Подтверждение компетентности лаборатории часть 3

Межлабораторные сличительные испытания

Межлабораторные сличительные испытания – это сравнение измерений или испытаний одного и того же образца, которые проводились в аналогичных и заранее обговоренных условиях, несколькими лабораториями. Процедуру могут проводить, когда лаборатории участвуют в программах проверки квалификации, а через МСИ определяются их компетентность и достоверность результатов измерений. Также для того, чтобы лабораторию включили в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза у нее должны быть положительные результаты МСИ.

Проведение межлабораторного сличения

Нередко межлабораторное сличение инициируется самой лабораторией, чтобы провести анализ своей деятельности.

Проводить МСИ может аккредитованная организация, чаще всего это государственные региональные центры стандартизации и метрологии. Хотя провайдером МСИ может быть и зарубежная организация, при условии, что она аккредитована на соответствие требованиям ISO/IEC 17043:2010.

Проведение МСИ

Межлабораторные сравнительные испытания проводятся следующим образом:

  1. Измерение/испытание одного и того же образца несколькими лабораториями.
  2. Анализ результатов и сравнение показателей.
  3. Выдача свидетельства об участии и отчета с результатами.

Важность повышения квалификации

Для того, чтобы специалисты лабораторий хорошо разбирались в нюансах исследований, знали обо всех актуальных изменениях, следует регулярно проходить повышение квалификации по метрологии. В Современной научно-технологической академии подобное обучение реализуется в дистанционном формате, то есть без отрыва от работы. Такой подход наиболее удобен для тех, кто заинтересован в том, чтобы незамедлительно применять полученные знания на практике.

Популярные статьи в категории:

  • Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
  • Срок подачи заявки до 30 июня 2023 г.
  • Проведение замеров офлайн онлайн 8 августа 2023 г. август-сентябрь 2023 г.
  • Получение свидетельства, отчета (в виде электронных документов), бухгалтерские документы (по системе ЭДО) декабрь 2023 г.

Участие в ППК

Участники ППК приглашаются в специально оборудованное место в г. Самара со своими средствами для пробоотбора воды питьевой централизованного водоснабжения (включая СИ для контроля условий среды, посуду, реактивы для консервации) и проводят отбор проб воды питьевой с целью определения железа. После отбора пробы и консервации, участники передают их Провайдеру для проведения дальнейшего анализа и оценки.

Читайте также:  Статья 35. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах

Участники ППК по месту нахождения проводят и транслируют в прямом эфире с помощью информационно-телекоммуникационной сети интернет (или делают качественную видеозапись), отбор проб воды питьевой, а также, транслируют решение теоретического задания.

Стоймость участия в ППК указана в заявке для каждого объекта ППК.

Заявка на ППК № Вода питьевая. Отбор проб-2023


Шифр образцаОбъект ППКОпределяемый показательПоказательРекомендуемые методикиСтоимость участия, без НДС*
Отбор-СамВода питьевая централизованного водоснабженияОтбор пробПравильность выполнения отбора проб (практическая часть: наблюдение)ГОСТ Р 56237-201414 000,00
Консервация проб (таблица 1, п. 6.4)ГОСТ Р 59024-2020
Воспроизводимость отобранных проб, относительное отклонение (только Офлайн)
Отбор-МирВода питьевая централизованного водоснабженияОтбор пробПравильность выполнения отбора проб (практическая часть: наблюдение)ГОСТ Р 56237-201418 000,00

* – Провайдер находится на общем режиме н/о, НДС – 20 %. По результатам участия в ППК будет выдан отчет и свидетельство об участии в виде электронных документов. ППК будет реализована в рамках ISO/IEC 17043:2010, что соответствует Политике Росаккредитации.


Информация о ППК

При участии в котировках (тендерах) на платных площадках, стоимость участия включается в с/с договора. Также при изменении стандартной формы договора Провайдера более чем на 40% и необходимости заполнения дополнительных форм Заказчика, взимается стоимость за нестандартную форму договора – 5000 руб. без НДС.

