Нормативный правовой акт в России
Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт занимает особое место в системе правовых актов, поэтому его следует отличать от актов применения и актов толкования правовых норм. Все нормативные правовые акты функционируют как единая система, характеризующаяся согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией по отраслям и институтам.
В зависимости от органов, принявших подзаконный нормативный акт, можно выделить общие, ведомственные, местные и локальные акты.
По сфере действия
По издающим органам (применительно к системе нормативно-правовых актов России) различают различные виды актов.
Коммуникативная теория
Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные, так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.
Подзаконный нормативный правовой акт не должен противоречить закону, потому что по иерархии нормативно-правовых актов (НПА) он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.
Опубликование и вступление в силу федеральных законов
Для регламентирования опубликования и вступления в силу федеральных законов и ряда других актов Президентом России был подписан Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.
Обязанность по опубликованию федеральных законов лежит на Президенте России. Он обязан после подписания федерального закона направить его для опубликования.
В России в силу специфики некоторых федеральных законов и сложившихся обстоятельств имеются особенности вступления в силу отдельных федеральных законов.
Особенности вступления в силу федеральных законов о налогах и сборах
С 01.01.2000 г. вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов (за исключением специальных налоговых режимов) и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, размеры сборов, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то они не имеют обратной силы.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
При этом с 24.08.2013 г. акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренными этими актами, но не ранее даты их официального опубликования; с 01.01.2009 г. по 23.08.2013 г. такие акты могли вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривали это.
### Особенности вступления в силу федеральных законов о контрактной системе в сфере госзакупок и бюджете
С 01.01.2021 г. установлен особый порядок вступления в силу федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного Закона федеральные законы, вносящие изменения в положения этого закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу не ранее с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу не ранее с 1 января года, следующего за очередным календарным годом.
С 01.01.2008 г. установлен особый порядок вступления в силу законов (решений) о бюджете. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
### Проблемные вопросы вступления в силу федеральных законов
Варианты подхода к определению первой официальной публикации
Существует два основных подхода к определению первой официальной публикации нормативного акта в России.
Первый вариант
Этот подход основывается на Федеральном законе от 14.06.1994 N 5-ФЗ. Согласно этому подходу, первой официальной публикацией считается источник с наиболее ранней датой. Например, если дата публикации в Собрании законодательства раньше даты публикации в Российской газете, то первой публикацией будет Собрание законодательства.
Второй вариант
Второй вариант также основан на нормах Федерального закона. Однако, если возникает спор, то судебная практика отдает предпочтение публикации в газете. Этот подход может быть проигрышным в случае судебного разбирательства.
Иллюстрация на примере
Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа разъяснил, что закон был опубликован 15.03.2004 в Собрании законодательства и вступил в силу с этой даты. В то же время, один и тот же закон был опубликован в Российской газете 17.03.2004.
Проблема и ее актуальность
Проблема определения первой официальной публикации также актуальна для актов Президента РФ и Правительства РФ, опубликованных в Собрании законодательства, Российской газете и Официальном интернет-портале правовой информации. С появлением онлайн-портала проблемы с определением первой публикации значительно уменьшились.
Официальный интернет-портал
Официальный интернет-портал правовой информации стал одним из самых оперативных источников официальной публикации в России. Он перехватил первенство у Российской газеты, но проблема определения первой официальной публикации до сих пор не исчезла. Новые случаи неопределенности продолжают возникать.
Заключение
Выбор между двумя подходами к определению первой официальной публикации важен, так как это может повлиять на правовую практику. С появлением онлайн-ресурсов проблема стала менее острой, но требует внимания и дальнейшего изучения.
Статья 1
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Статья 2
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Статья 3
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Статья 4
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
(Статья в редакции Федерального закона от 21.10.2011 № 289-ФЗ)
Статья 5
Парламентская газета является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в Парламентской газете. Обязательному опубликованию в Парламентской газете подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
Статья 6
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части – иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.
Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.
При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Статья 91. "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны. (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 148-ФЗ)
На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования). (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
(Статья введена – Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ)
Статья 10. Признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 6, ст. 93);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 1, ст. 8).
Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Советы экспертов
По словам Оксаны Васильевой, на практике бывают случаи, когда несколько нормативных актов регулируют одно и то же правоотношение, но кардинально разным образом. В праве это называются коллизией.
Эксперт советует руководствоваться данной таблицей при возникновении противоречий между нормативными актами.
Биометрия как система идентификации: принцип работы, где применяется
Коллизия между нормами (актами)Применяемая норма (акт)
Между Конституцией РФ и международным договором
Между Законом РФ и международным договором РФМеждународный договор РФ
Между Федеральным конституционным законом и Федеральным закономФедеральный конституционный закон
Между Конституцией РФ и Конституциями (Уставами) субъектов федерации
Между общефедеральными актами и актами субъектов РФ
Между законами и иными нормативными правовыми актами
Между актами, принятыми одним и тем же органомАкт, принятый позже всех
Между актами, принятыми разными органамиАкт, принятый вышестоящим органом
Между общим и специальным актамиа) если приняты органами одного уровня, то применяется специальный акт (коллизия по горизонтали);б) если акты приняты органами разного уровня, то применяется акт вышестоящего органа (коллизия по вертикали)
Нормативно правовые акты
Нормативно правовой акт – это официальный документ, принятый уполномоченными органами власти и содержащий в себе правовые нормы. "Система нормативных правовых актов в России объединяет в себе правовые акты центральных федеральных органов власти, акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты, а также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления", – объясняет Светлана Горохова, кандидат юридических наук, доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ.
В Госдуму внесли проект о временной приостановке участия России в ДСНВ
Виды
"В каждой правовой системе всегда установлена четкая иерархия нормативных правовых актов, что позволяет осуществлять регулирование отношений по единой схеме и понятным критериям. В российской правовой системе есть два глобальных уровня нормативно-правовых актов – законы и подзаконные акты", – комментирует старший вице-президент ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева.
Виды нормативно правовых актов классифицируют по двум признакам.
По силе действия
Ø Конституция – главный основополагающий нормативный акт в Российской Федерации. На ее основе и в соответствии с ее руководящими принципами принимаются все остальные нормативные акты страны.
Ø Федеральные законы– нормативные акты, регулирующие общественные отношения на территории всего государства. Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, поясняет, что федеральные законы принимает Государственная Дума, одобряет Совет Федерации и подписывает президент РФ.
По словам Анастасии Хрусталевой, на уровне законов большей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, под ними – федеральные законы. Отличия состоят в том, что федеральные конституционные законы прямо упомянуты в Конституции РФ (например,
в ст. 70 Конституции РФ
говорится о федеральном конституционном законе о государственном флаге и на основе этой статьи 25 декабря 2000 года принят нормативный акт
"О Государственном флаге Российской Федерации"). Все остальные законы, которые прямо не упомянуты в Конституции РФ, относят к уровню законов.
"Кстати, кодексы тоже относятся к уровню федеральных законов. Ошибочно полагать, что они имеют большую юридическую силу по отношению к обычным федеральным законам. Кодексы – это та же совокупность норм, только собранных в определенную структуру и регулирующих разные направления отношений в рамках одной отрасли", – говорит эксперт.
Ø Подзаконные акты не могут противоречить никаким федеральным законам. Подразделяются на три вида:
В Госдуму внесли законопроект об особенностях выборов в новых регионах
По словам Анастасии Хрусталевой, в отношении подзаконных актов выделяют достаточно много видов и критериев классификации. В целом, подзаконные акты призваны регулировать отдельные правовые моменты, конкретные ситуации, разъяснять и дополнять нормы права. Иногда они регулируют те отношения, где наблюдается пробел в законодательстве. Иными словами, в некоторых случаях они опережают ситуацию и применяются тогда, когда закон еще не принят.
По территории
Выделяют права и обязанности, которые распространяются на всех граждан. Но есть и те, что действуют только на определенной территории. По территориальному признаку нормативно правовые акты подразделяют на:
Международные нормы права, по словам Анастасии Хрусталевой, являются частью правовой системы России после их подписания (принятия, ратификации, утверждения и т.д.), о чем прямо сказано в Конституции РФ. Однако российский основной закон имеет
над международным правом, Конституционный суд может не исполнять решения международных органов, если они противоречат основному закону.
Порядок принятия федеральных законов
Диаграмма иллюстрирует порядок принятия федеральных законов в Российской Федерации
Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией и регламентами палат Федерального собрания.
Состоит из Законодательной инициативы и Обсуждения законопроекта. Под законодательной инициативой принято понимать предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому соответствует обязанность законодательных органов рассмотреть эти инициативы.
Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.
Этот раздел статьи ещё не написан.
Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (30 июня 2016)
Принятие федеральных законов Государственной Думой
Порядок принятия Государственной Думой федерального закона (статьи 116—126) прописан в главе 13 Регламента Государственной Думы
Рассмотрение принятых федеральных законов Советом Федерации
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
Рассмотрение федеральных законов Президентом Российской Федерации
Принятый федеральный закон в течение 5-ти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение 14-ти дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
Последствия отклонения федеральных законов Президентом Российской Федерации
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2023 года; проверки требуют 23 правки.
Федеральный закон Российской Федерации — федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый Государственной Думой в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Внешний вид на бумажном носителе федерального закона России (Официальный интернет-портал правовой информации)
Понятие, виды и иерархия в России
Читать на сайте Ria.ru
Иерархия нормативных правовых актов
"Наличие иерархии имеет важное значение, и главная ее функция заключается в том, что нормативные акты каждого нижестоящего уровня могут быть отменены, если они противоречат положениям нормативных актов любого уровня выше. Эта система позволяет избежать хаоса, противоречия одних норм регулирования другим и призвана обеспечить единообразный подход к применению этих норм не только юристами, но и всеми гражданами страны", – поясняет Анастасия Хрусталева.
Светлана Горохова акцентирует внимание на том, что в России до сих пор отсутствует Федеральный закон "О нормативных правовых актах", хотя проекты подобного закона вносились в Госдуму РФ не один раз.