Полезные продукты

Антикварные предметы, которые до сих пор можно использовать по назначению – одна из самых интересных ниш рынка старинных вещей. Как и для опытного, так и для начинающего коллекционера, иметь в своей коллекции антикварную вещицу, которую можно не только расценивать с точки зрения ее внушительного возраста и сохранности, но и успешно использовать в быту, в хобби или на работе, и правда, уникально.

Антикварные ножницы, старинные табакерки, антикварные штопоры, старинный звонок в дверь и множество других интересных предметов, которые не только украсят интерьер, удивят гостей, но и будут служить практическим целям еще много лет, что обусловлено высоким качеством материалов изготовления прошлых столетий.

Эстетические свойства выражают способность игруш­ ки воздействовать на внутренний мир ребенка. Эти свой­ ства включают информационную выразительность, рацио­ нальность формы, целостность композиции и совершен­ ство производственного исполнения. Хорошая игрушка по уровню эстетического исполнения приближается к ху­ дожественному произведению, а умение делать красивые игрушки считается искусством.

Надежность потребления игрушек – это свойство, обус­ ловливающее сохранение основных параметров и форм, конструкции этих изделий в процессе их эксплуатации. Сю­ да относятся: безотказность, долговечность, ремонтопригод­ ность, сохраняемость при транспортировании и хранении.

28.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА ИГРУШЕК

..Игрушки классифицируют по следующим основным признакам: воспитательному (педагогическому) назначе­ нию, возрастному назначению, виду исходного сырья, способу производства, конструктивным особенностям, от­ делке, видам игрушек.

По воспитательному назначению игрушки подразде­ ляют на группы.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий, игрушки (подвески, погремушки, шарики, мячи и др.), дидактические игрушки (кубики с картинками, разбор­ ные пирамидки, башенки, разъемные шары, матрешки и др.). Игрушки данной группы ярко окрашенные, полиро­ ванные, из легкомоющихся пластических масс, резины и древесины, привлекают малышей звучанием, формой, цветом, способствуют умственному развитию.

Читайте также:  Как подключиться к фгис мдлп

Игрушки, способствующие физическому развитию де­ тей, – это игрушки для прыгания (различные скакалки), бега и ходьбы (обручи, тележки, каталки, санки и др.), развития мышц рук и пальцев (башенки, матрешки, разъ­ емные коробочки и другие полые игрушки), бросания (мя­ чи, кегли, городки и др.), укрепления мускулатуры ног (велосипеды, педальные автомобили и др.), для меткости (игрушечные пистолеты, луки, ружья и др.).

Игрушки, знакомящие детей с окружающей природной средой, — игрушки, изображающие людей (куклы), животных, сказочных персонажей, различ­ ные предметы, транспортные средства. Многие игрушки име­ ют механический и электромеханический принцип действия. – Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники, дают представление о конструкции и действии различных машин и механизмов, о сооружениях и архитек­ туре. Сюда относятся наборы для сборки моделей, различ­ ные конструкторы, действующие модели машин, наборы для физических и химических опытов, фильмоскопы и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процесса­ ми, включают лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки, де­ ревянные молотки, гаечные ключи и др. Для детей школь­ ного возраста изготовляют строительные наборы, наборы слесарных и столярных инструментов, наборы для выжи­ гания и выпиливания, вязания, вышивания, склеивания, аппликации, детские швейные машинки, детские сель­ скохозяйственные инструменты и др.

Игрушки, способствующие музыкальному и художест­ венному развитию детей, включают музыкальные игруш­ ки (гитары, балалайки, дудочки и др.), ственные игрушки (театр кукол, куклы, различные разрез­ ные картинки, альбомы для раскрашивания, переводные картинки и др.).

• Елочные и карнавальные игрушки. Елочные украшения и карнавальные принадлежности – атрибуты веселого дет­ ского праздника. Участие детей в украшении елки, подго­ товка игрушек, а иногда и самостоятельное их изготовле­ ние имеют большое воспитательное значение.

Елочные украшения по содержанию и тематике могут быть самыми разнообразными: в виде животных, птиц, фруктов, овощей, деревьев, предметов домашнего обихо­ да, машин, персонажей сказок, рассказов или чисто деко­ ративного назначения (шары, бусы, мишура и др.). Их из­ готовляют из стекла, пластмассы, картона, металла. Ас­ сортимент стеклянных украшений весьма разнообразен: шары различной величины, сосульки, звезды и шпили, стеклянные плоды, ягоды, шишки и т. п. Изготовляют их методом выдувания. Каждое изделие снабжается подвес­ кой, состоящей из ушка (или зажима) и колпачка. Из пластмассы методом вакуумного литья изготовляются легкие, небьющиеся, негорючие елочные украшения. Из

металлизированной лавсановой пленки изготовляют свер­ кающие в отраженном свете фонарики, грибки, звездоч­ ки. Искусственные елки изготовляют из капрона, поливинилхлорида, полиэтилена. Из пенополистирола изготов­ ляют легких, безопасных в пожарном отношении дедовморозов и снегурочек, из поролона – фигуры людей, жи­ вотных, бабочек и др. Ассортимент украшений из картона представлен фигурками животных, рыб, птиц, сказочных персонажей, домиками, фонариками и т. п. Украшения из картона делят на штампованные и клееные. Для прида­ ния декоративности их оклеивают цветной бумагой или окрашивают. Гирлянды, дождь, звезды, отражатели раз­ личных конфигураций изготовляют из фольги, алюмини­ евой, медной или латунной проволоки, плющенки (тон­ кой плоской металлической ленты).

К карнавальным принадлежностям относятся изделия, предназначенные для украшения помещения, а также украшения самих участников праздника. Ассортимент карнавальных принадлежностей очень разнообразен: кон­ фетти, серпантин, хлопушки, маски, полумаски, карна­ вальные костюмы, флажки, бумажные гирлянды, фона­ рики, веера, зонтики, воротники, нагрудники и др.

включают детские лото, домино, настольные печатные игры и др. Такие игры обычно име­ ют описания и правила игры.

. особая группа игрушек. Они воспи­ тывают у детей жизнерадостность, чувство юмора и уме­ ние удивляться (двигающиеся звери, гимнаст на кольцах, заяц-барабанщик, куклы-неваляшки, волчки, наборы фо­ кусов, железные дороги и др.).

По возрастному назначению также выделяют несколь­ ко групп игрушек.

Игрушки для детей ясельного возраста (до 3 лет) отли­ чаются простотой и совершенной геометрической формой, яркой раскраской. Они легкие, хорошо озвучены, просты по конструкции и принципу действия (погремушки, ша­ ры, мячи, велосипеды, каталки, лопатки, лейки, обручи, разрезные картинки и др.).

Игрушки для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) носят творческий характер, будят фантазию и более разнообразны (куклы, машины, кукольная мебель и посу­ да, мозаики, велосипеды, простейшие конструкторы,

электрифицированные железные дороги, наборы цифр и букв, спортивные игрушки, игры-забавы и др.).

Игрушки для детей школьного возраста (от 6 до 18 лет) отличаются более высокой сложностью, в большей мере учитывают наклонности детей, часто требуют серьезного, вдумчивого подхода (технически сложные игрушки, набо­ ры детских инструментов, электронные игры, настольные игры, музыкальные игрушки и др.).

– По виду исходного сырья игрушки делятся на пласт­ массовые (погремушки, детские автомобили, куклы, конструкторы и т. п.); резиновые (мячи, фигурки живот­ ных и т. п.); керамические (детская посуда, свистки и т. п.); стеклянные (шары, подвески, фигурки животных); металлические (наборы солдатиков, детские инструмен­ ты, модели техники и т. п.); мягконабивные (куклы); дере­ вянные (кубики, шахматы и т. п.); из бумажно-древесных масс и папье-маше (фигурки зверей); комбинированные.

• Для изготовления игрушек используются следующие виды полиэтилен, аминопласты, по­ листирол и его сополимеры, полиметилметакрилат, поли­ уретан, полиамид, поливинилхлорид и др.

, игрушки изготовляют из натурального или синтетического каучука, а также наполнителей (мел, као­ лин, сажа, белая сажа), вулканизаторов (сера), мягчителей (парафин, вазелин), противостарителей и красителей. Сырьем для производства игрушек слу­ жат глинистые материалы, отощители, плавни, керами­ ческие краски.

Для изготовления игрушек использу­ ются сталь углеродистая, легированная сталь (нержавею­ щая), сплавы алюминия, в небольшом количестве цвет­ ные металлы и сплавы меди.

– игрушки изготовляют из различных видов тканей (фланель, бязь, бархат, байка), трикотажа, искусственного меха. В качестве наполнителя используют опилки, стружку, вату, очесы вискозного штапельного во­ локна, измельченные отходы поролона.

Для производства игрушек используют древесину мягких пород деревьев (сосна, ель, липа, ива, осина) и некоторых твердых пород (береза, дуб). Применя­ ются также фанера, клей, крепежные изделия, лако­ красочные материалы.

– По способу производства в зависимости от вида исход­ ного сырья пластмассовые игрушки выпускают прессован­ ные, выдувные, литые, штампованные, формованные под давлением; резиновые — формованные, литые, клееные, маканые; металлические – литые, штампованные; дере­ вянные – столярные, токарные, выпиленные, плетеные.

По конструктивным особенностям ные, механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные), электротехнические и др.

28.3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИГРУШЕК

Проверка качества изготовления игрушек производит­ ся в соответствии с требованиями ТНПА, где особое вни­ мание уделяется соблюдению требований безопасности. При контроле качества игрушек проверяют их внешний вид: гладкость поверхности, отсутствие заусенцев, проч­ ность соединения частей и деталей, равномерность и проч­ ность окраски поверхностей, у мягких игрушек – равно­ мерность набивки (без бугров и впадин), у музыкальных – исправность звучащих приспособлений, у механических – исправность двигателей, у электрических – работоспо­ собность электрических схем, у игрушек-наборов – комп­ лектность. Внешний вид кукол и животных при проверке качества обязательно сопоставляется с образцом-эталоном.

1. Чем характеризуется социальная значимость игрушек? g • 2. Назовите и охарактеризуйте эргономические свойства

По каким признакам классифицируют ассортимент иг­ рушек?

Назовите и охарактеризуйте ассортимент дидактиче­ ских игрушек.

Назовите и охарактеризуйте ассортимент игрушек, спо­ собствующих физическому развитию детей.

Чем отличается ассортимент игрушек для детей ясель­ ного возраста?

Перечислите особенности и охарактеризуйте ассорти­ мент игрушек для детей школьного возраста.

Как классифицируют игрушки по материалу изготовле­ ния?

В чем заключается контроль качества игрушек?

29. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

Произведения народных художественных промыслов – одно из проявлений художественного творчества народа. История развития этих промыслов уходит в глубокую древность.

Народные художественные промыслы – особая отрасль художественной промышленности, которая выпускает изде­ лия декоративно-утилитарного и декоративного назначения.

Декоративно-утилитарные изделия используются по­ требителями в домашнем хозяйстве (художественная по­ суда из керамики, дерева, металла) и являются составной частью одежды (пуховые платки, кружевные блузки руч­ ной работы), применяются для хранения предметов туале­ та (ларцы, коробочки) и других целей. Как декоративные эти изделия служат для украшения интерьера жилища, одежды и самого человека (настенные и настольные пан­ но, рушники, мелкая скульптура, броши, браслеты, бусы и др.). Большая часть изделий носит сувенирный харак­ тер, т. е. представляет собой памятные предметы, связан­ ные с каким-либо событием или пребыванием человека в том или ином месте.

Изделия художественных промыслов — воплощение та­ лантов народных мастеров, гармонического единства ис­ кусства и высокой техники исполнения – являются свое­ образной визитной карточкой народа.

В соответствии с принятым в 1999 г. Законом Респуб­ лики Беларусь «О народном творчестве, народных про­ мыслах (ремеслах) Республики Беларусь» регулярно про­ водятся конкурсы, выставки, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой подход к творчеству народных умельцев, пропаганде их достижений позволил увидеть ценности на­ циональной культуры и необходимость возрождения про­ изводства народных художественных промыслов в суве­ ренной Беларуси.

В ассортимент продукции художественных товаров включают: художественные изделия из дерева, металла, камня, рога и перламутра, керамики, кожи и меха, папьемаше (миниатюрная живопись), а также с народной вы­ шивкой и росписью тканей, кружевоплетеные, изделия узорного ткачества (в том числе ковры ручной работы и художественно-вязаные).

В последнее время значительно возросла роль изделий народных художественных промыслов как экспортных товаров.

29.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Предметы декоративно-прикладного искусства, как и всякого другого, должны соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к ним. Прежде всего это красота вещи, ее художественность и народность. Истин­ ная ценность изделия заключается в простоте и гармонии всех его элементов. Основным признаком искусства в бы­ товом предмете является соединение целесообразности и красоты. Этот союз – и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале.

Декоративно-прикладное искусство является также средством эстетического выражения народных традиций. Изделия народных художественных промыслов удовлет­ воряют прежде всего нематериальные потребности людей, в частности потребность в красоте.

Эстетическая ценность таких изделий проявляется че­ рез целостность их композиции, рациональность формы, информативность.

Для современных изделий народных художественных промыслов наиболее харак­ терны простота и обобщенность. Они проявляются в пространственном и конструктивном оформлении изде­ лия, в ясности общего замысла, в строгом и гармониче­ ском согласовании частей и целого, в лаконизме, отсут­ ствии излишней детализации.

художественных изделий дос­ тигается использованием всех выразительных возмож­ ностей материала, его фактуры, текстуры, цвета, полно­ той слияния художественной и утилитарной функций предмета.

Под изделий народных художест­ венных промыслов понимается соответствие их стилю и моде своего времени, выраженность национальных осо­ бенностей, обязательность выполнения в традициях про­ мысла, проявление индивидуальности мастера.

Содержание и номенклатура утилитарных свойств из­ делий народных художественных промыслов обусловле­ ны особенностями их функционального использования. Однако и для декоративно-утилитарных изделий эстети­ ческие свойства имеют первостепенное значение.

Разрабатывая новые образцы, художник стремится к тому, чтобы в них нашли отражение мораль, эстетические вкусы и национальные традиции страны.

29.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Наиболее общими признаками группировки изделий народных художественных промыслов являются их наз­ начение (функциональное использование), материал, мес­ то промысла, тематика и др.

изделия народных художественных промыслов делятся на три группы:

• изделия утилитарного назначения – письменные принадлежности, портсигары и т. д.; посуда, доски разде­ лочные, ложки;

• изделия декоративного назначения – декоративные вазы, панно, заколки, скульптуры, запонки, броши, бусы;

• сувениры – готовые изделия, художественно оформ­ ленные в традиционном характере страны, региона, отра­ жающие национальные или местные особенности.

По виду материала эти изделия могут быть самые раз­ нообразные: из дерева, бумаги, папье-маше, кости, рога, камня, металла, керамики, стекла и др.

По способу изготовления и технике обработки мате­ риала отличают изделия с резьбой, инкрустацией, грави­ ровкой, чеканкой, филигранью и др.

различают изделия со сказочно-былин­ ными сюжетами, изделия, отражающие исторические со­ бытия и современную действительность, изображающие растительный и животный мир, изделия орнаментального сюжета.

По району производства наиболее известны федоскин­ ские, мстерские, загорские, неглюбские, кричевские, жлобинские, лидские, полоцкие, несвижские, браславские, слуцкие изделия.

Изделия, полученные художественной обработкой из дерева. Дерево – наиболее распространенный материал в производстве изделий народных художественных про­ мыслов. Художественные изделия из дерева классифици­ руют – утилитарные (черпаки, ложки, ку­ хонные наборы и т. д.), декоративные (настенные панно, бусы и др.), сувениры (матрешки, коробочки, брелоки и т. д.); по способу изготовления – столярные, токарные, комбинированные, из бумажно-древесных масс; по оформ­ лению – с резьбой, росписью, выжиганием, инкрустаци­ ей; по тематике – сюжетные, отображающие историче­ ские события, сюжетные былины и сказки, сюжеты рас­ тительного и животного мира, орнаментального сюжета; по названию промыслов – хохломские, абрамцево-кудрин- ские, богородские, загорские, полхов-майданские, Горо­ децкие, унцукульские, жлобинские и др.

И з д е л и я с х о х л о м с к о й р о с п и с ь ю . Родина искусства золотой росписи – Нижегородская область. Производство зародилось в с. Хохлома.

Выточенные из дерева (береза, осина, липа) изделия натирают глиной, маслом и порошком алюминия, так что в роспись они поступают похожими на металлические. За­ тем наносят роспись и лак, закаливают изделия в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечиваю­ щаяся сквозь нее поверхность дерева, закрашенная алю­ миниевым порошком, становится похожей на золотую.

Роспись хохломы делят на два типа: «верховую рос­ пись» и роспись «под фон». Особенность «верховой» рос­ писи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золо­ тистого фона. При росписи «под фон» золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Отли­ чительная особенность росписи «под фон» — золотистые кудреватые завитки, причудливой формы листья, цветы, плоды. Ассортимент: бочонки, миски, ковши, чаши для ягод, меда, кофе, стаканы, чаши для фруктов, розетки, ложкарные изделия, настенные панно, декоративные ва­ зы, сувенирные матрешки и др.

А б р а м ц е в о – к у д р и н с к и е и з д е л и я . Главная особенность этих изделий – плоскорельефная резьба по де­ реву. Ассортимент: сухарницы, конфетницы, солонки.

Б о г о р о д с к и е и з д е л и я . Для них характерно со­ четание орнаментальной тонкой резьбы, которая передает оперенье птиц, шерсть животных, с гладкой поверх­ ностью изделий. Изделия делают без предварительных эс­ кизов, «с маху» (отсюда и название «маховая резьба»). В ассортименте – любимые всеми скульптуры «Вершки и корешки», «Генерал Топтыгин», «Космос», «Медведь на спутнике» и др.

З а г о р с к и е и з д е л и я . Тематика промысла – сце­ ны старого русского быта и древнерусская архитектура. Характерная особенность – исполнение рисунка на цвет­ ном фоне – желтом, зеленом, голубом, выполненном яр­ кими красками и крупными пятнами. Сюжеты – изобра­ жение коней и птиц. Ассортимент: детская мебель, вешал­ ки, тарелки, кухонные доски разделочные.

К о с о в с к и е и з д е л и я (Украина). Отличительная черта – отделка трехгранновыемчатои, плоскорельефной резьбой с инкрустацией ценными породами дерева, перла­ мутра, металла. Ассортимент: шкатулки, чарки, ковши, кружки, ложки, чернильные приборы и т. д.

Ж л о б и н с к и е и з д е л и я . В г. Жлобине (Беларусь) находится единственное предприятие, выпускающее сей­ час панно и шкатулки с рисунками из соломки. Они напо­ минают палехскую роспись – так тонко нанесена соломка на дерево. В работах много стилизованных цветов, птиц, животных, узоров старинного русского ткачества, что ха­ рактерно для белорусского народного искусства. Коллек­ ция сувениров экспонировалась в Лейпциге и Загребе и получила высокую оценку.

И з д е л и я и з к а п о – к о р н я – вятские шкатулки, портсигары, письменные приборы, курительные трубки, дамские колье. Изготовляют их из особых древесных на­ плывов на стволах, а чаще всего на корнях старых берез.

Х у д о ж е с т в е н н ы е и з д е л и я и з б е р е с т ы – это изделия из дерева, отделанные прорезной берестой (верхний слой коры березы). Береста обладает проч­ ностью, гибкостью, устойчивостью к гниению. Места из­ готовления – Вятка, Туринск, Казань, Могилев и др. Ас­ сортимент: туеса, сахарницы, конфетницы, чайницы, шкатулки, стаканы.

П л е т е н ы е х у д о ж е с т в е н н ы е и з д е л и я и з л о з ы , к а м ы ш а , б а м б у к а . Вырабатываются плете-

Соседние файлы в папке ИТ_ПЗ_1

Классификация и характеристика ассортимента изделий народных художественных промыслов и сувениров

1. По назначению:

· изделия утилитарного назначения:

– письменные принадлежности (письменные приборы);

– принадлежности для курения (пепельницы, портсигары и т.д.);

– предметы домашнего обихода (посуда, сервизы, доски разделочные и т.д.);

– принадлежности туалета (шкатулки, пудреницы);

· изделия декоративного назначения:

– предметы украшения интерьера (вазы, скульптуры, панно);

– предметы украшения костюма (броши, запонки, зажимы для галстуков, бусы).

· готовые изделия, художественно оформленные в традиционном характере страны, региона, отражающие национальные или местные особенности;

– памятные медали;

– талисманы (игрушки, брелки, гербы, вымпелы, флаги и др.);

– печатные сувениры (открытки, марки, альбомы, спичечные этикетки и др.);

– фото-кино и озвученные сувениры (слайды, видеофильмы, аудиокассеты, СД диски);

– искусственные цветы.

2. По виду материала:

· из древесины, капо-корешка, бересты;

· кости и рога;

· керамики и стекла;

· пластических масс.

Изделия из древесины:

· Абрамцево-кудринские изделия (Московская обл., г. Хотьково, с. Абрамцево, д. Кудрино). Характеризуются плоскорельефной резьбой по дереву в виде густого растительного орнамента, которая после нанесения окрашивается морилкой в красно-коричневый цвет и покрывается лаком. Ассортимент: блюда, сухарницы, вазы, шкатулки, полочки, письменные приборы и др.

· Богородские изделия (с. Богородское, Загорский район, Московская обл.). Изготавливаются в виде игрушек (яркие, двигающиеся – «Молотобойцы», «Мужик и медведь») и белые «скульптурные» (неокрашенные). Чаще всего изображаются фигуры зверей, сказочные или былинные герои.

· Хохломские изделия (г. Семенов, с. Хохлома Нижегородской обл.). Особенность изделий – золотистый цвет на поверхности без применения золота. Для этого, выточенные изделия первоначально грунтуют глиной, олифой и порошком алюминия, в результате они становятся похожи на металлические. Затем их раскрашивают, лакируют и закаливают в печи. Под действием высоких температур, лаковая пленка темнеет, приобретая янтарный оттенок, а поверхность, окрашенная алюминиевым порошком, становится похожей на золотистую. Ассортимент изделий широкий. Подбор цветов (в основном красный, черный, иногда зеленый) красиво выделяется на золотистом фоне.

· Изделия с городецкой росписью (г. Городец Нижегородской обл). Особенность – рисунок на цветном фоне: желтом, зеленом, голубом, красном, синем. Ассортимент: детская мебель, игрушки («конь-качалка»), доски разделочные панно и др.

· Семеновские изделия (г. Полохов, г. Семенов Нижегородской обл.) расписываются только анилиновыми красками в отличие от Кировских, Московских и других мест, которые используют только масляные краски. Ассортимент: матрешки, карандашницы с растительным орнаментом, состоящих из букетов цветов.

· Загорские изделия (г. Загорск Московской обл.) отличаются четким рисунком на поверхности, нанесенным способом выжигания, который раскрашивается яркими красками на фоне природного цвета древесины. Ассортимент: декоративные вазы, панно, сувениры с изображением памятников архитектуры Загорска, Москвы и других городов.

Изделия из капо-корешка:

· Вятские изделия (г. Киров) – художественно обработанные из наростов на стволах (кап) и корнях (корешок) березы, реже других лиственных пород. Имеют сочную цветовую гамму – от янтарно-золотистой до темно-шоколадной. Ассортимент: различные коробки (шкатулки, сигаретницы), мундштуки, трубки, сувениры.

Изделия из бересты:

· Вятские изделия (фабрика «Идеал» г. Киров) – изготавливают из бересты, заготовленной в мае-июне (лучше всего подвергается обработке, в т.ч. тиснению), прочные, устойчивые к гниению. Ассортимент: хлебницы, сахарницы, шкатулки, туеса и др.

Изделия из папье-маше с миниатюрной лаковой живописью:

Папье-маше получают из обычного картона, склеенного в несколько слоев, который после просушивания погружают в горячее растительное масло, хорошо пропитывают и вновь просушивают в жарочных шкафах при высокой температуре. Роспись изделий производится красками, приготовленных способами, унаследованным от древнерусских мастеров живописи. Все производство одного изделия занимает около трех месяцев.

· Федоскинские изделия (с. Федоскино Московской обл.) расписаны масляными красками или прозрачными красками по блестящему фону из алюминиевого порошка, сусального золота или серебра, иногда перламутра. Ассортимент: шкатулки и коробки, предметы туалета, женские украшения и др. с реалистичным изображением пейзажей, тем русских народных сказок, «тройки» и т.д.

· Палехские изделия (с. Палех Ивановская обл.) – отличаются контрастной живописью по черному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска. Миниатюры стилизованны (изображаемые фигуры вытянуты, композиции многосложны). Ассортимент аналогичен.

· Мстерские изделия (с. Мстеры, Вязниковский р-н, Владимирская обл.) – отличаются цветовой гармоничностью тонких красочных изображений (в основном голубовато-серебристые, охристо-желтые или красные) на голубом, розовом или золотистом фоне.

· Холуйские изделия (с. Холуй Ивановская обл.) отличаются пышными пейзажами в основном сказочной тематики на коричнево-оранжевом или синевато-зеленом фоне.

Изделия из кости:

§ слоновая – белого или светло-кремового цвета;

§ моржовая – белый, слабо-зеленоватый цвет, при просвечивании приобретает слегка розоватый оттенок;

§ трубчатая (цевка) – крупных домашних животных, мягкая, поэтому легко обрабатывается.

· Холмогорская резьба (Архангельская обл) – ажурная, плоскорельефная, с разнообразными сюжетными сценами. Ассортимент: ларцы, шкатулки, кубки, ручки ножей и др.

· Тобольские изделия (г. Тобольск) – это скульптура, принадлежности для курения и др., изображающие жизнь и быт народов Севера.

§ Чукотские изделия (различные регионы) – в основном представлены миниатюрными мамонтовая – слегка желтоватого оттенка;

· скульптурами, изображающие сцены охоты, труда и отдыха чукчей.

Изделия из рога

· Кисловодские изделия (г. Кисловодск) – представляют в основном тематику мотивов из жизни народов Кавказа. Ассортимент: миниатюрная скульптура и традиционный рог для вина.

Изделия из камня

· Уральские изделия (Пермская обл., Екатеринбургская обл.) – разнообразного ассортимента: письменные приборы, шкатулки, пудреницы, ночные светильники, миниатюрные скульптуры, изображающие животных и рыб.

· Краснодарские изделия (г. Ходжок, г. Отрадное) – отражают быт народов Кавказа, животный мир данного региона. Ассортимент: миниатюрные скульптуры, вазы, светильники, карандашницы, пепельницы.

Металлические филигранные изделия

Вырабатывают из крученой проволоки – скани, которая выгибается в отдельные мелкие детали узоров:

· Красносельские изделия (с. Красное Костромской обл.) – с характерным растительным орнаментом. Ассортимент: сахарницы, сухарницы, рюмки, винные наборы, украшения, предметы туалета и др.

· Мстерские изделия (п. Мстера Владимирской обл.) – с характерным геометрическим орнаментом, напоминающий узор старинных русских решеток. Ассортимент аналогичный.

Металлические эмалевые изделия

Эмаль – стекловидная масса, нанесенная тонким слоем и закрепленная на ней путем обжига в печах:

· Ростовская финифть (г. Ростов, Ярославской обл.) – изделия из серебра. Ассортимент: украшения, предметы туалета, посуду, вазы.

Металлические изделия с чернью, гравировкой

· Великоустюжские изделия (г. В.Устюг Вологодской обл.) – имеют тематику народных, былинных мотивов, древнерусской графики. Ассортимент: посуда, принадлежности для курения, украшения, сувениры.

· Кубачинские изделия (с. Кубачи, Дагестан) – отличаются характерным растительным орнаментом в виде ветви или заросли (несимметричный орнамент со спиралями, разбегающимися в разные стороны) и разнообразной отделкой. Ассортимент широк и разнообразен.

Изделия из чугуна

· Каслинское художественное литье (г. Касли Челябинской обл.) – поражает изяществом. Особенность – матовая поверхность глубокого черного цвета, которая хорошо выявляет форму и подчеркивает рисунок в ажурных изделиях. Ассортимент: объемная настольная скульптура небольших размеров, бюсты, статуэтки, шкатулки, подсвечники, вазы, пепельницы и др.

Изделия из стали

· Златоустовские изделия (г. Златоуст, Челябинской обл.) – характеризуются рисунками и орнаментом, выполненными на стали гравировкой, золотой или серебряной насечкой и золочением по травленым участкам металла. Ассортимент представлен в основном сувенирами (в т.ч. подносы).

· Жостовская лаковая живопись (п. Жостово, Московской обл., г. Нижний Тагил) – своеобразный промысел художественной росписи металлических подносов. Роспись проводится по черному фону (реже – по красному, синему, зеленому). После, подносы трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонкими порошками от руки. Распространенный мотив – букет, цветочные гирлянды.

Изделия из керамики

· Гжельские изделия (Московская обл.) – отличаются подглазурной росписью кобальтом по белому фону (иногда росписью золотом по темно-синему кобальтовому фону). Ассортимент: посуда, миниатюрная скульптура.

· Скопинские изделия (г.Скопин Рязанской обл.) – изготавливают из фаянса и красно-земельной глины. Отличительная черта – ярко-зелена или коричнево-желтая глазурь, на которую нанесен геометрический, реже растительный орнамент. Ассортимент: посуда, предметы домашнего обихода (горшки, вазоны) и скульптуры в виде фигурок птиц, животных, сказочных существ.

· Дымковская игрушка (г. Вятка) – простая в изготовлении и по орнаменту, но необычайно декоративна, жизнерадостна и выразительна. Ассортимент представлен фантастическими образами людей, животных, птиц.

Изделия из стекла

· Гусевские изделия (г. усь-Хрустальный Владимирской обл.) – представлены художественными изделиями посуды и сувениров, изготовленные из хрусталя.

· Дятьковские изделия (г. Дятьково Брянской обл.) – декоративные стилизованные столовые наборы посуды.

Изделия из кожи

· Эстонские изделия – с тиснением и гравировкой кремовых, коричневых и красных тонов, в основном прямоугольной формы. Ассортимент: альбомы, блокноты, изделия кожаной галантереи, закладки.

Изделия с вышивкой

· Нижегородские изделия (г. Лысково, г. Городецк, г. Арзамас Нижегородской обл.) – отличаются особым видом вышивки «нижегородский гипюр», напоминающий кружево.

· Калужские изделия (г. Тарусы Калужской обл.) – имеют крупный орнамент, занимающий в изделиях большое место своеобразной цветовой гаммы с преобладанием синего цвета светлого оттенка.

· Кировские изделия (фабрики им. 8 Марта) – отличаются в основном гладьевой вышивкой и типа «ришелье».

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru – 2023 год. Все права принадлежат их авторам!

Услуги «Антиквариат. ру»

Секрет нашей антикварной коллекции заключается в том, что она собрана людьми, страстно любящими свое дело и выбирающими хорошие качественные предметы старины, которые несут высокую историческую и художественную ценность. Абсолютно каждый предмет на нашем сайте имеет свою уникальную историю, которой мы с радостью поделимся с Вами!

Определение керамических изделий по их материалу и технологии производства

По материалу и
технологии производства керамические
изделия подразделяются на следующие
виды:

Гончарные, майолику,
фаянс и фарфор.

Способы обработки
и украшения поверхности гончарных
изделий весьма разнообразны. К наиболее
известным относятся:

Покрытие и роспись
ангобами – тонко растёртыми белыми и
цветными глинами, разведёнными в воде
в виде жидкой краски;

Лощение или
полировка поверхности предмета с
последующим обжигом в коптящем пламени,
благодаря чему поверхность вещи
становится чёрной и блестящей.

Часто встречающееся
покрытие полностью или частично гончарных
изделий бесцветными и цветными прозрачными
глазурями – тонкой стекловидной плёнкой.
Прозрачность глазурей, в отличие от
эмалей, обуславливается большим
содержанием олова.

К эмалям относятся
те же глазури, но с большим содержанием
свинца, который сообщает эмали
непрозрачность.

К подглазурным
краскам относятся тугоплавкие краски,
которые наносятся на обожженный
неглазурованный черепок, затем покрываются
глазурью и обжигаются вместе с нею. Эти
краски выдерживают высокую температуру
обжига в пределах до 1200-1500° и обладают
немногочисленной, но весьма яркой и
интенсивной по цвету палитрой тонов.

К надглазурным
краскам относятся легкоплавкие краски,
которые наносятся на уже глазурованную
и обожжённую поверхность изделия, после
чего оно снова обжигается при температуре
выше 900°. Палитра надглазурных красок
отличается обилием и разнообразием
своих тонов.

3. Фаянс.
К этой категории относятся изделия, в
состав массы которых, кроме специальных
керамических глин или каолинов, входит
полевой шпат, кварц, мел и другие
компоненты. Изделия из фаянса имеют
лёгкий, тонкий, непросвечивающий и
пористый черепок с глазурованной
поверхностью белого, охристого,
коричневого, мраморного и других цветов,
с часто встречающимися цеком или кракле
(сетью мелких трещинок).

Украшаются фаянсовые
изделия ручной росписью подглазурными
или надглазурными красками, или так
называемой печатью – переводом на
глазурованную поверхность изделия
орнамента и сюжетных изображений,
отпечатанных одноцветной надглазурной
краской на бумажных листах. Последние
прикладываются к поверхности,
предварительно смоченные водой, и
обжигаются вместе с ними. Бумага сгорает,
а изображение закрепляется на поверхности
вещи.

Украшаются
фарфоровые изделия весьма разнообразно,
начиная с ручной росписи подглазурными
и надглазурными красками и кончая
декалькоманией – механическим переводом
на поверхность изделия орнамента и
сюжетных изображений, отпечатанных на
листах бумаги, наподобие детских
переводных картинок.

Украшения могут
наноситься также и аэрографом через
специальные трафареты, поочерёдно
накладываемые на поверхность предмета,
или при помощи перевода фотографических
изображений (фотокерамика) и т.д.

Известен также
способ украшения майоликовых, фаянсовых
и фарфоровых изделий люстрами,
представляющими собой тонкие плёнки с
радужными оттенками. Люстры наносятся
на глазурованную поверхность изделия
и закрепляются обжигом при температуре
около 800°.

При изготовлении
из фарфора скульптур часто применяется
бисквит – неглазурованный фарфор,
обладающий матовостью и прозрачностью
черепка.

Технология
производства керамических изделий.

  • Заготовка
    керамического сырья (глины, кварца,
    полевого шпата и других компонентов);
  • Довольно сложный
    и длительный процесс приготовления из
    этого сырья керамической массы, идущей
    на изготовление изделий;
  • Выделка из этой
    массы самих изделий путём формовки
    ручным способом на гончарном круге или
    механическим способом посредством
    литья в специальных формах;
  • Обжиг в специальных
    печах при различных режимах температуры
    в зависимости от характера красочного
    покрытия (подглазурного или надглазурного).

Определение
керамических изделий по их материалу
и технологии производства совершается
при помощи внешнего осмотра. Исследователь
должен фиксировать своё внимание на
толщине, структуре, цвете, просвечиваемости
черепка, установить, не имеет ли черепок
каких-либо неровностей, тщательно
рассмотреть покрывающую черепок глазурь
и роспись – отметить их блеск или
матовость, цвет.

В основе исследования
лежит личный опыт и навыки исследователя.

Состав керамической
массы, из которой выполнено изделие,
часто помогает определить обнаруженный
скол или повреждение поверхности.

Концентрические
рельефные полосы на дне предмета, которые
чаще всего обнаруживаются на гончарных
изделиях, свидетельствуют о том, что он
выполнен ручным способом на гончарном
круге – рельеф деревянной доски
отпечатался на ещё сыроватом дне предмета
и закрепился во время обжига.

Проведя рукой по
поверхности фарфорового или фаянсового
предмета и обнаружив при этом еле
уловимый рельеф красочного покрытия,
можно утверждать, что роспись выполнена
ручным способом, а немеханическим
(декалькоманией, печатью и т.д.), при
котором поверхность остаётся совершенно
гладкой.

Определить
подглазурную технику росписи помогает
рассмотрение глазурованной поверхности
предмета на ярком свету (у окна). Если
блик света свободно отражается этой
поверхностью, в том числе и окрашенной,
то это означает, что роспись выполнена
подглазурно. если же блик слегка тускнеет
при переходе на роспись, а её рельеф
слегка ощущается прикосновениями
пальцев к поверхности предмета, то в
этом случае роспись выполнена надглазурными
красками.

Фаянс отличается
от фарфора меньшей белизной поверхности,
но иногда изделия из фаянса, главным
образом из опака (высшего сорта фаянса,
приближающегося по своему составу
керамической массы к фарфору), трудно
по внешнему виду отличить от фарфора.
Поэтому необходимо рассматривать дно
изделия на сильный свет (солнце, яркая
лампа). Если пошевелив пальцем по
поверхности дна со стороны источника
света, исследователь обнаруживает с
обратной стороны тень, то значит, что
черепок просвечивает и предмет изготовлен
из фарфора.

На керамическом
изделии, обычно скульптуре, выполненной
из бисквита, видны зачастую следы плохо
зачищенного соединительного шва,
оставшегося от двух половинок гипсовой
формы или матрицы. Отсюда можно сделать
вывод, что предмет отлит в разъёмной
форме.

Существует много
других самых разнообразных способов
определения материала и технологии
производства керамических изделий и,
в том числе, химический анализ, проводимый
в лабораторных условиях. Он необходим
в тех случаях, когда требуется точно
определить состав керамической массы
(например, при исследовании предметов
их археологических раскопок).

Ассортимент каталога «Антиквариат. ру»

На нашем сайте Вы найдете редкие антикварные предметы интерьера, сможете узнать, как выглядят и используются по назначению различные старинные предметы старины, купить антикварную шкатулку ларец, раритетный набор для мангала, литую печь – буржуйку в отличном состоянии и многое другое.

Утилитарный

сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой; практичный; прикладной (У. знания, У. подход к делу и пр.).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
.

Смотреть что такое “Утилитарный” в других словарях

Все предметы
керамики по своему назначению
подразделяются на две группы.

К первой и основной
относятся все так называемые утилитарные
или бытовые керамические предметы,
предназначенные для повседневного
практического употребления. Это, главным
образом, фарфоровая, фаянсовая, майоликовая
и гончарная посуда, различная утварь
и санитарно-технические изделия.

Ко второй группе
относится так называемая декоративная
керамика: керамические панно и
архитектурные детали, большие вазы и
другие разнообразные предметы,
предназначенные главным образом для
украшения зданий и сооружений общественного
назначения – клубов, дворцов культуры,
театров, магазинов и т.п. в эту же категорию
входит мелкая декоративная пластика
или керамическая скульптура.

Определение
керамических изделий по их утилитарному
назначению производится главным образом,
на основе их внешнего осмотра и сделанных
в результате этого выводов. Как правило,
определение назначения большинства
керамических изделий не вызывает
затруднений у исследователя. В то же
время предметы, ушедшие из современного
быта, как например бутылочные и рюмочные
передачи (специальные фарфоровые сосуды
для помещения в них во время обеда
бутылок с вином и рюмок), столь характерные
для дворянского быта 18 и 19 веков, требуют
от музейного работника соответствующих
знаний по истории материальной культуры,
определение практических навыков в
работе с вещами.

УТИЛИТАРНЫЙУТИЛИТА́РНЫЙ, утилитарная, утилитарное; утилитарен, утилитарна, утилитарно (от лат. utilitas – польза) (книжн.).1. Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неод.). Утилитарные соображения.2. Прикладной, практический. Утилитарные знания.
Толковый словарь Ушакова.

.

УТИЛИТАРНЫЙ(ново-лат., от лат. – выгода, польза, полезность). К утилитаризму относящийся; полезный.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,
.
УТИЛИТАРНЫЙ
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г.,
.
УТИЛИТАРНЫЙноволатинск., от лат. , полезность. Полезный.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д.,
.
УТИЛИТАРНЫЙсообразующейся с пользой.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М.,
.
утилита́рный(лат. utilitas пользг выгода)1) проникнутый утилитаризмом 2
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, ,
.
утилитарный
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК»,
.
утилитарный ая, ое, рен, рна (фр. utilitaire < лат. ūtilitas польза, выгода).
1. Характеризующийся утилитаризмом . У . подход.
2. Имеющий практическое применение, прикладной. Утилитарные знания.
Утилитарность — свойство утилитарного 1, 2.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык,
.

Изучение и научное
описание памятников керамики.

Вопросы методики
изучения памятников керамики пока
затрагиваются только в одном специальном
издании – книге А.Б. Салтыкова «Русская
керамика». Эта книга, является настольной
для каждого музейного работника и
каждого искусствоведа, занимающегося
изучением истории русской керамики,
служит одним из лучших определителей.

В первом разделе
рассмотрим методы определения,
классификации и систематизации памятников
керамики с занесением всех необходимых
сведений на специальные научные карточки.
При этом приводится предполагаемый
образец такой карточки с подробной
характеристикой каждой её графы и
примерами её заполнения.

Практика введения
подобных карточек в ряде таких крупных
хранилищ керамики, как государственные
музеи: Эрмитаж, Русский, Исторический
и Музей керамики в Кускове, показывает,
что они во многом облегчают труд
исследователя и дают возможность
всесторонне раскрыть историческое и
художественное значение тех или иных
коллекций.

I.
Основы методики определения памятников
керамики.

Определение
керамических изделий включает:

  • Определение
    утилитарного практического назначения
    керамических изделий.
  • Определение
    материала и технологии производства
    керамических изделий.
  • Определение
    времени, места и центра производства,
    мастера и художника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *