Последовательность папье маше

Мастер-классы по теме Папье-маше

5 рецептов массы папье-маше

Последовательность папье маше

0:51 1 рецепт папье-маше (paperclay) 250 г ПВА 40 г туалетной бумаги (115 двухслойных прямоугольников) 1 ст.л.

Изготовление ажурного кокошника для снегурочки

Всех с наступающими новогодними праздниками! Наступает время конфет, мандаринов и стеклянных шаров. Все мы ждем волшебства с детским трепетом и радостно дарим друг другу чудеса ручной работы.

Полые фигуры из папье-маше

Белозёрова Татьяна (BizWoo)

Давно хотела рассказать и показать, как сделать полые фигуры из массы папье-маше, не используя пластилин для основы.

Создаем ёлочную игрушку из ваты

Как создать мини-бар «Книга»

Предлагаю поглядеть, как я делаю свои футляры для подарочных бутылок. Тем более их с меня просили. Итак, что для этого понадобилось: 1. ДВП. 2.

Мастер-класс «Ключница Овца — символ 2015 года»

Сегодня я хочу вам рассказать и показать, как сделать вешалку-ключницу с объёмным декором. В качестве основного декора у нас, конечно же, выступает овца, как символ наступающего Нового года.

Лучший рецепт папье-маше

Project Room Shop

Лучший рецепт папье-маше. Мастер-класс. DIY Друзья! Мы любим папье-маше! И открыто признаемся в этом, размещая здесь мастер-класс.

Мастерим милых совят из папье-маше

Светлана Каночкина,Светлячок и К

Этот мастер-класс я начинала готовить ещё осенью))))Потом уже закончилась зима и наступила весна Так что не пугайтесь ,если на фото вы вдруг увидите снег или ёлки.

Такса с косточкой в кармане

Мурашева Ирина (ceramicanimals)

Хочу предложить вашему вниманию способ изготовления собачки из готового порошка папье-маше в два этапа.

Мартовский кот из ваты

Имя: Кот. Родился в марте. Длина: 17 см. Вес: небольшой. Характер: флегматичный. Особые приметы: умеет стоять на хвосте.

Мастер – класс “Подставка для куклы”

Создаем маленький новогодний домик

Ревкова Татьяна фигурки, декор (figurki-sculpt)

Новый год время чудес и сказок. Одну такую сказку я хочу вам показать и расскажу как сделать ее самостоятельно.

Свинка-копилка своими руками

Хочу поделиться с вами мастер-классом по созданию Хрюшки. Она делается очень просто и быстро, и получается хороший, классический подарок.

Делаем маску «Чумной Доктор»

Выкладываю небольшой мастер-класс по изготовлению маски Чумного Доктора. Для этого нам понадобится: пластилиновая форма, много бумаги, клейстер, линзы, клеевой пистолет, шпатлевка, грунт и акрил.

В предыдущих частях мастер-класса мы обсудили папье-маше (как материал) и инструменты, которые помогут из него лепить. Пришел черед собственно процесса.

Начинаем с вдохновения. Если оно нашлось в воображении — рисуем эскиз. Если в произведении живописи, графики или фотографии — ищем в интернете нужную картинку максимального размера и качества. Попутно узнаем побольше о вдохновившем нас произведении и запечатленном на нем образе. Вы спросите: зачем лишняя информация? Она не лишняя! Персонаж любой картины, фотографии, рисунка будет изображен только с одной стороны. А вы лепите скульптуру (то есть произведение объемное), и если хотите добиться достоверности, надо знать, а не предполагать, как должна выглядеть обратная сторона или, скажем, верх шляпки. Даже для лепки карикатурного зверька лучше иметь хотя бы несколько фотографий мордочки реального прототипа с разных ракурсов. Как говорится, хотите чтобы вам поверили — будьте как можно ближе к реальности. Это не я сказала, а кто-то из великих. Точную фразу и автора не помню, но смысл такой. И это — очень хороший совет! Я им всегда руководствуюсь.

Например, берем такой замечательный образ: Джессика Рэббит из фильма «Кто подставил кролика Роджера». К основной картинке, для лучшего отображения персонажа, нам пригодятся изображения с других ракурсов.

* (1) основной образ и поза, (2) профиль, (3) туфли крупным планом, (4) примерно та же поза, сбоку (из другого кадра), (5) обращаем внимание на нестандартную (для человека) пропорцию тела.

Даже если вы лепите, слушаясь только собственного воображения, лучше сделать эскиз (набросок в двух-трех плоскостях: вид спереди, вид сзади, вид с боку).

Важно определить основные вещи: положение оси фигуры и расположение наиболее важных и объемных частей (для человека, как вы знаете, это: голова, грудная клетка и бедра). Для этого делаем схематический набросок позы.

Теперь определяемся с типом усиления (каркасом).

Для вертикальных фигур, с широким основанием и высотой от 15 до 35 см, идеально подходят бамбуковые палочки из арсенала восточной кухни и бамбуковые шпажки. Если длины одной палочки не хватает, можно объединить две. Вариант 1: складываем палочки вместе (внахлест) и приматываем одну к другой нитками (если предполагаемая толщина фигурки в месте стыка это позволяет). Вариант 2: делаем на концах палочек вертикальные запилы примерно по 2 см, соединяем, склеиваем и тоже туго обкручиваем нитками.

Подготовка палочки для начала работы: обкручиваем ее сначала полосками бумаги, пропитанными клеем (я для этой цели нарезаю полоски шириной примерно по сантиметру, из бумажных полотенец), а затем туго обкручиваем ниткой, также пропитанной клеем. После чего даем клею высохнуть и можно начинать работу. Папье-маше прилипнет к бамбуковой палочке и без ниток, но так, как я описала, надежнее. Для рук на нужной высоте, перпендикулярно основной оси, приматываем проволочный каркас (полоску) (скрутив ее из проволоки с ниткой).

Если прямая вертикальная палочка в качестве каркаса не подходит, делаем его из проволоки.

Для фигуры человека проволочный каркас делается так. Берем кусок проволоки и обкручиваем его ниткой (чуть большей длины, чем проволока). Накручивать нить следует не сразу на весь кусок проволоки, а поэтапно, в процессе скручивания каркаса. Проволоку складываем пополам. Верхняя петля соответствует голове фигурки. Скручиваем концы проволоки между собой, примерно до уровня ключиц фигурки. Разводим концы проволоки в стороны. На расстоянии, соответствующем длине плеча (часть руки от плечевого сустава до локтя) + половина ширины грудной клетки + запас (для дальнейшего присоединения предплечья с кистью), сгибаем. Скручиваем. Концы возвращаются в центр. Скручиваем их (концы проволоки) между собой до уровня центра бедер. Этот отрезок соответствует центральной части туловища: грудная клетка + поясница. Затем концы проволоки снова расходятся. Следующий отрезок делаем равным длине ноги + немного на ширину бедра + запас для крепления к основе. Сгибаем. Скручиваем. Концы проволоки вернулись к центру тазобедренного сустава. Излишки проволоки отрезаем, а оставшиеся концы нитки можно обмотать вокруг каркаса.

Пропорции каркаса легко проверять, если распечатать (нарисовать) эскиз будущей фигурки в реальном размере.

* Я всегда беру кусок проволоки с очень большим запасом, не тратя время на точный расчет длины, затем обрезаю лишнее. Нитки нужны для лучшего сцепления проволочного каркаса с папье-маше.

Теперь определяемся с усилением точек опоры. Если это нужно, их можно укрепить швейными иглами или тонкими вязальными спицами. Важно правильно выбрать прямой отрезок конечности фигурки, непосредственно соприкасающийся с подставкой или основой (гнуть каленые иглы не получится). Игла должна примерно на 3/5 уместиться в фигурке, а на 2/5 уйти в основу (возможны другие пропорции, все зависит от особенностей фигурки и толщины основы-подставки).

Если используются швейные иглы. Продеваем нитку в ушко швейной иглы и этой ниткой приматываем ее (иглу) к уже готовому каркасу, в нужном месте. Спицы в основном оказываются слишком длинными, поэтому я чаще всего использую половину или треть. Спицу вначале саму туго обматываем ниткой, а затем уже приматываем к каркасу. Спицы, при необходимости, вполне легко гнутся под нужным углом.

* Повторяю совет из второй части мастер-класса. Осторожно! Швейные иглы ржавеют при длительном контакте с водой. Это нужно учитывать. Первичный слой массы, который будет соприкасаться с иглой, следует сделать посуше и обеспечить этой части максимально быстрое высыхание. В комментариях мне дали очень хороший совет (спасибо мастеру Короткевич Светлане): «Проволочный каркас покрывать автомобильной грунтовкой из баллончика, она изолирует металл проволоки от папье-маше и она не ржавеет» (должно подойти и для игл со спицами).

Итак. Проволочный каркас готов. Он соотносится с пропорциями человека примерно следующим образом:

  • петля верхней части каркаса примерно соответствует треугольнику нос — глаза;
  • перекрестие верхних конечностей на уровне центра грудины;
  • перекрестие нижних конечностей в центре тазобедренного сустава.

После этого я плотно обкручиваю проволочный каркас пропитанными клеем полосками бумаги (из бумажных полотенец).

При лепке реалистичных фигурок людей очень важно соблюдать правильные пропорции тела. Как говорится, лучше десять раз отмерить, перемерить и еще проверить. Пропорции человеческой фигуры давно и основательно изучены. Практически каждое пособие по графике, живописи и скульптуре содержит соответствующие схемы. Привожу те, которыми я пользуюсь.

* Из Der nackte Mensch. Hand-und Lehrbuch der Anatomie für Künstler. Gottfried Bammes.

Из Основы учебного академического рисунка Н. Г. Ли

Если вы хотите создавать анатомически верные фигурки людей, учите анатомию. Можно учить по Дювалю, можно учить по Барчаи и т. д. Учим, учим, учим! У меня на чтение учебников времени нет, я их слушаю. С аудиокнигами по анатомии в интернете негусто (их просто нет). Но можно заказать озвучку нужной книги электронным голосом на сайтах аудиокниг (можно, конечно, и озвучивание человеку заказать, но цена выше в 4-5 раз). Можно один раз поставить программу озвучивания книг на свой компьютер, разобраться с ее применением, и ни в чем себе не отказывать. Нюанс. Книгу надо сначала либо найти в интернете в электронном виде, либо отсканировать самостоятельно, а в идеале и распознать (то есть превратить из картинки в текстовый файл — программ для этого тоже много). Некоторые берутся за озвучивание книг не только с текстового файла, но и с хорошего скана.

Список интересных, на мой взгляд, книг и материалов по анатомии

1. Анатомия для художников М.Дюваль (в издании 1998 года — иллюстрации плохого качества, вроде ее недавно переиздали, в руках не держала, но фотографии страниц обнадеживают).2. Основы учебного академического рисунка Н.Г.Ли Эксмо 2007. — очень хорошие главы про пропорции и про анатомию.3. Анатомия для художников Енё Барчаи. (без комментариев, потрясающий, даже не учебник, а анатомический атлас).4. Учебники по рисованию Бёрна Хогарта — гипер-выраженность каждого мускула, но для изучения очень полезно.5. Der nackte Mensch. Hand- und Lehrbuch der Anatomie für Künstler. Gottfried Bammes — не знаю есть ли переведенный вариант. У меня скан с немецкого издания 1982 года. Даже без текста очень полезная вещь.6. Скульптурный портрет в глине. 2006. Рубино П. — только придется учитывать небольшую разницу в технологии лепки.7. Лепка. Э.Лантери8. Анатомия для скульпторов. Улдис Заринс и Сандис Кондратс (в интернете существует переведенный вариант в PDF).

Теперь, собственно, о лепке.

Общие принципы лепки из папье-маше, которыми я руководствуюсь:

1. Массу наносим легкими разглаживающими, похлопывающими движениями. Папье-маше не надо пытаться размазывать и растягивать (это не пластилин и не глина). Берем немного, кладем на нужное место и легкими отрывистыми, вбивающими движениями придаем нужную форму.

2. Папье-маше нужно «подправлять» в процессе сушки. Наносим массу, распределяем, слегка разглаживаем и оставляем сохнуть. Масса должна высохнуть не полностью, а до состояния, когда она еще влажная и мягкая внутри, но поверхность уже сухая и не липнет к рукам и инструменту. На этом этапе разглаживаем, вминаем.

3. Не стоит пытаться за один раз нанести весь объем и сразу вылепить тонкие детали. Лучше так:

Этап 1. Наносим на подготовленный каркас первый слой, назовем его объем (если лепим голову человека — то это шарик сплюснутый по бокам и чуть вытянутый в сторону нижней челюсти; если фигура человека: эллипсоид — грудная клетка, шарик — бедра; сидящая кошка — приплюснутый конус и т. д.). Подсушиваем, правим, сушим полностью. Первый слой массы будет деформироваться при сушке значительно больше других — это стоит учитывать, и не тратить время на попытки достижения идеально гладкой поверхности. Первоначальный объем лучше делать побольше с расчетом на «уминание» после частичной просушки (см. п. 2).

Этап 2. Долепливаем первичный объем до нужной формы, но без тонких деталей. Для головы человека это: форма задней части черепа, общий овал лица, лоб, скулы, нижняя челюсть, глазные впадины; для фигуры человека в одежде основная форма с крупными складками. Для животного форма без текстуры кожи или шерсти. Подсушиваем, правим, сушим полностью, шкурим.

Этап 3. Добавляем тонкие детали и текстуру. Для головы: глаза, нос, губы, уши. Для фигуры в одежде: тонкие складки, края, застежки и прочее. Для животных шерсть, складки кожи и т. д.

4. Если высохшую массу надо ошкурить, предварительно поверхность следует пропитать шпаклевкой (разведенной водой до консистенции молока), полностью высушить, а уже потом шкурить. В принципе, это как будто вы в верхний слой добавляете больше мела и клея. На такую основу последующие слои папье-маше прекрасно лепятся.

5. Вполне можно пользоваться приемами, которые показаны во всевозможных уроках по лепке из глины, пластилина и пластиков. Важно помнить один нюанс — добавить папье-маше значительно проще, чем аккуратно убрать лишнюю массу (это относится именно к этому пункту; стеком «петля» не стоит и пытаться убрать излишки влажной массы).

6. При лепке людей один из ключевых элементов фигурки — это лицо. При работе над лицом, туловище фигурки только мешает. Поэтому, я сначала полностью делаю лицо, а затем все остальное. Полностью — значит вылепливаю из папье-маше (как описано выше, в три этапа), шпаклюю, зачищаю. То есть, приступаю к работе над туловищем, когда лицо/голова готова к покраске.

* Если вы решите последовать этому совету, учтите нюансы:

  • нужно определить, лепить ли волосы сразу или нет, я леплю волосы сразу только в том случае, если прическа едва достигает шеи (естественно, головные уборы и всякие тонкие детали тапа перьев и бантиков делаются в конце работы над фигуркой);
  • в массе папье-маше есть вода. Вода течет и впитывается в сухую массу. Папье-маше, впитавшее воду, разбухает. Слой шпаклевки на разбухшей массе потрескается. Сама масса, при повторном высыхании, может деформироваться. Важно не испортить готовую голову при лепке остальной фигуры. Я делаю так: сразу леплю общий объем для головы, шеи и грудной клетки; затем полностью делаю лицо/голову; после чего, продолжаю работу над фигуркой;
  • и еще одно следствие из упомянутых выше свойств воды. Фигурку с готовым лицом/головой, при дальнейшем нанесении папье-маше, НЕ сушим вниз головой.

7. До начала работы над фигуркой следует определиться с последовательностью действий. Вот о чем я. Вылепить, отшпаклевать (и тем более зашкурить) спину или шею, под волосами, ОЧЕНЬ сложно. Лучше сначала полностью сделать те части, которые будут трудно доступны, а затем долепить детали, прикрывающие их.

8. Когда фигурка из папье-маше доведена до нужной формы, шпаклюем. Шпаклевку лучше наносить несколькими тонкими слоями, а не одним толстым (потеряете детали). Наносим тонкий слой, затем полностью сушим, опять наносим тонкий слой, сушим и т. д. (3-5 слоев).

* Не знаю, как другие виды шпаклевки, но та, которой пользуюсь я (водоразбавляемая шпаклевка по дереву внутри помещения фирмы TIKKURILA), спокойно относится к «поэтапному» нанесению — ни стыков, ни переходов, все высыхает и становится идеально однородным. Слои влипают друг в друга замечательно и становятся единым целым.

9. Помним о том, что шпаклевка любой густоты все-таки вещество. И, как любому веществу, ей свойственно течь, собираться в капли, смазываться при касании и т. д. Поэтому перед нанесением шпаклевки посмотрите на свою фигурку и подумайте: как вы будете ее сушить? Может быть, стоит наносить шпаклевку в два-три этапа. И уж точно стоит оставить непокрытым шпаклевкой тот участок, на котором будет стоять фигурка или за который она будет подвешена в процессе сушки.

10. Шпаклевочный слой перед покраской следует еще раз ошкурить и прочистить стыки и впадины. Вот что я имею ввиду. Шпаклевка обладает свойствами жидкости и стремиться затечь и удобно устроиться там, где поглубже или пониже. Поэтому после высыхания шпаклевочного слоя вы можете обнаружить, что глазные яблоки плавно перетекают в край века, вместо того, чтобы быть отделенным очевидной полоской-щелью. Как с этим бороться? Просто. После высыхания шпаклевки, берем тонкий инструмент и процарапываем все подобные детали фигурки.

11. Окраска готового изделия — это отдельная большая тема. Уроков на эту тему масса. Не буду повторяться. Скажу только, что окраска шпаклеванной фигурки из папье-маше ничем не отличается от покраски отгрунтованной фигурки из металла (разве что цветом шпаклевки и грунта), так что можно поучиться у моделистов.

Основные этапы лепки

1. Определимся с образом.

2. Делаем эскиз.

3. Определяемся с типом каркаса.

4. Скручиваем каркас из проволоки с нитками либо делаем его из бамбуковых палочек.

5. Усиливаем точки опоры (при необходимости).

6. Обклеиваем/обкручиваем каркас полосками бумаги (для проволоки).

8. Налепливаем на каркас первичный объем для головы, шеи и торса.

10. Корректируем голову (должна получиться примерно форма черепа с выемками для глаз, полностью сформированы лоб, скулы, щеки, подбородок).

12. Пропитываем верхний слой головы небольшим количеством очень жидкой шпаклевки.

14. Шкурим голову (точнее, ее базовую форму).

15. Лепим лицо (глаза, веки, нос, губы, уши) (лепка лица это отдельная большая тема; как я уже писала, можно воспользоваться советами из уроков по лепке из глины и пластика).

16. Шпаклюем лицо/голову в несколько тонких слоев. Полностью просушивая каждый слой перед нанесением следующего.

17. Корректируем: шкурим поверхности и процарапываем детали (стыки глазных яблок и век, ротовую щель, ноздри, обводка крыльев носа.

18. Лепим основной объем туловища и конечностей (руки делаем до локтей).

19. Параллельно с этим делаем кисти рук с предплечьями (по поводу рук, это тоже отдельная большая тема).

20. Корректируем туловище фигурки.

22. Пропитываем верхний слой небольшим количеством очень жидкой шпаклевки.

25. При необходимости добавляем тонкие детали (в основном это складки, детали и края одежды).

Если тело человека лепится обнаженным, то о тонких деталях говорить не приходится — форма туловища, рук и ног плавная, обтекаемая — лепятся в два этапа: первичный объем и корректировка.

26. Шпаклюем (в несколько слоев с просушкой).

27. Шкурим, корректируем (некоторые тонкие детали одежды тоже могут “заплыть” шпаклевкой, и их придется прочищать).

Чем больше будет опыт, тем меньше придется зачищать и корректировать. Со временем вы будете прекрасно понимать, как нанести шпаклевку и сушить так, чтобы шпаклевка легла правильно, не забив тонких деталей и не образовав капель.

28. У нас готова основная часть фигурки (чаше всего без волос) и отдельно, кисти рук с предплечьями. И то, и другое готово до состояния: можно красить. На месте локтевого сгиба у обоих частей должен остаться запас проволочного каркаса, достаточный для скручивания. Скручиваем. Лепим локоть. Сушим. Шпаклюем. Зачищаем.

* Если кисти рук у фигурки видны, я всегда делаю их отдельно.

* Иногда (в зависимости от фигурки), можно сделать линию стыка не в локте а ближе к запястью (в крайнем случае в самом запястье) или ближе к плечу.

* При расчете длинны рук, не забудьте, что части придется стыковать, и место стыка заделывать. Тоесть плечо и предплечье должны быть чуть короче, чем нужно (недостающее долепится при состыковке).

29. Лепим волосы/прическу (местоположение этого пункта, повторюсь, очень сильно зависит от конкретной фигурки).

30. Затем самые тонкие детали: шляпки, бантики, цветочки, веера, каблучки и т.д.

31. Далее окраска фигурки.

* Иногда (в зависимости от фигурки), целесообразно окрашивать частями, а затем уже окрашенные части соединять.

32. Покрываем лаком.

33. Наслаждаемся результатом.

Очень часто в работе над фигуркой правильная последовательность действий экономит не минуты, а часы и сутки, и предопределяет конечный результат. Эта последовательность индивидуальна для каждой фигурки и должна быть продумана заранее. Постарайтесь представить себе, как вы будете лепить (а затем шпаклевать, шкурить и красить) каждую часть. Насколько удобнее будет сначала полностью подготовить спину, а затем, при помощи штифтов, приделать плащ. А значит, нужно не забыть оставить место для этих штифтов или предусмотреть иную систему крепления.

Прочность всегда старайтесь рассчитывать с запасом (авось и так не отвалится — не подойдет).

И последний совет. Всегда все хорошо просушивайте! Пересушить невозможно, а вот не досушить легко!

Удачи в творчестве!

На мой взгляд, папье-маше — недооцененный (недопонятый) материал. С ним, конечно, работают, но мало. В основном папье-маше используют для грубых работ. Вследствие чего количество поклонников этого материала только уменьшается. А материал замечательный!

Почему я остановила свой выбор на папье-маше.

1. Для человека работающего руками очень важно насколько этим рукам приятно работать с выбранным материалом. Я перепробовала за свою творческую биографию очень многое вариантов и поняла, что моим рукам нравится работать с папье-маше и глиной. Пластик и я несовместимы. Мне нравятся металл, камень, стекло и дерево, но преобразовывать их глобально — не моё. Выбор между глиной и папье-маше обусловлен наибольшей доступностью и простотой работы с последним (У вас есть муфельная печь? У меня нет).

2. Папье-маше очень “снисходительный” материал — прощает творцу долгий процесс поиска и ошибки. Резьба по дереву или камню ошибок не прощает — отковырял лишнее, начинай заново. Глину до обжига можно изменять и исправлять, но после категорически нет. Папье-маше можно переделывать на любом этапе.

Однажды мне пришлось изменить опорную ногу фигурки после финального окрашивания (причем убирать все до каркаса). Сняла бором лишнее, затем переделала, заново зашпаклевала, ошкурила и покрасила измененную часть.

3. Изделия из папье-маше очень устойчивы к механически повреждениям (ударам, падениям). Однажды, моя готовая статуэтка упала с 2-х метровой высоты на ламинат. В результате появилась чуть заметная трещина в талии. Позже я еще не раз убеждалась, что даже самые тоненькие детали из папье-маше (пальцы рук, оборки платья) оказываются весьма прочными. Легкие удары зачастую обходятся без последствий. После сильных могут появиться небольшие трещины, исправить которые не представляет большого труда. Состояние вещи после ремонта неотличимо от изначального.

Другой пример. Я делала елочные игрушки. Сынишке очень понравились шарики. Я выделила ему для игры один из готовых, мысленно с ним попрощавшись. Целый вечер шарик летал по всей комнате. Каково же было мое удивление, когда уложив ребенка спать, я обнаружила на шарике только “патину” из небольших трещин. Я покрыла его еще одним слоем лака и повесила на елку, как будто так и задумала. Всем понравилось.

Тонкие керамические и пластиковые изделия гораздо более хрупкие.

4. Папье-маше позволяет делать очень тонкие и изящные детали.

5. Папье-маше прекрасно красится. Любыми красками. Шпаклеванное и не шпаклеванное.

6. И, наконец, дешевизна. Что может поспорить в цене с пачкой салфеток и ложкой клея. Ничего!

Итак. Папье-маше — моя большая любовь и осознанный выбор. Никому свое мнение не навязываю. Просто предлагаю подумать, попробовать и сравнить.

И, наконец, ложка дегтя (ну куда без нее). Лепить из папье-маше приятно, но сложно. И самое главное, как бы хорошо вы не “выгладили” основу из мокрой массы при высыхании поверхность все равно немного деформируется (больше или меньше зависит от рецепта). Придется шкурить, править, шпаклевать (если конечно хотите идеальную поверхность). К этому надо быть готовым. Работы будет много.

Написано об этом много. Постараюсь сделать акценты на собственных выводах и наблюдениях. Сравню варианты.

Для начала привожу рецепт из классической книги про папье-маше “Работа из папье-маше. Практическое руководство выделки из папье-маше различных вещей.” В.В. Сатунин Ленинград 1927 г. (вдруг у кого-то ее нет):

Полный скан книги можно посмотреть в моем блоге.

А теперь рецепт из учебного пособия “Умелые руки”, Молодая гвардия 1953 г:

База всегда одна:

1. Бумага. Тряпки я лично не рекомендую. Чтобы их довести до состояния однородной мелкодисперсной массы нужно много сил и времени. Хотя для укрепления изделия в некоторых случаях они подходят.

3. Клей (собственноручно приготовленный, ПВА, бустилат, обойный клей или другие).

4. Сыпучий гигроскопичный наполнитель (мел, глина, крахмал и прочее в разных вариациях).

Теперь о том чего сколько и зачем.

Бумагу можно использовать любую! Мелованная или упаковочная будут долго сопротивляться измельчению. Газет я лично опасаюсь из-за типографской краски. Зачем мучится, когда есть замечательные пачки дешевых салфеток, бумажных полотенец и рулоны серой туалетной бумаги, которые так замечательно размокают. Я преимущественно использую пачки бумажных полотенец без отдушек, пропиток и красителей. Забегая вперед скажу, что на будущее лучше запастись разной бумагой (мелованной, упаковочной, картоном и так далее).

Вода обычная водопроводная. Большинство авторов советуют перетертую бумагу отжать или даже высушить. Я не сушу и не отжимаю, а даю стечь. После взбивания в блендере оставляю в дуршлаге где-то на пол часа. Не варю. Пробовала варить, но ошеломляющего результата не заметила. Нужно найти тот вариант, который будет удобнее именно вам.

Качество измельчения влияет на однородность массы.

Объясню, на что влияет количество воды в массе. Прежде всего на “усушку”. Чем больше воды в массе, тем больше деформация изделия при высыхании, чем меньше воды, тем меньше прямая зависимость (при моём способе лепки). Почему мне нравится оставлять воду? Масса с водой более эластична при лепке. И не забываем о том, что будем добавлять сухие ингредиенты, которые заберут часть влаги.

Сухие сыпучие гигроскопичные ингредиенты. Мел (натирать его на терке или толочь в ступке удовольствие маленькое, а что делать), глина (в виде порошка), можно, кстати, взять алебастр или сухие строительные шпаклевки (которые надлежит по инструкции разводить водой), крахмал.

Все они служат одной цели: добавить к бумажной массе вязкость и эластичность, что очень важно при лепке. И, конечно, уменьшить “скукоживание” при высыхании.

Я находила в инете рецепты, в которых соотношение бумаги и сухих ингридиентов 50/50. На мой взгляд это уже не папье-маше, а шпаклевка из глины и мела с клеем (почти цемент), в которую добавили бумагу для объема. Изменения поверхности при сушке в этом случае действительно незначительные (можно даже не шкурить), но изделия очень сильно прибавляют в весе и теряют в прочности.

Соотношение бумага/сухие ингредиенты я делаю разное, в зависимости от конечной цели. Основной рецепт на 4/5 900 граммовой банки бумажной массы (так называемое ведро из под майонеза) по одной столовой ложке (с горкой) мела, глины и крахмала.

Теперь остановимся на клее. Помним главное — бумага размоченная и размельченная хорошо скрепляется при лепке и без клея. Ее собственных физических свойств вполне хватает для того, чтобы спрессованные частички после высыхания держались друг за друга. Клей добавляет прочности.

Художественное отступление: Я “познакомилась” с папье-маше так. Лет 15 назад мы с моим мужем (тогда будущим) обсуждали мои творческие искания. И о материалах тоже говорили. Он случайно разлил пиво, вытер его салфеткой, а потом подумав скатал из пропитанной пивом салфетки шарик и кинул мне со словами: “Вот пример папье-маше.” Шарик, кстати, до сих пор цел и не развалился.

Использовать можно любой клей, подходящий для бумаги или дерева (как промышленного производства, так и “по домашним” рецептам).

Многие пишут “варите клей только сами” никакого ПВА. Мне это не понятно. Если у кого то есть возражения или конкретные примеры противопоказаний использования ПВА, готова обсудить. Я много лет использую именно ПВА и бустилат и никаких проблем не заметила. Химическая промышленность существует десятилетия и там работают умные люди. Я не химик и не хочу изобретать велосипед.

К слову о количестве клея. На те же 4/5 900 граммовой банки бумажной массы, куда уже прибавили 3 столовые ложки сыпучих ингредиентов, 1 соловая ложка ПВА + 1 столовая ложка бустилата.

Количество клея в массе влияет на плотность итогового изделия. Хотите поплотнее, добавьте клея. После высыхания заготовка с большим количеством клея плотнее, шкурится “чище” (без задирав), но шкурить тяжелее и инструменты забиваются быстро. Слишком много клея может привести к “клеевой пленке” на поверхности (но это нужно очень, очень много клея).

Качество клея — это важно! Конечно нет смысла брать что-то супер дорогое, но и брать совсем сомнительный клей не стоит. Я покупаю на строительном рынке у вызывающего доверие продавца, не особо приглядываясь к маркам. Почему не самый дешевый? Плохой клей может плохо пахнуть изначально, либо быстро приобрести неприятный запах (я с таким сталкивалась). Поверьте плохой запах из папье-маше ничем не вытравить. Плохо пахнущая масса — на выброс.

1. 1/2 пачки бумажных полотенец (или один рулон т.б., или 3 пачки салфеток) несильно разрываем. Замачиваем в небольшом количестве воды (так, чтобы блендер или миксер мог спокойно взбивать). Воды примерно литр (зависит от бумаги и блендера).

2. Взбиваем. Сливаем через сито. Даем стечь.

3. Добавляем по одной столовой ложке порошок мела, порошок глины, крахмал.

4. Добавляем столовую ложку ПВА и столовую ложку бустилата.

5. Тщательно вымешиваем.

P.S. В емкости с плотно закрытой крышкой или в полиэтиленовом пакете эта смесь очень долго не затвердеет. Хранить ее следует в холодильнике, иначе начнет плохо пахнуть. В морозилке не стоит. Я обычно храню в морозилке измельченную и процеженную бумажную массу (без добавления прочих ингредиентов). Когда затеваю подготовку бумаги, то делаю сразу побольше.

Удачи всем в работе и творчестве. Спасибо, что прочитали этот материал. В следующий раз я напишу про инструменты и рабочее место.

Как делать папье-маше из газет?

Папье-маше в переводе с французского языка означает «пережёванная бумага». Эта техника изготовления декоративных изделий популярна во всём мире.

Папье-маше было изобретено в Китае во II веке н. э. и служило для изготовления шлемов и доспехов. Материал отличался простотой изготовления, не имел большого веса, но обретал плотность после лакирования. Техника со временем дошла до Египта, где использовалась для изготовления масок, покрывающих лица мумий, а вместо бумаги использовали папирус. Технологии изготовления папье-маше быстрыми темпами распространялись по всему миру, и уже в X веке о нём знали в Испании, Германии, Франции, Италии. Когда-то из данного сырья делали карнизы, мебель, оно было любимым предметом для творчества художников. Доказательством прочности материала считается церковь, построенная в 1793 году в Норвегии и простоявшая 37 лет. В России узнали о папье-маше после поездке в Европу Петра I.

Как приготовить массу

Для изготовления папье-маше используют дешёвые, простые и экологичные материалы, имеющиеся в доме:

  • клей для папье-маше подготавливают заранее и в большом количестве;
  • бумага для макулатуры, старые газеты, порванные на полоски, втулки от туалетной бумаги, бумажные полотенца, картонные коробки, разрезанные на полосы;
  • ножницы;
  • бумажная маскирующая лента для поддержания формы, она также облегчает соединение различных элементов;
  • для декора готовых изделий выбирают акриловые краски или цветные ткани.

Сделать папье-маше из газет можно, замочив их на несколько часов или для экономии времени прокипятив порванную на мелкие кусочки газету в течение 30 минут. Это делается для того, чтобы бумага стала мягкой – тогда из неё проще лепить формы.

Чем дольше идёт кипячение, тем проще будет дальнейшая работа, а если периодически менять воду, тогда газетная краска уйдёт, оставив светлый лист.

После приготовления бумаге необходимо остыть. Для этого её перекладывают в контейнер с холодной водой. Из остывшей бумажной массы тщательно выжимают воду и оставляют, накрыв нейлоновой тканью.

Следующим этапом будет изготовление клея. Он соединяет отдельные слои бумаги, благодаря чему изделие после высыхания становится твёрдым. Для этих целей подойдёт обычный клей ПВА, разбавленный водой в соотношении 2: 1, или традиционный клейстер, который готовится из муки или крахмала и воды.

Самый простой рецепт клейстера: перемешать 1 часть муки с 2 частями воды, пока клей не приобретёт консистенцию крема.

Стоит добавить несколько столовых ложек соли – она предотвращает появление плесени.

Сварить клей можно так:

  • в ёмкости смешать стакан муки со стаканом воды;
  • в отдельной кастрюле вскипятить 3 стакана воды и добавить туда подготовленную смесь;
  • варить несколько минут, постоянно помешивая, желательно венчиком;
  • в полученную однородную массу добавляют несколько столовых ложек соли;
  • если клей становится слишком густым, во время варки его можно разбавить водой, а если слишком жидким – разрешено досыпать немного муки.

Клей готов после охлаждения, тогда он тоже немного загустеет.

После остывания основных компонентов можно делать бумажное тесто для будущих творений.

Используемые техники

Существуют два основных метода работы с макулатурой, чтобы изделие получилось трёхмерным.

Изготовление поделок

Из папье-маше вы можете сделать всё, что подсказывает фантазия.

Французские ремесленники мастерили из папье-маше кружки и имитацию штукатурки и гипса. В Англии делали подносы, столы, стулья, бра, книжные полки, стенки карет, подсвечники, ширмы и рамы кроватей. Во Франции и в Германии были популярны мебель и куклы из папье-маше.

Дома своими руками начать работать рекомендуется с простых форм.

Для начала попробуйте обклеить газетами воздушный шарик, чтобы получить полый шар (он может в дальнейшем пригодиться, например, для создания интерьерной композиции). Для его изготовления понадобятся:

  • надутый резиновый шарик;
  • клей;
  • газета.

Подробная инструкция пошагово:

  • подготовить газету, разрезав её на ленты шириной 3 см;
  • подготовить клейстер, разведённый водой до консистенции сливок;
  • каждую полоску окунуть в раствор, а лишнюю жидкость сцедить;
  • обклеить шарик готовыми полосками в 4 слоя;
  • покрытый шарик должен сохнуть больше суток;
  • сухое изделие проколоть иголкой;
  • сдутый шарик можно не вытаскивать.

Как сделать яблоко из папье-маше шаг за шагом.

  • Несколько сухих газетных страниц помять руками, сформировав шарик любого размера.
  • Шарик оклеить скотчем, придавая ему форму яблока. Нужно сделать это аккуратно, чтобы форма не распалась.
  • Обёрточную бумагу порвать на куски, обмакнуть в клей. Кусочек за кусочком оклеить ею яблоко. Слоёв должно быть несколько, чтобы яблоко было крепким.
  • Оставить его полностью высохнуть.
  • На картоне нарисовать листочки, которые затем вырезать.
  • Вырезанные листья покрыть кусочками бумаги. На этот раз достаточно одного слоя.
  • К уже высохшему яблоку приклеить черешок из свёрнутого листка бумаги и подготовленный листок. Место склеивания маскируется кусочком бумаги, обмазанной в клее.

Маска методом папье-маше для праздничного вечера.

  • Для начала нужно подготовить форму: смять газеты и сформировать из них форму головы, можно с носом. Потом эту конструкцию скрепляют клейкой лентой, чтобы не развалилась. Маска может быть сформирована на воздушном шаре, надутом до желаемых размеров. Шарик перед началом работы смазывается чем-то жирным, например, вазелином или оливковым маслом – тогда легче снять высушенную маску с формы, не повредив её.
  • Если маска создаётся специально для кого-то, необходимо учитывать размеры головы, а после приклеивания плёнки отметить отверстия для глаз, рта и носа.
  • Маску делают из газетных полосок. Их замачивают в клее и приклеивают слоями на форму. Чтобы маска была прочной, слоёв должно быть много. Также стоит время от времени, прежде чем наносить другую бумагу, дать маске подсохнуть.
  • Как только оклеивание закончено, маску оставляют для просушки в тепле. Потом снимают её с формы и переходят к мелким косметическим работам: обрезанию краёв, выравниванию овала лица, разглаживанию мелкой наждачной бумагой.
  • Сзади маски нужно прикрепить крепкую резинку для фиксации на голове. Если она должна служить украшением комнаты, то за резинку её можно прикрепить на вешалку или подвесить на стену.

Оформление и декор

Готовые изделия из бумаги покрывают лаком для большей фиксации, твёрдости. Предметы из папье-маше украшают тканями, красят, что позволяет сделать простые и привлекательные вещи своими руками. Украшением интерьера могут стать:

  • цветы из папье-маше;
  • горшки для цветов;
  • декоративная отделка карниза картоном;
  • посуда из бумаги и с такими же фруктами в ней;
  • декоративные рамки для фотографий.

Как сделать папье-маше из газеты и клея ПВА, вы увидите в следующем видео.

Фигурки из папье-маше своими руками

Французская техника рукоделия папье-маше проста в исполнении и доступна, однако требует усидчивости и времени. Поэтому прежде чем приступить к созданию поделок, нужно вооружиться терпением. И тогда вы своими руками сможете изготовить карнавальную маску, элементы домашнего декора и даже новогодние украшения.

Как выбрать материал?

Для того чтобы создать поделку в технике папье-маше, нужны следующие расходные материалы:

  • салфетки;
  • туалетная бумага;
  • ненужные газеты;
  • любой картон;
  • яичные лотки.

Кроме того, нужно приготовить любую клеящую основу — чаще всего это клейстер и ПВА. Также для работы нужно приготовить:

  • кисточки — чтобы наносить клей и раскрашивать поделки;
  • вазелин/вазелиновое масло — для смачивания основы, с которой будет формироваться заготовка-слепок;
  • кухонный блендер — для замешивания бумажной массы;
  • клеенка — ею застилают стол, чтобы не запачкать рабочее место.

Выделяют два основных способа создания папье-маше. Первый предполагает поэтапное приклеивание небольших кусочков бумаги в несколько слоев, второй — вылепливание фигурок из так называемого бумажного теста.

Создание таких предметов декора требует скрупулезности и внимательности. Работа может занять несколько часов, потом ещё 2-3 дня материалы подсыхают, и несколько суток уйдет на финишную отделку.

Остановимся подробнее на особенностях разных техник.

Марширование

Бумагу измельчают на кусочки 1,5х1,5 см. Лучше всего взять мягкую бумагу — газеты либо салфетки. Рвать ее нужно руками, ножницы использовать нежелательно, поскольку в этом случае края бумаги будут слишком плотными, и на высохшем изделии их будет сложно выровнять.

Основу смазывают клеем и покрывают бумагой. После этого снова промазывают клеем и наносят еще один слой бумаги. Таким способом выполняют от 3 до 10 слоев. Имейте в виду, что после нанесения 2-3 слоев надо обязательно дать им просохнуть и только после этого продолжать работу.

Это несложная работа, самое главное — соблюдать аккуратность. Кусочки бумаги должны слегка перекрывать друг друга своими краями, гармонично очерчивать поверхность и не создавать неровностей.

Фигуру просушивают около двух дней при комнатной температуре 20-24 градуса. Многие делают ошибку и сушат заготовку около радиаторов или на солнце — в этом случае поверхность папье-маше покрывается трещинами и коробится.

Для отделки самого последнего слоя используют белую бумагу, её будет проще декорировать.

Лепка

Особенность создания поделок в данной технике в том, что изделие именно вылепливают, не применяя для этого формы. При таком подходе можно воспользоваться любым типом картона и бумаги, начиная от газетных листов и заканчивая картонными коробками. Материал измельчают, заливают кипятком и размачивают. Готовую массу прокручивают блендером, тщательно отжимают и смешивают с клеем.

В процессе подготовки масса для лепки смягчается и становится однородной. При этом от ее параметров липкости прямо зависит внешний вид готовой поделки и ее долговечность. Чтобы повысить клейкость и пластичность, в массу добавляют клеевые компоненты. Опытные мастера вводят незначительное количество алебастра или мела — это делает поверхность крепкой и гладкой. Однако работать с подобными смесями следует сразу же после приготовления.

Совет. Клейкую субстанцию можно хранить в течение нескольких дней. Если она начнет выделять воду, её следует отжать и влить немного клея. А вот замораживать её не рекомендуется.

Из картонной массы готовят поделки трёх видов:

  • полые;
  • предметы с каркасом;
  • бескаркасные.

Для создания полой фигуры используют образцы. На них выкладывают липкую массу, а после ее подсыхания разъединяют основу и готовую поделку. При создании изделий второго типа в качестве каркасов можно взять пластиковые емкости, проволоку либо картон. Бескаркасные формируются по типу лепки из глины или пластилина. Такие фигуры высушивают около недели, при этом температура воздуха и уровень влажности должны быть постоянно умеренными.

Как сделать тарелку?

Из бумажной массы получается очень красивая тарелка для фруктов. Чтобы её сделать своими руками потребуется:

  • газетная бумага;
  • бумага белого цвета;
  • клей;
  • вазелин;
  • вода;
  • краска;
  • лак.

В качестве основы сгодится любая столовая тарелка.

  • бумагу разрывают на маленькие кусочки и оставляют размокать в чаше с водой;
  • на тарелку наносят вазелиновое масло либо вазелин, в случае их отсутствия сгодится растительное;
  • на подготовленную поверхность выкладывают слой из кусочков влажной бумаги и покрывают клеем;
  • выкладывают следующий слой бумаги и оставляют подсушивать;
  • всего понадобится выполнить 10-11 слоев;
  • заготовку оставляют сушиться на сутки;
  • готовое изделие отделяют от тарелки и оклеивают двумя-тремя слоями светлой бумаги.

Тарелка готова — останется только высушить её, раскрасить гуашью и залакировать. Очень стильно смотрятся такие тарелки, декорированные в технике декупаж.

Изготовление поделок для декора дома

Из папье-маше легко сделать необычную вазу для цветов. Применить можно любую из техник — как маширование, так и лепку. Если изделие будет полое, то предпочтение лучше отдать оклеиванию кусочками бумаги. Если вы собираетесь получить вазу без внутреннего пространства, имеет смысл обратиться к вылепливанию.

Последовательность действий при лепке вазы:

  • контейнеры для яиц заливают водой и формируют влажную массу;
  • замачивают на час, после чего разравнивают блендером, отжимают, вводят 2 ч. л. ПВА и 10 ст. л. клейстера;
  • из получившейся клейкой массы формируют два шара разных размеров так, чтобы один был больше другого в 3-4 раза, большой пойдет на создание основания вазы, из второго будем лепить горлышко;
  • заготовки соединяют, добавляют немного бумажного теста, чтобы линии перехода получились плавными;
  • наносят слой гипса или шпаклёвки и подсушивают;
  • готовые изделия украшают по своему вкусу.

Последовательность действий в технике марширование:

  • для начала готовят модель, которая будет использоваться в качестве основы, имейте в виду, что форма должна быть простой, будет сложно снимать готовое изделия с основы;
  • чтобы поверхность основы не испортилась, перед работой её нужно обмотать пищевой пленкой, разместить горлышком вниз и обмазать вазелином;
  • дальше понадобятся кусочки тонкой бумаги, их замачивают и наклеивают на пленку, хорошо подсушивая каждый слой, всего понадобится около 10 слоев;
  • готовую поделку сушат примерно сутки.

Если основа имеет сложную форму, слой папье-маше придется разрезать вдоль всего изделия и нанести еще несколько слоёв, чтобы изделие приобрело целостность.

Можно сделать музыку ветра. Это простая конструкция, включающая кольцо и звенящие элементы. Изготовить её из папье-маше не составит никакой сложности.

Сформировать кольцо можно разными методами — и вылепливанием и машированием. В любом случае следует приготовить плотное полотно из наклеенных кусочков бумаги либо бумажного теста и хорошенько просушить, пока субстанция не станет твердой. Из этой заготовки вырезают круг.

На поделку наносят шпаклёвку. Когда она высохнет, останется только сформировать несколько отверстий и зафиксировать на них нити с элементами декора и колокольчиками.

Как изготовить новогодние игрушки?

Техника папье-маше получила широкое распространение при создании рождественских и новогодних поделок. Она позволяет создать украшения в стиле «чердачных», они своим видом напоминают старинные игрушки, которыми украшали елки наши бабушки и дедушки. Техника работы прямо зависит от того, насколько массивной вы хотите получить поделку.

Шар

Если вам нужен легкий елочный шар — обратитесь к машированию:

  • надуйте воздушный шарик либо приготовьте любую другую заготовку-основу, обмотайте её пищевой плёнкой или смажьте вазелином;
  • нарвите бумагу мелкими кусочками и поместите в чашу с водой;
  • пока бумага размокает, сварите клейстер из расчета 2 столовые ложки муки на 1 л. воды;
  • приклеивайте бумагу к модели в несколько слоев, каждый надо тщательно промазывать клеем и подсушивать, всего понадобится 8-10 слоев;
  • покройте готовое изделие шпаклёвкой и задекорируйте по своему вкусу.

Созданные своими руками новогодние игрушки несут в себе теплоту, которой так не хватает современным новогодним изделиям из магазина. Такая техника дает винтажность и эффект старины, благодаря которому можно привнести в дом атмосферу настоящего праздника, вызывающего ассоциации с беззаботным детством.

Рождественский венок

Из папье-маше можно сделать рождественский венок, он состоит из цветков и еловых веток, которые фиксируются на полое кольцо.

Мастер-класс включает несколько шагов:

  • картон рвут на мелкие куски и заливают крутым кипятком, после чего оставляют на сутки;
  • получившуюся массу перетирают в блендере, отжимают, сливают всю лишнюю жидкость и добавляют ПВА;
  • полученную массу раскатывают на ровной доске;
  • затем берут тарелку диаметром 30-40 см, выкладывают на картонную массу и обводят, вырезая круг острым ножом;
  • после этого нужно взять еще одну тарелку меньшего диаметра, ее размещают внутри круга и так же вырезают по контуру, получившееся кольцо оставляют до окончательного высыхания;
  • пока основа сохнет, нужно приготовить мелкие цветочки, для этого надувают воздушный шарик диаметром 10-15 см и оклеивают его кусками бумаги при помощи ПВА, всего нужно сформировать 3-5 слоев;
  • когда шарик высохнет, его разрезают на две половины и окрашивают в синие, желтые, красные цвета, при желании можно украсить будущие лепестки глиттером;
  • далее нужно вырезать из картона небольшие круги диаметром 7-8 см и приклеить на них половинки шара так, чтобы получился цветок;
  • в завершение можно переходить к сборке венка, начинают работу с закрепления еловых веток, они могут быть живыми или искусственными, после этого приклеивают цветы, ленты и снежинки.

Мастер-класс по созданию маски

Из папье-маше можно сделать и карнавальную маску. Последовательность действий в этом случае включает несколько шагов.

  • Для начала на плотной бумаге необходимо сделать точный эскиз в масштабе 1 к 1. Его вырезают по контуру и получают шаблон, а затем с его помощью на фанерном планшете очерчивают контуры маски.
  • В центр будущей модели укладывают пенопластовые бруски. Они не должны выступать за края заготовки — это позволит сэкономить пластилин.
  • После этого нужно набрать объем до оптимального размера. В соответствии с эскизом выполняют вылепливание всех деталей. Очень важно, чтобы все части заготовки работали на выход, то есть не имели впадин и бугров, которые будут препятствовать снятию изделия.
  • После того как основа будет готова, можно переходить непосредственно к папье-маше. При наборе кусочками поверхность изделия может получиться неровной. Если вы готовите маску дикого животного, то в этом нет ничего страшного. Но если вам требуется гладкая поверхность, то после подсыхания понадобится шлифовка наждачной бумагой. Это процесс достаточно трудоёмкий, в таком случае предпочтение лучше отдать технике лепки — она позволяет получить ровную поверхность.
  • Модель промазывают вазелином, после чего накладывают бумажную массу.
  • Важный момент. После того как вы сделаете 3-4 слоя, следует сформировать отверстия для крепления резинки и прорези для глаз. После высыхания маски выполнять такие действия будет намного труднее.
  • Готовую маску осторожно снимают с модели. Если масса не отходит, то лучше пожертвовать пластилиновой основой и извлечь её из смазки по частям.
  • После этого останется только зачистить края наждаком, раскрасить и задекорировать тесемками, блёстками, оборками и кружевами.

Идеи для сада

Технику папье-маше можно применять для изготовления предметов ландшафтного декора. Это могут быть декоративные камни, лейки, фигуры бычков, птиц, а также фонтаны, цветы, осенние грибы или сказочные герои.

  • Для начала из проволоки, картона или бутылки формируют каркас. Своим видом он должен напоминать очертания будущей поделки.
  • Далее составляют клеящий раствор. Для этого варят клейстер и смешивают его с ПВА в соотношении 1 к 1.
  • Бумажные лотки разрывают, а затем, окуная в подготовленный клей, наносят в 8-12 слоёв на каркас. Изделие нужно просушивать каждые 2-3 слоя.
  • Самые мелкие элементы формируют из салфеток или туалетной бумаги, размоченной в клее, так масса получается более пластичной.
  • На финишном этапе всё поделку обклеивают бумагой и дожидаются высыхания. После этого останется только загрунтовать поделку и раскрасить ее. Чтобы краска не смылась под дождём, её покрывают слоем лака.
  • Лакировка защищает поделку от осадков. Тем не менее осенью, в сезон дождей, лучше убрать предмет декора в дом, так как длительный контакт с водой может привести к деформации поделки.

Как сделать снеговичка из папье-маше своими руками, смотрите в видео.

Все о папье-маше

Папье-маше – это тот вид творчества, который может увлечь как взрослых, так и детей. Заниматься им способен любой желающий, ведь создавать красивые и функциональные поделки можно, используя обычную бумагу и клей.

Что это такое?

Папье-маше – это техника лепки различных фигур из бумажной массы. Её название с французского переводится как «жёваная бумага». Оно вполне логично, так как для создания поделок используется измельчённый материал.

У этой техники очень много преимуществ.

  • Создавать фигурки из бумаги может кто угодно. Техника не требует никаких особых навыков или знаний.
  • На новое хобби не уйдёт много денег. Фигурки можно делать из бумажных отходов и дешёвого клейстера домашнего приготовления.
  • Изделия, выполненные в любой из этих техник, получаются долговечными. Если покрыть готовые фигурки или предметы быта лаком, со временем они не будут терять привлекательность.

В технике папье-маше можно создавать практически что угодно. Поэтому её оценят и творческие личности, и очень практичные люди.

История возникновения

Создавать различные поделки и украшения для дома в технике папье-маше люди начали очень давно. Декоративные изделия из бумаги и клейстера использовали ещё в Древнем мире. Поделки высоко ценили за их прочность. Многие изделия из папье-маше дополнительно покрывали природными лаками – это делало их ещё более долговечными и красивыми.

В XVII столетии эта техника стала пользоваться популярностью во Франции и в Англии. Из бумаги начали делать кукол. Они получались более лёгкими, чем деревянные, но при этом не такими хрупкими, как фарфоровые.

Через несколько десятилетий изделия из папье-маше стали использовать для декорирования мебели и церковной утвари. По сути, они стали дешёвой альтернативой лепнине.

Сейчас из папье-маше изготавливают киношные и театральные декорации. Из этого материала получается создавать украшения, оружие, посуду и даже накладные детали для грима. В домашних условиях из бумаги создаётся большое количество различных игрушек, фигурок и даже функционального декора. Техника пользуется популярностью как среди детей, так и у взрослых.

Что необходимо?

Для создания поделок в технике папье-маше используются следующие материалы.

  • Бумажная основа. В работе можно использовать разные виды материалов. Для мелких поделок подойдёт туалетная бумага. Плотные листы, газеты и журнальные страницы применяют для создания более объёмных изделий. Шкатулки, рамки для картин и другие устойчивые поделки мастерят из картона или ненужных упаковок от яиц.
  • Клей. Для приготовления бумажной массы подойдёт как клей ПВА, так и приготовленный в домашних условиях клейстер.
  • Краски. Этот материал используется для оформления поделок. Окрашивать изделия можно как гуашью, так и акриловыми красками.
  • Растительное масло. Данный продукт используют для смазывания вещей, с которых делается слепок. Его также можно добавлять в клейстер, чтобы смесь получалась не такой липкой.

В работе также могут пригодиться различные декоративные мелочи. Но без них вполне можно обойтись.

Читайте также:  Трудовые обязанности кастелянши

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *