Новости и аналитика
В 2023 году заключен договор в рамках Закона N 223-ФЗ о капитальном ремонте объекта культурного наследия. Приложением к договору является проектно-сметная документация, на основании которой будут проводиться работы, со сметами и заключением государственной экспертизы достоверности в ценах 4 квартала 2021 года.
Подрядчиком предлагается изменить сметную документацию в актуальных ценах 1 квартала 2023 года и пройти новую экспертизу достоверности. В новой сметной документации поменяется стоимость выполненных работ в отдельных позициях, главах, но итоговая стоимость по смете путем применения понижающего коэффициента останется такой же, как в первоначальном локальном сметном расчете (который был в составе аукционной документации).
Имеют ли право стороны заключить дополнительное соглашение к договору об изложении сметной документации в новой редакции на основании заключения экспертизы достоверности? Правомерно ли актуализировать сметные расчеты после заключения договора на торгах? Как проверяющим органам доказать основание для изменение сметной документации?
Общая информация
Порядок подачи документов
Документы
Инструкции
Вопрос-ответ
Главгосэкспертиза России оказывает консультации по вопросам, связанным с порядком проведения. Для записи на консультацию можно обратиться в Контактный центр Учреждения по телефонным номерам:
- +7 (495) 625-95-95 (г. Москва)
- 8 (800) 775-95-95 (Бесплатный звонок по России).
Коэффициент инфляции
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 и опубликованными Федеральной службой государственной статистики индексами потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за 2023 год Учреждением определен размер коэффициента, отражающего инфляционные процессы. Коэффициент Кi = 7,44.
Коэффициент Кi утвержден Учреждением к применению при определении размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Автоматизированный процесс
С марта 2023 года Главгосэкспертизой автоматизирован процесс оформления договорных отношений по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Договор оформляется в форме ДОГОВОРА ПРИСОЕДИНЕНИЯ к Условиям оказания услуги.
- Для оформления договора присоединения необходимо при подаче заявления выбрать Договор присоединения.
- На стороне личного кабинета сделали выбор вида договора = Договор присоединения. Данный вариант проставляется по умолчанию.
При возникновении вопросов обращайтесь в Контактный центр Учреждения:
- +7 (495) 625-95-95 (г. Москва)
- 8 (800) 775-95-95 (бесплатный звонок по России).
Проектная документация объектов капитального строительства
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе проектной документации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3, 3.1, 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является оценка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий установленным требованиям, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий осуществляется без проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, либо включая проверку достоверности определения сметной стоимости или в части проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в форме экспертного сопровождения в случаях, установленных частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Главгосэкспертиза России
Главгосэкспертиза России проводит государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:
- Система учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы
Цель создания Информационной системы
Цель создания Информационной системы учета предварительных заявок на проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости — повышение эффективности взаимодействия Главгосэкспертизы России с заявителями.
Через личный кабинет заявители получают доступ к базе данных о сформированных ими предварительных заявках на проведение государственной экспертизы.
Органам власти ресурс позволяет проводить мониторинг процесса формирования заявок, поступающих от курируемых государственных структур и подведомственных организаций, контролировать представление ими документов для проведения государственной экспертизы и формировать отчетные материалы.
Организации вносят в базу данные о предварительных заявках, а также информацию о поданных на государственную экспертизу документах.
В Системе учета предварительных заявок предусмотрен механизм получения обратной связи, который позволяет оперативно обеспечивать достоверность и актуальность хранимых сведений по каждой заявке.
Интервью с зампредседателя Правительства России
В интервью Ведомостям курирующий строительную отрасль зампредседателя Правительства России поделился своим мнением о льготной ипотеке, ценах, кадрах, апартаментах и рассказал о своем отношении к действиям ЦБ.
Жилищное строительство в России
Сегодня, отметил Марат Хуснуллин (на фото ниже), одна из задач Кабинета министров состоит в том, чтобы сохранить темп ввода жилья на уровне не менее 100 млн кв. м в год.
В стройке, по его словам, нельзя получить результат сразу. Успех 2023-го обеспечили в том числе меры, принятые в 2020 — 2022 годах. Поэтому если сегодня не оказывать поддержку жилищному строительству, то в 2026-м, 2027-м на рынке будет провал.
Выйти на 110 млн кв. м жилья во многом удалось благодаря льготной ипотеке. Она стала драйвером, в строительную сферу пошел капитал.
Но самое главное, что основным инвестором выступило население. Жители России за прошлый год профинансировали новое строительство на 8 трлн руб.
Влияние на демографию
Покупка большей по площади квартиры или дома существенно влияет на демографию. Поэтому жилищное строительство и ипотека — это, безусловно, нужные механизмы.
В этом смысле очень важно послание Президента, в котором по ряду вопросов были расставлены акценты, — подчеркнул вице-премьер. — Например, поддержка Семейной ипотеки, сохранение программ на Дальнем Востоке. Мы надеемся, что эти меры помогут поддержать спрос.
Градостроительный потенциал и ИЖС
Чтобы сохранить спрос, необходимо снижать цены. Это можно сделать, увеличивая предложение. Но в стране остро не хватает земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
Поэтому еще одна важнейшая задача — постоянно расширять градостроительный потенциал, и Правительство ставит перед собой цель довести его до 1 млрд кв. м.
Кроме этого есть большой резерв в индивидуальном жилищном строительстве (ИЖС).
По итогам прошлого года из 110 млн кв. м построенного жилья 59 млн пришлось на ИЖС. Мы хотели бы держать эту планку на уровне не ниже 50 млн кв. м в год, — сказал Марат Хуснуллин.
Влияние стройматериалов на цены
Стоимость жилья, безусловно, зависит и от стройматериалов, а цены на них за 2023 год выросли в среднем на 13%.
Подорожали перевозки, особенно по железной дороге. Учитывая, что в строительстве доля материалов составляет от 50% до 70% стоимости объекта, рост расходов на их транспортировку повлиял на цены по всему сектору, в том числе и на жилье.
От 10% до 50% в зависимости от специальности выросли в отрасли зарплаты, увеличились ставки по кредитам — это все также влияет на себестоимость.
Была и объективная спекуляция. Пользуясь дефицитом, особенно локальным, некоторые местные производители задирали цены, — заявил заместитель премьер-министра.
Дефицит кадров
Следующая проблема — кадры. При вводе порядка 110 млн кв. жилья в год дефицит трудовых ресурсов составляет около 400 тыс. человек.
Решение проблемы дефицита рабочей силы в строительной отрасли
Решать эту задачу, по мнению Марата Хуснуллина, можно повышением производительности труда (к 2030 году на 22% от уровня 2021-го) и перемещением людей из других отраслей.
Повышение производительности труда
Для решения проблемы дефицита рабочей силы в строительной отрасли необходимо увеличить производительность труда на 22% к 2030 году.
Возвращение мигрантов
Важным моментом является возвращение мигрантов, ограничение притока которых во время пандемии привело к дефициту и удорожанию рабочей силы в строительной отрасли.
Однако, согласно зампредседателя Правительства, Марата Хуснуллина, существуют некоторые трудности в общении с руководителем Центробанка Эльвирой Набиуллиной. Необходимо найти компромиссы для решения проблемы.
Влияние ключевой ставки
Согласно Хуснуллину, ключевая ставка явно оказывает влияние на стоимость финансовых услуг, таких как ипотека и страхование. Он выразил мнение, что ставка по ипотеке должна составлять 5%.
Система эскроу-счетов
Введение системы эскроу-счетов в 2019 году дало гарантии людям от обманутых дольщиков. Однако, увеличение стоимости 1 кв. м жилья на 5% связано с проектным финансированием и кредитами на покупку земельных участков.
Проблемы с жилищным строительством
Некоторые проблемы с жилищным строительством связаны с негибким градостроительным законодательством, проблемой инсоляции в квартирах и жесткими нормативами по социальной инфраструктуре.
- Проблемы с градостроительным законодательством: необходимость изменения генпланов, учитывающих изменения в экономике.
- Проблема инсоляции в квартирах: требования, касающиеся времени солнечного света в квартире, иногда не учитывают реальные потребности жильцов.
- Жесткие нормативы по социальной инфраструктуре: обеспечение доступности садиков и школ может быть трудной задачей.
Новости и аналитика
Больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики доступно в телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.
Присоединяйтесь к нам!
[Вставка иллюстрации 1]
[Вставка иллюстрации 2]
[Вставка иллюстрации 3]
Росстат: в январе — феврале 2024 года три четверти жилья было построено населением
Строительной отрасли страны не хватает 1 млн специалистов, Москве — более 30 тыс.
Эксперты: производители стройматериалов из-за проблем с импортом не успевают за строительством
Эксперты: к концу 2024 года дефицит кадров в строительстве составит 15%
Владимир Путин: программа «Семейная ипотека» будет продлена до 2030 года с сохранением базовых параметров
Эксперты: Москва стала лидером по выдаче ипотеки на апартаменты
Минстрой РФ дал разъяснения по вопросам проведения повторной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с п.п. 45(12), 45(13) Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007
Уважаемые Заявители! Пересчет сметной стоимости строительства после получения положительного заключения государственной экспертизы возможен в случаях, определенных, в том числе, п.п. 45(12) и 45(13) Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее – Порядок).
Согласно п. 45(12) Порядка в случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие к сметным нормам, индексы изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметные цены строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексы изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенные в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом действующих на дату представления документов для проведения повторной проверки сметной стоимости сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов, индексов изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.
Согласно п. 45(13) Порядка в случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением: а) сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости с использованием базисно-индексного метода; б) индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, такая сметная документация может быть направлена по решению застройщика на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости; в) сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен и в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., а также индексов изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости с использованием ресурсно-индексного метода; г) сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, такая сметная документация может быть направлена по решению застройщика на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости.
Обращаем ваше внимание, что при направлении документации на повторную экспертизу должно быть указано основание ее проведения, предусмотренное Порядком (один из пунктов, на основании которого проектная документация направляется для проведения повторной экспертизы).
В случае, если государственный (муниципальный) контракт (договор), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации необходимости, не заключен и в проектную документацию вносятся изменения, которые влекут за собой изменений физических объемов работ либо имеет место изменение расценок, индексов изменения сметной стоимости, необходимо направить проектную документацию на проведение повторной государственной экспертизы сначала на основании п. 45(13) Порядка, а затем – на основании п. 45(12) Порядка.
Приложение: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.05.2023 №27714-АГ/09
Порядок подачи документов
Документы на государственную экспертизу предоставляются в электронной форме.
Требования к формату документов, представляемых в электронной форме, утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
В случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну, документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
До подачи заявления в электронной форме Вы можете воспользоваться бесплатной консультационной услугой предварительной проверки комплектности.
Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
В 2023 году заключен договор в рамках Закона N 223-ФЗ о капитальном ремонте объекта культурного наследия. Приложением к договору является проектно-сметная документация, на основании которой будут проводиться работы, со сметами и заключением государственной экспертизы достоверности в ценах 4 квартала 2021 года. Подрядчиком предлагается изменить сметную документацию в актуальных ценах 1 квартала 2023 года и пройти новую экспертизу достоверности. В новой сметной документации поменяется стоимость выполненных работ в отдельных позициях, главах, но итоговая стоимость по смете путем применения понижающего коэффициента останется такой же, как в первоначальном локальном сметном расчете (который был в составе аукционной документации). Имеют ли право стороны заключить дополнительное соглашение к договору об изложении сметной документации в новой редакции на основании заключения экспертизы достоверности? Правомерно ли актуализировать сметные расчеты после заключения договора на торгах? Как проверяющим органам доказать основание для изменение сметной документации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Цена договора, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, может быть изменена при его заключении.
Смета, прилагаемая к договору, не должна основываться на смете, обосновывающей начальную (максимальную) цену этого договора.
Проведение повторной проверки достоверности сметной стоимости в описанном случае законом не предусмотрено.
В первую очередь отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
Закон N 223-ФЗ не ограничивает право сторон изменять условия договора при его заключении и исполнении, в том числе количество, объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, и не связывает возможность таких изменений с их существенностью, требуя лишь разместить информацию о таком изменении в ЕИС (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, стороны могут своим соглашением изменить любые условия такого договора, если только характер таких изменений не свидетельствует об осуществлении новой закупки.
Представляется, что такое изменение условий договора (проекта договора) не должно противоречить положению о закупке, разработанному и утвержденному заказчиком. Однако это положение является внутренним документом заказчика, регламентирующим его закупочную деятельность (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), и не создает каких-либо обязанностей для контрагента заказчика. Как мы уже отметили, Закон N 223-ФЗ не ограничивает возможность внести в договор изменения, причем не ставит такое право в зависимость от содержания положения о закупке. Статья 7.32.3 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, не предусматривает каких-либо санкций для заказчика или контрагента в связи с изменением условий договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, вне зависимости от содержания изменяемых условий, существенности изменений, запретов или ограничений на внесение изменений в договор, содержащихся в положении о закупке, и иных обстоятельств.
Безусловно, следует учитывать специфику договоров на выполнение строительных работ, но она не отменяет вышеописанного принципа.
Согласно ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, выполняемых за счет бюджетных средств и средств указанных лиц в этой части лиц, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. А в силу ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ превышающая 10 млн руб. сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, выполняемых за счет бюджетных средств и средств указанных лиц в этой части лиц, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством РФ. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством РФ. Такие случаи установлены в п. 27.4 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948).
При некотором различии оба списка лиц, данных в п. 1 и п. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, содержат указания на юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, которые в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ обязаны руководствоваться при закупках этим Законом.
По определению, данному в ч. 3 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Вместе с тем в ч. 13 ст. 48 ГрК РФ содержится указание, что проектная документация должна включать в себя также раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" в случаях, когда строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, указанных в чч. 1, 2 ст. 8.3 ГрК РФ. Более того, в силу ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ при проведении капитального ремонта объектов за счет средств указанных субъектов подготовка проектной документации в обязательном порядке осуществляется только в объеме сметы на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания выполняемых работ.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства, заказчиками, руководствующимися Законом N 223-ФЗ и указанными в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, проектная документация может быть подготовлена только в объеме сметы, которая проходит проверку на достоверность сметной стоимости в случаях, установленных Правительством РФ, в качестве проведения государственной экспертизы проектной документации.
Вместе с тем, как указано в самой ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ, сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены договоров, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Закон N 223-ФЗ), и сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных договоров. При этом ни одна норма закона не указывает на то, что смета, прилагаемая к договору, должна каким бы то ни было образом основываться на смете, обосновывающей начальную (максимальную) цену этого договора. Представляется очевидным, что такой нормы и не может быть, поскольку согласно ст. 424 ГК РФ цена договора определяется соглашением сторон, кроме тех случаев, когда цены (тарифы), устанавливаются на основании закона государственными или муниципальными органами. Регулирование же цен на строительные работы законом не предусмотрено, предусмотрен только, как сказано выше, порядок формирования начальной (максимальной) цены договора заказчиками, руководствующимися специальными законами о закупках.
Соответственно, по нашему мнению, смету, прилагаемую к договору, должен готовить подрядчик, который единственный, кто может и должен знать все нюансы формирования им цены.
В соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения (применительно к рассматриваемому случаю) одновременно:
Иными словами, по общему правилу необходимость государственной экспертизы изменений в проектной документации зависит по общему правилу от того, влияют ли такие изменения на архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, упомянутые в ч. 3 ст. 48 ГрК РФ.
При этом, по нашему мнению, нельзя сказать, что в этом случае законодателем была допущена ошибка юридической техники – не учтен финансовый аспект, необходимость проверки достоверности сметы, являющейся в установленных законом случаях частью проектной документации, – это мнение основывается на том, что вышеназванной нормой предусмотрен случай, связанный с этим аспектом: в силу п. 5 ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика должна проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения не соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Соответственно, отсутствие изменения технической части проектной документации, влияющей на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, означает отсутствие обязанности получения положительного заключения экспертизы на сметную документацию с увеличением стоимости строительных работ. Данный вывод косвенно подтверждается постановлением АС Дальневосточного округа от 19.02.2018 N Ф03-135/18, постановлением Четырнадцатого ААС от 18.10.2018 N 14АП-7800/18, которые были вынесены на основании ранее действовавших норм, также предусматривавших обязательную проверку достоверности сметной стоимости. К сожалению, практики относительно применения обновленных норм ГрК РФ нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТСерков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
3 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Главгосэкспертиза снизила долю отрицательных заключений
17 ноября 2023, 14:36 264
Главгосэкспертиза временно изменила порядок рассмотрения проектов, сведя к минимуму выдачу отрицательных заключений. Введенные в сентябре 2022 года изменения снизили долю отрицательных заключений в первом квартале 2022 года до 7,3%, во втором – до 2,4%. Данный показатель удерживается в течение 9 месяцев 2023 года. Главными факторами при этом стали упрощенный порядок проведения экспертизы и институт экспертного сопровождения проектов.
Текст: Дмитрий Воронин
Не послабления ради, а контроля для
В 2022 году приказом № 46 Главгосэкспертизы России утвержден Временный порядок проведения госэкспертизы проектной документации (ГЭПД) и результатов инженерных изысканий (РИИ) в связи с мораторием на выдачу отрицательных заключений экспертизы. В период действия процедуры расторжение договора практически не предусмотрено – все замечания устраняются в рабочем порядке. А раз нет отрицательных заключений, то необходимость в повторной экспертизе для получения положительного заключения после устранения всех недостатков отсутствует.
Временный порядок не дает дополнительных «послаблений», сохраняет законодательные подходы к контролю и надзору за строительной деятельностью и лишь закрепляет корректную оценку проектной документации на этапе проведения государственной экспертизы.
Ведомство обязано вести перечень организаций, подготовивших проектную документацию (ПД) с существенными нарушениями, оказывающими значительное негативное влияние на сроки проведения госэкспертизы, и ежемесячно информировать Минстрой России. В частности, в реестре размещаются сведения о заключениях экспертизы, о представленной ПД для ее проведения и РИИ, об экономически эффективной ПД повторного использования.
В свою очередь Минстрой России принимает меры по предотвращению злоупотреблений правом неоднократного продления со стороны низкоквалифицированных проектных организаций, которые продляют сроки, но при этом не устраняют замечания. В отношении таких организаций президиум Правительственной комиссии по региональному развитию РФ может инициировать вопрос об их исключении из членов саморегулируемых организаций.
Что надо знать проектировщикам и заказчикам
4. Если изменения ПД приводят к увеличению сметной стоимости строительства свыше указанных ограничений, то проводится повторная государственная экспертиза в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения. В указанном случае повторная процедура проводится без взимания платы и в срок, не превышающий 14 рабочих дней.
Введен институт экспертного сопровождения проектов
Федеральным законом № 151-ФЗ внесены изменения в статью 49 Градостроительного кодекса РФ, благодаря чему введен институт экспертного сопровождения. Его внедрение направлено на упрощение процедур, связанных с рассмотрением и оценкой изменений, внесенных в ПД, ранее получившую положительное заключение. Экспертное сопровождение производится организациями, ранее проводившими экспертизу ПД на основании договора, который заключается на год с возможностью пролонгации по инициативе заявителя на такой же срок (неограниченное количество раз).
В период действия договора застройщик вправе в случае необходимости представлять внесенные в ПД изменения в экспертную организацию. Которая в течение 10-20 рабочих дней (в зависимости от объема вносимых изменений) рассматривает документы и выдает заключение, что позволит застройщику оперативно принимать решения о реализации указанных изменений в ходе строительства.
Застройщик не ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме.
Ввиду того, что понятие «экспертное сопровождение» является новым, ФАУ «Главгосэкспертиза России» подготовило разъяснения на вопросы, которое могут возникать при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948. Соответствующие материалы размещены на официальном сайте Минстроя России.
Фото – freepik.com