1 января 2022 года в Москве начал работать единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Государственным унитарным предприятием города Москвы «Экотехпром» 13 мая 2021 года подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы.
Общество с ограниченной ответственностью «МКМ-Логистика» выиграло право на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов) на территории ЗАО и ЮЗАО г. Москвы с 1 января 2022 года. «МКМ-Логистика» переданы агентские полномочия по заключению от имени ГУП «Экотехпром» договоров и взаимодействию с отходообразователями на территории ЗАО и ЮЗАО г. Москвы.
Таким образом, для исполнения своей обязанности по заключению с 1 января 2022 года договоров на вывоз твердых коммунальных отходов с Региональным оператором, отходообразователю – юридическому лицу необходимо заключить с компанией «МКМ-Логистика» (действующей от имени Регионального оператора) договор на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Другие компании не могут оказывать этот вид услуг на территории ЗАО и ЮЗАО г. Москвы.
Информация для потребителей
Предложение ГУП “Экотехпром” о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями – физическими лицами
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Об утверждении нормативов накопления ТКО
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
Операторы комплексной услуги
Во-вторых, в формулу расчета входит единый тариф регионального оператора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который устанавливается в рублях за 1 куб. метр ТКО.
Итоговая цена регионального оператора на услугу по обращению с ТКО на 1 месяц определяется путем умножения норматива накопления ТКО, определенного исходя из расчетной единицы потребителя, на количество таких расчетных единиц и на тариф регионального оператора, поделенный на 12 (месяцев).
Для расчета платы за услугу по обращению с ТКО необходимо учитывать способ коммерческого учета ТКО.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505 (далее – Правила № 505), предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
– нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
– количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом, пунктом 8 Правил № 505 установлено, что при раздельном накоплении ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Таким образом, при расчете цены исходя из норматива накопления ТКО ежемесячный расчет стоимости будет происходить по формуле:
P = K х N/12 х T,
K – количество расчетных единиц у отходообразователя, установленных ДЖКХ г. Москвы для данной категории объектов в соответствии с распоряжением от 29.09.2021 №01-01-14-194/21,
N – норматив накопления ТКО,
T – тариф РО.
Расчет платы за жилое помещение производится в соответствии с пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, согласно которому расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО может осуществляться исходя из общей площади жилого помещения . Поскольку в г. Москве норматив накопления ТКО для жилых помещений установлен исходя из площади жилого помещения расчет платы осуществляется по формуле:
Si – общая площадь i-го жилого помещения;
– норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх – цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для нежилых помещений плата за услугу по обращению с ТКО на основании норматива определяется следующим образом:
P = K х 1/12N х T,
При организации раздельного накопления ТКО в многоквартирном доме и фактического соблюдения потребителями требований накопления сортированных отходов, расчет цены производится исходя из объёма емкости контейнеров в МКД по следующей формуле:
P = Si /Sоб х V х T,
Si – общая площадь жилого помещения.
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме,
V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период,
Для нежилых помещений МКД плата за услугу по обращению с ТКО на основании на основании объема вывезенных контейнеров определяется следующим образом:
P = V х T,
V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период?
В случае наличия у отходообразователя собственного места накопления отходов – контейнерной площадки, доступ к которой третьим лицам ограничен, и раздельном накоплении ТКО расчет платы за услугу по обращению с ТКО производится по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных на месте накопления отходов:
P = K х V х T,
K – количество контейнеров, установленных на МНО,
Ознакомиться с распоряжением
Расчет стоимости услуг регионального оператора за обращение с твердыми коммунальными отходами складывается из нескольких величин.
Во-первых, это норматив накопления ТКО, который зависит от категории отходообразователей, ими могут выступать как управляющие компании многоквартирного жилого фонда, индивидуального жилищного строительства, так и торговые сети, соцучреждения. Он устанавливается в кубических метрах ТКО на расчетную единицу: квадратный метр жилья, сотрудника или рабочее место и т.п. В зависимости от категории отходообразователя уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ устанавливается норматив накопления ТКО на год на одну такую расчетную единицу.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)
(см. текст в предыдущей редакции)
К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)
2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
“бункер” – мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
“вывоз твердых коммунальных отходов” – транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572)
“контейнер” – мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;
“контейнерная площадка” – место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572)
“крупногабаритные отходы” – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
“мусоровоз” – транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов;
“погрузка твердых коммунальных отходов” – перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572)
“потребитель” – собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
“уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов” – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
3. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
4. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
6 – 8. Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094.
Федеральный оператор по обращению с отходами I-II классов опасности. Алгоритм работы с ФГУП «ФЭО»
С 1 марта 2022 года все организации, образующие отходы I и II классов опасности и не имеющие мощностей по обращению ними, должны передать эти отходы для обезвреживания, утилизации и безопасного размещения федеральному оператору, заключив с ним соответствующий договор. О том, как эффективно организовать работу с федеральным экологическим оператором, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК и на что при этом обратить внимание — в статье.
Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
С 1 марта 2022 года федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов и отвечает за все отходы указанных классов опасности, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Федеральный оператор осуществляет деятельность на всей территории России и не имеет региональных представительств, поэтому договор об оказании услуг по обращению с отходами заключается с ним напрямую.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р, федеральными законами от 26.07.2019 № 225-ФЗ и от 01.12.2007 № 317-ФЗ, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности определено федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» — ФГУП «ФЭО» (предприятие Госкорпорации «Росатом»).
С утверждением новой редакции Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в нем появились статьи 14.1-14.4, посвященные работе федерального регионального оператора по обращению с отходами I-II классов опасности.
Федеральный оператор выполняет следующие функции:
Согласно пункту 1 статьи 14.4 закона № 89-ФЗ все юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы I-II классов опасности, обязаны заключить договор с ФГУП «ФЭО» через ФГИС ОПВК. Это требование не распространяется на организации, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы.
Отходы необходимо передать федеральному оператору до истечения предельного срока их накопления — 11 месяцев со дня образования (статья 1 закона № 89-ФЗ).
Так как изменения в закон № 89-ФЗ вступили в силу 1 марта 2022 года, то и заключить договоры отходообразователи обязаны с этой даты.
Несмотря на указанный срок, заключение договоров было невозможно по следующим причинам:
На данный момент процесс заключения договоров реализован и алгоритм работы с федеральным оператором состоит из следующих действий:
Есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при заключении договора:
Договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключенные ранее даты издания ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ, действуют до 1 марта 2022 года. С 01.03.2022 такие договоры необходимо заключать с федеральным оператором.
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности