Поговорим о профессиональных стандартах

О регламенте работы комиссии.

Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.

Положение – технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Независимая оценка квалификации поможет работодателям и специалистам

Гораздо проще составить профессиональный стандарт, тем самым заявив сообществу о имеющихся рабочих местах и требованиях к соискателям. Тогда учебные заведения, заинтересованные в увеличении набора студентов,  построят свои образовательные программы таким образом, чтобы их студенты могли получить необходимую специальность и быть востребованными на рынке труда.

Читайте также:  Заведующая отделением офтальмологии и офтальмологии

Внедрение профстандартов повлияет на все блоки работы с персоналом, кроме, пожалуй, режима труда и отдыха. Все остальные процедуры в той или иной степени будут затронуты профстандартами. Упростить жизнь работников и работодателей в этой ситуации поможет Независимая оценка квалификации (НОК). Это профессиональный экзамен, который могут проводить только специально созданные для этого Центры оценки квалификации, прошедшие процедуру аккредитации в качестве такого центра.

Цель независимой оценки – дать возможность любому человеку подтвердить наличие квалификации в определенной профессии независимо от способа, которым он ее получил. То есть, если человек обучался и получил профессию – он ее подтверждает. Если у него нет соответствующего образования, но есть большой стаж работы в данном направлении, – он опять же может подтвердить свою квалификацию при помощи НОК.

Сеть Центров оценки квалификации (ЦОК) создана по всей России. В соответствии с  Федеральным законом 238-ФЗ, ЦОК – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Центрами оценки квалификации могут быть любые организации, кроме образовательных. Такое решение принято потому, что образовательные организации  заинтересованы в хороших результатах и не дадут работодателю реальной картины. Государство же требует от НОК объективной, признаваемой обществом оценки. И она должна быть для работодателей гарантией того, что люди, прошедшие экзамен, – реально обладают всеми необходимыми компетенциями.

Какие требования профстандарта применять обязательно?

Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, снова внимательно изучим ст. 195.3 ТК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи обязательно применять только требования к квалификации. Причем это положение касается и ситуаций, когда квалификационные требования законодательством установлены, и ситуаций, когда таких требований нет.

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).

А для того чтобы заниматься подготовкой спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), то есть быть тренером сборной субъекта РФ, уже потребуется наличие высшего образования – прохождения обучения по программе бакалавриата в области физкультуры и спорта, – также наличие опыта работы не менее трех лет в должностях «тренер», «тренер-преподаватель», либо «старший тренер-преподаватель» и т. д. Не соответствует работник перечисленным условиям – указанную должность занимать не может.

Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».

Характеристики квалификации, содержащиеся в профстандарте, обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой в учреждении организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Работодатели могут воспринимать это положение как рекомендательное, однако следует обратить на формулировку, исключающую слово «могут». Правильнее было бы в таких случаях использовать профстандарт как основу для определения квалификационных требований: он должен устанавливать нижнюю границу этих требований. Например, если согласно профстандарту специалисту нужно иметь опыт работы от трех лет, то работодатель может затребовать и опыт работы от пяти лет. Но устанавливать требования к опыту работы, например, от одного года, недопустимо – работник не будет соответствовать заявленному уровню квалификации.

Руководителям бюджетных организаций следует учитывать положение ч. 1 ст. 4 Закона № 122-ФЗ, согласно которому Правительство РФ может устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями.

Примерная форма приказа

ПРИКАЗ № __________

О создании Комиссии по организации применения профстандартов

На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,

1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.

2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее – Комиссия) согласно приложению 2.

2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.

3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее – Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.

4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.

5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.

6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.

7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).

С приказом ознакомлены:

Примерный текст положения о комиссии

Название организации   г. _____________________

«_____» ___________________ 20____г.

о работе рабочей группы по внедрению профстандартов

1. Общие положения.

1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.

1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.

1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности рабочей группы.

2.1. Основными задачами рабочей группы являются:

– разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации внедрения профстандартов в __________________;

– выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);

– подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;

– рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;

– предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;

– участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня образования работников в соответствие требованиям профстандартов;

– подготовка рекомендаций по приведению наименования должностей и профессий работников в соответствие с профстандартами, а также по внесению изменений в штатное расписание;

– подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).

2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

– анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;

– консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;

– регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;

– информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;

– готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.

3. Состав рабочей группы.

3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.

4. Порядок работы рабочей группы.

4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.

4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.

4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.

4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.

4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.

4.6. Решения рабочей группы имеют рекомендательный характер.

4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.

4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.

В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.

Внедрение профессиональных стандартов

Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.

Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.

В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

Выгоды НОК для работодателя

Работодателю не нужно заниматься организацией и проведением аттестации персонала. Нет поводов для конфликтов между работником и работодателем относительно квалификации работника, оплаты труда.

Упрощенная схема приема на работу.

Благодаря независимой оценке квалификации работодателю легко, в случае необходимости, формулировать отказ соискателю в заключении трудового договора.

