Участие в обучающем вебинаре по ФГИС ОПВК
ФГУП Федеральный экологический оператор проводит обучающий вебинар по работе в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
Дата и время проведения: 28 ноября 2023 года с 9.30 до 11.30 ч. (время московское).
Для участия в вебинаре требуется регистрация по ссылке.
Информация для регистрации:
- Контактное лицо (Ф.И.О.), участвующего в вебинаре;
- Адрес электронной почты;
- Телефон (с кодом города);
- Вопросы для обсуждения (при наличии).
После заполнения данных нажмите Сохранить.
Вступление в силу изменений
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), устанавливающие новый порядок обращения с отходами I и II классов опасности.
Правила для отходообразователей
С 1 марта 2022 года действуют разные правила для разных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отходы которых попадают под классификацию I и II классов опасности.
Полезные ссылки
- Инструкции по регистрации и работе в ФГИС ОПВК: ссылка
- Методические указания по транспортированию отходов I и II классов опасности: ссылка
- Рекомендации ФГУП ФЭО по обращению с отходами I и II классов опасности: ссылка
- Перечень необходимых документов для заключения договора: ссылка
Правонарушения и ответственность
25 декабря 2023 года принят Федеральный закон о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с этим законом установлена административная ответственность за нарушение правил представления информации во ФГИС ОПВК.
Эти изменения вступают в силу с 1 марта 2024 года. Кроме того, установлена административная ответственность (статья 8.5.3 КоАП РФ) для лиц, не соблюдающих правила учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Пределы административной ответственности:
- Для должностных лиц: от 3000 до 6000 рублей.
– для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей;
– для юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.5.3 КоАП РФ, будет Росприроднадзор.
Обращаем внимание участников рынка обращения с отходами I и II классов опасности на необходимость своевременной регистрации во ФГИС ОПВК и соблюдение обязанности по представлению полной и достоверной информации для включения в указанную систему.
Перечень информации, подлежащий включению во ФГИС ОПВК, а также порядок ее представления установлен Положением о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346.
ФГИС ОПВК позволяет заключать договоры, подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени и оперативно обмениваться электронными документами.
Регистрация во ФГИС ОПВК осуществляется участниками рынка обращения с отходами I и II классов опасности самостоятельно, путем прохождения идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА) – ссылка на сайт..
Отдел инвестиций и развития агропромышленного комплекса Управления экономики и финансов администрации Мышкинского муниципального района
Деятельность ФГУП ФЭО
Деятельность ФГУП ФЭО, как федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (далее – федеральный оператор), регулируется положениями Федерального закона от 24.06.1998 №-ФЗ Об отходах производства и потребления (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими обращение с отходами I и II классов опасности.
Передача отходов
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (далее – договор на оказание услуг), за исключением случаев, предусмотренных законом.
Организация обращения с отходами
В силу действующего законодательства федеральный оператор не осуществляет деятельность по организации обращения с отходами I и II классов опасности, образующихся у собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах не отнесена к полномочиям федерального оператора.
Обращение с отходами в многоквартирном доме
В соответствии с пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 (далее – Минимальный перечень услуг и работ), организация накопления отходов I и IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.
Управляющие организации и обращение с опасными отходами
В случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способом управления выбраны управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, то в соответствии с пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ организация накопления отходов I и IV классов опасности, и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов лежит на указанных юридических лицах.
Правила обращения с отходами производства и потребления
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животных, растениям и окружающей среде, устанавливающие порядок обращения с отходами ртутных (люминесцентных) ламп.
Организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп
Согласно пункту 5 Правил № 2314 органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Прием отходов I и II классов опасности
Пунктом 8 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора на оказание услуг, который заключается по инициативе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учет отходов в России
Пунктом 6 Порядка учета в области с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 определено, что организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Изменения в законодательстве
С учетом изменений законодательства, регламентирующего обращения с отходами I и II классов опасности, вступивших в силу с 01.03.2022, управляющие компании и иные органы управления многоквартирными домами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, органы местного самоуправления, а также их подрядные организации, организующие места накопления отходов I и II классов опасности, образующихся у населения, передают такие отходы федеральному оператору в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг и с предоставлением в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращение с отходами I и II классов опасности – информации, предусмотренной подпунктом а — г, з, л, м пунктом 8 Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346.
Организация утилизации ртутьсодержащих ламп
Каждый месяц мы платим за утилизацию ртутьсодержащих ламп. Но скажите честно: много ли лампочек вы за всё это время сдали и продолжаете сдавать, а не выкидывать их в мусорку? Эта строка в платежке, конечно, сильно не напрягает бюджет. Подумаешь, всего-то несколько рублей, проезд в автобусе дороже стоит. Но всё же копейка рубль бережет, и за годы может набежать приличная сумма.
Дополнительная информация
Для дополнительной информации и уточнения данных, можно обратиться к ФГИС ОПВК, где предоставлена соответствующая информация по обращению с отходами I и II классов опасности.
Да и потом не все пользуются такими лампочками. УК даже толком не оборудуют место для их сбора. А между тем оплату исправно принимают за несуществующую услугу. Спешим еще вас «порадовать», что совсем скоро платежка ЖКХ обновится новой строкой расходов. Это очистка ручная и механическая, погрузка и вывоз снега, а также откачка и вывоз талых ливневых вод. Итак, за что мы платим и будем платить.
К ртутьсодержащим относятся люминесцентные лампы всех типов: лампы ДРЛ (дуговые ртутные лампы), энергосберегающие КЛЛ (компактные люминесцентные лампы), неоновые, бактерицидные и другие лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. В общем, все они относятся к отходам I–II класса, которые требуется утилизировать.
Перегоревшую лампу необходимо тщательно завернуть в бумагу или упаковку, а потом сдать. Только вот куда? Общих пунктов сбора нет. По правилам их должны организовать УК. С марта 2022 года по отходам I–II класса опасности, в том числе ртутьсодержащие лампы, сейчас работает федеральный экологический оператор. И только они имеют право заключать договоры с организациями и управляющими компаниями на сбор ламп и утилизацию.
Согласно статье 14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору — федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» в соответствии с договорами на оказание услуг.
Неужели в Москву вывозят?
Мы направили запрос федеральному оператору, но ответа на момент выхода публикации пока не получили. Продолжим эту тему в ближайших номерах.
Удивительно, но на карте сайта мы нашли только один пункт сбора ламп — на Якутской, д. 2, к. 16. Подумали было, а может, это общий пункт, но в управляющей компании ООО УК «Трансстрой» нам сообщили, что они собирают только от жителей своих домов. Молодцы! Берут плату и услугу оказывают. Хотя бы люди знают, за что платят.
В одной управляющей компании, название которой мы не будем публиковать, нам рассказали, что они отказались от этой строки в платежке. А одна наша подписчица в январе и вовсе добилась от своей УК перерасчета за три года. С августа 2020 года сумма перерасчета составила — 711 рубль 77 копеек.
Тем временем в Управлении Госстройжилнадзора нам ответили, что утилизация ламп входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядок их оказания и выполнения утвержден постановлением правительства РФ. Работы и услуги, входящие в минимальный перечень, обязательны к выполнению. По решению собственников перечень может быть дополнен, но исключение из него какого-либо вида работ является незаконным. Утилизация ртутьсодержащих ламп отнесена к данным обязательным работам и услугам. Управляющая компания обязана заключить договор со специализированной организацией на вывоз этих отходов и организовать место сбора. В ведомстве уточнили, что если этого нет, то смело требуйте перерасчет. А вот саму услугу не имеют права убирать. За это грозит административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Так что, если в вашем доме нет места сбора ртутьсодержащих ламп, советуем письменно обратиться в УК за перерасчетом. Если же они проигнорируют ваш запрос, можете обратиться в Госстройжилнадзор.
ПЛАТЁЖ ПРО СНЕГ И ЛУЖИ
В конце декабря в Якутске обновили Правила благоустройства. УК теперь отвечают за чистоту придомовых территорий на расстоянии 40 метров по периметру от МКД. Также различные предприятия, объекты торговли должны чистить снег и убирать мусор до 15 метров по периметру здания. Разумеется, подобное нововведение и увеличение расстояния не могли не сказаться на оплате за услуги ЖКХ.
Еще 20 июня 2023 года департамент экономики и стратегического планирования окружной администрации утвердил приблизительный размер платы по содержанию придомовой территории. Согласно документу для населения плата зависит от типа дома и площади квартиры.
Указаны три пункта: 1. Очистка ручная, погрузка и вывоз снега. 2. Очистка механическая, погрузка и вывоз снега. 3. Откачка и вывоз талых ливневых вод. Ранее за эти услуги жильцы ничего не платили. УК собирали, увозили снег как-то. А вот сейчас за это придется платить.
Мы обратились за разъяснениями в мэрию. Иван НЕГНЮРОВ, руководитель департамента ЖКХ и энергетики ОА Якутска:
— На территории города Якутска по 1394 многоквартирным домам (61% от общего количества МКД) в нарушение требований ЖК РФ границы земельных участков были определены по контуру (под пятном) зданий, без учета придомовой территории, необходимой для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов. В связи с тем, что земельные участки были сформированы без учета придомовой территории, имеются факты отказа управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома, содержать объекты общедомового имущества (дворы, детские площадки и т. д.) в связи с расположением таких объектов за пределами установленных границ земельных участков. Таким образом, фактически сложилось, что для таких многоквартирных домов прилегающая территория начинается с границ земельного участка по периметру дома.
С учетом поправок, внесенных в Правила благоустройства территории городского округа «город Якутск», на управляющие и обслуживающие организации возложена обязанность по содержанию прилегающих территорий, а по факту придомовых территорий МКД, от надлежащего содержания которых управляющие компании отказывались, ссылаясь на границы государственного кадастрового учета.
Вместе с тем анализ начисления платы за жилищные услуги населению показал, что при определении размера платы управляющие организации чаще всего применяют муниципальный тариф, в том числе на содержание земельного участка. Необходимо разъяснить, что муниципальный тариф утверждается и применяется в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом либо не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. При этом муниципальный тариф должен быть установлен в размере, обеспечивающем выполнение работ, предусмотренных минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее — минимальный перечень).
Применительно к ситуации, связанной с вывозом снега с прилегающих территорий, важно понимать следующее. Минимальный перечень работ по содержанию земельных участков в холодный период года включает в себя: очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистку придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистку придомовой территории от наледи и льда; очистку от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборку крылец и площадок перед входом в подъезд.
Правилами благоустройства территории городского округа «город Якутск» предусмотрено, что в работы по содержанию земельного участка в зимнее время входят: снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка); работы по уборке снега, льда, ледяного наката с лестниц, крылец, площадок перед входами в здания, сооружения, занимаемые хозяйствующими субъектами, а также уборка снега с пешеходных тротуаров, расположенных на прилегающей территории, и обработка их противогололедными материалами в количестве, исключающем скольжение, либо полное удаление ледяных образований должны быть закончены до 8 часов утра; тротуары и проезды в пределах прилегающих территорий, придомовых территорий должны быть очищены от снега и наледи. При возникновении наледи (гололеда) производится обработка территорий противогололедными материалами. Как видно из минимального перечня, такие работы, как погрузка и вывоз снега, откачка и вывоз талых и ливневых вод с дворовых территорий, не входят в минимальный перечень услуг по содержанию многоквартирных домов.
Между тем системный анализ положений жилищного законодательства показывает, что для каждого многоквартирного дома управляющей организацией, ТСЖ, организатором конкурса или собранием собственников помещений в многоквартирном доме формируется индивидуальный по содержанию перечень работ и услуг в зависимости от его конструктивных и технических особенностей. Таким образом, решение по утверждению платы сверх минимального перечня по содержанию придомовой территории в многоквартирном доме определяется собственниками жилого помещения на общем собрании жильцов.
Будут ли применять УК рекомендованные мэрией тарифы, неизвестно. В любом случае вопрос должен решаться на общем собрании собственников жилья.
Рисунок Александра МАКАРОВА