Обзор экологической политики в России в 2023 году
В 2023 году, несмотря на продолжающиеся внешние и внутренние вызовы, экологическая политика в России продолжает оставаться в фокусе внимания на государственном уровне. О самых главных моментах и значимых событиях года в сфере экологической безопасности вспоминаем в нашем обзоре.
Важные события и изменения
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Список литературы
- Аверьянова Н.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации. М., 2017.
- Боголюбов С.А. Главное – прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. № 6. С. 2–9.
- Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М., 2004. С. 616.
- Воронцова А.А., Заславская Н.М. XXI Всероссийская научно-практическая конференция Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства. Правовые проблемы формирования и реализации экологической политики (Софрино-21) // Экологическое право. 2016. № 4. С. 53–55.
- Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учеб. пособие для вузов. М., 2008.
- Игнатьева И.А. Документы стратегического планирования и вопросы определения их места в регулировании экологических отношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2021. № 3. С. 3–26.
- Игнатьева И.А. Проект Основ экологической политики: проблемы поиска правовых ориентиров // Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011. С. 40.
- Игнатьева И.А. Экологическое право: вопросы теории. М., 2020. С. 180–182.
- Колбасов О.С. Экология: политика – право. Правовая охрана природы в СССР. М., 1976.
- Краснова О.И. Конституционные основы государственной экологической политики. М., 2022.
- Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы: учеб. пособие для вузов. М., 2004.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 553.
- Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011.
- Русин С.Н. Экологическая политика и право. Проблемы формирования и реализации // Экологическое право. 2016. № 3. С. 9–15.
- Русин С.Н. Экологическая функция государства, экологическая политика и экологическое право // Экологическое право. 2017. № 4. С. 15, 16.
Экологическая политика ООО Куровской завод керамзитового гравия
Экологическая политика ООО Куровской завод керамзитового гравия (далее по тексту ООО КЗКГ) разработана в соответствии со стратегией Российской Федерации в области экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, экологической доктриной и основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Экологическая политика определяет:
- Экологическая политика ООО КЗКГ открыта для всех заинтересованных сторон.
Цель и задачи
Целью Экологической политики является обеспечение экологической безопасности производства и рентабельности Предприятия путем формирования надежного и экологически обеспеченного производства, комплексного подхода к использованию природных ресурсов и сохранении природных экосистем.
Для достижения поставленной цели Предприятие предусматривает решение следующих задач:
- Соблюдение требований всех норм, установленных законодательством Российской Федерации и международными правовыми актами в области охраны окружающей среды, и придерживаться принципов Экологической доктрины Российской Федерации;
- Обеспечение ресурсосбережения, уменьшения негативного воздействия на природную среду, биоразнообразия и компенсации возможного ущерба окружающей среде;
- Повышение энергоэффективности процессов производства на всех его стадиях;
- Обеспечение постоянного улучшения, как природоохранной деятельности Предприятия, так и системы управления этой деятельностью;
- Осуществление предупреждения загрязнений, что означает приоритет превентивных действий по недопущению негативных воздействий на окружающую среду перед действиями по борьбе с последствиями таких воздействий;
- Непрерывное улучшение состояния охраны труда и промышленной безопасности на своих производственных объектах, организуя труд в условиях, отвечающих требованиям стандартов безопасности и гигиены;
- Организация непрерывного профессионального и экологического образования работников Предприятия.
Заключение
Экологическая политика, выражающая позицию Предприятия по отношению к окружающей природной среде и реализации принципов устойчивого развития в современных условиях, является основой для определения экологической стратегии Предприятия, целевого планирования его деятельности в сфере экологии на краткосрочный и среднесрочный период.
Экологическая политика подлежит пересмотру, корректировке и совершенствованию при изменении приоритетов развития и условий деятельности Предприятия.
Реализация экологической политики позволит улучшить экологическую ситуацию, снизить влияние на окружающую среду и обеспечить устойчивое развитие предприятия.
Экологическая политика обязательна к применению всеми структурными подразделениями Предприятия.
Генеральный директор ООО КЗКГ А.В. Малахов
Библиографическое описание
Магомедов, К. М. Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации / К. М. Магомедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103373/ (дата обращения: 22.03.2024).
Значение прав человека на безопасную окружающую среду
В данной статье рассматривается важность признания права человека на безопасную окружающую среду и качества окружающей среды в контексте развития цивилизации. Она также освещает формирование концепции права человека на безопасную окружающую среду и определение экологических прав и обязанностей. Автор подчеркивает, что понимание нормативно-правовой поддержки государственной экологической политики является эффективным инструментом для организации и регулирования экологической деятельности с использованием правовых средств.
Ключевые слова:
- Права человека
- Окружающая среда
- Экологическая безопасность
- Государственная политика
- Изменение климата
- Римский клуб
Развитие концепции экологической безопасности
В XX веке начали формироваться научные представления об экологической безопасности, причем эволюция концепции экологической безопасности прослеживалась благодаря исследованиям, проведенным зарубежными учеными.
Например, в своей статье Э. Спорринг отмечает, что экологические проблемы исторически были в международной повестке дня, но в последнее время достигли беспрецедентных масштабов. Возникновение изменения климата в результате деятельности человека приобрело важное значение в вопросах безопасности, особенно с конца XX и начала XXI века, и особенно после публикации исследований по изменению климата в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) в 2007 году. Этот период также стал свидетелем возросшего общественного интереса к охране окружающей среды.
Эволюция исследований безопасности
В статье Экологическая безопасность и классическая типология исследований безопасности П. Мартиновский подчеркивает, что экологическая безопасность занимает особое положение в исследованиях безопасности на протяжении нескольких десятилетий. У исследователей разные точки зрения: одни полностью игнорируют экологические угрозы, другие уделяют им пристальное внимание, а третьи решительно выступают против таких исследований. Мартиновский выделяет три поколения исследователей экологической безопасности, но каждое поколение сосуществует с появлением новых. Концептуальные дебаты о состоянии экологической безопасности продолжаются.
Правовое регулирование в Российской Федерации
На территории Российской Федерации охрана окружающей среды контролируется государственными, промышленными, муниципальными и общественными организациями.
Одним из примечательных аспектов правового регулирования экологических отношений является преимущественное использование административно-правовых методов воздействия. Основное внимание уделяется не юридическому равенству сторон, как в гражданском праве, а скорее динамике власти и подчиненности. Полномочия принадлежат природоохранным органам, действующим в соответствии с законом и защищающим интересы общества и граждан.
Государственный надзор и контроль за экологической безопасностью в России
Государственный надзор осуществляется специализированными государственными органами и инспекциями, которые действуют независимо от администрации контролируемых организаций. К таким субъектам относятся Прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации и другие.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице государственных инспекторов, ответственных за охрану окружающей среды.
Ответственность
Ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства, которая варьируется в зависимости от вида экологических правонарушений, лежит на виновных.
Цели природоохранного законодательства
Природоохранное законодательство Российской Федерации в первую очередь ориентировано на разработку инструментов и технологий для обеспечения экологической безопасности. Основные цели этих правил включают:
- Обеспечение охраны природной среды и здоровья человека.
- Создание механизмов для предотвращения или смягчения неблагоприятного воздействия экономической деятельности на природу и людей.
- Осуществление мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Органы по охране окружающей среды
Достижение экологической безопасности влечет за собой установление конкретных требований. Органы по охране окружающей среды обладают полномочиями проводить экологический мониторинг и имеют право налагать ограничения на различных этапах деятельности организации.
Гарантии населению
Законодательство Российской Федерации наделяет общественными экологическими объединениями и организациями, занимающимися охраной окружающей среды, различными полномочиями. Государство также гарантирует права населения на благоприятную окружающую среду.
Регулирование системы экологической безопасности
Законодательное регулирование и контроль системы экологической безопасности должны включать в себя синтез экономических и административно-правовых инструментов. Крайне важно отнести существующую систему контроля и надзора к ключевому процессу обеспечения экологической безопасности государства. Создание эффективных регулирующих органов играет важную роль в этом процессе.
Таким образом, рассмотрев фундаментальную сущность и природу экологической безопасности, важно признать, что сохранение окружающей среды не должно опираться исключительно на законодательные акты и правовые нормы. Сами люди должны понимать важность поддержания чистоты и порядка в своем окружении, поскольку от этих факторов зависят здоровье и благополучие государства и его граждан. Достижение экологической безопасности возможно только при использовании соответствующей нормативно-правовой базы, опираясь на существующую судебную практику и повышая уровень экологической осведомленности населения. Люди должны прилагать усилия для самостоятельного сохранения природной среды, не прибегая к нарушениям природоохранного законодательства. Экологическая безопасность взаимосвязана с экономической, социальной, культурной и правовой безопасностью, поскольку люди должны существовать и развиваться в подходящем экологическом контексте.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, Российская Федерация, безопасная окружающая среда, изменение климата, природная среда, природоохранное законодательство, государственная экологическая политика, природоохранная деятельность, римский клуб.
В статье автором рассматриваются основы экологической политики государства, этапы ее становления, основные понятия и признаки.
Ключевые слова: экологическая политика, экология, правовое обеспечение экологической политики.
Экологическая политика государства представляет собой одно из направлений государственной деятельности по охране и оздоровлению окружающей среды от следов вмешательства человека и предполагает рациональный подход к использованию и возобновлению природного ресурса планеты.
Экологическая политика долгое время не рассматривалась в качестве отдельного направления государственной деятельности. С течением времени и нарастанием темпов технологического прогресса значимость реализации данного направления стала все более очевидной для государства, и оно стало приобретать конкретные правовые очертания.
Особую актуализацию термин «экологическая политика» приобрел на Западе. В 1960–1970 гг. в США ухудшающаяся экологическая обстановка буквально активировала волну экологического движения среди активистов, которое подвигло к поднятию вопроса экологической безопасности на государственном и, в последствии, в общемировом уровне.
Первый этап, который охватывает период с 1970–1983 гг. был охарактеризован созданием нормативно-правовой базы, описывающей основные ключевые принципы экологического движения в США. В этот период на экологическую политику повлияло то, что окружающая среда страдала преимущественно от последствий прошедшей индустриализации и нарастания темпов массового потребления, которое получило особое распространение именно в США.
На данном этапе был сформирован базовый принцип «тот, кто загрязняет, тот платит», то есть был создан главный принцип платности и правовой ответственности для ключевых природопользователей. Курс государственной политики был обращен к формированию экологического направления и сохранение экологического состояния окружающей среды.
Были созданы представления о необходимости поддержания текущего состояния окружающей среды, устранению существующих загрязнений и созданию технологий по минимизации воздействия загрязнений на окружающую среду.
Второй этап, охватывающий период с 1984 года по 1989 год, отличается популяризацией экологического движения и выделения в ряде стран отдельного экологического направления реализации государственной политики по причине нарастания оборотов массовости привлечения внимания общемирового сообщества к глобальным проблемам экологического плана планетарного масштаба (например, истощение озонового слоя, кислотные дожди).
Все три этапа становления экологической политики на государственном уровне, несмотря на то, в какой стране это становление происходило, пришли к общей трактовке понятия «экологическая политика государства».
Стоит отметить, что, не смотря на развитие представлений ученых относительно экологической политики государства и ее значимости для государства в течение последних пятидесяти лет, сам термин является достаточно новым и включает в себя несколько определений, которые хоть и связаны между собой, однако не сведены в итоговое, общее определение, одинакового трактующееся в международном правовом поле.
Иными словами, в нашей стране экологическая политика рассматривается с позиции анализа взаимосвязи экологических, политических, техногенных и социокультурных процессов, что в своей совокупности дает представление о экологической политике как стратегическом направлении реализации политики государства в современных условиях неизбежного воздействия человека на природу и неизбежного изменения последней.
При рассмотрении определения «экологическая политика государства» важно понимать, что данное определение является многоаспектным и содержит в себе представления различных дисциплин относительно роли и цели органов власти в сфере сохранения экологической безопасности.
На основании вышеизложенных данных, можно сформулировать определение экологической политики государства следующим образом: «экологическая политика государства — это целенаправленная деятельность государства по охране и оздоровлению природы, рационального использования и активного восстановления ресурсов с учетом современных технологий, и требований к экологической безопасности с целью создания благоприятных условий внешней среды и устойчивых гармоничных отношений между человечеством и окружающей их природой».
Говоря о сущности экологической политики государства можно отметить, что она проиллюстрирована как в политическом, правовом и социокультурном полях в частности, так является основой этического наполнения экологической деятельности государства в целом.
Также важен и масштаб реализации экологической политики, так как на каждом из уровней ее сущность имеет свои характеристики и наполнение.
Говоря о сущности глобальной экологической политики, важно понимать, что речь идет именно о международных правовых мероприятиях (к примеру, подписание международных актов, договоров и соглашений), которые, в свою очередь, направлены на развитие мирового сотрудничества по сохранению природного наследия.
Долгосрочные документы стратегического планирования отражают правовой аспект наполнения государственной экологической политики в нашей стране, а именно:
Данные документы программно-целевого планирования отражают весь алгоритм работы эффективной системы природоохранных, экономических, политических задач, решение которых необходимо для эффективной реализации экологической политики государства.
Документы стратегического планирования отражают сущность экологической политики как национального, так и международного масштаба и основываются на положениях Конституции Российской Федерации, нормах и принципах международного права, документах международного права, а также на законах Российской Федерации.
Экологическая политика государства, которая изложена в документах стратегического планирования, в качестве главной своей сути выдвигает работу по защите экологической сферы при наращивании темпов экономической деятельности.
То есть, если внимательно рассматривать сущность стратегического планирования реализации экологической политики, то становится ясно, что экономическое благосостояние выступает в приоритете над экологией, которую восстанавливают от побочных эффектов от добычи и производства ресурсов.
Экологическая политика, проводимая государством, в данном случае направлена не на защиту природы и окружающей среды, а скорее на устранение побочных негативных экологических эффектов от реализации экономической деятельности на территории страны.
В Экологической доктрине, в отличие от документов стратегического планирования, показана сущность государственной экологической политики как политики, которая осуществляет весь спектр мероприятий по защите и сохранению природы, поддержанию ее целостности, жизнеобеспечения функций экосистем, прежде всего для развития общества, повышения уровня и качества жизни людей и увеличения продолжительности жизни и охране здоровья.
Сущность экологической политики Российской Федерации сводится к следующим принципам: приоритет биосферы над использованием ее ресурсов; устойчивое развитие населения страны; рациональное распределение прибыли от реализации ресурсов страны; оперативное устранение экологических проблем; исключение реализации потенциально опасных для экологии проектов; природопользование платное; информация об экологической обстановке имеет открытый характер; субъекты имеют доступ к деятельности по охране окружающей среды и могут принимать участие в принятии решений.
То есть, выходит, что в международном понимании сущность экологической политики олицетворяет сохранение природы как единственной цели, а на национальном уровне сохранение природы трактуется в правовых документах как основа достижения определенной продолжительности, уровня и качества жизни населения страны.
Мы имеем две трактовки экологической политики, которые имеют одну цель (сохранение и защиту экосистем) и два разных наполнения (состояние природы и состояние людей на основании хорошего состояния природы).
Подведем итог. На основании изученных нами трактовок экологической политики государства, в зависимости от наполнения, масштаба и уровня реализации, определение экологической политики государства следующим образом: «экологическая политика государства — это целенаправленная деятельность государства по охране и оздоровлению природы, рационального использования и активного восстановления ресурсов с учетом современных технологий, и требований к экологической безопасности с целью создания благоприятных условий внешней среды и устойчивых гармоничных отношений между человечеством и окружающей их природой».
Сущность государственной экологической политики Российской Федерации, в отличии от мирового уровня реализации экологической политики, направленной на сохранение окружающей среды, как единственной цели своей деятельности, направлено на преодоление негативных последствий от ведения экономической деятельности и увеличение положительных факторов и условий сохранения, и развития человеческого капитала. Иными словами, экологическая политика на государственном уровне направлена на развитие системы экологической безопасности страны с целью сохранения окружающей среды, увеличения уровня и качества здоровья населения, а также нивелирования негативных факторов влияния на нее человека в рамках ведения своей производственной деятельности.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая политика, экологическая политика государства, окружающая среда, Российская Федерация, государственная экологическая политика, стратегическое планирование, США, экологическая безопасность, внешняя среда, государственный уровень.
Экономика замкнутого цикла и РОП
В 2023 году продолжает набирать темпы реализация федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Подтверждением успехов, достигнутых в переходе к экономике замкнутого цикла за текущий год, являются следующие ключевые моменты:
В целях более эффективного вовлечения вторичных материальных ресурсов в экономику Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» конкретизированы понятия:
Изменения в части новой терминологии нашли отражение и в обновленной форме Декларации о плате за НВОС, установленной с 1 марта 2023 года в соответствии с Приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043». В новой форме предусмотрены строки для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
Подробнее о переходе к экономике замкнутого цикла в России можно прочитать в нашей статье.
Конституционное значение охраны окружающей среды в региональном аспекте
А вы не задумывались над вопросом почему экологическая безопасность, несмотря на обилие официальной риторики, никак не может выйти в число приоритетов в региональной политике?
Почему настоящих защитников природы, как и принципиальных корреспондентов СМИ и блогеров, часто подвергают гонениям, увольняют с работы, устраивают им покушения на жизнь и клеветнические кампании, пытаются завести на них уголовные дела по ложным доносам. Такая статистика в России ведется и четко видно, что указанными выше грехами совести страдают в основном регионы, где нет внятной экологической политики, но есть множество накапливаемых природоохранных проблем. И еще те субъекты РФ, где имеют место настроения временщины у лиц принимающих решения, где высокий уровень скрытой и безнаказанной коррупции, бездействия, злоупотребления служебным положением, превышения полномочий в корыстных целях в сфере экологии и природопользования. А также те регионы, где органы власти избегают конструктивно общаться с экологически ориентированной общественностью (включая науку) и давать в СМИ объективную и полную информацию о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране, как обязывает это делать статьи 4.3, 11-13 ФЗ «Об охране окружающей среды». В этих регионах и экологически обусловленная заболеваемость и преждевременная смертность населения выше фоновой.
Вот по таким показателям, взятым из официальной статистики, экологических рейтингов регионов, анализа динамики роста уголовных дел коррупционной направленности и из обзора экологической информации в региональной прессе и блогосфере и можно нарисовать природоохранный портрет региона, где вы живете.
Давно ли вы заглядывали в Конституцию РФ? Впрочем все равно нужно напомнить ее основные статьи по данному важнейшему для всех людей вопросу.
Статья 9 Конституции РФ определяет: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Статья 42 основного закона нашей страны устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58 гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (из ст. 72).
Если говорить о федеральном уровне совместного с регионами ведения этой глобальной сферой, как основой жизни населения страны, то Президент России Владимир Путин многократно высказывался о своем отношении к охране природы и суть этого отношения изложена в очень реальном и прагматичном документе – Указе Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», в котором впервые после 1988 г. (Решение Политбюро ЦК КПСС «О коренной перестройке охраны природы в стране») четко и правдиво, научно обоснованно проведен анализ ситуации и определены направления решения экологических проблем. Осталось менее года до конца действия этого документа и регионам, как представляется, нужно уже подводить итоги реализации этой Стратегии и определять задачи на ближайшее будущее.
Александр ВЕСЕЛОВ, к.ю.н., председатель Союза экологов РБ
Цифровизация экологии в РФ
На сегодняшний день цифровизация экологического сектора является стратегическим направлением развития, основы которой определены в Распоряжении Правительства РФ от 08.12.2021 № 3496-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования».
Документ предусматривает развитие и внедрение следующих технологий:
Также активно разрабатывается раздел «Экология» на платформе «ГосТех». Над проектированием работают Минприроды совместно с Минцифры. Домен «Экология» предполагает комплексное взаимодействие между гражданами, государством и бизнесом в сферах природопользования, обращения с отходами, мониторинга окружающей среды и т.д. Платформа позволит гражданам в режиме «одного окна» рационально использовать природные ресурсы, получать услуги, сохранять экологию и заботиться об окружающей среде.
Через сервисы домена будет возможно:
Первая отчетная кампания по выбросам парниковых газов
В 2023 году в России продолжилась деятельность по достижению углеродной нейтральности, и регулирующие организации впервые сдали отчетность по выбросам парниковых газов. Такая обязанность установлена Постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707, согласно которому эмитенты парниковых газов, выбрасывающие в атмосферу свыше 150 тыс. т загрязняющих веществ, эквивалентных CO2, обязаны предоставлять соответствующие отчеты до 1 июля года, следующего за отчетным, посредством заполнения формы в реестре выбросов парниковых газов ГИС «Энергоэффективность», который заработал с 1 июня 2023 года.
Факт выброса парниковых газов приравнивается к негативному воздействию на окружающую среду. Такой мерой Российская Федерация планирует к 2030 году сократить выбросы парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года и выйти на углеродно-нейтральный путь развития к 2060 году.
Предполагается, что введение обязанности сдачи углеродной отчетности будет способствовать пониманию достижений в данном направлении и необходимости принятия дополнительных мер на уровне государственного регулирования.
Подробнее о правилах предоставления углеродной отчетности рассказывали в статье.
Квинтэссенция экомероприятий 2023
Несмотря на нестабильное время, в России в 2023 году было проведено большое количество мероприятий, посвященных наиболее острым вопросам развития национальной экологической повестки. Из этого следует, что тема благополучия окружающей среды и человека продолжает быть важной и интересовать общество, государство и бизнес.
Международный форум «Экология большого города»
В марте в Санкт-Петербурге состоялся Международный форум «Экология большого города». На форуме основное внимание уделили семинарам и практикам. Основными темами для обсуждения стали следующие:
Подробнее о Международном форуме «Экология большого города» можно прочитать в нашем репортаже.
X Невский международный экологический конгресс
В мае в Санкт-Петербурге состоялся X Невский международный экологический конгресс. Конгресс — одно из главных событий в нашей стране в экологической сфере, на котором решаются глобальные вопросы всего человечества. В 2023 году он прошел под лозунгом «Экология: право, а не привилегия». Ключевые темы дискуссий на конгрессе:
Подробнее о X Невском международном экологическом конгрессе писали в репортаже.
XIV Международный форум «Экология»
В июне в Москве состоялся XIV Международный форум «Экология». Форум является одной из ведущих общественных площадок для обсуждения актуальных экологических вопросов. Итоги форума тезисно:
Подробнее о XIV Международном форуме «Экология» — в нашем репортаже.
Промежуточные итоги нацпроекта «Экология»
В России большое внимание уделяется экологической политике: реализуются различные программы и проекты, направленные на создание комфортной и безопасной среды для населения страны. Одним из таких проектов является национальный проект «Экология» со сроками реализации с 2019 по 2024 годы. Цель нацпроекта — улучшение экологической обстановки в России. Он включает в себя 10 федеральных проектов, а работа ведется по пяти направлениям:
В 2023 году продолжают активно реализовываться следующие федеральные проекты, результаты которых непосредственно влияют на работу предприятий и экологов.
Федеральный проект «Чистая страна»
В 2023 году продолжилась работа в части рассмотрения и выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР) предприятиям. В России насчитывается около 6 000 предприятий, обязанных получить КЭР. В соответствии с публичным реестром КЭР в 2023 году Росприроднадзор выдал 269 КЭР.
Процесс подачи заявки и получения КЭР непростой — разработка и получение всех документов и разрешений достаточно длительный процесс. Порядок работы с комплексными экологическими разрешениями регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений», которым с 1 марта 2023 года введены следующие изменения:
Сроки на обработку заявок были уменьшены, что позволит ускорить процесс получения КЭР. Предоставление отсрочки бизнесу на государственном уровне в настоящее время не обсуждается.