Повышение авторитета компании.

Компания, в которой преобладает квалифицированный персонал, имеет больше возможностей для своего развития, повышения качества своего продукта, увеличения производительности и достижения успеха.

Увеличение интеллектуальной собственности компании.

Независимая оценка квалификации подразумевает подготовку и получение новых актуальных знаний в сфере налогообложения, бухучета и трудового законодательства. Регулярное прохождение НОК персоналом компании увеличивает его потенциал.

Как найти нужный профстандарт?

Найти нужный профстандарт трудно, поскольку его название и название должности могут не совпадать.

К маю 2016 года Минтруд утвердил более 814 профстандартов, к 2018 году их планируется принять 1 800, начнется актуализация уже существующих. Как работодателю сориентироваться в этом море информации? Следить за изменениями, вносимыми в реестр профстандартов, который размещается на сайтах Минтруда «Профессиональные стандарты» (www.profstandart.rosmintrud.ru) и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (www.vet-bc.ru). Реестр включает следующую информацию по каждому стандарту: регистрационный номер, код, область и вид профессиональной деятельности, наименование, реквизиты соответствующего приказа Минтруда, регистрационный номер Минюста, дата введения в действие. Текста профстандарта в реестре нет.

Если работодатель испытывает трудности с поиском «своего» профстандарта, то на сайте Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (www.nspkrf.ru) нужно перейти в раздел «Советы по профессиональным квалификациям», в списке отыскать профильный и обратиться туда за разъяснениями.

Работодатель должен следить за появляющимися профессиональными стандартами, используя реестр профстандартов, и помнить, что название должности может не соответствовать названию стандарта, ее описывающего, поскольку в нем указывается вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций. Именно на эту информацию следует обращать внимание работодателю, выбирая соответствующие профстандарты. Если применение профстандарта обязательно, то работник обязан соответствовать уровню квалификации, указанному в профстандарте, а также требованиям, характеризующим ту или иную трудовую функцию. Если работник не соответствует этим требованиям, то работодатель обеспечивает повышение квалификации данного работника.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Что делать работодателям

  • Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть. Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.
  • Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ. В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст. 7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса. Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Поговорим о профессиональных стандартах

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Профстандарт на практике

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Использовать профстандарты обязательно

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Создаем рабочую группу.

Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана – один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень – назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.

В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии – девять человек, не больше.

Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей – то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

  • Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
  • Актуализация нормативно-правовой базы.
  • Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
  • Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

Выгоды НОК для работника

Прохождение НОК повышает конкурентоспособность работника на рынке труда, положительно влияет на его карьерный рост.

Допуск к квалифицированной работе.

Подтверждённая квалификация открывает двери к определенным видам работ, дает возможность участвовать в конкурсах, тендерах и т.д.

Документ о квалификации.

Документ о соответствии квалификации признан на всей территории РФ.

Какие требования предъявляются к профессиональным стандартам?

В силу ст. 195.2 ТК РФ порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Сведения об утвержденном профессиональном стандарте вносятся в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд. Указанный реестр ведется на сайте http:// profstandart.rosmintrud.ru. В частности, в настоящее время утверждены профессиональные стандарты в отношении следующих специальностей.

Так, например, согласно Приказу Минтруда РФ № 1061н от 22.12.2014 «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»» основной целью вида профессиональной деятельности является формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

К работнику, осуществляющему данный вид деятельности, применяются следующие квалификационные требования:

Необходимо отметить, что Минтруд в своем Письме от 12.01.2016 № 14-3/В-3 указал, что Приказом № 1061н установлены минимальные требования к бухгалтеру, в том числе к начинающему: среднее специальное образование по направлению подготовки «Экономика и управление». В случае отсутствия профильного образования – наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля, например помощником бухгалтера.

Таким образом, наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет – требования, предъявляемые к соискателям, не имеющим профильного образования.

Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте?

Согласно Письму № 14-0/10/13-2253, если в результате принятия профессионального стандарта будет установлено, что образование работника не соответствует требованиям стандарта, уволить его на этом основании работодатель не имеет права, поскольку такого основания увольнения Трудовым кодексом не предусмотрено.

Следует отметить, что работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Заметим, что если по результатам аттестации будет установлено несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ его следует уволить. При этом перед увольнением данному работнику нужно предложить перевод на другую работу, соответствующую его квалификации.

Кроме того, в силу ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартовПравить

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (ред. от 09.02.2018) “О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов”

Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Профессиональные стандарты разрабатываются  в соответствии с требованиями нормативных правовых актов:

Применение профессиональных стандартовПравить

Профессиональный стандарт  – многофункциональный документ, который  применяется:

При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться:

1. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс):

Обязательность применения профессиональных стандартов устанавливается для случаев, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 57; статья 195.3).

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление).

Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты применяются организациями  с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных  планов с учетом мнения представительного органа работников.

3. Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

4. Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»:

Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *