01.03.2019 (Федеральный закон от 29.07.2018 № 272-ФЗ).
Эксперимент по маркировке средствами идентификации обувных товаров запущен 01.06.2018, продлится до 30.06.2019 (Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 620). Производители, импортеры обуви, а также торговые организации участвуют в эксперименте исключительно на добровольной основе. Для участия в эксперименте компания должна подать заявку в Минпромторг, который в ближайшее время подготовит все необходимые для проведения эксперимента документы. Эксперимент по маркировке драгметаллов, камней и ювелирных изделий проводится с 01.06.2018 по 01.11.2018 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 № 321).
В Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, которые закрепляют обязанность маркировки отдельных товаров средствами идентификации в целях создания условий для защиты интересов хозяйствующих субъектов и потребителей указанных товаров (Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ). Согласно поправкам Правительство РФ должно определить:
Поправки вступают в силу с 01.01.2019. Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р утвержден перечень из 10 групп товаров, в отношении которых будет введена обязательная маркировка средствами идентификации:
Государство планирует ввести обязательную маркировку изделий из древесины. Минфин России, Минприроды России и Минпромторг России прорабатывают возможность включения продукции лесопромышленного комплекса в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В настоящее время по нормам Лесного кодекса РФ (статья 5.2) древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) подлежит обязательной поштучной маркировке компаниями и ИП, осуществляющими ее вывоз из России. Также в России действует Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней. Учету в данной ГИС подлежат сделки с древесиной на стадии вывоза из леса. Соответственно, теперь министерства и ведомства проработают возможность распространения обязательной маркировки на лесопромышленную продукцию, то есть на изделия из древесины, которые производятся и продаются в России.
Маркировка молока и молочных продуктов
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) подготовило проект правительственного постановления о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции.
Ранее предполагалось, что с 01.07.2018 вся молочная продукция подпадет под обязательную электронную ветеринарную сертификацию и систему ФГИС «Меркурий». Но потом было решено освободить отдельные виды молочной продукции от ЭВТ и перевести их на обязательную маркировку на упаковке. В связи с этим проект правительственного постановления предполагает провести эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции с 01.09.2018 по 31.12.2019.
Маркировке подлежат молоко и сливки (в т. ч. сухие и сгущенные), масло сливочное, топленое и молочный жир, сыры и кисломолочные продукты.
Участники эксперимента – Минпромторг, производители и импортеры отдельных видов молочной продукции, организации оптовой и розничной торговли, а также организации сферы услуг питания. Оператором информационной системы маркировки молочной продукции на время эксперимента будет ООО «Оператор-ЦРПТ». Производители, импортеры и продавцы молочной продукции участвуют в эксперименте на добровольной основе.
В ходе эксперимента власти намерены апробировать механизмы функционирования системы прослеживаемости оборота отдельных видов молочной продукции в России. Как поясняют в министерстве, результаты эксперимента позволят сформировать экономическое обоснование целесообразности введения обязательной маркировки молочной продукции.
Как видим, перечень маркируемой продукции велик, при этом информационные системы, в которые нужно оперативно передавать информацию о маркируемой продукции, разные. Как один из вариантов возможного упрощения работы с госинформсистемами планируется, что выбытие маркируемого товара из оборота в рознице будет регистрироваться через чек ККТ, а АСК ККТ автоматически будет передавать информацию о выбытии в соответствующую госинформсистему. В настоящее время такая технология проходит апробацию на меховых изделиях, лекарственных препаратах и табаке в рамках пилотных проектов.
Система прослеживаемости ввезенных товаров
Период проведения Проекта устанавливается с 23.10.2017 по 31.01.2019. В настоящее время осуществляется подготовка проектов нормативно-правовых актов (НПА). Существенные изменения будут внесены в Налоговый кодекс РФ, в т. ч. в главу 21, а также в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, поскольку сведения о прослеживаемых товарах должны будут отражаться в формах счетов-фактур, книгах покупок и продаж, журнале учета счетов-фактур. Высока вероятность, что по прослеживаемым товарам будет введен обязательный юридически значимый электронный документооборот.
О сроках реализации изменений законодательства в программах «1С:Предприятие 8» можно узнать в «Мониторинге изменений законодательства».
Контроль со стороны ИФНС
ФНС России в контрольной работе перешла к риск-ориентированному подходу на основе анализа операций. Внедрение АСК НДС, которая сопоставляет информацию из выставленных и полученных счетов-фактур, несмотря на экономический спад, позволило существенно повысить собираемость налогов.
По итогам I квартала 2018 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 26 %: до 4,1 тысячи против 5,6 тысячи в сопоставимом периоде (см. информационное сообщение от 31.05.2018 на официальном сайте ФНС России).
Одна из задач ФНС на ближайшую перспективу – интеграция систем АСК НДС, АСК ККТ и ГИС «Маркировка» для обеспечения достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.
Рекомендации по организации работы в новых условиях
Так на что же финансовая служба должна обратить внимание при ведении учета, чтобы выполнить требования по передаче информации в государственные информационные системы? Казалось бы, какое отношение имеет главный бухгалтер к маркировке товаров, отгрузке алкоголя, оформлению ветеринарных сертификатов и «пробиванию» чеков?
Отношение – самое непосредственное. У государства сформирован и оперативно пополняется информационный банк о сделках, совершаемых налогоплательщиками. Причем информация зачастую отправляется в разные системы параллельно и может контролироваться разными органами власти. Например, если организация производит спиртосодержащие лекарственные препараты, то информацию, скорее всего, придется представлять и в ЕГАИС, и в ФГИС МДЛП. Соответственно, переданные сведения должны друг с другом согласоваться.
Помимо этого, информация, представленная в ГИС, должна соответствовать данным, указанным в первичных документах, договорах, а также в бухгалтерской, налоговой и другой регламентированной отчетности. Например, налоговая база по акцизам в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции должна соответствовать данным ЕГАИС (п. 2.1 ст. 187 НК РФ). Расхождение сведений в отчетности с государственной базой данных приведет к проверкам, а возможно и к штрафам, пеням, блокировке счета и другим мерам административного воздействия.
Понятно, что без автоматизации вести учет в фискальных целях стало невозможно, поэтому бизнес вынужден адаптироваться к новым условиям.
Чтобы обеспечить выполнение указанных требований, организации и предприниматели должны оперативно интегрироваться с государственными информационными системами, пересмотреть свой учет и отладить технологию регулярной работы. При этом следует иметь в виду, что если информация в учетную систему будет поступать из разрозненных источников, обеспечить достоверность отчетности вряд ли получится.
Фирма «1С» предлагает пользователям готовые решения, в которых поддерживается информационный обмен с ЕГАИС, ГИС «Маркировка», ФГИС «Меркурий», работа с онлайн-ККТ, а также автоматизированное формирование регламентированной отчетности на основе данных информационной базы.
Бухгалтеру достаточно использовать штатные средства программы, например «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0), обеспечить ведение регулярного учета и синхронизацию данных (если учет ведется в разных программах 1С). Это снизит трудозатраты на формирование отчетности, поскольку все операции будут своевременно отражены в учетной системе. Таким образом, если организация соблюдает требования законодательства и является добросовестным налогоплательщиком, вероятность проверки ее деятельности стремится к нулю.
Силами фирмы «1С» и партнеров «1С» по всей стране обеспечивается оперативная поддержка пользователей. Фирма «1С» рекомендует:
От редакции. В 1С:Лектории 13.09.2018 состоялась лекция, в ходе которой эксперты 1С рассказали, на что обратить внимание бухгалтеру при ведении учета, чтобы выполнить требования по передаче информации в современные госинформсистемы.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации
Принят Государственной Думой
8 июля 2006 г.
Одобрен Советом Федерации
14 июля 2006 г.
Оглавление
Президент Российской Федерации
В. Путин
С 1 марта 2022 года в России действуют новые правила обращения с отходами I и II классов опасности. Предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «ФЭО», определенное федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию данных отходов на всей территории Российской Федерации.
Организационное и информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов осуществляется на площадке единой цифровой платформы – федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). ФГИС ОПВК позволяет заключать договоры, подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени и оперативно обмениваться электронными документами.
Отходообразователи, которые имеют собственные мощности по обращению с отходами I и II классов, с 1 марта регистрируются в системе ФГИС ОПВК и вносят в систему информацию о полном жизненном цикле опасных отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях.
Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов, с 1 марта регистрируются в системе ФГИС ОПВК и заключают договор с федеральным оператором, который обеспечивает «под ключ» весь спектр услуг по обращению с данными отходами. Форма договора типовая, утверждена постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363.
Федеральный оператор осуществляет свою деятельность по установленным ФАС России тарифам. Тарифы едины на всей территории России и включают расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности. Тариф на отходы I класса составляет 222,9 тыс. руб. за 1 тонну без НДС. Тариф на отходы II класса составляет 62,47 тыс. руб. за тонну без НДС.
Действующие на рынке предприятия по транспортированию и обращению с отходами I и II классов контрактуются с федеральным оператором и получают доступ к заказам через систему ФГИС ОПВК. Стоимость услуг операторов определяется на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Формат договоров – рамочный. Он предусматривает возможность присоединения к победителю любого участника рынка, что позволяет всем желающим продолжать работу.
Система ФГИС ОПВК доступна с любого устройства (телефона, планшета, компьютера), что позволяет пользователям оперативно контролировать все процессы. Она интегрирована с другими информационными системами – ЕСИА «Госуслуги», АИС «Налог-3», ГЛОНАСС, ПТК «Госконтроль» – это упрощает работу и исключает необходимость «двойного» ввода данных.
Регистрация во ФГИС ОПВК осуществляется по ссылке gisopvk.ru
Вы можете задать интересующий Вас вопрос, воспользовавшись формой обратной связи. Обращаем внимание на необходимость корректного заполнения всех полей данной формы.