Вся информация, предоставляемая участниками Провайдеру, рассматривается как конфиденциальная, за исключением случаев, отраженных в договорах с участниками или в иных соглашениях, и если участники сами отказываются от конфиденциальности, а также в исключительных случаях, когда официальный орган предъявляет к провайдеру ППК требование, основанное на законодательстве РФ, предоставить ему результаты программы проведения ППК.

Проверка ОПК на однородность/стабильность, проведение анализов – возможна с привлечением субподрядчиков. При выполнении работ/услуг с субподрядчиками заказ на выполнение такой работы размещается у компетентного субподрядчика, и провайдер проверки квалификации является ответственным за выполненную им работу.

Критерии участия в ППК

Программы проверки квалификации (ППК) по отбору проб 2024 года реализуемая посредством проведения межлабораторных сличительных испытаний. Место проведения: Россия и страны СНГ. Срок подачи заявки до 30 июня 2024 года. Проведение замеров онлайн в августе-сентябре 2024 года. Получение свидетельства, отчета (в виде электронных документов), бухгалтерских документов (по системе ЭДО) в декабре 2024 года.

Участники ППК на своей территории проводят отбор проб воды питьевой и/или почвы и/или атмосферного воздуха делают качественную видеозапись процесса отбора, а также предоставляют решение теоретического задания. Стоимость участия в ППК указана в заявке для каждого объекта ППК.

Участие в Программах Проверки Квалификации (ППК)

ОбъектППК Шифр образцаОпределяемый показательПоказательРекомендуемые методикиСтоимость участия, без НДС*Выбор ППК
Вода питьевая централизованного водоснабженияОтборВОтбор проб на физико-химические показателиПравильность выполнения отбора проб (практическая часть: наблюдение)ГОСТ Р 56237-201418 000,00
Консервация проб (теоретическое задание)ГОСТ Р 59024-2020 (п. 6.4, Таблица 1)
Вода природнаяОтборВ-ПрОтбор проб на физико-химические показателиПравильность выполнения отбора проб (практическая часть: наблюдение)ГОСТ Р 59024-202018 000,00
Вода питьевая централизованного водоснабженияОтборВ-МБОтбор проб на микро-биологические показателиПравильность выполнения отбора проб (практическая часть: наблюдение)ГОСТ Р 59024-2020 ГОСТ 31942-201218 000,00
Требования к отбору проб (теоретическое задание)
ПочваОтборПОтбор пробПравильность выполнения отбора проб (практическая часть: наблюдение)ГОСТ 17.4.3.01-201718 000,00
Атмосферный воздухОтборВоздОтбор проб (диоксид азота)Правильность выполнения отбора проб (практическая часть: наблюдение)РД 52.04.186-89, п. 5.2.1.418 000,00

Пост-анализ

По результатам участия в ППК будет выдан отчет и свидетельство об участии в виде электронных документов без ссылки на аттестат аккредитации Провайдера. ППК будет реализована в рамках ISO/IEC 17043:2010, что соответствует Политики Росаккредитации.

Конфиденциальность и аудит

Вся информация, предоставляемая участниками Провайдеру, рассматривается как конфиденциальная, за исключением случаев, отраженных в договорах с участниками или в иных соглашениях, и если участники сами отказываются от конфиденциальности, а также в исключительных случаях, когда официальный орган предъявляет к провайдеру ППК требование, основанное на законодательстве РФ, предоставить ему результаты программы проведения ППК.

Проверка ОПК на однородность/стабильность возможна с привлечением субподрядчиков. При выполнении работ/услуг с субподрядчиками заказ на выполнение такой работы размещается у компетентного субподрядчика, и провайдер проверки квалификации является ответственным за выполненную им работу.

Анализ СМК лаборатории

Основной целью при проведении анализа системы менеджмента качества испытательной лаборатории со стороны руководства является оценка функционирования СМК.

Резервное копирование в лаборатории

Организация резервного копирования электронных и бумажных документов в лаборатории. Требования к резервному копированию и сохранению документации в лабораториях приведены в виде требований к системе менеджмента лаборатории (п. 8.4., в части управления записями) в ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Риски в лаборатории

Подходы к выявлению, оцениванию и управлению рисками в лаборатории. Требования к системе менеджмента испытательной лаборатории согласно ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 предусматривают выявление, оценку и минимизацию рисков в испытательной лаборатории, возникающих в процессе ее деятельности.

Проведение аудита испытательной лаборатории при подготовке к подтверждению компетентности (ПК)

Подготовка к подтверждению компетентности испытательной лаборатории

Аудит испытательной лаборатории при подготовке к подтверждению компетентности отличается от аудита при подготовке к первичной аккредитации тем, что при первичной аккредитации оценивается лишь готовность лаборатории работать в соответствии с заявляемой областью аккредитации по требованиям соответствия ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и Критериям аккредитации.

Подготовка области аккредитации лаборатории: проблемы и нюансы; сокращение и расширение

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ Об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

Паспорт лаборатории: оформление, содержание, применение

Для испытательных лабораторий, аккредитованных в системе ФСА, паспортом лаборатории является личный кабинет ФГИС, в который подгружается вся информация о деятельности лаборатории.

Проблемы и недоработки лабораторий при подготовке и прохождении процедуры подтверждения компетенции

Основной возникающей проблемой аккредитованной лаборатории при подтверждении компетенции ее работы является несоблюдение своего СМК. Прописанные процедуры должны точно выполняться, при этом должна вестись вся внутренняя документация, прописанная в СМК лаборатории.

Проведение измерений (испытаний) и отбор проб на территории (объектах) заказчика

Лабораторная деятельность испытательных лабораторий может заключаться не только в проведении исследований (измерений) испытаний по местам осуществления деятельности, аккредитованными Росаккредитацией, но и предполагает, если это требует методика, проведение исследований (измерений) испытаний или отбор проб на территории (объектах) заказчика. При этом испытательная лаборатория также несет ответственность за данную деятельность в рамках ее области аккредитации. Разберем кратко этот вид деятельности.

Межлабораторные сравнительные (сличительные) испытания (МСИ), в целях прохождения процедуры аккредитации и подтверждения квалификации испытательных лабораторий

Методика и порядок проведения МСИ описаны в Рекомендации по аккредитации Р 50.4.006-2002 Межлабораторные сравнительные испытания при аккредитации и инспекционном контроле испытательных лабораторий.

Требования к участию испытательных лабораторий (претендующих на аккредитацию и аккредитованными) в МСИ со стороны Росаккредитации описаны в СМ 03.1-1.0008 ПОЛИТИКА Росаккредитации в отношении проверки квалификации путем проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний.

Изменения в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» Вступившим в силу с 23 июня 2022 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 г. № 1118, внесены изменения в Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». В соответствии с внесёнными изменениями с 1 июля 2022 г. для аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораторий (центров) предоставляется возможность пройти ускоренную процедуру расширения области аккредитации.

Построение системы обеспечения достоверности результатов испытаний в лаборатории на основании риск-ориентированного подхода Введенный сравнительно недавно (в 2019 году) межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ И КАЛИБРОВОЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ» внес много изменений в подход к построению системы менеджмента качества (СМК) и управлению лабораториями.

Что такое сертификат о калибровке? Сертификат о калибровке – отчетный документ, в котором указывается вся требуемая заказчиком калибровочных работ и необходимая для толкования результатов калибровки информация, а также сведения, требуемые для применяемой методики.

Правила обращения с объектами испытаний и калибровки По стандарту ГОСТ ИСО/МЭК 17025, испытательная или калибровочная лаборатория обязана разработать и соблюдать процедуры транспортировки, получения, защиты, обращения, хранения, а также удаления объектов калибровки/испытаний.

Регистрация оборудования для проведения испытаний и калибровки Для проведения испытаний и калибровки, а также всех сопутствующих работ, лаборатория обязана обладать широким спектром оборудования.

Что необходимо учесть при использовании компьютеров и автоматизированного оборудования для управления данными в лаборатории? В испытательных и калибровочных лабораториях, как и в любых других современных организациях, активно внедряются и используются системы автоматизированного сбора, обработки, регистрации, поиска, хранения данных, составления отчетности.

Предупреждение: все герои вымышлены, а совпадения случайны.

«МСИ – это бесполезная трата денег и времени сотрудников лаборатории», — решил генеральный директор одного очень уважаемого открытого акционерного общества и через некоторое время обнаружил, что деятельность лаборатории приостановили и денег на отпуск к лету он не заработает.

Лет до приостановки деятельности

— Петр Петрович, вот наш план по участию в проверках квалификации путем проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний на 5 лет. Каждый год мы будем проходить МСИ по одному методу из нашей области.

— Ну Серафима Ильинична, миленькая вы моя, какие еще проверки какой-такой квалификации? Вы же только аккредитацию получили, столько денег угрохали, а тут опять затраты!

— Это вообще не моя прихоть, это требование нормативных документов! Вот, смотрите!

Серафима Ильинична вынула откуда-то из-под полы халата увесистую стопку распечаток.

— Вот ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» пункт 7.7.2:

Лаборатория должна осуществлять мониторинг своей деятельности путем сравнения с результатами других лабораторий, если это возможно и применимо. Такой мониторинг должен планироваться, и его результаты должны анализироваться. Он должен включать (но не ограничиваться) следующие мероприятия или одно из них:

a) участие в проверках квалификации.

b) участие в межлабораторных сличениях, отличных от проверок квалификации.

Или вот, пожалуйте! Документ нашего контролирующего органа СМ №03.1-1.0008 «Политика Росаккредитации в отношении проверки квалификации путем проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний».

— Серафима Ильинична, так вот же тут написано: лаборатория должна осуществлять мониторинг своей деятельности путем сравнения с результатами других лабораторий, если это возможно и применимо! А денег сейчас нет, поэтому все эти МСИ сейчас невозможны и не применимы! Давайте вы сначала заработаете, ну хотя бы миллион, хоть свои зарплаты отобьете, тогда и придете со своим планом!

Вот козел, подумала Серафима Ильинична и ушла ни с чем. (Это шутка)

Вернуться в начало

За 4 года до приостановки, канун ПК-1

— Петр Петрович, у нас проверка скоро, а мы за год не прошли ни одного МСИ. Я откорректировала план, давайте хоть вот по фотометрическому методу оплатим участие в раунде. Я провайдера нашла на сайте Росаккредитации – видите, их политика направлена на создание условий для обеспечения лабораторий в проверках квалификации.

— Опять вы со своими тремя буквами лезете, денег требуете. Я ж на прошлой неделе вам поверку хроматографа оплатил! Все эти МСИ-ФСИ – только излишнее давление на бизнес! Приходите только с проблемами, а должны с решениями!

— Петр Петрович, но нам же деятельность приостановят, это нарушение обязательных требований.

— Вы, Серафима Ильинична, кто? Правильно – руководитель лаборатории. Вот и придумайте сами, как вам эти обязательные требования соблюдать! Я ж не спрашиваю вас, как мне годовые бухгалтерские отчеты сдавать. И вообще, нам к проверке бы еще 100 методик в область внести надо. Заказчики уже протоколы по ним просят, месяц назад оплатили уже.

— Так для расширения области тоже МСИ нужно! Хоть по одному расширяемому методу!

— Не морочьте мне голову. Ну вот оплачу я вам эти МСИ, а вот сотрудник возьмет и не пройдет. Это же какой позор на всю отрасль будет! И что с ним потом делать? Увольнять?

— Нет, Петр Петрович. На этот случай у нас разработана процедура анализа результата и работа с несоответствием. Никого увольнять не нужно.

— Ладно, давайте счет на эти ваши МСИ по фотометрии, а если вопросов больше нет, то я на рыбалку. Пятница все же. А вам еще методики в область вносить.

За 2 года до приостановки, канун ПК-2

— Петр Петрович, вы опять не утвердили наш план участия в МСИ. Я уже его актуализировала и сделала годовым, и провайдеров нашла аккредитованных, и сроки раундов нам подходят и объекты, и условия участия. Я даже вам две недели назад счета для оплаты высылала, но провайдеры говорят, что оплаты от нас не видели.

— Серафима Ильинична, вот если бы вы получили расширение области аккредитации и не пришлось бы возвращать деньги заказчикам, то тогда я оплатил бы ваши счета, а так вы приходите только деньги с меня тянуть.

— У нас проверка на носу. Мы, между прочим, по фотометрическому методу прошли успешно МСИ! И по выданным протоколам, результатам отчитались в Росаккредитацию, как положено, и эксперт при проверке это отметил.

— Вот и этому эксперту то же самое покажите. Хотя вот мой знакомый, у которого тоже своя лаборатория, сказал мне, что они ни копейки не потратили на эти межлабораторные сличения, а вы у меня постоянно клянчите.

— Конечно, на наши методы множество провайдеров аккредитовано, а на их методы ни одного провайдера ни в России, ни в ближайшем зарубежье нет, а Политика Росаккредитации говорит о том, что участие в программах МСИ лаборатории, аккредитованной в НСА, является обязательным, где такая деятельность доступна и применима. В случае же отсутствия провайдеров МСИ в определенной области аккредитованных в НСА (или отсутствия у аккредитованного провайдера конкретной программы), а также в случае отсутствия или объективной невозможности привлечения зарубежного аккредитованного провайдера, признаются результаты участия лаборатории в МСИ, предусмотренные пунктом 7.7.2 (b) ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

— Ну вот вы этим тоже пользуйтесь. А у меня самолет через три часа в Сочи.

ПК-5, за несколько недель до приостановки

— Петр Петрович, вот вам акт экспертизы на подпись.

— Отлично! Где там выводы?

Дочитывает до однозначного вывода о соответствии (не соответствии) аккредитованного лица критериям аккредитации.

— По результатам выездной экспертизы установлено, что Испытательная лаборатория не соответствует критериям аккредитации, в части п. 21, не соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» в части п. 5.4 и 7.7.2 а). Это что такое?

— Петр Петрович, нарушение этих пунктов входит в Приказ Минэкономразвития от 28 января 2021 г. № 34 «Об утверждении Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации». Нам приостановят деятельность во всей области аккредитации.

— Серафима Ильинична, это что такое? Как вы такое смогли допустить???

— Я сделала все, на что хватило моих ресурсов. Разработала план, установила периодичность, обосновала охват области аккредитации, разработала формы ведения записей по результатам участия в МСИ, действия при получении неудовлетворительных результатов, описала правила актуализации плана МСИ, в том числе при изменении состава работников, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации, оборудования, используемого для проведения измерений (испытаний) и самих методов.

Разработала процедуру и организовала участие лаборатории в межлабораторных сличениях, отличных от проверок квалификации, и лаборатория принимала участие в бесплатных МСИ у не аккредитованных провайдеров.

Результаты участия в МСИ всегда регистрировались, анализировались и использовались для управления лабораторной деятельностью и как возможности для внесения улучшений в работу.

Но закон есть закон.

Я, кстати, увольняюсь. И да, не забудьте, что с 01.09.2023 в силу вступят изменения в Критерии аккредитации, а там уже будет еще одна политика — Политика ILAC в отношении участия в деятельности по проверке квалификации. Надеюсь, во время приостановки у вас будет время ознакомится с ней и пересмотреть бюджет.

Вот такая поучительная история вышла. Местами основана на реальных буднях испытательных лабораторий.

Как бы вы поступили на месте Серафимы Ильиничны?

Какие ошибки она совершила?

Какое (какие) несоответствие(я) можно было бы еще написать в акт экспертизы?

Ссылка на источник

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ГОД

НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ 2023

О завершении технических работ

20 марта 2024

Информируем о завершении технических работ. В настоящее время все подсистемы и сервисы ФГИС Росаккредитации работают в штатном режиме.

Схема аккредитации провайдеров межлабораторных сличительных испытаний в национальной системе аккредитации

12 марта 2024

Утверждена новая версия документа системы менеджмента. В документе актуализированы нормативные ссылки, а также скорректирована информация в части случаев возвращения без рассмотрения заявления об аккредитации заявителю, добавлены уточнения в части состава экспертной группы. Документ вступил в силу 13 февраля 2024 г.

СМ № 03.1-9.0012 «Схема аккредитации провайдеров межлабораторных сличительных испытаний в национальной системе аккредитации» (вер. 02 от 8 февраля 2024 г.)

Итоги 81-го заседания Комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации

9 февраля 2024 г. состоялось очередное заседание Комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации. По итогам состоявшегося обсуждения на заседании были приняты следующие решения:

Протокол №81 заседания Комиссии по апелляциям от 9 февраля 2024 г.

Дайджест нормативных документов национальной системы аккредитации

31 января 2024

1. Нормативные правовые акты

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2023 г. № 2269 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353»

Постановлением продлены антикризисные меры, в том числе, некоторые положения Особенностей осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации (приложение № 17 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353).

Так, действие положения, в соответствии с которым по решению национального органа по аккредитации допускается проведение выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в форме удаленной оценки, продлено до конца 2024 г.

2. Документы системы менеджмента Росаккредитации

СМ № 03.1-9.0010 «Схема аккредитации органов по сертификации, проводящих сертификацию персонала, в национальной системе аккредитации» (вер. 02 от 26 января 2024 г.)

В документе актуализированы нормативные ссылки. Также скорректирована информация в части: приложения к заявлению об аккредитации, информирования заявителя, аккредитованного лица, прилагаемых документов к заявлению об аккредитации, случаев возвращения заявления об аккредитации без рассмотрения, периода расширения области аккредитации.

3. Стандарты в области оценки соответствия

Приказом Росстандарта от 22 декабря 2023 г. № 1612-ст утвержден ГОСТ Р 71165-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 10. Требования к компетентности персонала для проведения аудита и сертификации систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья».

Настоящий стандарт дополняет требования к компетентности персонала, участвующего в процессе аудита и сертификации систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ), и дополняет существующие требования ИСО/МЭК 17021-1.

Определяются три типа персонала и функций сертификации: аудиторы; персонал, проверяющий аудиторские отчеты и принимающий решения по сертификации; другой персонал.

4. Документы международных организаций по аккредитации (на английском языке)

ILAC P9:01/2024 – Политика ILAC в отношении проверки квалификации и/или межлабораторных сличительных испытаний, отличных от проверки квалификации (ILAC Policy for Proficiency Testing and/or Interlaboratory comparisons other than Proficiency Testing)

Настоящая политика устанавливает требования и рекомендации органам по аккредитации к оценке провайдеров, а именно для отбора проб, калибровки.

В обновленной редакции документа внесены изменения в части распространения действия данного документа, а также в части детализации применения процедуры проверки квалификации и/или межлабораторных сличительных испытаний (далее – ПК/МСИ) в деятельность по аккредитации, которая отвечает требованиям политики ILAC, а именно каким образом аккредитованный орган по оценке соответствия или заявитель информирует орган по аккредитации о планируемом участии в ПК/МСИ и о полученных результатах, осуществляет мониторинг результатов участия в ПК/МСИ, особенно в тех случаях, когда результат такого участия бывает неудовлетворительным.

В том числе, расширена область применения документа на лаборатории испытательные, калибровочные и медицинские, органы инспекции, биобанки. При этом, участие в ПК/МСИ является неотъемлемой частью контроля за достоверностью результатов аккредитованных органов по оценке соответствия.

ILAC G18:01/2024 – Руководство по описанию областей аккредитации (Guideline for describing Scopes of Accreditation)

В документе установлены рекомендации по описанию областей аккредитации органами по аккредитации, подписантами ILAC MRA.

В обновленную редакцию документа добавлена область аккредитации Биобанкинга (ISO 20387).

IAF ID 13:2024 – Номенклатура медицинских изделий IAF, включая классификацию рисков, касающихся медицинских изделий

В обновленной редакции информационного документа обновлена таблица уровней классификации рисков (Приложение А), в соответствии с рекомендациями организаций из Канады, США и стран Европы.

Об отчетности аккредитованных лиц

С 1 февраля 2024 г. отчетность аккредитованных в национальной системе аккредитации органов инспекции и аккредитованных лиц, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, в соответствии с п. 6 и п.8 приказа Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 предоставляется только через соответствующие компоненты личного кабинета ФГИС Росаккредитации.

Обновлена Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации

Росаккредитация обновила документ СМ № 04.1-9.0014 «Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации».

Документ определяет порядок использования знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, а также порядок выдачи разрешения и использования аккредитованными лицами в национальной системе аккредитации комбинированного знака национальной системы аккредитации.

В новой версии обновлена информация в части деятельности аккредитованных лиц в случае реорганизации, порядка предоставления информации в случае имеющихся данных о жалобах, причин прекращения действия разрешения об использовании комбинированного знака, уведомлений об изменениях, а также обновлена форма отчета по использованию комбинированного знака ILAC MRA.

Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки

12 января 2024

СМ № 03.1-4.0010 «Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия органа по сертификации органического производства критериям аккредитации»

СМ № 04.1-4.0009 «Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по калибровке средств измерений, критериям аккредитации»

СМ № 03.1-4.0005 «Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия органов по сертификации, проводящих сертификацию персонала, критериям аккредитации»

СМ № 03.1-4.0008 «Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, критериям аккредитации»

СМ № 03.1-4.0004 «Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия органа по сертификации систем менеджмента критериям аккредитации»

СМ № 03.1-4.0007 «Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия провайдеров межлабораторных сличительных критериям аккредитации»

Разъяснение № 29 о применении руководящих документов

21 декабря 2023

Разъяснение Росаккредитации № 29 о применении руководящих документов

Росаккредитация приглашает лаборатории принять участие в раунде МСИ по анализу качества воды

Российские лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации, имеют возможность на безвозмездной основе принять участие в китайской программе проверки квалификации в части анализа качества воды на содержание ртути и хлоридов.

Провайдером проверки квалификации и разработчиком программы является Центр передового опыта в области водных ресурсов и окружающей среды (CAS-TWAS CEWE) и Лаборатория анализа качества воды (WQA), которые учреждены при Научно-исследовательском центре экологических наук (RCEES) и Китайской академии наук (CAS). Проект выполняется при поддержке Администрации по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики (CNCA) и Международной ассоциации научных организаций (ANSO) с китайской стороны и Федеральной службой по аккредитации с российской стороны.

Планируется, что в программе проверки квалификации примет участие более 200 лабораторий из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

График проведения этапов программы:

Количество участников с российской стороны ограничено. Окончательный отбор участников раунда китайская сторона оставляет за собой.

Вопрос качества воды является приоритетным для всех экономик мира, так как напрямую связан с обеспечением продовольственной безопасности, сельского хозяйства, здравоохранения в рамках текущих задач и приоритетов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Межлабораторные сличительные испытания содержания ртути и хлоридов в воде (2023)

Регистрационная форма РУС

Регистрационная форма ENG

СМ № 02.1-3.0002. Инструкция по подписанию документов электронной подписью. Версия 02. Сентябрь 2023 г. Утв. 13.09.23

13 сентября 2023

Обновлен перечень индикаторов риска в сфере контроля за аккредитованными лицами

29 августа 2023

Минэкономразвития России внесло изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц.

В перечень включено шесть новых индикаторов, в том числе:

До шести месяцев увеличен допустимый срок непоступления сведений от испытательных лабораторий и органов по сертификации о выданных ими протоколах испытаний и сертификатах соответствия. Ранее он составлял три месяца. При этом данный индикатор риска установлен и в отношении организаций, которые были аккредитованы на выполнение работ по калибровке средств измерений, а также органов инспекции.

Изменения вступают в силу 2 сентября 2023 г.

Росаккредитация использует индикаторы риска при оценке вероятности несоблюдения аккредитованными лицами обязательных требований.

Кроме того, Правительство Российской Федерации запустило для бизнеса возможность оспаривания компаниями и физлицами присвоенной предприятиям категории риска нарушения обязательных требований. Она важна при назначении контрольно-надзорными органами плановых проверок – их периодичность зависит от категории риска. Онлайн-обжалование также должно обеспечить руководителей реформы КНД и самих контролеров прозрачными и публичными данными о том, что происходит между надзорными органами и субъектами бизнеса, чтобы оперативно уточнять направления дальнейшего совершенствования КНД.

Приказ Минэкономразвития России от 28 июня 2023 г. № 438 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28 мая 2021 г. № 300»

Кабмин вдвое сократил сроки внесения изменений в реестр аккредитованных лиц для снижения нагрузки на бизнес

Правительство РФ утвердило постановление, которое сокращает сроки и повышает прозрачность процедур аккредитации для снижения нагрузки на бизнес.

Сроки прохождения аккредитации сократятся на 11,5% (с 61 до 54 рабочих дней), а срок рассмотрения заявления на внесения изменений в реестр аккредитованных лиц – в 2 раза (с 20 до 10 дней). Это стало возможным благодаря совершенствованию внутренних процедур Росаккредитации. В ведомстве реализуется комплекс мероприятий по внедрению принципов клиентоцентричности. Теперь заявители (аккредитованные лица) могут выбрать один из двух способов подачи заявления – через портал Госуслуг или напрямую на сайте ведомства.

Это решение наиболее важно для всех аккредитованных лиц, в том числе органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Также сокращается общий срок прохождения процедуры подтверждения компетентности на 12,5% (с 56 до 49 рабочих дней – при проведении документарной и выездной оценки или при расширении области аккредитации) или на 14,5% (с 48 до 41 рабочего дня – при проведении документарной или выездной оценки).

«Основная задача подготовленных изменений – это повышение прозрачности и снижение нагрузки на бизнес, что особенно важно в настоящее время. Это еще один этап в большой работе по созданию эффективной модели оказания государственных услуг в сфере аккредитации», – подчеркнул директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.

«Благодаря Постановлению нам удалось сократить сроки предоставления услуг. Сам процесс их оказания также был изменен в сторону упрощения и оптимизации. Таким образом, это снизит временные и материальные издержки бизнеса в период аккредитации», — отметил руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2023 г. № 1319 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050»

Как проходит подтверждение компетентности аккредитованного лица в форме документарной оценки

Федеральная служба по аккредитации напоминает порядок проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (далее – Процедура) в форме документарной оценки.

В соответствии с Правилами проведения Процедуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 (далее – Правила), для ее проведения аккредитованное лицо представляет в национальный орган по аккредитации заявление и прилагаемые к нему документы и сведения (пункт 3 Правил).

Согласно пунктам 21 и 31 Правил в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ), а именно в течение первого года со дня аккредитации, Процедура проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (за исключением случаев, установленных пунктом 22 Правил).

В ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется (проводится) экспертиза представленных им документов и сведений на предмет их соответствия критериям аккредитации с учетом области аккредитации, по результатам проведения которой оформляется акт экспертизы (пункты 32, 33 и 34 Правил).

Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержден приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» (далее – Критерии аккредитации).

Также, согласно пункту 9 формы заявления о проведении Процедуры, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 16 августа 2021 г. № 496 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении Процедуры, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации» (приложение № 4), аккредитованное лицо предоставляет сведения о результатах своей деятельности за отчетный период, определяемый в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, по перечню согласно пунктам 2 – 9 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 (далее – Положение).

Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений включает в себя:

Согласно пункту 33 Порядка заполнения форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2021 г. № 657, при проведении Процедуры в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ (в течение первого года со дня аккредитации) в форме документарной оценки соответствия акт экспертизы оформляется только в части заполнения раздела «Результаты экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений».

Обращаем внимание экспертов по аккредитации, что в случае отсутствия документов и сведений, приложенных к заявлению аккредитованного лица на проведение Процедуры, позволяющих провести полную экспертизу на предмет соответствия критериям аккредитации с учетом области аккредитации аккредитованного лица, включая международные, национальные стандарты и иные документы, предусмотренные Критериями аккредитации, эксперт по аккредитации вправе запросить недостающие документы и сведения в соответствии с перечнем документов, подтверждающих соответствие, аккредитованного лица критериям аккредитации с учетом области аккредитации аккредитованного лица, а также сведения о результатах деятельности аккредитованного лица за отчетный период, определяемый в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, по перечню согласно пунктам 2 – 9 Положения, провести их анализ и по результатам экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений составить акт экспертизы.

Новости взяты с сайта Росаккредитации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *