Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 978

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июля 2019 г. N 978

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ПУНКТ 1 КРИТЕРИЕВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ НАУЧНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПО ИНИЦИАТИВЕ КОТОРЫХ СОЗДАЕТСЯ ИННОВАЦИОННЫЙ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Пункт 1 критериев, которым должны соответствовать образовательная организация высшего образования или научная организация, по инициативе которых создается инновационный научно-технологический центр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1698 “Об утверждении критериев, которым должны соответствовать образовательная организация высшего образования или научная организация, по инициативе которых создается инновационный научно-технологический центр” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 535; N 41, ст. 6260), после слов “по всем уровням высшего образования” дополнить словами “либо наличие у организации прав, предусмотренных абзацами вторым – четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике”.

“Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год” (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2019 N 55485)

“О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288”

“О внесении изменения в План работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 2019 год”

“Об утверждении Регламента информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения” (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2019 N 55526)

  • 20 сентября 2021
    Акт о списании по форме ТОРГ-15
  • 7 сентября 2021
    Образец заполнения ТОРГ-3
  • 19 февраля 2021
    Накладная по форме ТОРГ-13: зачем нужна и как заполнить
  • 2 августа 2019
    Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности
  • 13 апреля 2019
    Что такое РСБУ в бухгалтерии
  • 5 февраля 2019
    Как составить приказ на выдачу подотчетных сумм
  • 28 ноября 2018
    Наряд на сдельную работу
  • 4 сентября 2018
    Отчет по форме КНД 0710096
  • 21 февраля 2018
    Бухучет: что это такое
  • 2 ноября 2017
    Бухгалтерская отчетность станет электронной

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 сентября 2016 г. N 978

О ДОСРОЧНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Прекратить досрочно существование:

особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях муниципальных образований “Майминский район” и “Чемальский район” Республики Алтай;

особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях города-курорта Ессентуки, города-курорта Железноводска, города-курорта Кисловодска, г. Лермонтова, города-курорта Пятигорска, Минераловодского муниципального района и Предгорного муниципального района Ставропольского края;

портовой особой экономической зоны на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края;

туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края;

портовой особой экономической зоны на территории муниципальных образований Кольский район и город Мурманск Мурманской области;

туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Апшеронского района Краснодарского края;

туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Майкопского района Республики Адыгея;

туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия – Алания.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить в установленном порядке безвозмездную передачу в государственную собственность Республики Алтай, Хабаровского края, Приморского края, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Адыгея и Краснодарского края по принадлежности имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, созданного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, внесенных в уставный капитал акционерного общества “Особые экономические зоны” в целях обеспечения создания инфраструктуры особых экономических зон, указанных в пункте 1 настоящего постановления, с сохранением целевого назначения указанного имущества.

3. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 “О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5401) следующие изменения:

а) в наименовании и преамбуле слова “, Краснодарском крае и Республике Адыгея” исключить;

б) подпункты “б”, “в” и “д” пункта 1 признать утратившими силу.

4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно приложению.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 67 “О создании на территориях муниципального образования “Майминский район” и муниципального образования “Чемальский район” Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 888).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 71 “О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 892).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1185 “О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 232).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 201 “О создании на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1666).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 800 “О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5378).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1434 “О включении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края в состав туристического кластера, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 31).

от 28 мая 2022 г. N 978

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА И СОТРУДНИКОВ

СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТА (АВИАЦИОННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ) ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА БОРТУ

ВОЗДУШНОГО СУДНА ЛИЦ, КОТОРЫЕ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ СОЗДАЮТ

НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА

ЛИБО УГРОЗУ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ДРУГИХ ЛИЦ И ОТКАЗЫВАЮТСЯ

ПОДЧИНЯТЬСЯ РАСПОРЯЖЕНИЯМ КОМАНДИРА ВОЗДУШНОГО СУДНА,

ПЕРЕЧНЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СДЕРЖИВАНИЯ, КОТОРЫЕ РАЗМЕЩЕНЫ

НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА, И ПРАВИЛ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ

СРЕДСТВ СДЕРЖИВАНИЯ, КОТОРЫЕ РАЗМЕЩЕНЫ НА БОРТУ

1. Утвердить прилагаемые:

Правила действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна;

перечень специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна;

Правила применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

2. При выявлении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, в том числе создают препятствия для исполнения членами экипажа воздушного судна своих должностных обязанностей (далее соответственно – противоправные действия, нарушитель порядка на борту воздушного судна), члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) незамедлительно принимают меры для пресечения противоправных действий и информируют командира воздушного судна о выявлении нарушителя порядка на борту воздушного судна, совершаемых противоправных действиях и результатах принятия мер по их пресечению.

3. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) во время пресечения противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна принимают меры по запрету доступа пассажиров в зону пассажирской кабины, расположенную непосредственно перед дверью кабины летного экипажа.

Членам летного экипажа воздушного судна запрещено покидать кабину летного экипажа для оказания помощи по пресечению противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна. В случае если член летного экипажа воздушного судна покинул кабину летного экипажа и находился в пассажирской кабине воздушного судна до совершения противоправных действий нарушителем порядка на борту воздушного судна, возвращение члена летного экипажа в кабину летного экипажа осуществляется только после пресечения противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна.

4. В случае если принимаемые членами экипажа воздушного судна и сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) меры не привели к пресечению противоправных действий, командир воздушного судна отдает распоряжение нарушителю порядка на борту воздушного судна о прекращении совершения им противоправных действий.

5. В случае если нарушитель порядка на борту воздушного судна отказывается подчиняться распоряжению командира воздушного судна, командир воздушного судна отдает распоряжение членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) о пресечении ими противоправных действий указанного лица с использованием специальных средств сдерживания, указанных в перечне специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 978 “Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна” (далее – специальные средства сдерживания).

6. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) по распоряжению командира воздушного судна используют специальные средства сдерживания для пресечения противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна.

7. Члены экипажа воздушного судна и (или) сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) до завершения полета осуществляют наблюдение за нарушителем порядка на борту воздушного судна, в отношении которого применены специальные средства сдерживания.

8. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при использовании специальных средств сдерживания принимают меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам сдерживания посторонних лиц.

9. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) по согласованию с командиром воздушного судна объявляют пассажирам о прибытии в аэропорт назначения с указанием всем пассажирам оставаться на своих местах в целях обеспечения прохода медицинских работников (в случае наличия пострадавших от противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна) и (или) прохода сотрудников правоохранительных органов к нарушителю порядка на борту воздушного судна, в отношении которого применены специальные средства сдерживания, для его вывода из пассажирской кабины воздушного судна.

10. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) оказывают на борту воздушного судна содействие сотрудникам правоохранительных органов.

11. В случае наличия пострадавших от противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна командир воздушного судна по установленным каналам связи сообщает о необходимости оказания пострадавшим скорой медицинской помощи в аэропорту прибытия. Оказание скорой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в приоритетном порядке по отношению к выводу сотрудниками правоохранительных органов нарушителя порядка на борту воздушного судна, в отношении которого применены специальные средства сдерживания, из пассажирской кабины воздушного судна.

1. Пластиковые наручники.

2. Нейлоновые ремни (средства связывания).

1. Настоящие Правила определяют порядок применения членами экипажа воздушного судна и сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) специальных средств сдерживания, указанных в перечне специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 978 “Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна” (далее – специальные средства сдерживания), в отношении лиц, которые создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, в том числе создают препятствия для исполнения членами экипажа воздушного судна своих должностных обязанностей, включая отказ соблюдать требования безопасности полета и авиационной безопасности (далее – нарушитель порядка на борту воздушного судна).

2. Ношение членами экипажа воздушного судна и сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) специальных средств сдерживания осуществляется в период исполнения ими служебных обязанностей, связанных с пресечением противоправных действий на борту воздушного судна.

3. По распоряжению командира воздушного судна члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) применяют специальные средства сдерживания в соответствии с эксплуатационной документацией специальных средств сдерживания.

4. Прекращение использования специальных средств сдерживания в отношении нарушителя порядка на борту воздушного судна осуществляется по распоряжению командира воздушного судна или при передаче нарушителя порядка на борту воздушного судна сотрудникам правоохранительных органов.

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 15 апреля 2021 г. N 978-р

1. Утвердить прилагаемую программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации (далее – программа).

2. Минвостокразвития России совместно с Общественным советом Арктической зоны Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями:

обеспечить реализацию программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации”, отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников;

создать межведомственную рабочую группу по реализации мероприятий программы;

в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации программы;

представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, начиная с 2022 года, не позднее 1 марта, доклад о результатах реализации программы.

Председатель Правительства Российской Федерации М.МИШУСТИН

Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации (далее – программа), направлена на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации (далее – коренные малочисленные народы), и определяет цели, задачи и основные механизмы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Правовую основу программы составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”;

Федеральный закон “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”;

Федеральный закон “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”;

Федеральный закон “О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации”;

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 “Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года”;

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 “О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года”.

Реализация программы основывается на следующих принципах:

гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации;

признания значения земли и природных ресурсов, а также благополучия окружающей среды в качестве основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

рационального использования земель и природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

признания прав коренных малочисленных народов на приоритетный доступ к рыболовным участкам, охотничьим и биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

необходимости участия представителей и объединений коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического развития коренных малочисленных народов.

В Арктической зоне Российской Федерации проживают представители 19 коренных малочисленных народов, располагаются объекты их наследия, которые представляют историческую и культурную ценность общемирового значения. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность коренных малочисленных народов составляет 102 тыс. человек.

Законодательством Российской Федерации определено 13 видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации:

животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);

переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;

промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;

заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);

безвозмездное пользование общераспространенными полезными ископаемыми для личных нужд;

художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);

строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Для коренных малочисленных народов ведение традиционной хозяйственной деятельности является не только основой жизнеобеспечения, но и опорой культуры, мировоззрения, фольклора, обрядов, праздников, народной педагогики, традиций, сохранения преемственности поколений.

Особенностью Арктической зоны Российской Федерации, определяющей специальные подходы к ее социально-экономическому развитию, является обширный демографический потенциал и высокая чувствительность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации к внешним воздействиям.

Основными факторами, формирующими риски развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, являются:

интенсивное изменение климата в Арктике;

ускорение темпов экономического освоения территорий Арктической зоны Российской Федерации в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;

высокие издержки при осуществлении хозяйственной деятельности;

низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации;

низкое качество связи и отсутствие высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в большинстве мест традиционного проживания коренных малочисленных народов;

несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования потребности в квалифицированных кадрах для осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

Основой экономики в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, обеспечивающей увеличение занятости и самозанятости коренного населения на основе мобилизации внутренних ресурсов домашних хозяйств и общин, становятся развитие предпринимательства в сфере услуг и туризма, создание мелкотоварного производства, развитие художественных промыслов, включая производство традиционных изделий, традиционные виды природопользования, переработка сельскохозяйственной продукции.

Однако перечисленные выше факторы обуславливают низкую конкурентоспособность товаров, работ и услуг коренных малочисленных народов и создают угрозу для их жизнедеятельности.

Цели государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов – создание условий для повышения конкурентоспособности производимых в ее рамках товаров, работ и услуг и формирование устойчивой основы развития коренных малочисленных народов.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

подготовку кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

модернизацию объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

популяризацию предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов.

1. Развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

Крайне ограниченный инвестиционный потенциал традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов не позволяет соответствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным товаропроизводителям (осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность) обеспечивать высокий уровень технологического развития производств. В результате в подавляющем большинстве случаев глубина переработки основных видов продукции коренных малочисленных народов – продукции животноводства, звероводства, рыболовства, охоты и собирательства – остается низкой, экономический потенциал традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов не в полной мере используется для обеспечения их устойчивого развития.

В отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации сформирован положительный опыт реализации мероприятий по созданию факторий – промышленно-логистических комплексов для размещения субъектов предпринимательства, занятых традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов, переработки и хранения их продукции, а также созданных юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов пунктов, предназначенных для содействия жизнеобеспечению лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни.

В рамках реализации программы в целях развития промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов будет реализован следующий комплекс мероприятий:

разработка типовых проектов фактории с соответствующим перечнем промышленного и технологического оборудования для всех видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность) с участием лиц из числа коренных малочисленных народов на создание факторий при условии использования типового проекта;

анализ и распространение лучших практик в области технологического обеспечения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка стандарта кочевого жилья для работников, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Российской Федерации;

проведение исследований в области использования местных ресурсов для создания здоровьесберегающих, лекарственных, косметических средств, биологически активных добавок, пищевых продуктов общего, лечебно-профилактического назначения и специальной ориентации;

разработка мер государственной поддержки, направленных на обеспечение малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса с участием лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на приобретение и модернизацию оборудования для глубокой переработки продукции оленеводства, морского зверобойного промысла, рыболовства;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность) с участием лиц из числа коренных малочисленных народов на модернизацию или создание современной материально-технической базы для осуществления добычи и переработки водных биологических ресурсов;

развитие художественных промыслов и создание условий для роста внутреннего и международного рынков продукции.

2. Продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

На федеральном уровне система продвижения на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, учитывающая особенности такой деятельности, в рамках существующих институтов и механизмов поддержки производства и экспорта отсутствует. Региональными органами государственной власти и экспортными центрами оказываются отдельные, зачастую персональные меры содействия производству и экспорту продукции, произведенной коренными малочисленными народами.

В рамках реализации программы на базе управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития и государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее – управляющая компания), будет сформирована система поддержки производства и экспорта товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, включающая:

ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов, производящих товары, работы и услуги, в том числе экспортно-ориентированные;

проведение регулярного анализа внутреннего и внешнего рынков для оценки возможности сбыта продукции, производимой в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

содействие субъектам малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов в подготовке маркетинговых материалов;

содействие проведению выставочных мероприятий и деловых миссий, обеспечивающих продвижение на внутренний и внешний рынки продукции, производимой в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

консультационную и образовательную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов в области таможенного оформления, экспортного и валютного контроля, логистики, сертификации, патентования и лицензирования в экспортных целях;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов, связанных с организацией экспорта производимой ими продукции.

3. Развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

Туризм стал одной из крупнейших глобальных экономических активностей. Число посетителей особо охраняемых природных территорий по всему миру стабильно растет. Коренные малочисленные народы принимают все более активное участие в развитии индустрии туризма, особенно экотуризма и этнотуризма.

Маршруты экотуристской направленности включают туры по дикой природе, посещение культурных достопримечательностей и другие туристские услуги на территориях традиционного природопользования и охраняемых природных территориях. Культура и исконная среда обитания коренных малочисленных народов становятся основной достопримечательностью для туристов, посещающих уголки дикой природы. Основополагающим принципом поддержки туризма является невмешательство в жизнедеятельность коренных малочисленных народов без их добровольного согласия.

В рамках программы с учетом основных положений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, будет реализован следующий комплекс мер по развитию туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов:

проведение ежегодного отбора проектов в области развития туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с целью государственной поддержки их реализации;

содействие разработке мастер-планов развития туристских территорий в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

субсидирование части затрат по осуществлению капитальных вложений в объекты инфраструктуры, необходимые для реализации проектов по развитию туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также части затрат российских кредитных организаций на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным для реализации таких проектов;

субсидирование части затрат туроператоров, связанных с приемом туристов на туристских территориях в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с целью снижения стоимости соответствующих услуг в низкий туристский сезон;

разработка и реализация программы повышения качества туристских услуг в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, включая реализацию программ повышения квалификации специалистов в области туристской деятельности и представителей коренных малочисленных народов, осуществляющих прием туристов в традиционных национальных жилищах;

организация и проведение кампаний по продвижению туристских услуг в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на внутреннем и внешнем рынках, включая размещение информации о них на национальных и региональных информационных ресурсах и цифровых сервисах, для культурно-познавательного туризма.

4. Подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

В настоящее время система подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Российской Федерации не сформирована. Отдельные образовательные программы в данной сфере реализуются федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования “Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова”, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования “Мурманский арктический государственный университет”, Институтом народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена”, федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования “Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова”, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования “Арктический государственный институт культуры и искусств”, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования “Арктический государственный агротехнологический университет”, Институтом Севера и Арктики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования “Сибирский федеральный университет”.

В целях формирования системы подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в рамках программы планируется:

разработка единого порядка формирования и обновления прогноза потребности в кадрах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, включающего в себя методологические подходы и технологические (программные) средства для автоматического формирования, анализа и оценки результатов прогнозирования с целью дальнейшего формирования соответствующего задания системе профессионального образования;

приведение системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в кадрах;

проведение модернизации и обновления материально-технической базы организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

разработка мер государственной поддержки работодателей, заключивших целевые договоры на подготовку кадров с целью осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка мероприятий по повышению имиджа профессий, характерных для сферы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка федерального государственного образовательного стандарта по направлению “Специалист северного хозяйства”;

разработка мер государственной поддержи, направленных на обеспечение дополнительной стипендией студентов из числа коренных малочисленных народов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, при условии получения образования по профессиям (специальностям, направлениям подготовки), связанным с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

организация непрерывных форм подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;

реализация программы целевой ежегодной подготовки кадров из числа малочисленных народов по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами малочисленных народов, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, производству изделий художественных промыслов и народных ремесел, в том числе из мамонтовой кости;

установление дополнительных бюджетных мест в образовательных организациях, открывающих новые направления подготовки для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (“Оленевод-механизатор”, “Егерь”, “Таксидермист”, “Охотник промысловый”, “Хозяйка чума”, “Резчик по дереву, кости и рогу”, “Мастер по изготовлению сувениров”, “Докер”, “Судомеханик”, “Обработчик рыбы”);

разработка мер государственной поддержки для организаций реального сектора экономики, осуществляющих финансовую поддержку организаций профессионального образования, реализующих подготовку кадров для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка мер государственной поддержки в целях привлечения молодых кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в виде субсидий на приобретение жилья по месту жительства;

формирование на базе Института народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена” достаточной инфраструктуры для обеспечения реализации мер поддержки образования коренных малочисленных народов, включающей в себя создание для обучающихся из числа коренных малочисленных народов подготовительного отделения предуниверсария (10, 11 классы) и научно-образовательного центра по изучению языков коренных малочисленных народов;

проведение анализа качества общего образования, получаемого представителями коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества общего образования в данной сфере;

проведение мониторинга качества преподавания родных языков, предоставляемого представителям коренных малочисленных народов, включая проведение анализа качества и обеспеченности учебной и методической литературой;

проведение анализа качества подготовки, повышения квалификации и системы дополнительного профессионального образования педагогов родного языка и литературы коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества такой подготовки.

5. Модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

В местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в силу их кочевого и полукочевого образа жизни зачастую отсутствует централизованное электроснабжение и применяются экономически неэффективные и устаревшие дизельные генераторы. Высокая себестоимость электроэнергии делает неконкурентоспособной производимую коренными малочисленными народами продукцию.

Для достижения целей программы в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, будет обеспечено развитие распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах, в том числе с целью внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Крайнего Севера.

6. Популяризация предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов

Неразвитость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов и ограниченные возможности получения специального образования обуславливают низкий уровень информированности и компетентности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в области финансовой грамотности, осуществления предпринимательской деятельности, в том числе электронной коммерции.

В целях популяризации предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов в рамках программы в структуре управляющей компании будет создан центр развития традиционного предпринимательства, выполняющий совместно с существующими организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, следующие функции:

информирование и консультирование лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по вопросам начала и осуществления предпринимательской деятельности и применения мер государственной поддержки такой деятельности;

сопровождение инвестиционных проектов лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по принципу “одного окна”;

организация взаимодействия предпринимателей из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, с институтами развития и кредитными организациями;

содействие сетевому взаимодействию предпринимателей из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, включая создание кооперативов;

выявление и поддержка перспективных молодежных предпринимательских инициатив.

В рамках реализации программы на официальном сайте управляющей компании в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” будут размещены информационно-справочные материалы с рекомендациями по открытию и ведению бизнеса лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, в том числе на их родных языках.

Достижение целей государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности осуществляется в том числе посредством совершенствования нормативного правового регулирования.

В рамках реализации программы будет обеспечено принятие нормативных правовых актов, предусматривающих:

актуализацию перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

внесение организации экологического туризма и сбора палеонтологических материалов в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

уточнение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности в части видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

установление особенностей регулирования порядка производства и реализации лекарственного сырья, получаемого в рамках осуществления северного оленеводства;

установление особенностей приобретения общинами коренных малочисленных народов статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;

учет особенностей традиционной хозяйственной деятельности в законодательстве Российской Федерации о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации;

уточнение оснований предоставления лицам из числа коренных малочисленных народов и их объединениям права использования лесов для ведения сельскохозяйственной деятельности на землях лесного фонда на условиях безвозмездного пользования;

разработку профессиональных стандартов для категории работников, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;

установление регулирования сбора палеонтологических останков (мамонтовой фауны) коренными малочисленными народами;

дополнение перечня видов сельскохозяйственной продукции видами продукции морского зверобойного промысла;

проведение выборочного федерального статистического наблюдения в отношении граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, по показателям, характеризующим их социально-экономическое положение;

уточнение порядка использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд коренными малочисленными народами;

совершенствование механизмов создания территорий традиционного природопользования как инструментов сохранения и развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе путем установления особого правового режима таких территорий;

внесение в региональный перечень видов предпринимательской деятельности субъектов Российской Федерации, территории или части территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, вида деятельности “Оказание туристских услуг проживания в традиционном национальном жилище”, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.

Финансовое обеспечение программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации”, отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников.

Реализация программы обеспечит:

повышение благосостояния граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам;

снижение уровня безработицы в населенных пунктах, являющихся местами традиционного проживания коренных малочисленных народов;

увеличение объема товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и направляемых в том числе на экспорт;

снижение себестоимости товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

повышение туристской привлекательности мест традиционного проживания коренных малочисленных народов и рост туристского потока в Арктическую зону Российской Федерации.

Реализация программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации программы, содержащим перечень мероприятий программы, с указанием сроков их выполнения, источников и объемов их финансирования, согласно приложению.

Целевые показатели реализации программы устанавливаются в государственной программе Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации”.

Читайте также:  Директор магазина или директор магазина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *